В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий

Краткое содержание: Четыре благородные истины объясняют основу, путь и цель на всех трех уровнях буддийских поучений.

— из материалов урока
(содержится в PDF-фале)

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийВсе обусловленное есть страдание
В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийУ страдания есть причина
В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийУ страдания есть конец
В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийЕсть путь к прекращению страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийСкачать этот текст в PDF
(вместе с материалами урока )

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийСкачать другие темы

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданийТематический план

В последующих объяснениях Будда показал все ступени опыта, от ограниченности обычного восприятия мира до Освобождения и Просветления.В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий
В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Первая благородная истина:

1. Все обусловленное есть страдание.

На абсолютном уровне бесстрашная непоколебимость, радость и любовь являются спонтанным выражением ума, свободного от ограничений. Это опыт Будды и возможный опыт всех существ («Природа Будды»). По сравнению с ним даже самое большое обусловленное счастье – ограничено и пронизано страданием, так как подвержено изменениям; оно является преходящим и не вечно.

Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности (см. также тему «Три вида страдания»).

2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к обусловленному счастью.

3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда покрыт завесами, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Вторая благородная истина:

2. У страдания есть причина.

3. У страдания есть конец.

В качестве цели Будда показывает Освобождение и Просветление.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Четвертая благородная истина:

4. Есть путь к прекращению страданий.

Источник

В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма ответ?

Во-вторых, надо ответить на вопрос: в чем причина человеческого страдания и несчастливой жизни? Заключается она в постоянном стремлении человека к чему-либо, что понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и жаждет их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. И второй окажется меньше и будет располагаться внутри первого. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности далеко не всегда совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуем себя, чтобы достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Но как только мы достигаем цели, как только круг возможностей совпадает с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять к чему-то стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным. Получается, что наши желания – это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным – оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, чего получить не можем. Этот сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, а в результате оказалась у разбитого корыта. К такому же печальному концу приводит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некоему «завтра», в котором наконец-то реализуются наши цели и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там-то наверняка откроется наше счастье. Так проживаем мы жизнь свою – как бы в черновиках, все к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в результате оказывается, что беловика-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время.

Источник

Пять «ядов ума» в буддизме

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В се живые существа желают обрести счастье и избежать страданий. Это глубинное стремление любого живого существа. И в этом плане по большому счёту нет разницы между человеком, который стремится обрести благоприятные условия жизни и тем же тараканом, который улепётывает от стремительно опускающегося на него тапка. Так или иначе, мы все едины в желании избежать страданий. Проблема лишь в том, что часто мы не можем определить истинные причины страданий. Как верно подметил буддийский философ и практик Шантидэва:

Желая избавиться от страдания, они, напротив, устремляются к нему. А желая обрести счастье, они, словно враги в омрачении, разрушают его.

Почему же так происходит? Проблема в том, что мы порой не видим истинных причин наших страданий. Самый грубый (зато самый понятный) пример — абстинентный синдром после употребления алкоголя, проще говоря, похмелье. Часто человек устраняет его новой дозой алкоголя, вместо того чтобы просто принять твёрдое намерение больше не употреблять алкоголь. И получается, как в том анекдоте: «Давайте в этот раз на Новый год исключим из рациона мандарины. Надо же, наконец-то, выяснить, почему утром голова так болит». Печально, что люди смеются над тем, над чем надо бы, наоборот, серьёзно задуматься. Впрочем, это типичная методика популяризации деструктивных тенденций через юмор. То, что опасно, не смешно.

Однако проблема лежит гораздо глубже, и непонимание истинных причин наших страданий порой заставляет нас совершать одни и те же ошибки и ходить по этим кругам ада — бесконечно, зачастую ещё и обвиняя всех вокруг в своих проблемах. Яркий пример тому — человек, который годами может питаться фастфудом, а когда наконец-таки начинаются проблемы со здоровьем, то во всём, разумеется, виновата экология.

Пять «ядов ума» — пять причин страданий

О глубинных причинах страданий много сказано в буддизме. Вообще, вопрос страданий, причин страданий и способов эти страдания, наконец-таки, прекратить — это главная философская концепция, на которой изначально и было основано Учение Будды. Поэтому буддизм в вопросах причин страданий, наверное, продвинулся намного дальше многих других философских направлений. Итак, согласно философии буддизма, существуют так называемые «яды ума». В различных трактовках и школах указываются либо три «яда ума», либо их расширенный список из пяти «ядов». Рассмотрим эти пять «ядов». Считается, что основным ядом ума, то есть базовой причиной страданий, так сказать, корнем всех бед является неведение.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Неведение

Неведение — корень всех страданий. Речь, разумеется, не идёт о незнании теоремы Ферма или законов Ньютона. В прочем, иногда и такое вот банальное невежество может причинить немало проблем. Но если рассматривать именно философию буддизма, то здесь речь идёт о базовых заблуждениях относительно мироустройства, относительно себя самого и так далее. Сам Будда Шакьямуни говорил: «Самое тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо — это неверие в закон кармы». Кстати, стоит отметить, что закон кармы очень похож на третий закон Ньютона: «Любое действие вызывает противодействие», так что физика и философия порой тесно связаны. И бывает так, что школьный учебник физики может дать ответы на многие вопросы.

Однако вернёмся к вопросу о законе кармы: почему Будда считал именно это заблуждение наиболее тяжёлым? Дело в том, что, совершая неблагие поступки, человек создаёт причины для собственных страданий. И если при этом он не верит или не знает о законе кармы, то у него нет даже шанса изменить к лучшему свою жизнь. Именно об этом и писал Шантидэва: «Желая избавиться от страдания, они, напротив, устремляются к нему». Также под неведением можно понимать непонимание того факта, что все мы так или иначе связаны между собой. И причиняя вред кому-либо, причиняешь его самому себе, а принося пользу другим, приносишь её самому себе. Если рассматривать вопрос неведения в несколько другом контексте, то можно сказать, что неведение — это иллюзия двойственности. Что такое двойственность? Это иллюзорное разделение на чёрное и белое. Секрет в том, что наш мир и всё, что в нём происходит, является абсолютно нейтральным и только наш беспокойный ум порождает иллюзию двойственности. Двойственное восприятие делит объективную реальность на приятное и неприятное, любимое и нелюбимое, выгодное и невыгодное и так далее. И именно это разделение приводит уже к формированию двух других «ядов» — привязанности и отвращения.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Привязанность

Привязанность — второй из «ядов ума», проистекает из неведения. Разделение воспринимаемой реальности на приятные и неприятные объекты порождает привязанность к приятным объектам и желание обладать ими. На самом деле, «всё есть страдание», об этом говорил Будда в своей первой проповеди. Почему же всё является страданием? Можно привести простой пример с едой. Когда мы голодны, мы страдаем от голода, но, если мы начинаем есть и переедаем, мы уже страдаем от переедания. Таким образом, страдание мы получаем как от отсутствия пищи, так и от её наличия, и секрет кратковременного счастья в том, чтобы страдание от голода и страдание от насыщения были равны. В тот момент, когда они равны между собой, мы ощущаем некий зыбкий, кратковременный баланс. То есть такое временное счастье — это зыбкий баланс двух разнонаправленных видов страданий. Привязанность является ядом ума и приводит к страданиям по той причине, что в этом мире всё непостоянно и любой объект, к которому мы привязаны, будет рано или поздно разрушен. Либо же, если это объект более менее долговечный и в некотором роде безлимитный, нам попросту надоест им наслаждаться. Яркий пример — ребёнок, у которого всё есть. Рано или поздно ему просто надоедают даже самые интересные и дорогие игрушки, и он постоянно желает чего-то нового и большего. В этом суть любого желания: его невозможно удовлетворить так же, как невозможно утолить жажду солёной водой. Таким образом, если у нас есть объект, к которому мы привязаны, мы будем страдать в любом случае — либо от его отсутствия, либо от невозможности наслаждаться им бесконечно.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Отвращение

Отвращение (гнев, ненависть) — третий из «ядов ума», который проистекает из неведения. Опять-таки причиной является двойственное восприятие. Если приятные вещи формируют привязанность, то неприятные формируют отвращение, ненависть и гнев. Однако, как уже сказано выше, любое двойственное восприятие является иллюзорным. Можно привести пример с временами года: кто-то любит жаркое лето («тополиный пух, жара июнь» и всё такое), а кто-то ненавидит лето, а, напротив, любит осень («унылая пора, очей очарование» и так далее). А теперь подумаем, что же является причиной страданий в данном случае? В случае с первым человеком приход лета принесёт ему радость, а в случае со вторым — страдание. Так можно ли сказать, что причиной радости первого и страдания второго является приход лета? Тоже самое можно сказать и про наступление осени.

Если представить, что в первом случае человек её ненавидит, а во втором — любит, то, опять-таки, одно и то же событие вызывает у одного отвращение, а у другого — восторг. И если посмотреть объективно, то можно сказать, что причиной страдания становится двойственное восприятие, которое породило отвращение к летней жаре, осенним дождям, зиме, снегу, весенней слякоти, нелюбимой работе, приезду тёщи и так далее — этот список можно продолжать бесконечно.

В современном мире пандемия ненависти доходит просто до невероятных парадоксальных ситуаций: ненависть, искусственно разогреваемая с помощью СМИ, может заставить людей с разных концов планеты, которые даже никогда не встречались, люто ненавидеть друг друга просто потому, что их научили думать, что разный цвет кожи — это повод для ненависти. Это происходит по определённым причинам и выгодно определённым силам, но сейчас речь не об этом. Любая концепция в нашем сознании, любая психологическая установка, которая заставляет нас испытывать отвращение, ненависть или гнев в первую очередь причиняет страдания нам самим. Как говорил Будда Шакьямуни: «Гнев — подобен раскалённому углю. Прежде чем швырнуть его в кого-то, обожжёшься сам». И речь здесь не только о законе кармы (впрочем, куда же без него!?), даже современная медицина подтверждает тот факт, что негативные психологические реакции, такие как гнев и ненависть, запускают в организме в прямом смысле процессы физического разрушения.

То есть закон кармы действует даже на клеточном уровне: невозможно транслировать негатив вовне, не разрушая себя изнутри. Таким образом, страдание причиняет нам не сам объект, а наше отношение к этому объекту. Если мы что-либо ненавидим, это наша внутренняя проблема и решить её можем только мы сами. И если бы только люди понимали, что гнев и ненависть разрушают в первую очередь того, кто носит этот страшный вирус в себе, мир изменился бы кардинально. Но пока что кардинальных перемен в массовом сознании людей не видно. А причина всё та же — неведение, оковы которого разрушить не так просто.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Гордость

Гордость — четвёртый из «ядов ума», как можно уже догадаться, также проистекает из неведения. Истина заключается в том, что все мы равны между собой. На глубинном уровне все души (или живатмы) обладают одними и теми же качествами, и разница между нами лишь в накопленном опыте и, как следствие, в разных кармических уроках, которые мы проходим на этой земле. Поэтому осуждать алкоголика за то, что он пьёт алкоголь, неразумно. Это его кармический урок, и ему нужно приобрести этот опыт. И гордость возникает лишь по причине того, что человек не понимает, что на изначальном глубинном уровне все равны. Об этом говорил и Будда. Такая концепция, как «природа Будды», которой обладает каждое живое существо, даёт понимание того, что, во-первых, мы все одинаковы и взаимосвязаны, а во-вторых, имеем абсолютно равные шансы стать буддами. В «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» есть глава под названием «Бодхисаттва Никогда Не Презирающий». Там рассказывается о некоем духовном практике, который при встрече с людьми всегда неизменно повторял, словно мантру: «Я глубоко почитаю вас и не могу относиться к вам с презрением. Потому что вы все будете следовать по Пути бодхисаттвы и станете буддами». И даже когда люди в ответ на это раздражались, оскорбляли его и даже били, он неизменно повторял: «Я не могу относиться к вам с презрением, ибо вы все станете буддами». И тогда этого бодхисаттву прозвали «Никогда Не Презирающий». Но самое интересное с ним случилось дальше, впрочем, это уже совсем другая история. И любой желающий может прочитать её в «Лотосовой сутре», в главе «Бодхисаттва Никогда Не Презирающий». Мораль же этой истории такова, что гордость возникает лишь по причине ложных воззрений о том, что мы все разные и среди нас есть достойные, а есть недостойные. И лишь понимание того, что каждый идёт по пути саморазвития своим путём, разрушает гордость. Осуждать тех, кто меньше нас продвинулся на пути саморазвития, и превозносить себя также нелепо, как презрение десятиклассника к первокласснику за то, что он пока ещё многого не знает.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Зависть

Зависть — пятый из «ядов ума». Можно сказать, что это обратная сторона гордости, так сказать, зеркальное её отражение. Если гордость — это превозношение себя и унижение других, то зависть — это, напротив, недооценка собственной личности, иллюзия собственной неполноценности по сравнению с другими. Как говорил известный психиатр Фрейд (несмотря на многие его заблуждения): «Единственный человек, с которым вы должны себя сравнивать, это вы в прошлом. Единственный человек, лучше которого вы должны быть, это вы в настоящем». Очень точно замечено: каждый проходит свои уроки и сравнивать себя с кем либо — тоже самое, что сравнивать танк с самолётом: у каждого из них своя задача и в соответствии со своими задачами они и обладают теми или иными сильными и слабыми сторонами. Можно бесконечно спорить о том, кто сильнее — боксёр или каратист, но по факту это две разные системы подготовки и два разных принципа ведения боя. Также и в повседневной жизни: если кто-либо добился больших успехов, это означает лишь одно — он приложил больше усилий. Стоит также помнить и о законе кармы, понимание которого, опять-таки, разрушает и зависть тоже. Потому что у всего, что проявлено на сегодняшний день, есть причина. И если кто-то имеет то, чего не имеем мы, значит, он создал для этого причину, а мы — нет. Так к кому следует предъявлять претензии?

Итак, мы рассмотрели пять основных «ядов ума», которые предлагает нам традиция буддизма. Эти пять «ядов ума» считаются базовыми причинами страданий, однако, увы, далеко не единственными — они, в свою очередь, способны порождать ещё сотни и тысячи других причин, которые приводят к страданиям. Но нет смысла сейчас рассматривать каждую из причин в отдельности. Важно понять другое — во всём, что с нами происходит, виноваты только мы сами. И, если мы хотим изменить что-либо в своей жизни — нужно сначала изменить своё мышление и восприятие мира, а затем изменить образ жизни. И поведение. И только в этом случае возможны какие-то кардинальные перемены. Предъявление претензий к миру и окружающим людям — это заведомо проигрышная позиция по той простой причине, что мы перекладываем ответственность за свою жизнь и своё развитие на кого-то другого, а это автоматически лишает нас способности управлять своей жизнью. И чтобы избавиться от страданий, нужно просто устранить причину. Обвинять окружающий мир в своих проблемах — это тоже самое, что пенять на сквозняк, который гуляет по комнате, вместо того, чтобы просто встать с дивана и устранить его причину — закрыть форточку. И рецепт счастья, к которому стремятся все живые существа, прост: устраняем причины страданий и создаём причины для счастья.

Источник

Нейрофизиология и буддийские истины о страдании и его прекращении

3. Существует состояние, в котором полностью нет страдания, оно называется нирвана (ниббана).

4. Существуют способы достичь ниббаны, например благородный восьмеричный путь или прямое постижение пустотности (не путать с пустотой).

Вопрос: Че вы тут втираете, я ваще не страдаю и никогда не страдал!

В отличие от дофаминовых, ГАМК-нейроны возбуждаются медленно, но всерьёз и надолго, таким же образом тормозя центр удовольствия. Это значит, что вслед за страстным желанием всегда следует страдание. Так работает наш мозг, теперь это объективная истина и если вы доверяете науке, то автоматически становитесь буддистами. Добро пожаловать. Кстати, мой паблик: vk.com/neurobuddhism

А что если просто вколоть в мозг дофамин?

Ничего. У нас в организме и так много дофамина. Название «дофаминовые нейроны» означает, что для передачи импульса по синапсам они используют дофамин, которого всегда достаточно в окружающих тканях. Вещества, используемые для терапии депрессии, повышают его концентрацию в синапсах (местах соединений нейронов), но их эффект никак нельзя назвать счастьем.

А если затормозить ГАМК-нейроны?

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Что же такое нирвана, полное прекращение страдания? Пока точно не ясно. Но если полагать причиной деятельность мозга (а почему нет?), то первым кандидатом будет прекращение деятельности и дофаминовых, и ГАМК-нейронов.

Благородный восьмеричный путь прекращения страдания очень жестко требует развивать этику с моралью, концентрацию (самадхи) и распознавание (випассану).

Если открыть справочник по мозгу, то там будет написано, что ППИ отвечает за мораль, концентрацию и распознавание ошибок.

Если мы посмотрим на мозг медитатора через современную аппаратуру, то увидим, что больше всех активирована передняя поясная извилина. Бинго!

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Впрочем, это все равно не дает ответов за нирвану, но по крайней мере, подсказывает, что для эффективной практики нужно развивать не только концентрацию, но и мораль.

То есть, благородный восьмеричный путь тоже основан не на пустом месте. Воздержание от воровства, лжи и грубости так же важно для прекращения страдания, как и оба вида медитации, самадхи и випассана.

Без этого ППИ не прокачается, и человек останется мотивирован исключительно дофаминовым центром хотения-страдания.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Духовные практики Востока

327 постов 876 подписчиков

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.

Короче говоря дело не только в балансе нейромедиаторов, так как это больше смахивает на гадание по потрохам. А в особом взгляде на всё это дело, по типу шизоидной отстраненности, без вовлечения во всю совокупность «страдания/наслаждения.»

Благодарю, что поддерживаете активность в сообществе. Мне пока не до него, развиваю два других.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Ничего не понятно, очень интересно (с)

Я понял про «развить альтернативный центр». Но не понял, а как остановить основной (дофаминовый)

Я сначала подумал, что про жизнь любого хомяка читаю.

По моим наблюдениям за буддистами, они вообще не загоняются за то как надо и для чего надо, просто живут, открытые к миру и живым существам.

Всякую ересь слышу только от фанатиков-популизаторов, зачастую из других расс.
Видео видео ответов монахов, так они учения пересказывают определенных школ.

Короч, что бы понять буддизм живите среди него, может к концу жизни выстрелит что то.
Я думаю путь должен быть иной конечно, у каждого свой.

Интересный момент, что буддисты фапают на отсутсвие желаний, но тут такой расклад:

Cостояние, когда тебе ничего не нужно, ничего не хочется, нет желания делать что-то, желать что-то, добиваться чего либо, тебе неизвестна эмоция предвкушения и «азарта ожидания» называют депрессия.

Будда не проповедовал нирвану, в одной из проповедей он сказал что это замануха для лохов, лохи продолжают вестись, а ТС опровергает то чего нет)) ещё и с такой помпой типа он понимает на нейрофизиологическом уровне откуда берутся желания))) ТС хотите я подам вашу заявку на нобелевку, прикиньте сколько ваша статья плюсов отгребёт? никто не знает, а вы объяснили, при чём на микробиологическом уровне

Все эти секты эксплуатируют баги мышления. На этом пересечение нейробиологии и сказок заканчивается. Харош уже натягивать сову на глобус.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Запрашиваю поддержку Инквизиции.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Медитация: теория и практика

К медитации я пришёл около года назад, когда понял, что мой гнев – это проблема. Тогда я признал, что гнев – это не просто плохое настроение. Я перестал сваливать вину на остальных, кричать “принимайте меня таким, какой я есть”.

Уже тогда я наслушался про астрал, дыхание, но не о самоконтроле. И я решил разобраться, что к чему. Узнать, что такое медитация, как именно она работает, что происходит и меняется в моём теле, и как научиться медитировать.

Медитация – это НЕ РЕЛИГИЯ, НЕ ЭЗОТЕРИКА. Это НЕ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ. Это ДОСТУПНО и это ДЛЯ ВСЕХ.

Медитация означает размышление. Вы уходите от суматохи внешнего мира, следите за дыханием, концентрируетесь, а после думаете о чём-либо. А вот о чём – зависит от типа медитации. Ну а вообще, почему это работает?

Представьте мозг как большой компьютер. Нейроны – это его провода. Их у нас примерно 86 миллиардов. Нейрон активируется от пяти до пятидесяти раз в секунду. И у каждого такого провода аж пять тысяч соединений. Пока вы читаете это предложение, миллиарды нейронов передают сигналы в вашей голове — очень непростой системе. Благодаря этим проводкам вы можете чувствовать и фиксировать опыт, мысли и ощущения. Так наш компьютер учится. Но наш мозг не обычная машина – чем больше мы о чём-то думаем или делаем, тем лучше изоляция этих самых проводков, электричество бегает быстрее. Так непривычно сидеть за рулём в первый раз, но в сотый? “Привык”, “мышечная память” – всё благодаря этой проводимости. Чем чаще вы повторяете что-либо, тем лучше изоляция проводков. Много беспокоитесь? В следующий раз растревожить вас будет ещё легче.

Жизненный опыт и выводы из него определяют не только нас, но и строение мозга. Он в этом плане, как профессиональный спортсмен. Просто тридцать отжиманий мало что дадут, но тридцать отжиманий каждый день могут изменить его к лучшему. Так же, как и практика спокойствия ума.

Человеческий мозг – не единая структура. Его можно разделить на три области: рептильный мозг, лимбическую систему и кору. Рептильный мозг — старейшая из областей, с неё всё началось. Она отвечает за температуру тела, сердцебиение и дыхание, управляет нашими инстинктами и стремлением к самосохранению. Выживание – её главная задача.

Рептильный мозг – ещё та занудина. Он настолько зациклен на выживании, что может начать спорить с корой, вашим логическим центром. Но рептильный мозг может воспринять тревожность как угрозу. Чтобы заглушить неприятное чувство, он готов даже заставить вас, к примеру:

Эту часть мозга не беспокоит, насколько это рационально – не её работа, как ни крути. “Враг исчез?” – спросит “занудина”, а потом повторит свой выкрутас вновь. Главное – выживание.

Гиппокамп – формирует воспоминания. Без него вы бы жили одним днём. Почитайте про случай Генри Моллисона.

Миндалевидное тело – отвечает за страх, тревогу и гнев. Именно она определяет “яркость” событий, благодаря чему воспоминания, сильно окрашенные эмоциями, остаются в памяти надолго. К примеру, большинство из нас смутно помнит, что там было за утро два месяца назад, но первый поцелуй – как будто вчера было!

Гипоталамус бдительный страж – он решает, помочь выработке стресса или нет.

Кора мозга же заточена на абстрактное мышление, решение проблем, оценку опасности и способность говорить. Именно она делает нас такими особенными.

Зачем нужен стресс?

Стресс нужен, чтобы сражаться или убегать. Представьте, что вы древний человек. Перед вами спящий заяц – мышцы напрягаются, вы уже заносите камень над его головой. Стресс в этом случае готовит вас к бою. Но если внезапно из-за дерева выскочит разъярённый мамонт, то лучше всего драпануть – именно к этому вас будет подначивать стресс.

Суть: стресс помогает тогда, когда нужно бить или спасаться. В повседневной жизни нам не часто нужно убегать от кого-то или бежать за кем-то. Если вы переживаете, нервничаете, злитесь, то отожмитесь хотя бы десять раз и глубоко подышите. А вообще – регулярные физические нагрузки уберегут вас от излишнего беспокойства.

Во время стресса работают в связке три основных структуры лимбической системы — гиппокамп, миндалевидное тело и гипоталамус.

Допустим, вы идёте домой через кушири и видите… змею! Гиппокамп учтиво напоминает, что вы боитесь змей. Миндалевидное тело (центр страха вашего мозга) “взрывается”, воздействуя на гипоталамус.

Гипоталамус через шишковидную железу приказывает надпочечникам пустить в кровь кортизол – основной гормон стресса.

Раньше мы убегали от мамонтов, а сейчас – от собственных мыслей.

Нас пугают: навязчивые идеи о прошлом и фантазии о будущем. От мамонтов раз убежал и забыл, а мысли, как наша тень, всегда с нами, от них так просто не избавишься. И эта нервотрёпка, как незакрытый кран кортизола… Мерное и раздражающее слух кап-кап-кап.

Хорошо, мы разобрались, что такое стресс. “Бей или беги”, помогает мышцам работать. Но в современном мире мы беспокоимся вовсе не из-за реальной опасности. Мы много чего себе надумали, это нас беспокоит, а от мыслей просто так не убежишь. Но надо же что-то делать, так?

Как работает медитация?

При медитации мозг наполняется альфа- и тета-волнами, растворяя бета-волны.

А что это за волны?

Экскурс по нашему океану разума:

Альфа-волны – связь между сознанием и подсознанием. Мы очень много думаем на фоне. Писатели, например, размышляют о своих мирах, перебирая разные идеи, которые приходят. Но эти же идеи где-то сформировались – в подсознании. Помните это ощущение, когда лёг передохнуть посреди дня, а расслабление мягкой пеленой налилось на глаза? Это и есть прилив альфа-волн.

Бета-волны – сознание и бодрствование. Когда вы обдумываете или изучаете что-либо, вам помогают это делать эти самые волны. Но если их слишком много, вы беспокоитесь и тревожитесь.

Тета-волны – осознание. Бывало такое, что вас озаряет? Вот как стоит закончить сюжет! Бизнес-план прямо перед моими глазами! Я знаю, как решить свои проблемы! Это вдохновение, когда вы наконец догадались, додумались, что нужно делать. За это эти волны и отвечают.

Дельта-волны – подсознание. Это наш радар, которым мы сканируем окружающий мир. Вот вы видите свой рабочий стол, узнаёте его, книги на столе, стул и так далее. Они также работают, когда вы распознаёте свои и чувства других. Чувственность и чуткость к переживаниям других, интуиция – плоды дружбы с подсознанием. Эти волны не угасают даже, пока вы спите. Ведь сны – это и есть подсознание, а точнее то, что оно пытается вам донести. Но об этом – в другой раз.

Когда вы медитируете, вы меньше думаете о происходящем вокруг – шарканье чьих-то ног, далёкий бубнёж, горячо ли, холодно ли. Точнее, вы не даёте оценку. Всё вокруг для вас предстаёт музыкой – нет плохой гитары, есть настроенная и расстроенная. Бурный поток информации становится ручейком. Всё потому, что вы растворяете бета-волны, вы больше не тревожитесь. Мозг успокаивается, переходит в режим восстановления.

1. Возросла плотность серого вещества в мозгу.

2. Утолщился кортикальный слой гиппокампа. Чем тоньше этот слой, тем хуже человек запоминает. Этот слой утончается к старости, потому бабушки-дедушки плохо запоминают. Медитация – залог хорошей памяти.

3. Мозг медленнее стареет.

4. Боль больше не пугает. Исследование Фаделя Зейдена доказывает, что неприятные ощущения от боли снизились на 55-57%. У тех же, кто занимается давно, – на 93-95%.

Чтобы начать медитировать, вам нужно:

Принять твёрдое решение

Выбрать, когда и где вы будете медитировать

Принять удобную позу

Лучше всего медитировать утром, когда ваша голова пуста, и вы ни о чём не думаете. Мой вам совет: решились медитировать по утрам? Медитируйте. Десять-двадцать минут точно ни от кого не убудет.

Каждая техника по-разному влияет на разум:

Медитация любящей доброты – меньше гнева, злости – больше самопонимания и сострадания (желания помочь другим).

Как практиковать? Подумайте о том, как много для вас сделали другие. Как мама вырастила вас: кормила, ухаживала, защищала и лечила в болезни. Вспомните все счастливые моменты с ней. Подумайте о друзьях, что всячески старались вам помочь, понять вас и подсказать что-нибудь в трудную минуту. О тех незнакомцах, которые вышили одежду, которую вы носите, склеили книги, которые вы читаете, вырастили овощи. Электричество, дома, лекарства – ничего бы этого не было без других. Да и вас бы не было без заботы других – младенец не жилец, если за ним некому ухаживать. И, наконец, подумайте о врагах – неприятных людях, которые вам досаждали. Вредные учителя, которые занижали вам оценки. Одноклассники, что шпыняли вас. Кто-либо, кто нагрубил вам или сделал больно. Эти люди научили вас терпению. Не желайте им зла, подумайте о том, что именно свою внутреннюю боль и неудовольствие они пытаются выместить. Чем больше боли – тем больше они злятся и делают гадости: от мелких пакостей до терактов. Таким людям в первую очередь нужна помощь. Почувствуйте чувство благодарности за то, что у вас есть. Пожелайте добра и счастья своим близким, друзьям, незнакомцам и врага. И решитесь помогать людям залечить их раны, чтобы они, как разъярённые звери, не метались из стороны в сторону.

Кому подойдёт? Всем. В особенности тем, кто привык осуждать себя и других; кто много злиться, завидует.

Медитация осознанности – чувство “здесь и сейчас”, учит не зацикливаться на прошлом и будущем.

Как практиковать? Осознайте, что происходит вокруг. Не осуждайте. Слышите треск, пение птиц, чей-то разговор или гул холодильника? Не давайте им оценку. Представьте, что слушаете музыку. Следите за ходом ваших мыслей, не придумывая историй в голове. Застряли в длинной очереди? Просто заметьте это, как родинку на вашей руке. Не думайте о том, как это бесит. Думайте об этом, как о чём-то, что просто есть. Как Солнце и Луна. Обратите внимание на окружающие запахи, звуки, цвета и просто внимайте им, будто вы смотрите фильм.

Кому подойдёт? Всем. Эта медитация расслабляет, снимает напряжение и помогает принять себя и окружающую обстановку. Например, если вы готовитесь к экзаменам – просто примите это, как факт. Не сочиняйте историй – “Ой, я обязательно провалюсь”, просто готовьтесь, зная, что с вами ничего не случится: вы не умрёте, никто не пострадает. Изгрызанные ногти никому не помогут.

Йога-нидра или медитация на воображение – глубоко успокаивает ум и расслабляет до состояния полусна.

Как практиковать? Укройтесь одеялом, лягте или удобно присядьте. Представьте, что вы находитесь в каком-нибудь приятном месте – на берегу моря, на вершине горы или на цветущей полянке. Как там пахнет? А какой ветер? Что вы слышите? Что ощущает ваше тело? Вы стоите на приятной шершавой траве или на щекочущем песке? (На ютубе очень много роликов с визуализацией, да и вообще направленными медитациями, советую. Направленная медитация очень сильно поможет, особенно в начале, когда вы толком не знаете, что делать.)

Кому подойдёт? Всем. В особенности тем, кто много беспокоиться, не может расслабиться или же уснуть.

Медитация Випассана – помогает видеть вещи такими, какие они есть, учит однонаправленности ума – то есть, чуткому сосредоточению.

Как практиковать? Дышите носом. Сосредоточьтесь на прохладном воздухе, что входит в ноздри, и на тёплом, что покидает их. Обратите внимание, как вздымается ваша грудь, как раскрывается диафрагма, как ваше тело наполняется воздухом. Представьте ваши мысли, как людей, которые предлагают вам поболтать, пока вы работаете. Вежливо откажите им “Нет, спасибо” и вернитесь к своему дыханию. Резко вспомнилось прошлое? Приятная ностальгия? Дайте чувству проплыть мимо. Как вас обижали? Не откликайтесь на это. “О, я забыл/наконец-то додумался, как сделать это, надо срочно…” – Нет. Отложите это. Представьте, что вы сидите на очень важной встрече. И вам позвонил друг поболтать. Скажите ему, что сейчас вы заняты, но с удовольствием поговорите позже.

Кому подойдёт? Всем. В особенности тем, кому сложно сосредоточиться. Нужно доделать проект? Эта медитация научит вас не отвлекаться.

Дзен-медитация (дзадзен) – помогает контролировать мысли, дисциплинирует ум.

Как практиковать? Сконцентрируйтесь на дыхании. Наблюдайте за мыслями и переживаниями, не давая им вас коснуться. Не цепляйтесь за них. Представьте, что вы стоите на берегу реки, наблюдая, как кусочки деревьев, рыбки проплывают мимо вас. Позволяйте вашим мыслям проплывать мимо. Здесь уже вы не вежливо отказываетесь, а твёрдо принимаете решение не контактировать.

Кому подойдёт? Тем, кто уже пробовал медитировать. Медитация помогает абстрагироваться, подчинить себе мысли.

Медитация осознанности – помогает справляться с тревогой и болью.

Как практиковать? Осознайте своё дыхание. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях – как на вас сидит одежда, как тянутся мышцы ног от позы лотоса, на щекотке от потоков ветра, на том, как бьётся ваше сердце. В общем, на внутренних ощущениях. Если вы чувствуете боль – представьте, что больное место утыкано иголками. Медленно доставайте по одной, чувствуя, как боль уходит. Начните с кончиков пальцев ног, медленно продвигаясь вверх до самой макушки.

Кому подойдёт? Всем. В особенности тем, кто страдает от хронических болей.

Трансцендентальная медитация – заряжает, успокаивает, расслабляет.

Как практиковать? Повторяйте мантру. Это не обязательно должен быть какой-нибудь “ом мани падме хум”, достаточно и “Я знаю, что я справлюсь, я не сдамся”. Повторять нужно вслух – шёпотом или в полный голос. Следите за звуком, за тем, как вы произносите мантру, углубитесь в её смысл – замотивируйте себя.

Кому подойдёт? Всем без исключения.

Желаю удачи. Намасте.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

С точки зрения науки: медитация

Поклонники медитации считают, что она улучшает память и концентрацию, помогает избавиться от стресса и тревожности, а еще лечит болезни – от депрессии до рака. Разберемся, какие из этих утверждений справедливы и как нейронауки изучают эффект медитации.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Медитация и религия

Понятие медитации объединяет различные методы, помогающие достичь состояния глубокой сосредоточенности, физического расслабления, отсутствия любых эмоциональных проявлений. Самые известные методы погружения в это состояние – определенный ритм дыхания, повторение словесных формул, а также концентрация на материальном объекте (например, пламени свечи) или собственных физических ощущениях.

Изначально медитация была важной частью религиозных практик. Она упоминается в ведах – священных текстах, составленных на санскрите в II и I тысячелетиях до н. э. Дхьяна, состояние сосредоточенности сознания на созерцаемом объекте, и сегодня присутствует в индуизме, буддизме и джайнизме. Целью медитации было «успокоение сознания». Считалось, что опытные практикующие могли на некоторое время полностью остановить любую мыслительную деятельность.

Элементы медитации присутствовали и в других религиях. Большое внимание ей уделяли течения иудейского мистицизма: каббала и хасидизм. В суфизме, эзотерическом течении ислама, широко используется практика зикр – многократное повторение молитвенных формул. Произнося зикр, верующий может не только принимать особую молитвенную позу, но и совершать ритмизованные движения. Некоторые формы зикра включают танец с постоянным вращением, пение, игру на бубнах или флейтах.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Жан-Батист ван Мур, «Танцующие дервиши» (танец при выполнении практики зикр)

С медитацией связана и восточнохристианская практика исихазма, «умного делания». Это также многократное повторение молитвы, во время которого молящийся контролирует свои мысли и ощущения. Из Византии техника исихазма пришла и на Русь. Считается, что идеи учения, связанного с исихазмом, могут лежать в основе некоторых новаторских приемов икон Андрея Рублева.

Мода на осознанность

Волна интереса западного мира к восточным духовным практикам возникла еще на рубеже XVIII и XIX веков, когда начали исследовать санскритские тексты. В конце XIX и в XX веке многие индийские философы и общественные деятели посещали западные страны, выступали с лекциями в крупных университетах Европы и США, основывали центры изучения философии индуизма. Интерес к индуизму и буддизму отразился в работах Фрейда и Юнга – так медитацию стали изучать психологи.

В 1950-х и 1960-х гг. религии Востока приобрели популярность среди европейской и американской молодежи. Выходили переводы священных текстов, многие молодые люди отправлялись в Индию и Непал в поисках гармонии и нового опыта. Тогда же появились новые школы медитации, которые адаптировали практику для массового использования. Одной из самых популярных стала техника трансцендентальной медитации – ее основатель Махариши Махеш Йоги активно «продвигал» свою методику по всему миру.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Исследование медитации туммо

Новый всплеск увлечения медитацией на Западе начался уже в XXI веке вместе с ростом популярности йоги. По данным национального опроса Use and Cost of Complementary Health Approaches in the U.S., проведенного в 2012 году, тот или иной тип медитации практиковали 8% опрошенных взрослых американцев и 1,6% детей. Медитация вошла в пятерку самых популярных «дополнительных» методов укрепления здоровья наряду с йогой и дыхательной гимнастикой.

В 2010-е годы начался еще один виток популярности медитации. Его вызвали приложения для смартфонов, основанные на принципе направленной медитации (guided meditation). Это аудио- или видеозаписи с голосовыми командами, направляющими процесс расслабления и концентрации. В основе таких приложений чаще всего лежит не популярная в середине ХХ века трансцендентальная медитация, в процессе которой человек повторяет про себя формулу-мантру, а другая техника – медитация осознанности (mindfulness meditation). Она подразумевает сосредоточенность на текущем моменте. Чтобы добиться этого, медитирующий концентрируется на собственном дыхании и ощущениях тела.

Самые популярные медитативные практики современности, как правило, никак не связаны с религией. Авторы приложений подчеркивают, что их разработки основаны на научных исследованиях. Целью медитации становится не постижение сверхъестественного, а улучшение состояния психики человека. Создатели новых методик медитации обещают, что их подход поможет пользователям обрести спокойствие, не поддаваться стрессу, улучшить память и способность концентрироваться на работе. Сами любители медитации иногда приписывают практике и более впечатляющие возможности: например, способность излечивать болезни и избавлять от зависимостей.

Наука концентрации: первые шаги

Исследовать медитацию относительно современными методами ученые начали вслед за всплеском интереса к практике в 1960-х и 1970-х годах. Поскольку интерес широких масс к ней только зарождался, объектом исследований обычно становились «профессионалы» медитации – в частности буддийские монахи. Многие из них практиковались десятилетиями, посвящая концентрации по нескольку часов ежедневно. Позиция первых исследователей была такова: если сосредоточенность действительно способна оказывать эффект на работу мозга и тела в целом, у мастеров медитации изменения будут особенно заметны. Однако у такого подхода был и минус: найти достаточное количество участников исследования оказалось непросто.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Например, в начале 1980-х годов гарвардский ученый Герберт Бенсон заинтересовался восточным принципом «медитации внутреннего огня» – туммо. Медитирующий концентрируется на ощущении тепла внутри тела – считается, что таким образом человек может долгое время не чувствовать холода. Тибетские монахи, практикующие туммо, ходят в легкой хлопковой одежде даже зимой. Бенсон и его коллеги отправились в город Дармсала на севере Индии. Там им удалось найти всего трех монахов, которые годами практиковали туммо и согласились участвовать в исследовании. Разрешение на работу с монахами ученым пришлось получать у Далай-ламы лично.

Бенсон получил положительный результат: монахи действительно смогли поднять температуру собственного тела, находясь в неотапливаемом помещении. Одному из них удалось повысить температуру пальца ноги на 8,3 °C, а пальца руки – на 3,15 °C. Статью об эксперименте опубликовал Nature, один из самых авторитетных научных журналов мира. Однако участников исследования было всего трое, и условия их жизни значительно отличались от повседневности жителей западных стран, практикующих медитацию. Также ранние исследования крайне редко включали контрольную группу, поэтому даже зарегистрированные положительные эффекты могли быть результатом других особенностей образа жизни медитирующих или простым совпадением.

Как исследуют медитацию сегодня?

Ежегодно появляются десятки свежих исследований медитации. Например, в обзоре, вышедшем в журнале Nature Reviews Neuroscience в 2015 году, описаны 180 научных работ только о технике «медитации осознанности» (mindfulness meditation). Большая часть опубликована в 2010-е годы.

В чем будда видит причину страданий. Смотреть фото В чем будда видит причину страданий. Смотреть картинку В чем будда видит причину страданий. Картинка про В чем будда видит причину страданий. Фото В чем будда видит причину страданий

Поскольку медитация становится все более популярной, в XXI веке у ученых появилась возможность исследовать не только «профессионалов». Многие новые эксперименты проходят с участием людей, которые никогда не занимались ни одной техникой медитации. Одна группа получает инструкции и выполняет упражнения, другая остается контрольной и ведет прежний образ жизни. Также применяется метод долгосрочного исследования, когда состояние участников контролируют несколько раз в течение определенного срока. Такие работы помогают установить, какие изменения действительно могут быть вызваны именно медитацией.

Многие современные исследования включают тесты на конкретный тип задач. Например, участникам одного эксперимента предложили задание, основанное на эффекте Струпа. Это задержка реакции при прочтении названий цветов, которая возникает, если цвет букв не совпадает с написанным названием (скажем, слово «красный» написано зелеными буквами). Тест на длину этой задержки применяется, в частности, для диагностики возрастных изменений мозга. Участники исследования должны были указывать, какого цвета буквы в предложенных списках слов. Те, кто практиковал медитацию любого типа, справлялись с задачей быстрее. Ученые отметили: успех в большей степени зависел от того, сколько времени в день человек посвящал концентрации. Общее количество времени, проведенного за медитацией, оказалось не таким важным фактором.

Важнейший вопрос заключается в том, как медитация влияет на структуру мозга. Сегодня у ученых появляется все больше высокоточных инструментов, которые позволяют наблюдать за процессами, протекающими в мозге человека. Активно применяют технологии нейровизуализации – группы методов, позволяющих получать детальные изображения структуры головного и спинного мозга. Благодаря методам компьютерной и магнитно-резонансной томографии ученые могут увидеть, как меняются различные зоны мозга под воздействием медитации.

Авторы исследования, опубликованного в 2011 году в журнале Psychiatry Research: Neuroimaging, заявили, что им удалось зафиксировать изменения в структуре мозга людей, прошедших двухмесячный курс медитации осознанности. У участников эксперимента увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга. У контрольной группы таких изменений не обнаружили.

Одна из функций гиппокампа – регуляция эмоций. Ученые предположили, что постоянная практика медитации может помочь людям лучше контролировать проявления своих чувств. Также известно, что плотность вещества в гиппокампе падает у больных депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством. Задняя поясная кора участвует в формировании автобиографических воспоминаний (например, о семье и друзьях). Также эта область связана с сетью пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, DMN).

Эта нейронная сеть активна в те моменты, когда человек не занят решением конкретной задачи, а бездействует – отдыхает или мечтает. Ее функции до конца не ясны, но исследователи считают, что DMN может участвовать в разработке планов на будущее или процессах самоосознания. Не так давно кембриджские ученые предположили, что эта сеть может служить «автопилотом» мозга – помогать нам выполнять задачи, доведенные до автоматизма.

Что на самом деле может медитация?

Многие исследования, включая описанную выше работу с тестом Струпа, показывают: медитация действительно способна улучшать память и способность концентрироваться. Возможно, она может помочь контролировать определенные эмоции. Насколько заметными будут эти улучшения для конкретного человека, предугадать пока невозможно. Эффект упражнений зависит от множества факторов, включая состояние здоровья человека и уровень стресса в его жизни.

Медитация может оказаться полезной и для тех, кто страдает расстройствами психики. Недавнее исследование, проведенное под руководством психиатра Элизабет Ходж (Elizabeth A. Hoge), показало: после двух месяцев регулярной медитации у больных генерализованным тревожным расстройством значительно снизился уровень адренокортикотропного гормона (АКТГ). Это вещество влияет на синтез кортизола – гормона, участвующего в развитии реакции на стресс.

Согласно метаанализу работ о влиянии медитации на депрессию, вышедшему в 2016 году, медитация осознанности значительно снижает вероятность повторения депрессивного эпизода у больных рекуррентной («возвращающейся») депрессией в течение 60 недель наблюдения. При этом специалисты подчеркивают, что медитация – не панацея. Если пациенту необходим курс антидепрессантов, упражнения на сосредоточенность не смогут заменить собой препараты. Сам автор метаанализа напоминает, что существует множество форм и степеней интенсивности психических расстройств. Ученый предлагает рассматривать медитацию как одну из возможных форм психотерапии и применять ее с учетом индивидуальных особенностей.

Заявления о том, что медитация сама по себе способна излечивать онкологические заболевания, многократно подвергались критике ученых. Исследователи указывают, что любые попытки лечения рака методами «альтернативной медицины» опасны: пытаясь избавиться от заболевания без помощи проверенных медицинской практикой препаратов или хирургического лечения, пациенты упускают время, когда болезнь еще можно победить. Единственная сфера, в которой медитация может помочь онкологическим больным и тем, кто пережил рак, – это улучшение качества их жизни. Согласно исследованию 2013 года, опубликованному в журнале Journal of Clinical Oncology, медитация помогла женщинам, пережившим рак молочной железы, улучшить сон и уменьшить степень ощущения боли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *