тренинговые технологии в обучении
Что такое тренинг и чем он может быть полезен
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о популярности разнообразных тренингов, коучингов и семинаров. Многие даже воспринимают эти мероприятия как один из видов досуга наравне с туризмом или посещением театров. Мы разберем, что такое тренинг, чем он отличается от других форм обучения, какую пользу в себе несет и как выбрать программу, чтобы она потом не разочаровала.
Определение понятия
Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.
Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.
Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.
История появления термина
Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.
Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.
Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.
В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Зачем он нужен
Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:
В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:
Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.
Виды тренингов
Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:
Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.
Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:
Навыковые
Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:
В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:
Психотерапевтические
К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:
Коммуникативные
Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:
Бизнес-тренинги
Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:
Методы
Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:
Отличия от других форм обучения
Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.
Особенности форм обучения:
Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.
На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.
Как выбрать подходящий тренинг
Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.
Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:
Заключение
Мы с вами разобрали тему тренингов. Узнали, что это такое, каких видов они бывают и чем отличаются от схожих форм обучения.
Тренинги – это отличный способ в короткие сроки получить практические навыки, которые пригодятся в повседневной или деловой жизни и сделают ее лучше и комфортнее.
На сегодня у меня все. Благодарю за внимание!
Тренинговые технологии в обучении
Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.
Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.
В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.
Виды тренинга
Сегодня среди видов тренинга выделяются…
Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.
Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.
Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).
Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.
Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.
Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.
Статья на тему : «Тренинговые технологии на уроках»
Сам термин «тренинг» ( англ. training от train — обучать, воспитывать ) пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам. Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни.
На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.
Цель тренинговых занятий:
Установление факторов, влияющих на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.
овладение определенными социально-психологическими знаниями;
развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;
диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Прежде всего, необходимо добровольное участие школьн иков как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях.
Правила тренинговых занятий
На каждом тренинговом занятии могут быть свои особые правила, но есть и те, что должны лежать в основе такой работы:
1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:
— «Большинство моих друзей считает, что. «
— «Некоторые думают. » на суждения:
2. Подчёркивание сильных сторон личности.
Во время обсуждения упражнений и заданий каждый ученик обязательно подчеркнёт положительные стороны личности выступившего. Например, «Я не согласен с тем, что доказывал Саша, но мне очень понравилось, как убедительно он говорил».
3. Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего на занятиях нельзя прибегать к непосредственным оценкам участников. Следует относиться и оценивать только их действия.
4. Искренность в общении.
Во время занятий следует настроиться на полную откровенность и искренность высказываний, поэтому говорим только то, что чувствуем. Или молчим.
5 . Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии.
Школьник должен быть уверен, что если он поделился с кем-то или со всем классом самым сокровенным, своими переживаниями, проблемами, трудностями, то обо всём этом не будут говорить по всей школе.
Я взяла за основу классификации тренинговых форм принцип расширения социальных контактов участников. Такой подход рекомендуется для организации тренинговых занятий.
2.Освоив индивидуальный тренинг, ребята также легко могут включиться в работу вдвоем — парный тренинг. Эта форма также хорошо знакома учащимся, ведь практически все учебное время они сидят парами .
Затем можно перейти к микрогруппам, сначала по 3—4 человека, т. е. следуя принципу расширения социальных контактов.
Непосредственно по обществознанию
Я расскажу более подробно о каждой из тренинговых форм на примере изучения обществознания.
«Моё второе «Я»» Основное назначение этой формы работы — помочь ребятам научиться понимать себя, свои особенности, почувствовать собственную индивидуальность, осознать свое отношение к различным явлениям, социальным институтам, то есть глубже и полнее разобраться в себе и в своем отношении к миру
Для проведения занятий в этом режиме следует прежде всего позаботиться о рабочем месте для каждого ребенка; учащиеся могут самостоятельно выбрать: пересесть за другую парту, взять стул и устроиться у окна и т. п. Нельзя требовать немедленных результатов индивидуального самоанализа, а тем более ставить неудовлетворительные оценки.
Результаты индивидуальной работы учащихся или обсуждаются сразу после окончания отведенного времени, или вообще не рассматриваться ни классом, ни педагогом. В этом случае они остаются у самих ребят. Смысл заключается в самоосмыслении обозначенной проблемы и определении своего места в её разрешении.
1.»Все ли свои права я знаю и не нарушаю ли я права других?»
Учитель предлагает учащимся заполнить специальную схему, в которой ученик будет сопоставлять свои права и их влияние на права окружающих.
Установка, с которой учитель обращается к учащимся перед этой работой, может быть следующей:
«Представьте себе, что вам предложили составить список прав, обладая которыми вы станете абсолютно счастливыми, но затем задумайтесь как реализация ваших прав повлияет на права окружающих и соответственно на ваши с ними взаимоотношения.
Сейчас вы получите карточки со схемой, с левой стороны в полукруге «Мои права» запишите необходимые вам права, а в правом полукруге — «права окружающих». Затем начинайте анализ своих прав, обращая внимание на прямо противоположные права других людей и задумайтесь, что вы лично можете сделать для сглаживания противоречий, но, не нанося при этом вреда себе. Если вам удастся найти компромисс две части должны образовать единый круг – общество, если нет – круга не получится, а значит примите окончательное решение — получив такие права, готовы ли вы оказаться за рамками существующего общества.
Перед началом работы педагог должен подчеркнуть, что для этого тренинга лучше сесть с человеком, которого знаешь меньше всех. Это более интересно и появится возможность познакомиться с партнером поближе.
Во время тренинга педагог должен поддерживать рабочую тишину.
2″Я и закон» («Размышляя о себе самом»)
“ Подумайте о своих взаимоотношениях с Законом. Всегда ли вы действуете в соответствии с его требованиями? Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения?
А где вы узнали о том или ином Законе? Кто вам рассказал о том, что является нарушением Закона и какую ответственность несет нарушитель?
Если вы всё-таки нарушали какие-нибудь правила или положения Закона, то почему это происходило? Вы не знали, что этого делать нельзя? Вы сделали это случайно, хотя знали, что это запрещено? Или вы сознательно делали это, да еще не один раз, надеясь, что никто ничего не заметит и вам все сойдет с рук?
Какое самое серьезное нарушение Закона вы допустили? Попробуйте вспомнить те чувства, которые охватили вас, когда вы поняли, что нарушили Закон?
Если вы не вспомнили ни одного случая нарушения Закона, то, как вы можете это объяснить? Тем, что вы всегда выполняете все требования и правила? Или вы очень боитесь наказания?
Все ваши размышления можно записать и оставить у себя для дальнейших размышлений над этими серьезными вопросами
Это естественно. Все зависит от сочетания этих качеств.
Давайте попробуем разобраться в себе! Ответьте на предлагаемые вопросы:
а) Какие признаки Гражданина я нахожу в себе?
б) Какие черты обывателя я вижу в себе?
Для ответов модно составить сводную таблицу, например такую:
Время на заполнение таблицы примерно 4-5 мин.
На втором этапе можно подумать и дополнить таблицу, ответами еще на один вопрос: «Какие черты Гражданина я хотел бы (хочу) развивать в себе в дальнейшем?»
4.Тренинг «Рекламная диета»
Цель системы упражнений — выработать своё отношение к рекламной продукции и дистанцироваться от фабрик «Производства создания и образа жизни».
Основное назначение этой формы работы — помочь ребятам научиться понимать себя, свои особенности, почувствовать собственную индивидуальность, осознать свое отношение к различным явлениям, социальным институтам, то есть глубже и полнее разобраться в себе и в своем отношении к миру.
Результаты индивидуальной работы учащихся могут быть обсуждены сразу после окончания отведенного времени, или на следующем занятии, или вообще не рассматриваться ни классом, ни педагогом. В этом случае они остаются у самих ребят. Главное — сам процесс самоанализа!
2.Освоив индивидуальный тренинг, ребята также легко могут включиться в работу вдвоем — парный тренинг.
1.“Лицом к лицу” (Работа вдвоем)
Для организации этой работы, прежде всего, нужно объединить учащихся в пары. Пусть ребята самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре и сядут с этими учениками.
В случае если один или несколько человек останутся без партнера, педагог может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трёх человек).
Весьма желательны смешанные пары, то есть мальчик и девочка. Но подросткам может быть трудно на глазах всего класса сделать свой выбор в пользу девочки (мальчика).
Рассмотрим особенности этой формы на примере тренинга
«Знаешь, а я однажды нарушил права другого человека»
Учащиеся разбившись по парам обращаются друг к другу, начиная с фразы «Знаешь, а я однажды нарушил права другого человека», затем учащиеся рассказывают друг другу когда и как были нарушены права, при этом собеседники должны сказать осознано ли они совершали такие поступки или из-за незнания и допускают ли они тот факт, что подобное может ещё повториться.
После окончания обсуждения можно предоставить слово нескольким парам, чтобы они поделились своими впечатлениями о проделанной работе, сказали всему классу о том, какие ошибки они обнаружили друг у друга.
2.Тренинг «Я голосую за тебя»
Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнера имея ввиду что он выдвигается кандидатом в мэры города.
Во время работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т. п. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине.
Затем ребята зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному.
Тренинг «Лицом к лицу» (работа вдвоем)
Вы можете на этом этапе работать вместе, вспоминая права человека, только нужно обязательно каждому записывать их в свою тетрадь. Это будет нужно для второго этапа работы.
Кроме реально существующих прав человека (записанных в Конституции страны, в декларации прав человека или еще в каких-то документах), вы можете записывать и те права, которые вы хотели бы иметь.
Все записи лучше делать в столбик, оставляя, справа место для дальнейшей работы.
На перечисление прав человека отводится 3 мин.
Затем вы должны поработать самостоятельно, т.е. не мешая и не помогая друг другу. Каждый из вас должен внимательно просмотреть получившийся список прав человека, который вы только что вместе составили, и попробовать проранжировать их, т.е. отметить рядом с названием каждого права человека степень его важности, с вашей точки зрения.
Например, у вас получился такой список:
Право на труд, 2 место
Право на отдых, 3 место
Право на образование, 1 место
Справа от каждого названия вы ставите номер, соответствующий степени его важности. Например, вы считаете, что самое важное право человека – это право на образование. Это нужно обозначить номером «1» справа от его названия. Второе по степени важности, на ваш взгляд, это право на труд. Обозначаем его номером «2», также справа и т.д., пока весь список прав человека не будет обозначен соответствующими номерами.
На это ранжирование вам отводится 3 мин.
На третьем этапе вы можете сравнить, какие места вы поставили рядом с каждым правом человека. Если есть расхождения, нужно обсудить их, узнать точку зрения вашего партнера, почему он так считает».
Цели: охарактеризовать положение подростка в современном российском обществе, уметь анализировать свой образ жизни и найти возможности совершенствования, способствовать формированию позитивных межличностных отношений.
понятия: социальная среда, образ жизни, позитивные межличностные отношения.
I Организационный момент
II Повторение изученного материала:
«Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ
Так о подростках высказывался дрене греческий философ Сократ.
— А вы согласны с этим утверждением?
— Как вы считаете, почему во все времена взрослые ругали молодежь за их поведение и нравы?
— Изменилось ли это отношение взрослых и молодежи в наше время? Докажите свое мнение.
— Кто оказывает влияние на формирование личности подростка?
Зарисуйте схему социальная среда подростка.
— Какое влияние оказывают на подростка?
— Всегда ли подросток замечает, что на него кто – либо оказывает влияние?
— Можно ли влиять на человека против его воли?
— Какие способы влияние на подростка кажется вам наиболее эффективными?
« Я думаю к другим религиям нужно относить толерантно»Каждый ученик должен начинать своё выступление с фразы «Я думаю к другим религиям нужно относить толерантно» затем приводить свои доводы в этом пространстве и если возникают противоречия, необходимо найти совместный компромисс.
Комментарий: подобная работа позволит сформировать терпимое отношение к другим религиям и людям их исповедующим, создать защитный барьер препятствующий разжиганию межконфессиональных споров, недопустимых в условиях современной мировой глобализации.
3.Тренинг «Спина к спине».
Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.
Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»
Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?
3.Легко ли было вести разговор?
4.Получается ли беседа более откровенной или нет?
Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения.
3.Затем можно перейти к микрогруппам, сначала по 3—4 человека, т. е. следуя принципу расширения социальных контактов.
Особенность этой формы тренинга — возможность пообщаться, поделиться сокровенным с небольшой группой людей, которая принимает и понимает и, кроме того, научиться открыто и вместе с тем тактично отстаивать свое мнение перед другими людьми
Школьники вправе самостоятельно решать вопрос о том, в какую микрогруппу входить, и поэтому в каждой микрогруппе, как правило, создается доверительная и дружеская атмосфера, которая располагает к откровенному разговору. Педагогу не следует настаивать на конкретном составе микрогрупп, но вместе с тем, учащимся нужно объяснить, что чем чаще они будут работать в разных микрогруппах, тем больший опыт общения они получат, у них будет реальный шанс проверить себя и свои способности убеждать разных людей.
Для работы в четверках можно просто сдвинуть столы парами и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Или всей четверке сесть за один стол, но обязательно лицом друг к другу.
В том случае, когда группа ребят просит оставить их впятером или даже вшестером, педагогу следует проявить твердость и предложить этой группе разделиться. В микрогруппе должно быть 3—4 человека, не более.
1. «Четвёрка» (Микрогруппы по 3-4 человека).
Тренинг «Доверенное лицо»
Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из вашего класса, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек в классе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Дня этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.
После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно.
Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.
После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться на должность мэра города. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п.
В каждой микрогруппе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем.
«Умение анализировать должно быть присуще любому человеку. Мы начнем с анализа такой проблемы как межконфессиональные отношения. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 мин. ответьте на два следующих вопроса:
Почему в мире много религий?
Почему возникают межконфессиональные конфликты?
Первые пять минут вы работаете индивидуально.»
На втором этапе участники объединяются и микрогруппы по 3—4 человека и приступают к обсуждению полученных на первом этапе ответов. Каждый зачитывает свои ответы, которые он написал на оба вопроса, при необходимости комментируя написанное и отвечая на вопросы членов микрогруппы.
Общее время на эту работу — 10 мин.
Затем учащиеся самостоятельно оценивают свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своего анализа с работой других членов микрогруппы.
Педагог может провести третий этап, во время которого учащиеся садятся в большой тренинговый круг и обсуждают два первых этапа этого упражнения в режиме рефлексии, то есть делятся со всем классом своими впечатлениями, говорят о том, как проходила работа внутри каждой микрогруппы.
4.»Уполномоченный по правам человека «
Каждая микрогруппа получает задание составить список нарушений прав которые имели место быть в отношении их класса, а также разработать меры по предотвращению таких явлений в дальнейшем. Затем учащиеся из своего числа выбирают уполномоченного по правам человека, который должен когда список будет готов огласит всему классу результаты своей работы.
Педагог может оказывать определенную помощь тем микрогруппам, которые об этом попросят. Например, очень часто ребята просят объяснить некоторые слова, которые они хотели бы использовать, но сомневаются, верно ли понимают смысл этого слова.
Роли ребят внутри группы распределяются самостоятельно (кто-то ведет записи, другой выступает от имени группы и т.д.). Учитель может предложить ребятам задания разной сложности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, предполагая, что их выполнение будет осуществляться с разной скоростью.
После завершения работы необходимо подвести итоги и заслушать выступления ребят.
Примеры проведения тренинга со всем классом
1.»Референдум» («Народное мнение»)
Для этого тренинга нужно заранее подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны, или вопросы, касающиеся экономических реформ, которые предстоят в родном городе.
Тему и вопросы референдума нужно объявить за неделю-две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время “референдума” проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает “да” или “нет” и опускает заполненный бюллетень в урну. В качестве урны можно использовать любую коробку или ящик.
Затем педагог вынимает все бюллетени. Подсчёт голосов можно осуществить сразу же, подключив к этому самих ребят (счётная комиссия из 3-4-х человек). Но можно подсчет перенести и объявить результаты референдума на следующем занятии.
2.»Правовое государство».
«Карусель» (работа в два круга)
Учащиеся встают в два круга. Педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть ребята.
Первая групповая роль (ее также одновременно играют ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства.
Вторая групповая роль (ее одновременно играют ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти.
Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников правового государства, – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть “сильная рука”, люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Учащимся следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого, тактично остановив партнера, ученик приводит свои доводы и аргументы.
3.«Живая линия» («Займи позицию»; «Шкала мнений»)
Модель организации дискуссии, способствующая освоению навыков проблемной коммуникации, определению собственной позиции по той или иной теме, готовности корректировать ее на основе критического анализа информации.
Ученикам предлагается выстроиться вдоль во ображаемой линии (можно использовать диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсужда емой проблемы. На одном «полюсе» — сторонники определен ной точки зрения, на другом — ее противники, в центре — сомневающиеся.
Представителям разных точек зрения предлагается по очереди объяснить, почему они заняли именно такую позицию (количество аргументов при ответе можно ограничить одним-двумя). По ходу (или уже после завершения изложения аргументов) участники могут поменять свое положение относительно линии в сторону одного или другого полюса в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Затем следует попросить их объяснить, почему они изменили позицию.
Можно выбрать двух учеников в качестве «наблюдателей». Они будут отслежи вать перемещения участников по отношению к линии и таким образом смогут выявить наиболее убедительные аргументы.
Прием, который разработал Д. Маккойд-Мэйсон, профессор права из ЮАР. Он помогает сформулировать свои мысли в четкой и сжатой форме.
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения?) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем основываются доводы в обоснование вашей позиции) – Потому, что …
П – примеры (факты, или примеры, иллюстрирующие ваш довод) – Например…
С – следствие (вывод о том, что надо сделать или призыв к принятию вашей позиции)- … Поэтому…
Выступление по ПОПС-формуле должно быть очень коротким – 1-2 минуты.
4.«Письменный круглый стол»
Модель учебного занятия, построенного на основе групповой деятельности. Позволяет организовать осмысление исторических или обществоведческих проблем в процессе межличностного взаи модействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями.
Каждая учебная группа получает большой лист бумаги для выполне ния задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует проблемы для групп. Например, если это вводное занятие по курсу истории в профильном 10 классе, можно предложить следую щие проблемы:
1. Зачем нужно изучать историю?
2. В чем трудности изучения истории?
3. Кто творит историю? (является субъектами историче ского процесса?)
4. Для каких профессий необходимо знание истории?
Ученики каждой группы обсуждают свою проблему и запи сывают мнения, приводя свою аргументацию или конкретизируя примерами.(Все записи делаются в достаточно краткой форме!).
Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то, что там написано. Выступление группы строится по определенной схеме. Вначале на до поблагодарить группу, внесшую наиболее ценные добавления, затем обозначить положения, вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений. Наконец, делаются обобщаю щие выводы по проблеме. Подобная стратегия учебной работы на зывается «письменный круглый стол».
Педагогический опыт показывает, что изучение учебного материала и не только, в творческой форме приносит лучший результат, нежели в традиционной форме. Поэтому на уроках обществознания следует применять такие методы, которые максимально приближены к реальности, с которыми учащиеся будут сталкиваться в современном мире. Такое упражнение можно использовать как при изучении нового материала, так и в проверке домашнего задания, выявив, как усвоена тема.
После окончания выступлений Преподаватель должен провести дебрифинг (беседа психологической направленности),в который входят вопросы такого рода как:
— Вам понравилось это упражнение?
— Что нового вы узнали для себя?
— Желаете ли вы видеть такое упражнение на других уроках?
Таким образом, тренинг это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в данном случае учащихся. Всем известно, что тренинговые упражнения проводят в различных фирмах, учреждениях, но они также подходят и для школ, если грамотно подойти к изменению цели каждого задания, подобрать подходящий материал. Пи этом учащиеся будут рады, увидеть что-то новое в их повседневной жизни. На самом деле приведенные выше тренинги, вызовут интерес у большинства учащихся, и они с удовольствие будут приходить на урок, ожидая от учителя чего-то нового, поэтому необходимо совмещать традиционные формы проведения уроков с современными педагогическими технологиями.
10. Ведение дискуссии методом «Вертушка общения».
Группа участников делится на четыре команды. Роли в командах: новаторы оптимисты, пессимисты, реалисты. Ход дискуссии: определение проблемы дискуссии; формулировка цели дискуссии; генерирование идей в командах; общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом «вертушки общения». Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, реалистов, пессимистов.
После первого круга «новаторы» занимают игровое место «оптимистов», «оптимисты» — «пессимистов», «пессимисты» — «реалистов», «реалисты» — «новаторов». Число перемещений зависит от числа ролей. Таким образом, каждая команда поочередно выполняет все роли. На столах можно поместить таблички с указанием ролей. Этот метод широко используется в деловых играх. Он дает большой эффект, так как смена ролей ставит всех участников дискуссии в равные условия, снимает конфликтные эмоциональные проявления.
Рекомендации педагогу по организации тренинга
организуете обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъясняете то или иное положение из Правил;
объясняете цель проводимого упражнения, подробно излагаете инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы учеников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения;
организуете совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия.
контролируете эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом, и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку;
подводите итоги каждого занятия.
В начале тренинговых занятий каждый ученик оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя, при этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т.п.