требует ли электронное обучение взаимодействия учащегося и педагога
Требует ли электронное обучение взаимодействия учащегося и педагога
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
О взаимодействии и требованиях к общению в процессе ДО
Автор: В.В. Яковлева, методист МОУДПОС Центра информационных технологий
С точки зрения взаимодействия, образовательный процесс с ис-пользованием ДОТ представляет собой многоплановую и разнообразную систему, компонентами которой являются:
Учащийся общается с виртуальным преподавателем с самого начала учебных занятий и на протяжении всего курса. Первое знакомство с учащимися и налаживание обратной связи – важный момент для сетевого преподавателя. В начале курса он может написать общее обращение ко всем учащимся с просьбой ответить на некоторые вопросы. По мере поступления ответов преподаватель может предварительно оценить степень коммуникабельности учащихся и уровень владения ком-пьютерными технологиями. Другой вариант первого знакомства с учащимися – аналогичные письма не по списку рассылки, а индивидуально каждому на его электронный адрес. Вероятность получить ответное письмо от каждого учащегося увеличивается. Завязываются первые контакты преподавателя с учащимися.
Групповая работа – это, прежде всего, общение, обсуждение вопросов, совместное принятие решений и т. д. Существует понятие групповой сплоченности – взаимной симпатии в межличностных отношениях. По мере развития группы происходит распределение ролей среди ее участников, например, выделение лидера, экспертов и т. д. На эффективность работы группы в целом влияет удовлетворенность участников группы своими ролями, и это важно для группового принятия решений. Имеет место групповое обсуждение имеющейся проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение.
Особенностями взаимодействия участников учебного процесса в дистанционной форме обучения являются совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем в интерактивном режиме. Объединение учащихся в малые группы для совместного выполнения заданий, участие каждого и всей группы в обсуждении проблемных вопросов в форумах, чатах, регулярные консультации с преподавателем – все эти виды деятельности основаны на общении каждого учащегося с другими членами группы и всего учебного коллектива. Учащийся не чувствует себя одиноким в процессе обучения, он посещает виртуальный класс в удобное для него время, ощущает оп-ределенную свободу действий, которые зависят от него самого; он является хозяином своей траектории обучения и в то же время постоянно чувствует присутствие единомышленников, друзей, на-ставников.
Если взаимодействие и общение обучающихся между собой подчиняется обычным правилам этикета, общежитейского и сетевого, то общение учителя и учащегося является выражением обратной связи в дистанционном обучении. Поэтому такая обратная связь должна осознаваться и тщательно планироваться преподавателем.
Специфика общения учителя и учащегося в дистанционном обучении определяется следующими моментами.
Во-первых, в центре процесса обучения находится не учитель, а учащийся. В дистанционном обучении центральная роль учащегося проявляется наиболее ярко, поскольку оно предполагает большую степень самостоятельности, чем традиционное очное. Помимо отказа от центральной роли преподавателя, дистанционное обучение предполагает переход к более демократическим, доброжелательным отношениям в процессе обучения. Обучающиеся весьма чувствительны к от-ношению преподавателя, его стилю поведения и преподавания. Несомненно, что контакт с преподавателем необходим не только для прояснения возникших вопросов, но и для поддержания мотивации к учебе и сотрудничества друг с другом.
Во-вторых, учитель остается невидимым для учащихся, что позволяет ему создавать любой желаемый образ. Дистанционное обучение позволяет преподавателю скрыть свою реальную личность за ролью учителя. Эта роль должна внушать доверие обучающимся, предполагая доброжелательность и ненавязчивую мудрость.
В-третьих, большинство современных способов взаимодействия с помощью компьютерных сетей предполагает наличие времени задержки между вопросом и ответом. Даже если преподаватель пользуется для общения с обучающимися одной из систем мгновенного обмена сообщениями (ICQ), у него есть время обдумать ответ, увидеть его на экране в напечатанном виде и внести необходимые коррективы.
Следует помнить, что при взаимодействии с помощью сетевых технологий остается полная запись полученных сообщений. Обучающийся всегда может обратиться к этим сообщениям и прочитать их повторно. Поэтому преподавателю по возможности следует избегать фактических ошибок. Эти ошибки с большей вероятностью, чем при очном обучении, будут замечены учащимися.
Новая роль преподавателя в процессе дистанционного обучения связана с тем, что он является не просто преподавателем, а тьютором, модератором, фасилитатором (от англ. «facilitate» – способствовать, облегчать). Сообщения, отсылаемые учителем, не должны содержать готовых ответов, а должны стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. При этом основная функция учителя – развивать такие личные отношения с учащимися и создавать такой климат в процессе обучения, чтобы естественные тенденции самоактуализации обучающихся принесли свои плоды.
Карл Рэ́нсом Ро́джерс – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, рассматривает ряд условий, необходимых для успешного осуществления роли учителя-фасилитатора:
Внутренним условием возникновения позитивного контакта между учителями и учащимися является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, понимание психологического состояния другого человека, сопереживание и толерантность. Внешним проявлением контакта является общение.
Исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к общению дистанционного преподавателя и обучающихся:
Психологическая поддержка ребенка
Несмотря на то что при дистанционном обучении информационные технологии дают возможность легкого расширения контакта, увеличения количественной стороны коммуникативной активности, необходимо помнить о качественной стороне общения. Здесь основную роль в качественном становлении социально-эмоционального контакта между учащимися и преподавателем играет психологическая под-держка учащегося.
Психологическая поддержка – это особый вид социально-педагогической деятельности, при котором преподаватель концентрирует внимание на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя и свои способности, избежать ошибок и поддерживает его при неудачах.
Существуют и ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Это гиперопека, создание зависимости учащегося от учителя, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками.
Для того чтобы научиться поддерживать учащегося, педагогу необходимо сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать учащегося – значит верить в него! Педагог должен иметь мужество и желание забыть о прошлых неудачах учащегося, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей; т. е. «позволить начать сначала», опираясь на веру в него, в его способность достичь успеха, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Важно позаботиться о том, чтобы создать учащемуся ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от педагога некоторого изменения требований к обучаемым, но дело того стоит. Например, учитель может специально смоделировать такую ситуацию, которая поможет развить у учащегося чувства адекватности и самоценности, помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справиться и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех.
Позиции, принципы психологической поддержки учащегося:
Существуют слова, которые поддерживают обучающегося, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:
Поддерживать можно как посредством отдельных слов: «красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай», так и высказываний: «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи, спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пытался это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал». Педагоги часто путают поддержку с похвалой, поощрением. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться учащемуся неискренной. В другом же случае она может поддержать его, опасающегося, что он не справится с поставленной перед ним задачей.
Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.):
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно | 1. Осуществляется от случая к случаю |
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | 2. Делается в общих чертах |
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося | 3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося |
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов | 4. Учитель отмечает участие в работе вообще |
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов | 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости |
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | 7. Достижения учащихся оцениваются в сравнении с успехами других |
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям | 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся |
9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая что такой успех может быть достигнут и впредь | 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения | 10. Учитель опирается на внешние стимулы, а учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу или победить в соревновании, получить награду и т. д. |
11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося | 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя |
12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено | 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы |
Таким образом, в целях осуществления дистанционной педагогической деятельности педагогу следует положительно относиться к себе и строить учебный процесс в виде диалога с учашимся, ориентированный на его личностный рост. Учителю важно отказаться от силы власти старшего и знающего, от претензии на безошибочность, от авторитарной позиции. Это означает «взращивание» в себе человека, способного к преодолению собственных негативных установок и взглядов, готового к совместным усилиям с учащимися для конструи-рования обучающей среды, в которой последний не утрачивает своего личного опыта и связи с жизнью, доверия к себе и учителю.
Взаимодействие с родителями
В системе дистанционного образования меняется многое: структура и содержание учебного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению учебных предметов. С момента начала обучения имеет место так называемый «педагогический треугольник»: учитель – ученик – родители, с его трудностями и противоречиями, требующими особого взаимодействия. Как сделать отношения в этом «треугольнике» предельно доброжелательными и конструктивными?
Начнем с того, зачем вообще в дистанционном обучении выстраивать какие-то отношения с родителями? Во-первых, это необходимо для выработки единого взгляда на сущность обучения как на процесс организации жизнедеятельности учащегося с целью создания оптимальных условий для развития и самоактуализации его личности, наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному его развитию, организации его психологической поддержки.
Во-вторых, в целях наилучшего изучения учащегося с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного – со стороны родителей, и интеллектуально-познавательного, нравственного – со стороны педагогов, для того чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс: выработать общую методику и технику, стиль и тон необходимых воспитательных воздействий на учащегося, способы координации и корректировки этих воздействий в процессе обучения; наконец, установить эмоционально-положитель-ные взаимоотношения. Общеизвестно, что процесс обучения протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимоприятным контактам – формальным и неформальным.
В этой связи можно выделить следующие функции работы с родителями (они определяют и содержание взаимодействия педагога и родителей):
Успешность педагогического взаимодействия преподавателя и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то индивидуальная, групповая встреча или дистанционное взаимодействие) должны быть положены следующие пять обязательных элементов:
Как и посредством чего может осуществляться взаимодействие педагога и родителей в дистанционном обучении? Очевидно, что традиционные очные встречи возможны не со всеми участниками процесса дистанционного обучения (например, с сетевыми педаго-гами). Кроме того, использование только этой формы взаимодействия заметно обедняет процесс общения, делает взаимодействие менее мобильным и др. Мониторинги, проводимые в ходе проекта «Социальное образование» выявляют, готовность родителей активно использовать Интернет в контактах с преподавателями и хотели бы с помощью Интернета:
Все эти потребности должны найти отражение в организации взаимодействия педагогов и родителей. Использование Интернет-технологий в практике работы с родителями позволит способствовать развитию компетентности родителей и выстраиванию отношений на качественно новом уровне. Это может быть как локальная работа, в зависимости от обстоятельств и возможностей педагогов, так и глубоко продуманная стратегия, направленная на развитие сотрудничества с семьями, а значит, и повышение качества образования ребенка. Второй вариант представляется гораздо более продуктивным, поскольку он позволяет сделать родителей приятными союзниками в вопросах обучения.
Говоря о конкретных технологиях использования Интернета в практике работы педагога с родителями, можно отметить следую-щие возможности:
Подводя итог, следует отметить, что эти несложные, но конструктивные принципы и способы взаимодействия учителя с родителями, ставшие нормой, постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках «педагогического треугольника». Практика показывает, что наиболее благоприятные условия обучения школьников с использованием дистанционных образовательных технологий складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители учащихся. Всесторонняя поддержка родителей в освоении учащимися новой образовательной среды создает предпосылки для достижения учащимися высоких образовательных результатов, максимальному развитию их социально значимых компетенций, в том числе адекватной самореализации во взаимодействии с окружающим миром.
Роль и функция преподавателя при дистанционном обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новые роли и функции преподавателя при дистанционном обучении Касьянова Елена Александровна
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения.
Интерактивное взаимодействие в процессе обучения Учащийся и ресурс Учащийся и преподаватель 1.Навигация в рамках ресурса. 2.Выполнение онлайн задания. 1. Личные сообщения 2. Проверка домашних заданий и заданий с открытым ответом 3. Видеоконференции 4.Форумы. Изменение ролей участников образовательного процесса.
Основная роль преподавателя. В традиционной системе образовательного процесса. Дистанционное образование Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Ученик Учитель Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентность к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
Современная роль педагога Консультант Дистанционный тьютор Модератор Куратор дистанционного обучения Создатель информационной образовательной среды. Навигатор в современном информационном океане. Сетевой предметный методист.
Функции преподавателя Планирование учебной работы Организация учебной работы Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Требования к преподавателю Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов; Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными учениками; Готовность к активному обмену информацией с учениками; Умение стимулировать и поощрять работу учеников посредством сетевых технологий и т.д.
реализуемые в письменной форме Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список. Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам. –Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от списков рассылки, в гораздо большей степени предназначенных для общения многих со многими. Чаты, или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени, предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями. Технологии коммуникаций
Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией. Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций. Возможность диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции. Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Возможность интерактивного взаимодействия с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи. Что это дает?
Былое и думы
Разные-разности
Так, творчество
Формы общения ученика и учителя при реализации дистанционного обучения
Публикация в журнале «Нижегородской образование» №1 2011 г.
Дистанционное обучение – на сегодняшний момент одна из наиболее интенсивно развивающихся и все более распространяющихся форм обучения. Дистанционное обучение можно рассматривать как обучение на расстоянии, когда учитель и ученик разделены пространственно, а учебные процедуры осуществляются с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Вместе с тем, дистанционным можно считать такой вид занятий, который был доступен и много лет назад: например, при обучении программированию, по обычной почте отправлялись листинги программ, на них писались комментарии, указывался оптимальный путь решения, задавались вопросы, уточнялись неясности и результаты почтой же отправлялись обратно. Естественно, скорость обмена информации ограничивалась скоростью передачи почтового сообщения, и, даже если учесть, что оба участника данного процесса были весьма мотивированы не задерживая корреспонденцию, то все равно очередного сообщения приходилось ожидать около одной-двух недель. Однако, как представляется, данный процесс можно считать полноценным обучением, поскольку оба субъекта образовательного процесса – «ученик-учитель» – присутствуют, активно действуют. Необходимо заметить, что результативность проведенной работы была весьма высока, и все, обучавшиеся в данном режиме, более десяти лет назад назад, сегодня осознают, что своими профессиональными успехами в большой степени они обязаны дистанционному учителю.
Анализируя предлагаемое различными компаниями обучение, можно сказать, что у многих из них дистанционное обучение подменяется самообразованием. Так, предлагаемые по электронным учебникам самостоятельное изучение материала, предусматривает итоговый контроль обучающегося по автоматизированным тестам, с автоматическим же оцениванием. Контакт с преподавателем сведен к минимуму. В качестве примера можно привести заслужившую много негативных отзывов компанию IT, проводившую занятия по «обучению» учителей использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе. От собственно дистанционного обучения там «остался» только авторизованный вход в систему обучения. Далее предлагается читать с экрана компьютера некоторый текст, затем выбрать правильный ответ из нескольких, после чего вновь читать и вновь выбирать ответы. В целях контроля осуществляемого «дистанционного обучения» приезжал молодой человек, раздавал наборы листов, в которых необходимо было отмечать галочками правильные ответы. Затем, некоторое время спустя были присланы сертификаты, подтверждающие обучение «в дистанционном режиме». На всех этапах обучения контакт с преподавателем отсутствовал, обучение не предусматривало самостоятельной практики, творческой деятельности, разрешения нестандартных проблем.
Таким образом, собственно дистанционным обучением, можно считать только такой вид обучения, который предполагает постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся.
Проанализируем возможности подобного взаимодействия между учителем и учеником.
Оговоримся сразу, что все дистанционные занятия можно разделить на два типа: занятия off-line и занятия on-line.
Off-line занятия проводятся c использованием таких средств, как форум, электронная почта, и т. д. сюда же можно отнести и кейс-метод, когда материалы занятий раздаются учащимся на электронных носителях. Общение, хотя и осуществляется с применением телекоммуникаций, однако проходит с задержкой во времени. Ряд организаций проводит занятия именно в таком режиме. Речь идет, например, о центре дистанционного обучения «Эйдос». Именно таким образом реализован и проводится учебный курс «Генетика человека» учителем биологии МОУ СОШ №7 г.Павлово Митрофановой Э. А. Разработанные задания отсылаются учащимся по электронной почте, ответы-рассуждения, ответы на тесты, схемы готовятся в текстовом редакторе и отправляются учителю также по электронной почте; комментарии на выполненные задания вновь высылаются ученикам. Подобным образом организованы и дистанционные курсы автора (Ворониной В.В.) «Программируем, играя», «Делаем мультфильм на компьютере», «Основы Web-дизайна»: учащиеся заходят на сайт курса, изучают теорию в режиме on-line либо могут скачать материалы курса в формате текстовых документов. Электронные тесты выполняются исключительно для самопроверки, а вот практические задания, предполагающие комментарии учителя, отправляются по электронной почте в форме файловых вложений.
Преимуществами данной формы проведения занятий являются следующие: учащийся занимается в удобное именно для него время, тратит на выполнение работы ровно столько времени, сколько необходимо именно ему, учитель также может выбирать для себя удобное время работы.
Недостатками являются неоперативность решения проблем и сложность восприятия материала. Современные дети обладают клиповым мышлением. Мой педагогический опыт показывает, что в последние годы время восприятие письменных инструкций для достаточно большого количества детей становится все более сложным. Нередки случаи раздражения: «Не понимаю, что у Вас написано, объясните словами!». Когда же педагог заставляет читать пошаговую инструкцию: «нажмите, введите, запишите и т.д.» – у них все получается, и подобная работа заканчивается облегченным вздохом: «ну вот, теперь все понятно». Именно неумение работать самостоятельно является причиной того, что при проведении дистанционных занятий до конца доходит очень небольшая часть приступивших к работе детей.
Еще одна проблема заключается в том, что при возникновении затруднений зачастую пара слов подсказки могут навести на правильный путь. Однако дожидаться этой пары слов приходится достаточно долго (хотя, конечно, и несравнимо меньше, по сравнению с обычной почтой!): необходимо отправить электронное письмо, учитель должен его получить, ответить, каждый из субъектов должен находится в сети и т. д.
Многих из вышеперечисленных проблем можно избежать, используя занятия в форме on-line.
On-line занятие – это занятие в режиме реального времени. Такие занятия также носят название «синхронные». On-line занятие проводится с использованием таких средств телекоммуникаций, как виртуальный кабинет (например, в оболочке дистанционного курса), ISQ, mail-агент, Skype и т.д. Это, вероятно, одна из самых перспективных форм проведения занятий в дистанционном обучении.
Конечно, хорошо, когда имеется настроенная оболочка дистанционного обучения, где размещен разработанный курс, и предусмотрены все возможности коммуникаций, однако зачастую использование в дистанционной работе только программ мгновенного обмена сообщениями позволяет получить неплохие результаты.
Проанализировав различные on-line сервисы, можно сказать, что идеального средства подходящего всем одинаково и не имеющего недостатков, наверное, не существует.
В случае когда занятие предусматривает большое количество учеников скорее всего, удобнее было бы использование чата. Сейчас чат может создать любой желающий, имеющий доступ к интернету. Для этого достаточно зарегистрироваться на чат-хостинге. Однако, большинство бесплатных хостингов предлагающих создание чата, сопровождают его рекламой никак не сочетающейся с учебным процессом, либо чаты имеют очень неудобный интерфейс (к последним можно отнести встроенный миничат для сайтов создаваемых в системе uCoz или на narod.ru).
Наиболее приемлемыми для работы с детьми можно считать чаты, созданные на mpchat.ru или на chatium.ru. Условием регистрации чата на многих бесплатных сервисах является непременным отправление не менее тысячи сообщений в месяц. При регулярном и активном использовании чата в обучении подобное количество сообщений не является проблемой, однако при единичном и разовом использовании чат-сервисов поддержание подобной активности будет проблематичным. В связи с этим можно посоветовать создавать чат под конкретное занятие и использовать его в течении одной-двух недель. Затем при необходимости общения on-line по очередной теме заводить новый чат.
Для индивидуальной работы с одним дистанционным учеником возможно использование Mail-агента и ICQ. Этими способами ученик и учитель могут общаться в режиме реального времени на любом расстоянии – достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. С помощью программы ICQ можно вести беседу, отправлять и принимать сообщения, файлы и web-ссылки.
В случае же работы с небольшим количеством учащихся одновременно, (естественно также и при индивидуальной работе), одним из эффективных способов, является использование Skype.
Программа является бесплатной, свободно распространяемой и интуитивно понятной. История чата сохраняется на протяжении 6 месяцев, возможно снятие протокола.
Мне в моей дистанционной работе наиболее удобным оказался Skype. Естественно, с помощью него и велась работа с учащимися в последнее время.
Занятия проводились в нескольких формах: только чат, чат с периодическим подключением аудио-общения, аудио-общение с обращением к чату при необходимости передачи письменной информации (ссылки на интернет-ресурсы, формулы), регулярные консультации, занимающие несколько минут (именно те две-три подсказки, которые помогают увидеть правильный путь к решению). В основном обучение проводилось в заочно-очной форме, с большинством учащихся встречались в школе, однако с одним из учеников, проживающим в Московской области очное общение отсутствовало совсем.
Работа велась по следующим направлениям:
1. Создание ученицей сайта «Моя семья и война» − общение в основном в режиме чата, регулярный обмен архивом, содержащим сайт в локальном варианте, комментарии по работе. Результат − участие в международном конкурсе «Цифровой ветер», диплом второй степени в международном конкурсе «Веб-страница семейной славы».
2. «Разработка авторской методики расчета социального компонента здоровья учащихся» работа ученицы 11 класса Вот здесь можно было бы добавить описание конкретного урока в предпочитаемой Вами одной или нескольких (было бы интересно для сравнения!) форме on-line обучения. (см. приложения Протоколы занятий, не знаю, стоит ли насколько это будет смотреться в статье) Общение в режиме чата, пересылка вариантов разработанной базы данных, пересылка вариантов научного отчета. Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», первое место в секции «Экология человека» областной конференции «Юный исследователь», поощрение в секции «Информационная культура» областной конференции.
3. Ученик 7 класса «Пиратское и лицензионное программное обеспечение» участие в районной конференции «Одиссея разума»
4. Ученик 8 класса «Сравнение операционных систем семейства Linux, с целью использования в образовательном процессе» Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», второе место в секции «Информационная культура» областной конференции «Юный исследователь», публикация на сайте первой заочной всероссийской научно-практической конференции «Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом в образовательном процессе и производстве. Проблемы перехода и решения».
5. Работа с учеником 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий» форма работы − в основном аудио-общение, с пересылкой файлов и передачей в режиме чата формул, без которых невозможно понять решение. Результаты ЕГЭ достаточны для поступления в МАИ, и МГТУ им. Баумана (На сегодняшний момент студент).
Нужно отметить, что временные затраты при подобной форме дистанционного общения несопоставимы с классно-урочной системой. Занятия идут индивидуальные, но и результаты достаточно высокие: участие в научных мероприятиях муниципального, регионального, российского и международного уровней. Работа в данном режиме, таким образом, очень эффективна для способных к самостоятельной работе, мотивированных учащихся. Подобная деятельность детей сама по себе является мотивацией на дальнейшую работу и приобретение новых знаний.