В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть картинку В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Картинка про В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделитеНаучному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком.

Но когда мы спрашиваем не о том, «что представляет собой мир, в котором мы живем», а о том, «как мы приходим к познанию мира», субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод. Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества.

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: «Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд» или: «Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения», он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим.

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

С1. В чём автор видит проявления ограниченности возможностей познания? Выделите на основе текста два проявления.

С2. В чём автор видит противоречивую роль субъективности в научном познании? (Укажите две стороны субъективности, отмеченные автором.)

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

С4. Признает ли автор значимость личного, индивидуального опыта в познании? (Подтвердите ответ положением текста.) Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

1. Назовите любые две особенности теоретического уровня научного познания (исследования) и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

2. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

3. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте проявление каждой из них примером. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

4. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

5. Во время лекции ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания указывал философ? Объясните, как вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые особенности научного познания.

6. Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом. Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу четырьмя примерами, систематизировав их в виде таблицы:

7. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Темы эссе

«Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах» (С.Н. Булгаков).

«Наука – это истина, помноженная на сомнения» (П. Валери).

«Всякая наука есть предвидение» (Г. Спенсер).

Источник

В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите

Подробное решение параграф § 4-5 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Вспомните из курса обществознания, что такое сознание. Можно ли назвать сознание особой формой деятельности человека? В чём состоит различие сознания и познания? Может ли формироваться сознание вне общественных связей человека?

Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающим миром. В течение всей своей жизни Человек действует, чем — то занят, что — то делает. Он самосовершенствуется. Что касается сознания, то оно по — разному воспринимается наукой и религией. Но и те, и другие утверждают, что сознание связано с деятельностью человека. Например, в ходе деятельности человека изменяется его сознание. В тоже время сознание регулирует деятельность, формирует ее.

1.Что такое сознание? Что может выступать объектом в процессе сознания?

Сознание — высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

2.Какие проявления «бессознательного» отмечают учёные? Приведите примеры каждого из проявлений.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влечений обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.

3.Что такое познание? Как связаны сознание и познание?

Основной круг вопросов теории познания — истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.

Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий «знание» и «познание» крайне сложно, это предельно широкие понятия. Попытка определить, что такое знание, наталкивается на дополнительные трудности

4.Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания?

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

5.Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной.

Абсолютная представляет собой: Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом. Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания. Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

6.На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».

В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть картинку В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Картинка про В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите

7.Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством.

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое умозаключение от умозаключение от по аналогии. От частного к общему. От общего к частному.

По — разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

8.Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно — наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически — диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

9.В параграфе практическое, мифологическое и художественное познание мира показано на примере таких природных явлений, как гроза и молния. Используя знания, полученные на уроках физики, дополните ряд научным познанием, пояснив, что́ наука говорит о природе этих явлений.

Для того, чтобы получить какие либо знания, для начала надо провести опыт, выполнить измерения, понаблюдать. Для того, как проходит явления надо выдвинуть гипотезу. Так же, чтобы получить знания об окружающем мире, надо обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений, ну, и конечно, сделать выводы

10. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук.

Истина кроется в наших ошибках и, чтобы достичь правильного ответа надо хоть раз ошибиться.

11. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным?

Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, материальная предметно — чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального.

12. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины.

Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть».

Гносеологическая концепция: «Истина — это соответствие знаний действительности».

Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость».

Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность».

Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение»

а. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей?

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины?

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов.

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

в. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании?

В исследовательском центре Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) получили крайне неожиданные результаты, которые привели физиков в замешательство: похоже, что субатомные частицы могут двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Пучок нейтрино, направленный из ЦЕРН в подземную лабораторию Гран — Сассо в Италии на расстояние в 732 км, прибыл на место назначения, как сообщается, на несколько миллиардных долей секунды раньше, чем если бы передвигался со скоростью света.

Отвечая на эти вопросы, вы, надеемся, пришли к выводу о том, что ни одно из этих определений истины не является исчерпывающим и не даёт окончательного ответа, что такое истина. Скорее всего, понятие истины объединяет в себе все эти толкования. Иными словами, истина — это то, что есть на самом деле, но в то же время это и определённое соглашение, договор о принятии данной истины.

13. Представьте, что вам задали подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой № 2 в конце учебника.

Я был воспитан в сугубо материалистическом ключе. В молодости признавал только то что утверждалось стандартной наукой. Как физик я где — то даже презирал другие науки (ну конечно же за исключением математики) за «не точность» и «описательность».

В эти годы я просто радуюсь как мальчишка открывшемуся мне миру эзотерики.

Мир опять стал интересен!

Его опять можно изучать и познавать!

И для этого не нужны сложные приборы — мы сами и есть прибор!

Поэтому мне хочется привлечь внимание к теме сопоставления научного познания мира и духовного подхода.

Уставы небес я прочитал очень мне понравившиеся рассуждения о научном методе познания. Если читающий мои записки не боится опасностей и будет идти прямо, как по лезвию ножа, его не остановит даже его будут молить о пощаде все патриархи Запада и Востока. Но если он поддастся сомнениям, он уподобится человеку, который смотрит из узкого окошка на скачущего мимо всадника: не успеет он глазом моргнуть, а истины уж и след простынет.

Источник

В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Смотреть картинку В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Картинка про В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите. Фото В чем автор видит проявление ограниченности возможностей познания выделите

ОБЪ­ЕК­ТЫ НАУКИ

НАУКАОБЪ­ЕКТ НАУКИ
За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти
Пра­во­ве­де­ниеСи­сте­ма ос­нов­ных по­ня­тий юрис­пру­ден­ции и ос­нов­ные от­рас­ли рос­сий­ско­го права
1) зна­ния2) тео­рии3) ле­ген­ды
4) мифы5) ги­по­те­зы

1) тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние фак­тов

2) кон­ста­та­ция про­те­ка­ния от­дель­ных со­бы­тий

3) об­раз­ность и ори­ги­наль­ность от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти

4) стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му, ис­тин­но­му зна­нию

5) изу­че­ние про­цес­сов и яв­ле­ний со сто­ро­ны за­ко­но­мер­но­стей и при­чин

B) фи­нан­со­вые ана­ли­ти­ки вы­ска­за­ли пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия бан­ков­ской си­сте­мы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы за­се­я­ли ку­ку­ру­зой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те ра­бо­ты спе­ци­а­ли­стов по ген­ной ин­же­не­рии стала не­до­ступ­на для вре­ди­те­лей

Д) ме­тео­ро­ло­ги вы­ска­за­ли пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те из­ме­не­ния кли­ма­та прак­ти­че­ски ис­че­за­ет весна в сред­них ши­ро­тах, после зим­них хо­ло­дов сразу на­сту­па­ет лет­няя жара

Е) учёные-фар­ма­цев­ты сле­дят за ка­че­ством про­из­во­ди­мо­го ле­кар­ствен­но­го пре­па­ра­та1) про­из­вод­ствен­ная2) про­гно­сти­че­ская

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

1) Ее раз­ви­тие пока не может опе­ре­дить раз­ви­тие ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства.

2) Ее вли­я­ние на раз­ви­тие всего об­ще­ства ста­но­вит­ся менее вы­ра­жен­ным.

3) Ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство про­дол­жа­ет из­ме­нять­ся с ло­ги­кой ее раз­ви­тия.

4) В связи с ее ис­сле­до­ва­ни­я­ми воз­ни­ка­ют новые мо­де­ли об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

5) Все более оче­вид­ной ста­но­вит­ся ее со­ци­аль­ная функ­ция.

6) Остро стоит во­прос со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти уче­ных.

А Че­ло­ве­че­ские зна­ния от­ли­ча­ет мно­го­об­ра­зие видов и форм. Б Одной из форм зна­ний вы­сту­па­ют зна­ния ми­фо­ло­ги­че­ские. В Ми­фо­ло­ги­че­ское зна­ние пред­став­ля­ет собой син­кре­ти­че­ское един­ство ра­ци­о­наль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го от­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти. Г При­ме­ром ми­фо­ло­ги­че­ско­го зна­ния могут слу­жить древ­ние ска­за­ния о про­ис­хож­де­нии мира и че­ло­ве­ка. Д Вне вся­ко­го со­мне­ния, вни­ма­тель­ное изу­че­ние мифа дает зна­чи­тель­ную ин­фор­ма­цию об об­ра­зе жизни людей, раз­лич­ных сфе­рах жизни древ­не­го об­ще­ства.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

«Зна­че­ние Я-кон­цеп­ции для по­ни­ма­ния че­ло­ве­че­ской __________(А)труд­но пе­ре­оце­нить. По­явив­ше­е­ся в ходе дли­тель­ной __________(Б)дву­но­гое су­ще­ство стало на­столь­ко ра­ци­о­наль­ным, что ни один по­ве­ден­че­ский __________(В) не про­ры­ва­ет­ся на­ру­жу без пред­ва­ри­тель­ной цен­зу­ры ра­зу­ма. Че­ло­век над всем при­вык раз­мыш­лять, все оце­ни­вать и про­пус­кать через приз­му соб­ствен­ной вы­го­ды и своих ин­те­ре­сов. Иное су­ще­ство и не могло воз­ник­нуть в ре­зуль­та­те про­цес­са __________(Г). Так вот у Homo sapiens пред­став­ле­ние о самом себе, по­сто­ян­ная ре­флек­сия, осмыс­ли­ва­ние и оце­ни­ва­ние са­мо­го себя пред­ше­ству­ет и слу­жит мо­ти­ва­ци­он­ным ба­зи­сом всего __________(Д). Про­ве­де­но огром­ное число на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний, до­ка­зав­ших, что __________(Е), по­сти­же­ние че­ло­ве­ком са­мо­го себя, вы­сту­па­ет мо­ти­ва­ци­он­ной ос­но­вой че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния. Люди, ко­то­рые хо­ро­шо себя знают, спо­соб­ны стро­ить весь­ма гиб­кую и при­спо­соб­лен­ную к самым раз­ным об­сто­я­тель­ствам стра­те­гию по­ве­де­ния, точно зная, что они могут сде­лать и чего не могут.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же един­ствен­ном числе. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя сло­ва­ми каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

1) акт2) лич­ность3) мо­ти­вы
4) Я-кон­цеп­ция5) ан­тро­по­со­цио­ге­нез6) по­ве­ден­че­ский ком­плекс
7) эво­лю­ция8) ис­сле­до­ва­ние9) объ­ект

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

21.Какие два опре­де­ле­ния по­зна­ния дают ав­то­ры?

Че­ло­век не может су­ще­ство­вать в мире, не на­учив­шись в нем ори­ен­ти­ро­вать­ся. Ори­ен­та­ция за­ви­сит от спо­соб­но­сти людей адек­ват­но по­сти­гать мир, со­от­но­ся зна­ния о мире и зна­ния о себе. По­это­му во­прос по­зна­ния яв­ля­ет­ся одним из самых фи­ло­соф­ских.

По­зна­ние в пер­вом при­бли­же­нии можно опре­де­лить как со­во­куп­ность про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих че­ло­ве­ку воз­мож­ность по­лу­чать, пе­ре­ра­ба­ты­вать и ис­поль­зо­вать ин­фор­ма­цию о мире и о себе.

Те яв­ле­ния или про­цес­сы, на ко­то­рые на­прав­ле­на по­зна­ва­тель­ная ак­тив­ность людей, при­ня­то на­зы­вать объ­ек­том по­зна­ния. Тот, кто осу­ществ­ля­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность, об­ре­та­ет ста­тус субъ­ек­та по­зна­ния. Субъ­ек­том по­зна­ния может быть ин­ди­вид, груп­па, об­ще­ство в целом.

Таким об­ра­зом, по­зна­ние — это спе­ци­фи­че­ская форма вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­та и объ­ек­та по­зна­ния, ко­неч­ной целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние ис­ти­ны, обес­пе­чи­ва­ю­щей осво­е­ние объ­ек­та с уче­том по­треб­но­стей субъ­ек­та…

От­сю­да не­об­хо­ди­мость ис­сле­до­вать ме­ха­низм вза­и­мо­свя­зи, ко­то­рый воз­ни­ка­ет между по­лу­ча­ю­щим зна­ние субъ­ек­том и объ­ек­том как ис­точ­ни­ком зна­ния, между субъ­ек­том и зна­ни­ем, между зна­ни­ем и объ­ек­том…

При рас­смот­ре­нии про­бле­мы вза­и­мо­свя­зи между субъ­ек­том и зна­ни­ем воз­ни­ка­ет ком­плекс во­про­сов. От­ча­сти они воз­ни­ка­ют в связи с осво­е­ни­ем субъ­ек­том уже на­ра­бо­тан­но­го зна­ния (мо­но­гра­фии, схемы, фор­му­лы, таб­ли­цы и т.п.). Осво­е­ние го­то­во­го зна­ния имеет свою спе­ци­фи­ку, и по­след­няя за­да­ет субъ­ек­ту по­зна­ния свои «пра­ви­ла игры».

Кроме того, в от­но­ше­нии между субъ­ек­том и зна­ни­ем воз­ни­ка­ет про­бле­ма оцен­ки зна­ний со сто­ро­ны субъ­ек­та, опре­де­ле­ния их адек­ват­но­сти, пол­но­ты, до­ста­точ­но­сти для ре­ше­ния кон­крет­ной про­блем­ной си­ту­а­ции.

И на­ко­нец, есть свои про­бле­мы и в от­но­ше­нии между зна­ни­ем и объ­ек­том как ис­точ­ни­ком этого зна­ния. Это во­про­сы ис­ти­ны зна­ния, ее кри­те­рия. Вся­кое зна­ние все­гда есть зна­ние о кон­крет­ном объ­ек­те. В связи с этим воз­ни­ка­ет во­прос о до­ста­точ­но­сти ос­но­ва­ний для осу­ществ­ле­ния пе­ре­хо­да от «смут­но­го» вос­при­я­тия объ­ек­та к ра­ци­о­наль­ным вы­во­дам от­но­си­тель­но объ­ек­та, пе­ре­ход от субъ­ек­тив­но­го к объ­ек­тив­но­му.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

Фи­ло­со­фия: «Пока че­ло­век су­ще­ству­ет, он будет себя от­кры­вать» (Е. Богат)

Фи­ло­со­фия: «Толь­ко тот по­сти­гал ис­ти­ну, кто вни­ма­тель­но изу­чал при­ро­ду, людей и са­мо­го себя» (Н. Пи­ро­гов).

Фи­ло­со­фия: «Ви­деть и чув­ство­вать — это быть, раз­мыш­лять — это жить» (У. Шекс­пир).

Источники:

ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. 3.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток.

ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр.

МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2014

МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 23.12.2013 ва­ри­ант ОБ10601

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *