творение живописца на букву д
«Пир Валтасара» – как Рембрандт создавал таинственные надписи?
Одно из самых известных крылатых высказываний, “Валтасаров пир”, связано с библейским сюжетом и значит беззаботное веселье накануне неизбежной беды.
Но речь сейчас пойдёт не о фразеологизме, а о картине Рембрандта, имеющей такое же название – «Пир Валтасара». В XVII столетии живопись стала одним из направлений популяризации божественного происхождения власти.
Однако среди воплощений сюжетов о царе Валтасаре (а их было немало) творение Рембрандта заняло особое место. Неслучайно на её создание ушло более двух лет, причём за этот период художник неоднократно прибегал к консультациям раввинов Еврейской общины Амстердама. Что же можно увидеть на этом полотне? Что помогло живописцу экспрессивно и точно отобразить известный сюжет из Библии?
Харменс ван Рейн Рембрандт «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет», 1640 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
История создания
Рембрандт ван Рейн был одним из наиболее известных последователей традиций барокко. И если к моменту создания его «Пира Валтасара» во многих католических странах отходили от этих тенденций, то в протестантских государствах они оставались по-прежнему актуальны.
По завершению работ в Лейденской мастерской, Рембрандт в 1631 году переезжает в Амстердам. Именно там публика особенно ценила его картины. Надо признать, что у живописца была особая манера написания, но именно голландцы особенно ярко воспринимали поданные Рембрандтом образы, что были близки народу.
Рембрандт «Пир Валтасара», 1635 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Что примечательно, в то время популярность в живописи приобретают библейские сюжеты. Но именно в таком “протестантском барокко”, как у Рембрандта, они выражаются просто и ясно, без обилия мистицизма и “туманных” элементов.
«Пир Валтасара» был написан в 1635 году, причём этот период становится временем признания Рембрандта как прекрасного художника. По сути, картина стала одним из произведений, ознаменовавших пик творчества живописца.
Как и многие другие полотна, «Пир Валтасара» был создан по заказу одного и состоятельных почитателей творчества Рембрандта. Исследователи предполагают, что это мог быть зажиточный представитель еврейской общины. На протяжении двух лет живописец старательно трудился над картиной, чтобы придать ей те особенности, ту ясность и динамику, которую мы можем видеть сегодня.
Вавилон, реконструкция / meinfo.ru
Предание о Валтасаре
Если говорить о сюжете, отражённом на картине, то он и прежде появлялся в живописи, но именно у Рембрандта царь Валтасар и события, связанные с ним, кажутся по-настоящему “живыми”. Согласно библейскому преданию, получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир.
Для нового правителя было устроено настолько пышное торжество, что приглашённому множеству гостей не стало хватать посуды. Тогда Валтасар распорядился принести золотые кубки и ритуальные приборы, что прежде были вывезены из Иерусалима Навуходоносором. Конечно, это было осквернением святынь.
Валтасар бессознательно пытается защититься рукой от пугающей надписи
И вдруг во время пиршества царь и гости заметили руку, что выводила на стене надпись: “Мене, текел, упарсин”. Никто из присутствующих не смог расшифровать текст. По приказу Валтасара его слуги отправились за мудрецами и чернокнижниками, но никому из них не был известен таинственный язык.
Один лишь пророк Даниил сумел разгадать странную надпись. Он объяснил, что это послание извещает о скорой гибели Вавилона и его царя. В тот же день Валтасар был убит, а город пал под натиском персов и мидян.
Роскошная мантия Валтасара украшена драгоценностями, но духовного богатства он не нажил
Особенности «Пира Валтасара»
Теперь же давайте снова вернёмся к картине. Именно описанный сюжет является основой событий, отражённых Рембрандтом. Сразу можно заметить, что на полотне присутствуют типичные “рембрандтовские” тона – золотистый, коричневый, чёрный, красный. Действующие лица словно появляются из сумрака. А вот источником света на картине выступает таинственная надпись.
Известно, что Рембрандт долго не мог придумать, как разместить буквы иврита так, чтобы их сложно было прочитать. Согласитесь, если бы он написал слова в традиционной манере (справа налево), то прочесть их не составило бы труда. Манассе бен Исраэль, близкий друг художника, подсказал ему превосходный вариант – разместить буквы столбцами.
Буквы на надписи размещены столбцами
Центральную часть полотна занимает фигура царя Валтасара. Рядом с ним – жена, наложницы, охрана, жрецы. Все их лица кажутся искажёнными от ужаса. Они потрясены увиденным и не могут найти объяснения происходящему.
Да, о смысле надписи в тот миг ещё никто не догадывается, но суть в ином. Я думаю, каждый человек испытал бы ужас, увидев бестелесную руку, чертящую некую таинственную надпись.
Очень ярко страх проявляется в фигуре самого Валтасара. Он словно бессознательно хочет защититься, прикрываясь рукой от пугающего явления. Рядом с ним – не менее испуганная – жена. Что примечательно, её Рембрандт писал с собственной супруги.
Жена Валтасара испугана не меньше своего мужа
Очень яркой является динамика картины. Художник изобразил те самые осквернённые золотые кубки, из которых выплёскивается вино. Кажется, что сейчас пройдёт мгновение – и гости бросятся прочь от надписи, а напитки разольются по столу. Здесь есть и некий особый символизм – проливающееся вино из священных сосудов олицетворяет переполненную чашу терпения высших сил.
Вино уже проливается из осквернённых священных сосудов
«Пир Валтасара» – картина, на которую можно смотреть очень долго. В ней есть незначительные детали, которые составляют цельную композицию с главными образами. Здесь нет ничего лишнего, а краски, использованные Рембрандтом, только подчёркивают настроение, переданное в этом сюжете. Неслучайно это творение считается одним из лучших среди работ живописца. Сегодня же картину можно увидеть в Лондонской национальной галерее.
Творение живописца на букву д
ДАДАИЗМ — движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
ДВИЖЕНИЕ — перемещение в пространстве; пластические искусства находят возможность внести движение в неподвижные композиции.
ДВИЖКИ, оживки, отметины — в технике древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение.
ДЕКАДЕНСТВО — собирательное обозначение для нетрадиционных явлений в искусстве 2-й половины ХIХ — начала XX в. Характерные черты — настроения упадка, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы личности и творчества.
ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ — является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты.
ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.
ДЕФОРМАЦИЯ — отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы, преобразование видимой формы.
ДИОРАМА — лентообразная, изогнутая в плане полукругом картина передним предметным планом.
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в русской иконе предшествующее изображению лица и открытых частей тела изображение пейзажа, архитектуры, одежды.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.
ДОСКА — пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания.
ДОСКА ИКОННАЯ, лузга — специальным образом обработанная доска с углубленным средним полем — ковчегом, на котором писалась икона.
ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — 1) искусство Древней Руси (IХ-ХIII вв.), начальный этап развития средневекового русского искусства, время его сложения, христианизации и первого расцвета. Послужило образцом и базой для развития русской, украинской, белорусской художественных школ XIV-XVII вв.; 2) средневековое русское искусство (IX-XVII вв.).