Ukba либо fcpa что это

Complianceblog.ru

Все о compliance — управлении рисками в современной компании

FCPA и UK Bribery Act. Сравнение положений.

Осуществляя сравнение норм Закона США о коррупции за рубежом и Закона Великобритании о борьбе со взяточничеством, можно выделить некоторые общие черты и различия между требованиями законов:

Закон США о коррупции за рубежом (FCPA)

Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (UKBA)

Субъекты коррупционных отношений.Только те, кто предлагает или выплачивает взятку (в любой форме) зарубежным чиновникам.

Место, где совершены коррупционные нарушения. не имеет значения.И те, кто предлагает или выплачивает взятку, и те, кто ее получает.

Место, где совершены коррупционные нарушения. не имеет значения. Подкуп как британских, так и зарубежных чиновников подпадает под действие закона.Распространение действия законаКомпании, зарегистрированные в США, граждане США, иностранные компании, акции которых зарегистрированы на биржах США, лица, находящиеся на территории США, лица, представляющие интересы граждан США или компаний, зарегистрированных США или котирующих акции на биржах США.Британские подданные, резиденты Великобритании, организации, зарегистрированные на территории Великобритании или те, кто ведет бизнес на территории Великобритании полностью или частично, их представители. Субподрядчики, агенты, партнеры в совместных предприятиях также подпадают под действие закона.Невозможность предотвратить коррупционные отношенияОрганизация будет нести ответственность за невозможность предотвратить коррупционные отношения в случае, если компания не смогла создать адекватную систему внутреннего контроля и были нарушены положения закона, касающиеся бухгалтерского учета.Закон устанавливает новый вид правонарушения – невозможность предотвратить коррупционные отношения.

Учет норм, действующих в стране, где произошло коррупционное правонарушениеВ случае, если платеж соответствует нормам местных законов, то он не будет являться подкупом или взяткой в силу норм Закона США о коррупции.Если платеж совершен в отношении иностранного чиновника и он соответствует нормам местных законов, то такой платеж не будет являться нарушением норм Закона о борьбе со взяточничеством. В случае подкупа британского чиновника дело будет оцениваться с точки зрения английского права.Вознаграждение за содействиеВыплата вознаграждения за содействие возможна, однако такое вознаграждение должно выплачиваться в рамках текущей деятельности государственных органов.Выплата вознаграждения за содействие не разрешается законом, однако, в соответствии с разъяснениями Закона, выплаты незначительных сумм не будут преследоваться правоохранительными органами.Применяемые виды ответственностиПреследование осуществляется в соответствии с нормами гражданского и уголовного права. Дело может быть инициировано Министерством юстиции США (DOJ) и Комиссией по ценным бумагам (SEC).Возможно преследование только в соответствии с нормами уголовного права. Дело может быть инициировано Управлением по борьбе с крупным мошенничеством (UK Serious Fraud Office)Мера наказанияВзяточничество :

физические лица – до пяти лет лишения свободы и штраф до 250 000 долларов США; юридические лица – штраф до 2 000 000 долларов США.

Нарушение правил ведения бухгалтерской документации в организации :

физические лица – до двадцати лет лишения свободы и штраф до 5 000 000 долларов США;

юридические лица – штраф до 25 000 000 долларов США.Нарушения закона о борьбе со взяточничеством.

Физические лица – до десяти лет лишения свободы и штраф. Размер штрафа не ограничен;

юридические лица – штраф, размер штрафа не ограничен.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

FCPA закон США «О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности» 1977 г.

Ukba либо fcpa что это. Смотреть фото Ukba либо fcpa что это. Смотреть картинку Ukba либо fcpa что это. Картинка про Ukba либо fcpa что это. Фото Ukba либо fcpa что это

Ukba либо fcpa что это. Смотреть фото Ukba либо fcpa что это. Смотреть картинку Ukba либо fcpa что это. Картинка про Ukba либо fcpa что это. Фото Ukba либо fcpa что это

Ukba либо fcpa что это. Смотреть фото Ukba либо fcpa что это. Смотреть картинку Ukba либо fcpa что это. Картинка про Ukba либо fcpa что это. Фото Ukba либо fcpa что это

Предпосылки принятия законов

В результате расследований SEC (Комиссия по ценным бумагам США) в середине 1970-х годов более 400 американских компаний признались в сомнительных или незаконных платежах на сумму, превышающую 300 млн. долл., иностранным чиновникам, политикам и политическим партиям. Были выявлены нарушения разного рода — начиная от подкупа высокопоставленных чиновников с целью добиться того или иного благоприятного решения иностранного правительства и заканчивая так называемыми способствующими платежами, которые были якобы предназначены для того, чтобы удостовериться, что государственные функционеры выполнят определенные административные или канцелярские обязанности. Конгресс США ввел в силу FCPA, чтобы покончить с взятками иностранным чиновникам и восстановить общественное доверие к американской системе ведения дел.

Положения FCPA распространяются на коррупционные действия в отношении иностранных должностных лиц

Лица и фирмы могут быть наказаны также в случае, если они приказали, уполномочили или способствовали кому бы то ни было нарушить положения о взяточничестве или если они вступили в сговор с целью их нарушить. (формальный состав преступления).

FCPA Имеет экстерриториальный характер – под его действие подпадают не только компании зарегистрированные на территории США, но и иностранные компании, акции которых зарегистрированы на американских биржах

FCPA применяется как в отношении юридических лиц, так и физических лиц, в частности сотрудников компаний, третьих лиц, представляющих интересы компании

FCPA распространяется на три категории субъектов:

ЭМИТЕНТОВ, имеющих ценные бумаги или представляющие отчетность в соответствии с Законом США о ценных бумагах и биржах от 1934 г., в том числе любых должностных лиц, директоров, работников или представителей такого эмитента или акционера, действующего от имени эмитента

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ предприятия США, за исключением эмитентов, и на должностных лиц, директоров, работников или представителей такого отечественного предприятия или акционера, действующего от имени отечественного предприятия

ИНЫХ ЛИЦ, за исключением эмитентов и отечественных предприятий, в том числе должностных лиц, директоров, работников или представителей такого лица или акционера, выступающего от имени такого лица, при нахождении на территории США.

Основные понятия

Платеж — FCPA запрещает платить, предлагать, обещать оплатить (или разрешить оплатить,) деньги или еще что-либо, имеющее ценность, а также быть осведомленным, что платеж будет предложен иностранному должностному лицу.

Под взяткой FCPA понимает любое действие, совершенное лично или через посредника, в поддержку выплаты, предложение или санкции на выплату денег или любого предмета, имеющего ценность, которая осуществляется с целью побудить иностранное должностное лицо к какому-либо действию в интересах конкретного лица

Получатель — запрет распространяется только на коррупционные выплаты иностранному чиновнику, иностранной политической партии или ее представителю, или любому кандидату на политический пост иностранного государства. Термин «иностранный чиновник» подразумевает любого чиновника или служащего иностранного государства, международной общественной организации, а также любой отдел или агентство вышеуказанных структур, или любое лицо, наделенное официальными правомочиями.

Проверка целей деятельности — FCPA запрещает платежи для оказания помощи фирме для получения или сохранения бизнеса любым человеком. Министерство юстиции США толкует «получение или сохранение бизнеса» широко, так что это понятие гораздо шире, чем просто вознаграждение или возобновление контракта.

FCPA запрещает коррупционные выплаты через посредников. Незаконным является платеж третьей стороне, если известно, что весь платеж или его часть будет направлена напрямую или косвенно иностранному чиновнику. Термин «известно» включает сознательное пренебрежение или преднамеренное игнорирование.

Деяние, наказуемое по FCPA, может быть совершено по неосторожности или легкомыслию ( лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия

Для того чтобы избежать юридической ответственности за незаконные платежи третьей стороне, компании должны проявлять должное усердие и предпринимать все необходимые меры предосторожности, чтобы удостовериться, что они вступили в деловые отношения с подходящими партнерами и агентами с хорошей репутацией. Такое должное усердие может означать проверку потенциальных иностранных представителей и партнеров по совместному предприятию, чтобы определить, являются ли они правомочными, есть ли у них личные или профессиональные связи с правительством, численность и репутацию их клиентов и их собственную репутацию.

Пример ответственности FCPA в России

Обвинения к Teva были предъявлены в рамках закона США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). По данным SEC (комиссия по ценным бумагам), фармацевтическая компания платила взятки чиновникам в России, Мексике и на Украине за то, чтобы получить разрешения на продажу лекарств и выгодные заказы. Как пишет SEC, в России Teva платила взятки некоему высокопоставленному чиновнику, владельцу дистрибуторской компании, за помощь в организации участия препарата «Копаксон» в государственной программе закупки лекарств.

Сотрудники компании совершали и одобряли платежи наличными, а также осуществляли передачу других ценностей государственным чиновникам (включая врачей государственных клиник) в целях ненадлежащего оказания влияния в отношении одобрения рекомендуемых назначений, кроме того аналогичные платежи совершались сотрудникам таможенных служб.В России сотрудники компании с коррупционными целями оплачивали поездки за рубеж на конференции врачам государственных больниц, в обмен на то, что врачи выписывали препараты именно этой компании. Компания также напрямую платила взятки ответственным сотрудникам государственных клиник.

Лица, участвовавшие в деле: менеджеры по продажам, консультанты, сотрудники дочерних компаний.

Источник

Complianceblog.ru

Все о compliance — управлении рисками в современной компании

FCPA — Закон США о коррупции за рубежом. Особенности и применение.

Закон США о коррупции за рубежом, принятый в 1977 году, стал серьезной вехой в борьбе с коррупцией не только в Соединенных Штатах Америки, но и в большинстве стран современного мира. До 1977 года коррумпирование чиновников, а в особенности зарубежных чиновников являлось элементом обычной бизнес практики, которая не была запрещена законом и активно реализовывалась в жизни.

Одной из существенных причин принятия FCPA стал Уотергейтский скандал, разгоревшийся в 1972 году во время проведения избирательной компании Ричарда Никсона, баллотировавшегося на должность Президента США. Скандал, связанный с установкой подслушивающих устройств в избирательном штабе конкурентов, привел к широкомасштабному расследованию деятельности органов власти и компаний, и, в частности, указал на наличие многомиллионных фондов, использовавшихся для подкупа зарубежных чиновников и других лиц в целях заключения крайне выгодных сделок.

Среди участников скандала звучали названия таких компаний как Эксон (Exxon), Мобил (Mobil), Филлипс Петролеум (Phillips Petroleum), Lockheed corporation (корпорация Локхид)[i]. В качестве основного аргумента защиты, компании, замешанные в скандале, указали на то, что если они не платили бы взяток, то это существенно снижало бы их конкурентоспособность на иностранных рынках.

Началась активная работа над проектом Закона, который бы мог препятствовать коррупционной деятельности на зарубежных рынках, и в 1977 году Президент США Джимми Картер подписал Закон о коррупции за рубежом, тем самым открыв новый этап в борьбе с коррупцией не только в США, но и во многих других государствах.

Положения Закона США о коррупции за рубежом можно разделить на две смысловых части:

Анализируя положения Закона США о коррупции за рубежом необходимо принимать во внимание, что его действие распространяется на коррупционные действия в отношении иностранных должностных лиц. Под «иностранным должностным лицом» понимаются сотрудники или служащие иностранных органов власти, а также сотрудники общественных международных организаций. Агенты или представители вышеуказанных лиц и организаций также входят в понятие «иностранное должностное лицо».

Закон имеет экстерриториальное действие, поскольку под его действие попадают не только компании, зарегистрированные на территории США, но и иностранные компании, акции которых зарегистрированы на американских биржах. Закон применяется не только в отношении юридических лиц, но и физических лиц, в частности сотрудников компании, а также агентов, которые представляют интересы компании. Необходимо отметить, что указанный перечень не может быть полным, поскольку существенные риски возникают при отношениях, например, с третьими лицами (например, в условиях субподрядных отношений).

Положения Закона о коррупции за рубежом применяются в отношении не только выплат или передачи денежных средств и иных ресурсов, но даже в отношении обещания осуществить такие действия. Даже если фактически взятка не передавалась, но было дано обещание ее передать, возникает основание для возбуждения дела о нарушении Закона о коррупции. Кроме того, взяткой будет являться не только денежная сумма или подарок, переданный должностному лицу, но и оказанные услуги или иные преимущества, при этом не устанавливается минимальный размер таких сумм.

Важно также принимать во внимание то, что не все выплаты будут нарушать положения FCPA. Имеет значение реальная цель, с которой осуществляется выплата или оказывается услуга. Запрещены только те платежи, предложения о платежах, услуги, которые направлены на то, чтобы оказать влияние на действия получателя в рамках его официальных полномочий в целях оказания содействия в получении или сохранении для себя бизнеса или получения иных неправомерных преимуществ. Платежи в адрес государственных органов, которые обычно осуществляются в рамках ведения бизнеса в стране и установлены соответствующими правовыми нормами, не запрещаются. В частности, к ним относятся лицензионные платежи, регистрационные платежи, таможенные пошлины, осуществление которых не нарушает положения Закона.

В отношении бухгалтерского учета, Закон о коррупции за рубежом также устанавливает правила ведения учета в организации и предоставления отчетности о своей деятельности. В частности, деятельность организации должна осуществляться в соответствии с указаниями руководства, все сделки должны учитываться в соответствии с действующей в организации системой бухгалтерского учета, фальсификация документов запрещается. В организации должна быть создана эффективная система внутреннего финансового контроля.

Важным этапом развития законодательства США в области бухгалтерского учета деятельности и отчета компаний стал Закон Сарбейнза-Оксли (SarbanesOxley Act), принятый в 2002 году и ужесточивший требования к финансовой документации публичных компаний. Принятие Закона Сарбейнза-Оксли повлияло и на применение Закона о коррупции за рубежом, усилив те требования, которые были установлены в FCPA.

Надо сказать, что с точки зрения охраны государственных интересов, такие требования Закона не являются избыточными. Хорошо налаженная система контроля и документирования сделок позволяет проверяющим органам иметь подробную информацию о деятельности компании и, в случае проведения расследований, оценить нарушения закона. С другой стороны, тщательное ведение контроля внутри компании может позволить избежать серьезных нарушений закона, а значит предотвратить совершение правонарушений в этой области.

Закон устанавливает серьезную ответственность за нарушения, которая может быть выражена в форме и гражданской ответственности, и уголовной. Физические лица могут быть понести уголовное наказание в форме лишения свободы, а организации будут выплачивать многомиллионные штрафы. Более того, в принудительном порядке организация должна будет создать новую службу внутреннего контроля, которая, в свою очередь должна будет взаимодействовать с государственными органами при проведении мониторинга исполнения законов виновной организацией.

Размер штрафов для организаций в соответствии с FCPA может достигать 25 миллионов долларов США за каждое нарушение, а для физических лиц – до 5 миллионов долларов США. Срок тюремного заключения может достигать 20 лет. Среди других наказаний за нарушение положений FCPA можно выделить:

— запрет вступать в контрактные взаимоотношения с органами государственной власти США, что в некоторых отраслях может привести к существенному снижению доходов компании;

— потерю экспортных преференций;

— судебный запрет на ведение деятельности в определенных отраслях;

— введение постоянного мониторинга деятельности компании;

— нарушение FCPA является существенным репутационным ущербом, который в итоге может отразиться на стоимости компании на рынке,

— возможны и иные гражданские и уголовные наказания.

Контроль за соблюдением норм Закона о коррупции за рубежом находится в руках Министерства юстиции США (Department of Justice) и Комиссии по ценным бумагам США (Securities and Exchange Commission). Нельзя не отметить, что за последние 5-7 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дел, которые рассматривают контролирующие органы в связи с нарушениями FCPA. Расследование коррупционных дел становится одним из основных приоритетов. Так, по словам Марка Мендельсона, сотрудника Министерства юстиции США «Американские компании, которые платят взятки зарубежным должностным лицам, принижают значение институтов власти по всему миру. Это является крайне дестабилизирующей силой».

Так, только за период с начала 2010 года по первый квартал 2013 года Комиссия по ценным бумагам США признала виновными и приняла решение о взыскании штрафов в отношении 44 компаний, при этом суммы индивидуальных выплат по одному делу достигали 398 миллионов долларов США, а среди нарушителей такие крупные корпорации как Total S.A., Ralph Lauren Corporation, Koninklijke Phillips Electronics, Oracle, Pfizer, Magyar Telekom, Johnson&Johnson, ABB Ltd, General Electric и другие. Ответственность понесли как сами компании, так и физические лица, в основном находившиеся в руководстве указанных компаний. Анализируя дела компаний, можно отметить, что огромные штрафы применяются за взяточничество и попытки незаконного воздействия на государственных чиновников в Китае, Мексике, Польше, России, Италии, Казахстане, Болгарии и других странах. Среди нарушений: взяточничество, обещание взятки, «откаты», предоставление незаконных услуг, подарки, оплата путешествий чиновников, других служащих и другие.

[i] Представители корпорации Локхид приняли участие в слушаниях в Конгрессе США в феврале 1976 года и подтвердили, что компания выплатила до 24 миллионов долларов США в качестве взяток чиновникам высокого ранга в 15 государствах, в частности министру внутренних дел Италии, супругу королевы Юлианы в Нидерландах, генералам военно-воздушных сил Колумбии и многим других. Большая часть взяток передавалась через посредников. После такого подтверждения Корпорация Локхид подверглась серьезной критике в США, однако ученые и практики признавали, что в то время, когда передавались взятки, регулирование вопроса осуществлялось морально-этическими нормами, поскольку правовые нормы, запрещавшие такое поведение, отсутствовали.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Американский закон о коррупции действует в России

Это статья о коррупции. Но не о коррупции как o биче российского общества и вреде, который она причиняет. Это не нравоучение, а статья о фактах, а именно о том, что эти факты значат для вас, руководителя бизнеса в сегодняшней России.

Фактом является то, что активное применение антикоррупционного законодательства, особенно закона США о противодействии зарубежной коррупционной практике (U.S. Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), сегодня, как никогда прежде, вынуждает международные компании избегать деловой практики и деловых партнеров, повышающих коррупционные риски.

Фактом является то, что российские компании, которые хотят вести бизнес с американскими – и не только с американскими – компаниями, подлежат тщательнейшей проверке со стороны потенциальных партнеров, стремящихся иметь гарантию того, что это сотрудничество не будет омрачено незаконными платежами.

Фактом является и то, что российские компании должны действовать уже сейчас, (I) если они хотят оказывать услуги в качестве агентов, консультантов или других поставщиков услуг для американских компаний, (II) если они стремятся создать совместные предприятия с американскими партнерами, (III) если они стараются позиционировать себя в глазах американской стороны в качестве объектов для слияний или поглощений либо (IV) если они намерены выпустить акции на американской фондовой бирже или иным образом осуществлять деятельность в США.

Что такое FCPA?

FCPA – это американский закон, который запрещает предоставление – и даже предложение, обещание или одобрение – чего-либо ценного, будь то в форме наличных средств, материальных ценностей или нематериальных благ (как, например, личные выгоды), любому неамериканскому должностному лицу, политической партии или кандидату на политический пост в целях получения или сохранения деловых возможностей или предоставления таких деловых возможностей какому-либо иному лицу. Закон также требует от компаний вести достоверный и полный финансовый учет, а также поддерживать систему внутреннего контроля, направленную на предотвращение и выявление ненадлежащих платежей, совершенных прямо или косвенно за счет средств компании.

Закон действует в отношении неправомерных платежей широкому кругу лиц, однако прежде всего касается платежей должностным лицам. Термин «должностное лицо» понимается американским законом гораздо шире, чем российским антикоррупционным законодательством. Если российское законодательство по борьбе с коррупцией запрещает платежи государственным служащим и некоторым другим категориям лиц, исполняющим публичные функции, то американский закон запрещает также платежи менеджерам, директорам и сотрудникам находящихся в государственной собственности или контролируемых государством учреждений или коммерческих предприятий, например нефтегазовых компаний, больниц и школ.

Новый взгляд на старую проблему

У многих руководителей бизнеса в США, России и других странах пока еще сохраняется тенденция не вполне серьезного отношения к антикоррупционным мерам. Это неудивительно с учетом истории правоприменения большинства антикоррупционных законов в мире. FCPA, являющийся первым в мире и пока наиболее применяемым законом о запрете подкупа иностранных должностных лиц, применялся достаточно редко на протяжении почти 30 лет после своего вступления в силу в 1977 г. Однако начиная с 2005 г. число расследований в рамках FCPA, проводимых министерством юстиции США (DOJ), Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC) и Федеральным бюро расследований (FBI), возросло приблизительно с пяти в год до 40 только в 2009 г. DOJ, SEC и FBI создали у себя специальные подразделения по FCPA, которые, по сообщениям DOJ, расследуют в настоящее время свыше 140 уголовных дел в отношении американских и неамериканских компаний и частных лиц.

Еще сильнее привлекая внимание руководителей бизнеса во всем мире, американские власти все чаще проводят расследования в отношении отдельных сотрудников, менеджеров, директоров и агентов. В 2008–2009 гг. за нарушения положений FCPA 10 человек были приговорены к тюремному заключению на сроки до семи лет и не менее 19 человек в настоящее время ожидают вынесения приговора.

Почему это важно для вас?

Вы можете спросить: «Как это касается меня, российского гражданина, работающего в российской компании вдали от Вашингтона?»

Во-первых, даже неамериканские компании подпадают под действие FCPA, если они осуществляют деятельность на территории США, их акции котируются на американских биржах или они действуют от имени американской компании в связи с незаконной выплатой иностранному должностному лицу. Daimler и Siemens (Германия), Statoil (Норвегия), «DPC Тяньцзинь» (КНР) и Vetco Gray (Великобритания) – вот всего лишь несколько примеров неамериканских компаний, привлеченных к ответственности на основании FCPA за взятки, выплаченные неамериканским должностным лицам за пределами США.

Физические лица, не являющиеся гражданами США, также подпадают под действие FCPA, если они совершают какое-либо действие в отношении незаконного платежа, находясь на территории США. Это не означает, что кто-то должен физически находиться в США. Простая отправка электронного сообщения в США или перевод денег через счет в американском банке может оказаться достаточным основанием, позволяющим американским властям привлечь к ответственности иностранного гражданина за нарушение FCPA.

Во-вторых – и это более важно для большинства читателей «Ведомостей», – российские компании, стремящиеся вести бизнес с американскими партнерами или другими лицами, подпадающими под действие FCPA, не должны создавать риск несоблюдения требований FCPA, перевешивающий потенциальные выгоды от сотрудничества. Располагая доказательствами того, что партнер выплачивает взятки либо даже рассматривает взятки как приемлемый инструмент ведения бизнеса, американская компания обязана провести внутреннее расследование, на которое могут уйти годы и десятки миллионов долларов. Штрафы, налагаемые в уголовном и гражданском порядке, а также иные выплаты могут стоить дополнительных миллионов. Учитывая угрозу своей репутации и деятельности в целом, которую представляют эти риски, компании все чаще говорят нет при малейшем подозрении, что партнер может создать для них риск привлечения к ответственности по FCPA.

Какие проблемы выявляют американские компании?

Как сделать так, чтобы они сказали да вместо нет? Во-первых, начинайте работать с потенциальными проблемами соблюдения антикоррупционных норм уже сейчас и решайте их до того, как ваш потенциальный партнер начнет собственное расследование. Сосредоточьте свое внимание на (I) использовании наличных, (II) слабых сторонах внутреннего контроля и финансовой отчетности, (III) финансировании общественных работ, платежах благотворительным, политическим или иным подобным организациям по запросам должностных лиц и (IV) компаниях-посредниках.

Наличные. Наличные остаются излюбленным методом неправомерных платежей в России. Компании должны вести полноценный учет получаемых и расходуемых наличных средств, и их использование необходимо свести к абсолютному минимуму. Незадокументированные наличные расходы – главные признаки, которые предупреждают потенциальных партнеров о том, что (a) неправомерные платежи осуществляются с ведома финансовых руководителей либо (b) последние находятся в неведении о том, как используются наличные средства, вследствие ненадлежащих мер внутреннего контроля. В любом случае налицо серьезный риск того, что вы можете подтолкнуть своих потенциальных американских партнеров к своим конкурентам.

Финансовый учет и внутренний контроль. Американские компании, проводя оценку российских партнеров, нередко усматривают слабые места в недостаточной полноте и прозрачности финансовой отчетности компании. Позволяют ли учетная практика, процедуры отчетности и другие меры контроля вашей компании предотвратить или обнаружить коррупционные платежи? Если нет, то вашей компании необходимо принять такую учетную политику и меры контроля, которые обеспечат уверенность ваших финансистов и руководителей в том, что все записи финансового учета ведутся аккуратно и в полном объеме и что незаконные платежи сотрудниками низшего звена, действующими без надзора руководства, полностью исключены.

Благотворительные пожертвования. Ваша компания, вероятно, сталкивается с «просьбами» муниципальных или других властей внести взносы в местные благотворительные фонды, оплатить строительство школ или больниц либо иным образом профинансировать проекты, которые в ином случае оплачивались бы из местного бюджета. Американские компании с недоверием отнесутся к таким «взносам», если окажется, что эти средства принесли личную выгоду должностному лицу или есть иные свидетельства того, что платежи будут использованы не по назначению.

Фиктивные посредники и «карманные реселлеры». Самое распространенное проявление коррупции в российском бизнесе – это неправомерное использование посредников. Существует достаточно много легитимных причин для использования сторонних поставщиков услуг или других субподрядчиков при осуществлении вашей деятельности. К сожалению, такие взаимоотношения нередко используются не для удовлетворения потребностей бизнеса, а для содействия неправомерным платежам. Ваши потенциальные американские партнеры знают это и будут тщательнейшим образом анализировать ваши взаимоотношения с посредниками.

Проблематичные сделки с посредниками обычно существуют в двух основных формах: фиктивные посредники и «карманные реселлеры». Фиктивные посредники – это компании, создаваемые не для того, чтобы выполнять какую-либо правомерную функцию в сделке, а для того, чтобы служить проводником платежей – будь то в виде взяток, откатов или растраты фондов – для чиновников, сотрудников ваших клиентов или поставщиков услуг либо даже ваших собственных сотрудников. Эти лица могут владеть такими компаниями через офшорные структуры в налоговых гаванях или же использовать другие схемы, чтобы скрыть получаемые ими выгоды. Иногда законный посредник может выполнять незаконные функции, устанавливая необычно высокие цены и используя дополнительную прибыль для выделения наличных средств на ненадлежащие цели.

«Карманные реселлеры» – это компании, используемые для создания дополнительных уровней в цепочке продаж, чтобы манипулировать ценами и создавать фиктивную маржу на уровне реселлера/дистрибутора, что в результате позволяет формировать фонды, за счет которых и осуществляются незаконные платежи. Откаты, взятки таможенникам и другим чиновникам, а также иное ненадлежащее и недокументируемое использование средств может оплачиваться за счет фиктивной прибыли, создаваемой такими ненужными реселлерами.

Что нужно сделать? Задавать тон сверху

Теперь вы можете спросить: «Что же может предпринять моя компания, чтобы убедить потенциального партнера в том, что она ведет честный бизнес?» Но скорее всего сначала вы задались вопросом: «Как моей компании вообще вести честный бизнес в сегодняшней России?» или «Он это серьезно?»

Вне зависимости от трудностей ваши потенциальные партнеры рассчитывают увидеть однозначную приверженность принципам честного и прозрачного бизнеса. Это значит, что, если ваша компания осуществляет – или осуществляла в прошлом – незаконные платежи или предоставляла другие выгоды должностным лицам, эту практику необходимо тут же прекратить и принять меры к исправлению данной ситуации.

В этих целях ваши сотрудники должны понимать, чего от них ожидают с точки зрения соблюдения антикоррупционного законодательства. Они должны знать, что за соблюдение этих норм их ожидает реальное вознаграждение, а за несоблюдение – реальные последствия. Приверженность руководства искоренению незаконных платежей и принятию мер внутреннего контроля необходимо воплотить в комплексную программу соблюдения антикоррупционного законодательства. Ниже представлен краткий и не исчерпывающий перечень основных пунктов такой программы, которая должна поддерживаться руководством и обновляться по мере развития бизнеса компании и антикоррупционного законодательства.

Политика по соблюдению антикоррупционного законодательства. Политика компании по соблюдению антикоррупционного законодательства, принятая в письменной форме, должна информировать сотрудников относительно их обязанностей и способов реагирования в отношении конкретных рисков, с которыми сталкивается компания, их несоблюдение должно быть основанием для применения компанией дисциплинарных взысканий. Текст такой политики должен прилагаться к каждому трудовому договору, и каждый сотрудник должен быть ознакомлен с ее положениями. Соблюдение политики должно быть фактором, определяющим компенсацию, бонусы и повышение.

Программа обучения персонала. Недостаточно просто иметь политику по соблюдению антикоррупционного законодательства. Соблюдение такого законодательства как ценностное качество должно воплотиться в культуре вашей компании, чтобы придать действенность любой программе. Поэтому все сотрудники должны регулярно проходить обучение на основе сценариев из реальной жизни, с которыми сталкивалась ваша компания.

Проверки/анкетирование персонала. Сотрудники должны проходить ежегодные проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства и политики. Эта процедура показывает сотруднику степень серьезности его обязательств. Чтобы помочь вашим сотрудникам указать конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей работе, можно предусмотреть анкетирование, сопутствующее процедуре проверки.

Проверки. Для обеспечения эффективности принятых компанией программ важны также проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства, особенно посредством эффективных процедур внутреннего контроля, а также регулярного анализа выполнения этих процедур.

Управление посредниками. Оценка деятельности третьих лиц важна для подтверждения их возможностей и репутации. Обучение и тренинг компании в некоторых случаях также должны распространяться и на посредников, особенно если они представляют вашу компанию в государственных органах. Важно также иметь действенные механизмы (например, предусмотренное договором право на проведение проверок контрагентов), чтобы следить за соблюдением этими посредниками антикоррупционных стандартов вашей компании.

Договорные обязательства. Соответствующие положения договора, подтверждающие обязательства всех сторон – будь то сотрудники, посредники, поставщики или клиенты – соблюдать антикоррупционное законодательство, обеспечат действительность намерений сторон уже в самом начале отношений. Договор должен предусматривать его расторжение в случае нарушения указанных положений.

Процедура для сообщений. У всех сотрудников должна быть возможность сообщать на анонимной основе о любой подозрительной деятельности без страха быть наказанным за это.

Лицо, ответственное за соблюдение антикоррупционных норм. Необходимо иметь сотрудника – предпочтительно из правового департамента, – ответственного за соблюдение антикоррупционных норм, который будет служить связующим звеном между сотрудниками и высшим руководством. Такое лицо должно доводить требования о необходимости соблюдения антикоррупционных норм до сведения всех сотрудников и получать информацию, касающуюся подозрительных случаев.

Соблюдение этих рекомендаций сопряжено со значительными затратами времени и ресурсов и может в ближайшей перспективе осложнить ведение вашей деятельности. Горький опыт, однако, свидетельствует, что времени и ресурсов для решения проблем, возникающих в связи со взяточничеством и коммерческим подкупом, потребуется гораздо больше. Ваша задача – оценить потенциальные выгоды бизнеса с американскими и другими компаниями, приверженными (будь то по своему выбору или в связи с предъявляемыми властями требованиями) практике ведения чистого бизнеса. С учетом того что эти выгоды могут перевешивать затраты на соблюдение антикоррупционных норм, вы можете решить принять описанные выше меры и позиционировать свою компанию как идущую в ногу с антикоррупционными тенденциями, наблюдаемыми по всему миру.

Избранный американскими и другими властями курс на расследование и наказание взяточничества невзирая на границы – это относительно новое явление, но совсем не похоже, чтобы оно скоро пошло на убыль. Подтверждение этому факту появилось в ходе подготовки настоящей статьи, когда американские власти инициировали свои последние громкие расследования в России, на этот раз касающиеся компании Hewlett-Packard и ее деятельности в России. Будьте готовы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *