тверской спасо преображенский собор
Тверской спасо преображенский собор
Наша кнопка:
г. Тверь, Соборная площадь
Охлобыстин Ю.А., 2006
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:
ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16551
Клировые ведомости Тверского уезда за 1898 год
Лист 1
Ведомость о церкви Тверского Преображенского кафедрального Собора за 1898 год
1. Соборная церковь построена между 1689 и 1696 годами тщанием бывшего тогда Епископом Преосвященнейшим Сергием коим и освящена в 18 день мая 1696 года из холодной вся сделана тёплою в 1846 году через устройство двух пневматических печей в середине между четырьмя столбами под чугунными полами.
2. Зданием каменная византийской архитектуры с такою же колокольней византийской архитектуры
3. Престолов в ней два главный в честь Преображения Господня придельный с правой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Утварью и ризами достаточна
5. Причта в ней положено по штату Протоиерей, Ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика, два пономаря так же с званием псаломщика
6. Земли при сей церкви кроме усадебной в 866 саженей не имеется
7. Дома у священноцерковнослужителей казённые оба каменные на церковной земле
.
11. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 1 1/2 верстах, ближайшие к сей церкви следующие: Симеона Столпника в 1/2 версте, Никольская на Зверинце и Ильинско Знаменская менее полверсты.
12. К собору приписана церковь Никольская, что в Капустниках не имеющая прихода.
О причте означенной церкви.
Первухин Григорий Петрович 1822-24.04.1899. Ключарь, протоиерей, благочинный Преображенского собора города Твери. |
Тверского собора штатный протоиерей Григорий Петров Первухин, сын причетника 75 лет. По окончании курса учения в Московской духовной Академии в 1848 году со степенью магистра, определён в Тверскую духовную семинарию наставником церковно библейской истории и герминевтики в 1-й половине среднего отделения 1848 года ноября 5 дня, 1849 года февраля 27 дня Высокопреосвященнейшим Гавриилом Архиепископом Тверским и Кашинским произведен во священника к Тверскому Собору, 1849 года апреля 27 дня определён в духовную семинарию помощником наставника по II классу богословии в чтении ученических задач, 1849 года августа 6 дня за усердную службу награжден набедренником, 1850 года октября 3 дня Святейшим Синодом, согласно представлению Конференции Московской духовной Академии утверждён в степени магистра и получен присвоенный звания Магистерский Крест, 1850 года декабря 13-19 дня определён на вакансию профессора богословских наук в III класс высшего отделения духовной семинарии, 1853 года мая 21 дня, за усердную службу преподано ему БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СЕНАТА, 1855 года апреля 1 дня награждён бархатной фиолетовой скуфьёй, 1855 года в ноябре месяце по распоряжению духовно-учебного Управления с класса богословия перемещён на класс Священного писания и соединённых с ним предметов в первую половину высшего и среднего отделений духовной Семинарии, в 1859 году награждён камилавкою, в 1858 году февраля 8 дня определён библиотекарем духовной Семинарии, с 1859 по 1870 год состоял цензором проповедей очередных сельских священников Тверского уезда, с 14 марта 1860 года по сентябрь 1861 года исправлял должность члена Семинарского правления, 1862 года октября 10 дня утверждён в должности члена правления Семинарии, 1861 года в октябре месяце определен исправлять должность ключаря собора, утверждён в сей должности 1862 года сентября 20 дня, с 1863 года по 1893 год состоял законоучителем в Тверской классической гимназии, 1864 года апреля 25 Всемилостивейше награждён золотым наперсным крестом, 1867 года мая 4 дня по определению Святейшего Синода возведён в сан Протоиерея, в 1870 году утверждён штатным протоиереем Тверского Собора, с 1870 года по 1895 год состоял цензором проповедей священников по городу Твери, в 1881 году награждён палицей, в 1893 году мая 15 дня награждён золотым наперсным крестом без украшений из кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, в память трёхлетней войны награждён бронзовым на Владимирской ленте крестом, 1870 года апреля 12 дня ВЫСОЧАЙШИМ УКАЗОМ данным Капитулу Российских Императорских орденов сопричислен к ордену Святой Анны 3 степени, 1873 года апреля 8 дня сопричислен к ордену Святой Анны 2 степени, 1877 года сопричислен к ордену Святого Владимира 4 степени, в 1887 году сопричислен к ордену Святого Владимира 3 степени. По прошению уволен от должности благочинного, цензора проповедей и члена земского училищного Совета 1895 года октября 11 дня, в память в Бозе почившего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III имеет серебряную медаль на Александровской ленте, грамоты имеет.
Жена его Елизавета Иоаннова 66 лет
дети их: Александра 43 года в замужестве за бывшим директором Киржаческой учительской семинарии
София 39 в замужестве за доктором (умер)
Сергий 37 священник при Исаевской церкви в Твери
Арсений 27 преподаватель в Новоторжской женской прогимназии
Нил 25 преподаватель в Ярославской женской гимназии
(Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
ТВЕРСКОЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
Тверской собор в честь Преображения Господня, 1903 год |
Тверской кафедральный собор в честь Преображения Господня (взорван в 1935 году, ведутся работы по его воссозданию)
Древний собор
Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году святым благоверным великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси.
С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык.
В 1344-1359 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий».
В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор.
Новый собор
Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор московского кремля.
В 1748-1755 годах к юго-западу от собора была воздвигнута трехъярусная колокольня. В середине XIX века на колоколе был установлен колокол весом более 1000 пудов, звук которого был слышен в любой точке города. На колокольне, чуть ниже купола находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на все стороны света. Циферблаты, диаметром около двух метров каждый, были окрашены в темно-синий цвет, на фоне которого ярко выделялись позолоченные цифры и стрелки.
В 1929 году Спасо-Преображенский собор был закрыт.
Разрушение Преображенского собора в Твери |
В 1934 году по распоряжению советских властей собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Затем планомерно, ярус за ярусом, была разрушена колокольня. Были сброшены кресты, разобраны и увезены в неизвестном направлении часы, разбиты колокола, в том числе и знаменитый 1000 пудовый.
В 1937 году на месте взорванного собора был разбит сквер с бетонной скульптурой Сталина и Ленина посередине.
В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после освобождения города.
После войны сквер был восстановлен, а посреди него был воздвигнут памятник Калинину.
Возрождение собора
В 1992 году группа археологов под руководством В.А. Булкина, П.Д. Малыгина и А.М. Салимова провела архитектурно-археологические раскопки на месте Спасо-Преображенского собора. В ходе исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение.
В 1994 году вышла в свет книга А.М. Салимова «Тверской Спасо-Преображенский собор», в которой были опубликованы сохранившиеся чертежи и документы, связанные с храмом.
В 2002 году на месте разрушенного Спас-Преображенского собора установили крест и камень, на котором написано: «Сей камень установлен 7 июля 2002 года в правление святейшего патриарха московского и всея руси Алексия II и по благословлению архиепископа тверского и кашинского Виктора в ознаменование начала работ по восстановлению тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора (Разрушен в 1935 году)».
В 2014 году начались работы по воссозданию святыни на прежнем месте.
Настоятели, ключари
Использованные материалы
[1] «Епархиальные известия», Тверские епархиальные ведомости, 1899, №11, с. 229.
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
«Современный собор сделал Тверь древнерусским городом»
14 июля 2019 года в восстановленном Спасо-Преображенском соборе в Твери пройдет первая Божественная литургия. Ее отслужит митрополит Тверской и Кашинский Савва. Только что, 10–11 июля, на соборе были установлены купола и кресты.
О начале воссоздания соборного храма в Твери, взорванного в 1935 году, «Хранители Наследия» рассказывали в ноябре 2015-го.
Теперь восстановление «Спаса Златоверхого» в основном завершено, остаются внутренние и отделочные работы. Как сообщают тверские СМИ, высота храма «в кресте» составит 53 метра. В соборе будет три придела: Преображения Господня, Введенский и Васильевский.
Установка куполов на Спасо-Пребраженский собор. 10 июля 2019 года
Следующим этапом восстановления соборного комплекса будет воссоздание колокольни с часами и 12 колоколами. В апреле 2019 года наш сайт рассказывал, как при ее строительстве были, к сожалению уничтожены фундаменты подлинной Соборной колокольни.
Восстановление собора оценивается в сумму около 500 млн рублей – бюджетных и пожертвованных меценатами и прихожанами.
Возрождение Спасо-Преображенского собора, нужно отметить, не всеми тверитянами было воспринято с восторгом. Высказывались мнения, что он заслонит собой Путевой дворец (который, однако же, строился в XVIII веке с расчетом на восприятие вместе с ним), что немалые средства лучше было бы потратить на спасение Речного вокзала и других памятников Твери, не говоря уже о социальных нуждах.
