Tripadvisor на чем зарабатывает
Отзыв турпродукции: как зарабатывают на накрутке рейтингов TripAdvisor
Итальянец попал в тюрьму на девять месяцев за публикацию фальшивых отзывов на рестораны и отели на крупнейшем рекомендательном портале для туристов TripAdvisor. Случай беспрецедентный потому, что индустрия поддельных отзывов во всем мире процветает. В особенностях ее работы разбирались корреспонденты iz.ru.
Девятью месяцами тюрьмы и €8 тыс. штрафа наказал директора фирмы PromoSalento суд итальянского города Лечче. Дело расследовалось три года при поддержке работников портала рекомендаций для туристов TripAdvisor. Доказать вину бизнесмена удалось благодаря письмам, которые он рассылал предприятиям гостинично-ресторанной отрасли, предлагая свои услуги. Также за время расследования сотрудники портала выявили и заблокировали более тысячи попыток разместить сфальсифицированные отзывы.
Зазывалы в сети
Переоценить роль отзывов на TripAdvisor трудно: они могут как сделать заведение самым популярным местом в городе, так и полностью разрушить его репутацию. Фальшивые отчеты о посещении выступают в роли уличных зазывал. Только работают они теперь в Сети, а ремесло это получило благозвучное название — крауд-маркетинг. Для того, чтобы пробраться в заветный топ рейтинга самого популярного приложения для путешественников, ресторану достаточно получить около 100–200 положительных отзывов. Боты могут справиться с такой задачей за считанные дни и вывести никому не известное место на вершину.
Британский журналист Уба Батлер на крыше своего ресторана
Об уязвимостях системы наслышаны и сами пользователи. Некоторые из них жалуются в поддержку сервиса на накрутки отзывов в посещенных ресторанах. Впрочем, всё это напоминает борьбу с ветряными мельницами: после аннулирования рейтинга одного ресторана верхние строчки вновь захватывают малоизвестные и горячо рекомендуемые заведения. Британский журналист Уба Батлер потратил полгода на то, чтобы поднять на первое место ресторан, которого в принципе не существовало. В прошлом году он превратил сарай на заднем дворе его дома в лучший ресторан Лондона, даже несмотря на то, что кроме хозяина и его друзей там никто не бывал. Батлер выложил фотографии интерьера и блюд, которые выглядели аппетитно. Но только на вид. На самом деле они состояли из пены для бритья и таблеток для мытья посуды.
Вместе с приятелями Батлер начал писать хвалебные отзывы и зарегистрировал несколько сотен аккаунтов. Раньше журналист подрабатывал написанием фальшивых отзывов для ресторанов, в которых никогда не бывал. За одну положительную рецензию ему платили около £10. Когда его несуществующий ресторан забрался на вершину рейтинга, телефон начал разрываться от звонков. Впрочем, желающие забронировать столик всегда сталкивались с отказом. «Ресторатор» говорил, что всё забронировано на шесть недель вперед. Особо настойчивые пытали счастья по несколько раз в месяц, но всякий раз место было недоступно для посещения.
Уба Батлер и гости его ресторана
Журналист заметил, что начал получать в том числе и негативные отзывы, которые, вероятно, писали конкуренты. С самого начала Батлер был уверен, что TripAdvisor — это подмена реальности, а отзывы в нем пишут люди, никогда не посещавшие ресторанов и отелей, которые так отчаянно хвалят. Но чтобы убедиться в том, что вся система рейтинга совершенно необъективна, он решил открыть свой ресторан всего на один день. Закупил готовые обеды в супермаркете, позвал знакомого, чтобы тот сыграл шеф-повара, а перед входом в секретный «ресторан» завязывал посетителям глаза. Для антуража владелец лучшего вегетарианского ресторана Лондона купил живую курицу, которую якобы должны были приготовить для посетителей. Некоторые из гостей после ужина пробовали повторно забронировать столик.
Затраты, необходимые на регистрацию одного фейкового аккаунта — левая сим-карта и новая электронная почта — окупаются уже после написания двух отзывов. Спрос на такие услуги остается стабильно высоким, и писать можно по несколько десятков ежемесячно. Слишком высокая активность пользователя покажется администраторам подозрительной.
Стоит взглянуть и на московский топ-лист. В первой пятерке лучших заведений города нет ни одного, у которого было бы более трехсот отзывов. Незадолго до старта ЧМ по футболу в Москве маркетинговая компания предлагала рестораторам услуги по накрутке отзывов в сжатые сроки. За включение любого заведения в первую десятку просили 35 тыс. рублей. Впрочем, по словам ее директора, услуги не пользовались спросом, потому что рестораторы успешно справляются с этой задачей без посторонней помощи.
От 500 рублей за отзыв
По словам опрошенных iz.ru рестораторов, рынок платных отзывов в России хорошо развит.
— К нам регулярно обращаются. По несколько раз в день в формате спама приходят такие предложения. Но для наших проектов это достаточно затратная услуга, во-первых. Во-вторых, у нас достаточно гостей, и мы стоим в большом количестве хороших подборок и путеводителей. И нам совершенно необязательно наращивать таким образом аудиторию, — рассказала совладелец ресторанов «Одесса-мама» и «Крым мой» Анна Шпак.
По ее словам, цены на такие комментарии начинаются от 500 рублей за штуку. При этом предлагают разместить от 10 до 15 отзывов в месяц, в основном на русском, английском и китайском языках и на разных площадках.
— Во-первых, вы платите в пустоту, потому что вы никогда не знаете, будет ли что-то опубликовано. Во-вторых, фейковые отзывы всегда видно. Особенно на китайском носитель языка всегда отличит, потому что это своеобразный язык. В третьих, любой человек, работающий с Tripadvisor достаточно давно, понимает, что столько отзывов не может появиться на странице одного ресторана за месяц. Поэтому смысла обращаться к таким компаниям я не вижу, — отметила Шпак.
Екатерина Миронюк, пиарщица ресторана «Южане», тоже сталкивается с предложениями купить положительные отзывы, хоть и реже. По ее наблюдениям, фиксированная цена на один отзыв — 1000 рублей.
— Компании предлагают написать отзывы от человека, который якобы написал уже 20 отзывов. Потому что Tripadvisor, насколько я знаю, блокирует аккаунты, которые написали один–два отзыва, — рассказала Миронюк.
По ее словам, к подобным услугам ей прибегать не приходилось, даже когда болельщики футбольного клуба «Спартак» обрушили рейтинг ресторана на разных рекомендательных сервисах в августе, чтобы «перекрыть этот негатив». Это произошло после того, как владелец ресторана Тахир Холикбердиев выразил в своем Twitter недовольство судейством на матче «Спартак»–«Краснодар». Встреча закончилась со счетом 1:0.
Владелец ресторана «Южане» Тахир Холикбердиев
— На те негативные отзывы, которые были месяц назад от «Спартака», мы писали комментарии службе Tripadvisor: «Обратите внимание на то, что в течение определенного времени [они появляются]». А они писали очень быстро их, в течение 30 минут могло прийти 100 отзывов. Tripadvisor никак не отвечал абсолютно. Но в какой-то момент все негативные отзывы, которые шли на нас в течение двух дней, удалились. То есть они не отвечают, но удаляют.
Но проблема в том, что они потом поставили блок, и любому человеку, который хотел написать комментарий, Tripadvisor присылал информационное письмо, что страница находится под наблюдением, потому что там чересчур активные отзывы. Два–три дня это продолжалось, — рассказала iz.ru Екатерина Миронюк.
Как и Анна Шпак, она считает TripAdvisor хорошим инструментом в работе с гостями, в первую очередь иностранными, но не самым важным. Того же мнения придерживается PR-директор гостиниц «Астория» и «Англетер» Наталья Ермашова. Правда, она за время работы в разных отелях с предложениями купить хорошие отзывы не сталкивалась ни разу. Как, впрочем, и с массовыми кампаниями по черному пиару.
— Потому что у каждого отеля TripAdvisor — это всё-таки один из инструментов. Но он не единственный. И никто от него не зависит на 100%. Поэтому на этом поле вести борьбу с конкурентами, — отметила Ермашова.
Подработка для студентов
Человек, работавший в подобной компании пять лет назад, рассказал iz.ru, как поставлен процесс написания поддельных положительных отзывов на отели.
— Объявление о подработке для студентов я нашел в университете, прямо на доске с расписанием. Там был только адрес электронной почты. Факультет у нас был гуманитарный, профильный, так что такие объявления были обычным делом.
Списался с человеком. Он сказал, что надо писать отзывы на отели, 400 рублей — штука. Получаешь список названий отелей, в основном там была Турция. Смотришь отзывы на них и из трех–четырех компилируешь новый. Очень приветствовалось, чтобы отзывы были не слишком литературными. Большими буквами написанные или с кучей восклицательных знаков, с ошибками — нормально. Как будто очень средний турист писал.
Наклейка TripAdvisor на входе в ресторан
Сам я ничего не размещал, всё отправлял куратору по электронной почте, мне в ответ приходили деньги на карточку — обычно за 10–15 текстов сразу, писал я много.
Продлилось это всё не больше полугода. Меня за пару недель предупредили, что списки кончаются. Возможно, будут новые, а может, и нет. Ну, и новых не появилось, — рассказал собеседник iz.ru.
Крутятся как умеют
Еще одна простая и работающая схема получения хороших отзывов — стимулирующие акции в самих ресторанах. Например, некоторые из них предлагают бесплатное блюдо или напиток в обмен на рецензию. В данном случае заведению удается даже сэкономить, потому что себестоимость напитка или блюда существенно ниже одного накрученного отзыва. К тому же рецензию пишет реальный пользователь. Чтобы получить вознаграждение, ему так или иначе придется показать сотруднику, что рецензия была опубликована на сайте. Тут и возникают сомнения в том, что отзыв ради бонуса окажется объективным.
Само это явление, безусловно, противоречит политике сервиса, однако проверить и отследить тот факт, что ресторан использует акции для улучшения своего рейтинга, практически невозможно. В TripAdvisor неоднократно утверждали, что система успешно борется с фальшивыми отзывами и удаляет их еще до момента публикации. Впрочем, мошенникам во многих странах удается быть хитрее: они без особых проблем проходят верификацию через фальшивые аккаунты в соцсетях и подставные телефонные номера.
Единственным адекватным критерием качества в приложении становится не позиция в рейтинге, а общее количество отзывов, считает главный редактор портала «Tutu.Cюжеты» Тимур Юсупов.
— Единственный способ понять, что заведение не накручивает рейтинг — когда отзывов очень много, несколько тысяч. Боты могут написать пару сотен. Подтасовки в слишком большом количестве бывают редко. Но история с накрутками появилась практически с момента основания TripAdvisor. Главное в проблеме народного рейтинга то, что ты никак не можешь понять и проверить, действительно ли человек посещал это заведение или отель. Те же системы бронирования отелей более объективны, потому что написать отзыв можно только после того, как закончился период проживания в нем, — отмечает Юсупов.
В сфере рекомендательных приложений у TripAdvisor, по сути, нет конкурентов. Экспертные рейтинги не могут обеспечить себе такой охват аудитории. Более узконаправленные приложения, например, барные рейтинги, точно так же ориентированы на оценку пользователями и сталкиваются с накрутками.
Заработать на отпуске. Прибыль сервиса TripAdvisor увеличилась в 5 раз
В пересчете на акцию прибыль составила 18 центов против 4 центов год назад. Аналитики Уолл-Стрит прогнозировали чистую прибыль на акцию на 7 центов меньше. Инвесторов разочаровала финансовая отчетность TripAdvisor.
Сервис для тех, кто собирается в отпуск, не сумел увеличить продажи. В результате акции компании подверглись массированным распродажам и потеряли 13% за день.
Как развивается бизнес в трех сегментах
За истекший квартал число отзывов, представленных на сайтах TripAdvisor на разных языках, увеличилось на 20% и достигло 760 млн. В среднем в месяц сайты TripAdvisor посетил 441 млн человек. Количество уникальных пользователей, посетивших TripAdvisor в течение первого квартала, снизилось на 5%. Эту информацию компания предоставила в своем квартальном отчете.
Какой приоритет выбрали в TripAdvisor
В 2019 году компания сосредоточится на «улучшении продуктов, чтобы увеличить заинтересованную клиентскую базу и обеспечить долгосрочный рост прибыли», заявил исполнительный директор TripAdvisor Эрнст Теуниссен. По его словам, компания работает над запуском новых услуг.
«Со временем усилия, ориентированные на клиентов, сократят затраты на их привлечение и усилят конкурентное преимущество компании», — говорится в отчете TripAdvisor. В компании рассчитывают, что проводимые работы по усовершенствованию сайта приведут в конечном итоге к росту прибыли и увеличению рентабельности по всем направлениям бизнеса.
Чего ждать от акций
С учетом 13%-ного падения в день выхода отчетности потенциал роста бумаг составляет 15%. В большинстве своем аналитики советуют держать акции TripAdvisor в инвестиционном портфеле. Из 25 опрошенных аналитиков такой рекомендации придерживаются 16 человек. Трое рекомендуют покупать бумаги, шестеро — продавать.
Интервью с основателем ведущего портала мирового турбизнеса TripAdvisor
В 2000 году Стивен Кауфер, выпускник Гарварда по специальности «информатика», основал сайт TripAdvisor, который за 15 лет стал крупнейшим порталом о путешествиях в мире. Сейчас TripAdvisor, Inc. – публичная компания, работающая в 45 странах на 28 языках. У сайта 315 млн уникальных пользователей ежемесячно, в компании более 2800 сотрудников. Идея создания сервиса, который бы позволял путешественникам выбирать гостиницу, читая отзывы клиентов, принадлежит жене Кауфера.
15 лет назад мы с женой планировали летний отпуск, – вспоминает основатель Tripadvisor в интервью. – Вначале я обратился в туристическое агентство, где мне дали три красивые брошюры, которые выглядели прекрасно, с потрясающими фотографиями. Мы смотрели на них и не знали, какой отель выбрать – все казались безупречными. И тогда я попробовал поискать информацию в интернете. Но там я нашел практически ту же рекламную информацию, что и в брошюрах.
Чисто случайно увидел чей-то личный отзыв и фотографии одного из курортов, и только это помогло мне принять решение и выбрать хорошее место. Мы прекрасно провели отпуск, вернулись домой, и жена предложила мне начать бизнес, который помогал бы другим путешественникам выбирать места для отдыха и читать отзывы реальных людей, которые бывали в этих местах. Тогда мы, конечно, не предполагали, что станем самым большим сайтом о путешествиях в мире более чем с 200 млн пользовательских отчетов о поездках.
— Что было самым сложным в то время? Трудно ли было найти инвесторов и убедить их?
Когда в 2000 году мы создали TripAdvisor, перед глазами у нас было множество интернет-компаний, тративших деньги легко и свободно. Потом многие из них вынуждены были свернуть бизнес, и мы очевидно не испытывали желания пойти по их стопам. В первое время мы экономили на всем чем могли – у моей жены была небольшая компания по разработке программного обеспечения, и в течение первого года работы она предоставляла нам бесплатную аренду, оборудование и расходные материалы.
Наш офис помещался на мансарде над пиццерией, но мы работали там бесплатно, и нам его хватало. В конце концов мы его переросли – там могли комфортно разместиться восемь человек, и когда нас стало 15, пришлось съехать. Но даже тогда мы следили, чтобы издержки были минимальными. Это была эпоха доткомов, и хотя тратить много в то время было в порядке вещей, никто не смог бы обвинить нас в расточительности.
— Если бы вы начинали бизнес сейчас, что бы вы поменяли?
Мы стартовали в Штатах, но, конечно, думали, что выйдем на международный рынок. В итоге это заняло несколько лет и потребовало много усилий. Если бы мне пришлось начинать сейчас, я бы совсем иначе построил нашу международную политику, вышел бы на международные рынки, на китайский, например, гораздо раньше.
— На чем вы зарабатывали тогда и как поменялась модель за это время?
Когда мы начинали, наша бизнес-модель была абсолютно иной. Мы планировали TripAdvisor как огромную базу данных и хотели ее продавать порталам о путешествиях, туристическим интернет-агентствам и т. д. Мы надеялись, что наш контент будет столь высокого качества, что для ведения бизнеса компаниям будет необходим доступ к базе данных TripAdvisor, а мы будем предоставлять доступ по лицензии и/или получать часть генерируемой выручки за просмотр страниц. Но прошел год, а у нас было всего одно лицензионное соглашение, и мы шутили, что квартальный доход не покрывал даже расходов на бесплатный еженедельный обед, который мы предлагали своим сотрудникам.
Мы столкнулись с проблемой фундаментального характера – мы хотели, чтобы нам платили за размещение нашего контента, тогда как все вокруг настаивали на том, чтобы за размещение нашего контента у них платили мы.
Бизнес не приносил прибыли, а деньги стремительно заканчивались. Привлечь новые инвестиции было трудно – мы просили денег, не имея возможности показать, как будем их зарабатывать. И мы изменили схему работы – начали предлагать свой контент конечным пользователям и получать деньги за рекламу с оплатой за клики. Такой подход оказался чрезвычайно эффективным – мы расстались с некоторыми из своих первоначальных идей, бизнес стремительно пошел в гору, и в конце концов мы стали тем, чем сегодня являемся.
Сейчас cost per click – по-прежнему приносит главные деньги, но параллельно мы развиваем новые бизнесы по всему миру. Важно понимать, что 2/3 трафика TripAdvisor идет не из США, а из других стран.
— Сколько отзывов появляется на сайте за день? Вы их как-то контролируете?
Каждую минуту мы получаем более 125 новых отзывов и размещений. Мы фокусируем внимание на том, чтобы отзывы и контент на сайте реально отражали действительность, чтобы они не отличались от того, что в итоге увидит пользователь при посещении отеля. И, видимо, нам это удается – 95% путешественников, ответивших на наш вопрос о том, насколько достоверны отзывы на TripAdvisor, заявили, что увиденное полностью соответствовало прочитанному на сайте.
Сам объем отзывов на TripAdvisor говорит о том, что вы имеете дело с отзывами большого количества людей. Только прочитав много отзывов, вы можете составить для себя реальную картину. Тот же принцип используется и при социологических опросах – чем больше выборка, тем надежнее результат.
При этом мы настойчиво боремся с любыми попытками мошенничества. Все без исключения отзывы проходят жесткий контроль. У нас передовая автоматизированная система контроля. Кроме того, круглосуточно работает команда, в которой более 200 специалистов по контенту.
— Нет ли у вас планов перестать быть посредниками, а напрямую продавать туры вашей огромной аудитории?
Нет, мы лишь рекомендуем сайты партнеров, через которые удобно бронировать путешествия. Кроме того, сейчас мы предоставляем площадку для бронирования отелей через TripAdvisor, но это лишь платформа для удобства пользователей, чтобы не надо было открывать новые окна в браузере. Транзакции идут через отели, они же общаются с клиентом в дальнейшем.
— Какие у вас планы на 2015 год? В интервью вы говорили об агрессивном маркетинге в новом сезоне. Что это значит?
Недавно мы запустили в США новый сервис для мобильных пользователей, позволяющий путешественникам быстро и без труда забронировать отель через наших партнеров, не уходя с сайта. Мы считаем, что идея мгновенного бронирования может увеличить общий объем бронирования и отдачу для наших партнеров. Это в свою очередь должно способствовать монетизации смартфонов, от чего потенциально смогут выиграть пользователи, партнеры и TripAdvisor. Мы планируем в течение этого года внедрять сервис мгновенного бронирования и на других рынках, где работаем.
— Какие у вас критерии и цели, когда компания планирует новые приобретения?
Мы стараемся увеличить трафик на рынках, где наше присутствие еще недостаточно. У пользователей появилась возможность выбирать и бронировать места в ресторанах. Для этого мы купили Lafourchette – это ведущий провайдер онлайн-бронирования ресторанов в Европе. Важность ресторанов растет – у нас огромная и постоянно пополняющаяся коллекция более чем из 2,4 млн ресторанов на сайте, и трафик на страницах отзывов о ресторанах растет год от года.
— С кем вы работаете в России? Какую долю бизнеса составляет российский рынок?
В России мы работаем с целым рядом брендов, включая Oktogo.ru и DaTravel.com. Могу процитировать официальную и независимую статистику от ComScore за декабрь 2014 года. В этом месяце у нас было 1,9 млн уникальных посетителей. Рост по сравнению с тем же периодом предыдущего года составил 29%. По данным ComScore, на TripAdvisor в России приходится 9% туристического рынка.
— А российский кризис как-то поменяет ситуацию?
Думаю, в конечном итоге нет. Конечно, мы замечаем колебания популярности направлений, представленных на сайте, в зависимости от крупных событий – финансового кризиса, авиакатастрофы или всплеска активности перед Олимпийскими играми.
— Как интернет поменялся за эти 15 лет? Тогда был бум, появились многие компании, которые сейчас в лидерах на рынке.
Самое значительное изменение, которое повлияло на все глобальные компании, – это появление и популярность смартфонов. Мы начинали в эпоху компьютеров и веб-браузеров. А потом появились смартфоны, люди получили доступ к интернету в любом месте. С точки зрения путешествия это даже удобнее, потому что теперь необходимые приложения, TripAdvisor например, всегда рядом, можно не планировать заранее, а сразу на месте решить, куда пойти в городе.
— Как вам кажется, как будет развиваться онлайн-бизнес? Стоит ждать революционных идей?
Думаю, через 5 лет наверняка появится новый интересный сервис в сфере путешествий, но что именно, я пока не знаю. И думаю, это будет связано со смартфонами. Интернет в кармане – это очень удобно, и технологии быстро развиваются, так что наверняка у этого сектора еще есть скрытые возможности.
— Сейчас появилось много молодых компаний с миллионными инвестициями, про них говорят, что они не знают, как монетизировать аудиторию. Как вы думаете, чем закончится этот бум?
Было время, когда говорили, что Facebook и Twitter тоже не смогут зарабатывать деньги, но там, где есть аудитория, будет и прибыль.
— Какая компания удивила вас больше всего в последние годы? За кем вы следите с самым большим интересом?
Uber развивается очень быстро. Это очень востребованная компания, которая влияет на рынок, на модель поведения людей. Многие сейчас пользуются этим приложением. Я ценю эту компанию.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой бизнес?
Прежде всего, вы должны быть всегда готовы скорректировать свою бизнес-модель, если рынок начал меняться. Не нужно держаться за неработающие методы. Ключ к успеху нового бизнеса и вообще любого бизнеса – способность двигаться так быстро, как это только возможно. Мы следим за тем, чтобы компания сегодня двигалась так же оперативно, как тогда, когда в ней работало меньше 100 человек. Например, на еженедельные совещания, на которых мы анализируем продукты TripAdvisor, может прийти любой сотрудник. Там у каждого есть возможность объяснить, какие изменения и почему он хочет внести. Такие инициативы позволяют максимально быстро превратить идеи в действия.
Еще один важный момент – понимание спроса на ваш товар или услугу. Это неотъемлемая часть успеха. Вы также должны определенно знать, кто именно будет вам платить и сколько.
Запускать бизнес всегда сложнее, чем кажется. Если предприниматель собирается начать новый бизнес и при этом намерен в первые годы работать не более 45 часов в неделю, это не поможет построить сильный бизнес. Без всякого сомнения, успех может прийти, только если вы страстно любите то, чем занимаетесь.
— Как люди будут путешествовать в будущем, как изменились путешествия за последнее время и повлияло ли на это TripAdvisor?
Одно из самых важных наших достижений – это прозрачность, которую принес в туристическую отрасль TripAdvisor. До нашего появления у путешественников не было другого выбора, кроме как положиться на турагентство или верить тому, что пишут о себе гостиницы в распространяемых ими же брошюрах. Те немногие, кто вооружался путеводителем, должны были довериться автору, который сколько-то лет назад написал что-то там о какой-то гостинице.
Вы приезжаете на место и жалеете о потраченных деньгах, потому что отель оказался слишком шумным или окна номера выходят на ряды мусорных баков. При этом у информации, которой вы в этой связи хотели бы поделиться, не было никаких шансов дойти до целевой аудитории ни по одному из перечисленных каналов. Теперь же вы можете написать отзыв на TripAdvisor, а отель может его прочитать и предпринять необходимые действия для повышения качества обслуживания. Это сила демократии в туристическом бизнесе.
— Какие интересные тенденции вы наблюдаете сегодня в туристической отрасли? Мир меняется, но как меняется сфера путешествий и запросы людей?
Будущее за использованием мобильных технологий для улучшения жизни людей. У потребителя в кармане уже сейчас в постоянно включенном состоянии находится невероятно мощный компьютер, с помощью которого он может значительно полезнее провести время на курорте по сравнению с тем, что было в недавнем прошлом. Есть люди, которым нравится оказываться в новом городе и бродить по улицам, ничего о нем не зная. Я же в новом городе хотел бы услышать от своего телефона какую-то умную и полезную информацию о том, что я в данный момент перед собой вижу, пусть даже из окна такси, везущего меня из аэропорта в отель.
Где я? Что это я вижу там вдалеке? Какие поблизости рестораны, куда хорошо сходить с маленькими детьми, и сколько ждать в очереди?
Технологии, позволяющие это сделать, уже существуют, но никто еще пока этим не занимается. Ни у одной компании нет того великолепного сайта о пункте вашего назначения, на котором были бы собраны все советы от друзей и экспертов, доступ к которым вы могли бы незамедлительно получить в нужный момент на своем смартфоне. В скором будущем это обязательно должно случиться, именно этим и занят TripAdvisor.
— Как вы обычно планируете ваши собственные поездки и как любите путешествовать?
Я пользуюсь TripAdvisor перед каждым путешествием и пишу отзывы о каждом месте, где бываю сам. Правда, путешествовать мне удается меньше, чем хотелось бы.
Я недавно вернулся из восхитительной поездки в Каппадокию в Центральной Турции, поразившую меня своей историей и природной красотой. Визит в подземный город и утренняя прогулка на воздушном шаре – это обязательные пункты.