True crime community что это
🔪Ask true crime community (ATCC)🔫
Администрация ATCC приветствует всех,кто попал в нашу творческую семью👪.
Здесь вы можете задавать любые вопросы персонажу, который есть в нашем перечне,и иллюстратор отвечающий за персонажа ответит вам в виде скетча,комикса или всеми другими возможными способами
Показать полностью.
Правила группы🚩
➖Вход строго от 16лет. Если вы не достигли этой отметки,сообщите админам,дабы те были в курсе. (Узнаем сами-бан)
➖Не переходите грань.В группе свобода слова,но за чрезмерную агрессию в сторону участников или оскорбление админов-бан
➖Не пытайтесь спамить/рекламировать свою группу без согласования с администрацией,в противном случае пост будет удалён,а вы отправитесь в ссылку в чс.
➖Не засорять предложку хламом,не относящийся никаким образом с тематикой группы.( мемесы про корги можете кидать в личные сообщения- админ не против)
🔥Если ты хочешь стать частью команды,то ты можешь пройти по ссылке в обсуждении,и оставить заявку на персонажа,который ждет своего звездного часа.
Подробная информация здесь https://vk.com/topic-153587991_35796337
💥ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОПРОШАЮЩИХ💥
В нашей группе есть обсуждения для вопросов того или иного персонажа.Если вы хотите задать вопрос-ищите имя и фамилию вашего любимчика (или нет) именно там.
Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime
Одной из самых громких премьер последних месяцев на стриминговом сервисе Netflix стал сериал «Убийственные рейтинги» (Killer Ratings), снятый в жанре true crime («реальное преступление»). В нем режиссер Дэниел Богадо рассказал о деле Уоллеса Соузы — бразильского телеведущего и политика, который, как предполагают власти страны, занимался организацией убийств, чтобы по горячим следам отправлять съемочную группу на место преступления. Таким образом он, по мнению следствия, стремился увеличить популярность своей передачи и укрепить собственный статус борца с беззаконием.
«Убийственные рейтинги» мало похожи на «Во все тяжкие» (Breaking Bad) с точки зрения фабулы, однако отделаться от ассоциаций все равно сложно. Как и Уолтер Уайт, Соуза притворялся добропорядочным гражданином, а на самом деле был криминальным авторитетом. Ну или не был: Дэниел Богадо оставляет нам пространство для сомнений, ведь нашлось немало свидетелей, уверенных, что дело сфабриковали местные правоохранительные органы, которым (якобы) не нравилось, что Соуза лезет на их территорию.
Так или иначе, с культовым сериалом Винса Гиллигана «Убийственные рейтинги» роднит, прежде всего, острота и непредсказуемость сюжета. Резкие повороты в ходе расследования, новые фигуранты, погони и задержания. Враги превращаются в друзей — и наоборот. Безликие статисты вдруг оказываются опасными преступниками. Вопрос, удастся в итоге следствию прижать Соузу или нет, висит в воздухе практически до конца. «Убийственные рейтинги» смотрятся как детектив, держат в напряжении, и в этом, по сути, состоит главный секрет успеха сериалов в жанре тру-крайм.
Документальное кино никогда не было продуктом массовым. Его показывают, в основном, на специализированных фестивалях, которые вызывают существенно меньше ажиотажа среди прессы и зрителей, чем, например, Канны. В России качественные нехудожественные фильмы зачастую можно увидеть на подчеркнуто «интеллектуальных» или нишевых телеканалах вроде «Культуры» и Animal Planet. Ну или на «Первом», но в очень позднее время, когда людям хочется спать, а не погружаться в детали биографии Клода Моне или тонкости иерархии в стаде павианов.
С другой стороны, даже уверенный пользователь Netflix вряд ли будет смотреть посвященный знаменитым шеф-поварам, обласканный критиками сериал Chef’s Table, если в принципе не интересуется культурой приготовления еды. Жанр тру-крайм в этом смысле на порядок более универсален: он бьет в те же точки, что и популярные, идущие в прайм-тайм ток-шоу. В сериалах о настоящих преступлениях есть интрига, драма, развитие характеров. А еще — флер скандальности, поскольку в центре внимания режиссеров оказываются дела резонансные, неоднозначные.
Смотря документальный сериал о криминальном мире, мы как бы готовимся к возможному столкновению с ним: запоминаем, когда и где ребенка лучше не оставлять одного; прикидываем, как распознать грабителя в ничем не примечательном прохожем; разбираемся, что делать, если тебя обвиняют в правонарушении, которого ты не совершал, и т. д. Так уж сложилось, что наш мозг эволюционно ориентирован на сбор информации, способной помочь нам обеспечить собственную безопасность и безопасность потомства.
При этом аудитория становится все более искушенной: снятой на коленке получасовой документалкой о советском серийном убийце по кличке «Мосгаз» никого уже не удивишь. Нужна красивая картинка, продуманный саундтрек, со вкусом сделанная компьютерная графика. За последние годы создатели сериалов в целом разбаловали зрителей качественными съемками и большими бюджетами, поэтому неудивительно, что, пробуя новые форматы, компании-производители стараются держать планку.
Вместе с тем именно объем в пять, семь и больше серий позволяет авторам вместить в очередную документальную криминальную драму не только убийц и потерпевших. Такой формат отлично подходит для того, чтобы походя рассказать о социальных проблемах, яркими мазками набросать портрет общества в той или иной стране, поднять ряд важных вопросов морально-этического свойства. Допустим, Уоллес Соуза действительно возглавлял банду, которая совершала убийства ради рейтингов. Но ведь его жертвами становились обычно отъявленные бандиты. Так, может, оно и к лучшему? Или нет? Тварью он был дрожащей или право имел?
Уоллес Соуз, кадр из сериала «Убийственные рейтинги»
Жанр тру-крайм предлагает нам совершенно другой, куда более возвышенный и сложный художественный язык повествования о событиях, которые раньше попадали, в основном, в поле зрения таблоидов и шоу с сомнительной репутацией. Этим и обусловлена его кажущаяся свежесть и уникальность. Но играют такие сериалы, по большому счету, на вполне обычных, естественных чувствах и желаниях зрителей: страхе, тревоге, любопытстве, стремлении ощутить превосходство над недотепами-полицейскими, которые не могут сложить два и два.
А еще — на свойственной человеку потребности в валидации, принятии и похвале. В том, чтобы выглядеть хорошим и добрым в глазах общества. С этой точки зрения любой преступник — очень удобный объект для сравнения: на его фоне наши собственные мелкие проступки и прегрешения кажутся куда менее значимыми. Особенно, если преступник реален. Так что как знать, возможно, и Уоллеса Соузу погубила в итоге жажда не денег и власти, а одобрения.
Что еще посмотреть в жанре тру-крайм
«Хранители»
В 1969 году в городе Балтимор, штат Мэриленд, при загадочных обстоятельствах исчезла сестра Кэти Чесник, преподававшая в одной из местных католических школ. Ее тело нашли спустя два месяца, но личность убийцы так и не была установлена. Уже в наши дни бывшие ученицы Кэти, а вместе с ними режиссер Райан Уайт, попытались разобраться, что же на самом деле произошло почти полвека назад. Выяснилось, что за этим преступлением скрывается целая серия других, не менее страшных. «Хранители» — пронзительный, с большой нежностью и состраданием снятый документальный сериал о том, что люди, которые по определению должны защищать и оберегать детей, нередко становятся для них главным источником опасности.
«Убийства в Алькассере»
(The Alcàsser Murders, 2019)
Дело девушек из Алькассера стало одним из самых резонансных в новейшей истории Испании: в 1992 году три подруги-школьницы — Мириам, Тони и Дезире — пошли вечером в клуб. По дороге их похитили с целью изнасилования, а потом жестоко убили. Авторы сериала стремились не столько провести нас по лабиринтам долгого и путаного расследования, сколько показать, как одно преступление может в одночасье изменить облик национального телевидения и серьезно повлиять на формирование общественного мнения относительно гендерного насилия. Более того, самой противоречивой фигурой в итоге оказался вовсе не гипотетический убийца, а отец одной из девочек, который то ли был готов биться за честь дочери до победного конца, то ли решил заработать побольше денег, пользуясь вниманием СМИ.
«Тайны миллиардера»
(The Jinx: The Life and Deaths of Robert Durst, 2015)
Мини-сериал, снятый HBO во времена, когда волна интереса к жанру только начала подниматься. Богатейший предприниматель Роберт Дерст, выходец из влиятельной семьи нью-йоркских застройщиков, прожил жизнь, похожую скорее на триллер, чем на детектив. Подозреваемый в серии убийств, он скрывался, выдавал себя за другого человека, плел вокруг своей личности паутину лжи, а в результате согласился дать довольно подробное интервью съемочной группе, в ходе которого невольно выдал свою причастность к преступлениям. Кстати, по мотивам биографии Дерста снят и художественный фильм «Все самое лучшее» с Райаном Гослингом и Кирстен Данст в главных ролях.
«Исчезновение Мэделин Маккэнн»
(The Disappearance of Madeleine McCann, 2019)
Еще одна родительская трагедия в объективе съемочной группы Netflix. Трехлетняя англичанка Мэделин Маккэнн пропала прямо из апартаментов в португальском курортном городе Прая-да-Луш, где семья проводила отпуск. Местная полиция и журналисты взялись за расследование с таким энтузиазмом, что среди подозреваемых оказались в том числе случайные люди, чья жизнь фактически была разрушена провокационными заголовками в желтых газетах. Частной историей проблематика сериала отнюдь не ограничивается, и нам подробно, с привлечением экспертов с мировым именем, объясняют, почему дела, связанные с похищением детей, вызывают у посторонних людей столько эмоций и почему это часто мешает, а не помогает следствию.
«Лестница»
(The Staircase, 2004 — 2019)
На фоне других тру-крайм-сериалов преступление, оказавшееся в центре внимания авторов «Лестницы», кажется, на первый взгляд, не слишком захватывающим: в 2001 году, упав со ступенек, погибла жена американского писателя Майкла Питерсона. Следствие сочло обстоятельства ее смерти подозрительными, и Питерсон попал в круговерть многолетних разбирательств. «Лестница» представляет собой на удивление подробный, неожиданно увлекательный экскурс в особенности работы американской судебной системы, когда на скамье обвиняемых сидит человек, у которого есть имя и деньги, и он может позволить себе нанять прославленных адвокатов, специалиста по отбору присяжных и даже тренера по технике речи.
«Создавая убийцу»
(Making a Murderer, 2015 — 2018)
Выпущенный относительно недавно, но уже признанный классикой документальный детективный сериал о Стивене Эвери — американце, который отсидел 18 лет по обвинению в изнасиловании и покушении на убийство, но впоследствии был оправдан благодаря развитию технологий в области анализа ДНК. Вот только выйдя на свободу, Эвери снова стал фигурантом громкого дела. Его случай — на редкость сложен и противоречив, поэтому рассказ о нем растянулся на два полноценных сезона. Именно успех «Создавая убийцу», по сути, открыл сериалам в жанре тру-крайм дорогу к широкой аудитории.
True Crime: как детективы-самоучки покоряют YouTube
Их сообщество помогает полиции раскрывать даже самые сложные и запутанные дела 😲
Немного личного: я обожаю детективные истории! 😍 В детстве я зачитывалась приключениями Шерлока Холмса и рассказами Эдгара Аллана По. Позже я открыла для себя документальные фильмы о работе детективов над странными и, порой, пугающими делами.
Один из последних интересных проектов такого рода — документальный сериал Netflix «Место преступления: Исчезновение в отеле Сесил» (2021).
Год назад я узнала о том, что существует группа людей, чье любимое хобби — расследование запутанных дел 🕵️♂️ Именно благодаря интернет-детективам тайна становится явью, а виновный в преступлении несет заслуженное наказание! 😎
Если тебе интересно узнать, как обычные люди делают то, что не удается профессионалам — я расскажу тебе о феномене онлайн-расследований и о том, какие каналы на YouTube данной тематики стоят твоего внимания 🧐 Поехали!
Кто такой интернет-детектив?
Помнишь, с каким восторгом мы приняли сериал «Шерлок»? 🤩 А ведь детектив-социопат и его верный спутник частенько используют свои сайты для общения с потенциальными клиентами 💻
Интернет-детектив в реальной жизни 🙂 — это обычный человек, волонтер, которому интересен не только сам процесс расследования, но и его результат. В чем же его преимущество перед полицией?
Первое — у него нет дедлайнов 🕖
Второе — у него не так много «горящих» дел, как у профессионального детектива 👨✈️
Благодаря именно таким людям (и одной талантливой писательнице по имени Мишель Макнамара) спустя 40 лет удалось поймать опасного преступника по прозвищу «Убийца из Золотой Долины».
Ниже я оставлю несколько видео популярных YouTube-блогеров, публикующих свои расследования и обзоры на самые громкие дела и загадки со всего мира:
BuzzFeed Unsolved Network
Журналисты BuzzFeed Райан Бергара и Шейн Мадеж начинали с прогулок по заброшенным домам, населенными призраками 👻 Сейчас в плейлистах канала можно найти десятки интересных видео о реальных преступлениях, мистических историях и происхождении мифов.
ми́стика
Блогер ми́стика (раннее «МиссТика») интересна в первую очередь тем, что делает обзоры на тайны и детективные истории России. На ее канале уже можно посмотреть видео об исчезновении групп альпинистов, русских аферистках и конспирологических теориях 👽
GRAZY TV
В прошлом рэпер, а сейчас — популярный корейский блогер Грейс (настоящее имя Ким Юн Ми) уделяет особое внимание расследованиям и делам на территории Азии. Также на ее канале можно узнать о последних скандалах из мира k-pop и послушать интересные интервью с астрологами 🔮
Bailey Sarian
Как совместить мейкап и расследования? 🤔 Бэйли Сэриан знает ответ! На своем канале девушка рассказывает о порой жутких и широко известных делах, параллельно создавая сногсшибательные образы ✨ Вот уж действительно «необычный подход к делу» 🤣
Eleanor Neаle
Привет с родины Шерлока Холмса! 😜 Канал Элеонор Нил в основном посвящен английским преступлениям. Раз в месяц блогер устраивает тематические недели — например «Valencrimes Week» 🖤 Эта неделя традиционно посвящена делам, в которых замешаны влюбленные пары.
👉 Не путай интернет-детективов с «диванными следователями»! Последние частенько наводят полицию на ложный след, но это уже совсем другая история…
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Сообщество тру-крайм: как интерес к убийствам превратился в подростковую субкультуру
Подростки, которые устроили поножовщину в пермской школе, были подписаны на паблики о школьных бойнях — это часть большого комьюнити под названием тру-крайм. И пока Роскомнадзор призывает блокировать такие группы, «Афиша Daily» объясняет, как появилось тру-крайм-сообщество и что это вообще такое.
Как все узнали о пабликах про массовые убийства
За неделю в России произошло сразу три вооруженных нападения в школах. Сначала двое подростков устроили поножовщину в пермской школе: более 10 человек получили ранения, а учительница попала в реанимацию. Следом в Челябинской области девятиклассник ранил ножом сверстника — его госпитализировали, а на нападавшего завели уголовное дело об умышленном причинении легкого вреда здоровью. Утром 19 января в Улан-Удэ подросток пришел в школу с топором и коктейлями Молотова: пострадали учитель и несколько школьников. Известно, что одной ученице грозит ампутация пальца, а другой ученик получил травмы головы, спины и конечностей. После нападения подросток попытался покончить с собой.
Знакомые Льва и Александра, устроивших драку в Перми, говорят, что подростки вдохновлялись бойней в школе «Колумбайн» и подражали Эрику Харрису и Дилану Клиболду. О связи нападения в пермской школе с «Колумбайном» также сообщают в СМИ. Также есть предположения, что «Колумбайном» интересовался Антон, который совершил нападение в Улан-Удэ. В полиции считают, что подростки могли состоять в закрытых пабликах, «побуждающих к насилию в школах». Что это за группы, неизвестно, но в Минкомсвязи их прямо связывают с темой «Колумбайна» и просят уничтожить.
Что произошло в школе «Колумбайн» и почему это спровоцировало другие преступления
Когда Харрис и Клиболд вошли в школу, о нападении уже знала часть учащихся и преподавателей. При этом некоторые воспринимали происходящее как розыгрыш, ведь Эрик и Дилан были известны эксцентричными выходками. Один из учеников школы Брайан Андерсон даже не верил, что все происходит взаправду, и выбежал остановить нападавших; его застрелили в упор.
Смерть Андерсона произошла на глазах учительницы искусств Патти Нильсон. Поняв, что происходящее не шутка, она побежала в библиотеку, чтобы вызвать полицию и предупредить остальных учеников. Когда Эрик и Дилан зашли в библиотечный зал, школа была оцеплена полицейскими и спецназом SWAT, но это не остановило их — с криками «Это вам за все дерьмо, которым вы нас кормили четыре года» они продолжали стрельбу. Харрис и Клиболд покинули библиотеку в 11.36. К этому времени 13 школьников были убиты и более 20 человек ранены.
По мнению психологов, причиной бойни могла стать многолетняя травля Эрика и Дилана со стороны других учеников школы. Кроме того, усилить озлобленность также могла их увлеченность компьютерной игрой Doom. Но, если верить дневникам школьников, буллинг не главная причина их поступка. В первую очередь они хотели войти в историю самых жестоких убийц, стать примером для подражания, обзавестись последователями и поклонниками.
Что такое тру-крайм-комьюнити и как они появились
Тру-крайм-комьюнити (от английского true crime — настоящее преступление. — Прим. ред.) — общее название пабликов, блогов и сайтов, посвященных известным убийцам и их жестоким деяниям. Как говорит 18-летняя Лера Жданова (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.), активная участница таких групп, они начали формироваться примерно в 2000-х годах, объединяя одновременно людей, которые просто интересуются смертью ради любопытства, и тех, кто пытается идеализировать и романтизировать преступников.
Тру-крайм-комьюнити ничем не отличается от любого другого фанатского сообщества вроде групп про Лану Дель Рей или Мэрилина Мэнсона. В них публикуется фан-арт, фанфики, фотографии и интересные факты — например, записи из школьной анкеты преступников. «Само по себе происшествие в „Колумбайне“ ужасное и трагичное, и мы всегда в нашем сообществе высмеивали их поступок, а ни в коем случае не поощряли», — говорит 19-летний Аарон Винклер, который ведет в «ВКонтакте» один из самых популярных пабликов по теме «Колумбайна».
Почему подростки интересуются тру-крайм-культурой
15-летняя Оля впервые узнала о тру-крайм-комьюнити четыре года назад, посмотрев видео про массовое убийство в «Колумбайне». «Тогда я посчитала Эрика и Дилана идиотами, которые не сумели пережить трудные школьные годы и выйти во взрослую жизнь, начатую с чистого листа, а потом, возможно, стать довольно успешными людьми. На тот момент мое отношение к „Комбайну“ было, мягко говоря, негативное, а всех фанатов данного случая я считала больными на голову», — говорит Оля.
Спустя несколько лет «по причине банального интереса» школьница вновь вернулась к теме «Колумбайна» как к главной части тру-крайм-культуры. «Изучая факты, показания свидетелей, записи в личных дневниках стрелков, я поняла, что причиной стрельбы стало банальное безразличие общества», — рассказывает Оля, отмечая, что события в «Колумбайне» — это отражение важной социальной проблемы. По ее словам, в школе была ужасная дисциплина: например, ученики, которые считались школьными героями, постоянно издевались над слабыми — разливали на пол масло и с улыбкой наблюдали, как те падали. Администрация школы была в курсе буллинга, но никогда не пыталась решить эту проблему.
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Глава 1
Преступники
Жанр true crime гораздо распространеннее, чем кажется. Лишь последние несколько лет он находится на пике популярности. Не всегда это связано с кинематографом: например, в 2018 году пермские школьники устроили поножовщину, «вдохновившись» событиями в школе «Колумбайн». Все подростки были участникам true crime — комьюнити, пабликов, посвященных небезызвестным убийцам. Уповать на излишнюю доступность интернета не приходится, ведь многие сообщества начинали формироваться еще в нулевые. Контент подобных групп не отличается от любого другого фан-сообщества: арты, фотографии, факты и все самое интересное. И несмотря на то, что создатели подобных комьюнити отрицают массовое поощрение убийц, все это превращается в опасную романтизацию, о которой мы поговорим позже.
«Подлинная история банды Келли» (1906) / J. and N. Tait/Johnson and Gibson/NFSA
Фильм «М», вышедший в 1931 году и ставший первой звуковой картиной Фрица Ланга, — классический триллер о маньяке-убийце. Мало кто знает, но сюжет ленты основан на реальном деле Петера Кюртена из Дюссельдорфа. Первые 30 лет ХХ века Кюртен держал в страхе Германию, после чего признался в совершении 69 жестоких убийств. Ланг не показывал сцены насилия, лишь намекая на него:
«Каждый отдельный зритель представит ужасные детали убийства в соответствии с его личным воображением».
Картина стала важным достижением для кинематографа, но не для жанра. Настоящую популярность true crime приобрел спустя чуть больше чем 150 лет. До середины ХХ века нервы читателей щекотал историк-криминалист Уилльям Рогхед, публиковавший очерки судебных заседаний. Тогда жанр обрел примерные очертания: стало понятно, что людям интересно не само преступление, а его расследование. Середина прошлого столетия для true crime ознаменовалась двумя выдающимися творениями криминальной литературы: в 1966 году Трумен Капоте публикует роман «Хладнокровное убийство». Читательское сообщество содрогнулось от жизнеподобного описания, а критики отметили особый эффект, производимый на читателя.
Глава 2
Последователи
В 1981 году бестселлером становится документальный роман Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». Он рассказывает о первом в истории США случае, когда человек был признан невиновным в изнасиловании и ограблении по причине диссоциативного расстройства личности (ДРЛ). Книга до сих пор пользуется популярностью по двум причинам. Во-первых, конечно, важна беспрецедентность случая. А во-вторых, роман выстроен так, что читатель проходит весь судебный процесс вместе с героями: Киз лично беседовал с Миллиганом, и их диалоги задокументированы в книге. В 2016 году режиссер М.Найт Шьямалан взял за основу ключевой мотив истории Билли и снял хоррор «Сплит», в котором герой Джеймса МакЭвоя Кевин Крамб тоже похищает девочек-подростков. Несмотря на то что личность Зверя, одно из воплощений Крамба, в фильме приняли за выдумку, его прототип вполне мог существовать в менее фэнтезийном образе — при ДРЛ физические способности действительно изменяются в зависимости от того, какая личность активна.
«Убийца Зодиак» (1971) / Adventure Productions/American Genre Film Archive
В наши дни жанр true crime заиграл новыми красками. Серийный убийца Зодиак, чья личность до сих пор не установлена, орудовал в конце 1960-х и получил много внимания в поп-культуре. Самый известный фильм, посвященный его деяниям, «Зодиак» Дэвида Финчера, вышел 13 лет назад. Однако в 1971 году, когда маньяк еще был активен, была снята картина «Убийца Зодиак» — производство и премьера картины были рассчитаны на то, чтобы заманить маньяка на показ. Зрителям раздавали карточки с надписью «Я считаю, что Зодиак убивает, потому что…» — убийцу собирались вычислить по почерку, сравнив написанное с присланными криптограммами. Мартин МакДона тоже не обошел личность маньяка стороной, выпустив в 2012 году черную комедию «Семь психопатов», где семейная пара, занимающаяся истреблением душегубов, расправляется и с Зодиаком.
Немного отходя от true crime в привычном его понимании, стоит вспомнить и о феномене «Брата» Алексея Балабанова, который в премьерный 1997 год окрестили «последним всхрипом русской идеи». Несмотря на то что либеральное крыло фильм отвергло, зрители приняли его близко к сердцу, а Данила Багров действительно стал для людей братом и народным героем. Он типичный представитель постсоветского поколения, которое выросло на идеологии «лихих 90-х». Это фольклорный герой, и близок к реальности он благодаря своей попытке защитить оскорбленных и немощных, при этом живя честно и «по понятиям». Такое характерное для эпохи поведение все-таки позволяет отчасти отнести «Брата» к фильму под жанром реального преступления.
«Брат» (1997) / кинокомпания СТВ
Для тех, кто не связан с преступным миром, привлекательность асоциальных личностей частично проистекает из детских качеств, которые тем присущи: беспринципность, отказ принять ответственность, воплощение свободы. Только у преступников она выражается в отказе подчиняться закону, тогда как для детей это, скорее, свобода воплощения своих безграничных возможностей. Такую свободу мы наблюдали в России 90-х, из-за чего происходила романтизация «братков». На фоне слабой государственной власти в этих персонажах люди видели если не опору, то максимально приближенную к действительности версию Робин Гуда.
Вернемся, однако, в 1991 год, обратно в Америку, где Оливер Стоун выпустил «Джона Ф.Кеннеди. Выстрелы в Далласе», основанного на книгах «По следам убийц» и «Перекрестный огонь: Заговор, убивший Кеннеди». Америка еще не успела отойти от будоражащих событий, и потому фильм получил в основном негативные оценки. The New York Times, The Washington Post и Chicago Tribune раскритиковали подход режиссера, хотя и признали фильм его самой сильной работой. Другой выдающийся представитель жанра — «Лето Сэма» 1999 года, крайне непривычная работа для Спайка Ли. Лента рассказывает о попытках найти реального убийцу в 1977 году, когда в Нью-Йорке орудовал маньяк Дэвид Берковиц и все видели друг в друге врага.
Глава 3
Обвинение
Случается, что фильмы жанра true crime критикуют за романтизацию преступника. Его изображают сексуальным и неправильно понятым. Самый очевидный пример из относительно недавних релизов — экранизация жизни Теда Банди с Заком Эфроном в главной роли. «Красивый, плохой, злой» — художественная картина, которая тем не менее позволяет серийному убийце посмертно рассказать историю своими словами. Триллер Джо Берлингера показали на «Сандэнсе» в 2019 году. Он основан на преступлениях серийного убийцы, от рук которого погибло 36 девушек (и это только подтвержденные случаи). Возможно, романтизация Банди происходит из-за его несоответствия типичному образу серийного убийцы, социально неуклюжему, внешне неприятному и агрессивному. А Зак Эфрон, получивший в 2017 году звание самого сексуального мужчины, мало вяжется с нарисованной нашим мозгом и обществом картинкой.
Очаровывающий женщин в своих целях Банди в фильме показан не только как кровожадный убийца, но и как примерный семьянин. Героиня Лили Коллинз явно не предполагала, что в камине, рядом с которым они проводят вечера, ее бойфренд сжигает полуразложившиеся головы жертв. Джо Берлингер свое видение объясняет жизненным опытом: он много раз общался с осужденными и был шокирован их умением убедительно доказывать свою невиновность. Такая же судьба ждала сериал «Ты», выпущенный на Netflix. После его выхода девушки писали исполнителю главной роли Пенну Бэджли в твиттер:
Сейчас true crime делит нишу с самыми популярными жанрами современности. В среде подкастов в 2014–2016 годах наблюдался настоящий бум. Serial от создателей популярной радиопрограммы This American Life стал всемирно известным феноменом, поскольку быстрее, чем какой-либо другой подкаст, достиг порога в пять миллионов загрузок. Книги на эту тематику и по сей день часто занимают первые места в списке бестселлеров The New York Times. Аудитория будто не может насытиться контентом, сфокусированным на криминальных делах, и уходит с головой в любительские расследования, стремясь зайти за желто-черную ограждающую ленту, собрать улики и идентифицировать преступников.
«Беседы с убийцей: Записи Теда Банди» (2019) / Netflix
На одном только стриминговом сервисе Netflix в 2020 году вышло более 25 документальных шоу, посвященных реальным преступлениям. «Американское убийство: Семья по соседству» рассказывает о расправе Кристофера Уоттса над своей женой и детьми в 2018 году, мини-сериал «Don’t F**k with Cats: Hunting an Internet Killer» — об охоте на интернет-убийцу котят, «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди» посвящен 30-й годовщине казни маньяка (режиссером выступил все тот же Берлингер), а состоящее из двух сезонов шоу «Неразгаданные тайны» в каждой серии подробно описывает до сих пор открытые дела.
Совсем недавно Netflix заявил, что работа над третьим сезоном сериала Дэвида Финчера «Охотник за разумом» отложена на неопределенное время, что сильно расстроило фанатов. Режиссер сорвал джекпот. Мало того что у персонажей со стороны ФБР есть реальные прототипы, так еще и в основе каждого персонажа-маньяка лежит реальная личность — Эдмунд Кемпер, Ричард Спек, Чарлз Мэнсон, Пол Бейтсон, Дэвид Берковиц, и это лишь половина списка. Надеяться остается только на контракт Финчера со стриминговым сервисом, ведь стараниями фанатов «Охотник за разумом» находится в топе уже несколько недель.
Глава 5
Расследование
True crime дает нам возможность заглянуть в девиантные части человеческой психики. Нас привлекают эти истории отчасти потому, что мы хотим понять мотивацию таких ужасных, причудливых и бессмысленных актов насилия. Хотим понять, потому что боимся. Однако с психологической точки зрения здесь есть некоторый парадокс, ведь страх — эмоция негативная и оттого не особо привлекательная по определению. Преподаватель ВШЭ Ольга Гулевич, специализирующаяся на социальной психологии, рассказывает о множестве попыток понять происхождение этого интереса у зрителей. Существует психоаналитический подход, в одно время популярный, но не имеющий эмпирических доказательств. Согласно ему, через просмотр фильмов, транслирующих негативные эмоции, человек освобождается от собственных переживаний.
Вторая теория уже имеет под собой экспериментальную почву и объясняет тягу к триллерам, ужасам и боевикам через возможность поддержания возбуждения на определенном уровне. Люди выбирают для просмотра те фильмы, которые помогают им соблюсти баланс в настроении. Так, ленты, вызывающие страх, интересны людям, жизнь которых относительно спокойна, а те, кто испытывают тревожность или испуг, предпочтут кино расслабляющего характера. Желание пойти в ближайший кинотеатр или включить зловещий фильм дома может в большинстве случаев возникать и в связи со скукой в относительно безопасном обществе, где подобные ужасы происходят с гораздо меньшей периодичностью. Существуют исследования, которые доказывают, что в военные или просто тяжелые времена люди меньше настроены на гнетущие фильмы и стараются отдаляться от них в своем выборе.
«Самый страшный убийца в истории России: почему его не хотели ловить?» (2020) / Редакция/YouTube
Третий подход к изучению этого вопроса был взят из социологии массовых коммуникаций. Теория использования и удовлетворения предполагает, что люди обращаются к медиа прежде всего в угоду своим потребностям. Удовольствие при просмотре жуткого кино неразрывно связано со страхом, и его воздействие на нас можно сравнить с катанием на американских горках. Однако люди различаются по степени, в которой они хотят получить острые ощущения. Поэтому при помощи этого подхода можно изучать лишь индивидуальные различия.
Еще один подход, подтверждающий мнение психологов, предлагают физиологи. Их идея состоит в том, что мы смотрим слешеры и другие страшные картины ради «ощущений после». Наше чувство страха возникает в правом полушарии головного мозга, что заставляет организм выбрасывать в кровь адреналин. Вслед за этим гормоном вырабатывается другой — допамин, «гормон удовольствия». А тот факт, что мы одновременно находимся в пространстве фильма и осознаем его вымышленную сущность, увеличивает интенсивность наших ощущений.
«Самый страшный убийца в истории России: почему его не хотели ловить?» (2020) / Редакция/YouTube
Подробности по теме
Распространенной моделью иллюстрации отношений в фильмах true crime является треугольник Карпмана. «Углами» в нем выступают спаситель, жертва и преследователь. Но идея о том, что во время просмотра зритель идентифицирует себя с тем или иным из перечисленных персонажей, не была подтверждена исследовательским путем, утверждает Ольга Гулевич. Далеко не каждый будет готов идентифицировать себя с жертвой, поскольку именно она испытывает негативные эмоции. Большинству более заманчивым вариантом кажется спаситель — мы идентифицируем себя с тем, на кого хотели бы быть похожи. И здесь на поверхность всплывает еще один парадокс true crime — создатели намеренно выстраивают обстановку, в которой происходит наша идентификация с третьим персонажем, который вроде бы должен быть нам неприятен. Такая смена ракурса оказывается терапевтической, поскольку треугольник Карпмана действует не только в мире кино, но и за его пределами, в нашей повседневной жизни.