В этой связи мы считаем важным привести два мнения – маститого исследователя тверской старины и градозащитника. Они, особенно второе, как нам кажется, ставят все точки над «i».
А тверитян поздравляем с праздником.
Эскизный вид будущего соборного комплекса
Алексей Салимов, доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России:
– Возрожденный храм Спаса имеет две доминанты. Это центр духовной жизни Твери и при этом ее главный архитектурный стержень. Но восстановление храма – это только первый шаг. По моему мнению, речь должна идти о возрождении всего комплекса Тверского кремля. Когда на месте стадиона «Химик» вновь встанет церковь Николы Капустника и здание семинарии, тогда мы сможем говорить о том, что в центре города создано единое архитектурное и историческое пространство. И только тогда оно станет местом притяжения для всех горожан, вне зависимости от их отношения к религии.
– До окончания строительства еще остается сделать довольно много, еще не построена колокольня, но уже сейчас, с окончательным формированием силуэта собора стало очень интересно наблюдать его из разных точек города. Его видно неожиданно с очень многих и дальних точек… Несмотря на колоссальные утраты, которые город понес в последнее время, несмотря на то, что в разных частях исторического центра появились многочисленные уродливые высотки, большая часть его все-таки еще не уничтожена, и собор продолжает над ней господствовать…
Масштаб собора показал, как мудры были градостроители средневековья. Предполагая, что собор 1689-1696 годов был, в целом, выдержан в габаритах более древнего храма, мы видим, как хорошо этот храм вписан в масштаб волжских берегов, в ритм вертикалей городских храмов. Будь он больше, будь амбиции у тверских архиереев XVII века выше, собор был бы чрезмерно громадным. Будь он меньше, соборный храм был бы всего лишь одной из многих приходских церквей.
Современный собор, можно сказать, сделал Тверь древнерусским городом, добавил к нашей екатерининской классике такую нотку, которая напоминает о древней Твери времен ее святых князей. Это превращение было замечено всеми. Одними – с восторгом и радостью, другими – с нескрываемой ненавистью. Но пропустить это событие не смог никто. И это еще один факт, говорящий об исключительной градостроительной значимости Спасо-Преображенского собора. Он не на периферии Твери, он не остался в средневековом заповеднике – он реально влияет на жизнь и облик современного города.
Грустно, конечно, видеть, как многие люди, хорошие, умные, любящие культурное наследие, болеющие за плохое состояние многих архитектурных памятников Твери (Речного вокзала, областной детской больницы, старинных особняков и изысканных «сталинок»), в штыки приняли собор. Аргументы у них прежние и до дыр затертые. Даже отвечать на них еще и еще раз уже надоело. Глупо видеть в соборе только лавочку по продаже свечей, от которой «попы» якобы сказочно разбогатеют (говорящие так совсем не представляют приходской экономики). Не менее глупо видеть в соборе альтернативу больницам, школам, детским садам и другим общественным зданиям. Соборы не строятся как альтернатива всем иным благам, они – не символ крепостного права, голода, отсутствия медицины или другой беды средневековья. Они – символ вечного стремления человека к небу, символ надежды, символ веры в добро и его конечную победу. И в этом стремлении, в этом чаянии добра вопреки темноте и тоске обыденности человек и в XIII веке, и в XVII-м, и в XXI-м одинаков.
Так что остается порадоваться тому, что восстанавливаемый собор в Твери в числе наиболее удачных воссозданий соборных храмов в России. И поблагодарить тех, кто трудится над его воссозданием, пожелать им не торопиться, не халтурить, стараться воспроизвести как можно больше деталей, напоминающих о том, старом соборе, выдающемся сооружении своего времени.
Досье. Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и духовным символом Тверской земли. Он являлся усыпальницей тверских князей и епископов. В подклете собора были погреблены погибшие в Золотой Орде тверские князья Михаил Ярославич, Александр Михайлович и его сын Федор Александрович.
Первый Спасо-Преображенский собор в Тверском кремле был заложен в 1285 году великим князем Тверским св. Михаилом Ярославичем и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году.
В XVII веке пострадавший во времена Смуты древний Спас Златоверхий был разобран. На его месте в 1689-1696 годах был отстроен новый Спасо-Преображенский собор из старицкого камня и кирпича. Образцом для него послужил Успенский собор московского кремля. В 1748-1755 гг к юго-западу от храма была построена трехъярусная Соборная колокольня.
Величественный храм украшал старинный иконостас XVII века. В 1902 году в соборе была установлена новая рака с мощами св. Михаила Тверского. Регентом соборного хора в начале ХХ века являлся А.В. Александров, ставший позднее основателем и руководителем ансамбля песни и пляски Советской Армии и автором музыки гимна СССР.
Южный фасад и план Спасо-Преображенского собора по обмерам 1935 года
В 1937 году на месте собора был разбит сквер с бетонной скульптурой Сталина и Ленина. В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после освобождения города. После войны сквер был восстановлен, а посреди него был поставлен памятник Калинину.
В 1992 году под руководством В.А. Булкина, П.Д. Малыгина и А.М. Салимова были проведены раскопки на месте храма: найдены остатки фундамента собора и определено его точное местоположение.
В 1997 году на месте главного алтаря установили поклонный крест, а в 2002 году – камень в честь начала работ по восстановлению собора. В 2013 году на Соборной площади вновь проходили археологические раскопки (Институт археологии РАН). В 2014 году начали копать котлован под фундамент, а к концу 2015-го был готов «нулевой цикл», он же цокольный этаж.
Фото: Тверская епархия, сайт Спасо-Преображенского собора
В Твери обсудили восстановление Спасо-Преображенского собора
12 ноября губернатор Игорь Руденя совместно с митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием провел в Тверском епархиальном управлении рабочую встречу о продолжении строительных и отделочных работ в возрождаемом Спасо-Преображенском кафедральном соборе в Твери.
Сейчас в храме начинаются работы по монтажу теплового узла и обустройству системы отопления. Планируется дальнейшая отделка помещений, проведение других работ, включая благоустройство прилегающей территории. Подробно обсуждалось внутреннее убранство собора. Здесь появятся росписи, планируется сделать подсветку.
Также рассмотрен вопрос размещения в храме икон, которые исторически находились здесь. Они могут быть переданы в Спасо-Преображенский собор из других храмов Верхневолжья и из запасников Тверского императорского путевого дворца.
Возрождение святыни на историческом месте началось в 2014 году и осуществлялось при поддержке неравнодушных земляков и благотворительного фонда «Собор». 5 декабря 2018 года, в день празднования 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, в восстанавливаемом Спасо-Преображенском соборе Твери прошла первая Божественная литургия.
Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году святым благоверным великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. На протяжении шести с половиной веков он был главным кафедральным храмом города и являлся духовным символом тверской земли.
Тверь. Собор Спаса Преображения (утраченный).
Спас Златоверхий
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий».
С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык.
В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор.
В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами Святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Затем планомерно, ярус за ярусом, была разрушена колокольня. Были сброшены кресты, разобраны и увезены в неизвестном направлении часы, разбиты колокола, в том числе и знаменитый 1000 пудовый.
В 1992 году группа археологов под руководством В.А. Булкина (СПб университет), П.Д. Малыгина (ТГУ) и А.М. Салимова провела архитектурно-археологические раскопки на месте Спасо-Преображенского собора. В ходе исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение. В 1994 году вышла в свет книга А.М. Салимова « Тверской Спасо-Преображенский собор» в которой были опубликованы сохранившиеся чертежи и документы, связанные с храмом. Таким образом, на данный момент существует достаточно серьезная документальная и научная база для начала работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора.
Охлобыстин Ю.А., 2006
Статья с сайта http://hram-tver.narod.ru/tver/spasopreobrkafs.html
Приходом собора создан сайт http://тверь-собор.рф. На сайте представлены статьи по истории и отражен ход возрождения Тверского Спаса.
Тверь – некогда столица самого богатого и сильного княжества, древняя соперница Москвы. Украшением её во все времена был могучий и торжественный Спасо-Преображенский собор – «Спас Златоверхий», по имени которого и вся Тверь называлась «Домом святого Спаса». Это был грандиозный, один из крупнейших храмов Руси.
Первоначально на месте Спасского собора стояла деревянная церковь во имя свв. бессеребреников Козьмы и Дамиана, сооружённая ещё в 12 веке. В 1285 году князь Михаил Ярославич Тверской, его мать – княгиня Ксения Юрьевна и епископ Тверской Симеон заложили вместо деревянной церкви каменный Спасо-Преображенский собор, кафедральный храм Твери. Это было из ряда вон выходящим событием – впервые после монголо-татарского разорения на Руси был заложен каменный храм! К тому времени в ростово-суздальской земле совсем не осталось ни одного каменных дел мастера – те, кто не погибли в битвах с татарами и не были уведены в полон, либо разбежались, либо способны были заниматься только ремонтом и обновлением немногочисленных каменных церквей. Поэтому тверской собор строили мастера из Западной Руси – из Полоцка и Галицкой земли. В 1287 году состоялось предварительное освящение ещё недостроенного собора. А в 1290 году строительство храма было завершено, и 8 ноября епископ Тверской Андрей (кн. Ерденев), сменивший скончавшегося Симеона, освятил собор. В 1290-1292 годах собор был расписан. В начале 14 века к нему были пристроены Введенский придел, ставший усыпальницей тверских епископов, и Дмитриевский придел, связанный с именем тверского князя Дмитрия Михайловича Грозные Очи, убитого в Орде в 15 сентября 1325 года. Дмитриевский придел стал княжеской усыпальницей. В нём нашёл своё последнее пристанище Великий князь Тверской Михаил Ярославич, основатель Спасо-Преображенского собора, убитый татарами в 1318 году. В 1549 году князь Михаил был причислен к лику святых. Вероятно, тогда же в Спасском соборе появился придел во имя св. Михаила Тверского.
Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался разорениям, но всякий раз его восстанавливали и украшали заново. Всё лучшее, что могла дать «Дому Святого Спаса» тверская земля, находилось в главном соборе княжества. Об украшении собора особо заботились тверские князья и епископы. В 1340-1350 годах епископ Фёдор «сотвори двери медяные» и «намости дно мраморено». «Медяные» двери Спасо-Преображенского собора украшенные золотой наводкой, были вывезены Иваном IV Васильевичем Грозным в Александрову слободу и помещены в западном портале Троицкого (Покровского) собора. Что касается «мрамореного дна», то речь идёт о цветных майоликовых плитках, которыми был выложен пол собора. Переливавшийся многоцветным ковром, они напоминали драгоценный мрамор. Первоначально собор был одноглавый, с вызолоченным куполом, за что и звали его тверичи – «Спас Златоверхий».
В 1485 году Тверь присоединилась к Московскому княжеству, а последний тверской князь Михаил Борисович бежал в Литву. 15 сентября 1485 года Иван III Васильевич отстоял в Спасо-Преображенском соборе литургию, которую служил тверской епископ Вассиан (Василий Иванович Стригин-Оболенский). После утраты Тверью самостоятельности Спасский собор перестал играть роль главного храма удельного княжества. Это не замедлило сказаться на его состоянии. Собор постепенно ветшал. В 1569 году Иван IV Васильевич, идя на Новгород, попутно разорил и Спасо-Преображенский собор. А после Смутного времени собор совсем пришёл в упадок. В 1622 году, во время поновления, вместо выгоревшей и содранной кровли собор покрыли двускатной тесовой крышей – как обычною избу, построили подпорную стенку – храм вот-вот мог рухнуть.
В 1634 году на средства, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровечем, начался основательный ремонт храма. Работами руководил известный московский зодчий Иван Неверов. Он заново переложил верх собора. Храм стал пятикупольным, с двумя приделами. Но пожары 1636 и 1661 годов свели на нет его усилия… В конце 1680-х годов древний «Спас Златоверхий» был разобран до основания.
В 1689-1696 годах на средства архиепископа тверского Сергия из старицкого белого камня был выстроен новый Спасо-Преображенский собор. При этом за образец был взят Успенский собор в Москве. Несмотря на то что в эти годы уже процветал пышный стиль московского барокко, тверской собор выглядел очень скромно. Что особенно ощущается при сравнении его с другими значительными храмами, построенными в те же годы – например, с соборами в Рязани или в Астрахани. Тем не менее тверичи очень гордились своим светлым храмом, увенчанным пятью голубыми, усыпанными золотыми звёздами куполами. Собор украшал золочёный пятиярусный иконостас. Главной ценностью храма была рака с мощами св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, почитаемого небесным покровителем Тверской земли. Здесь же, в соборе, были похоронены почти все Тверские князья и многие епископы. В их числе и первый князь Тверской – Ярослав Ярославич, и один из основателей собора – епископ Симеон. Стены собора украшали росписи, выполненные в 18-19 веках, среди которых выделялись сцены из жития Михаила Тверского.
В 1826 году в ночь с 11 на 12 февраля в соборе находилось тело умершего в Таганроге Александра I Павловича.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече