В чем величие россии
Олег Панфилов: В чем величие России?
В различных энциклопедиях и справочниках слово «величие» объясняется как «выдающееся значение, мощь кого-либо, чего-либо, вызывающие глубокое уважение, восхищение». Или – как «достоинство, благородство во внешнем облике и в поведении». То есть, определение величия всегда внешнее. Надо чего-то достичь, чтобы тебя назвали великим, но когда ты сам себя называешь «великим», то подобное отношение энциклопедисты относят к другому разделу «мания величия». Для меня несомненными великими странами являются Япония, Швеция, Норвегия и многие другие, показавшие фантастические результаты в социальной и экономической политике, развитии высоких технологий и создании правового государства. Многие из них, кстати, совсем не имеют месторождений нефти и газа. Величие в другом – в желании и умении развивать свою страну. По поводу «величия» России у меня огромное количество вопросов.
Несомненно, что Россия – огромная страна, с большим сырьевым потенциалом. Газа и нефти – завались, всяких руд и драгоценных камней, лесов, полей и рек – столько, что если бы у Японии был бы только один процент российского ископаемого и природного добра, то японцы давно бы жили в 25 веке. Россияне же живут в своем времени, которое трудно определить. Как будто потерявшиеся в пространстве. Поэтому понять, что такое «великая Россия» совершенно невозможно, если применять к этому дополнительные эпитеты. Например, «великая Россия» – правовое государство. Звучит нелепо, но ведь могло же им быть. Можно было не только разрабатывать и принимать законы, но и исполнять их. Не править их постоянно, не приспосабливать к определенному случаю и без случая, а следовать Основному закону, Конституции. Написано в статье 29-й о свободе слова и запрете цензуры – следовать и противодействовать любым попыткам введению пропаганды.
Российская Конституция – самый игнорируемый закон, странным образом по-прежнему называемый Основным законом. Конституция вроде бы есть, но ее совсем не видно, ее не хотят замечать, а исполнять – тем более. Игнорирование Конституции ставит страну в положение неправового государства. За исполнение Конституции отвечает президент, которого называют «гарантом», а парламент – Государственная дума и Совет Федерации должны не только напоминать президенту о неисполнении Конституции, но и принимать законы, отвечающие ее требованиям. Но в России приняли уже столько законов, ограничивающих право на свободу слова, что пора или переписывать Конституцию или вовсе ее отменять, за ненадобностью. И не надо ссылаться на Великобританию, это – древнейшая страна демократических традиций, каковые ей заменяют конституцию, а больше никому сие не дозволено.
С одним российским «величием» – все понятно. Его заменяет старая русская поговорка – «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Еще один признак величия – народ, население или, как принято говорить применительно к по-настоящему великим странам – общество или – гражданское общество. На самом деле, общество – часть механизма правового государства, оно контролирует власти и дает оценку на выборах. Общество меняет власть, часто берет на себя некоторые функции, например, развивает волонтерство или занимается защитой прав человека, экологическими проблемами. У российского общества выработалось иждивенческое отношение к власти, собственно, самою же властью и привитое. Ведь население должно быть безвольной массой. Безволие воспитывалось страхом перед репрессиями, с одной стороны, с другой – подачками в виде зарплат, льготами, бесплатными путевками, бесплатным образованием и медицинским обслуживанием. Благодарное население в СССР ходило на праздничные демонстрации, верило пропаганде и искренне желало, чтобы был «мир во всем мире», отправляясь на очередную войну. Подобные отношения между власть и обществом называются авторитаризмом и тоталитаризмом.
Следующий признак величия – развитая экономика и высокие технологии. Могу написать коротко – все, что в России движется и летает – не российское. Или частично российское. Могу чуть подробнее – динамика импорта в Россию выглядит как отчет о выполнении пятилетнего плана: в 2004 году объем импорта составлял 92,9 миллиардов долларов, в 2008 – 302 миллиарда, в 2013 – 341 миллиард. Импорт продуктов и субпродуктов в Россию составляет около 50 процентов от продаваемых товаров. Долю поставок транспортных средств, автомобилей, мотоциклов, тракторов и самолетов можно разглядеть своими глазами – на дорогах, полях и в аэропортах. Вряд ли стоит говорить о количестве импортной бытовой техники, компьютерах и фотоаппаратах. «Великая Россия» сама мало что производит, а если и изготавливает, то по иностранным лицензиям.
Важный признак величия современной страны – участие в международных программах и членство в международных организациях, создающихся на основе взаимных обязательств между государствами. Членство в международных организациях – признание весомости и авторитета страны. Первая такая организация – Лига наций была создана в 1919 году и в нее до 1946 года входили 58 государств. Все страны, которые присоединялись к Лиге наций, принимали обязательства следовать целям организации – разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. В разное время и по разным причинам из Лиги наций выходили или прекращали свое членство разные государства. Единственная страна, которую изгнали – был Советский Союз (это произошло в 1939 году), который уже тогда советские власти называли «великим». Международное сообщество признало развязанную СССР войну с Финляндией неприемлемой.
История с «величавостью» продолжилась: в апреле 2014 года Россия была обвинена Советом Европы в аннексировании Крыма, в январе 2015 года российская делегация в ПАСЕ на восемь месяцев лишена права голоса. Повторяется история 1939 года – такая же наглая ложь в пропаганде и истерика с трибун, угрозы из Кремля, война. Финскую войну «великий СССР» проиграл с треском, потеряв за несколько месяцев более миллиона солдат. В советской прессе того времени писали те же слова, что и сейчас в отношении Украины – «Кровавую игру затеяли финляндские бандиты. Пусть они теперь пеняют на себя. Советскому терпению и миролюбию настал предел», – писала 1 декабря 1939 года газета «Советское искусство». Похоже на слова главы МИД «великой России» Сергея Лаврова?
Как-то мне довелось разговаривать с представителем «великой России», обычным россиянином, который абсолютно убежден, что сильнее и могущественнее страны в мире нет. Когда он стал слишком часто повторять о «великой России» я попросил назвать мне великих руский поэтов. «Пушкин», – выпалил он. «Потомок выходца из Африки», – парировал я. «Лермонтов», – нашелся собеседник. «Шотландец по происхождению», – ответил я и решил закончить спор. Несомненно в России много талантливых людей, которые, к сожалению, вынуждены были покинуть страну и умереть на чужбине – великий певец Федор Шаляпин, известный авиаконструктор Игорь Сикорский, писатель Иван Бунин, философ Николай Бердяев, композитор Сергей Рахманинов. С набережной Невы в Петрограде в 1922 году на нескольких пароходах, названных «философскими», уплыли в эмиграцию знаменитые представители российской интеллигенции – Ильин, Трубецкой, Вышеславцев, Бердяев, Франк, Лосский, Карсавин и многие другие. Уезжали также из Одессы и Севастополя. Инициатор эмиграции тов. Ленин был доволен – он освободился от потенциальных критиков, заменив их «кухаркиными детьми». Впрочем, из России бежали и раньше – Дмитрий Бутурлин уехал в 1817 году, Дмитрий Голицын в 1794-м, Александр Остерман-Толстой в 1822-м, художник Орест Кипренский, князь Петр Козловский, княжна Зинаида Волконская, Николай Тургенев и сотни представителей российской знати и интеллигенции.
Кажется, настоящее величие России умирало с каждым эмигрантом, оставляя после себя страну, которая вначале превратилась в лживый «великий Советский Союз», а затем и в постоянно врущую «великую Россию». 24 года назад была прекрасная возможность перестать врать и начать что-то создавать – конструировать, изготавливать, строить и конкурировать. С японцами конкурировать в области компьютерных технологий, с американцами – в строительстве самолетов, с немцами – в автомобилестроении, итальянцами и французами – в легкой промышленности. У «великой России» есть только один продукт, которого в избытке – агрессия и ложь. От такого российского экспорта уже всех воротит.
«А напоследок вам скажу. ». Россию в очередной раз погнали из международной организации. Пока только лишили права голоса в ПАСЕ, дали восемь месяцев на перевоспитание. Не научится себя вести – выгонят, как СССР в 1939-м из Лиги Наций. В российской прессе написали, что «делегация РФ хлопнула дверью». Трудно представить, чтобы выдворяемый за дверь смог бы так изловчиться и сам хлопнуть закрытой для него дверью. Алексей Пушков, глава делегации заявил, что ПАСЕ загнется без России, когда Кремль перестанет платить взносы. Опять соврал – объем российских членских взносов в бюджете ПАСЕ составляют всего 8 процентов. Год назад они уже угрожали, после того как ПАСЕ назвала события в Крыму аннексией.
Еще несколько месяцев назад, согласно исследованиям Института социологии РАН, 80% опрошенных прошлой осенью заявляли, что готовы отказаться от продуктов питания из западных стран ради укрепления государства. Но оказалось, что «отечественные» продукты дороже и менее качественные. В то же время большинство россиян (67%) считают, что Россия «должна быть великой державой». Смысл «величия» большинство видит прежде всего в том, чтобы Россия «имела развитую современную экономику» (58%) и «высокий уровень благосостояния граждан» (53%). Россия как «центр мирового влияния» волнует лишь 13%, а «контроль над территорией бывшего СССР» интересует 8% граждан, цитирует исследование газета «Коммерсант». Случился политический диссонанс – власть рада большому проценту «великодержавников», но совсем не рада тому, что население хочет жить в развитой стране, а не на «великой бензоколонке».
О мнимом «величии» можно писать сколько угодно. Мало кто объяснит, что это такое. Обычный эффект от вопроса – закатывание глаз или многозначительный взгляд – «ты еще сомневаешься?» Да, я сомневаюсь. Я сомневаюсь, что Россия, может быть «великой» – без экономических и политических успехов, без свободных СМИ и свободных выборов, без свободной экономики и подконтрольного обществу правительства. Все остальное – от лукавого. Можно лишь говорить о размерах страны. Но если сравнить с площадью поверхности, Луна еще более великая и там тоже ничего не растет и ничего не производится.
Олег Панфилов, профессор Государственного университета Илии (Грузия), основатель и директор московского Центра экстремальной журналистики (2000-2010)
Взгляды, изложенные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции
В чем величие Путинской Федерации? И есть ли оно?
В радостную декаду между первым мая (международным днем солидарности трудящихся, преобразованным в День Весны) и Днем Победы над Фашизмзом(праздником в самом деле великом), в самое время задуматься о Величии Вставшей с Колен России во главе с Путиным.
В чем величие России сегодня? Попытаемся ответить методом ислючения.
Состоит ли Величие России сегодня в создании новых технологий на благо миру? Разумеется нет.
Состоит ли Величие России сегодня в том, что у нее самое образованное население в мире? Абсурд конечно. Советский Союз в самом деле был самой читающей нацией, в которой быть ученым, профессором, изобретателем было престижно. Российскя же федерация скатилась в образовании до уровня африканских стран. Лучшие Российские университеты – Московский и Петербургский – находятся в конце первой и второй сотни лучших университетов мира соответсвенно, остальные вообще в рейтигни не попадают. А это значит что среди
миллиона выпускников вузов мира, входящих в рейтинги лучших, россияне не составляют даже процента. Совершенно неконкурентоспособная нация на любом рынке кроме преступного (выдающиеся таланты, которыми всегда богата Россия, не в счет и погоды не делают, к тому же они уезжают в другие страны).
Состоит ли Величие России сегодня в научных открытиях на благо всего человечества? При падении науки до уровня плинтуса и активного развала академической науки путем постановки над каждым ученым администратора, об этом просто смешно говорить.
Может быть величие Путинской Федерации в особенном гуманизме, в христианской морали, которую Америка, Азия, Австралия и Европа могут в пример брать и гуманный пример России рассматривают как светоч надежды? Такое утверждение может лишь насмешить. В обстановке царствия криминала, переделов собственности вместо собсвтенности, откатов, Кущевской по всей стране, торжества цинизма и лжи говорить о том, что Россия святая может лишь циник и юморист.
Тогда может быть величие Путинской Федерации в миролюбии? Ну это и вовсе потешно. По рейтингам прошлого года Россия находилась в пятерке самых опасных и агрессивных стран мира, а после присоединения Крыма и организации восстания на Украине бесспорно этот рейтинг возглавит.
Тогда может быть Россия является самой передовой в семейных ценностях и в отношении к женщине? Вот насмешили. Россия занимает первое место в мире по поставке рабов на мировой рынок (среди которых львиная доля – сексрабынь). Женщину унижают всеми возможными способами. Семья разлагается. Первое место в мире по числу абортов на женскую душу – это о чем-нибудь говорит?
Тогда может быть Россия при Путине является передовой страной по продолжительности жизни? (абсурд – скатилась до уровня Африки)? По медицине? (где-то между Берегом Слоновой Кости и Конго). По социальной защищенности граждан? Чтобы не утомлять перечнем, приведем рейтинги мест, которые занимала Россия последних лет по данным ведущих мировых рейтинговых агенств.182-е место по уровню смертности среди 207 стран мира; 175-е место в мире по уровню физической безопасности граждан; 173-е место в мире из 196и в рейтинге свободы прессы, наравне с Конго. 159-е место в мире по уровню политических прав и свобод; 143 место в мире из 182и по уровню коррупции, наравне с Нигерией и Угандой; 143-е место из 179 в рейтинге «Индекс экономической свободы» 136-е место из 144ёх во Всемирном Индексе Миролюбия – между Зимбабве и Пакистаном. 134-е место в мире по продолжительности жизни мужчин; 127-е место в мире по интегральному показателю «Здоровье населения»; 123-е место в мире в рейтинге благоприятных условий для ведения бизнеса; 97-е место в мире по доходам на душу населения; 72-е место в мире по рейтингу расходов государства на человека; 67-е место в мире по уровню жизни; 62-е место в мире по уровню технологического развития (между Коста-Рикой и Пакистаном); 2-е место в Европе по числу самоубийств на душу населения (после Литвы); 1-е место в мире по заболеваниям психики; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков; 1-е место в Европе по числу умерших от пьянства и табакокурения;1-е место в мире по числу детей брошенных родителями; 1-е место в мире по количеству абортов; 1-е место в мире по загрязнению окружающей среды в результате факельного сжигания газа 1-е место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции; 1-e место в мире по продажам крепкого алкоголя (18 литров спирта в год на среднестатистического россиянина); 1-е место в мире (21% от общемирвого) по потреблению героина; 1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы; 1-е место в мире по количеству ДТП; 1-e место в мире по числу рабов поставляемых из страны на международный черный рынок: 1-е место в мире по количеству авиакатастроф (по данным Международной ассоциации воздушного транспорта уровень авиакатастроф в России в 13 раз превышает среднемировой); 1-е место в мире по материнской смертности; 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения; 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров.
Все это так – и в то же время не так. Если бы Россия была обыкновенной страной, события в ней не попадали бы регулярно на первые полосы новостей всех международных агентсв. Если бы Россия не была одним из мировых лидеров, ее Президент не был бы избран совсем недавно, в конце прошлого года (боже, какжется с тех пор прошла вечность, столько всего подоспело) Человеком Года и по версии американского Тайм, и по версии лондонской Таймс. Россия бесспорна велика. По площади – ясно. Но в чем кроме площади? В чем велика Россия сегодня – если велика вообще? В чем и каким образом влияет на события в мире?
Ответ напрашивается и он не оригинален. Этот ответ в последние недели стал ясен всем мировым – в том числе таким противоположным по своим взгядам и личным характеристикам, как Ангела Меркель и Барак Обама. А также миллиардам людей. Судите сами. На недавней пресс конференции (встрече с прессой) в ответ на бурю (как обычно) вопросов корреспондентов со всего мира чемпион мира по боксу Майк Тайсон односложно ответил: РОССИЯ, УБИРАЙСЯ ИЗ УКРАИНЫ! Очевидно, что Тайсон всего три месяца назад об Украине слыхом не слыхивал. Кроме того можно с уверенностью сказать что Тайсон дуб каких мало (чтобы не обвинили в политической некоректности поясню, что я имею в виду дуб как дерево в том же смысле, в каком он упомянут в во второй, а не первой части анекдота о Чапаеве, в котором Петька восклицает: «ну и дуб же ты, Василий Иванович!» «Верно Петька. Крепок я. Очень крепок!» — ответил легердарный комбриг). И если даже Майка Тайсона, не по силе удара, а по интеллектуальному уровнью являющемуся рядовым армии человечества, Россия достала до такой степени, что он только о ней сказал, и сказал так, как сказал, то он лакмусовая бумажка того, каково отношение к России во всем мире сегодяня.
Так что те национал предатели, западники и интеллигентики, которые сомневается, что Россия Великая – и даже бери выше: ВЕЛИЧАЙШАЯ ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ! пусть идуть регистрироваться в качестве агентов иностранных разведок и готовятся к сухарям. Они – пятая колонна, вредители, евреи и их русские подпевалы, изменники-отщепенцы. Россия во Главе с Путиным снова стала Великой. Да здравствует Русский Мир во всем Мире от Амазонки и Темзы до Ганга и Миссисипи! Россия Вперёд!
Что такое «величие России» — новое понятие после послания Путина
И как в связи с этим изменится страна в ближайшие годы
Послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию, которое обернулось отставкой правительства и назначением нового премьера Михаила Мишустина, несет в себе гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. 16 января, на следующий день после выступления Путина, топовые политологи страны спорили, как эта речь изменит Россию.
«Величие страны — в достоинстве граждан», — фраза президента, прозвучавшая в его послании, стала ключевой при обсуждении в ходе заседания круглого стола политологов в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ). «Президент выступал как национальный лидер, который формирует стратегические задачи развития, а стратегические задачи он базирует на моральных ценностях — воспитания, семьи, достойного уровня жизни», — подчеркнул директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
По мнению руководителя Экспертного совета ЭИСИ, члена Общественной палаты РФ Глеба Кузнецова, президент подал сигнал о том, что значительно усилится роль регионов. И дело не только в повышении статуса Госсовета, в состав которого входят губернаторы, но и в экономической составляющей послания, которая направлена на рост благосостояния россиян и инвестиции в региональные проекты. Еще одним важнейшим моментом Кузнецов считает конституционную реформу: «Это изменит всю нашу жизнь, потому что изменит меру ответственности каждого чиновника, каждого депутата».
По мнению политологов, закостенелый взгляд на развитие регионов и реализацию нацпроектов мог стать причиной отставки правительства Медведева.
Профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев обратил внимание, что послание президента 2020 года четко укладывается в стратегию Путина, о которой он говорил еще в начале 2000-х. По мнению политолога, в той же логике возрождения величия России были выстроены майские указы президента и нацпроекты.
«Мы можем воспринимать величие России по-советски. Величие такого рода, когда оно осуществляется за счет низкого уровня жизни, когда оно осуществляется за счет угнетения прав и свобод граждан и их внутреннего достоинства — вот это величие нам не нужно.
Директор Института новейших государств Алексей Мартынов отметил, что миссией Путина является возврат суверенитета России. Он подчеркнул, что это понятие страны помимо внешних признаков, связанных с обороноспособностью, включает и внутренний суверенитет. «Это достоинство, которое должно сопрягаться с тем статусом, который мы уже имеем на внешней арене», — отметил Мартынов. По его мнению, поправки, которые планируются внести в Конституцию призваны зафиксировать достигнутый результат в развитии российского общества.
Деятельность Путина на протяжении 20 лет не может быть заброшена, поэтому он создаст все механизмы, чтобы создать необратимость своих решений, уверен Матвейчев. «Путин — стратег, смотрящий на десятки дет вперед», — подчеркнул он.
Глубинные истоки российской имперскости
Величие государства не в его огромной территории и военно-политическом влиянии
Об авторе: Валерий Борисович Перхавко – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.
В 1721 году по прошению сенаторов Петр I принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. Иллюстрация из книги «Российский царственный дом Романовых». Издание Корнилия Бороздина. СПб,1896 |
В последние два месяца в центральной прессе и на научно-практических конференциях широко обсуждается тема российской имперскости. Исполняется 300 лет с момента провозглашения России империей. В центре внимания, естественно, период с 1721 по 1917 год.
Империями традиционно называют огромные по площади многонациональные и поликонфессиональные государства, включившие путем экспансии в свои политические пределы другие государства. Их правители придерживаются давнего и хорошо апробированного на практике принципа «разделяй и властвуй» (devide et impere).
Истоки «законных» – провозглашенных – всемирных империй уходят в конец I века до нашей эры, когда оформилась Римская империя. Историки именуют империями также Персидское государство Ахеменидов, пытавшееся покорить Древнюю Грецию, и державу Александра Македонского, завоевавшего также часть Азии и Северной Африки.
Российская имперскость: этапы большого пути
В истории русской (российской) имперскости четко выделяются следующие этапы: 1) конец X – начало XVI века (эпизодические попытки подражания византийским императорам, золотоордынским ханам, а затем императорам Священной Римской империи германской нации); 2) середина XVI – начало XVIII века (неоформленное коронационно-правовым путем имперское государство); 3) 1721–1917 годы (Российская империя, сочетавшая правовые и формальные черты: императорскую титулатуру, коронационные акты и активную имперскую политику); 4) конец 1917 – конец 1991 года (советская имперскость, проявившаяся еще в годы Гражданской войны и с новой силой накануне Великой Отечественной войны); 5) с 1992 года по настоящее время (постсоветская имперскость новой России, фактически рецидивы имперской политики, не соответствующие экономической базе, благосостоянию основной массы населения и реальному влиянию России в мире).
Период с конца X и по начало XVI века (от киевского князя Владимира Святого до государя всея Руси Василия III Ивановича) ознаменовался подражанием Византийской империи Киева, а чуть позже Владимира-на-Клязьме, первыми попытками объединения раздробленных русских земель, получением Даниилом Романовичем Галицким в 1254 году королевского титула и золотой короны от папы римского.
Древнейшие истоки имперскости Руси восходят к завоевательной политике 965–971 годов киевского князя Святослава Игоревича, нанесшего поражение Волжской Булгарии, разгромившего Хазарский каганат и пытавшегося присоединить к своим владениям земли Первого Болгарского царства и Византии.
Политика «империи Рюриковичей» во второй половине X – начале XIII века по отношению к покоренным неславянским народам, отличаясь прагматизмом, трезвым политическим расчетом и избирательностью, проводилась с помощью самых разных средств. Прежде чем перейти к ее рассмотрению, должен отметить, что не все историки согласны с применением термина «империя» по отношению к древнерусскому государству, правители которого, преемники легендарных князей Рюрика и Олега, формально не могли быть коронованы в качестве императоров римским папой. Но, думается, у нас имеется достаточно оснований именно так называть (с определенной долей условности) державу Рюриковичей с последней трети X века и до эпохи ее окончательного распада на самостоятельные княжества и земли, наступившего со второй трети XII столетия. Ведь говорим же мы о Монгольской империи, созданной Чингисханом в начале XIII века, хотя ее этническое ядро составляли кочевники-язычники. И столь же привычно звучит определение «Османская империя», султанов которой также никто никогда не короновал в качестве императоров и в которой господствовал ислам.
Применительно же к Древней Руси нельзя не учитывать целый ряд факторов. И прежде всего стремительный рост обширной территории государства, происходивший первоначально вдоль важнейших торговых транзитных коммуникаций, которые приобрели в IX–X веках первостепенное международное значение. Это и знаменитый водный путь «из варяг в греки», связывавший Скандинавию через Русь с Византией, и сухопутная дорога, которая вела из Хазарии через Киев, Краков, Прагу на Верхний Дунай, в Германию, и Волжско-Балтийская магистраль. В процессе этого территориального роста происходило покорение Киевом как восточнославянских племен, так и неславянских народов, оказавшихся в разных формах зависимости от него.
Расширение территории Руси осуществлялось не только на базе постепенной славянской колонизации редко заселенных пространств Восточной Европы, но (особенно с конца IX–X века) с помощью военных захватов как следствие целенаправленной государственной экспансии. Достаточно вспомнить о походах первых великих киевских князей Олега и Игоря. Еще более наглядный пример – деятельность князя Святослава Игоревича, пытавшегося расширить пределы своей империи от Волги и предгорий Северного Кавказа до Балкан. В результате его похода в 966 году подверглась опустошительному разгрому Хазария, часть территории которой (район Белой Вежи-Саркела на Дону и Тмутараканское княжество на Тамани) была инкорпорирована в состав Руси. Затем последовали в 967–971 годах покорение Русью Первого Болгарского царства и войны с Византией на Балканах и на Нижнем Дунае. Именно туда, в летописный Переяславец-на-Дунае (под которым подразумевалась, естественно, болгарская столица Преслав Великий), князь-воитель намеревался перенести из Киева центр своей державы. Этот политический курс (пусть и не в таких масштабах) был продолжен преемниками Святослава – Владимиром Святославичем и Ярославом Мудрым, захватывавшими области на русско-польском пограничье и покорявшими финноязычную чудь у северо-западных пределов Руси.
Так, в результате имперской политики захватов в отнюдь не добровольном подчинении Киеву наряду с восточнославянскими этнополитическими объединениями оказалось около двух десятков неславянских народов Севера, Прибалтики, Поволжья, Северного Кавказа. Их в большинстве случаев насильственное объединение вокруг восточнославянского ядра и создание огромного полиэтнического государства, на мой взгляд, также сближают Древнюю Русь с Римской, Византийской, Каролингской, Монгольской, Османской империями. К числу общих признаков относятся и необходимость повторного покорения дальних областей, и относительный характер государственного единства, и отсутствие долговременной внутренней прочности, и сложности управления империей из одного центра, и открытое неповиновение наместников центральной власти, и прочие центробежные силы, ослаблявшие государственную мощь империи.
Правда, в отличие от Рима и Константинополя в отношении Киева гораздо сложнее обосновать наличие соответствующей имперской идеологии. Византия рассматривала себя как единственно законную христианскую империю, призванную осуществлять всю власть в тогдашнем цивилизованном мире, подчиняя всех остальных монархов. Приняв христианство из Константинополя, Киев должен был признать свое более низкое и подчиненное место в иерархии средневековых государств. Но это признание превосходства Византии ограничивалось лишь церковной сферой и идеологией.
В реальной политике Русь была вполне суверенным государством, проявлявшим имперские амбиции. Идеология зародилась еще при Владимире Святославиче, но особенно была характерной для эпохи Ярослава Мудрого (1019–1054). Амбиции проявились в чеканке древнерусских сребреников и златников по образцу византийских монет; распространении свинцовых вислых печатей (по аналогии с византийскими печатями); в возведении в столице Руси Софийского собора в подражание грандиозного собора св. Софии в Константинополе, построенного императором Юстинианом I Великим в 532–537 годах (чуть позже Софийские соборы появились также в Новгороде и Полоцке); в наименовании главных ворот Киева Золотыми по подобию константинопольских Золотых ворот; в титуловании великого киевского князя «самодержцем», «каганом» и «царем» («кесарем»); наконец в идеологическом обосновании особой роли правителя Руси в «Слове о законе и благодати» Илариона. Священник княжеской церкви св. Апостолов в селе Берестове под Киевом, ставший в 1051 году первым русским (по национальности) митрополитом, он утверждал идею богоизбранности русских и вселенского значения Киева. Отвергая притязания Византии на господство над другими народами, недавно обращенными в христианство, киевский митрополит Иларион отстаивал равноправие Руси среди христианских государств. И в «Слове о законе и благодати» середины XI века, и в «Повести временных лет» начала XII века великий киевский князь Владимир Святославич, крестивший Русь, сравнивается с императором Константином, при котором христианство стало официально признанной религией в Римской империи.
Определенные имперские устремления можно увидеть и в политической линии великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, по инициативе которого в 60-е годы XII века сформировался владимиро-суздальский цикл литературных произведений, отражающий его стремление преобразовать свое княжество в державу, не уступающую по значению Киеву и в чем-то даже Византийской империи. В контексте державных амбиций нужно рассматривать и перенос византийской (по происхождению) иконы Владимирской Богоматери из Киева во Владимир-на-Клязьме, и строительство там Золотых ворот с надвратным храмом, и неудавшуюся попытку Андрея Боголюбского утвердить собственную митрополию с прямым подчинением константинопольскому патриарху, и его войны с Новгородом и Волжской Булгарией.
Ряд существенных черт сближал мировые империи как многонациональные сообщества, но каждая из них имела свои особенности. Византийские императоры многое делали в подражание Риму, а правители Руси далеко не во всем могли копировать Константинополь. По целому ряду параметров держава Рюриковичей с ее рыхлой политической и социальной структурой гораздо ближе по характеру Каролингской и Монгольской, чем Римской и Византийской империям.
Говоря об этом, приходится констатировать и заметное отставание Древней Руси и от Византийской, и от Каролингской империй по уровню развития феодального способа производства. В частности, в древнерусский период господствовала система государственного феодализма, а условная поместная форма землевладения широко распространилась на Руси только с конца XV века.
Признавая наличие общих черт имперской политики по отношению к иноязычным народам, нельзя не замечать и ряд существенных обстоятельств, отличающих «империю Рюриковичей» от полиэтничных вселенских империй. На Руси юридически не оформилось понятие «гражданство», как в Древнем Риме, хотя определенные преимущества православных христиан и были зафиксированы в церковных уставах. Древнерусское общество было открытым (для всех приверженцев православной веры) в отличие от закрытого византийского общества, где христиане, которые не являлись греками, обладали меньшими возможностями, хотя формально их равноправие перед законом и было гарантировано. Большими преимуществами в Константинополе пользовались иностранные послы и купцы. В худшем положении находились иноземцы-простолюдины. В отличие от Руси в византийском обществе культивировалась идея исключительности и превосходства греков над варварами – негреками, даже давно уже обращенными в православную веру.
И в эпоху Древней Руси, и в более поздний период Московского царства далеко не все элементы имперского византийского наследия имели почву для внедрения среди русских в силу их большей открытости и терпимости как этноса. В этом заключалась одна из основных отличительных черт этнического самосознания древнерусской (восточнославянской) народности.
После падения Византийской империи в 1453 году новому правителю Московии Ивану III Васильевичу (1462–1505) оставалось подражать лишь императорам Священной Римской империи германской нации. От них был заимствован двуглавый орел, ставший затем российским гербом. В сношениях с Ливонским орденом, Ганзейским союзом, Венгрией государь всея Руси Иван Васильевич называл себя царем, хотя в отличие от своего внука Ивана IV не произвел обряд коронации на царство, и Литва, например, отказывалась признать за ним царский титул.
В январе 1489 года прибывший в Москву Николай Поппель – посол императора Священной Римской империи – предлагал Ивану III от имени своего повелителя королевскую корону. Самоуверенного западноевропейского дипломата явно поразил гордый ответ московского великого князя, озвученный государевым дьяком Федором Курицыным: «Мы Божиею милостию Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей. А поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. А постановления, как есмя наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим».
Титул же «государь всея Руси» стал широко употребляться и в документах, и на монетах, и на печатях Ивана III Васильевича особенно после присоединения к Москве Новгорода Великого и Твери. Именно при нем начала зарождаться идеологическая доктрина «Москва – Третий Рим», согласно которой правители Московии через легендарного Рюрика вели свое происхождение чуть ли не от римского императора Августа. Окончательно оформившись при сыне Ивана III Василии III Ивановиче (1505–1533), она четко отразилась в посланиях великому князю псковского старца Филофея и «Сказании о князьях владимирских». Именно при нем началось активное наступление на Казанское ханство и Великое княжество Литовское и Русское.
Иван Грозный, Смутное время и первые цари династии Романовых
Иван Грозный, коронованный как царь в 1547 году, решительно перешел от подражания империям к захвату территории других государств, начав в 1552 году с Казанского ханства. Затем последовали насильственные присоединения к Москве Астраханского (1556) и Сибирского (1582–1584) ханств.
В России с середины XVI столетия стала складываться чиновная структура феодального общества, отличающаяся более дробным делением и заимствованная из церковной иерархии. С историко-терминологической точки зрения политический строй Московского царства середины XVI – середины XVII века правильнее характеризовать как чиновно-представительную либо соборно-представительную (но не сословно-представительную) монархию. Предсословные социально-правовые группы, объединявшие близкие по статусу чины, лишь в XVIII столетии, в екатерининскую эпоху, превратились в полноценные сословия – дворянство, купечество, духовенство и т.д. Форсированное же движение России при Иване Грозном к самодержавной форме правления, отмена Юрьева дня и ускорение закрепощения крестьян в дальнейшем обрекли нашу страну на социально-экономическое и политическое отставание от более передовых государств Западной Европы и перманентно-догоняющий вектор развития.
«В начале XVII века «первая империя» не выдержала бремени бесконечных завоевательных войн, гипертрофированной государственной земельной собственности и порожденной ею налоговой системы, – констатирует известный российский историк Руслан Скрынников. – В стране началась гражданская война, царская власть пришла в состояние полного паралича. «Империя» начала разваливаться. От нее отделилось «Новгородское государство», перешедшее под власть Швеции. Заколебались Казань и Астрахань».
Лжедмитрий I (1605–1606) именовал себя не только самодержцем «всея Руси и всех татарских царств и иных многих государств, Московские монархи подлеглых», но и впервые в истории нашей страны «императором Димитрием», правда только в сношениях с другими государствами.
Тем не менее даже в условиях двоевластия (а порой и троевластия), отсутствия в течение двух с лишним лет коронованного царя, анархии, острой социально-политической борьбы, иноземной интервенции в Смутное время доказали свою жизнеспособность воеводская, приказная и выборно-земская системы управления огромным государством и его регионами. И надо признать: реставрация самодержавно-монархического строя тогда способствовала сохранению российской государственности и выходу страны из Смуты.
После начала в 1654 году войны с Речью Посполитой, затеянной не только с целью возвращения утраченных в годы Смуты Смоленска и Смоленщины, но из-за претензий Москвы на современные земли Беларуси (Белой Руси) и Украины (Малой Руси), когда-то входивших в состав Руси, произошли изменения в царском титуле Алексея Михайловича (1645–1676). Вот его частичный текст: «Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский».
В дальнейшем тенденция к укреплению унитарно-абсолютистских начал в конце XVII века была доминирующей, но не единственной. Порой возникали альтернативные перспективы, в том числе аристократический проект изменения формы Российского государства, отвергнутый в 1682 году патриархом Иоакимом. Согласно этому плану, выдвинутому в последние месяцы царствования царя Федора Алексеевича (1676–1682), наша держава делилась на несколько государств – Казань, Новгород Великий, Сибирь и др. Во главе каждого из них стоял бы навечно царский наместник-боярин. В случае осуществления этой реформы Россия могла превратиться в своеобразную «аристократическую федерацию», основанную на верховном правлении царя, который опирался бы на совет наместников. Вряд ли такая форма правления соответствовала интересам огромной евразийской державы, продолжавшей раздвигать свои границы за счет территорий других государств.
Однако для ведения успешных войн с другими, не менее сильными государствами Европы и Азии, Россия нуждалась в военно-технической модернизации. Ее-то и удалось осуществить Петру Великому, сохранившему при этом консервативную социально-экономическую систему – крепостное право. Вместе с тем, победив Швецию в Северной войне и присоединив Восточную Прибалтику, замахнувшись на Кавказ и Персию, первый российский император лишь продолжил с неукротимой энергией имперскую политику своих предшественников на московском престоле. А она имела свои плюсы и минусы, за которые пришлось расплачиваться не только русским, но буквально всем народам нашей многонациональной страны.
Ситуация не изменится, пока правители России наконец не осознают, что величие государства состоит не в его огромной территории и военно-политическом влиянии в мире, а в обеспечении для всех россиян высокого жизненного уровня, соответствующего нашим огромным природным и людским богатствам. Ведь жизнь каждому из нас дается только один раз, хочется провести ее достойно, не страдая от комплексов и «детской болезни» имперскости.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.