творение добра в общении функция

Мораль. Функции, требования и принципы морали

Содержание:

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

ФункцияСодержание
Мировоззренческая– мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная– даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная– мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная– явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная– обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная– человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая– контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная– взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая– единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

Моральные принципы

ПринципСодержание
Принцип Талиона– находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
Принцип нравственности– заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос).
Принцип золотой середины– следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
Принцип наибольшего счастья– индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
Принцип справедливости–– каждый индивид имеет равные права в обществе.

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Источник

Функции морали

творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция

творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция

творение добра в общении функция. Смотреть фото творение добра в общении функция. Смотреть картинку творение добра в общении функция. Картинка про творение добра в общении функция. Фото творение добра в общении функция

К основным функциям морали относятся :

1. Воспитательная:

Воспитательная функция приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

— формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

— самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция:

Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

1. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

— ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

— гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. Познават.функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

— ограничения негативных устремлений людей;

— саморегуляции индивида и социальной среды;

— управления общественными отношениями;

— воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

7. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Источник

Реферат на тему «Функции морали»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Оглавление

Введение

Данная тема моего реферата является актуальной, поскольку именно мораль формирует общепринятые нормы поведения, а так же регулирует взаимоотношения людей и дает оценку, как их поведению, так и их поступкам. Само собой, что при помощи морали происходит развитие, а также становление личности, происходит ориентация человека в ценностно-ориентированном мире.

Исходя из всего вышесказанного, выдающиеся ученые отмечают некоторое количество функций, какие будут рассмотрены в ходе работы:

Воспитательная функция;

Регулятивная функция;

Данные функции наиболее хорошо охарактеризовывают мораль как человеческую культуру, которая, в свою очередь, является относительно самостоятельной.

Еще со времен античности различные выдающиеся мыслители, а так же ученые задавались рядом вопросов: что такое нравственность? Каковыми являются источники морали? Что именно заставляет людей действовать согласно нравственности? и так далее.

Различные школы давали ответы на эти, а так же на остальные многочисленные вопросы, касающиеся нравственности (морали).

Различные великие философы высказывались по воду вопроса о нравственности а зачастую мнению расходились. Существует такой спор, который гласит о природе морального поведения. Оппонентами в данном случае были Аристотель и Сократ.

Итак, необходимо начать с самого определения «мораль». Мораль – это особенная форма общественного сознания, а так же вид общественных отношений. Мораль – это разносторонняя разновидность, которая определяется человечностью, взаимоотношениями, доброй волей и так далее.

Существует главенствующее правило нравственности – это то, что человек дает определение жизненным ценностям по одному принципу: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Цель и задачи данной работы: в ходе работы мной будут изучены основные функции морали в системе государственной службе, а так же выявлена специфика каждой функции морали по отдельности.

1. Основные нравственные требования к личности государственного служащего

Прежде чем затрагивать такую тему, как функции нравственности системы государственной службы, нужно разобраться с таки вопросом: какими моральными требованиями должен обладать государственный служащий?

Для того чтобы нормально функционировали профессиональные моральное сознание и этика, существует некоторое количество специфичных понятий. Первое, что необходимо выделить из этого списка – это такое понятие, как «профессиональный долг». В данном понятии закреплены служебные обязанности. Когда государственный служащий осознает свой служебный долг, это побуждает его относиться к своей работе с максимальной ответственностью. Долг человека отчетливо само выражается в самоотдаче.

Вторыми понятиями, которые хотелось бы выделить – это «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В первом понятии идет выражение той или иной оценки, насколько значима какая-либо профессия для жизни общества. 2 Данное осознание является очень важным для бюджетника. Так же данное осознание служит базой для самооценки собственной деятельности и базой для профессионального достоинства. Такие понятия, как «честь» и «служба» тесно взаимодействуют друг с другом как общественные явления. Ведь не зря когда-то давно под словом «честь» понималось должность государственного служащего.

Честь считается не только моральной разновидностью, но еще и исторической разновидностью. Она производится от тех условий, которые создались в какой-то конкретной эпохе в жизни людей.

Помимо этого честью считается деятельная разновидность. Ее проявление можно рассмотреть в поступках людей и во взаимоотношениях. Существует некоторое число видов чести. Это зависит от того, какой характер отношений, в котором может находиться тот или иной человек по отношению к другим людям.

Следующее понятие «гражданская честь». Не в зависимости от того, чем занимается человек, для него гражданская честь стоит на первом месте. Ни одну человеку просто не свойственно обойтись без нее. У людей, имеющих честь, присуще обязанности к переживанию, беспокойству за свою державу, обязывает к тому, чтобы с уважением относились и чтили законы государства, к тому, чтобы поддерживали общественный порядок и так далее.

Гражданская честь, в свою очередь, значительно влияет на служебную честь (часть, где соединены и социальная значимость службы¸ и служебная деятельность). 3

Помимо общественного смысла, у служебной чести существует и другой тоже немаловажный смысл, который связан с выполнением служащими собственного долга. За работой государственных служащих ведется пристальное внимание из-за того, что сам вид такой деятельности является публичный и несет личностный, профессиональный характер – государственные служащие зачастую контактируют с гражданами.

Для того чтобы поддерживать конкретный уровень морали и существуют такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. Данные понятия хорошо дополняют друг друга, и это влияет на вышесказанное. Выражение профессиональной чести, а так же профессионального достоинства найдет себя в принятых решениях и разных действиях государственного служащего.

Следующее понятие «профессиональная справедливость». Оно входит в такое понятие, как профессиональная нравственность. Не так-то просто стать справедливым. Для того чтобы оценить ту или иную ситуацию, у государственного служащего потребуется достаточное количество усилий. В его работу войдет исследование данной ситуации, причем это доскональное исследование, а так же исследование объективных обстоятельств. Оценивать ситуацию по тому, как говорит начальство не стоит, да, это легко, но конкретно профессиональная справедливость и совесть заставляют госслужащего стать по истине справедливым. Не мало важное значение справедливость несет и в коллегиальных отношениях.

Следует выделить следующие принципы, которые должны быть присуще государственному служащему:

Источник

Функции морали в обществе: с примерами

Функции морали — это та система тех ролей, которые играет мораль в обществе. Эта тема напрямую связана с определением роли и места морали в системе других ценностей человека. Если поведение человека аморально, то мы говорим о его асоциальном поведении. Массово же степень соответствия массового поведения людей этим нормам может быть выражена в форме менталитета.

В этой статье мы кратко и понятно, с примерами разберем функции морали в обществе. Кстати, рекомендую мою статью про то, что такое мораль перед прочтением этой публикации.

В обществознании выделяют следующие функции, и их содержание:

Гносеологическая, или ценностно-ориентационная. Моральные ценности очерчивают сферу дозволенного наряду с другими социальными нормами, например, нормами права. Они как бы являются ориентиром для поведения людей.

Вместе с тем важно четко понимать это соотношение: нормы права регулируют более широкий круг отношений людей. Мораль же оценивает поступки человека исключительно через призму «добра» и «зла». Более подробно этот вопрос мы разобрали в этой статье.

Тут важно понимать, что есть некое объективное, общественное представление о моральных ценностях. А есть индивидуальное их толкование личностью.

В результате каждый человек сам решает, насколько его поведение должно соответствовать моральным нормам, насколько оно может быть нравственным.

Вместе с этим, есть некая грань, которая отличает человеческое поведение от нечеловеческого; такая грань, когда человек может перестать быть человеком, хотя внешне, вроде homo sapiens.

Регулятивная функция. Она заключается в том, что нормы морали обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме, регулируют социальное взаимодействие людей. Человек по своей природе существо социальное, а значит ему просто необходимо общаться с другими людьми. В процессе, в ходе социальных действий этого образуются человеческие отношения.

Например, девушка не пришла на свидание с молодым человеком. Никакие правовые нормы она не нарушила. Но, наверное, нарушила нормы морали, нарушив договоренность. В результате будут (должны быть) социальные неформальные негативные санкции со стороны этого обманутого молодого человека: например поставить ее в жесткий игнор, если она будет пытаться выходить на связь.

Если человек не соблюдает эти правила, то его поведение может стать и девиантным, а если это происходит массово, то можно говорить и об аномии.

Нормативная. Мораль вырабатывает специальные нормы — правила поведения человека в обществе. В сущности их можно свести к библейским заповедям: не воруй, не обманывай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не лги и пр.

Воспитательная, или функция социализации. Мораль выступает агентом социализации: конкретные люди (родители, воспитатели, учителя) должны сформировать у молодого человека, ребенка представления о морали: представления о добре и зле. Потому что у детей такого представления нет, и быть не может.

Гуманистическая функция — означает, что мораль тоже развивается и ее цель — защита и развитие человеческого облика в людях, развитие человеческой добродетели.

Я лично вообще пока не могу представить себе общество, в котором большинство людей рьяно бы придерживались моральных норм, были бы глубоко нравственными и пр. Потому что человеческая природа двойственна. Мораль — это высшее социальное начало, а инстинкты (выживание, доминирование и размножение) — начало биологическое. И преобладание одного — значит искоренение и подавление второго. А значит человек по своей природе уже не будет гармоничным существом.

Но это мое субъективное мнение. В целом же, функции морали мы раскрыли. Уверен, что таблицу на эту тему вы сможете составить и сами после прочтения этой статьи. Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Пишите комментарии, что обо всем этом думаете?

Источник

Свойства и функции морали

Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

«Свойства и функции морали»

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали

Вопрос 1. Свойства морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

* социально-экономическая обусловленность содержания;

* воздействие на процессы, протекающие в обществе;

* взаимодействие с другими формами общественного сознания.

* согласует интересы личности с интересами общества;

* утверждает приоритет общественных интересов;

— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

* является врожденным знанием;

* его требования выполняются безусловно и добровольно;

* проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

* выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству. как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

* направляется деятельность людей;

* воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

* соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;

* побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

* осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.

Вопрос 2. Функции морали

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

* формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

* самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

* ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

* гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

* ограничения негативных устремлений людей;

* саморегуляции индивида и социальной среды;

* управления общественными отношениями;

* воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

* стремлении морали совершенствовать человека;

* обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

Вопрос 3. Моральная регуляция

1. Компоненты системы моральной регуляции

2. Моральная регуляция

В систему моральной регуляции входят:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* содержание моральных норм;

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

* императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).

Нравственное сознание человека включает в себя:

* привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

* интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом:

* моральные нормы закреплены законом;

* либерализация морали влечет либерализацию права;

— взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

Вопрос 4. Противоречия в морали

L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали

2. Универсальность моральных правил

3. Незаинтересованность моральных мотивов

4. Моральное единство людей ‘

5. Свободная причинность

1. Основными свойствами законов морали являются:

* объективное значение (норм, правил и пр.);

* субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);

* безличность законов морали.

Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.

* никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;

* объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);

* распространяются на всех людей и обязательны для всех.

Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить «золотым правилом нравственности»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки) или «Чего в других не любишь, того и сам не делай».

2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать:

* конкретно-исторические условия развития общества;

* условия жизни человека в обществе;

* классовые, групповые интересы и т. д.

Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметрально противоположными.

Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования морали:

* общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;

* универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека.

3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:

* жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например, щепетильность мешает карьерному росту);

* добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен:

* без расчета на вознаграждение, бескорыстно,

* единственной целью поступка является самосовершенствование человека.

Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствование людей.

4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.

Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.

5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:

* собственному характерному складу;

Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно.

Подобные документы

Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 27.09.2011

Сущность понятия «мораль». Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

лекция [158,2 K], добавлен 08.05.2012

История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 05.09.2009

Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

доклад [28,7 K], добавлен 13.05.2009

Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

контрольная работа [32,3 K], добавлен 14.04.2015

Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

реферат [16,9 K], добавлен 23.02.2009

Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.

реферат [23,5 K], добавлен 02.02.2012

Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 08.01.2009

Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

реферат [20,9 K], добавлен 29.03.2011

Характеристика этического конвенционализма (теория общественного договора). Биогенетические теории (эволюционизм Дарвина, Спенсера). Социологическая трактовка происхождения морали. З. Фрейд как основатель психоаналитической теории происхождения морали.

контрольная работа [83,8 K], добавлен 11.04.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *