тверская обл старица монастырь

Успенский мужской монастырь (Старица)

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

Содержание

История [ править ]

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

Собор Успения Пресвятой Богородицы

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

Собор Троицы Живоначальной

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Источник

СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь
Старицкий Успенский монастырь

Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Старице Тверской епархии

Корни обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано:

С конца XII века обитель стала управляться игуменами, первым из которых был Иринарх. В XIII веке в Успенском монастыре резко выросло число братии. Так, в большом синодике после имени архимандрита Филарета перечислено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леонида – уже 154 имени. В 1272 году храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон.

Татаро-монгольское нашествие оставило след в истории монастыря погромом 1292 года. Как повествует летопись, татары убили игумена Серапиона и с ним 124 инока Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиане «погребоша я честно в доме Пречистыя». Однако, и после погрома избиения братии, обитель не исчезла, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась ненарушенною».

XIV-XV века были периодом борьбы между Москвой и Тверью, и лишь в 1485 году Тверские земли были присоединены к Москве, а Старица стала центром уезда Московского государства. Наставший мир положил начало расцвету Успенской обители.

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь
Старицкий Успенский монастырь. Успенский собор.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно ему Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Наиболее ярко строительная активность Старицкого князя выразилась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор, возведенный в 1530-е годы. Князю Андрею, уморенному голодом в 1537 году, не суждено было дожить до окончательного устройства обители, но строительство монастыря продолжил князь Старицкий Владимир Андреевич. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман. Царь Иван Грозный нередко бывал в Старице, которую называл «Любим-город». А в 1570 году по заказу царя в Успенском монастыре была выстроена Введенская церковь с просторной трапезной палатой.

XVI век также был эпохой великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью. Первоый патриарх Московский святитель Иов принял здесь постриг, был архимандритом обители, а затем был сослан сюда за отказ присягнуть Самозванцу и скончался в монастыре в 1607 году. Архимандритами Успенского монастыря был Герман, впоследствии святитель Казанский, и Дионисий, позднее преподобный настоятель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году. Старицкий Свято-Успенский монастырь также был крупным хозяйством и центром грамотности и культуры.

Смута начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены. Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 году страшный пожар довершил разрушения нанесенные захватчиками: cгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. Восстановление зданий стало толчком к сооружению новых и в конце XVII века в монастыре проводились большие строительные работы. На месте сгоревшей надвратной церкви в 1694 году была сооружена каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова. В 1750 году было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а спустя десятилетие обновлён Успенский собор. Тогда же был перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова.

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище. В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, зачинщиком создания и жертвователем которого стал генерал-майор А. Т. Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора, а нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. 20 августа 1824 года в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени. Первое десятилетие XX века ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя знаменательными датами: 300-летием со дня преставления первого патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

После 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла монастырь и в его истории наступил период забвения. Великая Отечественная война также оставила свой разрушительный след: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев, после военных действий почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии. После войны основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации.

Новый этап в истории монастыря начался с конца XX. 18 апреля 1997 года Священный Синод постановил:

На пороге третьего тысячелетия в Старицком монастыре царила «мерзость запустения». Огромные зияющие дыры и гигантские трещины, облупившиеся деревянные фрески, развалившаяся старая кладка. Об утраченных в XX веке каменных стенах обители напоминали лишь уцелевший участок северной стены и юго-восточная угловая башня с небольшими фрагментами прилегающих стен. Ничего не осталось от внутреннего убранства. В 2001 году был создан Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, на средства которого началось возрождение обители. Фонд также поставил перед собой просветительские цели: привлечение внимания и пробуждение интереса к Свято-Успенской обители.

Летом 2002 года в Старицкой Вознесенской церкви были обнаружены мощи и личные вещи местночтимой схимонахини Пелагии, которая приходилась духовной матерью первому Российскому патриарху Иову. Мощи были перенесены в Успенский собор монастыря, где покоятся и ныне. 2 июля 2007 года в обители состоялись торжества, посвященные 400-летию со дня преставления первого патриарха. Фонд возрождения монастыря намечает полностью возродить комплекс обители к 2010 году, к 900-летнему юбилею обители.

Святыни

Мощи местночтимой схимонахини Пелагии, духовной матери первого Российского патриарха святителя Иова, покоятся в Успенском соборе монастыря.

Архитектура

Успенский собор

Главная монастырская постройка – белокаменный Успенский собор, построенный по заказу князя Андрея Старицкого к 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Успенского монастыря. Декоративные детали в убранстве соборного храма имеют общие черты с Успенским собором Московского Кремля.

Церковь Введения Богородицы во храм

Вторым по значению сооружением Старицкого монастыря является трапезная с церковью Введения. Церковь была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к 1570 году. Основной объём трапезной палаты традиционен для аналогичных монастырских сооружений XVI века. В 1802 году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже, с южной стороны – палата для монастырской ризницы.

Троицкая церковь

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь
Троицкая церковь

Троицкий храм, построенный в 1-й четверти XIX века, примыкает к северному фасаду Успенского собора. Жертвователем храма был генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Интерьер храма, как и его назначение – необычны. На нижнем этаже храма находилась усыпальница Тутолминых. Она была объединена с верхним этажом церкви большим отверстием в своде цокольного этажа. Композиционным «стержнем» интерьера являлась установленная в центре храма стела.

Настоятельский и братский корпуса

Настоятельский и братский корпуса относятся, скорее всего, к числу сооружений, появившихся по инициативе князя Андрея Старицкого – в 1-й трети XVI века. Уцелевшая фрагментарно древнейшая часть корпуса возводилась в несколько этапов. Сначала был выстроен восточный одноэтажный братский корпус, который изначально состоял не из двух, а из трёх палат. Настоятельский корпус появился позже – его пристроили с запада к одноэтажному зданию.

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь
Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

На месте сгоревшей от пожара церкви Василия Анкирского в 1694 году был построен новый храм, который был освящён во имя Иоанна Богослова. Храм типа «восьмерик на четверике» с ограждающей трёхсторонней галереей располагается над западными Святыми воротами.

Стены и башни

Первое каменное ограждение Старицкого Успенского монастыря относится к 1-й трети XVI века. В середине XVIII века в западной части стены было выстроено здание духовного училища.

Настоятели и наместники

Использованные материалы

[1] Указ Святейшего Синода №3894. См. «Епархиальные распоряжения и известия», Тверские епархиальные ведомости, 1908, №17-18, с. 179.

Источник

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

тверская обл старица монастырь. Смотреть фото тверская обл старица монастырь. Смотреть картинку тверская обл старица монастырь. Картинка про тверская обл старица монастырь. Фото тверская обл старица монастырь

История

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «. именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.

При Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию».

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».

После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».

Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».

То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.

Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.

По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.

После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.

Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.

XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *