В бореньке чего то нет russia today
Люди, которые делают кино: о чём первый сериал «Квартета И»
В четверг, 11 ноября, на видеосервисе START состоялась премьера первого сериала «Квартета И» «В Бореньке чего-то нет». В основу сценария лёг одноимённый спектакль.
Многие сыгравшие в сериале актёры выступали в аналогичных амплуа в театральной постановке. Среди них — исполнитель роли режиссёра Максим Виторган, Ростислав Хаит в образе директора Бориса Наумовича, Леонид Барац, сыгравший сценариста Кирилла. Некоторые (например, второй режиссёр в исполнении Виктории Толстогановой и «хлопушка» Анастасия Уколова) не были задействованы в сценической версии «Бореньки».
Режиссёром сериала выступил Никита Власов («Ле.Ген.Да», «Болванка»). Над сценарием работали Сергей Петрейков, Барац и Хаит. Все трое ранее писали сценарии к комедиям «О чём говорят мужчины» и «День радио».
В сериале, как и в театральной постановке, рассказывается о кинематографистах, которые завершили работу над очередным проектом и собрались на «шапке» — банкете по случаю окончания съёмок. Праздник провоцирует героев на воспоминания, развязывает языки и позволяет окунуться в размышления — о творчестве, работе и отношениях.
Важной движущей силой сюжета становятся самоанализ и рефлексия режиссёра Максима: он переживает, что за всю свою карьеру так и не снял настоящее кино.
Сравнивая себя с обладателем «Оскара» Владимиром Меньшовым, герой думает о том, что напишут о нём в СМИ после смерти. Творческий кризис приводит к рождению нового фильма: режиссёр просыпается с идеей, которая кажется ему тем самым «Тулоном», счастливым билетом. Картиной, которую не стыдно показать детям.
Задуманная Максимом лента «Дом с зеркалом» рождается на глазах зрителей сериала, однако постановщики не спешат показывать результат работы и заполняют большую часть экранного времени нюансами творческих поисков и правок, постоянными сомнениями постановщика.
Именно на этом фоне развиваются отношения персонажей. Первый человек, которому Максим рассказывает о своей задумке, — второй режиссёр Инна. Она поддерживает коллегу и находится рядом с ним как в моменты душевного подъёма, так и во время очередного кризиса. Уже с первых сцен понятно, что герои близки, однако до конца не ясно, дружеская это связь или романтическая.
После просмотра первой серии, как водится, вопросов у зрителя остаётся больше, чем ответов. Повествование разорвано флешбэками, в кадре попеременно появляются члены съёмочной группы со своими переживаниями и драмами — сценарист Гриша страдает от любви, актёр Семакин изменяет жене, продюсер Борис Наумович решает всевозможные проблемы и раздаёт окружающим ценные советы.
Создателям «Бореньки» удалось наделить этот калейдоскоп интригой: сложно предположить, как разрешатся намеченные в первом эпизоде конфликты. Аудитории же стоит подготовиться к весьма насыщенной истории.
Несмотря на общие исходные данные, сериал кажется более сложным и развёрнутым, чем спектакль. Зритель перемещается между несколькими временными промежутками, путешествуя за сознанием главного героя: режиссёр то вспоминает, как к нему пришла идея фильма, то толкает речь перед финальным прогоном. Сцены из его памяти перемежаются кадрами из жизни других героев и рекурсивными конструкциями. Так, в конце первого эпизода герой Максима Виторгана показывает зрителям табличку «конец», выходя за рамки основной истории.
По словам сценариста Леонида Бараца, именно возможность встроить в сериал большое количество параллельных линий и историй сделала перенос пьесы «логичным и естественным».
«В съёмках есть свои преимущества: можно уделить больше внимания нюансам, есть возможность точнее передать фактуру. В сериале появилось больше линий, более реальными мы сделали условия самой «шапки» и условия съёмочного процесса, появилось в целом больше материала, диалогов и поворотов», — прокомментировал он.
Сериал действительно не скупится на подробности, связанные с производством кино. Лента погружает аудиторию в мир профессионального юмора, терминов и традиций. При этом создатели не забывают о рядовом зрителе, элегантно вводя в сюжет пояснения и расшифровки. Иногда герои словно отвлекаются от своих ролей, чтобы прокомментировать, что такое «шапка» и почему на ней «колбаса».
Кадры насыщенны и динамичны: в «Бореньке» нет меланхоличных, статичных продолжительных сцен — напротив, кажется, что его создатели намеренно ускорили все действия. При этом сериал не лишён драматичности: внешняя динамика сочетается с умело вплетёнными в сюжет эмоциями и тонким психологизмом. Сценаристам удалось написать в меру подробные портреты героев, которым хочется сочувствовать и сопереживать.
Не стоит ожидать, что «Боренька» станет азбукой кинобизнеса: по словам Максима Виторгана, эта лента в первую очередь «про осознание себя, про принятие себя, про смирение, про то, что за всё в жизни приходится платить, даже когда ты этого не предполагаешь». Исполнитель главной роли считает, что у него и его коллег получился «разговор о человеке на фоне профессии кинематографиста» — и ни в коем случае не наоборот.
Так и есть. «В Бореньке чего-то нет» — история о людях, талантах и сомнениях, сделанная на фоне «Мосфильма» и под шум киноплёнки.
«Кино о кино»: что известно о первом сериале «Квартета И»
На «Мосфильме» завершились съёмки сериала «В Бореньке чего-то нет» по одноимённому спектаклю «Квартета И». Оригинальный проект видеосервиса START предлагает зрителям заглянуть в закулисье кинопроизводства. В центре сюжета — съёмочная группа, которая собирается на банкете и подводит итоги своей работы. Главный герой, рефлексирующий режиссёр, ранее снимал криминальные сериалы, а теперь пытается понять, удалось ли ему сделать «настоящее кино».
Это первый сериал «Квартета И» — ранее артисты работали над спектаклями и полнометражными фильмами.
Как отметил выступивший одним из сценаристов проекта Леонид Барац, в новинку для команды был прежде всего возросший объём выработанного за день материала.
Основной сюжет сериала повторяет спектакль, однако экранная адаптация сильно отличается от первоисточника — для неё были придуманы новые линии и введены новые персонажи. По словам Ростислава Хаита, хронометраж повествования увеличился примерно на час.
Леонид Барац подчеркнул, что все эти нововведения были необходимы, чтобы сделать историю «более безусловной».
«Театр — это в большей степени условность, а тут. Раз это съёмочная группа — должно быть много народу, соответственно, ещё какие-то линии были дописаны для того, чтобы было похоже на правду. Если были какие-то гротесковые либо актёрские, либо диаложные повороты, мы их немножечко прибрали для того, чтобы это было похоже на правду, потому что фильм (или сериал) ближе к правде, чем театр, во всяком случае в нашем жанре», — объяснил артист.
Мысли о вечном
Режиссёром картины выступил Никита Власов, ранее снявший сериал «Ле.Ген.Да». Он рассказал, что попал в проект после того, как «Квартет И» увидел один его короткометражный фильм и пригласил познакомиться. Кинематографистам быстро удалось найти общий язык.
«Ты просто разговариваешь с человеком и пытаешься понять, насколько он слышит, насколько он понимает, насколько ему интересно то, что мы делаем, насколько ему это близко. В нём есть сочетание того, что мы хотели. С одной стороны — молодость, энергия, с другой — он знает, чувствует кино. И он проникся тем материалом, который мы написали», — вспомнил Ростислав Хаит.
Никита Власов признался, что история зацепила его в том числе потому, что он сам испытывает те же чувства, что и главный герой.
«Я тоже режиссёр, и у меня тоже есть определённые амбиции и мысли, хочется делать что-то вечное, разговаривать с космосом. Главный герой этой картины хочет оставить после себя что-то очень монументальное, хтоническое», — отметил постановщик.
Старые и новые герои
Режиссёра в сериале, как и в спектакле, сыграл Максим Виторган. Также к своим ролям вернулись артисты «Квартета И» — Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов — и другие участники постановки.
Леонид Барац играет сценариста, который, по словам артиста, имеет мало общего с ним самим.
«Это человек со свободными глазами, свободно живущий все свои 49 лет. Я человек крайне тревожный и ответственный, а он — свободный и впервые поступивший так, как ему не свойственно», — объяснил Барац.
Артист уточнил, что его персонаж успешно пишет сценарии и зарабатывает этим на жизнь, однако, в отличие от режиссёра, героя Виторгана, не преследует великих целей.
«Этот всё про себя понял. Он умеет то, что умеет, зарабатывает деньги и получает от этого удовольствие. И то же самое касается личной жизни — он понял про себя, что ему не хочется привязывать себя к одной семье, к детям, он хочет быть свободным человеком. А тут у него случается такой поворот, что ему приходится взять на себя ответственность, и он тут же начинает на следующий день страдать от этой ответственности и понимать, что ему на фиг не нужно было всё это делать», — рассказал Леонид Барац.
Ростислав Хаит тоже сыграл персонажа (продюсера), который во многом от него отличается.
«С одной стороны, я играю большую противоположность себя в жизни, а с другой — я чувствую, что во мне это тоже есть — заботушка, вниманьице», — отметил артист.
Он также признался, что образ его героя во много вдохновлён продюсером Александром Нахимсоном, работавшим с «Квартетом И» на проекте «О чём говорят мужчины». Тот, по словам артиста, «очень тёплый, приятный, внимательный, интеллигентный».
Анастасия Уколова играет хлопушку — девушку, которая называет номер и дубль каждого кадра, а также фиксирует время отснятого материала.
Актриса уточнила, что её образ отчасти вдохновлён собственными наблюдениями за другими хлопушками, которых ей довелось повидать немало. При этом, по словам Уколовой, каждая была «с причудами».
«Я ни разу не видела хлопушки, которая была бы просто обычной девчонкой, просто хлопала и сидела где-то, молчала. С ними постоянно происходят какие-то интересные ситуации. Есть хлопушки, которые мечтают пробиться в кино, стать режиссёром. Такие девчонки прямо пролезают, обязательно закручивают роман на площадке. Это девчонки, которые знают все сплетни. Я обрадовалась, когда получила такую роль, потому что насмотрелась всего», — рассказала Уколова.
Также на экране появится Виктория Толстоганова. Актриса играет второго режиссёра и соратника героя Виторгана.
«Они много лет работают вместе, они равны друг другу по некоему статусу. Понятно, что он снимает кино, а она занимается организационной историей. Она — второй режиссёр, но принимает решения на уровне друга», — отметила Толстоганова.
Актёр Михаил Полицеймако наряду с Алексеем Аграновичем в спектакле играл оператора. В сериале персонаж оператора достался Аграновичу, а Полицеймако исполнил другую роль.
«В спектакле этого персонажа нет, его специально ребята написали. Но когда я спрашивал авторов, кого мне играть, они говорили — себя», — вспомнил артист.
Семейная атмосфера и съёмки на «Мосфильме»
Съёмки сериала в основном проходили в стенах «Мосфильма». Как отметил Леонид Барац, «В Бореньке чего-то нет» — это «кино о кино», а поскольку «Мосфильм» — знаковое место для всех кинематографистов, снимать было решено именно там. Также среди локаций проекта — территория вблизи Останкинской телебашни и дом на Николиной горе, построенный в 1960-х.
Барац рассказал, что в сериале будет множество отсылок к различным фильмам. Среди них — работы Андрея Тарковского, Марлена Хуциева и Андрея Смирнова.
«У нас очень много отсылок то к этому фильму, то к другому, то мизансцена из какого-то знакового фильма специально восстановленная. Можно сделать квест, чтобы зритель находил отсылки к разным советским или не советским фильмам», — отметил артист.
Поскольку практически вся съёмочная группа картины хорошо знакома между собой, на съёмках установилась тёплая, дружеская атмосфера. Так, Анастасия Уколова подчеркнула, что для неё работа с «Квартетом И» сравнима со взаимоотношениями с семьёй.
«Это как жить в семье, понимать и принимать настроения друг друга, заботиться, помогать, если плохое настроение, не обижаться. Нужно быть гибким, понимающим», — сказала она.
Особенности истории и возможное продолжение
По словам Леонида Бараца, сюжет сериала с некоторыми изменениями взят из личного опыта его создателей. Никита Власов также отмечает, что в ленте фигурирует очень много правдоподобных ситуаций, «всё пропитано жизнью». Кроме того, по мнению режиссёра, сериал примечателен тем, что он постоянно балансирует между трагедией и комедией.
Максим Виторган, в свою очередь, считает, что этот проект интересен прежде всего простой и понятной историей.
«Как ни парадоксально, эта история обыденная, я бы так сказал. Это история не про гения и злодейство, не про большое сердце и жертвоприношение. Она про невероятные, очень тяжёлые муки познания себя — в общем достаточно обычного человека», — сказал артист.
Анастасия Уколова ожидает, что эта лента привлечёт зрителей возможностью узнать о внутренней кухне кинопроизводства. Актриса отмечает, что новый сериал представляет собой некий «портрет эпохи» в кино.
«Мы рассказываем о том, как снимается кино здесь и сейчас. Меня в интервью и в прямых эфирах в Instagram всегда спрашивают, как мы там все общаемся, как это всё происходит. Всем очень интересна эта внутренняя кухня, поэтому, мне кажется, это будет первый такой проект про киноиндустрию — подробный и очень жизненный», — сказала актриса.
«В Бореньке чего-то нет»: новая песня «Квартета И» о старом
У Максима ( Максим Виторган ) творческий кризис. Вот наконец-то после бесконечных и бессмысленных сериалов про ментов ему удалось создать что-то настоящее. Вдохновение пришло, когда Максим ночевал в своем загородном доме. И вот, проснувшись, он достал диктофон, позвонил второму режиссеру и по совместительству возлюбленной Инне ( Виктория Толстоганова ), попросил привезти чего-нибудь поесть и, собственно, приехать самой — для коллективного творческого обмозгования.
Действие перемещается на пять месяцев вперед. Фильм уже снят, осталось собрать всех причастных на банкет и показать творение в черновом варианте. Максим волнуется и тушуется, его не доискаться в коридорах «Мосфильма». Вокруг бушуют интриги, сплетни доносятся из-за каждого угла, актрисы, гримеры и хлопушки снуют между бутылками шампанского и салатом «мимоза». Но Максиму явно не до этого. Ведь он все еще не уверен, что сделал что-то важное, и пока никто не смог убедить его в обратном.
Постановку «Бореньки» онлайн-платформа START, с которой и заключил контакт «Квартет И», доверила режиссеру нескольких короткометражек и сериала «Ле.Ген.Да» Никите Власову. В главных ролях тут — конечно, участники «Квартета И» и их «приближенный круг», который уже не раз появлялся в фильмах коллектива. Сам сериал родился из одноименного спектакля, который «Квартет И» придумал и поставил в 2016 году. Сериал, вероятно, должен был выйти смешным и актуальным — действительно, что может быть злободневнее, чем творческие и около того страдания знаменитого режиссера? Но вышло и не смешно, и не актуально. Лучшие моменты сериала — это сериальная заставка, в которой Виторган в черном костюме томно идет вперед, глядя в камеру, или держит таблички с надписями «пять месяцев до шапки» или «конец первой серии».
Дело попросту в том, что даже такие прекрасные артисты, как Виторган, Толстоганова или Алексей Агранович, которым доступны самые разные амплуа, не могут спасти высосанный из пальца конфликт с его обезличенными диалогами и скабрезными шутками. Хронометраж каждой серии из восьми — меньше получаса, и как минимум в двух из них есть вялотекущая шутливая сцена, построенная вокруг какой-нибудь пошлости или банальности. Она и становится кульминацией серии. Особенно обидно, признаться, за актера Виторгана, который действительно умеет перевоплощаться как в сильные комедийные, так и драматические роли. В «Бореньке» он выглядит белой вороной, ему нечего играть, и видно, как актёру откровенно скучно. Что ж, не только ему.
«Не теряйте надежды на то, что вас еще изнасилуют за углом», — говорит проходящий мимо гримерши оператор картины в исполнении Аграновича. Не послышалось ли нам такое с экрана в 2021 году? И даже если движение #metoo прошло мимо создателей этого проекта, подобную шутку вообще сложно принять за достойный образец туалетного юмора даже в каких-нибудь третьесортных российских сериалах начала нулевых. Все остальные шутки в шоу — не на голову выше, за них часто становится попросту неловко. «Попей водки — она отлично снимает культурный шок», «я ведь не Хабенский, я столько не зарабатываю», «у тебя, что, простатита нет»? — все это выглядит дичайшим анахронизмом.
Потому читать слова создателей о том, что фильм вдохновлен «Восемью с половиной» Федерико Феллини и содержит к нему прямые отсылки, совсем уж смешно. «Другое дело, кто это будет смотреть?» — произносит героиня Виктории Толстогановой, лежа рядом с режиссером Максимом и поедая клубнику. Пожалуй, и у зрителя «Бореньки» после первой серии останется тот же вопрос.
«Сериал — это как новая форма романа»: Алексей Агранович о проекте «В Бореньке чего-то нет» и жизни «Гоголь-центра»
— Насколько, по-вашему, сериал «В Бореньке чего-то нет» отличается от уже известного спектакля?
— Он, конечно, отличается актёрским составом и ритмом повествования. Мне трудно говорить, потому что я сериал не видел — только в нём снимался. Но история, которая рассказывается за один присест, всё-таки отличается от истории, которая рассказывается в восемь заходов.
— Вам пришлось дополнительно готовиться к этой роли, осваивать тонкости работы оператора?
— Я вырос в семье оператора и всю жизнь с операторами общаюсь. Поэтому моих знаний и представлений об операторской профессии вполне достаточно, чтобы сыграть эту роль.
— По вашему опыту, часто ли ситуации, подобные показанным в сериале, имеют место при работе над кинопроектами в реальной жизни?
— Кинопроцесс — это просто некий аттракцион, на фоне которого разворачиваются человеческие отношения и человеческая драма главного героя, в первую очередь, и его окружения. Похоже ли это на реальность кинематографическую? В известной степени похоже, конечно. Может быть, эти переживания и такой способ восприятия действительности уже в большей степени свойственен людям нашего поколения и старших поколений — молодёжь, наверное, немножко по-другому ко всему относится. Поэтому это в некотором смысле оммаж как раз нашему поколению и, возможно, даже поколению наших родителей. Но в целом да — в целом всё похоже.
— Как вы думаете, у зрителей, которые посмотрят этот сериал, может сложиться более или менее внятное представление о внутренней кухне кинопроизводства?
— Чтобы понять, как делается кино, нужно поучиться.
— Вы ожидаете, что выход сериала повлияет на показ спектакля? Может быть, привлечёт к нему дополнительное внимание?
— Может быть. У «Квартета» подобные опыты сплошь и рядом. Собственно, многие их спектакли становились фильмами. И фильмы проходили и исчезали, а спектакли продолжали идти. «День радио», «День выборов» родились раньше и пережили свои киноверсии. Поэтому, думаю, плохо на судьбе спектакля этот сериал точно не скажется.
— В последнее время с вашим участием выходят исключительно сериалы. Вы осознанно выбираете именно этот формат или просто больше таких предложений?
— С чем это связано?
— Просто сериалы стали сниматься в огромном количестве. И самое интересное сейчас, на мой взгляд, в основном происходит как раз в сериальном творчестве.
Люди всё чаще и чаще с большим удовольствием смотрят сериалы.
Сериал — это как новая форма романа. Сериалы сегодня — это книги 30 лет назад. Но теперь текст уходит из жизни, а его место занимает движущаяся картинка.
Да, конечно, сериал как способ повествования сегодня очень востребован мыслящей аудиторией. Работать интересно в первую очередь, конечно, для аудитории задумывающейся, мыслящей, тонкой. А быть частью развлекательной индустрии мне лично не очень интересно. Кроме того, платформы на сегодняшний день — пространство относительной свободы, которая сегодня в кинематографе присутствует в меньшей степени.
— А как зритель что вы чаще выбираете — полный метр или сериал?
— Что из просмотренного за последний год вас больше всего впечатлило?
— Не могу сказать, что смотрю сериалы много — смотрю выборочно, по рекомендациям, как правило. Я большой поклонник сериала «Острые козырьки», первого сезона. Большой поклонник документального сериала «Последний танец» (Last Dance) про Майкла Джордана. Мне очень понравился и кажется интересным (не потому что я там работал!) сериал «Пингвины моей мамы». Ещё вспомню — скажу.
— Среди ваших последних работ сразу два сериала, затрагивающих тему взаимоотношений родителей и детей. Это «Пингвины моей мамы», как вы уже отметили, и «Контакт».
— И ещё Happy End тоже рассматривает эту проблему.
— Да. Насколько вам как отцу близки проблемы, рассматриваемые в таких проектах?
— Мне легко представить такие ситуации. В моей отцовской личной жизни такие драмы не разыгрываются. Но существуют какие-то другие.
Иногда съёживаешься от страха из-за того, что такое может произойти. Пока я не терял контакт со своими детьми, слава богу. Но понятно, что это может произойти в связи с их взрослением, с чем угодно. С моими какими-нибудь безумиями. Поэтому представить себе это страшно.
— Что вы делаете для того, чтобы такого не произошло? Что бы посоветовали другим отцам?
— Каждый случай индивидуален, линия поведения формируется участниками событий. У всех разная психика, разная нервная система, разное мировоззрение, ценности и так далее. Никаких универсальных советов нет. Разве что один: не бояться отпускать детей, не бояться давать им возможность самостоятельно развиваться. Но, конечно, при этом держать руку на пульсе.
— Как изменилась ваша жизнь после того, как вы стали художественным руководителем «Гоголь-центра»? Сильно прибавилось работы?
— Я стал ещё меньше видеться с детьми, и вообще у меня свободное время практически исчезло. Его и так было не очень много, а сейчас нет совсем. Ну и удельный вес ответственности тоже стал значительно выше.
— Приходится ли вам отказываться от каких-то проектов? Или пока удаётся совмещать?
— Я всегда имел счастье отказываться от того, что мне не нравится. А вот от чего-то такого, что прямо очень было бы жалко потерять, — нет, не приходилось.
— Мы в последнее время наблюдали примеры, когда театральная труппа не принимает нового художественного руководителя. Женовач в МХТ, Бояков во МХАТе. Вы не сталкивались с сопротивлением со стороны артистов, когда пришли в «Гоголь-центр»?
— Давайте будем справедливы: нельзя сказать, что Женовача не приняла труппа — труппа приняла. Просто там дальше стало чуть хуже. Собственно, и Боякова тоже часть труппы принимала прекрасно. Но наша ситуация принципиально иная. Поэтому нет, у нас на данный момент между труппой, каждым отдельным её участником и мной никаких конфликтов нет. Во всяком случае, мне известных.
Насколько можно назвать переход от одного художественного руководителя к другому естественным. он изначально неестественный. Причина, по которой с Кириллом Семёновичем не был продлён контракт, неочевидна. Поэтому если при всей этой неестественности можно считать переход нашей власти в театре естественным, то да — это произошло естественным образом.
— Вы советуетесь по каким-то вопросам с прежним худруком, Кириллом Серебренниковым?
— Безусловно. Я советуюсь по многим вопросам и с прежним худруком, и вообще с рядом людей, которым я в высшей степени доверяю.
— Вы всегда с ним приходите к взаимопониманию, к согласию или случается, что у вас разные взгляды на работу, на жизнь театра?
— Понимаете, мы не находимся в поле дискуссии. Просто у каждого есть возможность высказать свою точку зрения. Ну а решение. оно как-то всегда естественным образом вытекает из этого разговора. Когда мы с ним разговариваем, мы как-то друг друга очень хорошо понимаем. Как мне кажется.
— Расскажите, что изменилось в театре после вашего прихода и что входит в ваши ближайшие планы по его развитию?
— Изменилась только одна вещь — в нём перестал работать Кирилл Семёнович Серебренников. Это достаточно сильное изменение. Потому что он является (и был всегда) вдохновителем всего, что происходит в этом театре. Происходило. Некий дух, наверное, можно сказать, ушёл. Хотя это не совсем верно.
В общем, по большому счёту видимых глазу изменений нет. Насколько театр окажется такой автономной электростанцией, способной производить энергию и согревать себя и окружающих, — посмотрим. Моя задача — сделать так, чтобы театр продолжал жить. Не медленно умирал, оглядываясь на прекрасное прошлое, и не устанавливал памятники отцам-основателям этого театра в фойе, а жил, развивался, шёл дальше, эволюционировал, насколько это возможно.
— Какие у вас планы по обновлению репертуара?
— В ближайшие дни у нас должна состояться премьера спектакля «Буковски» режиссёра Антона Фёдорова с Дмитрием Куличковым в главной роли — замечательным актёром, приглашённым на эту роль. Такое почти цирковое представление про известного американского писателя, хулигана, дебошира, бомжа и алкоголика. В январе на малой сцене должна состояться премьера спектакля «Исчезнувший велосипедист» в постановке молодого режиссёра Филиппа Гуревича. Ну а дальше — расскажем чуть позже.
— Насколько сильно пострадал «Гоголь-центр» из-за пандемии? В частности, как на его жизни отразился текущий локдаун (интервью записывалось во время длинных выходных. — RT)?
— Текущий локдаун — практически никак. Это станет понятно чуть позже, посмотрим, как публика реагирует на обязательность QR-кодов при посещении. Пока мы не видим какой-то отрицательной динамики. У нас масса спектаклей продана полностью на ноябрь. Серьёзной динамики возврата мы не видим.
Как «Гоголь-центр» переживает пандемию? Конечно, это чувствительно — в том смысле, что театр заработал меньше денег, чем мог бы. В силу того, что у нас с реализацией билетов, с публикой всё хорошо, появилось, скажем так, меньше возможностей. В том числе постановочных. Но нас, как и другие театры Москвы, поддерживает Департамент культуры.
В общем, мы не бедствуем, не умираем с голоду, у нас нет долгов, мы выполняем все наши финансовые обязательства перед сотрудниками. Да, свободных денег, которые мы могли бы потратить на ремонт оборудования или постановку нового спектакля, стало значительно меньше. Ну что ж поделаешь — такое время.
— Есть ли у вас какие-то ожидания относительно инициативы с введением QR-кодов? Как вы её оцениваете в долгосрочной перспективе — если это всё с нами надолго останется?
— Из ожиданий у меня только одно: что в нашей стране народ возьмётся за голову, мы наконец перешагнём 80%-ный порог вакцинированных и успокоимся. Всё это немножко средневековье какое-то. С моей точки зрения.
— Вы проводите ряд кинофестивалей, среди которых — «Игра света». Расскажите о его судьбе. В прошлом году он был отменён. Планируется ли в ближайшее время возобновление деятельности в его рамках?
— Фестиваль «Игра света» состоялся в 2019 году один раз, это был его пилотный выпуск. Больше фестиваль не проходил. Вообще, продолжение нашей работы на острове Сахалин — под большим вопросом: с прошлого года у нас пропал контакт с администрацией Сахалинской области. Поэтому я не знаю, как всё будет развиваться.
Сама по себе идея фестиваля «Игра света» для меня очень дорога. Мы постараемся её воплотить в каком-то другом регионе.
У нас также появился фестиваль «Край света. Запад» — он дважды состоялся в Калининграде. Этот фестиваль проходит достаточно, на мой взгляд, хорошо, развивается интересно. Ну и в силу того, что главный герой на нём — подросток, его жизнь, не исключено, что через какое-то время и фестиваль «Игра света» туда переедет.
— Исходя из опыта проведения «Игры света», расскажите, какие темы больше всего волнуют молодых авторов?
— Честно вам скажу: я уже плохо помню программу фестиваля 2019 года. Но если в целом, то это проблема самоидентификации в принципе. Мы видим, как автономизируется существование человека. Как люди, молодёжь, подростки, всё больше и больше существуют в сообществах, правила и способы жизни которых меняются. Человек всё больше и больше остаётся один на один с самим собой, с новой реальностью, с новым цифровым миром. Вот про это, конечно, они думают и рассказывают — рассказывают, как они живут. А мне, взрослому человеку, очень интересно смотреть на это и размышлять, что же нас всех ждёт впереди.