Tyr что за бог
Бог Тюр
Бог Тюр изначальный Верховный бог северной семьи, северного пантеона. Тюр лишился руки, получил увечье, потому что волк Фенрир не сумел порвать путы. Основной принцип: доблесть и честь.
БОГ ТЮР
Верховным богом северной семьи, пантеона северных богов, изначально был бог Тюр. Когда боги затевали проект по формированию цивилизации, основой основ любого закона и любого правила выживания как богов, так и людей, и любого другого существа в этом мире, устанавливался закон доблести и чести. И Тюр, как никто другой, в большей степени, отражал эту функцию. Именно через этот принцип он руководил всеми.
Волк Фенрир — ужасное существо, хотя, когда он был волчонком, он был достаточно мил, настолько мил, что боги взяли его к себе в Асгард.
Рос он, говорят, не по дням, а по часам. Единственный кто его осмеливался кормить был верховный бог Тюр, славившийся своей храбростью и неоднозначностью, и как верховный бог нёс ответственность за всё.
Что-то случилось с богами, — в их сердце забрёл страх. Волчонок, который был по-прежнему добр к богам, начинал с каждым днем пугать их всё больше, и они решили его связать.
Волк был не глуп и говорит: «Я знаю, что вы меня обманете. Я вам не верю, оставьте залог». Никто не рискнул и это был вынужден сделать Тюр, понимая, что они обманывают волка, но это единственное, что может его сдержать. И что может сдержать воплощенное зло от поглощения системы.
Бог Тюр лишается руки, потому что Фенрир не сумел порвать путы, а по закону увеченный бог — клятвопреступник, не может выполнять функцию правителя и как лидер несёт ответственность за всех. Если бы боги формировали цивилизацию, которая строилась бы на основе хитрости (добиваться своего любой ценой), то Тюр не лишился бы своего статуса и руку бы не положил, а положил, например, бревно, как это делалось в некоторых сказках. Но Тюр проводит совсем другую политику, он говорит: «Доблесть и честь — должны формировать жизнь во всех мирах, а значит я не имею права солгать. Если я дал клятву и нарушил её, то вынужден уйти с этой должности». Так бог Один стал верховным богом.
Дополнительная информация:
Литературные источники:
Видеоматериалы:
Обучающие материалы:
Tyr что за бог
В германо-скандинавском пантеоне бог Тюр занимает особое место, ведь есть немало фактов, свидетельствующих о том, что он был известен почти всем народам Северной Европы, и, вероятно, восходит к единому индоевропейскому мифологическому образу. При этом традиционно бог Тюр считается покровителем воинов, он воплощает доблесть и отвагу (что особенно хорошо прослеживается в мифе о Фенрире). Однако подобные атрибуты Тюр получил лишь в средневековье, ранее его образ был неразрывно связан с образом Одина.
Существует версия, согласно которой Тюр был главной пантеона асов до Одина, и тому есть два свидетельства. В «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, в части «Язык поэзии», упоминаются следующие кеннинги (образные обозначения) Одина – «Тюр повешенных» и «Тюр победы». Кроме того, неоднократны археологические находки копий, на которых орнаментальные рунические надписи гласят, что эти копья «посвящены мудрому и отважному Тюру». На основании этих находок некоторые исследователи полагают, что даже легендарный Гунгнир Одина ранее мог принадлежать богу Тюру.
Существует распространенное заблуждение, согласно которому Тюру и Одину приносили жертвы, в частности – повешенных. Относительно того, почему Одина в скальдической поэзии иногда зовут «богом повешенных» подробно сказано в статье о владыке Асгарда. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства тому, что этим богам действительно приносились жертвы. Вероятно, подобное утверждение могло возникнуть после прихода христианства на европейский север по ряду очевидных причин.
Происхождение Тюра, интерпретация образа
Относительно происхождения бога Тюра не существует единой общепринятой версии. Дело в том, что в эддических текстах на этот счет существуют разночтения – в одном месте говорится, что Тюр – сын Одина и Фригг, в другом – что он был зачат Одином от безымянной великанши, сестры Хюмира. То есть Тюр либо чистокровный ас, либо наполовину великан (причем именно инеистый, а не йотун, так как Хюмир относится к роду инеистых великанов). Что же касается этимологии имени бога Тюра, то здесь все значительно проще.
Согласно общепринятой версии поздняя форма имени «Tyr» происходит от прагерманской формы «Teiwaz». Аналогичное название носит одна из рун так называемого Старшего Футарка (24-рунный ряд общегерманских рун). Руну Тейваз иногда так и называют, руной Тюр. Однако руну Тюр не стоит путать с «руной великана», Турисаз, ведь не только в их сущности, но даже в названии кроются принципиальные лингвистические различия, которые, однако, позволяют проследить происхождение имени самого Тюра.
Итак, многие формы рунических названий, например, Тейваз («Teiwaz»), Турисаз («Thurisaz»), Воданаз («Wodenaz»), имеют характерное окончание «az», которое, как полагают некоторые лингвисты, является более ранней формой слова «as» или «ass» (в ряде диалектов – «ozz»). В скандинавских языках «ass» значит «бог». В случае с руной Тюр, корень слова «Tei», вероятно, восходит к прагерманской форме «djevs», что значит «небо» или «свет». Несмотря на то, что данная лингвистическая гипотеза не получила абсолютной поддержки и подвергается критике, она достаточно четко прослеживает историю образа Тюра, который изначально действительно мог быть одним из наиболее значимых и наиболее почитаемых древнегерманских богов. Вероятно, бог Тюр действительно покровительствовал небу и всем асам, но позже, когда данная функция перешла к Одину, Тюр стал богом битвы.
В «Младшей Эдде» на этот счет есть хорошее описание «функции» бога Тюра. Высокий (Один) в разговоре с Ганглери рассказывает о том, что есть среди асов тот, «от кого зависит победа в бою». Один называет Тюра самым смелым и отважным из асов, говорит, что именно Тюра призывают воины, идущие в бой. Вместе с тем, согласно речи Высокого, Тюр не только храбр, но и мудр, «ибо Тюром зовут того, кто умнеет всех».
Индоевропейские «корни» Тюра, поздний эддический миф
Предположительно бог Тюр был известен саксам под именем Тиу и почитался, как «небесный бог». Восточные саксы звали его Сакснот и верили, что род владык Эссекса происходит от этого мифического героя. Древние германцы могли знать Тюра под именем Зиу (или Зио). Существует еще немало гипотетических аналогий между Тюром и другими европейскими богами (вплоть до отождествления Тюра и Марса), но они выглядят надуманными и в действительности не имеют никакой фактологической базы.
Многие исследователи в своих предположениях доходят до того, что приписывают богу Тюру андрогинные черты, связывают его с неким культом богов-близнецов, существование которого, однако, не имеет никаких доказательств, даже косвенных. С другой стороны, версия о том, что Тюр изначально мог выполнять функции Всеотца, выглядит логичной, учитывая вышеприведенные лингвистические гипотезы и реальную близость аналогичных мифологических образов средневековых народов европейского севера. Этот вопрос сохраняет свой дискуссионный статус, что не может не указывать на сложность, неоднозначность и особую значимость образа бога Тюра.
При этом в позднесредневековой Европе Тюр был известен благодаря одному конкретному эпизоду, упоминаемому Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». Согласно оригинальному мифу (который, по всей видимости, появился достаточно поздно), из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира, огромного и страшного волка. Фенрир рос очень быстро и был невероятно свиреп, только бог Тюр сумел найти со зверем общий язык, он приносил ему пищу и скоро подружился с волком. Но асы боялись Фенрира, они изготовили волшебную цепь Лединг, чтобы пленить волка. Цепь принесли Фенриру и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее. Фенрир был уверен в своей силе, влез в Лединг и без труда разорвал ее. Тоже произошло и со второй цепью, Дроми, что была вдвое крепче первой.
Тогда Скирнир (гонец Фрейра) был послан к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. Альвы соединили шесть «сутей» – женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе (точнее – не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи). Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента и Фенрир не захотел ее надевать. Волк сказал, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь, но если есть в ней хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим. Он предложил асам, чтобы кто-то из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, поэтому согласился. В итоге, волк не сумел порвать цепь, откусил Тюру руку и был погружен асами под землю до Рагнарека.
Анализ образа Тюра, руна Тюр, другие мифы
Так бог Тюр получил свои знаменитые кеннинги – «однорукий» и «отважный». При этом во время Рагнарека Тюру и Фенриру, который возненавидел аса, не удастся встретиться в бою. Тюр сразится с адским псом Гармом и они убьют друг друга. Хотя здесь стоит обратить внимание на тот факт, что Гарм по одной из версий является воплощением Фенрира, возникшим в результате более поздних или диалектных интерпретаций оригинального мифа.
Сущность образа бога Тюра наглядно демонстрирует традиционная трактовка одноименной руны. Значение руны Тюр (Тейваз) сводится к понятиям – воин, стрела, победа. Руна Тюр также считается руной мужчины (тогда как Беркана – явно женская руна), отчасти воплощая в себе фаллическую эмблематику. Это активный, динамичный принцип, меняющий действительность. В большинстве раскладов руна Тюр указывает на верное направление, достижение задуманного, защиту и покровительство.
В тоже время руну Тейваз, как и самого Тюра, часто ассоциируют с Полярной звездой. Дело в том, что в знаменитой «Англосаксонской рунической поэме» (X век) говорится о том, что «бог Тюр всегда в пути над тьмою ночи и подвести не может он». Вероятно, этот фрагмент действительно может служить прямой отсылкой к Полярной звезде, по которой ориентировались скандинавские мореплаватели. И это вновь возвращает нас к образу главного небесного бога.
Также стоит упомянуть, что в песни «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды» бог хитрости говорит Тюру: «Молчи, ибо жена твоя от меня родила!» Многие исследователи уверены: речь в этих строках идет о том, что великанша Ангрбода, первая жена Локи, изначально принадлежала богу Тюру. Причем, вероятно, у них даже могли быть дети, и некоторые скандинавоведы полагают, что именно Фенрир является сыном Тюра и Ангрбоды. Это объясняет тот факт, что только Тюр мог кормить волка, пока он жил в Асгарде.
Так или иначе, но нет никаких сомнений относительно того, что Тюр – один из важнейших героев скандинавского эпоса. Особое значение здесь имеет тот факт, что, по всей видимости, поздние мифы о нем не соответствуют изначальному образу. Причина этого несоответствия нам неизвестна, но это вовсе не значит, что с течением времени исследователи не смогут понять сущность метаморфоз, произошедших с Тюром в эпосе и мифологии. Это яркий, положительный персонаж, бог победы, доблести и мудрости. Фактически – апофеоз настоящего мужчины.
Бог битвы — Тюр
Тюр (Тир, Тиу, Тиваз) в скандинавской мифологии бог битвы и сражения. Он был сын Одина и его жены Фригг, один из древнейших богов северных народов Европы. По некоторым теориям изначально Тюр был богом неба, но со временем культ и верование изменилось.
Мифы и легенды
По мифам легендарное копье Одина могло изначально принадлежать Тюру. У викингов существовал обычай — перед началом рукопашного боя забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвящённых «мудрому и самому смелому богу» Тюру.
Описание бога Тюра
Один из самых известных мифов о Тюре связан с ужасным Фенриром. Это чудовище было настолько сильным, что боги были вынуждены посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя. Чтобы волка сдержать были сделаны волшебные цепи. Но надеть на чудище кандалы не удавалось никому, тогда Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.
Волк Фенрир и бог Тюр
Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобные случаи также приводятся и в мифологии других народов.
