В чем главная мысль басни как мужик убрал камень
Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»
Читательский дневник по были «Как мужик камень убрал» Льва Толстого
Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Как мужик камень убрал»
Главные герои: мужик.
Второстепенные герои: столичные инженеры.
Характеристика главных героев:
Мужик — Простой, необразованный, но смышлёный и находчивый.
Характеристика второстепенных героев:
Инженеры — Учёные, образованные, но не умеющие думать самостоятельно.
Краткое содержание были «Как мужик камень убрал»
Нужно было убрать огромный камень, который мешал проходу.
Мужик сказал, что уберёт камень за сотню рублей и за один день.
Он вырыл яму и скатил в неё огромный валун.
План произведения:
Основная мысль «Как мужик камень убрал»
Главная мысль сказки заключается в том, что всё гениальное просто.
Основная идея сказки в том, что не всегда образование даёт преимущество.
Иногда лучшие результаты показывает обычная смекалка.
Чему учит быль
Быль учит всегда думать своей головой, проявлять смекалку и находчивость.
Учит тому, что важно не иметь много знаний, а уметь их применять на практике.
Учит тому, что простой народ обладает большей смёткой, чем учёные мужи.
Краткий отзыв по произведению «Как мужик камень убрал» для читательского дневника
Прочитав эту быль, я подумала о том, что образование не даёт человеку гарантий успеха.
Надо понимать, что и зачем ты учишь.
А особенно важно уметь применять на практике полученные знания.
Важные инженеры были очень умными, знали всё на свете, но не могли придумать, как просто и недорого убрать камень.
А простой мужик подошёл к решению проблемы с другой стороны.
Он стал думать, как выполнить дело просто и легко. И придумал.
Это очень поучительная история.
Писателю удалось доказать, что важны не только знания, но и умения их применять.
Мне понравился главный герой рассказа.
Он смекалистый и остроумный.
Я всем советую прочитать эту быль и подумать о том, что мы часто ищем сложных ответов там, где возможно простое решение.
Никогда не следует усложнять себе задачу, нужно стараться сделать всё проще.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю».
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
Библиотека произведений автора пополняется.
Какова главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень»?
История, о которой автор утверждал, что она быль, звучит так:
Л. Н. Толстой показал, что:
во-первых, у каждой проблемы возможно не одно, а несколько возможных решений;
во-вторых, что эти решения могут быть очень неравнозначными по необходимым затратам;
в-третьих, что смекалку и креатив ближнего нужно вознаграждать. Мужик сэкономил огромные суммы денег, поэтому у неназванных заказчиков (городских властей, видимо) даже с двойной оплатой его труда ушло намного меньше средств, чем предлагал второй инженер;
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
На первый взгляд два небольших рассказа Толстого, о росе и о воде, похожи друг на друга, но следует спешить с выводами и относить оба этих рассказа к научно-познавательны ми.
Легко догадаться какой и почему.
Сравним оба текста. В рассказе «Куда девается вода» Толстой понятным языком объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.
В цикле сказов П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» рассказывается о нелегкой жизни уральских старателей, о жестокости приказчиков и о равнодушных и жадных баринах, о талантливых мастерах своего дела, о Медной Горы Хозяйке, которая ценила смелость и прямоту, честность и отсутствие жадности в людях.
Тех, кто ей приглянулся, она одаривала своей благосклонностью, а за жадность и жестокость сурово наказывала.
А прислуживали ей шустрые маленькие ящерки.
Вообще то в медальонах на шее принято было носить портреты близких людей, мамы,возлюбленной. Но граф Лев Толстой отличался оригинальностью. Оказывается, он поместил в свой медальон изображение человека, которого считал своим учителем, а именно, Жан-Жака Руссо.
Тема: «Басня Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Басня Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Учитель: Пивоварова И.В.
Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме
Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме
Понимать: особенности литературных жанров; роль выразительных средств языка с целью выявления отношения автора к своим героям и персонажам.
Применять: уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.
Анализ: произведения Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; пословицы с целью определения морали басни;
Синтез : творческое задание – сочинить басню
Оценка: собственно сочинённой басни, для дальнейшей учебной и речевой деятельности
Что смогут узнать дети?
Что такое аллегория. Узнают о том, что басни могут быть в прозаичной форме.
Какие понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?
Будут продолжать осваивать литературные жанры (этап подготовки к восприятию); представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
— научатся определять авторское отношение к персонажам и их поступкам;
— научатся отличать басню от других литературных жанров;
— научатся определять мораль и аллегорию в басне.
4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения?
— ученики в конце урока (этап обобщения) смогут найти нужную пословицу и соотнести её с моралью басни
— дома учащиеся смогут сочинить басню
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; тетрадь, дневник, пенал
Список использованной литературы
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.
1. Организационный этап.
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
2. Мотивация к учебной деятельности.
— Доброе утро, ребята..
Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)
Упражнение «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.
3. Проверка домашнего задания.
— Вспомните, чему был посвящён наш с вами последний урок? (Мы узнали о творчестве Л.Н. Толстого, читали его рассказ «Детство»)
Проверка пересказа отрывка «Детсво».
Ответы на вопросы после текста.
Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.
4. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
– Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.
5. Изучение нового материала. Актуализация знаний
-Для начала давайте вспомним определение басни.
– Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
— А какие ещё особенности басни вы знаете?
-интересный короткий занимательный сюжет;
-героев обычно несколько;
-главный герой выражает основную идею;
-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;
-высмеиваются человеческие пороки.
-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
— комизм;
-поучительность;.
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?
Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.
-А откуда же к нам пришли басни?
Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.
Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.» (слайд 10)
-А сейчас вы послушаете запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.
Звучит аудиозапись басни
-Понравилась ли вам басня?
-Какие слова показались трудными?
-Есть ли такие слова, которые непонятны?
— Давайте разберём значение слов: (слайд 11) Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.
— Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух и поупражняемся в выборочном чтении.
6. Первичное закрепление.
-Сейчас я предлагаю вам одновременно и ответить на вопросы и поработать в парах. Попробуйте составить план басни, отвечая на вопросы. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Дети читают «по цепочке» по частям и отвечают на вопросы учителя предложением из текста.
-Читаем вслух.
-Готовимся ответить на вопросы и одновременно составляем план.
Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитайте 1 часть.
-О чем в ней говорится?
— Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?
Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится?
-Что предложил 1 инженер?
-Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть.
-Что предложил мужик?
-Сколько он запросил?
— Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько?
-Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)
-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
-Кто вызвал удивление инженеров?
-Как вы его себе представляете?
Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. (слайд 12)
(Ученики зачитывают отрывок басни)
-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?
-Какими чертами обладал мужик?
-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)
-Почему данное произведение можно назвать басней?
Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.
— Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).
Теперь давайте, посмотрим какие планы получились у вас.
7. Физкультминутка (с движениями+ для глаз)
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.
Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.
И за парты тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И опять читать мы начинаем.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
— Сейчас я предлагаю вам хорошенько подумать, проявить смекалку и сообразительность. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.
Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
-Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).
Дети в группах собирают пословицы из конверта
Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
Глупый киснет, а умный всё промыслит.
Достигай всего своими способностями.
Смётка дороже богатства.
Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.
9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.
А ещё я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные басни? Попробуйте! Сочините свою басню, запишите её и по желанию оформите своими рисунками. Из лучших работ мы оформим альбом «Наше творчество».
Выставление оценок за урок.
10. Рефлексия( подведение итогов).
— Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
-Что делали на уроке?
— Что нового вы узнали на уроке? (Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни )
-Что интересного узнали на уроке
-Нужно изучать басни?
— Что этот урок дал для жизни?
-Какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли мы поставленной цели?
— У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
-Я знаю, что такое басня.
-Я знаю, что такое мораль басни.
-В самостоятельной работе у меня всё получилось.
-Я доволен своей работой на уроке.
Урок хочу закончить стихотворением:
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Какова главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень»?
История, о которой автор утверждал, что она быль, звучит так:
Л. Н. Толстой показал, что:
во-первых, у каждой проблемы возможно не одно, а несколько возможных решений;
во-вторых, что эти решения могут быть очень неравнозначными по необходимым затратам;
в-третьих, что смекалку и креатив ближнего нужно вознаграждать. Мужик сэкономил огромные суммы денег, поэтому у неназванных заказчиков (городских властей, видимо) даже с двойной оплатой его труда ушло намного меньше средств, чем предлагал второй инженер;
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
На первый взгляд два небольших рассказа Толстого, о росе и о воде, похожи друг на друга, но следует спешить с выводами и относить оба этих рассказа к научно-познавательны ми.
Легко догадаться какой и почему.
Сравним оба текста. В рассказе «Куда девается вода» Толстой понятным языком объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.
В цикле сказов П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» рассказывается о нелегкой жизни уральских старателей, о жестокости приказчиков и о равнодушных и жадных баринах, о талантливых мастерах своего дела, о Медной Горы Хозяйке, которая ценила смелость и прямоту, честность и отсутствие жадности в людях.
Тех, кто ей приглянулся, она одаривала своей благосклонностью, а за жадность и жестокость сурово наказывала.
А прислуживали ей шустрые маленькие ящерки.
Вообще то в медальонах на шее принято было носить портреты близких людей, мамы,возлюбленной. Но граф Лев Толстой отличался оригинальностью. Оказывается, он поместил в свой медальон изображение человека, которого считал своим учителем, а именно, Жан-Жака Руссо.
В чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал»?
Лев Николаевич Толстой в басне «Как мужик камень убрал» хотел показать достаточно простую мысль: любую проблему можно решить различными способами.
Каждый способ имеет свою показатели (как в любом проекте): цену, время, ресурсы.
Каждый инженер предложил свой способ. Каждый из способов имел свою цену.
Я так понял смысл басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал?»
Прежде чем взяться за выполнение какой-либо работы либо поручить её кому-либо, необходимо провести «мозговой штурм». То есть рассмотреть различные варианты её выполнения и выбрать оптимальный.
Второй смысл в том, что не всегда образование может сравниться с опытом.
хорошая басня. суть может представляться каждому своя, как и варианты инженеров и мужика. кстати и здесь мнения могут расходиться (чем сейчас басня особенно хороша).
на мой взгляд мужик, конечно, продешевил (мог и 1000 рублей назвать, видно был не заезжим, а патриотом), но сбил цену и утер нос конкурентам, применив смекалку, потратив минимальное количество средств (лопата), но вложил свой труд. кстати в басне сказано, что он землю из-под камня на площади предложил разбросать. тоже ведь можно извлечь выгоду: либо уровень площади поднял, либо на огород свой свез. али продал.
кстати дополнительную премию он все же получил в 100 рублей. так что и здесь выгадал.
Мораль: прояви смекалку, предложи клиенту более выгодные условия, обскачи конкурентов и будет у тебя премия!
Наверно, каждый увидит суть басни по-своему.
В этой басне говорится о том, что у одной проблемы может быть несколько решений. Так что не стоит говорить о безвыходности ситуации, потому что это лишь отговорки. Хотя сильно заморачиваться тоже не стоит, чтобы добиться резульатата.
В данной басне простой мужик олицетворяет народную мудрость.
Как говорится «все гениальное просто».
А инженеры они конечно весьма умны, так умны, что даже заумны:)
Всегда так было, есть и будет мудрость над умом торжествует.
А мудрость никакое образование человеку не может дать.
Тут уж, как говорится, от природы:)
Я думаю можно ответить так: Главная мысль басни в том что проблемы можно решить разными способами и не нужно выполнять сложные действия что-бы решить их.
Текст басни «Белка и волк». Мораль басни проста. Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела. Можно пойти дальше попытаться понять, почему один человек добр, а другой зол. Многое закладывается в детстве, когда ребенка не любят или взрослый человек живет в нужде и не чувствуя поддержки озлобляется.
Волк олицетворяет злого человека, который понимает, что жизнь его не удалась и пытается понять почему, хотя сам волк просто родился таковым, он хищник. Люди тоже разделяются на хищников и довольствующих обычной жизнью. Поэтому 50 процентов виноваты гены.
Л. Толстой в своих баснях не делал никаких выводов, не писал о морали, которая следует из его повествования.
Все его басни предназначались для детей. А они сами должны были делать выводы и решать, что хорошо, а что плохо. То есть Лев Николаевич учил детей думать самостоятельно.
Так и в этой басне «Собака и ее тень». Мораль басни можно так характеризовать:
К счастью, родители отнеслись к своему поведению критически и стали уважительно относиться к старичку.
Последовательность событий нужно восстановить таким образом:
А перенес он на другой берег только вороненка, который ответил, что когда вырастет будет заботиться не о старом вороне, а о своих птенцах.
Мораль басни заключается в том, что родители не должны заботиться о своих детях только ради того, чтобы те были рядом с ними в старости.
Есть фраза, что долги перед своими родителями человек отдает своим детям. Вот об этом и написано в басне Толстого.