В чем вы видите особенности романтизма горького

Особенности романтического героя в раннем творчестве Горького (Горький Максим)

Ранние рассказы Максима Горького наполнены романтизмом, Горький знакомит читателей с людьми скитающимися по просторам России, эти герои искали смысл жизни, свободу, правду. Произведения Горького не похожи на типичные произведения того времени. Герой у Горького — гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, который отличается от сонного большинства.

Данный период творчества Горького совпадает с расцветом различных революционных движений в России, взгляды которых автор поддерживал. Он воспел образ бескорыстного и справедливого революционера, ведомого романтическим желанием изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему, существовавшую в России того времени. Так же в его произведениях той поры раскрывалась его тяга к несбыточным идеалам, ведь Горький лишь мечтал о переменах, он не видел плана их реализации.

Когда же мечты о новом социальном строе приобрели четкие очертания, его творчество перетекло в реализм.

Таким образом, главная особенность романтизма в творчестве раннего Горького — это наличие героя, готового отдать все за свои идеалы. Его идеалами обычно выступало желание свободы для себя или для своего народа. Также важной особенностью является способность на самопожертвование ради своих ближних

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Источник

В чем вы видите особенности романтизма горького

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА (+ к концу списка особенности стиля самого Г-го):

3) Роль пейзажа,
—Действие рассказов и легенд часто перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
—В романтическом пейзаже предстает перед нами старуха Изергиль: «ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
—В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она «отражает» душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря.
—природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми. Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.
—Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма.

5) Исп.элементы фольклора.
—одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»). Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной).
—Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол).

7) Использование жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Композиция повествования в романтических рассказах целиком подчинена одной цели: более полному воссозданию образа главного героя. Рассказывая легенды своего народа, герои дают автору представления о своей системе ценностей, об идеальном и антиидеальном в человеческом характере, как они сами его понимают, показывают, какие черты личности достойны уважения или презрения. Иными словами, они таким образом как бы создают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами. романтическая легенда является важнейшим средством создания образа главного героя.

8) Проблема гордого человека. Писатель анализирует два типа людей: «Человек — это звучит гордо!» и «Человек — раб вещей». Это то, что нек.критики назыв «ницшеанством» Горького.
См.ниже отрывок из Келдыша об этой особенности Г.

9) Свобода. Тема свободного человека — главная тема его первого рассказа «Макар Чудра», а также многих других произведений, в том числе «Песни о Соколе». Понятие «свобода» для писателя связано с понятиями «правда» и «подвиг». Если в рассказе «Макар Чудра» Горького интересует свобода «от чего-либо», то в «Старухе Изергиль» — свобода «во имя». Ларра — сын орла и женщины — недостаточно человек, чтобы быть с людьми, но и недостаточно орел, чтобы обойтись без людей. Его несвобода — в его себялюбии, и потому он наказан одиночеством и бессмертием, а после него остается только тень. Данко же, напротив, оказывается более свободным человеком, потому что он свободен от самого себя и живет ради других. Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького — это высшая степень свободы от любви к себе. Что же касается правды, то писатель показывает, что, к сожалению, статичная правда Дятла, как правило, побеждает романтическую, зовущую в дорогу правду Чижа.

11) Построение произведения:
—Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или «свободы» в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.
—Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».

Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Идейный лиризм.
С самого начала обозначилось серьезное расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что хотел видеть в нем рядовой читатель. Читателя меньше всего интересовал смысл горьковских вещей. Но он искал и находил в них настроение, созвучное своему времени. Критика пыталась найти в произведениях Горького социально-психологические типы («лишний человек», «кающийся дворянин»), но чаще находила колоритные и несомненно жизненные характеры. Толстой высоко оценил образы босяков, считая, что молодому писателю удалось познакомить образованную публику с несчастным положением « бывших людей» — тема, которая занимала самого Толстого. Появившись в литературе, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма», по точному определению М.А.Протопопова[8]. Его герои напоминали кентавров, так как несли в себе, с одной стороны, типически верные черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции; с другой — произвольные черты и особого рода «философию». Г.описал новый идейно-психол. тип,котор.врезался в духовную и общественную жизнь России конца XIX — начала XX в.

Особенности характеров героев
Действительно, особенность многих героев раннего Горького в том, что они живут в несколько ином моральном измерении, нежели традиционные персонажи русской литературы.
1 категория: предпочитают не думать о грехе, но грешить на деле; не терзаться мыслью о преступлении, но идти и совершать его.меньше думать. «Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает», — говорит Макар Чудра (I, 14).целая философия. Мысли — это признак вырождения или «декаданса» в ницшевском понимании слова. «На плотах»: Горький обращает внимание на то, что Митя был «хилый, задумчивый парень». «Задуматься» — значит нарушить закон природы, остановить процесс вечного «становления», испугаться жизни и возненавидеть ее (ницшевская трактовка образа Гамлета). Если крылья не несут тебя по ветру, как раненого Сокола («Песня о Соколе», 1895), самый лучший выход — самоуничтожиться, жизнь не терпит остановки. Из двух ипостасей, тверди и бездны, потерявший небо Сокол выбирает все-таки бездну, т.е. гордыня + отчаяние. Не м.б. гармонии и равновесия. Герои ранних рассказов Горького, в отличие от традиционных русских типов «маленьких» и «лишних» людей, прежде всего экспансивны. Жизнь для них – борьба, самоутвержд. за счет врага, к кот. питают не только ненависть, но и странное чувство любви. Наличие врага необходимо им как воздух, в иной атмосфере они задыхаются (символич-ки это выражает Сокол). Любовь и вражда — две стороны одной медали, и чем сильнее любовь, тем сильнее и вражда. Радда и Зобар не могут любить иначе, как пытаясь победить один другого, подчинить себе волю любовника («Макар Чудра»). Но возможное поражение одного означало бы немедленное охлаждение другого. С исчезновением вражды пропал бы главный стимул любви. Единственное примирение состоит в радости взаимного уничтожения.
Вторая категория героев раннего Горького: некоторые черты героев первой+ отличия. В ницшевской иерархии (зверь — человек — сверхчеловек) она занимает место после человека, однако еще не совпадает со сверхчеловеком. Герои второй категории — это «бывшие люди»: Коновалов («Коновалов»), Промтов («Проходимец»), Фома Гордеев («Фома Гордеев»), Илья Лунев («Трое»), Сатин («На дне» ) и др. В их лице человек начинает осознавать себя в качестве проблемы, требующей своего решения. Здесь абсурд жизни в эпоху «смерти Бога» переживается как трагедия. Очарование природой, свобода инстинктов не дают выхода в жизненном лабиринте. Мир обнаруживает свои серые тона, которых в ранних рассказах Горького не меньше, чем ярких, сочных красок. Недаром эпитет «серый» в горьковской прозе приобретает особое смысловое значение. Так, в финале рассказа «Двадцать шесть и одна» (1899) он возникает совсем неслучайно: «И — ушла, прямая, красивая, гордая. Мы же остались среди двора, в грязи, под дождем и серым небом без солнца. (курсив мой.— П.Б.)» (V, 21). Перед нами не просто линялый мир, лишившийся после ухода Тани ярких, сочных красок, но и важный образ-символ обессмыслившегося мироздания, в котором работники пекарни как собирательный образ всего человечества обречены на одиночество и экзистенциальные поиски самих себя. Эти герои- безнадежно больные люди. физически крепкие личности,но избыток жизненных сил неожиданно принимает характер патологии, ведет к своеобразномудекадансу: психическому надрыву, сумасшествию и даже самоубийству. Их странность- ненависть ко всяким социальным опорам. фатальное стремление к сжиганию мостов, что соединяют их со своей средой. выпадают в социальный осадок. Говоря словами Горького о Фоме Гордееве, они « нетипичны» как представители своих классов. Лишенный идеала, над ним стоящего, человек либо гибнет, как Коновалов, либо сходит с ума, как Фома Гордеев.

«Ницшеанство» раннего Горького:
Романтическая манера раннего Горького, несомненно, была близка Короленко, автору «Огоньков», хотя он и упрекал своего ученика за излишний романтизм. Но и Короленко пришел в растерянность, прочитав в сборнике «Знания» поэму Горького «Человек», где самый пламенный романтизм сочетался с ледяной абстрактностью в изображении Человека. В космическом образе, лишенном «человеческих, слишком человеческих» черт, Короленко не сумел найти ничего «гуманного» и заподозрил Горького в высокомерии и индивидуализме. И опять — ничем иным, кроме влияния Ницше, он этого объяснить не смог. Можно догадаться, что под ницшеанством Горького часто понимали просто неорганическую сторону его ранних рассказов, в которых видели влияние «извне». Речь о ницшеанстве Горького заходила всякий раз, когда реальный образ писателя почему-либо не описывался в априорные представления о народных источниках его творчества. В глазах литературных и общественных авторитетов Горький почти обязан был быть именно «самородком», а значит — «чистым листом», на котором можно написать и хорошее, и дурное. По мнению Толстого, Короленко, Михайловского, Ницше оказал на него «дурное» влияние. Вслед за Михайловским этот взгляд разделяла значительная часть русской критики, считавшая ницшеанство Горького искусственным, наносным явлением, искажавшим народные источники его таланта. Вопрос о ницшеанстве раннего Горького — важная тема, которая не раз поднималась в отечественной и зарубежной науке.
До 1898 г. в критике разговоров о «ницшеанстве» Горького не было. Его рассказы, рассеянные по газетам и журналам, не казались чем-то из ряда вон выходящим. Например, «Русская мысль» писала, что, в отличие от народников, у Горького «невыдуманный мужик». Впрочем, внимание критики привлек рассказ «Мальва» с его искусственной метафорой «море смеялось», покоробившей также Л.Толстого. Первым заподозрил неладное Н.Минский. После выхода «Очерков и рассказов» он заметил, что собранные воедино слова и жесты героев Горького далеко выходят за границы традиционной морали. Разбирая рассказ «На плотах», он писал: «Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и Добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной». Важно, что сам Горький обратил внимание на отзыв Н.Минского, о чем свидетельствует его раннее письмо к своему другу: «Друг Никола Минский: поэт пишет про меня что я Ибсенист (?) и Нитченианец с первого до последнего слова, а жандарм в радикала произвел меня. Вот и живи».
—Но было ли это ницшеанство «книжным», как писал автор журнала «Книжки «Недели», или же оно вытекало из иного источника? Можно ли, например, считать «ницшеанским» образ Силана в рассказе «На плотах», если снохачество, как писал еще Глеб Успенский, было нормой в русских деревнях? Никто из критиков не знал в точности: а был ли автор «Очерков и рассказов», собственно, знаком с творчеством Ницше, первые переводы которого появились лишь в 1898 г., не один год спустя после публикации многих рассказов Горького? Недаром Михайловский, один из первых заподозривший раннего Горького в ницшеанстве, тем не менее, предположил, что Горький «вовсе не знаком» с Ницше, хотя и впитал какие-то из его идей, которые «носятся в воздухе» и могут «прорезаться самостоятельно»
—как художник, особенно в ранний период творчества, Горький точно не избежал ницшевского эстетизма, включающего в себя любование силой как эстетическим, «внеморальным» феноменом. Это ясно видно в таких рассказах, как «Макар Чудра», «На плотах», «Мальва» и некоторых других. Челкаш отдает деньги Гавриле вовсе не потому, что жалеет несчастного деревенского парня. Ему отвратительно его унижение, он ему эстетически неприятен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *