В баснера м матусовского с чего начинается родина
Песня «С чего начинается Родина». История. Ноты
1 января родился советский композитор Вениамин Баснер (1925—1996).
Песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского. История создания
Заповедь патриота
Вениамин Ефимович Баснер (1925—1996), русский советский композитор, народный артист РСФСР (1982). Наибольшую известность композитору принесли его оперетты, военные песни и музыка к кинофильмам (в том числе: «С чего начинается Родина» («Щит и меч»), «На безымянной высоте», («Тишина»), «Березовый сок» («Мировой парень»), «Белой акации гроздья душистые» («Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» («Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» («Друзья и годы»), фокстрот («Опасный поворот»).
Вопрос, который непременно, с самой ранней поры жизни входит в круг мыслей человека, нашел свое выражение в песне, широко распространившейся на рубеже семидесятых годов: «С чего начинается Родина». Песня эта первоначально появилась в 1968 году как запев фильма «Щит и меч».
Песня — запев фильма — в эту пору явление довольно редкое. Серьезные, глубокие песни, сходившие с экранов в далекие довоенные и военные времена, уступили место песенкам пустым и бездумным, да и такие появлялись не часто. Кинематограф словно застеснялся песни, которая помогала бы раскрытию внутреннего состояния героев, проявляла идею авторов фильма. Я уверен в том, что это временное заблуждение, наверно, но что-то оно затянулось…
Сама по себе дума о Родине и даже поэтический вопрос «с чего начинается?» не является открытием, и нельзя считать его новым, впервые произнесенным словом.
Советская поэзия (впрочем, и публицистика тоже) не раз вкладывала эту мысль в слова и строки. Помните у Маршака: «земля начинается с Кремля»? О том, что с Волги начинается Россия, писал поэт Виктор Боков. Была даже песня на эту тему, написанная Константином Ибряевым.
Михаил Львович Матусовский (1915—1990), русский советский поэт. Стихи в защиту мира, тексты популярных лирических песен («Школьный вальс», «Подмосковные вечера»); сборник стихов и поэм («Не забывай», 1964; «Суть», 1979). Мемуары «Семейный альбом» (1978—1979). Государственная премия СССР (1977).
Михаил Матусовский и Вениамин Баснер в своей песне придали совершенную форму народной мысли, почти поговорке «с чего начинается Родина», и, уж во всяком случае, сделали ее поговоркой наших дней.
«С чего начинается?» Достаточно бегло проглядеть заголовки разных и различных газетных статей, чтобы почувствовать, что поговорка широко распространилась и утвердилась:
«С чего начинается творчество…» («Литературная Россия»)
«С чего начинается музыка…» («Вечерняя Москва»)
«С чего начинается грамота…» («Известия»)
«С чего начинается жатва…» («Правда»)
«С чего начинается Родина» — стало темой всесоюзного школьного сочинения. И верно: можно ли найти тему точнее? Раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
Многие миллионы ответов на этот вопрос стали свидетельством творческого горения и духовных поисков пионеров и школьников. Вопрос наводил на высказывание сокровенных мыслей, раскрытие таящихся в глубинах души чувств. Равнодушных и бесстрастных ответов не было.
Как не поблагодарить песню за проделанную ею педагогическую работу!
В пору появления песни «С чего начинается Родина» пелись и напевались разные песни. Но надо признать: то, что мы называем «массовой песней», отошло на второй план. Тем важнее распространение и вхождение этой песни в наш обиход, в наш быт.
Конечно, киноэкран — могучий пропагандист песни: ведь каждый фильм смотрят миллионы людей. Но не надо думать, что средства распространения играют решающую роль. Известны случаи (их много), когда песни из популярнейших фильмов оставались в кинозале, их никто с собой не уносил. Иные песни с утра до ночи звучат по радио, но этим ограничивается их существование.
Отбор происходит жесткий, неумолимый. Много лет занимаясь не только сочинением песен, но и изучением их истории, я не могу, однако, вывести формулу популярности или успеха песни. Каждый раз и успех и неуспех неожиданны. Однако можно сказать определенно, что долгая жизнь дается лишь песням, в которых через чувство и мелодию выражен большой смысл.
«С чего начинается Родина» — глубоко содержательная песня. Нашлись критики, утверждающие, что поэт мог назвать не только запевку скворца и старую отцовскую буденовку, вспомнить не только стук вагонных колес и картинку в букваре, что можно и из других слагаемых вывести формулу Родины. Это и верно и неверно. Верно в том смысле, что понятие и образ Родины очень широки и для каждого гражданина имеют свои признаки и особенности. Неверно потому, что «из песни слова не выкинешь». Так представилось автору, он отобрал близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей. Ведь приняли, полюбили, хотя, может быть, не слышали запевки скворца и не было в семье реликвии — старой буденовки. Но все это принесла и подарила людям песня.
Мирное раздумье, чуть грустноватая, проникновенная песня годов семидесятых побывала и в бою. Таков уж наш тревожный век, ничего не поделаешь. О героях острова Даманский, сражавшихся на Дальнем Востоке в 1969 году, в газете «Советская Россия» было опубликовано описание боя со слов рядового Владимира Перепелятника: «На бронетранспортере парень сидит. Веселый был парень. Все пел в казарме «С чего начинается Родина». Вдруг вижу: медленно оседает он на броню. Я за пулемет. Повернул его в ту сторону, откуда по нем огонь ведут, и очередью…»
Особым своим способом песня эта приняла участие в воспитании воинов, юношей, родившихся через несколько лет после великой Победы.
Думается, что песне этой суждена долгая жизнь.
Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
Песня «С чего начинается Родина». Ноты
Ноты песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского.
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «С чего начинается Родина». Текст
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки.
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина.
Песня «С чего начинается Родина». Слушать онлайн. Видео
«С чего начинается Родина». Песня Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского. Исполняет Марк Бернес. Фрагмент кинофильма «Щит и меч». 1968 г.
С чего начинается Родина?
Здесь начало всех песен моих…
Здесь начало моей родословной…
(литературный вечер памяти поэта-песенника Михаила Матусовского)
Цель: познакомить с жизнью и творчеством известного земляка М. Матусовского, популяризировать песни советской эпохи, которые стали известны и любимы далеко за пределами нашей Родины, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к своей земле, своему народу, гордость за земляков, которые прославили Луганск.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
( музыка Баснера, слова М. Матусовского)
(сопровождается клипом на мультимедийном проекторе)
Учитель: Сегодня на нашем литературно- краеведческом вечере разговор пойдет о нашем земляке, поэте Михаиле Львовиче Матусовском., авторе этих замечательных слов:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем «Букваре»,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Михаила Львовича не стало 16 июля 1990года. Он умер в Москве, там и похоронен.
Через полтора года специалисты Крымской обсерватории открыли новую планету, которую назвали «Матусовский», но его планетой всегда был Донбасс, город Луганск. Город, в котором он родился и вырос. Город, который он любил и прославил в своих стихах.
Звучит песня «Вернулся я на Родину»
(музыка М.Фрадкина, слова М. Матусовского)
1 чтец: Читая стихи М. Матусовского, я запомнил строки:
Свой путь в степи огнями отмечая,
И как обвал, дымясь со всех концов,
Лежит в цветах сухого молочая
Донбасс. Донбасс – земля моих отцов…
2 чтец: А мне запомнилось:
Как я люблю твои шахты на склонах,
Южных ветров неустойчивый нрав.
Добрая Родина непокорённых,
Сильных людей и невянущих трав.
3 чтец: Тополь рукой мохнатой
В наше стучит окно.
Детство мое прошло.
4 чтец: А мне запомнилось:
Мир детства, земля труда,
Истоки живых традиций.
Приехать хоть раз сюда,
Как светлой водицы напиться.
5 чтец : Вижу родные вязы,
Светлый вдыхаю дым,
Всем на земля обязан
Затоны Донца – реки
Уже хорошо прогреты.
6 чтец: Южный мир переулков крутых
И извилины речки неровной-
Здесь напевы всех песен моих,
Здесь начало моей родословной.
Я дышу разнотравьем сухим,
Что на летнем настояно зное.
И таким пустяком перед ним
Вдруг покажется все остальное.
7 чтец: Опять я был на Родине в Донбассе,
Где дни всегда в работе коротки,
Где ночью у строителей на трассе
Мигают путевые огоньки.
Опять его привычки и законы,
Как в детстве, были властны надо мной,
И царственно молились терриконы,
И в доме пахло горечью степной.
І ВЕДУЩИЙ: Детство и начало юности Михаил Львович Матусовский прожил в Луганске. Практически в любой семье коренных луганчан есть фотографии, сделанные в фотоателье отца Михаила Львовича. Жили Матусовские рядом с фотосалоном на улице Санкт-Петербургской (ныне ул. Ленина). С Мальчиками он любил убегать за город, на Острую Могилу, где казалось ище недавно отгремели залпы последних сражений. Теплый ветер, пахнущий каким-то горькими травами, дул здесь свободно, во всю ширь Донецкой степи. Любил он бродить по тихим каменобродским улочкам, утопающим весной и летом в зелени.
ІІ ВЕДУЩИЙ: В семидесятилетнем возрасте, став известным писателем, он вспоминает город своего детства, наш Луганск.
Рассветный луч вдоль всей Лугани рано
Прошёлся, как по узкому ножу.
Я ваш, я ваш, донецкие курганы,
Безраздельно вам принадлежу .
Здесь, путая украинский и русский,
Я находил свой первый в жизни стих.
Я ваш, я ваш, подъемы или спуски
Каменобродских улочек крутых.
Вы с детства нам умели откликаться,
Вникая в наши правила игры.
Я ваш, я только ваш, цветы акаций
И южные открытые дворы.
Мне не собрать все солнечные слитки,
Ходящие на стержне ходуном,
Я пленник ваш, тесовые калитки
И огненные мальвы под окном.
Мне по сердцу степные эти воды,
Бормочущие что-то по весне.
Важнее генетического кода
Донецкий код, таящийся во мне.
И что теперь нам, край родной, считаться,
Коль мы сродни по крови и судьбе,
Коль в двадцать лет я смел с тобой расстаться,
Чтоб в семьдесят опять прийти к тебе.
І ВЕДУЩИЙ: В тихом уголке Каменного Брода в самом начале Полтавского переулка находилась школа №13. Именно здесь учился будущий поэт-песенник, будущий лауреат Государственной премии Михаил Львович Матусовский. Тёплыми словами, наполненными любовью и благодарностью, вспоминал Михаил Львович свою учительницу русского языка и литературы Марию Семеновну Тодорову. С утра до вечера она жила заботами о своих учениках, вместе с ними играла, читала, рисовала. Одна из фотографий запечатлила, как спустя много лет уже немолодые люди приехали в родную 13-ю школу на встречу со своей любимой учительницей. Именно Марии Семеновне Тодоровой посвятил Матусовский свою песню «Школьный вальс».
ІІ ВЕДУЩИЙ: Этой песней много лет начинались и начинаются выпускные вечера тысяч школ России, Украины, Белоруссии и других стран.
Под звуки вальса плавные,
Я вспомнил годы славные,
Знакомые и милые края…
Знакомый ему, поэту, знакомый нам, луганчанам, угол улицы Садовой (сейчас ул. Карла Либнехта и переулок Полтавский).
І ВЕДУЩИЙ: Вспомнилась Мише «учительница первая», которая сидит над нашими тетрадками». Послушайте «Школьный вальс» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского) в исполнении учителей нашей школы.
І ВЕДУЩИЙ: На летние каникулы из московского Литературного института Матусовский приезжал домой со своим сокурсником и другом, будущим знаменитым русским писателем Константином Симоновым. Когда они показывались на улицах провинциального Луганска в клетчатых пальто или кожаных куртках, купленных в комиссионках Москвы, за ними бежала ватага ребят с криками: «Иностранцы!»
ІІ ВЕДУЩИЙ: В тот вечер друзьям не хотелось работать: весна, и оба так молоды, а приближающая ночь чем-то тревожна и необычна, и воздуха нет – есть аромат. Цветет акация. Аромат особый, южный чистейший и греховный, освежающий и дурманящий, нежный и тревожащий глубины души.
І ВЕДУЩИЙ: И шагают по камбродской улице двое – Михаил Матусовский и Константин Симонов, вдыхают дурманящий аромат, а в душе рождается щемящее чувство любви. Это чувство вдохновляет необыкновенные стихи о белой акации на Садовой улице нашего города…
ІІ ВЕДУЩИЙ : Но вот пришёл страшный 41-й год. М. Матусовский ушёл на фронт. Всю войну он работал военным корреспондентом, не раз рисковал своей жизнью, писал стихи. Послушайте стихотворение «Счастье».
2 чтец: Когда от неба до земли
Летели клочья седого дыма,
И только люди сносить могли,
Что для камней невыносимо:
Когда одетый в огонь дым.
Мир накренился, как в бурю судно,
И было трудно лежать живым,
А мёртвым было уже нетрудно;
Когда под скрежет весенних льдин,
Прощаясь с миром последним взглядом,
Я оставался в снегу один,
А немцы были почти что рядом;
Когда разбужен ночной стрельбой,
Весь лес полон предсмертной дрожи,
Я не прельщался другой судьбой,
Я повторял лишь одно и тоже:
Жить не украдкой, жить не ползком,
Подобно горной лететь лавине.
Мне нужно счастье всё, целиком,
Мы не сойдёмся на половине!
І ВЕДУЩИЙ : Всем нам известна песня «На безымянной высоте» на слова Матусовского, музыка Баснера. Это произведение было написано к кинофильму «Тишина» о солдатах, которые погибли, защищая высотку, о солдатах, которых корреспондент М. Матусовский видел перед боем. Послушайте эту песню.
(звучит песня «На безымянной высоте» в исполнении хора,
сопровождается отрывками из кинофильма)
ІІ ВЕДУЩИЙ : За мужество и героизм Матусовский был награждён орденами «Красной звезды», «Октябрьской Революции», дважды «Трудового Красного Знамени» 1 степени и другими медалями. Стихи периода Великой Отечественной войны были опубликованы в сборниках «Фронт» (1942 г.), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944 г.).
І ВЕДУЩИЙ : Один из критиков однажды сравнил Матусовского с Пьером Безуховым – «такой же мирный штатский гуманитарный и очень жизнелюбивый человек». После Войны Михаил Львович снова воспевает родной край.
ІІ ВЕДУЩИЙ : Своей жестокой поступью прошлась война и по Луганщине. Навсегда в сердцах живущих останется память о ребятах-молодогвардейцах, для которых не было выбора: жить или умереть. Они вошли в вечность молодыми. Послушайте стихотворение Михаила Матусовского «Мать».
3 чтец : Давно степные суховеи
Запорошили старый след.
Давно уже висит в музее
Его мальчишеский портрет.
Его увидели солдаты:
Своей победы торжество,
И сад, где он бродил когда-то,
Назвали именем его.
Давно на площади в районе
Воздвигли памятник ему.
И есть роман о Краснодоне,-
Но мать не верит ничему.
Она не сходит с косогора,
Стоит часами у ворот,
И всё ей кажется, что скоро
Из школы сын её придёт .
І ВЕДУЩИЙ : Вот так, через материнское восприятие М. Л. Матусовский раскрыл тему памяти о молодогвардейцах.
ІІ ВЕДУЩИЙ : И это неслучайно. Михаил Львович очень трепетно относился к своей матери. Её образ есть во многих стихах поэта.
І ВЕДУЩИЙ : Например, в стихотворении «Вернулся я на родину», положенного на музыку М. Фрадкина, он говорит:
В своей домашней кофточке, в косыночке горошками
Седая, долгожданная меня встречает мать…
ІІ ВЕДУЩИЙ : В последний сборник поэта «Горечь», изданный после его смерти в 1992 году были включены два стихотворения о матери. Эти поэзии были написаны под впечатлениями от последней поездки М. Матусовского в наш город. Послушайте одно из них.
4 чтец: Как кочергой она в печке гремела,
Ставя на пламя чугун или медь.
Как свои коржики делать умела –
Этого вам никогда не суметь.
Как заводила на кухне беседу,
Мудро решая любые дела.
Как помогала в несчастье соседу
Словом, деньгами и всем, чем могла.
Как ухитрилась оказывать милость
Так, что спасенный заметить не мог.
Как, не жалея, вещами делилась
С теми, кто наш переступит порог.
Как даже самых сварливых мирила
Быстро, як кажуть украинцы: «в мить».
Борщ в полведёрной кастрюле варила,
Чтоб человечество всё накормить.
Били нас, били, губили – губили,
Может быть, выжил из всех только я.
Спит под Луганском в донецкой могиле
Мама, еврейская мама моя.
І ВЕДУЩИЙ : Было в нашем городе еврейское кладбище. Там была похоронена мать М.Л. Матусовского. Состарившемуся семидесятилетнему поэту очень хотелось посидеть на её могиле в последний приезд на родину. Он пошёл на кладбище, но не нашёл могилы дорогого человека, потому что кладбище разграбили. Послушайте, сколько боли и горечи в стихотворении «Еврейское кладбище в Луганске».
5 чтец: Чудовищной гримасой ощерен,
Как будто приведенье среди дня,
Единственный свидетель – жёлтый череп
Сказать всю правду требует с меня.
Ограды все с решётками кривыми.
Чуть тянет тленьем в воздухе сыром.
Над мертвыми, как будто над живыми,
Здесь учинили подлинный погром.
Могильщики вели работу споро,
Задавши труд киркам и топорам.
А мраморные глыбы мародёры
Поспешно растащили по дворам.
Давно уже светильники погасли.
Все поросло, что может порасти.
Фашисты, побывавшие в Луганске,
Сюда не удосужились дойти.
Ты, веровавший в мир людской и братский,
Коль ты и вправду веруешь, окстись.
Как в этой зоне будет вам гуляться,
Как на лужайках этих вам пастись?!
Вот там камней поруганных молчанье,
Вот здесь плюща растоптанного плеть.
Придется вам однажды, луганчане,
В глаза друг другу все же посмотреть.
Звучит песня «Подмосковные вечера»
(музыка слова М. Матусовского)
в исполнении учителей школы
І ВЕДУЩИЙ : Незадолго до смерти, сравнив современную эстраду, хит-парады, юрмальские конкурсы, непонятную игру музыкальных редакторов со своей «устаревшей песней», он с тоской говорит:
Как жалейки, рожки и свирели –
Онемевшая грусть старины –
Мы с тобою вконец устарели,
Мы с тобой никому не нужны.
ІІ ВЕДУЩИЙ : Если бы только можно было поговорить сейчас с Михаилом Львовичем, мы бы его переубедили.
Да, новые песни звучат с эстрады. Но это, чаще всего, песни-однодневки. Они не становятся народными, их не поют люди в быту, в походах. Тем более они не звучат, когда люди хотят петь коллективно.
І ВЕДУЩИЙ : В это время мы вспоминаем «старые песни о главном».
ІІ ВЕДУЩИЙ : Они задушевны.
І ВЕДУЩИЙ : Они мелодичны, они глубоки и нравственны.
ІІ ВЕДУЩИЙ : Они содержательны.
І ВЕДУЩИЙ : Они патриотичны.
ІІ ВЕДУЩИЙ : Они стали народными.
І ВЕДУЩИЙ : И многие эти песни написаны на слова нашего земляка Михаила Львовича Матусовского.
(Все участники выходят на сцену
и исполняют попурри песен на слова М. Матусовского)
Конспект урока по литературному чтению М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»
Самоопределение к учебной деятельности
— Подходит к концу наша с вами работа по учебнику. Его последняя глава подводит итоги нашим беседам и размышлениям.
-Вспомним, о чём мы с вами говорили на уроках? (о друзьях-товарищах, о школе, о природе, о близких)
2. Актуализация знаний
— Я предлагаю поработать группами. Составьте пословицы.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
Где кто родился, там и пригодился.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Постановка учебной задачи
-Определите тему урока.
— Самая главная тема-это тема Родины, страны, в которой мы живём, где мы родились, где жили наши предки. Откроем стр.123 и прочитаем название главы- РОССИЯ, РОДИНА МОЯ.
-Учитель читает стихотворение
Великий дар — единожды родиться,
Увиденному миру удивиться,
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
— Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей). Работа со словарём С.И.ОЖЕГОВА
— Подберите синонимы к слову Родина (Россия, Отечество, Отчизна)
Речевая разминка (текст на листках)
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;
-прочитайте, разделяя слова на слоги;
-прочитайте с ускорением;
-прочитайте с замедлением;
-прочитайте с выразительно.
— О чем стихотворение?
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?
— С каким чувством вы будете читать?
— Как вы ответите на этот вопрос? (варианты ответов)
— Как называется страна, в которой мы живем?
— На слайде флаги разных стран. Есть ли флаг нашей страны? Что означает каждый цвет? Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.
— В состав России входит область, в котором мы живем. Как он называется?
— Чем богата наша область? (лесом, природными дарами – это ягоды).
-У нашего города есть герб, который символизирует богатство нашего округа. Сможете ли на слайде его найти, среди разных гербов?
Чтение стихотворения М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?» в учебнике.
5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Михаил Львович Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганск (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 1944 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино. Своё стихотворение «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей учительнице Марии Семёновна Тодоровой. А музыку к нему написал знаменитый композитор Исаак Дунаевский. В годы войны Матусовский писал много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.
«Баллада о солдате» Муз. В. Соловьёва – Седого
«На безымянной высоте» муз. Вениамина Баснера
Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.
Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
«Подмосковные вечера» муз. Соловьёва – Седого.
Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.
«Крейсер Аврора» муз. В. Шаинского.
«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского.
Работа с учебником.
Чтение первой части.
— Что включает поэт в это понятие «Родина»?
— Как вы понимаете последнее предложение?
-Как вы понимаете слово испытание?
Испытание- проверка чего-либо, кого – либо на выяснение качеств, свойств, знания пригодности к чему- либо.
Чтение второй части.
Чтение третьей части.
-Что такое будёновка?
( Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. После заменили фуражками и пилотками)
Работа над выразительным чтением.
6. Самостоятельной работы с проверкой по эталону
-Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.
— Какой вопрос прозвучал в песне?
7. Включение в систему знаний
-Что значит для вас слово Родина?