В 622 году что произошло в христианской религии
Из-за чего случился Великий раскол, и Что стало главной причиной распада христианских церквей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церковь в Средние века
Христианская церковь превратилась в мощную организацию после того, как Римская империя признала и укрепила её, до того, как варвары свергли Запад. Дары и завещания увеличивали владения Церкви, которая имела такую же организацию, как и сама Римская империя. Приходы были самыми маленькими церковными единицами, и во главе их стоял священник. Более обширные области назывались епископатами и управлялись епископом.
До того, как произошёл Великий раскол, христианство на Западе окрепло, и этот процесс отразился в заметном усилении власти епископов. Во многих отношениях они всё больше брали на себя полномочия бывших местных губернаторов. Епископы располагали средствами и были в состоянии выполнять задачи, которые ранее подпадали под юрисдикцию местных римских вельмож.
Вселенские Соборы и православие
Христианская догма не была дана и определена, она была сформирована в ходе дискуссий теологов. Иногда между священнослужителями возникали большие и ожесточённые конфликты, о чём свидетельствуют учения, которые Церковь объявляла ересями. Самый высокий уровень дебатов состоялся на Вселенских соборах (советы, собрания). Это были собрания епископов или их представителей со всего христианского мира. Были приняты решения, касающиеся веры, учения, порядка, поклонения и дисциплины. Они считаются неприкосновенным авторитетом в учении Церкви и были единственным органом церковного законодательства, порядка и структуры. Следовательно, решения соборов были обязательны для всей Церкви на протяжении всей истории.
Православное христианство признаёт только первые семь вселенских соборов, проходивших с IV по VIII век, и не более. В дополнение к первым семи, Римско-католическая церковь признаёт универсальными четырнадцать своих соборов, которые проводились в период с IX по XX век. Православное христианство не признаёт эти более поздние соборы, состоявшиеся после Великого раскола, универсальными.
Монахи
До Великого раскола Церковь была внутренне расколота другими способами. Верующие христиане, выступавшие за более бедную церковь, удалились в пустыню, где вели тяжёлую жизнь вдали от различных искушений. Из их среды произошли монахи, которые объединились в монашеские общины и жили в монастырях. Монашество было реакцией на «утилитаризм» христианства. Самые ревностные христиане начали разрывать внешние связи с миром, что привело к разделению и возникновению монашества.
Монашеское движение началось в Египте в IV веке, и его основателями были копты. Среди них были такие святые, как Антоний Великий, Павел Фивейский и Пахом. Из Египта монашество быстро распространилось в Палестину, Сирию, Месопотамию, Малую Азию и далее в Италию. Монашество зародилось не как церковный институт, а было стихийным и спорадическим явлением.
Первоначально церковные и светские власти рассматривали монастыри как явление, действующее вне официальных учреждений, и между церковным духовенством и монашескими общинами существовала напряжённость. Со временем церковь приняла появление монашества и начала строить монастыри, но некоторые монахи также покинули монашеские общины, потому что они всё ещё были в некотором смысле в контакте с миром.
Споры
Папство всё больше укреплялось реформами, которые подчёркивали универсалистские притязания Церкви. Однако византийцы на Востоке настаивали на неприкосновенности собственной сферы интересов и указывали на некоторые отклонения от западной церкви.
В отличие от Западной Церкви, Восточная Церковь развивалась, чтобы функционировать под твёрдой имперской, светской властью. Возможно, на этой основе росли различия между Востоком и Западом. Обе Церкви считали себя универсальными — ярлыки «Римско-Католическая церковь» и «Греческая православная Церковь», используемые сегодня, являются современными терминами.
Тем не менее, обе Церкви исповедуют почти одинаковые убеждения. Наиболее известные различия между ними касаются Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как Западная Церковь утверждает, что он исходит от Отца и Сына. Восточная Церковь также не признаёт чистилище как переходное состояние между Раем и Адом.
Сегодня Восточная Церковь, в отличие от Западной, разрешает развод на основании супружеской измены и позволяет женатым мужчинам становиться священниками. Церкви также расходятся во мнениях относительно непогрешимости папы, непорочного зачатия и Успения Пресвятой Девы Марии.
Превосходство
Церковный раскол или Великий раскол был не совсем результатом каких-то больших религиозных разногласий, а скорее соперничеством, борьбой и снобизмом. В течение многих лет папы в Риме и патриархи в Константинополе конфликтовали по поводу крещения восточных славян, а также церковной юрисдикции над Далмацией и южной Италией. Кроме того, Византийская империя отвергла верховное положение Папы в Церкви, потому что Рим к тому времени был в их глазах большой деревней, провинциальным городом без империи и подчинённой территории. С другой стороны, Константинополь был средоточием богатства и власти и, следовательно, имел право стать церковной столицей.
Популярная пропаганда среди западных богословов XI века заключалась в том, что до X века Константинопольский патриарх находился под канонической юрисдикцией Рима. Это подтверждалось тем фактом, что во время его интронизации ему, как и любому другому епископу, прислали паллий (паллиум – покров, накидка) из Рима. Этот факт, по их утверждениям, подтверждал главенство Рима над Константинополем. Последний Великий раскол стал результатом взаимных обвинений во вмешательстве в дела и сферы влияния друг друга, что, возможно, было виной нетерпимых людей внутри Церкви, которые не смогли провести никаких конструктивных бесед.
Великий раскол
В Константинополе 16 июля 1054 года состоялись переговоры между двумя патриархатами, которые должны были закончиться печально. Римская делегация во главе с кардиналом Гумбертом уже находилась в Константинополе с апреля. Сам папа Лев IX был задержан норманнами в замке Беневенто с февраля 1053 года. Они захватили его в плен после битвы, которую вёл сам папа римский.
Константинопольским патриархом был Михаил Керуларий, человек с опытом работы как в церкви, так и в государстве. Долгое пребывание кардинала и его свиты в Константинополе проходило под покровительством императора, пока они вели ожесточенные богословские дискуссии. Шестнадцатого числа во время вечерней молитвы в великолепном храме Святой Софии в Константинополе представители папы Льва IX возложили на алтарь папскую буллу, отлучающую патриарха Керулария. После того как византийцы отказались принять буллу, один из дьяконов собора Святой Софии выбросил её из церкви. Этот Великий раскол стал концом единой христианской Церкви.
Последствия Великого раскола
Папские представители покинули Константинополь 17 июля, а 19 июля патриарх выразил желание встретиться с ними. Вот почему они вернулись, хотя и не пошли на встречу. После этого посланники наконец покинули византийскую столицу. Герцог Аргирос, командующий в южной Италии, который открыто проявил солидарность с введением латинских обрядов в этом районе, также был изгнан из Константинополя.
20 июля патриарх Михаил провёл совет в Константинополе, на котором присутствовали двенадцать митрополитов и два архиепископа. Булла о папском наследии, в которой произносится анафема, была переведена на греческий язык. Он был осуждён на совете, а через пять дней его сожгли в городе.
Великий раскол или Раскол между Востоком и Западом никогда не был преодолен или сглажен. Хотя формальное снятие взаимных анафем было осуществлено в 1965 году между Константинопольским патриархом Афинагором и Папой Павлом VI, единства между православием и католицизмом достигнуто не было.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как происходило разделение христианства и иудаизма в истории
Для многих это окажется открытием, но Иисус был евреем, большую часть жизни соблюдал предписания своей религии и даже после начала проповеднической деятельности признавал все ее нормы и правила. Более того, он и проповедовал по большей части, именно среди соплеменников, несмотря на то, что на момент его жизни Иудея была очень многонациональной, как и любое эллинистическое государство.
А потому в первое время своего существования христианство представляло из себя всего лишь одно из многочисленных течений иудаизма и практически ничем не отличалось от этой религии, за исключением стремления приобрести как можно большее количество последователей.
Те, кто находился у кормила власти в римской провинции Иудея, воспринимали христиан всего лишь как опасное ответвление веры Авраама и Исаака, но никак не в качестве самостоятельного учения. Да и сами ученики Христа многократно называли себя правоверными иудеями и почитали Ветхий завет в качестве священной книги.
Но по мере написания Евангелий, после распространения новой веры по Римской империи и даже за ее пределами, а особенно, после смерти апостолов, между уверовавшими в мессию иудеями и остальными христианами накопились различия.
Их зафиксировал первый вселенский собор христианской церкви, который под эгидой императора Константина состоялся в 325-м году в городе Никее. Именно там был объявлен символ веры и провозглашено окончательное отделение христианства от иудаизма, а евреи даже были объявлены «презренным народом».
Но фактическое разделение произошло гораздо раньше. Первая религиозная община состояла почти исключительно из евреев, которые сочетали правила Ветхого и Нового завета – почитали субботу, делали обрезание, молились в синагогах. Эта практика условно называется иудеохристианством. Но по мере обращения эллинов, римлян и других народов, для которых еврейские традиции были пустым местом, ситуация менялась, и почитались только новые обычаи, многие из которых, впрочем, еще только предстояло разработать.
Когда среди последователей учения Христа стали численно преобладать бывшие язычники, а не евреи, произошел стремительный переход, после которого не христианство стало считаться сектой иудаизма, а наоборот. Среди первых произошел постепенный отказ от прежних духовных практик, а вторые через некоторое время вернулись к древним основам веры. Наверняка, этому немало способствовало осуждение евреев на
Первом никейском соборе
Иудеохристиане из этнических евреев либо признали догматы православия и вскоре ассимилировались в общей римско-эллинской среде, либо покаялись и были прощены ортодоксальными иудаистами, которые никогда не признавали миссионерской деятельности среди других народов.
Начало истории Церкви и распространение христианства в І–ІІІ веке
Римская империя как место возникновения и жизни ранней Церкви
Начало евангельской проповеди хронологически почти совпало с началом римской империи, огромного государственного образования, охватывавшего практически весь цивилизованный мир. Ранняя Христианская Церковь возникла, жила и распространялась главным образом на территории Римской империи.
Римская империя была создана Октавианом Августом (63 год до P. X. – 14 год no P. X.) в 27 году до P. X. Просуществовала она около пяти столетий (с 27 по 476 год), хотя вполне правомерно говорить и о пятнадцати столетиях Римской империи (до 1453 года), поскольку Византийская империя, Восточная римская империя, явилась ее прямым продолжением, наследницей.
Успех Октавиана Августа определялся не только предшествующей политикой Юлия Цезаря, но и единством культур народов, их общим мировоззрением, греческим языком. Корни римской империи уходят в империю Александра Македонского (356–323), объединившего земли от Адриатики до Китая. Фанатик эллинской культуры, Александр стремился поделиться ей со всем миром. И хотя империя Александра не пережила своего создателя, эллинизм пережил его на тысячу лет. Спустя 300 лет после смерти Апександра осколки его империи объединил Октавиан Август.
Древние церковные писатели считали провиденциальным тот факт, что пришествие в мир Иисуса Христа и рождение Церкви исторически почти совпали с появлением римской империи. Действительно, если бы Иудея не была вовлечена в политический и культурный контекст жизни империи, проповедь апостолов едва ли была услышана на таком огромном географическом пространстве так быстро, и могла ограничиться территорией Ближнего Востока – Передней Азии и Египта. Глобализация первых веков благоприятствовала Христианству.
Внешние условия распространения христианства
Адольф Гарнак выделял такие внешние факторы, которые способствовали быстрому распространению христианства в римской империи 7 :
1) эллинизация, объединившая Восток и Запад в области языка и воззрений;
2) политическое единство народов империи, факт единой монархии порождал представление о небесной монархии и создавал условия для образования единой Вселенской Церкви;
3) хорошие дороги, регулярное сообщение, исправно работающая почта, способствовавшие обмену вещей и идей;
5) постепенная демократизация римского общества, уравнение римских граждан и провинциалов, улучшение положения рабов;
6) религиозная толерантность, терпимость римлян к другим политеистическим религиям.
7) общинная форма жизни, существование ряда общественных организаций.
Необходимо также отметить, что римлян, обладавших живой религиозностью, не удовлетворял привычный языческий культ, имевший формальный характер. Такие люди стремились приобщиться к таинственным восточным культам.
Так что не случайно священные книги христиан были написаны на греческом языке, а апостол Павел так стремился в центр империи, Рим, откуда его могли услышать во всех концах Вселенной. Вместе с тем, ряд этих положительных факторов мог обращаться и против самого христианства, когда государство решалось на его преследование.
Внутренние условия распространения Христианства
К внутренним факторам, способствовавшим христианской миссии, можно отнести
1) распространение в империи сирийских и персидских религий, которые имели некоторые общие черты с Христианством и подготовили сознание язычников к новой религии, пришедшей с Востока;
2) религиозный (религиозно-философский) синкретизм, уходящий корнями в эпоху Александра Македонского и возраставший благодаря культурному обмену, который стал возможен в многообразной по национальному и культурному составу, но политически единой империи (следует заметить, что синкретизм из союзника Христианства скоро превратился в противника, породив гностицизм, манихейство);
3) интерес язычников империи к религиозной философии, презиравшей плоть, телесность, имевшей возвышенное представление о Боге, искавшей Откровения, спасения от мира, плоти и смерти;
3) возникший в среде интеллектуальной языческой элиты философский монотеизм, а также представление о единстве человеческого рода и о едином нравственном законе;
4) обращенность христианской проповеди к бедным и обездоленным (т. е. к самым широким слоям населения) и сам характер этой проповеди как проповеди любви;
5) широкое распространение иудейства и знакомство с ним многих язычников.
Значение иудейства в деле христианской миссии
Хотя иудеи и выступили против христиан одними из первых, но само Христианство многим обязано именно им. Первоначально христианская проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Таково было указание Иисуса Христа. Поэтому первые проповедники шли именно туда, где проживали группы иудеев, шли в города.
Христианской проповеди во многом помогала предшествующая иудейская проповедь, которая в языческом окружении главный акцент делала не на обрядах, а на вере в Единого Бога и на Его заповедях, на монотеизме и нравственных требованиях. Иудеи рассеяния обладали переводом Библии на греческий язык, Септуагинтой. Иудеи рассеяния были оторваны от храма с его жертвами, они обращали внимание на духовную сторону своей религии. Иудейство вне Иудеи стало своеобразной философской религией. В империи иудеи жили, главным образом, в городах. Поэтому и Христианство первоначально было именно религией городов.
Однако иудеи не занимались активной проповедью и прозелитизмом: иудейство не стремилось выйти за национальные границы, а прозелитизм был в римской империи и вовсе вне закона. Активная миссия стала отличительной чертой христианской религии, все больше приобретавшей универсальные черты.
Рождение Церкви в Пятидесятницу. Первые гонения со стороны иудеев
После Вознесения Христа количество Его учеников было незначительным. В 1Кор. 15:6 упоминается 500 человек, которым Он явился в Галилее. Согласно Деяниям, в Иерусалиме число уверовавших вместе с апостолами было 120 человек ( Деян. 1:13–16 ). В Иерусалиме на место Иуды был избран Матфий. Через десять дней после Вознесения на апостолов сошел Святой Дух. Этот день принято считать днем рождения Церкви. Робкие и запуганные ученики превратились в бесстрашных проповедников. Проповедь апостола Петра в Пятидесятницу приобщила к Церкви 3 000 человек. Через некоторое время после второй проповеди апостола Петра о Воскресении число верующих возросло до 5 000 ( Деян. 4:4 ).
Первая община пребывала в учении апостолов, общении, преломлении хлеба (вероятно, имеется в виду Евхаристия) и молитвах ( Деян. 2:42 ). Дух любви и единения последователей Христа проявился в общении имуществ. В связи с увеличением общины возникла необходимость в людях, которые бы помогали апостолам и служили при столах. С этой целью было избрано 7 человек, которых стали называть диаконами.
Первые последователи Христа были из числа иудеев. Среди иудеев были так называемые эллинисты, иудеи рассеяния, для которых храм и храмовые жертвы не являлись безусловно необходимыми. В духе эллинистов мыслил Стефан, один из семи диаконов. Он открыто высказал мысль о том, что храм и еврейские обычаи с пришествием Христа теряют свое значение. Иудеи побили Стефана камнями, и он стал первомучеником. При побиении присутствовал Савл, будущий апостол Павел, который сторожил одежды убийц Стефана.
Иудео-христиане и языко-христиане. Апостольский собор в Иерусалиме
Позиция иудеев-эллинистов, которые принимали Христианство, способствовала началу проповеди среди язычников. Когда на последователей Стефана поднялось гонение, они оставили Иерусалим и начали проповедь среди представителей разных народов. Например, Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской ( Деян. 8 ), а апостол Петр – сотника Корнилия в Кесарии ( Деян. 10 ). Однако настоящим центром проповеди среди язычников стала Антиохия Сирийская, где Христианство преодолело границы иудейства. Именно в Антиохии ученики Христа стали называться христианами ( Деян. 11:26 ). Это прозвище им могли дать язычники. Все больше язычников становилось христианами. В результате этого, сформировались две группы христиан: христиане из язычников и христиане из иудеев.
Очень много для превращения Христианства в универсальную мировую религию сделал Савл, превратившийся в апостола Павла. После обращения Савл проповедовал в Дамаске, Тарсе. На апостольское служение его избрали в той же Антиохии. Оттуда он отправлялся и в свои апостольские путешествия, обращаясь с проповедью и к иудеям, и к язычникам.
Между иудео-христианами и языко-христианами в Антиохии произошел конфликт. Причиной конфликта стало различное отношение к храму и моисееву закону. Этот конфликт спровоцировали пришедшие из Иудеи, которые говорили о необходимости обрезания. Для разрешения спорных вопросов об отношении христиан к иудейским обычаям Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Это собрание апостолов и пресвитеров, произошедшее около 50 года, называют Апостольским собором. На нем было решено, что языко-христиане должны воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, блуда, а также не должны делать другим того, чего себе не хотят ( Деян. 15:29 ). Однако в самой общине Иерусалима, включавшей главным образом иудео-христиан, по-прежнему предпочитали следовать требованиям моисеева закона. Впрочем, даже приверженность закону не спасла апостола Иакова от расправы.
Гибель Иерусалима. Судьба иудеев
В 70 году исполнилось и пророчество Христа о разрушении Иерусалима. Ревнители Закона, зилоты, в 66 году начали восстание против римского владычества. Несколько человек в то время объявили себя мессиями. Иудеев усмирил Тит, сын императора Веспасиана, который захватил и разрушил город Иерусалим. Христианская община Иерусалима фактически перестала существовать, а вместе с гибелью храма и прекращением жертв иудео-христианские настроения в Церкви были изжиты.
После поражения иудеев их Синедрион переехал в прибрежный город Ямнию. Там был определен еврейский канон Священного Писания. Среди членов Синедриона особенно прославился рабби Акиба. В 85 году в синагогальный чин Синедрионом была внесена анафема на назарян и всех еретиков. Отделение христиан от иудеев стало важной задачей для иудеев.
В 132 году началось второе крупномасштабное восстание. Его возглавил Симеон Бар Кохба (Сын Звезды). Рабби Акиба признал в Симеоне мессию, Сына Звезды, о котором говорится в мессианском пророчестве из Книги Чисел. Так иудеи окончательно отвергли Иисуса как Христа, Мессию, Помазанника. В результате ужасных кровопролитных сражений восстание было подавлено в 135 году, а Иерусалим был разрушен вторично. Император Адриан выселил всех иудеев из их родины, а на месте Иерусалима основал новую римскую колонию, город Элия Капитолина.
В противостоянии христианам иудеи отвергли Септуагинту, занялись унификацией еврейского текста Библии. К X веку в результате этой работы появился так называемый Масоретский текст. Но еще раньше, в 140 году был сделан новый греческий перевод, перевод Акилы, который должен был заменить Септуагинту. Пути христианства и иудейства разошлись окончательно.
Христианская миссия и география распространения Христианства в І–ІІІ веке
Вплоть до XVI века происходило развитие так называемой миссионерской легенды – рассказов о том, как апостолы проповедовали Евангелие по всему миру. В каждой стране возникали свои истории о распространении Христианства от проповеди конкретного апостола. Например, жители Константинополя и Руси вели начало своего Христианства от апостола Андрея.
Вероятно, особый рост численности христиан пришелся на время после императора Марка Аврелия и в период с 260 до 303 год.
Родиной христианства является Палестина, население которой говорило на арамейском языке, наследии великой империи персов. Оттуда, благодаря общности языка, Христианство быстро проникло в Сирию, Финикию, Едессу. Также оно проникло в Киликию и на Кипр. В царстве Осроена со столицей в Едессе Христианство впервые стало государственной религией (около 200 года). Распространялось оно и в Италии, Риме, Северной Африке, Египте, на Балканском полуострове, у германских народов. Ко II веку проповедь дошла уже до Галлии и Испании, а крупнейшими центрами христиан были Ефес, Рим и Антиохия.
Наибольший успех миссия имела в Малой Азии, Фракии, Армении, Кипре, Едессе, где к IV веку христиане могли составлять около половины населения. В Сирии и Египте, Риме, Африке и Южной Испании в IV веке христиане составляли значительную часть населения и оказывали большое влияние на общественную жизнь. Небольшое распространение к IV веку получило Христианство в Палестине, Финикии, Аравии, в некоторых районах Греции и Италии.
Распространение Христианства среди различных слоев общества
С самого начала Христианство распространялось в первую очередь среди городского населения. В армии сторонников новой религии было традиционно немного, обнаруживаться среди военных они начали в конце II века. Известны мученики-воины. Среди христиан было и немало женщин. В евангельском рассказе женщины встречаются довольно часто. Именно женщины стали первыми вестницами Воскресения. Женщины были сотрудницами апостола Павла. Источники первых веков упоминают женщин-служительниц (диаконис).
Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века / А. Гарнак. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 42–46. К внешним условиям А. Гарнак относит также возникшее в единой империи философское представление о единстве человеческого рода, единстве прав и обязанностей; проникновение в империю восточных верований, сирийских и персидских; возросшее уважение к религиозной философии, искавшей Откровения.
См.: Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века. С. 31–36.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»