требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе

Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям

Настроить шрифт

Распространение практических психологиче­ских исследований в различных сферах производ­ства, медицины, образования, требующих приме­нения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под кото­рой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производ­ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положе­ние). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в ви­де однозначного алгоритма, пригодного для

передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

в) процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определен­ного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечис­ленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической мето­дикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обя­занности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться год­ной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Разные требования предъявляются к пользова­телям, являющимся профессиональными психоло­гами, и пользователям-непсихологам.

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо­диагностики, владеть основами дифференциаль­ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности­ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ­ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио­налами, незнакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в) должен пользоваться преимущественным пра­вом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности­ки в заданной области, на использование прото­колов в соответствии с профессионально-этиче­скими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен­ности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па­раллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъек­тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак­симальной эффективности диагностики — мак­симум надежности при минимуме затрат;

д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали­зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ве­дение такой научно-методической работы вхо­дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче­ских учреждениях. В этой работе психолог под­держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко­пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп­ретация, прогноз делаются в строгом соответ­ствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис­пользовании методики, принятого на опреде­ленный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля­ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо­диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси­холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре­зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;

з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывать перед потен­циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наи­более вероятной и альтернативную диагностиче­скую гипотезу (интерпретацию данных), приме­няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро­изводстве;

к) должен сообщать в региональные или централь­ные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо­диагностики. Психолог уполномочен лично пре­пятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль­ных знаний при интерпретации, могут использо­вать специалисты в смежных с психологией об­ластях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

При этом пользователь-непсихолог:

а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи­ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен­ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес­тованные методики;

б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли­бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето­дикой);

в) должен автоматически брать на себя обязатель­ство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, получая доступ к п-методикам;

г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис­пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д) не должен использовать методики, не обеспе­ченные однозначной стандартной инструкци­ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при­менения высокопрофессиональных эксперт­ных методов;

е) должен содействовать психологам в соблюде­нии процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не­корректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

3) этической и юридической правомочности;

4) квалифицированной пропаганды психологии;

6) благополучия клиента;

7) профессиональной кооперации;

8) информирования клиента о целях обследова­ния;

9) морально-позитивного эффекта исследования;

10) гражданственности и патриотизма.

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.

Источник

Психодиагностика и психокоррекция

Основные компоненты в психологической культуре. Методические основы и методы психодиагностики, ее стадии. Выбор средств диагностической работы. Роль социально-психологических тренингов. Классификация методов коррекции соответственно основных подходов.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления03.04.2009
Размер файла22,4 K

требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе. Смотреть фото требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе. Смотреть картинку требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе. Картинка про требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе. Фото требования к организации обучения психодиагностики и психокоррекционной работе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Психологическая диагностика

2. Методические основы и методы психодиагностики

3. Задачи и методы психокоррекции

Список использованной литературы

1. Самопознание и самооценка.

2.Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Но иногда случается, что человек не может самостоятельно справиться с травмирующей ситуацией, разобраться в своих проблемах и ему требуется психологическая помощь специалиста.

1. Психологическая диагностика

Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность.

Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика, проводимая сама по себе, уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.

Стадиями психодиагностики как направления психологической практики являются:

— анализ психологического запроса и формулирование психологической проблемы;

— изучение ситуации клиента; выбор средств психодиагностической работы;

— собственно психодиагностическое обследование, написание психодиагностического заключения.

Рассмотрим более подробно содержание этих стадий на примере психодиагностической работы с детьми (используем материалы Д. Лубовского).

1. Анализ психологического запроса и формулирование психологической проблемы. Одна из самых больших сложностей с запросом состоит в том, что он, как правило, неоднозначен и имеет несколько уровней. Возможно, что обратившийся за помощью осознает лишь поверхностный уровень своей проблемы (например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими), а глубинный уровень (например, это могут быть его личностные особенности) не осознается. Более глубинный уровень запроса является по сути проблемой, с которой предстоит работать.

2. Изучение ситуации клиента. Этот этап диагностики включает сбор данных о социальной ситуации развития и жизнедеятельности клиента (группы). Например, при индивидуальной работе с ребенком требуется выяснить достаточно много:

— сведения о семье (состав семьи, возраст родителей). Род занятий. Особенности взаимоотношений в семье, принятую родителями тактику воспитания ребенка, увлечения и возможно вредные привычки родителей;

— сведения о развитии ребенка (был ли он желанным), как протекали беременность и роды, какие он перенес заболевания в детстве, основные события в его физическом развитии: когда пошел, когда заговорил, какие у него любимые занятия, интересы и пр.)

3. Выбор средств диагностической работы. Выбор диагностических средств зависит от содержания запроса, с которым обратились к психологу. Не следует стремиться к использованию очень большого числа диагностических методов, поскольку для их освоения потребуется очень много времени и сил.

Подбирая методики для практического применения, следует избегать однобокости, когда все диагностические методы относятся к одному типу. Желательно использовать и тесты, и проективные техники, и т.д. Владение разными типами методик даст возможность практическому психологу возможность разностороннего диагностического подхода к ребенку.

Выбранные психологом адекватные запросу методы используются им для получения объективных данных.

Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках развития. Как правило, подобные заключения приходится составлять о трудных детях, вызывающих наибольшие нарекания педагогов.

В заключении должны быть максимально раскрыты сильные стороны индивидуальности ребенка, прежде всего для более эффективной помощи ребенку и преодоления возможного негативного видения ребенка взрослыми.

При написании текста заключения психолог обычно руководствуется алгоритмами, сложившимися в клинической психологии для составления подобных текстов. Они носят универсальный характер и приемлемы для работы практических психологов.

Далее рассмотрим применяемые в практической психологии средства психодиагностической работы.

Наблюдение. Важным средством диагностической работы является наблюдение.

В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и не включенное (стороннее) наблюдение. Включенным называется наблюдение, когда психолог выступает как участник ситуации (например, во время развивающих занятий, психологического тренинга и т.д.). Примером не включенного наблюдения может служить наблюдение за поведением какого-нибудь школьника во время уборки или перемены.

В зависимости от способа анализа наблюдаемого поведения и фиксации результатов выделяют формализованное и неформализованное наблюдение. В формализованном наблюдении существуют заранее заданная стандартизованная схема, в которой выделены легко наблюдаемые фрагменты поведения. При этом ответы фиксируются на специальном бланке, что дает возможность количественно представить степень выраженности у ребенка тех или иных проблем.

При неформализованном наблюдении психолог заранее определяет, на что стоит обратить внимание, но не обязательно строго придерживается этой предварительной ориентировки. Наблюдаемые данные в данном случае фиксируются в свободной форме.

Беседа. Данный метод является важнейшим психологическим инструментом, одним из необходимых навыков психолога-практика. Беседа включена во все формы работы психолога. Она составляет основу психологического консультирования, психопрофилактики, является неотъемлемой формой в работе, как со взрослыми, так и детьми.

В психодиагностике до начала применения методик беседа используется для знакомства с ребенком, для ориентации в его духовном мире, установления с ним партнерских, доверительных отношений. Беседу используют для изучения ситуации клиента глазами его самого, поиска тех его особенностей, которые могут быть использованы в последующей развивающей и коррекционной работе.

В диагностической работе используют: диагностическое интервью, которое имеет целью получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру тестовых приемов обследования. применяется прежде всего для проверки исследовательских гипотез.

Психотерапевтическая беседа (клиническое интервью) используется в целях оказания психологической помощи. Это самый сложный вид беседы, посредством которого психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, связанные с ними переживания, конфликты, обнаружить их причины и т.д.

В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого исследователя выделяют структурированную (с заранее подготовленными вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизационный характер.

Тестирование. Тестом называют «краткое, стандартизованное, ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий» (Психологический словарь / Под ред.В.В. Давыдова, и др. М., 1983). Тесты должны отвечать требованиям надежности и валидности. Охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Например, при исследовании памяти, необходимы методы, диагностирующие именно память и т.д. Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени.

Проективные методы. Проективные методы пользуются большой популярностью у практико-ориентированных психологов. Различают несколько групп проективных методик, среди них:

— методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы);

— методики катарсиса (психодрама, проективная игра);

— методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения);

Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, атмосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, и диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на модус личности во взаимодействии с ее социальным окружением.

Опросники и анкеты. В детской практической психологии широко применяются опросники и анкеты. Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особенностей младших и старших подростков, в профориентации, для проведения социально-психологических обследований. В работе с учениками начальных классов анкеты и опросники применяются чрезвычайно редко. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы «да», «нет», «не знаю»; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно. В форме анкет с закрытыми вопросами созданы многие личностные опросники (например, MMPI и его многочисленные модификации). Несмотря на большую популярность в ряде отраслей практической психологии, в работе с детьми и подростками многофакторные опросники используются не очень широко.

На примере работы с детьми рассмотрим виды диагностической работы.

а) Одной из самых типичных диагностических задач является изучение различных форм мышления ребенка. Как пример, можно назвать хорошо известный тест Векслера, разработанный для определения «коэффициента интеллекта» (IQ). Качественная интерпретация результатов тестирования позволяет строить развивающую работу с учащимися.

б) Другой важной диагностической задачей является изучение социально-психологической ситуации в детских группах. С этой целью применяют различные социометрические методики, которые позволяют определить структуру коллектива, социальный статус каждого школьника. Результаты социометрических обследований необходимо дополнить изучением особенностей коммуникации детей друг с другом, в первую очередь, оказавшихся в изоляции от сверстников, а также действий педагогов, в которых проявляется отношение к ребенку и т.п. Все это позволяет понять причины неблагополучных межличностных отношений и наметить пути улучшения психологического климата в группе.

г) Диагностика особенностей личности. Перечислим некоторые типичные диагностические задачи, возникающие при изучении особенностей личности.

Изучение самооценки ребенка. Наиболее распространенной техникой является методика самооценки Дембо-Рубинштейн. Как показывает практика, если задание объяснено ребенку просто и доступно, оно применимо в работе с детьми даже семилетнего возраста.

Широкое применение нашли в диагностике особенностей личности проективные методы. Для изучения представлений о себе через представления о своем физическом «Я» применяется рисунок человека. То же свойство, но в метафорической форме, изучается при помощи техники рисунка несуществующего животного. Неосознаваемые мотивы и потребности, переживания, интересы изучаются при помощи теста неоконченных предложений в многочисленных модификациях. Наконец, для изучения мотивации личности, значимых переживаний применяются апперцептивные техники, и, прежде всего, ТАТ и его «детские» варианты.

Вышеописанные диагностические сферы являются вневозрастными, однако, наряду с общими встречаются и специфические для возраста диагностические задачи. Например, для выявления профессиональных интересов учеников 9-11 классов используются опросники профессиональных склонностей. Изучение ценностных ориентаций проводится при помощи методики Рокича и ее модификаций.

2. Методы и задачи психологической коррекции

Таким образом, в справочной литературе психологическая коррекция определяется как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Общими задачами психокоррекции являются:

— коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;

— профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:

— коррекция развития личности,

— коррекция умственного развития;

— коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);

— коррекция и психопрофилактика невротических состояний;

— коррекция взаимоотношений и т.д.;

1) подход поведенческий;

2) подход деятельностный;

3) подход когнитивистский;

4) подход психоаналитический;

5) подход экзистенциально-гуманистический;

8) подход телесно-ориентированный;

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1.Оптимизация социальной ситуации развития.

2.Развитие видов деятельности ребенка.

3.Формирование возрастно-психологических новообразований.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

— Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

— Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Наиболее известны: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.

Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.

Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития.

Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;

г) коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;

д) коммуникативное сопоставление все «за» и «против» даст возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных, точек зрения;

е) ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;

ж) апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;

з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;

и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.

Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами:

— интонационное переключение и т. д.

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, социально-психологического тренинга.

Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:

— направленную на симптомы;

— на источники и причины отклонений.

Характеризуя содержание психодиагностики психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:

— что надо сделать, чтобы стало должное?

И в заключение необходимо отметить, что чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть.

Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.

3. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1

Подобные документы

Общая характеристика основных видов и подходов к классификации социально-психологических тренингов. Особенности, принципы организации и успешной работы тренинговых групп. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов.

реферат [45,5 K], добавлен 24.11.2010

Психодиагностика как отрасль практической психологии. Стадии психодиагностики. Общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деятельности. Проективные методы. Опросники и анкеты. Виды диагностики.

реферат [22,3 K], добавлен 03.02.2009

Разработка и использование методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Классификация методов психодиагностики по Й. Шванцаре, В.К. Гайде, В.П.Захарову, А.А. Бодалеву, В.В. Столину. Социокультурная адаптированность теста.

контрольная работа [22,2 K], добавлен 20.12.2010

Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.

тест [28,2 K], добавлен 10.12.2011

История развития, содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. Особенности, классификация и характеристика различных методик психодиагностики личности.

курсовая работа [67,1 K], добавлен 08.05.2011

Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 06.12.2007

Определение понятия и общая характеристика психологических тренингов. Изучение значения и особенностей применения активных групповых методов воздействия. Проведение систематизации видов психолого-терапевтических и социально-психологических тренингов.

реферат [32,1 K], добавлен 05.10.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *