творение добра в общении функция
Мораль. Функции, требования и принципы морали
Содержание:
Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.
Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.
Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.
Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.
Долг – как относится индивид к социуму.
Функции морали
Функция | Содержание |
Мировоззренческая | – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе. |
Познавательная | – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества. |
Регулятивная | – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение. |
Оценочная | – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д. |
Воспитательная | – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение. |
Мотивационная | – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать. |
Контролирующая | – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести. |
Координационная | – взаимодействие людей в различных обстоятельствах. |
Интегрирующая | – единстве общества и целостности внутреннего мира человека. |
Моральные требования
Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)
Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.
Отличие морали от правовых норм
Моральные принципы
Принцип | Содержание |
Принцип Талиона | – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду. |
Принцип нравственности | – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос). |
Принцип золотой середины | – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями. |
Принцип наибольшего счастья | – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей. |
Принцип справедливости | –– каждый индивид имеет равные права в обществе. |
Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.
Функции морали
К основным функциям морали относятся :
1. Воспитательная:
Воспитательная функция приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
— формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;
— самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.
Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2. Ценностно-ориентирующая функция:
Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
1. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
3. Коммуникативная функция морали состоит в:
— ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
— гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).
Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. Познават.функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:
— ограничения негативных устремлений людей;
— саморегуляции индивида и социальной среды;
— управления общественными отношениями;
— воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.
6. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
7. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
Реферат на тему «Функции морали»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оглавление
Введение
Данная тема моего реферата является актуальной, поскольку именно мораль формирует общепринятые нормы поведения, а так же регулирует взаимоотношения людей и дает оценку, как их поведению, так и их поступкам. Само собой, что при помощи морали происходит развитие, а также становление личности, происходит ориентация человека в ценностно-ориентированном мире.
Исходя из всего вышесказанного, выдающиеся ученые отмечают некоторое количество функций, какие будут рассмотрены в ходе работы:
Воспитательная функция;
Регулятивная функция;
Данные функции наиболее хорошо охарактеризовывают мораль как человеческую культуру, которая, в свою очередь, является относительно самостоятельной.
Еще со времен античности различные выдающиеся мыслители, а так же ученые задавались рядом вопросов: что такое нравственность? Каковыми являются источники морали? Что именно заставляет людей действовать согласно нравственности? и так далее.
Различные школы давали ответы на эти, а так же на остальные многочисленные вопросы, касающиеся нравственности (морали).
Различные великие философы высказывались по воду вопроса о нравственности а зачастую мнению расходились. Существует такой спор, который гласит о природе морального поведения. Оппонентами в данном случае были Аристотель и Сократ.
Итак, необходимо начать с самого определения «мораль». Мораль – это особенная форма общественного сознания, а так же вид общественных отношений. Мораль – это разносторонняя разновидность, которая определяется человечностью, взаимоотношениями, доброй волей и так далее.
Существует главенствующее правило нравственности – это то, что человек дает определение жизненным ценностям по одному принципу: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Цель и задачи данной работы: в ходе работы мной будут изучены основные функции морали в системе государственной службе, а так же выявлена специфика каждой функции морали по отдельности.
1. Основные нравственные требования к личности государственного служащего
Прежде чем затрагивать такую тему, как функции нравственности системы государственной службы, нужно разобраться с таки вопросом: какими моральными требованиями должен обладать государственный служащий?
Для того чтобы нормально функционировали профессиональные моральное сознание и этика, существует некоторое количество специфичных понятий. Первое, что необходимо выделить из этого списка – это такое понятие, как «профессиональный долг». В данном понятии закреплены служебные обязанности. Когда государственный служащий осознает свой служебный долг, это побуждает его относиться к своей работе с максимальной ответственностью. Долг человека отчетливо само выражается в самоотдаче.
Вторыми понятиями, которые хотелось бы выделить – это «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В первом понятии идет выражение той или иной оценки, насколько значима какая-либо профессия для жизни общества. 2 Данное осознание является очень важным для бюджетника. Так же данное осознание служит базой для самооценки собственной деятельности и базой для профессионального достоинства. Такие понятия, как «честь» и «служба» тесно взаимодействуют друг с другом как общественные явления. Ведь не зря когда-то давно под словом «честь» понималось должность государственного служащего.
Честь считается не только моральной разновидностью, но еще и исторической разновидностью. Она производится от тех условий, которые создались в какой-то конкретной эпохе в жизни людей.
Помимо этого честью считается деятельная разновидность. Ее проявление можно рассмотреть в поступках людей и во взаимоотношениях. Существует некоторое число видов чести. Это зависит от того, какой характер отношений, в котором может находиться тот или иной человек по отношению к другим людям.
Следующее понятие «гражданская честь». Не в зависимости от того, чем занимается человек, для него гражданская честь стоит на первом месте. Ни одну человеку просто не свойственно обойтись без нее. У людей, имеющих честь, присуще обязанности к переживанию, беспокойству за свою державу, обязывает к тому, чтобы с уважением относились и чтили законы государства, к тому, чтобы поддерживали общественный порядок и так далее.
Гражданская честь, в свою очередь, значительно влияет на служебную честь (часть, где соединены и социальная значимость службы¸ и служебная деятельность). 3
Помимо общественного смысла, у служебной чести существует и другой тоже немаловажный смысл, который связан с выполнением служащими собственного долга. За работой государственных служащих ведется пристальное внимание из-за того, что сам вид такой деятельности является публичный и несет личностный, профессиональный характер – государственные служащие зачастую контактируют с гражданами.
Для того чтобы поддерживать конкретный уровень морали и существуют такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. Данные понятия хорошо дополняют друг друга, и это влияет на вышесказанное. Выражение профессиональной чести, а так же профессионального достоинства найдет себя в принятых решениях и разных действиях государственного служащего.
Следующее понятие «профессиональная справедливость». Оно входит в такое понятие, как профессиональная нравственность. Не так-то просто стать справедливым. Для того чтобы оценить ту или иную ситуацию, у государственного служащего потребуется достаточное количество усилий. В его работу войдет исследование данной ситуации, причем это доскональное исследование, а так же исследование объективных обстоятельств. Оценивать ситуацию по тому, как говорит начальство не стоит, да, это легко, но конкретно профессиональная справедливость и совесть заставляют госслужащего стать по истине справедливым. Не мало важное значение справедливость несет и в коллегиальных отношениях.
Следует выделить следующие принципы, которые должны быть присуще государственному служащему:
Функции морали в обществе: с примерами
Функции морали — это та система тех ролей, которые играет мораль в обществе. Эта тема напрямую связана с определением роли и места морали в системе других ценностей человека. Если поведение человека аморально, то мы говорим о его асоциальном поведении. Массово же степень соответствия массового поведения людей этим нормам может быть выражена в форме менталитета.
В этой статье мы кратко и понятно, с примерами разберем функции морали в обществе. Кстати, рекомендую мою статью про то, что такое мораль перед прочтением этой публикации.
В обществознании выделяют следующие функции, и их содержание:
Гносеологическая, или ценностно-ориентационная. Моральные ценности очерчивают сферу дозволенного наряду с другими социальными нормами, например, нормами права. Они как бы являются ориентиром для поведения людей.
Вместе с тем важно четко понимать это соотношение: нормы права регулируют более широкий круг отношений людей. Мораль же оценивает поступки человека исключительно через призму «добра» и «зла». Более подробно этот вопрос мы разобрали в этой статье.
Тут важно понимать, что есть некое объективное, общественное представление о моральных ценностях. А есть индивидуальное их толкование личностью.
В результате каждый человек сам решает, насколько его поведение должно соответствовать моральным нормам, насколько оно может быть нравственным.
Вместе с этим, есть некая грань, которая отличает человеческое поведение от нечеловеческого; такая грань, когда человек может перестать быть человеком, хотя внешне, вроде homo sapiens.
Регулятивная функция. Она заключается в том, что нормы морали обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме, регулируют социальное взаимодействие людей. Человек по своей природе существо социальное, а значит ему просто необходимо общаться с другими людьми. В процессе, в ходе социальных действий этого образуются человеческие отношения.
Например, девушка не пришла на свидание с молодым человеком. Никакие правовые нормы она не нарушила. Но, наверное, нарушила нормы морали, нарушив договоренность. В результате будут (должны быть) социальные неформальные негативные санкции со стороны этого обманутого молодого человека: например поставить ее в жесткий игнор, если она будет пытаться выходить на связь.
Если человек не соблюдает эти правила, то его поведение может стать и девиантным, а если это происходит массово, то можно говорить и об аномии.
Нормативная. Мораль вырабатывает специальные нормы — правила поведения человека в обществе. В сущности их можно свести к библейским заповедям: не воруй, не обманывай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не лги и пр.
Воспитательная, или функция социализации. Мораль выступает агентом социализации: конкретные люди (родители, воспитатели, учителя) должны сформировать у молодого человека, ребенка представления о морали: представления о добре и зле. Потому что у детей такого представления нет, и быть не может.
Гуманистическая функция — означает, что мораль тоже развивается и ее цель — защита и развитие человеческого облика в людях, развитие человеческой добродетели.
Я лично вообще пока не могу представить себе общество, в котором большинство людей рьяно бы придерживались моральных норм, были бы глубоко нравственными и пр. Потому что человеческая природа двойственна. Мораль — это высшее социальное начало, а инстинкты (выживание, доминирование и размножение) — начало биологическое. И преобладание одного — значит искоренение и подавление второго. А значит человек по своей природе уже не будет гармоничным существом.
Но это мое субъективное мнение. В целом же, функции морали мы раскрыли. Уверен, что таблицу на эту тему вы сможете составить и сами после прочтения этой статьи. Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Пишите комментарии, что обо всем этом думаете?
Свойства и функции морали
Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.
«Свойства и функции морали»
Вопрос 1. Свойства морали
Вопрос 2. Функции морали
Вопрос 3. Моральная регуляция
Вопрос 4. Противоречия в морали
Вопрос 1. Свойства морали
3. Оценочность морали
1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):
* социально-экономическая обусловленность содержания;
* воздействие на процессы, протекающие в обществе;
* взаимодействие с другими формами общественного сознания.
* согласует интересы личности с интересами общества;
* утверждает приоритет общественных интересов;
— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).
* является врожденным знанием;
* его требования выполняются безусловно и добровольно;
* проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;
* выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству. как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)
2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
* направляется деятельность людей;
* воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);
* соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
* побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;
* осуществляются нравственные связи поколений людей.
Существует два типа моральных норм:
3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.
Вопрос 2. Функции морали
1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:
* формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;
* самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.
Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
3. Коммуникативная функция морали состоит в:
* ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
* гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).
4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.
5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:
* ограничения негативных устремлений людей;
* саморегуляции индивида и социальной среды;
* управления общественными отношениями;
* воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.
6. Гуманизирующая функция заключается в:
* стремлении морали совершенствовать человека;
* обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
Вопрос 3. Моральная регуляция
1. Компоненты системы моральной регуляции
2. Моральная регуляция
В систему моральной регуляции входят:
* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),
Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;
* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:
* содержание моральных норм;
* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.
Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);
* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;
* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);
* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.
* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.
2. Моральная регуляция носит характер:
* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
* императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.
Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).
Нравственное сознание человека включает в себя:
* привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
* интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).
Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.
Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).
Мораль тесно связана с правом:
* моральные нормы закреплены законом;
* либерализация морали влечет либерализацию права;
— взаимодействие морали и права (суд присяжных).
Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).
Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
Вопрос 4. Противоречия в морали
L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали
2. Универсальность моральных правил
3. Незаинтересованность моральных мотивов
4. Моральное единство людей ‘
5. Свободная причинность
1. Основными свойствами законов морали являются:
* объективное значение (норм, правил и пр.);
* субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);
* безличность законов морали.
Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.
* никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;
* объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);
* распространяются на всех людей и обязательны для всех.
Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить «золотым правилом нравственности»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки) или «Чего в других не любишь, того и сам не делай».
2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать:
* конкретно-исторические условия развития общества;
* условия жизни человека в обществе;
* классовые, групповые интересы и т. д.
Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметрально противоположными.
Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования морали:
* общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;
* универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека.
3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:
* жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например, щепетильность мешает карьерному росту);
* добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен:
* без расчета на вознаграждение, бескорыстно,
* единственной целью поступка является самосовершенствование человека.
Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствование людей.
4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.
Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.
5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:
* собственному характерному складу;
Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно.
Подобные документы
Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.
контрольная работа [18,6 K], добавлен 27.09.2011
Сущность понятия «мораль». Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.
лекция [158,2 K], добавлен 08.05.2012
История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.
контрольная работа [22,7 K], добавлен 05.09.2009
Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.
доклад [28,7 K], добавлен 13.05.2009
Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.
контрольная работа [32,3 K], добавлен 14.04.2015
Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.
реферат [16,9 K], добавлен 23.02.2009
Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.
реферат [23,5 K], добавлен 02.02.2012
Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.
курсовая работа [44,6 K], добавлен 08.01.2009
Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.
реферат [20,9 K], добавлен 29.03.2011
Характеристика этического конвенционализма (теория общественного договора). Биогенетические теории (эволюционизм Дарвина, Спенсера). Социологическая трактовка происхождения морали. З. Фрейд как основатель психоаналитической теории происхождения морали.
контрольная работа [83,8 K], добавлен 11.04.2012