В балансе в скобках что это значит
Отчет о финансовых результатах
По завершении отчетного периода организации сдают в ИФНС отчет о финансовых результатах. Мы расскажем, как заполнить форму за 2020 год, дадим расшифровку строк, и на примере проиллюстрируем, какие цифры в них отразить. Кроме этого, напомним, куда и в какие сроки необходимо сдать бухгалтерскую отчетность.
Что такое отчет о финансовых результатах
Это бланк, входящий в состав бухгалтерской отчетности наряду с балансом и приложениями к нему. Форма отчета утверждена приказом Минфина от 02.07.10 № 66н (далее — приказ № 66н).
ВАЖНО. Форма отчета о финансовых результатах не является рекомендуемой. Использовать ее — это обязанность, а не право организаций. Но компания может сама установить степень детализации. Например, расшифровать, из чего складываются коммерческие расходы, и ввести для этого дополнительную строку «В том числе».
К слову, прежде данный бланк именовался «отчет о прибылях и убытках» и «форма № 2». Современное название введено более восьми лет назад, но до сих пор некоторые бухгалтеры, аудиторы и прочие специалисты применяют старое наименование.
Где скачать бланк формы 2 отчета о финансовых результатах
Существует форма, предназначенная для всех организаций (назовем ее общей формой). Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Правила заполнения, приведенные далее, относятся именно к общей форме отчета о финрезультатах (по активной ссылке можно скачать бланк формы 2 отчета о финансовых результатах).
Как заполнять отчет о финансовых результатах
Цель заполнения — показать, как были рассчитаны итоговые показатели:
Каждая итоговая величина получается путем сложения или вычитания промежуточных величин. Например, чтобы найти валовую прибыль, нужно сначала взять два промежуточных показателя: выручку и себестоимость продаж. Затем от первого отнять второй.
ВАЖНО. Промежуточные величины, которые участвуют в расчетах со знаком «минус» (то есть отнимаются), нужно указывать в круглых скобках. Некоторые показатели всегда стоят в скобках: коммерческие расходы, проценты к уплате и проч. Но есть и те, которые могут быть либо в скобках, либо без них. Это, к примеру, прибыль (убыток) до налогообложения.
У всех строк есть графа «Пояснения». В ней проставляется номер пояснений, в которых раскрыта информация по данной строке. Если, к примеру, сведения о выручке сведены в справку с номером 15, то перед строкой «Выручка» надо поставить «15».
ВНИМАНИЕ. Раньше отчет о финансовых результатах допускалось заполнять как в тысячах, так и в миллионах рублей. Но сейчас существует только один вариант — в тысячах рублей. Данные поправки в приказ № 66н внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.
Отчет о финансовых результатах: расшифровка строк
Для каждой строки предусмотрен свой код, его указывают в отдельном столбце. Расшифровка кодов приведена в приложении № 4 к приказу № 66н (см. табл. 1).
Строки отчета о финансовых результатах с кодами и расшифровкой
Наименование показателя
Что указывать
Оборот за отчетный период по кредиту счета 90 субсчет «Выручка». Берется без НДС и акцизов
Сумма следующих проводок, сделанных за отчетный период:
Как читать бухгалтерский баланс (практический пример)
Кому и зачем нужно читать баланс
Баланс — это основной бухгалтерский отчет объемом всего в несколько страниц. В нём нет иллюстраций и мало текста, он заполнен множеством цифр. Тем не менее умеющим его читать скрытая в цифрах информация приносит немало пользы.
Этот документ внимательно изучает огромное количество людей (руководители и собственники компаний, инвесторы, банкиры, налоговики и другие заинтересованные лица). Баланс не является коммерческой тайной, может публиковаться в печати для всеобщего обозрения и доступен любому человеку.
Построчный порядок заполнения бухгалтерского баланса с примерами вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Зачем читать баланс? Ответ очевиден: чтобы принимать верные финансовые решения. И при этом не важно, составлен он по традиционной форме или по упрощенной — полезность добытой из него информации от этого не уменьшается.
О том, у кого есть возможность составлять упрощенную отчетность, читайте в этой статье.
Чтение баланса не требует высшего финансового образования, но без определенных знаний и приемов не обойтись.
Как прочитать бухгалтерский баланс
Уметь читать — значит знать основы азбуки. Для финансовых отчетов такой основой служит понимание терминов, отраженных в балансовых строках. Часть их многим понятна (например, «основные средства», «запасы» и т.д.), но отдельные термины требуют дополнительных пояснений.
Например, отложенные налоговые активы (ОНА). Термин ОНА обозначает часть налога на прибыль, который отложен во времени: на эту сумму будет уменьшен налог на прибыль в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Отражение ОНА в первом разделе баланса обусловлено тем, что для компании он является активом, и срок его использования составляет более года.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информацию об ОНА и ОНО (отложенное налоговое обязательство) в балансе могут не показывать компании, которые относятся к малым (п. 2 ПБУ 18/02).
Подробнее о том, как применять ПБУ 18/02 с 2020 года после внесения в него изменений, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Или, к примеру, что означает словосочетание «денежные эквиваленты»? Это понятие появилось в балансе сравнительно недавно и означает высоколиквидные финансовые вложения (депозиты до востребования, краткосрочные векселя и др.), которые быстро и легко можно обратить в деньги.
Таким образом, перед тем как приступить к чтению баланса, стоит разобраться, что собой представляют показатели, его составляющие.
Бухучет для начинающих от проводок до баланса: чтение бухгалтерского баланса на примере
Как прочитать бухгалтерский баланс на примере? Рассмотрим это на данных отчета ООО «Престиж».
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Денежные средства и денежные эквиваленты
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Мимолетный взгляд на баланс — и первые выводы: компания не применяет ПБУ 18/02 — ОНА и ОНО в балансе отсутствуют (возможно, юрлицо имеет отношение к малому бизнесу). Валюта баланса за последние 3 года резко не изменялась (колебание 1–3%), заемные средства не привлекались, прибыль устойчиво росла, что свидетельствует о финансовой устойчивости организации.
Внимание — на актив баланса
Основной принцип актива: чем ниже строка, тем быстрее отраженные в ней активы могут быть обращены в деньги (принцип ликвидности).
В активе основные средства оказались самыми «тяжеловесными» — 77% от валюты баланса. Можно предположить, что у компании немалые накладные расходы, и при падении объемов реализации ей будет сложно сохранять свою финансовую устойчивость без привлечения заемных средств.
Плавное снижение показателей строки «Основные средства» (ежегодно на 3–4%) может свидетельствовать о том, что руководство не вкладывает средства в модернизацию производства. Вследствие чего может упасть спрос на продукцию — ее будут вытеснять более прогрессивные аналоги конкурентов. В результате выручка и прибыль могут снизиться.
Стабильные показатели по строке «Запасы» могут подтвердить хорошую работу снабженцев, поддерживающих необходимый запас для производства, или, наоборот, свидетельствовать о том, что на складах компании длительно «пролеживает» неиспользуемое сырье и материалы.
Пустая строка «Денежные средства и денежные эквиваленты» должна насторожить, хотя пустота не всегда означает полный дефицит денег. Возможно, финансисты выгодно вложили их (появилась строка «Финансовые вложения»), и в скором времени можно ожидать неплохой доход (например, в виде процентов).
О том, к каким выводам может привести анализ движения материально-производственных запасов, читайте в статье «Анализ эффективности управления производственными запасами».
Секреты пассива бухгалтерского баланса
В пассиве строки расположены особым образом: чем ниже строка, тем быстрее указанное обязательство нужно вернуть (контрагентам, банкирам, собственникам или иным кредиторам).
Из строки «Нераспределенная прибыль» видна тенденция ежегодного роста, однако темп его заметно снизился (с 52 до 7%). Возможно, эффективность деятельности управленцев упала, а потому есть повод задуматься о причинах. Позитивно оцениваются наличие и рост резервного капитала (собственный капитал компании укрепляется).
Настораживает значительная сумма краткосрочных долгов (46% от валюты баланса). Если это задолженность по зарплате и налогам, есть повод для беспокойства: это признак неплатежеспособности компании, и возможны материальные потери (санкции за несвоевременную выплату).
О том, как рассчитываются такие санкции, читайте в этом материале.
Итоги
Существует много способов чтения баланса. Кто-то доверяет только цифрам: рассчитывает специальные коэффициенты, проводит горизонтальный и вертикальный анализ. А кому-то важнее исследовать и сопоставить разные показатели и посмотреть, как активы соотносятся с обязательствами и где таятся резервы и потери. А для этого нужно читать баланс с привязкой к другим отчетам и пояснениям.
Каждый пользователь для себя выстраивает подходящую методику и делает выводы. Главное — видеть общую картину имущественного и финансового положения компании и, используя все доступные методы анализа, правильно оценивать возможные перспективы и угрозы.
В балансе в скобках что это значит
НОВЫЙ БЛАНК ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (ФОРМА Ф-2) ЗА 2006 И 2007 ГОД
Внимание!
Внимание! Начиная с годовой отчетности за 2006 год и в 2007 году отчеты по Форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» будут приниматься только на новых бланках.
Изменения в бланк внесены Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115 н.
Изменения коснулись порядка учета доходов и расходов, учитываемых на 91-ом счете «Прочие доходы и расходы». Отменено деление таких доходов и расходов на операционные и внереализационные. Теперь такого рода доходы учитываются как прочие. В программе Бухсофт Предприятие эти изменения уже автоматизированы, для пользователей, ведущих учет более года, автоматически заполняются оба столбца и ст.3, и ст.4 (по данным прошлого отчетного периода).
Новый отчет о прибылях и убытках (форма ф-2) Скачать бланк >>
Порядок заполнения формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в программе БухСофт: Предприятие
Баланс
Как директору читать бухгалтерский баланс
Балансом и другой бухгалтерской отчетностью занимается финансовая служба компании. Однако и руководитель должен уметь разбираться в отчетных формах. Расскажем о том, зачем директору читать бухгалтерский баланс, анализировать бухгалтерскую отчетность и как это сделать.
Зачем директору разбираться в бухгалтерской отчетности
Руководитель отвечает за все, что происходит в его компании, в том числе и за бухгалтерский учет. Хотя составляет отчетность главбух или другой финансовый специалист, но заверяет ее именно директор. В действующей на сегодня форме баланса вообще не предусмотрена вторая подпись.
Естественно — руководитель должен понимать, что он подписывает и уметь выявлять сомнительные места в отчете.
Кроме того, на стол к директору нередко попадают и бухгалтерские балансы других организаций. Дело в том, что при подписании договора с новым партнером бизнесмены обычно запрашивают подробную информацию о нем, которая включает и бухгалтерскую отчетность.
Конечно, отчеты контрагентов сначала будут анализировать финансисты компании. Но последнее слово при заключении контракта в любом случае остается за директором. Он должен взвесить все факторы, в том числе и самостоятельно изучить отчетность потенциального партнера, не полагаясь лишь на мнение подчиненных.
Рассматривать методику анализа будем на примере упрощенных форм бухгалтерской отчетности.
Действующая форма бухгалтерского баланса показывает данные на три даты: начало и конец отчетного, а также – начало предыдущего года. Форма № 2 также включает информацию за два года. Поэтому можно увидеть, как показатели изменяются в динамике
Бухгалтерский баланс (форма №1)
Отчет о финансовых результатах (форма №2)
Актив баланса
Начнем рассматривать баланс с актива. В этом разделе отражены ресурсы компании, которые она может использовать для ведения бизнеса. Активы расположены в порядке убывания ликвидности, т.е. возможности их быстро реализовать и получить деньги ( лат. liquidus — «перетекающий).
Внеоборотные активы или основные средства (стр. 1150) – недвижимость, оборудование, транспорт и т.п.
Если ваше предприятие не покупало и не продавало основные средства за два предыдущих года, то этот показатель будет незначительно (в среднем на несколько процентов в год) снижаться за счет амортизации. Именно такой вариант рассмотрен в примере.
Если же такие покупки были, то показатель внеоборотных активов на последнюю отчетную дату должен быть выше, чем за предыдущие.
Если вы рассматриваете баланс сторонней компании, то наличие существенных основных средств – это один из показателей, которые говорят о надежности потенциального партнера.
Конечно, это не значит, что с контрагентами, у которых показатели по строке 1150 — небольшие или нулевые, вообще не надо работать. Например, немало вполне успешных торговых или транспортных компаний активно пользуются арендованными помещениями или автомобилями.
Нематериальные активы (стр. 1170) — патенты, лицензии и т.п. Они также подлежат амортизации и отражаются в балансе по тем же правилам, что и основные средства. В нашем примере их нет, потому что мы рассматриваем баланс малого предприятия, для которого этот вид активов не очень характерен.
Запасы (стр. 1210) включают в себя товары, готовую продукцию, сырье, незавершенное производство.
Их рост в динамике не должен превышать темпов роста выручки, иначе это говорит о том, что эффективность использования ресурсов компании снижается.
Чтобы определить среднегодовой размер запасов, нужно сложить данные на начало и конец года и разделить сумму на 2. Таким же образом определяются среднегодовые показатели и по другим статьям баланса.
Конечно, для более точного определения среднегодовых цифр лучше использовать значения на начало каждого месяца. Но мы сейчас говорим об анализе по данным стандартного баланса, а в нем помесячной информации нет.
Пример
З2018 = (1820 + 1650) / 2 = 1735 тыс. руб.
З2019 = (1650 + 1800) / 2 = 1725 тыс. руб.
З2019 / З2018 = 1725 / 1735 = 99%
В2019 / В2018 = 28000 / 20000 = 140%
Выручка существенно выросла, а запасы остались практически на одном уровне. Это говорит о том, что компания стала использовать их намного более эффективно.
Дебиторская задолженность (стр. 1230) – это долги перед компанией. В первую очередь речь идет о покупателях, но также могут быть и другие виды задолженностей, например:
Лучше всего – когда «дебиторка» снижается. Если же она растет, то темпы роста должны быть ниже, чем у выручки.
Также желательно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую (стр. 1520).
Пример
ДЗ2018 = (1300 + 1500) / 2 = 1400 тыс. руб.
ДЗ2019 = (1500 + 1400) / 2 = 1450 тыс. руб.
КЗ2018 = (1900 + 260 + 1820 + 216) / 2 = 2098 тыс. руб.
КЗ2019 = (1820 + 216 + 1580 + 40) / 2 = 1828 тыс. руб.
Дебиторская задолженность растет, но незначительно (1450 / 1400 — 1400 = 4%). Это намного меньше темпов роста выручки (40%). Кроме того, она существенно ниже кредиторской задолженности. Это говорит о том, что система управления долгами в компании работает эффективно (при условии, что кредиторская задолженность гасится без просрочек).
Денежные средства (стр. 1250) – это очень быстро меняющийся показатель. Многие компании практически полностью расходуют все поступающие деньги, поэтому и цифра по этой статье может быть небольшой. Но если организация своевременно рассчитывается по своим обязательствам, то минимальный остаток на счете на конец периода не говорит о проблемах с финансами компании.
Пассив баланса
В пассиве баланса перечислены те источники средств, за счет которых компания финансирует свои активы.
Статья «Капитал и резервы» (стр. 1300) для большинства ООО состоит из двух частей:
Если уставный капитал не менялся , и владельцы компании не получали дивидендов, то разность между показателями по строке 1300 на начало и конец года будет равна финансовому результату. Именно такой случай рассмотрен в нашем примере
Изменение капитала за 2018 и 2019 годы
К2018 = 2024 – 1640 = 384 тыс. руб.
К2019 = 2480 – 2024 = 456 тыс. руб.
Эти суммы равны чистой прибыли компании по форме № 2 за 2018 и 2019 годы соответственно.
Статья «Долгосрочные заемные средства» (стр. 1410) включает в себя все кредиты и займы, полученные на срок более года.
Статья «Краткосрочные заемные средства» (стр. 1510) объединяет «короткие» кредиты и займы, т.е. полученные менее, чем на год.
Само по себе наличие заемных средств и рост их суммы еще не говорит о том, что у предприятия появились проблемы. Однако если долги по кредитам растут, а выручка — остается на месте или даже падает, то это должно вызвать беспокойство. Скорее всего, в этом случае деньги банка не вкладываются в развитие, а идут на «затыкание дыр».
В нашем примере выручка растет, а сумма задолженности по кредитам – снижается. Это говорит об эффективном использовании заемных средств.
В статье «Другие долгосрочные обязательства» (стр. 1450) также перечислены долги компании со сроком погашения более года. Но здесь речь идет обо всех других подобных задолженностях (кроме банков), например – по долгосрочным контрактам с поставщиками.
Статьи «Кредиторская задолженность» (стр. 1520) и «Другие краткосрочные обязательства (стр. 1550) включают в себя все «небанковские» долги организации с коротким сроком погашения.
Здесь представлены не только задолженности перед контрагентами, но и текущие долги по налогам, зарплате, подотчетным суммам и т.п.
Краткосрочная кредиторская задолженность должна быть не ниже «дебиторки» и не должна расти более быстрыми темпами, чем выручка. В нашем примере «кредиторка» даже снижается, а выручка – растет.
Анализ финансовых коэффициентов
Чтобы сделать выводы о финансовом положении компании, нужно не только проанализировать абсолютные показатели, но и рассчитать соотношения между ними, т.е. – коэффициенты. Их, как и абсолютные цифры, тоже надо изучать в динамике, чтобы сделать вывод о тенденциях развития бизнеса. Рассмотрим основные финансовые показатели, которые можно получить на основе данных бухгалтерской отчетности.
Если компания работает успешно, то у нее должны расти не только выручка и чистая прибыль, но и процент рентабельности.
Пример
Период | Выручка | Чистая прибыль | Рентабельность продаж |
2018 | 20000 | 384 | 1,9% |
2019 | 28000 | 456 | 1,6% |
Период | Активы | Чистая прибыль | Рентабельность активов |
2018 | 4605 | 384 | 8,3% |
2019 | 4555 | 456 | 10,0% |
Из таблиц видно, что, хотя абсолютная прибыль и выросла, но процент рентабельности продаж несколько снизился. Руководству компании нужно обратить внимание на структуру затрат.
А вот рентабельность активов существенно увеличилась, т.е. эффективность использования ресурсов компании в целом – растет.
В упрощенной структуре баланса собственный капитал – это строка 1300 «Капитал и резервы». Активы – это итог баланса, т.е. значение строки 1600.
Иногда в экономической литературе можно встретить указание на то, что нормативное значение КА не должно быть ниже 0,5. Т.е. владельцы бизнеса должны финансировать компанию за счет собственных средств не менее, чем наполовину.
Однако такой подход во многих случаях напоминает измерение «средней температуры по больнице». Многое зависит от специфики бизнеса, в первую очередь – от сферы деятельности.
Если речь идет о торговой фирме, то КА может быть и ниже, достигая 0,3. Такие компании часто арендуют помещения и оборудование, а товар берут под реализацию.
Для сложных высокотехнологичных производств ситуация будет обратной. Владельцы подобных компаний обычно стараются приобрести оборудование и производственные помещения в собственность. Ведь в такой ситуации любые проблемы с арендодателями и необходимость переезда могут надолго парализовать бизнес.
Но в любом случае не следует слишком завышать КА – до 0,7 — 0,8 и более. Это, конечно, повышает финансовую стабильность, но лишает компанию потенциального дохода от использования заемных средств.
Пример
Дата | Собственный капитал | Активы | КА |
31.12.2017 | 1640 | 4600 | 0,36 |
31.12.2018 | 2024 | 4610 | 0,44 |
31.12.2019 | 2480 | 4500 | 0,55 |
Из таблицы видно, что КА стабильно растет и достигает на последнюю отчетную дату усредненного нормативного значения.
Оборотные активы – это сумма запасов, дебиторской задолженности и денежных средств.
ОА = стр. 1210 + стр. 1230 + стр. 1250
Краткосрочные пассивы – это сумма всех краткосрочных задолженностей предприятия.
КП = стр. 1510 + 1520 + стр. 1550
Норматив КЛо может меняться от 1 до 2,5. Т.е. даже в самом крайнем случае долги с коротким сроком погашения должны полностью покрываться за счет ликвидных активов.
И здесь тоже многое зависит от направления работы компании. Торговые фирмы могут допускать снижение КЛо до величин, немного превышающих 1, т.к. их товарные запасы обычно легко продать в случае необходимости.
Производственным предприятиям реализовать остатки на складе обычно сложнее, поэтому и КЛо для них должен быть выше, примерно в диапазоне 1,5 – 2,5. Но слишком увеличивать этот коэффициент тоже не нужно, т.к. при этом ресурсы компании «замораживаются» в запасах.
Пример
Дата | Оборотные активы | Краткосрочные пассивы | КЛо |
31.12.2017 | 3480 | 2960 | 1,18 |
31.12.2018 | 3550 | 2586 | 1,37 |
31.12.2019 | 3500 | 2020 | 1,73 |
КЛо стабильно увеличивается и достигает на последнюю отчетную дату 1,73. Такой показатель позволяет обеспечить платежеспособность для компании из любой сферы деятельности.
Вывод
По результатам анализа бухгалтерской отчетности можно составить комплексное представление о финансовом положении компании.
Это важно, как для понимания состояния собственного бизнеса, так и для принятия решений о сотрудничестве с новыми контрагентами.
При изучении отчетности нужно обращать внимание, как на абсолютные показатели, так и на их соотношения – финансовые коэффициенты.