требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо

Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

от 10 апреля 2020 года N 05-398

Приложение
к письму Минпросвещения России
от 10 апреля 2020 года N 05-398

Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ выступают личностно-ориентированная образовательная технология и адаптивная педагогическая технология.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения (в том числе адаптированных образовательных программ) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся с инвалидностью и ОВЗ осваивать общие и профессиональные компетенции (с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья). При этом должна обеспечиваться полная доступность учебных материалов для их восприятия и обратной связи с учетом конкретной нозологической группы (рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом особенностей разных нозологических групп представлены в Приложениях 2-5*).

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронных и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на их вопросы и регулярно оценивать работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.

Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в учебно-воспитательном процессе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп.

В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной информации: зрительной, слуховой, тактильной. Для этого при создании или выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

— в форме электронного документа;

— в форме аудиофайла;

для лиц с нарушениями слуха:

— в форме электронного документа;

— в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);

Источник

Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 «О дополнительных мерах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО

от 18 мая 2017 г. N 06-517

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

Конвенцией о правах инвалидов определено, что инвалиды должны иметь доступ к профессиональному образованию в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Также с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по приему на обучение в профессиональные образовательные организации лиц с ОВЗ и инвалидностью направляем методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Просим организовать работу в указанном направлении деятельности.

Сведения мониторинга необходимо заполнить на сайте Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) https://miccedu.ru в выделенных «рабочих кабинетах» в разделе «Среднее профессиональное образование».

Коды доступа («Имя» и «Пароль») для работы в «рабочем кабинете» остаются прежними.

Приложение 1 в формате PDF необходимо прикрепить до 25 мая 2017 г. в рабочем кабинете, в окне сбора данных.

Врио директора Департамента

Планируют продолжить обучение в 10 классе

Численность обучающихся 9 классов, планирующих продолжить обучение по программам

профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Численность обучающихся 11 (12) классов, планирующих продолжить обучение по программам

профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)

из них дети-инвалиды (инвалиды)

Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ОБУЧЕНИЕ

ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Директора департамента государственной политики в сфере рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования и профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.3. При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти в сферах образования, труда и занятости населения, социальной защиты населения, органов муниципальной власти, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, и работодателей.

1.4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с участием органов муниципального образования рекомендуется осуществлять мониторинг, направленный на выявление количества выпускников с ОВЗ, в том числе обучавшихся по основным адаптированным общеобразовательным программам образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, с целью прогнозирования количества потенциальных абитуриентов образовательных организаций профессионального образования в субъекте Российской Федерации в текущем году.

1.5. Формирование объемов государственного задания на реализацию программ профессионального обучения проводится с учетом данных мониторинга, направленного на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, желающих поступать на обучение в профессиональные образовательные организации и потребностей органов муниципального образования, региональных рынков труда.

2. Используемые термины, определения, сокращения

3. Сопровождение абитуриентов

из числа лиц с инвалидностью и с ОВЗ на этапе поступления

в профессиональную образовательную организацию

3.2. Региональные центры сопровождения организуют и координируют взаимодействие и информирование всех образовательных организаций субъекта Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, по вопросам осуществления приема на обучение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ в течение всего периода приемной кампании, в том числе могут проводить:

работу по профдиагностике и профконсультированию потенциальных абитуриентов с целью прогнозирования вариантов их профессионального образования/профессионального обучения;

информационные мероприятия (семинары, вебинары) для сотрудников приемных комиссий профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации по вопросам приема, сопровождения абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью;

консультативно-разъяснительную работу с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), направленную на выбор специальности/профессии, соответствующей рекомендациям ПМПК или ИПРА, в том числе (при необходимости) в изменении маршрута профессиональной реабилитации в соответствии с личностными способностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работодателей предприятий и организаций субъекта Российской Федерации.

3.3. Региональные центры сопровождения должны быть обеспечены полной актуализированной информацией обо всех образовательных организациях субъекта Российской Федерации, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая информацию:

о реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

об образовательных программах, реализуемых с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

об условиях доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.

3.4. К работе в региональных центрах сопровождения при необходимости привлекаются специалисты: психологи (педагог-психолог, специальный психолог), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, инженеры для обслуживания электроакустической аппаратуры), сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики, олигофренопедагоги.

3.5. В региональных центрах сопровождения и приемных комиссиях образовательных организаций рекомендуется организовать работу «горячей линии» в период приемной кампании для оперативного консультирования потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, а также их родителей (законных представителей) по вопросам выбора направления обучения и приема в профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации.

3.6. Руководители образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам, должны быть проинформированы о деятельности региональных центров сопровождения и при необходимости взаимодействовать с ними.

4. Особенности работы приемной комиссии

4.1. В приемной комиссии образовательной организации, осуществляющей прием граждан по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, должен быть определен специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию.

Сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью включает в том числе ориентирование на освоение сходных профессиональных образовательных программ в данной или других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (в случаях наличия рисков непоступления).

Сведения о данном абитуриенте с его письменного согласия могут передаваться в региональный центр сопровождения для продолжения работы по определению его в профессиональную образовательную организацию.

4.2. Информация об указанном специалисте и контактные данные должны быть предоставлены в региональный центр сопровождения для осуществления эффективного и оперативного взаимодействия.

4.3. При необходимости профессиональной образовательной организации рекомендуется организовывать работу выездных приемных комиссий для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

4.4. При первичном обращении в приемную комиссию абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также их родители, законные представители получают:

информацию о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в данной профессиональной образовательной организации для конкретного абитуриента;

консультацию на основании ИПРА и (или) ПМПК по определению круга специальностей или профессий, которые могут быть освоены поступающим в данной профессиональной образовательной организации и других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации с учетом балла аттестата или результатов государственной итоговой аттестации;

информацию о льготах, перечне необходимых документов, условиях и порядке поступления в профессиональную образовательную организацию поступающих;

рекомендации по перенаправлению документов в другие профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации (при условии невозможности поступления на конкретные специальности или профессии в данной профессиональной образовательной организации).

Источник

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо

требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо. Смотреть фото требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо. Смотреть картинку требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо. Картинка про требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в спо. Фото требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с овз в споОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2017 г. N 06-2023 «О методических рекомендациях»

Рекомендации разработаны в соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов на 2016-2018 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 г. N 3467п-П8 Федеральным методическим центром среднего профессионального образования (ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»).

Просим учитывать данные рекомендации при организации работы по инклюзивному профессиональному образованию, а также направить их в образовательные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Приложение: на 20 л. в 1 экз.

Заместитель директора департаментаА.Н. Левченко

Методические рекомендации
по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 г. N 3467п-П8;

Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

1.5. При организации и осуществления эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах образования, труда и занятости, социальной защиты населения, органов муниципального образования, профессиональных образовательных организаций.

1.6. Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования с участием профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации должны в ходе профориентационной работы в общеобразовательных, в том числе отдельных общеобразовательных организациях (ранее специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты), детских домах и других образовательных, социальных учреждениях, осуществить мониторинг, направленный на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, желающих в текущем году поступать на обучение в профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации.

2. Используемые термины, определения, сокращения

3. Организация профориентационной работы профессиональной образовательной организацией с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

3.1. Профориентационную работу необходимо проводить в общеобразовательных организациях за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы, организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

3.2. Профессиональным образовательным организациям необходимо осуществлять профориентационную работу с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводить профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности, прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности.

3.3. Профессиональным образовательным организациям при осуществлении профориентационной работы необходимо взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы, центрами социальной защиты населения, службами занятости населения для привлечения к обучению в профессиональных образовательных организациях инвалидов с приобретенными нарушениями.

3.4. В рамках мероприятий по профориентационной работе, осуществляемой профессиональной образовательной организацией особое внимание следует уделять профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью: просветительской работе с семьей, информационной работе с общеобразовательными организациями, информационной работе с профессиональными образовательными организациями субъекта, информационной работе с потенциальными работодателями.

4. Центр профориентации профессиональной образовательной организации

4.1. В базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации необходимо создать региональный центр профориентационной работы, обеспечивающий организацию и координацию взаимодействия всех профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации в вопросе осуществления профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ.

4.2. Профориентационная работа основана на ресурсах профессиональной образовательной организации и включает следующие компоненты: материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

4.3. В центре создаются специальные условия с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.

4.4. Создается «банк» с информацией о лицах с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъекта РФ для осуществления с ними профориентационной работы, а также изучаются их потребности в профессиональном образовании и обучении.

4.4. Центр профориентации устанавливает связи с социальными партнёрами, с другими профессиональными образовательными организациями субъекта, с центральной и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, с бюро медико-социальной экспертизы, с предприятиями-партнерами, общественными организациями региона по вопросам организации и осуществления профориентационной работы.

4.5. Профессиональные образовательные организации разрабатывают дорожную карту мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с лицами, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

4.6. Сотрудники Центра должны организовывать и проводить различные мероприятия (семинары, встречи, вебинары) для сотрудников профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации по вопросам профориентации, приема, обучения абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.

4.7. Осуществление приема на обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ предполагает проведение предварительной работы по профориентации, профдиагностике и профконсультированию потенциальных абитуриентов.

4.8. К работе в региональных центрах профориентационной работы при необходимости привлекаются специалисты: психологи (педагог-психолог, специальный психолог), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, инженеры для обслуживания электроакустической аппаратуры), сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики, олигофренопедагоги.

4.9. В процессе осуществления профконсультации оценивается степень развития у подростка «профессионально значимых» или «ключевых» психофизиологических функций и качеств, выявляются слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса, в соответствии с этим дается рекомендация о выборе тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу.

4.10. Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника профессиями или видами деятельности.

4.11. Мероприятия по профотбору должны проводиться в специально подготовленном помещении, индивидуально и группами не более 12 человек, в комфортной обстановке и доброжелательной атмосфере.

4.12. Сотрудники Центра должны способствовать, при необходимости, изменению маршрута профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с личностными способностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работодателей предприятий и организаций субъекта Российской Федерации.

4.13. Основными формами профориентационной работы в профессиональной образовательной организации являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

4.14. Адаптация официального сайта профессиональной образовательной организации к потребностям различных нозологических групп абитуриентов.

4.15. Организация работы «горячей линии» по вопросам профориентации, профдиагностики, профконсультирования и профессионального образования инвалидов и лиц, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации
о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Общие положения

1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515;

Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденными письмом Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. N 06-443.

2. Адаптация основной профессиональной образовательной программы для лиц с ОВЗ и инвалидностью

2.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования (СПО) на основе ФГОС СПО по профессии, включающей в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, практик, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности СПО, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

ОПОП СПО разрабатывается с учетом рекомендаций, данных обучающимся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида.

2.3. В адаптированной ОПОП все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для лиц с ОВЗ и инвалидностью в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей, обучающихся (обучающегося). Объемы вариативной части учебных циклов ОПОП, определенные в ФГОС СПО по профессии, необходимо реализовать в полном объеме и использовать:

на реализацию адаптационного ученого цикла; на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;

на введение новых элементов: дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей.

2.5. ОПОП СПО должна обеспечивать достижение обучающимися с ОВЗ и инвалидностью результатов, установленных соответствующими ФГОС СПО.

В ОПОП вносятся изменения, предусматривающие создание специальных условий, получение образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, использование электронного обучения и дистанционных технологий.

2.6. Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для лиц с ОВЗ и инвалидностью, может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Используемые термины, определения, сокращения

4. Специальные образовательные условия (в том числе обеспечение практической подготовки) для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

4.1. Кадровое обеспечение.

4.1.1. К реализации ОПОП привлекаются педагогические работники, мастера производственного обучения, психологи (педагоги-психологи, специальные психологи), социальные педагоги (социальные работники), тьюторы, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, а также (при необходимости) сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики.

4.1.2. Педагогические работники, участвующие в реализации ОПОП, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и учитывать их при организации образовательного процесса, они должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе. Необходимо предусмотреть повышение квалификации или прохождение профессиональной переподготовки в области инклюзивного образования. Необходимые специалисты могут быть привлечены к реализации ОПОП из других ОО на основе сетевого взаимодействия.

4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

4.2.1. ОПОП обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.

4.2.2. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературой по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

4.2.3. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

4.2.4. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью обеспечиваются доступом к сети Интернет.

4.2.5. Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью должен быть обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического печатного и/или электронного издания по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).

4.3. Материально-техническое обеспечение.

4.3.1. Материально-техническое обеспечение реализации ОПОП должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

4.3.2. В структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе: организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации; организации рабочего места, обучающегося; техническим и программным средствам общего и специального назначения.

4.3.3. Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащаются современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

4.3.4. Создание безбарьерной среды в образовательной организации и студенческих общежитиях должно учитывать потребности лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.3.5. Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

4.3.6. Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

4.3.7. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть организацию безбарьерной среды, обеспечивающую реализацию эргономических принципов.

5. Требования к организации практики обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

5.1. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Для ОПОП реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.

5.2. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. По решению образовательной организации для маломобильных категорий, обучающихся некоторые виды практик могут осуществляться дистанционно. При определении мест прохождения учебной и производственной практик обучающимся-инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

5.3. При необходимости для прохождения практики лицами с ОВЗ и инвалидностью создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 г. N 685н.

6. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

6.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации ОПОП в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6.2. Организация вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

6.3. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик.

6.4. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ, по которым не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 20).

6.5. Независимо от места нахождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью образовательная деятельность при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в месте нахождения организации, реализующей обучение, или ее филиала.

6.6. Организация самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

6.7. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.

6.8. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

6.9. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В случае лицензирования программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы.

6.10. Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла; в печатной форме на языке Брайля); для лиц с нарушениями слуха (в печатной форме, в форме электронного документа); для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы. Данный перечень может быть дополнен и конкретизирован образовательной организацией.

6.11. Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации, либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.

6.12. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

6.13. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Обзор документа

Разработаны Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профобразования и профобучения.

В этих целях необходимо в т. ч. взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы, центрами социальной защиты населения, службами занятости населения. Целесообразно проводить просветительскую работу с семьей, информационную работу с общеобразовательными организациями, с профессиональными образовательными организациями субъекта, с потенциальными работодателями. Охарактеризована деятельность центра профориентации профессиональной образовательной организации.

Также даны рекомендации по внесению изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в т. ч. обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *