В чем видит автор удивительную точность поэтических определений

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Федор Тютчев (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 195-197, 199-200)

Размышляем о прочитанном

1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?

Читая строки этого стихотворения я представил зарисовки природы. Как гром пришел над нивами, как блестела молния, а потом появилось солнце, которое озарило смятенную землю. Сначала настроение было грустное, печальное, а затем стало хорошим.

2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

Для описания грозы автор использует такие эпитеты:

“Дальний гром”, “Синей молнии струя”, «капли дождевые”, “раскаты громовые”.

3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?

Тютчев использует олицетворения. Этот троп наделяет природу качествами, которые присущи только живому миру. С помощью олицетворения достигается единство природы, гармония.

4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?

Да, звукопись используется два раза. Аллитерация звуков Ш и С. Они создают эффект дождя, что добавляет стихотворению реалистичности.

Фонохрестоматия

«Неохотно и несмело. »

1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?

Актер интонационно выделяет звукопись, а также ставит логические ударения. Повышает голос, а иногда говорит шепотом и делает паузы.

2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

Я думаю, Тютчев употребляет старую форму «к земли», потому что употребление такой формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт иронический оттенок в изображении человека: каким бы сильным себя он ни считал, человек все равно слабее и мельче природы, и ему не стоит об этом забывать.

Фонохрестоматия

«С поляны коршун поднялся. »

1. Как актёр подчёркивает противопоставление земли и неба, гордый полёт птицы и прозябание человека «в поте и в пыли»?

Полет показан, как что-то недостижимое и прекрасное, а заключительные строчки прочитаны с ноткой разочарования.

2. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув мысль поэта о противоположности небесного и земного.

Учимся читать выразительно

С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?

Я бы начал читать радостно, а закончил грустно. Так, как сделал это актер. Чтобы показать противопоставление полета птицы и человека.

Фонохрестоматия

«Листья»

1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?

2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

Потому что неизвестно, чем закончилась эта история. Улетели листья или остались до следующего ветра. Автор сделал такой прием, чтобы читатель сам смог додумать финал.

Учимся читать выразительно

1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.

2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?

У меня возникло чувство безвыходности и незавершенности.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.

Совершенствуйте свою речь

1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?

2. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Он получил домашнее образование, которое позволило ему поступить в Московский университет.

Он работал дипломатом, благодаря чему уехал за границу на целых 22 года. Там он встретил свою жену, родившую ему трех дочерей.

Его юношеские стихотворения архаичны. А более поздний период творчества ознаменован оригинальными произведениями.

Источник

2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения

х согл. X согл. X примык.

Стелющиеся растения, густые заросли, ясно излагать, под- X упр. X _упр. X упр.

готовиться к изложению, подбирать материал, запереть ключом,

возвращаться лесом, хорошо ориентироваться, вырастить в теп-

лице, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, провести

касательную, загореться от взрыва, приехать работать, мировоз-

Постарайтесь ясно излагать свои мысли. (Побудительное.)

Чтобы подготовиться к изложению, надо хорошо ориентиро-ваться в литературе. (Повествовательное.)

Вы завтра будете заниматься в библиотеке? (Вопроситель- ное.)

іТеплиЦа]- тепло (суффиксальный).

В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки: шелест летучих мышей,@мерный шум падающих капель, и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней.

По своему составу (наличию главных членов предложения) предложения делятся на дву- и односоставные (присутствуют либо оба, либо один из главных членов предложения.

Пост.: несов. вид, перех., 1 спр.

Непост.: изъяв. накл.,мн. ч., наст. вр., 3 л.

А Дон лился легко, |позванивая_на_перекатах[, І?еребрясь_от_в_ет;;

р_а_вм.есте]_с_.листьями]_ракит[. (Повеств., невоскл., простое, дву- сост., распр., полное, осложнено однор. обособленными обстоятельствами.) Облака медленно тонули, тускнея в его омутах. Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем, как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам.

В тексте встречаются уточняющие члены, распространенные обособленные определения и однородные определения, стоящие после определяемых слов, обособленные обстоятельства, выра-женные деепричастными и сравнительным оборотами.

Пост.: действ., полн. ф., прош. вр., несов. вид.

Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.

I. Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке.

II. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

В жизни человека большую роль играют разносторонние знания, потому что ни один предмет нельзя знать отлично, не разбираясь во всех остальных. Мне нравится изучать географию, но ни один географ не позволит себе, например, неграмотно на-писать название какой-нибудь страны, реки, географический тер-мин.

Хорошее знание языка всегда помогало ученым поделиться своими открытиями с людьми, ведь иначе их никто бы не понял. Я всегда с большим интересом читаю книги по географии, потому что их авторы придают значение языку своих книг. Мне кажется, что я на самом деле вижу горы и реки, океаны, острова, даже города на другом конце света и людей в них. Во мне «просыпается» настоящий интерес исследователя.

Знания необходимы человеку. Без них никогда не получить интересную профессию, без них нельзя жить достойно.

Источник

Пушкин о природе и назначении поэзии

Лучшие свои стихи о назначении поэта и сущности и природе поэзии Пушкин написал уже в лицейские годы. С этой темы, собственно, и начинается Пушкин как поэт. От первого, опубликованного в 1814 году, стихотворения «К другу стихотворцу» пролегает трудная, полная невосполнимых утрат и счастливых приобретений, дорога к знаменитому «Памятнику» 1836 года.
За это время поэт создает такие великолепные программные стихотворения, как «К Овидию» (1821 г.), «Чиновник и поэт» (1821 г.), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Пророк» (1826 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.) и некоторые другие.
Всякий поэт, рано или поздно приходит к потребности высказаться о назначении поэтического творчества, правда, не все делают это так рано как Пушкин. Осознав как следует своё поэтическое предназначение, яснее поняв для чего он это делает, поэт лучше творит в дальнейшем.
Пушкин понимал поэзию как главный стимул духовного совершенствования человека. Сам поэт, по мнению Пушкина, несет всю полноту ответственности за духовное состояние общества, за людей и их поступки.
В своём поэтическом даре Пушкин видит весь смысл своей жизни, свое предназначение. Поэзия же должна заниматься только своим поэтическим делом и ничем иным. Но это вовсе не пропаганда теории чистого искусства, не пропаганда поэзии – ради самой поэзии. Просто поэтическим творчеством, как считает Пушкин, нужно заниматься серьезно, отдавая этому делу всего себя, без остатка. Как, впрочем, и в любом другом деле. Только в этом случае, конечно, при наличии поэтического дара, начинающего стихотворца ожидает удача.
Пушкин вовсе не запугивает начинающих поэтов трудностями поэтического творчества, а, как уже было сказано выше, уравнивает его со всяким другим человеческим трудом. Если и проскальзывает в его стихах мысль об особенной сложности поэтического труда, так только в связи с тем, что человеку, родившемуся поэтом, нужно неотступно следовать своему призванию, забыв обо всем остальном, полагаясь только на собственное усердие.
Однако, в первом своем опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» пятнадцатилетний Пушкин обращается к юноше, условно названному Аристом, решившему примкнуть к «толпе служителей Парнаса» и стать поэтом, наставляя его, чтобы тот не спешил «оседлать упрямого Пегаса», не гнался за лаврами «опасною стезёй», воспевая «ручьи, леса, унылые могилы». Пушкин дает понять, что Арист, не будучи твердо уверен в наличии у себя поэтического таланта, рискует лишь пополнить когорту серых бесславных пиитов.
«Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – целый свет забудет», –
с горечью говорит Пушкин, предостерегал Ариста. Но даже в случае, если Арист – действительно настоящий поэт и справедливо займёт своё место на Парнасе, Пушкин предупреждает его, что писательский труд не приносит поэту большого богатства. «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. » Вот и вся перспектива «счастливого» стихотворца, обреченного на вечные поиски средств к существованию.
Самому Пушкину, несмотря на столь юный возраст, уже известно, что путь поэта усеян не розами, а шипами. Но здесь просматривается явное противоречие. Ведь поэт, уговаривая Ариста не писать стихов, сам пишет их, о чем свидетельствует хотя бы данное послание. Причем стихотворение это является одним из первых, сочиненных юным поэтом. Но Пушкин тут же объясняет это несоответствие на клерикальном примере. Поп, проповедующий в церкви воздержание от спиртного, после службы может позволить себе выпить. Однако, своей пастве он внушает, чтобы они не обращали на это внимания и поступали согласно его церковным проповедям. Точно так и поэт, меряя людей в своей поэзии самой высокой меркой, как человек оставляет за собой право не сверять с этой поэтической идиллией образ своей повседневной жизни. В противном случае, его человеческое поведение было бы сковано и превратилось бы в сущую муку, если он не прирожденный монах или аскет, отрешившийся от всех жизненных благ и удовольствий. Все остальные люди также, преклоняясь перед гением поэта, далеко не всегда поступают соответственно духу его поэтического творчества. Иначе грешники давно бы превратились в святых, а земля стала бы раем.
Поэтому и вырывается из уст юного Пушкина такое признание:

«Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!»

В этом стихотворении, по-моему, сказались собственные сомнения и опасения Пушкина, впервые столкнувшегося с мыслью о своей дальнейшей поэтической судьбе. И пылкое послание к воображаемому коллеге Аристу, скорее всего, обращено к самому себе.
Дух сомнения постоянно сопровождает Пушкина на протяжении всего его творческого пути. В стихотворении «К Овидию», написанном в период южной ссылки, поэт ощущает себя изгнанником, принявшим «Овидиев венец». Ему кажется, что творчество его, да и он сам будут неизвестны для «новых поколений». Утешается он только тем, что, может быть, какой-нибудь его поздний потомок, как и он сейчас, придет в эти места, где он был в изгнании, и вспомнит о нем, как Пушкин вспоминает сейчас об Овидии. Он как бы принял от римского опального поэта своеобразную эстафету и верит, что после него придет в эти пустынные места такой же изгнанник. Примечательно здесь такое Пушкинское высказывание об Овидии: «Не славой – участью я равен был тебе». Молодой Пушкин вполне отдает себе отчет в оценке своих собственных, пока еще скромных поэтических успехов и не помышляет тягаться с Овидием, исключая всякие кривотолки в будущем о своей нескромности.
Между тем, Пушкин твердо знал о том, что требует от него поэзия, когда в четырнадцать лет написал стихотворение «К другу стихотворцу». Точно также знал и – создавая «Евгения Онегина». Пушкин желает только одного – оставаться всегда верным своему искусству. Ему достаточно быть только поэтом, делать свое поэтическое дело, как положено поэту, всё остальное приложится само собой. Пушкин не искал себя как поэта, не мучился размышлениями над тем, по какому пути идти. Его беспокоила только одна мысль: правильно ли он обращается со своим поэтическим даром.
После стихотворения «К другу стихотворцу», в том же 1814 году, в печати появляется первое послание «К Батюшкову». Если начинающего поэта Ариста Пушкин отговаривает от занятия поэзией, то Батюшкова, наоборот, уговаривает продолжать поэтическую деятельность, укоряет его за пренебрежение к своему дарованию. Здесь Пушкин проявляет истинную заботу о состоянии отечественной литературы. В стихотворении много афористических высказываний. Главное из них: «Поэт! в твоей предметы воле. »
Из сказанного ясно видно, что Пушкин признает за поэтом исключительное право строить свой особый поэтический мир. Творить его заново, как Бог сотворил землю и небо. Причем, мир этот может не соответствовать окружающей поэта реальности. Пушкин считал, что высшей целью поэта является изображение мира таким, каким он предстает только перед его собственным поэтическим видением. Вот как Пушкин говорит о судьбе поэта в вышеупомянутом стихотворении «К Батюшкову»:

«. Мирские забывай печали,
Играй; тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон».

В представлении юного Пушкина, однажды вступив на поэтическую стезю по призванию, поэт должен следовать по ней до конца. Таков его удел и никуда от него не денешься.
Но, в связи с тем, что «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. », в Пушкинском понимании о высоком предназначений поэзии появляется некий низкий мотив – деньги. Ведь поэту нужно на что-то жить, а одним поэтическим вдохновением, питающим душу, но никак не бренное тело, увы, сыт не будешь. В связи с этим, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» излагается спор о назначении поэзии, об ее месте в духовной жизни общества. В споре, как и следовало ожидать, побеждает не поэт, а книгопродавец. Когда поэт, уже прижатый к стене доводами книгопродавца, говорит, что суть его творчества в свободе творить, тот возражает на это:

«. Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать».

«Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы. «

Быть одному, исполняя свое призвание, значит идти на подвиг, отдавать себя в жертву высшим идеалам. Но подвиг этот непонятен простому народу, привыкшему подходить ко всему с точки зрения голого рационализма и отрицающему всё, что не приносит материальной выгоды. Потому так горько звучат в устах Пушкина строки из стихотворения «Поэт и толпа», осуждающие «чернь тупую»:

Кое-кто, возможно, пожелает усмотреть в этом показательном стихотворении не конкретного поэта и не конкретную толпу, а всего лишь абстракцию, вещи отвлеченные. Увы, по-моему, именно в этом стихотворении Пушкин, пропустив всё через себя, на основе собственного опыта, подошел к ясному пониманию глубинной сущности народа и, вообще, устройства человеческого общества. Тема эта, тема поэта и толпы, героя и толпы, пророка, – на протяжении многих веков будоражит умы многих писателей и поэтов. И начинается она едва ли не с распятого в древней Иудее Иисуса Христа, не понятого и не принятого современниками. Толпа, она обладает удивительной способностью забрасывать камнями своих поэтов и пророков и превозносить до небес тиранов. Кто из великих творцов древности и современности не вступал в конфликт с толпой, наткнувшись на острие ее непонимания? И не в одной черни здесь дело. Чернь, это, скорее всего, обобщение. Чернь, это серая масса посредственностей, отвергающая всё исключительное и неординарное. Не отсюда ли целая плеяда, так называемых «лишних» людей, начиная с Пушкинского Онегина и продолжая Печориным, Обломовым, Базаровым, Раскольниковым и так далее.
Потому и отстаивает Пушкин независимость поэта от толпы и призывает его вершить над своим творчеством только свой собственный суд. Поэт – избранник Бога и его устами говорит сам создатель. Поэту, как и Богу, нет равных, а посему, удел богов царей (земных богов) и поэтов – одиночество. Обо всем этом достаточно ярко говорится в сонете «Поэту»:

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник».

Этот же мотив смирения, равнодушия к хуле глупцов и невежд повторяется в заключительных строках известного пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Но основная мысль стихотворения, которая является определяющей и для всего Пушкинского творчества, изложена в предпоследней строфе. Поэт здесь говорит:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

В этом четверостишии – ключ для понимания назначения поэта и поэзии. Пушкин видел назначение поэзии в этом и следовал ему всю свою жизнь, завещав подобное понимание будущим поколениям поэтов.

Источник

ГДЗ литература 7 класс, Коровина В.Я. Ищу ответ на вопрос: что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции?

Сравните два варианта описания:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор, и важное смиренье
(И важный взор, и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погружённый,
Он летопись свою ведёт.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?
Что изменилось, когда автор заменил фразу «Ещё одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?

Смирение и спокойствие — разные состояния души. Пимен делает свое дело для людей, по отношению к ним он именно спокоен, смирение он испытывает только по отношению к Богу. Спокойствие ему необходимо для того, чтобы бесстрастно рассказывать о том, что он видел на своем веку. В конечной редакции автор хочет усилить свою оценку труда Пимена: равный среди равных Пимен правдиво расскажет обо всем.
Выражение «ужасное предание» говорит о том, что Пимен дает внутреннюю оценку тому, о чем рассказывает, а его задачей было дать описание без оценки, потому что дела человека не дано оценивать человеку, их рассудит только Бог. Поэтому слово «ужасное» Пушкин заменил нейтральным «последнее».

Источник

Образность и точность поэтической речи

«Смыслы играют в прятки –
Прячутся между строк» http://www.stihi.ru/2014/06/18/2710
Лилия Силина

1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ И МАТЕРИАЛ

» Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией»

3. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Обратимся опять к психологии. И сделаем мы это исключительно для обоснования позиций читательского восприятия.

Помните, мы говорили о процессе оглядывания и ощупывания предметов на первом году становления человеческого сознания. Зрительные образы предметов с тех самых пор сочетаются с их пространственной топологией.

«Клин журавлей на фоне облаков. »
— можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
«И блещут облака, скользя в небесной сфере. »
— чувствуете? нет зазора между облаками и сферой, не просунуть туда пальцы.

«Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит.»
— из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто «висеть голосом»?

«Из-под клюва сирени мальками –
он идёт и четыре гвоздя
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза»

К тому, что было сказано выше подыщем свежий пример
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
«А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.».

4. ТОЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.

Дождь мышью сторожкою в клейкой листве зашуршит.
Запахнет медово до тихой истомы в груди
от белых цветков вдоль забора притихших крушин,
в которых чуть слышно, как шмель недовольно гудит.

И враз по ручью пробежит мелким бисером зыбь!
И ливень стеною ударит в бревенчатый дом.
И шмель торопливо заищет приют от грозы
под низким карнизом, где ласточки свили гнездо.

Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.

Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.

Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *