В библии написано что земля плоская

Учит ли Библия, что Земля плоская?

Краткий исторический обзор

Принципы толкования

Важно придерживаться здравых принципов толкования, проистекающих из самого Писания. Для данного исследования важны следующие принципы:

Библия не писалась с учетом вопросов и проблем двадцать первого века. Библия была написана на еврейском, греческом и арамейском для древних народов, живших в более широком средиземноморском сообществе.

Библия — это само-откровение Бога человеку (2 Тим. 3:16). Иными словами, без Библии мы бы не знали ничего о Боге. Библия изъясняет сама себя и это касается любого ее учения.

Жанр 16 в Священном Писании важен для понимания и определения правильного значения текста. Если неправильно определить жанр отрывка, можно неверно истолковать этот отрывок. Это помогает решить, понимать ли текст буквально, или как фигуру речи и образное выражение.

Свидетельства и их оценка

Тексты о небесной тверди/своде

Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что над Землей есть окружающий ее купол, свод или полог; есть воды над небом, и есть круг над Землей.

Библейский анализ

В целом, общее свидетельство, полученное нами при анализе этих четырех текстов, показывает, что Библия не говорит о том, что земля окружена куполом или сводом. Скорее, Библия учит, что есть некое пространство, в котором помещаются облака, солнце и луна (Быт. 1:15, 17) и летают птицы (Быт. 1:20). Нет в этом пространстве буквальных дверей или врат. Открытые окна и врата означают, скорее, дождь, когда облака «отдают» земле свою воду.

Тексты, говорящие об основании

Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что у Земли есть основание, а следовательно, она плоская, и что поверхность Земли поддерживают столпы.

Библейский анализ

Толкуя Писание, мы стремимся найти смысл, заложенный автором в библейский текст. Важно также понять, к какому литературному жанру относится текст. Как сегодня мы говорим образно, так же и библейские авторы часто использовали фигуры речи — особенно в литературе мудрости. Более простые тексты, предваряющие этот раздел, указывают на понимание основания как сотворения Земли Господом, и должны использоваться для толкования сложных текстов, таких как 1 Цар. 2:8.

Тексты о неподвижности

В результате неверного толкования этих текстов можно предположить, что Земля неподвижна.

Библейский анализ

Как и в случае с другими библейскими текстами, наша задача — читая текст, определить намерения автора, а не приписывать ему наши собственные мысли и предположения. Значение определяется текстом. Принципы, описанные в начале статьи, помогут нам выполнить эту задачу. Принцип ориентированности на Бога означает, что мы подходим к текстам с позиции верующих людей. Текст указывает на деятельность Господа — Его божественную, трансцендентную активность в истории.

Тексты о плоской Земле

Неверное толкование этих текстов может привести к заключению, что четыре края земли означают, что Земля плоская.

Библейский анализ

Наконец, те, кто верит в плоскую Землю, утверждают, будто в Библии нет текстов, говорящих о Земле как о шаре, вращающемся вокруг Солнца. Молчание Библии, однако, не доказывает и не опровергает этого факта.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели тексты, приводимые в поддержку своей точки зрения теми, кто верит в плоскую Землю. Мы также рассмотрели мнение о том, что под поверхностью земли есть столпы, и окружает ее купол или свод, и что земля неподвижна. Рассмотрев эти библейские тексты, мы пришли к заключению, что Библия не говорит о том, что Земля плоская, что ее окружает свод или купол в прямом смысле, что держится она на столпах. Утверждения о «плоской Земле» больше основываются на предположениях, чем на серьезной экзегезе. Интернет-сайты, цитирующие эти тексты, часто приводят их без пояснений.

Далее, при всем уважении к блогерам, распространяющим мнение о «плоской Земле», следует подчеркнуть, что они вырывают эти тексты из контекста. Они читают их буквально, основываясь на ложных предположениях и думая о заранее предрешенном результате. Ложные предположения ведут к ложным выводам; даже на основании нескольких текстов они не ведут к библейской истине. Нельзя вырвать тексты из контекста, какое бы количество их ни было, чтобы подвести апологетическое основание под идею или доктрину. Это приводит к ложным доктринам. Библейская истина должна основываться на ясном, последовательном учении Священного Писания, серьезно относящемся к историческому, литературному, культурному и социальному контекстам. Каждый текст должен рассматриваться в контексте. Мы также должны учитывать жанр текста, поскольку это определяет то, как его читать и понимать.

Истина основывается на глубоком откровении Божьем и Его искупительной любви (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:8). Ориентированное на Бога контекстуальное прочтение Священного Писания действительно

Кайл Б. де Ваал, Ph.D. Координатор программ последипломного обучения, Университетский колледж Эвондейл, Новый Южный Уэльс. Австралия

1 Christine Garwood, Flat Earth: The History of an Infamous Idea (London: Macmillan, 2007) and Eric Dubay, The Flat-Earth Conspiracy (New York: Thomas Dunne, 2008).

2 Пример того, как представители движения плоской Земли представляют себе форму Земли, см. вкладку «Карты» на сайте Общества Плоской Земли https://theflatearthsociety.org/home/index.php/featured/maps (доступ 16 декабря 2019 г.).

3 Теорию плоской Земли часто пытаются доказать весьма буквальным толкованием определенных библейских текстов. Некоторые попытки ответить на теорию плоской Земли на научном уровне можно найти в Robert Carter and Jonathan Sarfati, «A Flat Earth, and Other Nonsense,» Creation Ministries International, последняя версия от 26 декабря 2019 г. https://creation.com/refuting-flat-earth (доступ 16 декабря 2019 г.) и Nikk Effingham, «How to Reason with Flat Earthers (It May Not Help Though),» April 25, 2018, The Conversation, https://theconversation.com/how-to-reason-with-flat-earthers-it-may-not-help-though-95160 (доступ 16 декабря 2019 г.).

4 Garwood, Flat Earth, 19–20.

5 Там же. См. также Edward Grant, The Foundations of Modern Science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional and Intellectual Contexts (Cambridge: Cambridge University Press, 1996); Grant, Planets, Stars, and Orbs: The Medieval Cosmos, 1200–1687 (Cambridge: Cambridge University Press, 1994); Grant, Physical Sciences in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 1978); Grant, Much Ado About Nothing: Theories of Space and Vacuum from the Middle Ages to the Scientific Revolution (Cambridge: Cambridge University Press, 1981); Grant, God and Reason in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 2001); Grant, Science and Religion, 400 B.C. to A.D. 1550: From Aristotle to Copernicus (Westport, CT: Greenwood, 2004; Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 2006); and Grant, A History of Natural Philosophy from the Ancient World to the Nineteenth Century (Cambridge: Cambridge University Press, 2007).

6 См. «Greek Evidence for the Earth’s Shape and Spin,» Institute of Physics, http://practicalphysics.org/greek-evidence-earths-shape-and-spin.html (доступ 12 марта 2018).

7 Randall W. Younker and Richard M. Davidson, «The Myth of the Solid Heavenly Dome: Another Look at the Hebrew (rāqîa‘),» Andrews University Seminary Studies 49, no. 1 (2011): 1–25.

8 Daniel Boorin, The Discoverers (New York: Random House, 1983), 100–101.

9 Jeffrey Burton Russell, Inventing the Flat Earth: Columbus and the Modern Historians (Westport, CT: Praeger Publishers, 1997), 2; David Lindberg, Science in the Middle Ages, The Chicago History of Science and Medicine (Chicago, IL: University of Chicago Press Books, 1980). Согласно Stephen Jay Gould, «The Late Birth of a Flat Earth,» in Dinosaur in a Haystack: Reflections in Natural History (New York: Three Rivers, 1997), 38–50, «среди ученых никогда не было периода „мракобесия плоской Земли“ (вне зависимости от того, как широкая публика представляла форму нашей планеты тогда и сейчас). Греческое знание о сферической форме Земли никогда не пропадало, и все крупные средневековые ученые воспринимали шарообразность Земли как непреложный факт космологии». Историки науки в David C. Lindberg and Ronald L. Numbers, «Beyond War and Peace: A Reappraisal of the Encounter between Christianity and Science,» Church History 55 (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 338–354, отмечают, что «в Средние Века вряд ли нашелся бы христианский ученый, кто не признавал бы шарообразную форму [Земли] или не знал бы ее примерного радиуса». Описание Земли как шара можно найти в форме Globus Cruciger (шара с крестом наверху), которая изображает Землю как сферу. Отчеканенная еще в 215 г. н.э. римская монета антонин изображает императора Каракаллу, держащим скипетр и шарообразную державу. Известны схожие изображения других римских и европейских императоров. См. иллюстрации к статье «Globus Cruciger,» на сайте Wikimedia Commons, последнее обновление от 21 сентября 2019 г., https://commons.wikimedia.org/wiki/Globus_cruciger (доступ 17 декабря 2019 г.) и «Globus Cruciger,» https://www.ancient-symbols.com/symbols-directory/globus-cruciger.html (доступ 17 декабря 2019 г.).

10 Russell, Inventing the Flat Earth, 4-6, 15-17

11 Johannes de Sacrobosco, Tractatus de Sphaera («On the Sphere of the World»), перев. Lynn Thorndike, (прим. Начало тринадцатого века, перевод опубликован в 1949 г.), http://www.esotericarchives.com/solomon/ sphere.htm (доступ 1 июля 2019 г.).

12 См. Matthew Dunn, «The Flat Earth Theory Has Seen a Resurgence, with People Trying to Prove Our Planet is Not a Sphere,» News.com.au, 1 июня 2017 г., http://www.news.com.au/technology/science/space/the-flat-earth-theory-has-seen-a-resurgence-with-people-trying-to-prove-our-planet-is-not-a-sphere/news-story/0bd1226fbe2e2bc819e-c12733591e8c9 (доступ 1 марта 2018 г.).

13 См. обсуждение в Norman R. Gulley, Systematic Theology: Creation, Christ, Salvation (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2012), 33–38.

15 Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Bible Commentary (Hagerstown, MD: Pacific Press, 2016), 39.

16 Жанр — это тип литературного текста, отличающийся своим содержанием, определенным стилем или композицией. При определении жанра принимается во внимание тема, структура и стиль. Жанр важен для понимания повествовательной природы текстов и помогает читателю понять предназначение текста.

17 См. Carl F. H. Henry, God, Revelation and Authority, (Waco, TX: Word, 1976), 2:9.

18 См. «Religious References,» Flat Earth Society, https://the-flatearthsociety.org/ home/index.php/ featured/religious-references (доступ 17 декабря 2019 г.).

19 Все библейские цитаты взяты из Библии в современном русском переводе под редакцией М.П. Кулакова.

20 Kenneth Mathews, Genesis 1–11:26, New American Commentary (Nashville, TN: Broadman and Holman, 1996), 150. См. также Bruce K. Waltke, Genesis: A Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2001), 62.

21 Hugh Ross, The Genesis Question: Scientific Advances and the Accuracy of Genesis (Colorado Springs, CO: NavPress, 1998), 34, 199, 201. См. также Ross, The Fingerprint of God (Orange: Promise Publishing, 1989), 165–8; Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 236; John L. Wiester, The Genesis Connection (Nashville, TN: Thomas Nelson, 1983), 202; Alan Hayward, Creation and Evolution: Rethinking the Evidence from Science and the Bible (Minneapolis, MN: Bethany, 1985), 179–81; and H. Donald Daae, Bridging the Gap: The First Six Days (Calgary: Genesis International Research, 1988), 56–68.

22 Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 1–25

23 John Sailhamer, «Genesis,» in Expositor’s Bible Dictionary: Revised Edition, ed. Tremper Longman III and David E. Garland (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2008), 1:59. Еврейское šāmayim имеет форму множественного числа.

24 Mathews, Genesis 1–11:26, 150

26 Carl Friedrich Keil and Franz Delitzsch, Commentary on the Old Testament: The Pentateuch, (Peabody, MA: Hendrickson, 1996), 1:53–54. См. также Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 22

27 William A. VanGemeren, «Psalms,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1991), 872.

28 Peter H. Davids, The Letters of 2 Peter and Jude (Grand Rapids, MI: Eerdmans 2006), 270.

29 Francis D. Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1976), 4:247.

30 Shalom M. Paul, Isaiah 40–66, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2012), 149

31 VanGemeren, «Psalms,» 649. В Новом Завете выражение «от основания земли» относится лишь ко времени от сотворения земли (Мф. 13:15; 25:34; Лк. 11:50; Откр. 13:8; 17:8). Это же относится к выражению «до основания» (Ин. 17:24; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20) и «с основания…» (Евр. 9:26).

32 Ronald F. Youngblood, «1 & 2 Samuel,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992), 581.

33 Hans-Joachim Kraus, Psalms 60–150: A Commentary, trans. Hilton C. Oswald (Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1989), 286–87.

34 Ralph Klein, 1 Samuel, 2nd ed., Word Biblical Commentary (Dallas, TX: Word, 2008), 10:18.

35 Gordon D. Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All Its Worth, 3rd ed. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2003), 226.

36 См. описание таблички в BagM. Beih 2 no. 98 и обсуждение ее значения в Wayne Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1998), 195–206.

37 Выдвигались различные предположения, объясняющие этот текст. Краткий обзор см. в Gleason L. Archer, The New International Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), 161–162 и Walter C. Kaiser, Jr., Peter H. Davids, and Manfred T. Brauch, Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1996), 186–188.

38 Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, 2:226.

39 Michael Youseff, Joshua: Leading the Way Through (Eugene, OR: Harvest, 2013), 150.

40 Joan S. Morton, Science in the Bible (Chicago, IL: Moody, 1978), 138, 141. См. также Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2002), 254.

41 См. Logos Bible App, Revelation 7:1 (доступ 18 декабря 2019 г.).

42 Louis A. Brighton, Revelation, Concordia Commentary (Saint Louis, MO: Concordia, 1999), 181.

43 J. Holding, «The Legendary Flat-Earth Bible,» Christian Research Journal 36, no. 3 (2013): 1-5.

44 Herman Bavinck, Reformed Dogmatics, ed. John Bolt, trans. John Vriend, vol. 2, God and Creation, (Grand Rapids, MI: Baker, 2004), 477.

45 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 1:xlv.

46 Gerhard F. Hasel, «The Polemic Nature of the Genesis Cosmology,» Evangelical Quarterly 46 (1974): 81–102.

47 Gulley, Systematic Theology, 17.

48 См. Gerald A. Klingbeil, ed., The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the Old Testament (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2015).

49 John H. Walton, Job, NIV Application Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2012), 191.

Источник

Форма земли – мнение Библии

Библией христиане называют собрание книг, составляющих Святое Писание, то есть совокупность культовых, религиозно-философских книг. Эти книги Христианской Церковью признаны богодухновенными, так как написаны святыми людьми под действием и при помощи Святого Духа. Как свидетельствуют святые апостолы, вдохновителем при написании и составлении Библии являлся Сам Господь Бог. “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.” (2 Петр. 1,21). “Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3,16).

Библия – не учебник и не монография, чтобы искать в ней строгие научно выверенные формулировки. В части устройства мироздания Священное Писание показывает его образно и понятно для простого человека. И на один такой вопрос будет обращено сегодня наше внимание – что говорится в Библии о форме планеты Земля.

Это тема, как ни странно, обсуждается очень оживлённо. Одними из основных мест для доказательства плоскости земли являются места из Библии: (Откр.7:1), (Мат.4:8) (Иов 38:12,13), объяснением которых мы сейчас с вами и займемся.

Но просто ответить на эти вопросы — этого будет недостаточно, для углубленного изучения данного вопроса: что сказано в Библии о форме планеты Земля?

В библии написано что земля плоская. Смотреть фото В библии написано что земля плоская. Смотреть картинку В библии написано что земля плоская. Картинка про В библии написано что земля плоская. Фото В библии написано что земля плоскаяПлоская земля — это выдумка древних язычников, которую атеисты почему-то приписывают христианам. Христиане, а перед тем иудеи верили, что наша планета имеет форму шара. Во многих учебниках по астрономии рассказывается, будто это открытие принадлежит Пифагору. Однако за полторы тысячи лет до этого автор Книги Иова уже знал, что Земля имеет форму шара… Бог «повесил землю ни на чём» (Иов. 26:7-10), то есть она плывёт в космическом пространстве, поддерживаемая некой силой, которую мы сегодня именуем гравитацией. С помощью космического спутника люди убедились в этом воочию.

Книга Иова с удивительной силой заставляет нас поверить в богодухновенность Священного Писания. В вавилонских сочинениях мы читаем, что земля имеет вид выпуклого острова, окружённого океаном, а небо — просто твёрдый купол, опирающийся на земную поверхность. Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе.

Окончательный ответ на вопрос, на чём же Бог поставил землю, даёт нам стих седьмой двадцать шестой главы Книги Иова: «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26:7). Вот так. Нет в Библии никакой плоской земли, стоящей на трёх слонах/китах или столбах/подпорках/сваях — нет ни в прямом, ни в переносном, ни в каком-либо другом смысле. Зато в Библии однозначно утверждается, что Земля — шар, находящийся в безопорном пустом пространстве. Остаётся только удивляться тому, что авторы Библии, которые не были учёными-астрономами и сочиняли не научные труды, а поэтические, вообще говоря, произведения, писали о форме и положении земли вскользь — так, как будто шарообразность земли и отсутствие опоры для неё в пустом пространстве были для них естественными и понятными фактами. В Библии нет никаких намёков на рассмотрение каких-либо иных гипотез на этот счёт.

Вот и известный новохронолог академик Фоменко в интервью газете «Вузовский вестник» (№ 13 (85) от 1-15 июля 2009 года) поведал, что до окончания экспедиции Фернана Магеллана, то есть вплоть до 1522 года, о шарообразности Земли никто и не подозревал.

Но, видимо, очень многие не знают о том, что уже в 3-м веке до н.э. древнегреческий учёный Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) не только твёрдо знал, что Земля — шар, но и сумел измерить радиус Земли, получив величину с ошибкой не более 1 процента! Он же заложил основы математической географии и научной хронологии, определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звёзд; ему же мы обязаны тем, что каждый четвёртый год добавляем к февралю «лишний» 29-й день. Чтобы понять, что Земля круглая, нашим предкам требовалось всего лишь понаблюдать за линией горизонта да немного логически поразмыслить. А уж наблюдения движений небесных тел давали им неопровержимые доказательства этого факта.

Из истории нам известно, что впервые перевод Писания с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал… Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.

Тут стоит кое-что сказать и о церковных догматах и канонах. Догмат для воцерковленного человека – аксиома для математика (обязательная и не подлежит сомнению). Но о предметах, выходящих за рамки этих догматов, православный верующий может рассуждать вполне принимать или отвергать те или иные научные гипотезы, теории и доктрины. А церковные каноны — это правила, регулирующие внутреннюю жизнь Церкви и на регламентацию формы и положения Земли отнюдь не претендующие. В самих догматах о форме и положении планеты Земля нет абсолютно ничего.

Но вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.

Первым делом мы обнаружим, что в Библии вообще нет слова «купол». Но это и понятно: ведь древнееврейские строения, в том числе и храмовые, не имели куполов — потому и слова такого не было. Еще интересно заметить, что в Библии, этой огромной книге, слова «плоский» и «плоскость» не встречаются ни разу! Далее, слово «слон» мы найдём 24 раза — в трёх книгах Маккавеев. При этом повсеместно имеются в виду боевые слоны, использовавшиеся в древних войнах в качестве ударной силы типа нынешних танков. А слово «кит» в Библии присутствует 6 раз, в том числе 3 раза в книге пророка Ионы. При этом 5 раз слово «кит» используется в контексте того эпизода, когда Иона был проглочен китом и 3 дня провёл у него в чреве. И 1 раз говорится про самых обычных китов, плавающих в морях и океанах. Ну вот и всё. Слов о том, что Земля плоская, стоит на трёх слонах/китах и накрыта куполом неба, в Библии просто-напросто нет.

Но, если слов «плоскость» и «плоский» в Библии нет совсем, то слова «круг» и «круглый» встречаются там 90 раз. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или ЗВЁЗДНЫЙ КРУГ, или бурную воду, или небесные светила» (Прем 13:1-2). Речь, разумеется, идёт о языческих религиях. И здесь мы видим словосочетание «звёздный круг» — то есть автор текста понимал, что звёзды не просто находятся вверху над нами, а окружают Землю как бы в виде внешней сферы. Отсюда логично было бы предположить, что и всё небо над нами — не плоский потолок, а сферически симметричная структура.

И действительно, в четырёх местах Библии мы находим словосочетания «круг неба» и «небесный круг»:

1.«Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит КРУГ НЕБА и опять возвращается на свое место» (2 Езд 4:34).

2.«Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по НЕБЕСНОМУ КРУГУ« (Иов 22:4).

3«Глас грома Твоего в КРУГЕ НЕБЕСНОМ; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс 76:19).

4.«В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой — в столпе облачном; я одна обошла КРУГ НЕБЕСНЫЙ и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне» (Сир 24:2-7).

Если есть звёздный круг и небесный круг, то недалеко, видимо, и до круга земного — то есть до прямого утверждения о том, что Земля круглая. Встречаются ли в Библии словосочетания «земной круг» или «круг земли»? Да, встречаются — и целых 6 раз:

1.«Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на ЗЕМНОМ КРУГУ Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч 8:27-31).

2.«Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над КРУГОМ ЗЕМЛИ, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис 40:22).

3.«Ты из всего КРУГА ЗЕМНОГО избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион» (3 Езд 5:24-25).

4.«И сказал Он мне: от начала творения КРУГА ЗЕМНОГО и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного» (3 Езд 6:1-6).

6.«На КРУГ ЗЕМНОЙ пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него» (3 Езд 15:27).

Но, может быть, выражения «круг земли» и «земной круг» не следует понимать как утверждения о шарообразной форме Земли? Может быть, авторы Библии имели в виду, что Земля хотя и круглая, но она не шар, а диск? Окончательный ответ нам даёт известный многим седьмой стих первой главы книги Екклезиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл 1:7). Итак, ветер идёт к югу, переходя на север — то есть движется, как мы бы сейчас сказали, по меридиану! И вот так ветер по меридиану кружится и кружится: ведь меридиан — окружность! И возвращается ветер на круги свои… Такое круговое меридиональное движение воздушных потоков невозможно представить себе, если считать Землю диском. Такое возможно только если Земля — шар. Итак, теперь мы твёрдо установили: в Библии чётко написано, что Земля — шар.

А как же быть со слонами/китами? Может быть, в Библии всё же написано, что Земля на чём-то или на ком-то стоит — пусть и не на слонах/китах? Иногда в доказательство того, что согласно Библии Земля всё же на чём-то стоит, приводят фрагмент из книги пророка Исайи, который был процитирован выше: «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья»(Ис 40:21-22).

Обратим внимание на словосочетание «основания земли». Так что, Земля и в самом деле находится на неких основаниях? Вообще-то слово «основание» — очень многозначное, а в данном случае его никак нельзя понимать в архитектурно-техническом смысле — как некие подпорки, столбы, сваи, на которых якобы стоит Земля. Ведь что написано у пророка Исайи? «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?» Но что такого можно уразуметь из столбов-свай? Совершенно очевидно, что речь идёт не о столбах, а о Божьем замысле, положенном в основу Его творения, о Божественных законах материального мира. Напомним, что согласно святоотеческому толкованию землёй в Священном Писании часто называется не планета Земля, а весь материальный мир. Из Божьего замысла и Божественных законов действительно можно уразуметь многое.

В том же смысле употребляет это словосочетание и пророк Иеремия: «Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иер 31:37). Зачем исследовать столбы-сваи-подпорки? А вот исследовать Божественные законы, лежащие в основе материального мира — можно и нужно. Этим, собственно, и занимаются учёные, называющие эти «основания земли» законами природы или физическими законами.

В самом деле, прямым текстом земля не названа ни плоской, ни шарообразной. Но если внимательно читать слово Божие, то можно легко понять, как автор(ы) этого слова представляют себе земную форму.

Если исходить из того, что Библия имеет нечеловеческое происхождение и вдохновлена Святым Духом, то Священное Писание не может содержать противоречивые тексты. А значит, те строки, которые кажутся нам, людям, нестыковками, являются мнимыми нестыковками. При внимательном, непредвзятом прочтении, знании нравов и обычаев эпохи, эти кажущиеся противоречия, взятые в контексте, снимаются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *