Ukiyo e что это
Японские гравюры укиё-э
Укиё-э – японская гравюра, самостоятельный вид искусства, получивший широкое распространение и оказавший влияние на ряд знаковых художников за пределами Страны восходящего солнца. Дословно название означает «плывущий мир», связано с представлением буддистов о мире, символизирует бренный мир. Понятие получило переосмысление при распространении в Эдо увеселительных кварталов. Плывущий мир превратился в повседневность, наполненную мимолетными событиями. Термин впервые использован в 1661-м автором Асаи Реи.
Появление и развитие укиё-э
Укиё-э – разновидность ксилографии. Для создания изображения использовали бумагу или дерево. Считается, что японская гравюра впервые изготовлена Хисикавой Моронобу. Напоминающие японские ксилографические гравюры укиё-э произведения искусства – эхон, иллюстрированные сборники рассказов. Первое время картинки лишь сопровождали текст, но со временем обрели независимость и получили распространение как афиши к театральным выступлениям. Позднее стали делать картинки с фразами какэмоно, которые ставили в токонома, святых уголках дома.
Картины в технике ксилографии – изобретение конца 17 века. Сначала существовали только черно-белые изображения, нарисованные тушью. С 18 столетия художники используют цветные краски. Для росписи применяли кисть и киноварь. Следующим шагом развития направления изобразительного искусства стала полихромная печать нисики-э (парчовые картинки).
Благодаря простоте изготовления и возможности тиражирования живопись укиё-э дешева, была доступна большинству горожан. Это направление искусства создавалось для народа, ориентировалось на широкие слои. Все поменялось, когда интерес к живописи проявили гости из далекой Европы. Приезжие начали массово скупать картины; в какой-то момент Япония столкнулась с необходимостью выкупать свою живопись у других держав. Некоторые образы, созданные одним оттиском в количестве сотни и более экземпляров, разлетелись повсеместно. Каждый экземпляр – подлинный.
Поскольку искусство укиё-э создаваясь для города, оно отражало особенности быта этой категории. Художники изображали прекрасных женщин и бытовые моменты, театральные выступления и спортивные состязания, сюжеты старинных преданий. Изменчивый стиль поддавался влиянию ситуации в стране, поэтому вскоре появились гравюры о войне, распространилась живопись с природными сюжетами. Для современного историка укиё-э – не просто образчик традиционного японского искусства, но важный источник информации о реальной жизни Эдо прошлых веков.
Особенность гравюр том, что на стену их вешали очень редко – только в качестве какэмоно. Для любования живопись размещали горизонтально. Поскольку стиль допускал вольности и сюрпризы, художники изготавливали гравюры, некоторые детали которых виднелись лишь под определенным углом. Создание обманных изображений отнимало немало времени, но именно они особенно полюбились жителям Эдо.
Техника
Для создания одной гравюры необходима командная работа нескольких специалистов, и не всегда главный герой процесса – художник. Задача мастера – тушью на прозрачной бумаге сделать набросок, который затем передается резчикам для воплощения на дереве. Мастерство резчика (или команды) полностью определяло результат процесса.
Историки, искусствоведы и просто увлеченные люди воссоздают аутентичные процессы ксилографии периода Эдо и сейчас.
Для создания печатных форм использовали продольно разрезанные деревянные поверхности. Обычно применяли самшит, вишню, грушу. Вырезать на них нарисованное художником непросто, поэтому некоторые резчики выбирали себе отдельные элементы, на которых специализировались. Самый умелый из команды брался за лицо – его создание сопряжено с особенными трудностями. Сложно не только передать выражение, но и воспроизвести прическу, ведь каждый волос вырезался отдельно. Менее опытные и талантливые резчики занимались одеждой, а подмастерьям доставались простейшие детали.
Следующим в работу вступал печатник. Художник сообщал, как необходимо окрасить рисунок. По этим инструкциям смешивали природные пигменты до достижения нужного результата. Перед переносом изображения бумагу слегка увлажняли. Готовую гравюру могли дополнить стихами – художника или постороннего человека.
Заключительный шаг процесса – получение печати цензора. Он проверял, удовлетворяет ли гравюра законам и требованиям. В прошлом запрещалось изображать на увеселительных предметах военных, государственных мужей, делать иллюстрации к историческим событиям или тому, что происходило в государстве в текущий момент времени.
Готовая гравюра поступала издателю. От него зависело, придет ли к славе художник. Издатель мог вывести человека в люди; в свою очередь, штат мастеров издателя определял качество изготавливаемых гравюр, а значит, то, как удачно будут перенесены картины художников на отпечатки. Самый известный издатель – Цутая Дзюдзабуро. Именно благодаря ему пришли к славе Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро.
Основные жанры
Главный жанр традиционного искусства – бидзин-га, ориентированный на женскую красоту. Работы в этом направлении есть у большинства художников укиё-э. «Бидзинга» прижилось в качестве термина для обозначения прекрасной наряженной в традиционные одежды японки. Само направление – предвестник фотографии. Известны революционные для своего времени работы в жанре бидзин-га от Хисикавы Моронобу, Ито Синсуя, Нисикавы Сукэнобу.
Катё-э – направление укиё-э, связанное с китайской традиционной живописью. Известнейшим творцом считают Охару Косона.
Известные художники укиё-э
Для истории культуры Японии принципиально важно имя Хисикавы Моронобу. Он создал собственную школу укиё-э, названную его именем. Ее последователи – Масанобу Окумура, Тосинобу Окумура.
Художник Андо Кайгэцудо создал школу, получившую название по его имени. В ее рамках творили Анти, Дохан, Досю, Досин Кайгэцудо.
Тории Киемото основал школу театральной гравюры, привлекшую Тории Киенобу, Тории Киемасу, Тории Киемицу.
Знаковые гравюры
Самый известный и растиражированный образ – «Большая волна в Канагаве», написанная Кацусикой Хикусаем. Она встречается на логотипах и скульптурах, в стрит-арте и даже на обложке первого издания «Моря» Дебюсси.
Известна гравюра «Три красавицы наших дней», созданная Китагавой Утамаро. Благодаря художнику на века сохранились лики трех самых прекрасных токийских девушек того времени – Томимомо, О-Хису, О-Киту.
В других странах
Гравюры укиё-э стали известны миру после открытия японских границ во второй половине XIX века. Пока сами японцы под влиянием новой техники фотографирования теряли интерес к ксилографии, западные мастера открыли для себя вдохновение в необычном творчестве Азии. Гравюры впечатляли многих кубистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Среди самых известных – Ван Гог, Клод Моне.
Укиё-э
Первые гравюры в стиле укиё-э появились в конце XVII века и были черно-белыми – их рисовали тушью. Рисунки, изображающие куртизанок, гейш, актеров театра кабуки были популярны среди богатых купцов. С появлением техники монохромной печати гравюры укиё-э стали более доступными широкой публике. В XVIII веке художники стали раскрашивать черно-белые отпечатки вручную, а позже их стали печатать в полихромной технике нисики-э («парчовые картинки»). Изготовление цветных гравюр укиё-э стало простым и позволяло делать большие тиражи, которые раскупались горожанами. Рисунками украшали бумажные веера, раздвижные ширмы, зонтики. Произведения жанра, выполненные вручную, по-прежнему были дороги и доступны лишь знати и богатому сословию.
В сюжетах укиё-э преобладали типичные картины из жизни японцев: японские красавицы (бидзин-га), актеры театра кабуки (якуся-э), эротические картинки (сюнга), цветы и птицы (катё-га). Позже к ним добавились пейзажи (фукэй-га) и картины на военную тематику (муся-э), отражающие исторические вехи жизни японцев эпохи Эдо.
Гравюры укиё-э имели большое влияние на формирование западного восприятия искусства Японии, особенно на художников, работающих в стилях импрессионизм, модерн и кубизм. Всемирная выставка в Лондоне (1864) и Всемирная выставка в Париже (1867) представили широкой европейской публике не только японские цветные гравюры укиё-э, но и различные изделия ремесленников, в том числе фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия. «Японизм» отчетливо проявился в произведениях Сезанна, Дега и Моне, стал отправной точкой в творчестве Винсента Ван Гога. Гравюры укиё-э оказали большое влияние на картины таких художников, как Джеймс Уистлер, Густав Климт, Тулуз-Лотрек.
Искусство японской гравюры укиё-э
Появление и развитие укиё-э
Одним из самых известных видов японского искусства является гравюра, получившая название укиё-э (浮世絵). Дословно «укиё-э» переводится как «плывущий мир», что отсылает нас к буддийской философии, в которой словом «укиё» обозначался «бренный мир». Но с появлением в эпоху Эдо «веселых кварталов» (публичных домов), понятие было переосмыслено и стало обозначать «мир мимолётных явлений». Впервые слово «укиё-э» было упомянуто писателем Асай Рёи в 1661 г.
Стиль укиё-э относится с ксилографии, печатной графике на дереве или оттиске на бумаге. Создателем укиё-э считается живописец и график Хисикава Моронобу (菱川 師宣).
Предшественниками укиё-э стали эхон (絵本) – сборники рассказов с сопровождающими их картинками. Затем гравюры обрели самостоятельность и использовались в качестве афиш к постановкам театра кабуки или свитков с изречениями какэмоно (掛け物), помещаемых в нишах токонома (床の間), своеобразных домашних святилищах.
Первоначально картины укиё-э возникли в конце 17 века. Первые гравюры были черно-белыми, так как для их создания использовалась тушь, а с 18 века картинки стали цветными, так как мастера начали раскрашивать их киноварью вручную, используя кисть. Затем появилась техника полихромной печати, получившая название нисики-э (錦絵) — «парчовые картинки».
Гравюры были очень дешёвыми, так как техника была достаточно проста и позволяла выпускать большие «тиражи», и предназначались для широких слоёв, в основном, городского населения. И лишь когда европейцы начали массово скупать картины, японцы поняли всю ценность этих произведений, и им пришлось выкупать картины производства своей же страны у иноземцев. Из-за того, что оттиском можно было создать не одну сотню одинаковых картин, можно увидеть одну и ту же работу в нескольких точках земного шара, и все они будут подлинными.
Так как основными потребителями картин были горожане, сюжеты отражали типичный образ жизни японского города: прекрасные дамы, ежедневные бытовые ситуации, сумоисты, актёры театра кабуки, сюжеты легенд. Позже стали изображаться пейзажи и военная тематика. Соответственно, картины укиё-э являются не только произведениями искусства, но и важными историческими источниками, из которых мы можем узнать многое о жизни эпохи Эдо.
Гравюры предназначались для того, чтобы любоваться ими в горизонтальном положении, поэтому их не вешали на стену, кроме какэмоно. Из-за этого некоторые произведения имеют свой «секрет». Например, кимоно героя могло быть с рисунком, который возможно было разглядеть, только когда картина лежала горизонтально или при взгляде на неё снизу, если она висела на стене.
Техника выполнения
Для создания японской гравюры требовалось три человека: художник, резчик и печатник. Качество и красота работы зависели от всех трёх мастеров. Первый тушью наносил прототип картины на прозрачную бумагу, резчик приклеивал его на деревянную дощечку из вишни, груши или самшита и вырезал области, оставшиеся белыми. Это была первая печатная форма, а рисунок фактически уничтожался. Затем делалось несколько оттисков с разными цветами (для каждого цвета или тона своя форма), и печатник, заранее обговорив с художником цветовую гамму, наносил на набор форм краску и печатал гравюру на рисовой бумаге.
Основные жанры
Бидзин-га (美人が) — изображение красавиц. Как понятно из названия, основным предметом изображения этого жанра являлись прекрасные женщины. Чаще всего на гравюрах можно было увидеть обитательниц весёлого квартала Ёсивара: гейш, куртизанок и просто известных прекрасных женщин. Типичная красавица тех времён имела овальную форму лица, изогнутую шею и маленький рот. Сюжеты, в которых фигурировали красавицы, были повседневными: чайная церемония, туалет, прогулки, игры. В этом жанре возник стиль окуби-э (お首絵) — «большие головы», где изображалась крупным планом голова девушки.
Мастера: Судзуки Харунобу, Тории Киёнага, Китагава Утамаро.
Якуся-э (役者絵)— портреты популярных актёров театра. Художник должен был придерживаться определённых строгих правил в изображении: например, косые глаза, собранные в кучу, обозначали гнев; если герой закусывал платок, то это показывало безудержную страсть, а волосатость отсылала к дикости и животной необузданности. Гравюры якуся-э имеют интересную особенность: на головах героев можно заметить фиолетовое пятно. На самом деле, это пятно обозначало шапочку, символизирующую высоко выбритый лоб, как у всех мужчин Эдо, которую надевали на голову актёры, изображающие женщин (а как известно, в кабуки все роли, в том числе женские, изображали мужчины).
Мастера: Тории Киёнобу, Кацукава Сюнсё, Тосюсай Сяраку, Утагава Тоёкуни.
Сюнга (春画 «весенние картинки») — эротические гравюры.
При слове «укиё-э» у японца, прежде всего, всплывает в голове образ картины в жанре сюнга, а затем уже и всех остальных. Сюнга представляет собой жанр, в котором изображались очень откровенные интимные сцены с преувеличенными анатомическими подробностями, шокирующие европейцев, воспитанных в строгих христианских обычаях. Но шок сменился популярностью — на Западе таких изображений быть никогда не могло, и иностранцы скупали их очень активно.
Мастера: Хисикава Моронобу, Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу.
Катё-га (花鳥絵 — «цветы и птицы»). Картинки жанра катё-га можно назвать атласами по флоре и фауне эпохи Эдо. Основным правилом было изображать по два разных вида птиц или цветов.
Мастера: Охара Косон, Дзякутю Ито.
Фукэй-га (府警画) — изображение пейзажей. Часто выпускались целые серии сюжетов, которые были объединены одним мотивом. Например, «Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов луны».
Мастера: Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ.
Муся-э(武者絵) — изображения знаменитых самураев. Относится к историко-героической жанру, ставшему популярным в 1830-е годы. Изображались реальные исторические личности, хроники и участники средневековых войн. На рубеже 19-20 веков гравюры служили своеобразным средством массовой информации, повествуя о событиях на фронтах боевых действий с Китаем и Россией.
Мастер: Утагава Куниёси.
Укиё-э на Западе и в России
Специалисты говорят о большом влиянии японских гравюр укиё-э на создание стилей модерн и импрессионизм в Европе и России. Это явление называют японизмом и отмечают его появление в работах Винсента Ван Гога, Клода Моне и многих других. Ван Гог имел около 400 японских гравюр и писал о позитивном влиянии от их созерцания. Также у Ван Гога есть работы, просто скопированные с произведений одного из выдающихся мастеров укиё-э Утагава Хиросигэ «Сливовый сад Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака».
В своих коллекциях укиё-э имели Уистлер, Мане, Дега, Гонкур, Золя. В конце XIX века исследователь А.В. Вышеславцев привёз из кругосветного путешествия несколько японских гравюр и альбомов, что вызвало интерес к этому необычному искусству, и в 1898 году в Петербурге прошла первая выставка гравюр. В нынешнее время японская гравюра занимает одно из почетных мест в мировом искусстве.
Посещали ли вы выставки японской гравюры в России, Японии или в любой другой стране? Расскажите в комментариях о своих впечатлениях.
Если вы уже твёрдо решили изучать японский язык, но не знаете с чего начать, начните с записи на наш курс «Японский язык для начинающих за три шага«!
Укие-э
Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу. [1]
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Содержание
История
После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации. Укиё-э постепенно выходит из моды заменяясь фотографией. В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке, их начинают массово скупать искусствоведы.
Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма и постимпрессионизма, таких как Винсент ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.
Жанры гравюр укиё-э
Процесс создания
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Известные художники
Примечания
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Укие-э» в других словарях:
УКИЕ-Э — (японское образы повседневного мира) школа японской живописи и ксилографии 17 19 вв. Наследовала традиции жанровой живописи 15 16 вв. Отличается демократизмом сюжетов, созвучных городской литературе периода Эдо (нач. 17 2 я пол. 19 вв.).… … Большой Энциклопедический словарь
Укиё-э — Укие э УКИЁ Э (японское образы повседневного мира), школа японской живописи и гравюры на дереве (17 19 вв.). Для укие э характерны портреты актеров и красавиц из “веселых кварталов”, сюжеты из обыденной жизни, созвучные городской литературе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
укиё-э — (япон. образы повседневного мира), направление в японской живописи и ксилографии XVII XIX вв., отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с бурным развитием городской жизни. Распространение получили сюжеты из жизни… … Энциклопедический словарь
МОРОНОБУ — (Хисикава Моронобу) [1618?, Хота (современная префектура Тиба 1694, Эдо, ныне Токио], японский художник, самый известный мастер укие э (см. УКИЕ Э) раннего периода. Сын известного мастера декоративных тканей Хисикавы Китидзаэмона. Спустя… … Энциклопедический словарь
Утамаро Китагава — (1753/1754 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Представитель школы укиё э.Портретные и жанровые изысканно поэтические женские образы, созданные с помощью плавной текучей линии, применения слюдяного порошка, дающего эффект… … Энциклопедический словарь
Хокусай Кацусика — (1760 1849), японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии. Представитель направления укиё э. В главных графических произведениях (серии «36 видов горы Фудзи», 1823 29, «Путешествие по водопадам различных провинций», 1827 33),… … Энциклопедический словарь
ХАРУНОБУ — (Судзуки Харунобу) (1725?, Эдо, ныне Токио 8 июля 1770, там же), японский художник, мастер укие э (см. УКИЕ Э). О его жизни (как и о жизни большинства мастеров укие э) известно мало, но его место в истории японского искусства четко определено его … Энциклопедический словарь
ХОКУСАЙ Кацусика — (Hokusai, Katsushika) (1760 1849), японский гравер и рисовальщик. Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсе, работавшего в жанре укие … Энциклопедия Кольера
Сяраку Тёсюсай — (Сайто Дзюробе), японский график и актёр театра ноо, работавший в конце XVIII начале XIX вв. Острохарактерные, часто гротескно сатирические портреты актёров (цветная ксилография) в стиле школы укиё э. * * * СЯРАКУ Тесюсай СЯРАКУ Тесюсай, Сайто… … Энциклопедический словарь
Укиё-э
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами.
Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Содержание
История
Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций.
После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации.
Укиё-э постепенно выходит из моды заменяясь фотографией. В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке, их начинают массово скупать искусствоведы.
Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма и постимпрессионизма, таких как Винсент Ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.
Жанры гравюр укиё-э
Процесс создания
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Известные художники
Театральная гравюра
Примечания
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Укиё-э» в других словарях:
Уки — Уки жерлянки Уки топоним Населённые пункты Россия Уки (Большеуковский район) деревня, Большеуковский район Омская область Уки (Уватский район) деревня, Уватский район Тюменская область Япония Уки (город, Япония) … … Википедия
Укиё-э — (буквально образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и графике так называемого периода Эдо (1614 1868), отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с ростом городских торгово ремесленных слоев. У … Художественная энциклопедия
укиё-э — (япон. образы повседневного мира), направление в японской живописи и ксилографии XVII XIX вв., отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с бурным развитием городской жизни. Распространение получили сюжеты из жизни… … Энциклопедический словарь
УКИ — указатель классов изобретений УКИ Управление по координации информации США … Словарь сокращений и аббревиатур
УКИ — то же, что жерлянки … Большой Энциклопедический словарь
укиё-э — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Укиё-э — Укие э УКИЁ Э (японское образы повседневного мира), школа японской живописи и гравюры на дереве (17 19 вв.). Для укие э характерны портреты актеров и красавиц из “веселых кварталов”, сюжеты из обыденной жизни, созвучные городской литературе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Уки — род бесхвостых земноводных; то же, что Жерлянки … Большая советская энциклопедия