тренировка для мамы с ребенком 1 год
Гимнастика для детей от рождения до года
Выбираем вид детской гимнастики
Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности.
Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире.
К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.
Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:
1) гимнастика (физические упражнения);
2) гимнастика на мяче;
О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.
Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я».
До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.
Гимнастика на мяче
Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.
Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.
Основные принципы гимнастики на мяче
Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.
Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий.
Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.
Техника выполнения упражнений
Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.
Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.
Аквагимнастика
Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.
Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем.
Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.
Основные принципы аквагимнастики
Техника аквагимнастики
Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.
Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.
Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.
Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.
Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома.
Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.
Другие виды детской гимнастики
Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога.
В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой.
Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.
Движение — это жизнь! И огромная радость
Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.
Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.
Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!
Комплекс упражнений для детей
Содержание:
О пользе физкультуры для детей давно известно, тем более что физкультура — это не просто ряд упражнений, а образ жизни, который позволяет человеку сохранять и укреплять свое здоровье. Помогать детскому организму гармонично расти посредством физических упражнений очень легко — надо просто активно играть с ребенком.
Упражнения для разминки
Если ребенок только учится ходить
Стоя на полу, малыш держится за опору. Взрослый манит к себе ребенка яркой игрушкой. Меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, стимулируя развитие ориентации в пространстве.
Ходьба по «узкой дорожке»
Сперва обозначьте на полу (дома при помощи веревочек, лент, шарфов, деталей конструктора) или асфальте (на улице мелом или палочками) дорожку шириной около 30 см. Задача ребенка — сохраняя равновесие, самостоятельно пройти по дорожке. В дальнейшем задание можно усложнять: предлагать пробежать, попрыгать на двух или на одной ноге или сделать дорожку уже (20 см, потом 10 см). Можно также ходить, наступая на узкую палку или скрученный в колбаску вытянутый шарф.
Ходьба боком
Предложите ребенку пройти боком между двумя диванными подушками или стульями, поставленными спинками друг к другу. Тренируйте умение ходить приставными шагами одинаково хорошо в обе стороны.
Ходьба и бег в различном темпе
Вместе с ребенком, приговаривая стишок, топайте ногами в различном темпе.
«Так бегают мышки: маленькие ножки бежали по дорожке!» (Быстро переставляете ноги на месте или бегаете.)
«А так бегают слонята: большие ноги шли по дороге!» (Медленно тяжело топаете.).
Перешагивание через препятствия
Расставьте по полу предметы различной высоты — плоские и высотой 10–15см. Под стихотворение перешагивайте через препятствия:
«До чего трава высока,
То крапива, то осока,
Поднимай повыше ноги,
Ведь идешь не по дороге!»
Лазанье
Чтобы проводить упражнения для детей дошкольного возраста, желательно установить дома шведскую стенку или обзавестись лесенкой. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться лестницами на детских игровых площадках. Скамейки и бортики песочницы тоже станут неплохим тренажером: ребенок встает боком к скамейке, опирается на нее руками и перелезает. Проделывайте это в обе стороны.
Прятки-лазалки
Взрослый прячет игрушку ребенка на небольшой высоте, например на спинке дивана, таким образом, чтобы ее было непросто заметить. Когда после ваших подсказок ребенок найдет игрушку, он должен залезть на диван, чтобы достать ее. Если это для него еще очень сложно, соорудите горку из подушек, чтобы ребенок смог сам вскарабкаться на диван.
Лев-циркач
Взрослый держит обруч, через который ребенок должен проползти или пролезть, как лев, прыгающий через огненный обруч в цирке.
Упражнения для детей на укрепление мышц всего тела
Веселая дорожка
Ребенок ползает на четвереньках по скамейке. Это может быть «мостик» через речку или «волшебная дорога» к бабушке. Обязательно страхуйте ребенка.
Тачка
Ребенок лежит на полу, упирается руками. Взрослый держит ребенка за ноги, поднимая их от пола на удобную для ребенка высоту. Ребенок переступает руками вперед и назад.v
Черепаха
Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Затем притягивает руками колени к груди и старается коснуться коленей головой. Можно покачаться в таком положении вперед-назад — это черепаха спряталась в свой панцирь.
Общеукрепляющие упражнения для рук и плечевого пояса
Намотай клубок
Взрослый дает ребенку клубок ниток с длинным концом и показывает, как надо намотать нить на клубок, совершая круговые движения кистями.
Вертолет
Ребенок стоит прямо, руки по бокам опущены вниз, ноги на ширине плеч. Теперь бегаем, совершая круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад и в обратную сторону.
Самолет
Под стихотворение «Самолет летит, а мотор гудит: «у-у-у-у-у»» ребенок бегает с руками, раскинутыми в стороны, наклоняя туловище то вправо, то влево. Можно делать большие махи руками.
Общеукрепляющие упражнения для ног
Помимо простых, но действенных догонялок и салочек, есть и другие игровые упражнения для детей дошкольного возраста, которые помогут укрепить мышцы ног.
Невод
Взрослый на полу разложил рыбок. Ребенок держится обеими руками за обруч (наш невод), который находится у взрослого в руках. Нужно присесть вместе, опуская «невод» в море, чтобы поймать как можно больше рыбок. Заодно можно потренироваться в счете.
Большой — маленький
Игра на противоположности. Ребенок показывает, какого роста животные, которых называет взрослый. Например, слон большой — ребенок стоит, высоко подняв руки, а мышка маленькая — ребенок низко приседает. Помогайте ребенку — вставайте и садитесь вместе с ним.
Гимнастика для малышей до года
Содержание:
Когда начинать упражнения для малышей?
Разумные физические нагрузки полезны в любом возрасте, но возможности новорожденного сильно ограничены, поэтому первые занятия с грудничком будут мало похожи на традиционную «утреннюю гимнастику». Для малышей 2–3 месяцев лучшей тренировкой является массаж.
Проветрите комнату и убедитесь, что ничто не будет отвлекать вас и вашего ребенка от физических упражнений. Для малышей очень важна комфортная обстановка во время массажа, иначе они начинают капризничать и «зажимаются». Разденьте ребенка. Если в комнате прохладно, оставьте на нем легкую одежду, которая не стесняет движения. Выберите для занятий ровную и твердую поверхность, например, стол, положите сверху пеленку или полотенце. Начинайте сеанс массажа, следуя этим рекомендациям:
Положите ребенка на спину и начните медленно и нежно поглаживать его тело — сначала головку, затем, ручки, животик, ножки.
Постоянно говорите с крохой, можете рассказать ему сказку или спеть песенку — он все равно ничего не поймет, но голос мамы подействует на него успокаивающе.
Попробуйте перевернуть малыша на живот и помассировать спинку. Некоторым детям не нравится такая поза, поэтому следите за реакцией крохи. Если ребенок недоволен, переверните его обратно на спину.
Вы можете использовать масло для массажа, но это не обязательно. Оно должно быть съедобным (шансы, что малыш оближет свои пальчики, довольно высоки), не иметь запаха и подходить для детской кожи. Чтобы убедиться в этом, перед первым применением нанесите капельку масла на кожу малыша, вотрите ее и проследите за реакцией в течение нескольких часов. Лучше всего проконсультироваться со специалистом и подобрать правильное средство вместе.
Продолжайте массаж, пока это нравится вам обоим.
Такие упражнения для малыша — отличная мышечная зарядка, но не только. Массаж расслабляет, улучшает сон, способствует более быстрому росту грудничка 2 и, самое главное, помогает установить тесную эмоциональную связь между ребенком и его мамой.
Какими упражнениями заняться с малышом в 4–5 месяцев?
Положите ребенка на живот. Это не самая комфортная поза, и, возможно, через некоторое время он захочет перевернуться. Немного помогите ему, чтобы показать, как это делается.
Уложите ребенка на бочок, а рядом с ним положите любимую игрушку. Попытавшись дотянуться до нее, малыш может научиться переворачиваться на живот.
Усложните упражнение с игрушкой. Положите ребенка на спинку и немного «раздразните» его интересной игрушкой, а затем положите ее сбоку. Пытаясь дотянуться до игрушки, он попробует перевернуться. Если имеющихся навыков не хватает, слегка подтолкните его рукой.
Если вы попробовали эти упражнения для развития малыша, но не добились результата сразу, ничего страшного. Ваш ребенок еще не готов к переворотам: подождите несколько дней и попробуйте еще раз.
Какой комплекс гимнастики подойдет для малышей 6–9 месяцев?
Упражнение для укрепления мышц живота
Положите ребенка на спину ножками к себе. Обхватите его голени руками, при этом ваши большие пальцы окажутся ближе к пяткам крохи, а остальные лягут на коленки. Не сгибая ножек, поднимите их в вертикальное положение, затем опустите вниз. Повторите упражнение несколько раз — оно направлено на тренировку мышц брюшного пресса и постановку правильного дыхания.
Упражнение, которое учит ребенка садиться самостоятельно
Положите кроху на спину ножками к себе. Дайте ему обхватить ручками ваши указательные пальцы и потяните на себя. Помогите ребенку сесть, затем обратным движением верните в исходное положение. Повторите упражнение несколько раз. Эта простая детская гимнастика для малышей тренирует мышцы плеч, рук, пресса и учит садиться из положения лежа.
Упражнение для развития навыков ползания малыша
Положите ребенка на живот ножками к себе, немного подогните их в коленях. Поместите впереди, в зоне видимости крохи интересную игрушку — так вы мотивируете его, чтобы он ползал, стремясь к привлекательной цели. Если ребенок не понял задания, проведите его несколько раз туда и обратно, поддерживая рукой под грудь. Это упражнение направлено на то, чтобы малыш начал ползать, а также тренирует большое количество мышц.
Упражнение для укрепления спины малыша и обучения технике вставания
Положите ребенка на живот ножками к себе. Вложите ему в ручки свои указательные пальцы и дайте за них ухватиться. Медленно поднимайте пальцы вверх, немного отводя назад. Если малыш готов к этому, он встанет на коленки, а затем попробует подняться на ножки. Повторите 1–2 раза. Упражнения такого рода полезны для ножек, укрепляют мышцы спины и рук. Но, самое главное, так ребенок учится правильно вставать.
Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
Упражнение для тренировки навыков балансирования
Поставьте ребенка лицом к себе и подхватите его руками под локти. Медленно опускайте руки вниз — опираясь на них, малыш немного присядет, затем начните поднимать руки в исходное положение, чтобы он снова встал, повторите несколько раз. Такие упражнения полезны для спины, живота и ног, а также помогают малышу научиться более уверенно садиться и вставать.
Упражнение для улучшения координации движений
Поставьте ребенка спиной к себе. Нежно, но уверенно обнимите его на уровне коленей и бедер — так, чтобы он не мог подогнуть колени и встать на четвереньки. Чтобы заинтересовать малыша, положите перед ним игрушку: когда он наклонится и возьмет ее, заберите и верните обратно, повторите несколько раз. Это упражнение направлено на развитие координации движений, а также укрепляет мышцы живота и спины.
Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги
Поставьте ребенка лицом к себе и возьмите за кисти рук. Чуть притяните его к себе, чтобы он начал терять равновесие. Если малыш еще не готов к хождению, он опустится на коленки, если готов — сделает шажок вперед. Продолжите тянуть на себя, чтобы за первым шажком последовали другие, повторите проход пару раз. Это занятие — одно их важных развивающих упражнений для малыша, подготавливающих его к самостоятельному хождению и способствующих укреплению многих групп мышц.
Упражнение для развития навыков хождения
У вас есть детская каталка? Поставьте ребенка на ножки и дайте ему ухватиться за ручку каталки. Чуть толкните ее вперед, чтобы он сделал первый шажок, немного подтолкнул каталку вперед и пошел за ней. Страхуя кроху, дайте пройти некоторое расстояние за движущейся тележкой. Это упражнение развивает навыки хождения и готовит ребенка к первым шагам без опоры.
Какие ошибки совершают родители, делая упражнения для малышей?
Грудничковая гимнастика — очень простое занятие, тем не менее, даже в нем есть определенные правила, которые нужно соблюдать:
Если вы видите, что упражнение явно идет не по плану, значит ребенок пока не готов к нему. Попробуйте еще раз через несколько дней.
Не занимайтесь гимнастикой, если кроха только что поел или хочет спать. Все упражнения нужно делать только тогда, когда малыш готов к физической активности.
Следите за сигналами, которые он подает. Если ребенок капризничает и не хочет заниматься, заканчивайте тренировку.
И самый главный совет: перед введением в «программу тренировок» каждого нового упражнения и при любых возникающих вопросах консультируйтесь с педиатром!
Массаж для детей: от новорожденных до 1 года
Почему массаж полезен для развития физического и психологического развития ребенка, какой массаж родители могут выполнять сами, и как именно делать массаж малышу
Чем полезен массаж
Трудно переоценить замечательные качества даже обычного оздоровительного массажа для детей. А лечебный массаж для грудных детей вообще творит чудеса. Он может устранить такие проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, косолапость и плоскостопие, паховая и пупочная грыжа, рахит, сколиоз, дефекты осанки, гипертонус и гипотонус, спастическая и мышечная кривошея. Конечно, такой массаж выполняется только по показаниям и обязательно сертифицированным специалистом.
В чем секрет массажа? Дело в том, что импульсы, идущие от кожи по нервным путям, достигают коры головного мозга и оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. Это улучшает ее контроль над работой всех органов и систем:
Но главный плюс массажа для младенцев в том, что он положительным образом сказывается на отношениях мамы и ребенка: между ними усиливается привязанность, нежность, взаимное понимание и принятие.
Основные принципы массажа
Совместите приятное с полезным! Пока делаете массаж и гимнастику, читайте малышу стихи, потешки, пойте песенки. Называйте части тела, предметы, попадающие в поле зрения ребенка, комментируйте свои действия — так вы заодно занимаетесь и речевым развитием.
5 комплексов упражнений для занятий с детьми в первый год жизни
Познакомьтесь с 5 комплексами оздоровительного массажа для детей на первом году жизни. Рекомендуем сначала посмотреть, как его делает специалист в поликлинике, чтобы лучше разобраться в нюансах. Пожалуйста, помните, что его можно делать только здоровым детям. При малейших сомнениях не бойтесь обращаться к специалистам: они разберутся, какой именно массаж нужен вашему ребенку.
Перед началом массажа постарайтесь наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним. Начинается процедура с простых приемов и упражнений. Со временем вводятся новые элементы. Будьте внимательны и старайтесь не сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, чтобы ему не было больно.
Основные приемы массажа грудным детям
Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение
В этом возрасте массаж помогает, прежде всего, уравновесить напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук.
Понаблюдайте за ребенком во время массажа и гимнастики. Наверняка вы заметите, что у него уже появляются любимые приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. В следующий раз начать можно именно с них, это сразу создаст у малыша позитивный настрой.
Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус
Главная задача массажа для ребенка 3 – 4 месяцев — обучение малыша изменению положения тела, нормализация ножного и ручного тонуса.
Не забывайте: мышцы, кости и связки у детей раннего возраста еще очень нежные и не сформированы до конца. Поэтому польза от занятий гимнастикой будет только тогда, когда упражнения соответствуют возрастным возможностям вашего малыша.
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.
Комплекс 4. От 6 до 9 месяцев. Улучшаем координацию движений
В возрасте 6 – 9 месяцев малыша необходимо научить правильно ползать, координируя для этого движения рук и ног. В занятиях гимнастикой и массажем фокус внимания с рук и ног переходит на грудь, спину и живот, и массирование этих областей становится более энергичным.
Комплекс 5. От 9 до 12 месяцев. Развиваем самостоятельность
Этот комплекс поможет максимально разнообразить движения и будет способствовать развитию самостоятельности ребенка. В этом возрасте уже можно говорить об активной гимнастике: поскольку малыш уже более физически развит, большинство упражнений он выполняет самостоятельно, при поддержке взрослого. Тем не менее для разнообразия и более комплексного воздействия на организм продолжайте использовать полюбившиеся вашему малышу приемы массажа.
Мы уверены, что массаж не только поможет развитию организма малыша, но и научит маму слушать свое чадо и распознавать его сигналы, отвечать на них. Она станет более уверенной в своих родительских способностях, а у малыша появится умение слушать и взаимодействовать. И ребенок и мама получат удовольствие и от зрительного контакта, от расслабления, любви и доверия, возникающих и укрепляющихся при массаже. Ради одного этого стоит делать массаж каждый день!
Список использованной литературы:
1. Астафьева, И. А. Детский массаж. Техники, приемы, рекомендации. Москва: Издательство «БММ», 2011.
2. Васичкин В. И. Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до 3 лет. Санкт‑Петербург: Издательство «Питер», 2011.
3. Красикова И. С. Детский массаж от рождения до трех лет. Москва: Издательство «Корона-Век», 2011.
4. Мельник А. В. Детский массаж. Массажные комплексы для детей разных возрастов. Москва: Издательство «Рипол Классик», 2006.