Скандинавский бог Тюр видео:
ТЮР – БОГ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Еще один этин, полностью и безоговорочно перешедший на сторону асов, — Тюр. Фактически, он стал одним из них: мы часто забываем, что, согласно «Песни о Хюмире», он — сын огненной великанши и инеистого турса. ВотчтопишетЛин: «Тюр! Какой трудный йотун с точки зрения Рёккатру! От Тюра я узнала немало о том, как делать то, что дóлжно. По-моему, в нем гораздо больше от жреца, чем кажется на первый взгляд. Думаю, он был, да и остается, жрецом среди асов: он напоминает им о давних временах, о том, что было еще до того, как они вписали свои имена в легенды. И еще мне кажется, что именно переход на сторону нового и отказ от старого стоил ему руки. Связывание Фенрира я понимаю как смену караула. При этом надо было, так сказать, подобрать все концы — и именно этим пришлось заняться Тюру, их хранителю. Его и по сей день можно видеть на закате, в угасающем свете над землей. Он— самыйпоследнийлучуходящегосолнца».
Тем, кто не знаком с йотунами, Тюр может помочь понять, что означает норвежское выражение «trolltryggr» — «верный, как великан». За столетия сказок и десятилетия романов фэнтези о троллях сложилось представление как об уродливых и зловредных существах, но когда йотун говорит, что он намерен поступить так-то или делать что-либо таким-то образом, он остается верен своему слову до конца, полностью отдаваясь принятому решению — иногда вопреки всякому здравому смыслу. В этом отношении нам, современным людям, есть чему у них поучиться.
Существуют еще две версии происхождения Тюра. По одной из них, он — сын Одина. На первый взгляд, это противоречит «Песни о Хюмире», однако объяснить, как возникла эта версия, не так уж трудно. Визит Тюра в родительский дом, описанный в «Песни о Хюмире» не назовешь счастливым воссоединением с семьей. По всей очевидности, эта история рассказана с точки зрения Тора и (еще довольно молодого) Тюра, и последний, похоже, стыдится своих родителей-великанов и особенно — девятиглавой бабки. В сущности, единственная причина, по которой он вообще отправился к родителям, — это помочь Тору похитить у них большой котел. Между строк явственно читается, что в последний раз Тюр бывал дома очень давно — и что больше он уже туда не вернется.
Для йотуна, решившего с такой определенностью встать на сторону асов — вплоть до отвержения (и ограбления) собственной семьи — разрыв с прошлым должен быть полным и окончательным. Присоединившись к новому племени, к асам, Тюр лишился отцовской фигуры — и нетрудно вообразить, что место отца мог занять для него Один, усыновив молодого йотуна и доверившись ему как родному. Во многих отношениях Тюр действительно стал сыном Одина — и в гораздо большей степени, чем когда-либо был сыном Хюмира и Хрод.
Другая версия выносит происхождение Тюра за пределы истории Девяти миров. С точки зрения развития мифологии, бог Тюр — «потомок» индоевропейского Тейваза/Деуса, Небесного Отца, от имени которого произошло само слово «бог». В отличие от рёкков, происхождение которых от богов доиндоевропейского коренного населения остается недоказанным, Тюр определенно носит имя индоевропейского божества. Из-за этого вписать его в историю Девяти миров оказывается непросто. (Уж не носил ли он какое-то другое имя до того, как примкнул к асам?) Кроме того, по словам людей, работающих и беседующих с Тюром, сам он наотрез отказывается говорить о своем происхождении, заявляя, что это никого, кроме него, не касается. Впрочем, когда речь идет о природе божеств, абсолютной ясности вообще никогда не бывает, так что мы все же решили включить Тюра в этот раздел — во всем его амбивалентном блеске и со всеми его противоречиями.
В раздумьях о Тюре
Лин Скадидоттир
Как-то раз я сидела на скалистом краю обрыва, глядя на закат. Когда солнце коснулось вершины горного пика по ту сторону пропасти, небо внезапно озарилось чистейшим сиянием, и прямо у меня на глазах лучи образовали англосаксонскую руну Кеназ. Сначала я подумала об Одине, затем, конечно, о Локи — просто потому, что это была руна Кеназ, но затем, наконец, я заметила, как ярко синеет колорадское небо в контрасте с чернотой соснового леса и белизной скал, — и тотчас же вспомнила о Тюре. Некоторые считают его древнейшим небесным богом индоевропейских народов Европы. Но для меня же тайны этого божества кроются в его личном прошлом, в его изначальной йотунской природе.
Все забывают, что Тюр на самом деле — великан. О происхождении его известно не так уж много — фактически, ничего, кроме того, что сообщается в «Песни о Хюмире». В этой эддической поэме Тюр и Тор приходят в дом родителей Тюра — йотуна Хюмира и его жены, великанши Хрод. Упоминается также его бабка, «ненавистная» Тюру: у нее — девять сотен голов. Впрочем, мать его — светлобровая красавица, вся одетая в золото. Что до отца Тюра, Хюмира, то он назван «суровым»; в бороде его звенят льдины. Хюмир — свирепый и могучий исполин, определенно из рода инеистых турсов. Для понимания Тюра история его происхождения очень важна. На самом деле, именно в его прошлом скрываются корни его предательства — и причины доверия, которое питает к нему Фенрир (да и все семейство Фенрира).
Все это исключительно важно, однако многие упускают это из виду. В каких отношениях был Тюр с детьми Локи — и почему? Почему они и, в особенности, Фенрир доверились ему с такой легкостью? В современных представлениях Тюр — бог истины, закона, порядка и войны. Говорят, он когда-то занимал то же положение, что Один, — был Всеотцом и небесным богом. К этому статусу небесного божества мы вернемся чуть позже, а пока сосредоточимся на том, как воспринимают Тюра современные язычники и последователи Асатру. С одной стороны, в нем видят бога порядка и правды, а с другой — он же совершил одно из самых вопиющих предательств за всю историю Девяти миров. Когда статус, да и сама жизнь Одина оказываются под угрозой, Тюр делает свой выбор: он решает сковать Фенрира цепью. Памятуя о том, что Фенрир не доверял другим асам, но поверил Тюру, когда тот предложил ему свою руку в залог, можно представить себе, какого именно рода обманов можно ожидать от Тюра.
Если учесть, что Тюр и сам был из йотунов, не исключено, что он пожертвовал рукой, чтобы доказать свою верность асам. В этот же миг он избрал сторону, за которую ему предстоит сражаться в Рагнарёке, и решение это изменить невозможно. Однако все это, возможно, и не так ужасно, как кажется. Его обман повлек за собой исполнение Вирда, предсказанное вёльвой: мир катастрофическим образом изменился. В этом отношении Тюр выступает как катализатор и семя процесса перемен в Девяти мирах, то есть проявляет себя как типичный йотун (в особенности это характерно для великанов Железного леса, основательно погрязших в манипуляциях Вирдом).
Однако до этих событий, хорошо описанных в источниках, Тюр, как мне представляется, выполнял совершенно иные функции. Я полагаю, что роль небесного бога/великана закрепилась за ним уже в древнейшие времена. По-моему, весьма вероятно, что Хюмир — прямой потомок Имира и что Тюр (Тиу) стал небесным божеством именно потому, что принадлежал к этому изначальному роду. Когда мир изменился и людям понадобились боги, больше похожие на них самих, Тюр взял на себя роль жреца или годи для этих новых богов — асов, — чтобы направить их в новорожденные миры, в которых они теперь и обитают. Именно в качестве жреца он и стал хранителем природного порядка вещей, способствующего исполнению естественного Вирда и естественным трансформациям, — и одновременно, в качестве бога войны (новейшей его ипостаси), превратился в катализатор насильственных перемен, возникающих вследствие искусственных манипуляций с Вирдом. Приняв эти функции, он не только стал одним из первых посредников между асами и йотунами (в особенности Фенриром), но и, в конце концов, пришел к предательству. И как же обладатель такого высокого статуса в пантеоне мог предать свой народ, примкнув к новому режиму и отрекшись от своих корней?
Если развить эту аналогию дальше и соотнести с Полярной звездой в созвездии Малой Медвдицы Хелу (в ее ипостаси Богини-Медведицы), то обнаружится кое-что любопытное. Оба эти божества поддерживают, с одной стороны, стабильность, а с другой — вращение мира (Тюр) и космический круговорот (Хела). Перед нами — очень интересная и древняя дихотомия. Оба они — необходимые орудия перемен и постоянства, и между ними поддерживается такое же фундаментальное равновесие, как между светом и тьмой или днем и ночью. И несмотря на то, что рёккам и йотунам дуализм в строгом смысле этого слова не свойствен, все же отношения между двумя этими божествами в некотором приближении можно рассматривать как дуалистические.
При том, что лично мне их энергии не кажутся несовместимыми, многие сейтконы из Асатру со всей определенностью ощущают, что Тюр недолюбливает Хель и терпеть не может, когда его призывают во время работы в Хельхейме. То, что ему неуютно в темноте подземного мира, наводит меня по меньшей мере на два предположения. Возможно, Тюр понимает, что нанес Хеле глубокое оскорбление, предав ее брата Фенрира; а, возможно, его роль бога света в картине мира Асатру просто перекрывает ему доступ в Хельхейм. Дело в том, что я в своей работе не замечала подобного конфликта, хотя и никогда не просила двух этих божеств явиться в одном и том же месте одновременно. Но если бы мне пришлось это сделать, я, скорее всего, воззвала бы к древнейшим их ипостасям, в которых они сообща трудились над поддержанием равновесия вселенной после гибели Имира и до того, как понадобилось искусственно воздвигнуть Ирминсуль.
Работая с Тюром, я обнаружила, что он дарует прозрения в двух областях, проникнуть в которые без его помощи было бы нелегко. Во-первых, он позволяет мне заглянуть в историю мировых перемен и узнать кое-что о том, как именно изменилась вселенная при переходе власти от йотунов к асам. Если вы способны увидеть Тюра не просто как подручного Одина, а как сына Хюмира (хотя он и предал своего отца и всю семью) и как жреца, обеспечившего «смену караула», вы немало поймете о том, что означал переход от поклонениям йотунам и Хель к почитанию асов, к обществу, в котором человек стремится получить абсолютную власть над силами природы и хаоса. Чтобы принять свою нынешнюю роль, Тюр должен был хорошо понимать хаотичный и природоцентричный мир, существовавший до воцарения асов. Его отношения с Хелой и вскармливание Фенрира можно рассматривать как сокровенные тайны, стоящие за этим процессом перехода. Именно в свете двух этих тайн Тюр предстает перед нами как могучий йотун, тесно вплетенный в ткань всего Вирда. Там, где асы пытаются отстраниться от Вирда и манипулировать им, йотун стремится исполнить путь Вирда — независимо от того, к каким последствиям это приведет для него лично.
Я понимаю, что эта теория выглядит довольно абстрактной и не находит никаких подкреплений в источниках и «достоверных» текстах. Почему же я такой легкостью позволяю себе столь смелые предположения? За последние несколько лет мои отношения с Тюром существенно укрепились. Он молчалив и хранит немало тайн, древних и новых, которые могут быть для нас очень важны. Как и у Скади, у него есть своя политическая цель в области отношений между двумя народами. Нельзя просто так прийти к народу и попросить, чтобы он отказался от своих любимых богов. И в этом отношении Тюр сгладил переход от религии йотунов к религии асов. Кроме того, как человек, ориентированный на работу с йотунами и рёкками, я считаю очень полезным поддерживать отношения с этим «легкодоступным» йотуном потому, что они облегчают диалог с последователями Асатру и других направлений северного язычества. Я не вижу причин спорить и сражаться по пустякам с теми людьми, чьи личные трансформативные идеалы не так уж сильно отличаются от моих собственных.