трансперсональная психология обучение майков
Трансперсональная психология обучение майков
Пионер холотропного дыхания в СССР и России, Владимир Майков дает сущностное введение в холотропное дыхание. Холотропное дыхание — один из самых мощных методов самопознания, личностного роста и творческого раскрытия.
Холотропное дыхание (Holotropic breathwork) — наиболее интенсивная техника из так называемой «большой тройки» психотерапевтических дыхательных методик, куда также входят ребёфинг и вайвейшн. Холотроп был разработан американским психотерапевтом-клиницистом Станиславом Грофом в 1962–1964 годах и стал ядром нового направления —трансперсональной психологии.
Холотропное дыхание — эффективный метод самоисследования и личностного роста. Метод разработан специально для исследования уникальных возможностей необычных состояний сознания.
Цель холотропного дыхания заключается не только в том, чтобы дать человеку возможность пережить трансперсональный опыт, который часто сравнивают с чередой очень ярких галлюцинаций. Главная задача холотропа — на время сеанса освободить сознание из рамок обыденной реальности, что в свою очередь приводит к запуску определенных механизмов самокоррекции организма. Иначе говоря, сеанс холотропного дыхания можно сравнить с известной поговоркой «Солдат спит — служба идет». В данном случае: холонавт дышит, а психика и соматика самостоятельно «устраняют неполадки», естественным образом стремясь к природной гармонии. Кроме того, трансперсональный опыт невероятно обогащает внутренний мир человека. Сказать, что он пробуждает творческое начало и в десятки раз расширяет диапазон эмоций – значит, не сказать практически ничего. Если послушать самих холонавтов, то почти все они сравнивают свой опыт с «генеральной уборкой сознания». Для многих из них первый сеанс холотропа оборачивается настоящим открытием, которое участники семинаров резюмирут примерно одинаково: «Я увидел, я почувствовал, и я осознал — мир намного масштабнее, увлекательнее, ярче и динамичнее, чем мы привыкли считать».
Холотропное дыхание эффективно при работе со стрессами, невротическими состояниями, пагубными привычками и зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами, а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.
Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, не здоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.
Холотропное дыхание содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психологии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в йоге, шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.
Метод холотропного дыхания является наименее манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала. Это является важнейшим принципом холотропного дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами.
На сегодняшний день среди российских трансперсональных психологов только трое имеют официальное разрешение самого Стена Грофа на проведение сеансов холотропного дыхания по его методу. Это Владимир Майков, Кристина Майкова и Светлана Дороганич.
Трансперсональная психология обучение майков
Знающие люди говорят об этом человеке так: «Хочешь пережить то, что описал в своих книгах Кастанеда, иди на холотроп к Майкову».
Владимир Майков — человек в мире современной психологии весьма неординарный: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, главный редактор серии книг о трансперсональной психологии, а также автор некоторых из них, организатор примерно 200 семинаров по холотропному дыханию и трансперсональной психотерапии, сертифицированный терапевт Европейской ассоциации психотерапии.
Увлечение трансперсональной психологией пришло к Майкову еще в студенческую бытность: в самом начале 1980-х у него состоялось «эпохальное», как говорит сам Майков, знакомство с московским подпольным трансперсональным кружком «Контекст». Члены клуба активно практиковали мало кому известные и доступные в СССР в те годы духовные практики: йогу, глубинные медитации, шаманизм, цигун, тайцзи, дзэн-буддизм и прочие. Очень быстро Майков стал завсегдатаем кружка и серьезно увлекся изучением темы интегрального развития личности, в частности идеями американского трансперсонального психолога Станислава Грофа, который позже стал Владимиру учителем и другом.
Майков надеялся найти ответы на волновавшие его вопросы: что представляет собой человек, как развить в себе творческое начало, есть ли предел для актуализации внутренних ресурсов человека, в чем предназначение человеческого безумия и какова его истинная природа.
Сказано — сделано! Именно благодаря протекции Белкина в апреле 1989 года Станиславу Грофу, который в те годы формально еще оставался чешским диссидентом, и его жене Кристине удалось беспрепятственно прилететь в Союз, провести несколько успешных семинаров по холотропу и без скандала вылететь обратно в США. На тех семинарах Майков впервые встретился со своим закордонным учителем. С этого момента, как признается Майков, он стал заядлым «грофоманом», сторонником работы с «необычными», измененными состояниями человеческого сознания. В 1990–1993 годах Майков обучался у Станислава и Кристины Гроф, после чего был признан первым русским сертифицированным преподавателем метода холотропного дыхания и трансперсональной психологии.
Нынешняя деятельность Владимира Валериановича так разнообразна и насыщена, что остается только гадать, как он находит время еще и для частного консультирования. Он преподает в Институте философии и МГУ, обучает новых специалистов в области трансперсональной психологии, проводит массу семинаров и читает лекции, является организатором международных конференций, издает книги (купить которые можно в магазинецентра «Открытый мир», в магазинах «Белые облака», «Путь к себе» и других).
По странному совпадению супругу Владимира Майкова зовут так же, как и жену Грофа,— Кристина. Кристина Майкова — хрупкая, очаровательная, очень деликатная в общении женщина — самый действенный и ближайший помощник Владимира, к тому же сама клинический психолог по образованию. Семинары по холотропуони, как правило, проводят вместе. «Владимир Майков необыкновенно ресурсный человек,— говорит Алексей, один из постоянных участников семинаров.— Немногословный и всегда спокойный, но при этом успевает проделывать титанический объем работы в режиме нон-стоп. Конечно, в этом есть заслуга Кристины. У них сложился не только красивый любовный союз, но и успешный профессиональный тандем».
С 1995 года и по сей день Владимир Майков является членом Европейской трансперсональной ассоциации и постоянным делегатом от России на ежегодных международных конференциях. Кроме того, именно он является инициатором и организатором приездов Станислава Грофа в Россию.
Инструменты эволюции
В мае-сентябре 2015 Московский Институт психоанализа начинает набор студентов на новые годовые программы профессиональной переподготовки «Tрансперсональное консультирование и психотерапия», начинающиеся 8 октября 2015 года.
Длительность очно-заочного обучения – 1 год. Стоимость программы 90 000 рублей за год (всего 2 семестра в год по 45 000 рублей каждый). Выдается Диплом государственного образца о профессиональной переподготовке на 510 часов за каждую ступень. Годовая программа полностью засчитывается при последующем обучении по программе сертификата по трансперсональной психотерапии Европейской трансперсональной ассоциации (EUROTAS), и этот сертификат может быть получен на очередной ежегодной конференции EUROTAS после завершения последующего обучения.
Программу на уровне мировых стандартов разработали лидеры Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (В.Ф. Петренко, В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев, В.В. Майков, Е.Ю. Худобина, Г.М. Бревде, И.С. Зингерман, Г. Б. Карельский, С.Д. Дороганич и другие). Эти программы построены по модульному принципу, могут проходиться в удобном для студента порядке в течении учебного года. Модульный принцип обучения является наиболее гибким и позволяет оптимально подстроить обучающий процесс под студента.
Содержание учебных модулей программы первой ступени:
1. Основы трансперсонального подхода (Ю.А. Бубеев, В.В. Майков, Е.Ю. Худобина, И.С. Зингерман, Г.Б. Карельский, Г.М. Бревде) – 30 часов.
2. Трансперсональное дыхание (В.В. Майков, К. Майкова) – 130 часов. Трансперсональное дыхание является сутью лучших дыхательных практик, таких как холотропное дыхание, вайвейшн, ци-гун, пранаяма и т.д.
3. Процессуально-ориентированная психотерапия (И.С. Зингерман) – 90 часов.
4. Трансперсональное НЛП, интуиция, творчество (Е.Ю. Худобина) – 90 часов.
5. Трансперсональная семейная психотерапия (Е.Ю. Худобина) – 24 часа.
6. Йога-терапия и работа с телом (В. Смирнов) – 20 часов.
7. Трансперсональная работа с зависимостями (Г.Б. Карельский, Я.И. Маршак,) – 48 часов
8. Изначальная психотерапия (В.В. Майков) – 24 часа.
9. Практикум самопознания (В.В. Майков, Г.М. Бревде) – 24 часа.
10. Методы трансперсональной психотерапии и консультирования — 1 (Ю.А. Бубеев, В.В.Майков, Е.Ю. Худобина, Г. Б. Карельский, И.С. Зингерман, Г.М. Бревде) – 30 часов.
Вся программа профессиональной переподготовки внутри каждой ступени имеет модульный характер, т.е. ее можно будет начинать в любое время с любого учебного модуля, повторяющегося каждый год. Набравшие все требуемые модули, завершают программу и получают дипломы.
Кроме того, желающие могут проходить не всю программу целиком, а только некоторые интересующие их семинары или модули.
Одновременно с обучением на программе можно продолжить обучение по шести углубленным специализациям третьей ступени по следующим трансперсональным направлениям:
1. Трансперсональному дыханию (В.В. Майков, К. Майкова, Г.Б. Карельский) – 510 часов.
2. Процессуально-ориентированной терапии (И.С. Зингерман) – 510 часов.
3. Трансперсональное НЛП, интуиция, творчество (Е.Ю. Худобина) – 510 часов.
4. Интенсивные интегративные психотехнологии (В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев) – 510 часов.
5. Трансперсональной работе с зависимостями (Г.Б.Карельский, Я.И. Маршак) – 510 часов.
По этим шести направлениям слушатели имеют возможность кроме диплома о профессиональной подготовке государственного образца от Института Психоанализа получить также Международный сертификат.
Данный курс разработан в сотрудничестве с Ассоциацией Трансперсональной Психологии и Психотерапии и предназначен для повышения квалификации психологов и психотерапевтов, а также для переподготовки на психолога-консультанта лиц с любым высшим гуманитарным образованием.
Его задачей является знакомство с современной трансперсональной психологией и получение теоретических и практических навыков в данном подходе. Полученные знания могут использоваться для психотерапии, индивидуального, семейного или делового консультирования, работы с любыми формами зависимостей, работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, работы в горячих точках планеты, работы с пренатальным периодом, сопровождении умирающих и помощи их родственникам.
Курс представляет собой сочетание лекций и практических занятий, на которых с помощью демонстраций, упражнений и видеоматериалов слушатели смогут освоить как широко известные, так и оригинальные авторские методы консультирования, разработанные внутри отечественной трансперсональной школы.
Выпускники получают возможность членства и дальнейшего развития в профессиональном трансперсональном сообществе. В Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии организуется супервизорская программа для поддержки психотерапевтической деятельности выпускников.
Владимир Майков
Владимир Майков запись закреплена
Мы с Вадимом Демчогом поздравляем очаровательных, обаятельных и прекрасных женщин с праздником весны!
Пусть ласковое весеннее солнце согревает вас своими лучами, а сердце наполняется счастьем и нежностью.
На встрече мы раскрыли особую роль женщин и женской энергии в искусстве и творчестве:
Если вы хотите познакомиться с собой настоящими, глубокими, бесконечными и открыть сущность Творчества в себе, непременно записывайтесь на НОВЫЙ онлайн-курс Владимира Майкова «Творцы, Артисты и Художники в каждом из нас: освободи внутреннего Гения»!
Творя, мы создаем новый реальный мир!
Курс уже стартовал, но у вас ещё есть возможность присоединиться. До закрытия регистрации осталось 5 дней!
Успейте забронировать место в группе. Будет очень много важного и ценного, особенно для лидеров и творцов!
СКИДКА 10% на любой пакет доступа по промокоду VMAYKOV2000
*Оплатить можно в рассрочку
Жмите на кнопку ниже и записывайтесь
https://homorealitas.ru/creativity
12 основных уроков в 3 модулях (6 недель), домашние задания по каждой теме, интервью автора с творцами, артистами и художниками.
1 модуль: Искусство как эволюционная практика
2 модуль: Безумие и творчество
Творчество и измененные состояния сознания
Методология постижения безумия: новый словарь, корабль дураков, мудрость идиотов
История безумия: глобальная шизофрения и происхождение сознания
Новое понимание безумия в трансперсональном подходе: архитектура психопатологии, экстремальные состояния и незавершенные переходы в развитии
3 модуль: Сам себе художник: жизнь как творчество
Алхимия творческого акта: магический театр сознания
Твори: импровизация как суть творчества
Театр как эволюционная практика
Кино как эволюционная практика
Интервью с Мастерами
Алекс Грей
Мартина Хофман
Дева Премал
Сильвия Наккаш
Борис Гребенщиков
Павел Мунтян и др.
3 варианта доступа:
Базовый пакет (самостоятельный)
Полный пакет (сообщество с поддержкой)
Расширенный пакет (с личным сопровождением)
Поздравляем еще раз!
Владимир Майков запись закреплена
Как открыть и развить способность наполнять творчеством свою повседневную жизнь и почему это настолько важно для каждого из нас?
Тем, кто хочет открыть, пробудить и максимально реализовать свою творческую природу я представляю НОВЫЙ онлйн-курс «Творцы, Артисты и Художники в каждом из нас: освободи внутреннего Гения»!
Старт: 1 марта 2021
Скидка 10% на любой пакет доступа по промокоду «VMAYKOV2000»
*Оплатить можно в рассрочку
Регистрация на курс доступна по ссылке: https://homorealitas.ru/creativity
Владимир Майков запись закреплена
Мы расскажем о современных исследованиях необычных состояний и удивительных открытиях в этой области, меняющих наш взгляд на возможности человека!
Показать полностью.
Владимир Козлов
— Президент Международной Академии Психологических Наук, академик МАПН
— Доктор психологических наук
— Заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Владимир Майков
— с.н.с. Института философии РАН
— Доцент Московского института психоанализа
— Пионер холотропного дыхания в России
— Кинорежиссер
Владимир Майков запись закреплена
Друзья, на этой неделе вас ждёт ещё один эксклюзивный эфир!
27 ноября, в пятницу в 10:00 МСК я встречусь в прямом эфире с основателем «Школы Открытого диалога» Дмитрием Шаменковым!
Мы поговорим на важнейшую тему:
Показать полностью.
«Как стать проводником «духа времени» настоящего и ближайшего будущего?»
Обсудим одни из лучших инструментов подготовки к будущему и развитию себя и своих проектов.
Готовьте вопросы, друзья!
Жду вас!
Владимир Майков запись закреплена
Друзья! Рад сообщить вам, что в России стартует НОВЫЙ международный тренинг «Наследие Грофа» GROF Legacy Training! (https://grof-legacy-training.ru)
СТАРТ курса: 15 декабря 2020
На этом тренинге участники будут развивать теоретические и практические знания и навыки, которые являются результатом более чем 60-летнего научного исследования С. Грофа холотропных состояний сознания. Эти знания и навыки обладают большими целительными, трансформирующими и эволюционными возможностями.
Показать полностью.
Приглашение Грофов на «Тренинг наследия Грофа» https://youtu.be/nHMCAZj2oTs
В этой программе впервые будет сделан акцент не только на обучение дыханию Грофа (Grof® Breathwork, холотропное дыхание), но и на передаче всех открытий великого первопроходца современной психологии: работе с психодуховным кризисом, проработке своих ограничений и реализации всей полноты духовного развития, понимании глобального кризиса, трансперсональном понимании искусства и многом другом. Важнейшим во всех этих открытиях является использование удивительных возможностей холотропных состояний сознания.
Программа курса
• Обучение состоит из 7 базовых модулей и завершающего 10-дневного сертификационного модуля.
• В 5 базовых модулях теоретическая часть даётся в режиме онлайн (временно, на время эпидемии), практическая часть проводится очно в течение 3 дней. При улучшении ситуации с COVID-19 мы планируем провести все базовые модули в очном формате.
• Практическая трехдневная часть каждого модуля пока будет проходить в Москве. При улучшении эпидемической ситуации шестидневные модули планируется проводить в Сочи.
• В теоретическую часть входят записанные уроки и живые вебинары, а также методические материалы в электронном виде. Все учебные материалы предоставляются на русском языке, оплата за них уже включена в стоимость курса.
• Теоретическая часть каждого модуля продолжается 4 недели и включает в себя: изучение материалов из книг С. Грофа по теме модуля; базовую видеолекцию С. Грофа по теме модуля; 4 вебинара с Владимиром Майковым и командой (2 часа каждый); и дополнительные материалы к модулю (необязательные).
• В практической части проводится 4 сеанса холотропного дыхания (2 сессии в роли дышащего и 2 сессии в роли ситтера).
• За время обучения необходимо получить 10 личных консультаций: как минимум 4 консультации у Владимира Майкова (одна из них по музыке для холотропного дыхания, другая по транзитной астрологической карте, две – по любой теме) и 6 консультаций у любых членов команды.
• Кроме прохождения всех модулей программы необходим дополнительный личный опыт холотропного дыхания в количестве 10 сессий в роли дышащих (холонавтов) и 10 сессий в роли ситтеров. Этот опыт можно получить (перезачесть) у любого члена Команды тренинга в России.
• Выпускникам трансперсональных программ Владимира Майкова (годовым очным и онлайн-программам и дипломным программам) засчитываются Второй и Четвертый модули программы, однако, при желании, они могут также пройти их.
• Участники, не имеющие высшего образования, могут проходить всю программу, но для личного опыта, без российской сертификации и официального права на работу.
• Участники с высшим медицинским и психологическим образованием могут проходить всю программу с российской сертификацией и официальным правом на работу в России.
• Участники с любым другим высшим образованием для получения права на работу в России должны обязательно закончить годовую трансперсональную программу в Московском институте психоанализа (в очном или онлайн формате). Это можно делать параллельно с обучением на тренинге.
• Вы можете проходить обучение в своем собственном темпе и завершить его в соответствии со своими возможностями.
• Сертификационное обучение длится минимум 2 года. Модули можно проходить в любом порядке.
• Вы можете участвовать в любых модулях, которые вам интересны, не проходя полное обучение.
2 варианта участия:
1) с сертификацией (прохождение полного курса)
2) без сертификации (возможно участие в интересующих вас модулях, без прохождения полного курса обучения)
Преподаватели программы:
— Станислав Гроф
— Бригитта Гроф
— Пол Гроф
— Владимир Майков
⠀
Наша команда:
— Александр Жвакин
— Любовь Жвакина
— Герман Карельский
— Kristina Maikova
— Mars Sary
⠀
До 30 ноября действует скидка при ранней регистрации.
⠀
Узнать подробную информацию и зарегистрироваться можно по ссылке: https://bit.ly/35iwn65
До встречи!
Трансперсональная психология обучение майков
Советские мистики: история человека, который захотел стать реальным
Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии Владимир Майков идет к осознанности более 40 лет. Он был участником клуба «Контекст» — главного источника самиздатовской духовной литературы в Союзе. Для проекта «Советские мистики» Маргарита Федорова поговорила с ним об эзотериках времен СССР, лжегуру и современных «йогнутых».
Текст и иллюстрация: Маргарита Федорова
Редактор: Дарья Благова
С Владимиром Майковым мы встречаемся в особняке института философии РАН на Таганке. В здании пусто и тихо, из видимых живых — только охранник и уборщица. Если судить по окружающей атмосфере и фактам из биографии Майкова — окончил Физтех, аспирантуру Института философии, где до сих пор работает старшим научным сотрудником, — передо мной должен предстать серьезный ученый муж в костюме и галстуке. Все оказывается иначе. На Майкове синяя рубашка-поло и голубые джинсы — кажется, что он только вернулся с отдыха. Высокий и худой, он резво взбегает по мраморной лестнице и стремится к кабинету. Я следую за ним. С первых слов разговор льется как вода. Майков говорит восторженно, легко и образно, будто рассказывает сказку, а еще часто и искренне улыбается — так, что у меня создается ощущение, будто у него внутри бесперебойно работает генератор радости.
— Хотите чаю? — спрашивает Майков перед началом интервью. — Есть китайский. Я привез его из Чжуанчжоу, где в прошлом году проводил десятидневный семинар о древних практиках заботы о душе, холотропном дыхании и своей системе эволюционного навигатора.
— Да, спасибо, хочу. Интересно как: у китайцев же своя древнейшая духовная база, которую пытаются перенять у них европейцы. Зачем им?
Владимир Майков на мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско, 1990 год
— Их очень интересуют западные достижения в психотерапии. Они хотят понимать современный мир, быть в нем лидерами, поэтому ищут необходимые для этого инструменты. Правда, есть свои нюансы: все духовное, то, что угрожает власти, там не одобряется — к примеру, даже слово «трансперсональный» рекомендуется не употреблять, и мне приходилось лавировать, подбирать правильные выражения.
Эту историю Владимир Майков рассказывает со смехом, как какой‑то анекдот, при том что он сам является представителем именно трансперсональной психотерапевтической школы. Еще в 50–60-х годах прошлого века американские нейробиологи и психологи заинтересовались трансперсональными переживаниями — измененными состояниями сознания человека, выходящими за границы эго, времени и пространства. Заглядывать на другую сторону видимой реальности им помогали еще не попавшие тогда под запрет психоделические вещества. Это было время эксперимента и синтеза: вдохновленные духовными практиками Востока ученые, а следом за ними художники и музыканты, проводили на себе опыты, стремясь расширить границы восприятия.
Тогда же появилась трансперсональная психология. Ее адепты сконцентрировались на изучении духовного мира человека, разработке техник самоанализа и личной трансформации, позволяющих испытать единение с человечеством, природой и Вселенной.
С работами мастеров этого течения Владимир Майков познакомился в 1980 году, когда поступил в аспирантуру Института философии и одновременно стал членом подпольного московского трансперсонального клуба «Контекст». В этот клуб входили люди, занимающиеся переводами работ ведущих мировых исследователей психики и сознания. После распада Союза Майков отправился в США на обучение и привез оттуда систему холотропного дыхания. Этот метод погружения в измененные состояния сознания без употребления психоделиков изобрел один из основателей трансперсональной психологии Станислав Гроф.
Майков относится к себе и своим духовным поискам с юмором, он со смехом называет себя «дилетантом широкого профиля». «Сначала мне думалось, что я занимаюсь настоящей физикой, потом — философией. Следом мне казалось, что я трансперсональный психолог и духовный практик, особенно глубоко продвинувшийся в познании тибетского буддизма. Потом я был издателем, кинорежиссером», — с улыбкой перечисляет он. В 2015 году Майков выпустил документальный фильм «Танец бесконечности», в основу которого легли его беседы с мировыми духовными учителями и пионерами трансперсональной психологии. Затем он снял фильм об американском писателе-мистике Карлосе Кастанеде и еще один — «Инструменты эволюции», продолжение «Танца бесконечности».
О прошлом Майков вспоминает радостно и с удовольствием — даже о проблемах с КГБ. Слушая его, я не могу отделаться от ощущения, что смотрю добрый и светлый советский фильм, главный герой которого обязательно пройдет все испытания, сохранит открытое сердце и веру в людей и будет жить долго и счастливо, трудясь во благо мира на всей Земле.
СССР. Первые шаги
«Я еще легко отделался»
Моим первым проводником в трансперсональный мир стал легенда советского эзотеризма, известный переводчик и один из основателей клуба «Контекст» Виталий Михейкин. Мне было 24 года, я как раз окончил Физтех. Это был человек очень большого сердца и большой мудрости. Ему на момент нашего знакомства было всего 42 года, но уже тогда все называли его «дедом». Он был нашим старейшиной. Выглядел Виталий соответствующе: длинные волосы, седая борода а-ля Маркс.
Квартира у Виталия Михейкина была в Медведково — небольшая, около 40 метров.
Даже если набивалось человек пятнадцать, тесно не было, как и не было никогда никакой специальной программы на вечер. Все задачи и методы работы возникали спонтанно: они определялись контекстом, полем. Мы учились импровизировать, развивать интуицию, исследовать себя.
Сеанс хождения по горящим углям на первой российской трансперсональной конференции «Между любовью и смертью», организованной Владимиром Майковым в Подмосковье, сентябрь, 1996 год
Когда‑то это была дискуссия, когда‑то конкретные практики. Ни на опыт, ни на возраст, ни на дипломы никто не обращал внимания — если кто‑то брал слово, мы считали, что через него в этот момент с нами говорит Вселенная. Тогда у нас на руках уже были переводы трудов немецкого психолога Фрица Перлза, и мы взяли из них практику «горячего стула». Человек, желающий разобраться в своих проблемах, садился на стул, и с ним начинал работать ведущий, остальные участники группы молча свидетельствовали этот процесс. По окончании сессии мы делились своими чувствами, но ни в коем случае не давали советов и не оценивали произошедшее. Мы использовали и гурджиевские техники: к примеру, в какой‑то момент говорилось «стоп», и все застывали, чтобы осознать, где они находятся, о чем думают. Среди нас были люди, которые серьезно занимались мистическими христианскими практиками. Были контакты с суфийскими мастерами.
Это был настоящий рыцарский клуб. В то время карьера нам не светила, ведь большинство из нас не были в системе. Нас не сильно волновали деньги, поэтому мы жили спокойно и занимались главным: было время на дружбу, любовь, чтение, на внимательный поиск того, что действительно интересно и важно. Мы никуда не торопились — в этом было неоспоримое преимущество брежневской эпохи.
Я даже с сожалением смотрю на нынешнее молодое поколение, которое несется в беличьем колесе: у них нет времени читать, и даже медитацию они пытаются освоить в спешке, потому что это полезно для бизнеса.
От Виталия я впервые узнал серьезно о тибетском буддизме: он стал вовлекать меня в переводческую деятельность, предложив мне отредактировать перевод текста великого тибетского мастера традиции дзогчен «Как нирвана и сансара возникает из основы бытия». Эта книга во многом и определила путь моих дальнейших духовных поисков своей истинной природы. Потом вместе с его женой я перевел книгу известного канадского буддолога Герберта Гюнтера «Рассвет тантры», которую он написал совместно с тибетским ламой Чогьямом Трунгпой Ринпоче.
Бывало, что встречи происходили у других участников «Контекста»: к примеру, у художника Сергея де Рокамболя. У него собиралась богема. Он поражал непредсказуемостью, артистизмом, вел себя провокационно, ничего не принимал на веру и обладал потрясающим юмором и тягой к реальности. Эта тяга к познанию реальности, а также дружба и объединяли всех нас.
Встречи «Контекста» были именно подпольные — официально в Советском Союзе эзотерика находилась вне закона. В 1982 году мы с Виталием Михейкиным отправились в Бурятию, чтобы познакомиться с живым буддизмом через учеников бурятского ламы Бидии Дандарона. Он был первым ламой в СССР, кто стал передавать знание о тибетском буддизме ученикам из Питера, Москвы, Киева и Прибалтики, а также занимался объединением буддизма с европейской философией и достижениями современной науки. За свою деятельность он не раз попадал в лагеря, где в итоге и умер, ушел в другое измерение. Его ученики благословили нас на вхождение в подпольные кружки буддистов.
В эту поездку произошло настоящее чудо: я получил посвящение в буддийские практики от самого Далай-ламы XIV. Оказалось, что именно в это время он приехал в Бурятию и давал учение в Иволгинском дацане, и нам с Виталием посчастливилось быть там. На ретрите представители местных спецслужб записали наши имена, и, конечно, после этого у меня возникли серьезные проблемы с КГБ.
Слово он сдержал. Я тогда оканчивал аспирантуру Института философии АН СССР, уже написал диссертацию, и по закону после аспирантуры меня должны были взять туда на работу, так как я был аспирантом, поступившим по конкурсу.
Несмотря на то что моим шефом был известный советский философ, член-корреспондент АН СССР Александр Спиркин, ставку мне не дали, а диссертацию я защитил через четыре года, когда началась перестройка. В других местах мне тоже долгое время отказывали: сначала соглашались взять, а потом через несколько дней говорили «нет». Как я потом узнал, всем звонили и не рекомендовали менять брать. Мне тогда было двадцать семь лет, на руках маленький ребенок, шесть месяцев без работы.
Я еще легко отделался. Я знаю тех, попал в тюрьму на несколько лет за совершенно невинные вещи: практику йоги, распространение учения Рерихов или за выпуск самиздатовской литературы.
При этом в Союзе были те, кто мог позволить себе заниматься непознанным — к примеру, мой шеф Александр Спиркин. Члены-корреспонденты Академии Наук были в то время свободными людьми, можно сказать «неприкасаемыми». Александр Георгиевич очень интересовался экстрасенсорикой, он был покровителем экстрасенсов, а параллельно выпускал «правильные» советские книги. У него была лаборатория, где изучались их способности, и они толпами приходили к нам в сектор, чтобы попасть к нему под крыло. Он очень многим покровительствовал: к примеру, известной целительнице Джуне. Важно понимать, что члены политбюро сами работали с экстрасенсами, даже Брежнев пользовался услугами Джуны.
Перестройка. Новые горизонты
«Именно в России я ощущаю себя наиболее реальным, живым»
Во времена перестройки в Союз стали активно наезжать американцы по программе Citizen Diplomacy, в основном представители разнообразных течений Нью-эйдж. В 1987 году в Москву приехала большая группа «ребеферов» — мастеров дыхательных психотехник, позволяющих заново пережить рождение и освободиться от травмы рождения. Многие из приезжих встречались с пионером водных домашних родов Игорем Чарковским, с которым я дружил. У него в гостях я, кстати, встретился с американским нейробиологом Джоном Лилли, создателем камеры сенсорной депривации, исследователем психоделиков и коммуникационных навыков дельфинов.
У Чарковского в квартире на улице Руставели ванная комната была перестроена в огромный аквариум — в нем то купались беременные женщины, то рожали. Когда мы подружились, Игорь мне рассказал, как к нему пришла идея водных родов. Он был водолазом, и однажды во время погружения к нему явился белый дельфин и сказал, что будет великий потоп, и чтобы спастись, люди должны вернуться в воду, а рождение таким способом как раз открывает в человеке необходимые способности. Я к тому моменту уже много знал про травму рождения из работ Станислава Грофа и прекрасно понимал, что мягкие роды очень важны для формирования здоровой психики человека. Я познакомил Чарковского с идеями Грофа, и это еще больше убедило его в правильности выбранного подхода. У меня два сына — от первого и второго брака, — и оба они родились в воде. Каждый раз я присутствовал при родах, ассистировал. Здесь мои теоретические познания перешли в практику.
С писателем, психотерапевтом и мастером медитации Джеком Корнфилдом, Калифорния, 1992 год
На первом семинаре программы Grof Transpersonal Training, Калифорния, 1990 год
Cо Станиславом Грофом (в центре) и Вячеславом Цапкиным (справа), Калифорния, 1990 год
В 1989 году я лично познакомился со Станиславом Грофом. Он выступал в НИИ психиатрии. В зал, вмещающий максимум 400 человек, набилось около пяти сотен людей. Гроф прочитал лекцию о целительном потенциале измененных состояний сознания. Ему рукоплескали, потом выстроилась огромная очередь за автографами на самиздатовских изданиях двух его книг. Он был очень растроган: и вниманием, и тем, что его работы широко разошлись в самиздате. В следующие дни во Всесоюзном центре психоиммунологии происходил первый в СССР семинар по холотропному дыханию. Там я получил приглашение Грофа поехать в США к нему на обучение. Обучение для нас, первопроходцев, было бесплатным, необходимо было только найти деньги на билеты.
В то время была эйфория от перестройки. Большой русский медведь оказался мирным и послушным.
На Западе на нас смотрели через розовые очки — я говорю про обычных американцев. Понятно, что политологи все прекрасно понимали и делали свое дело: внедрялись, управляли и разваливали там, где надо развалить, но в массовой культуре перестройка и русские воспринимались эйфорически, ведь и мы, и американцы очень долго жили в страхе ядерной войны. У Грофа были друзья-миллионеры, которые создавали специальные фонды, финансирующие его программы, дающие поддержку людям, желающим пройти у него обучение, но не обладающим необходимыми средствами. Нас кормили, поили, предоставляли жилье. Программы проходили в разных местах — то в горах, то в лесах, то в пустыне, то в США, то в Европе.
Стоимость билета была огромной по сравнению с зарплатой, но мне везло: один раз перелет мне оплатил Фонд Сороса, другой раз — друг Грофа монах Дэвид Штейндл-Раст. Я познакомился с ним на конференции в Италии в 1991 году. Он потряс меня невероятной добротой, скромностью и присутствием. Брат Дэвид спросил меня, когда я приеду в следующий раз. Я ответил, не скоро — нет денег. И он взял и просто купил мне билет.
В дальнейшем у меня было несколько возможностей работать в Европе и в США, но я всегда относился к этому спокойно. Я очень рано понял, что для меня чрезвычайно важно жить в России, в стране, где я вырос, где я чувствую, не просто слышу, а осязаю телом язык, его интонацию, энергии. Этот вкус мне привили родители. Мой отец хорошо пел и любил музыку. Благодаря ему с самых ранних лет я слушал пластинки с лучшими мировыми голосами. Я впитал это знание: для меня живая речь — наиболее полное выражение человека. Кроме того, я очень много времени проводил в деревне. Со стороны матери у меня все родственники оттуда: у нее было семь братьев и сестер. Через этот опыт — народные праздники, ягоды-грибы, работу в поле, эклектику христианства и язычества, процветающую в деревнях — я получил сильную связь с землей. Думаю, поэтому именно в России я ощущаю себя наиболее реальным, живым.
Иллюзии
«Я сам пересадил себя из клетки повседневной жизни в клетку медитации»
В самом начале моей практики медитация казалась волшебными дверьми в какие‑то новые чудесные миры. Я узнал о ней еще в 10 классе из работ психотерапевта Владимира Леви. В 1972 году вышла его книга «Искусство быть собой». В ней впервые для советского народа были даны достаточно глубокие техники аутотренинга и элементы медитации, которые я все освоил. Серьезно практиковать я стал уже после института, когда стал членом «Контекста». В то время в самиздате ходили два бестселлера: книга Рам Дасса «Будь здесь и сейчас», в названии которой уже заложен ключ к медитации. Вторая книга Ошо«Медитация. Искусство внутреннего экстаза», где описано множество практик. Они стали моими настольными книгами по медитации.
Каждый вечер в одно и тоже время я, как отличник, недавно с красным дипломом окончивший Физтех, усаживал себя медитировать. Все было как у всех: приходили мысли, приходил сон, приходило «не хочу», но я оставался настойчивым — быть здесь и сейчас, быть здесь и сейчас. Но ничего не происходило: ни прозрения, ни углубления, ни плодов медитации, которые обещали книги.
Позднее я понял, что сам пересадил себя из клетки повседневной жизни в клетку медитации: «быть здесь и сейчас». Потребовалось несколько лет, прежде чем я узнал, что суть медитации не в этом, а в свободе, в том, чтобы быть реальным. Медитация — только инструмент. Главная клетка для человека — его ум, его мысли, его эмоции, образующие концептуальный опытный каркас. Медитация помогает выйти за пределы этого каркаса. Для чего? Для того чтобы стать реальным. А что значит быть реальным? Быть в контакте с бесконечностью. Как говорил английский поэт Уилльям Блейк, «если бы двери восприятия были очищены, все предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным». Методов медитации много, но если мы ограниченным умом читаем о них, то суть утрачивается — мы опять создаем свою концепцию.
Затем я понял, что вообще не обязательно идти через медитацию. Это может быть свой собственный экстатический опыт — через природу, любовь, творчество, философию, математику, духовного учителя. Самое главное, чтобы это был свой личный опыт переживания бесконечности, личный контакт.
Учителя
У меня не было затянувшегося периода наивного романтизма относительно духовности, и это мне сильно помогло. Любые мечты, концепции уводят от реальности. Главное, ничего не мистифицировать. Все великие просветленные учителя, с которыми мне повезло встречаться, — исключительно реальные люди. Далай-лама — очень земной человек. Я до сих пор помню, как просто и радостно он здоровался со всеми тогда в Иволгинском дацане, когда я его увидел впервые в 1982 году. Я стоял вдалеке и помахал ему, он с улыбкой помахал в ответ. В это мгновение во мне растаяла концепция о нем как о ком-то далеком, вознесенном на пьедестал: он стал простым человеком. Это был жест великого просветленного мастера, который мгновенно убрал препятствия, чтобы возник контакт.
К сожалению, учительство, как и все в рыночном обществе, имеет тенденцию становится предметом торга и достижений. Есть те, кто бессовестно использует эскапистскую риторику: откажись от всего материального, или тебе век не видать просветления. Это хорошо работает, так как созвучно главной установке христианства как цивилизационного проекта: здесь на Земле мы отбываем срок, а там нас ждет вечная жизнь и счастье. В целом в традиционных религиях присутствует аскетизм, недооценка жизни, культ нирваны, но постепенно этот подход трансформируется.
За время своих духовных поисков я осознал, что нет какой‑то Шамбалы, особой традиции, особого учителя — мы все одинаковые, имеем одну бесконечную природу.
Просветлению безразлично, какого вы цвета кожи, какого вы пола, какое у вас образование, какой у вас доход, какая у вас религия. Претендовать, что только буддизм избранная религия, или христианство, или индуизм, — это безумие.
Миллиарды людей эволюционно двигаются по разным культурным цивилизационным проектам, и у каждого проекта есть свои чрезвычайно важные уникальные открытия и особенности. Мировые религии — своего рода лаборатории человечества, в которых исследуются и развиваются свои особые задачи.
На этом пути также встречается много духовно помешанных, ведь кумира можно сотворить из чего угодно, построить золотые клетки на небесах.
С будущей женой Кристиной, Калифорния, 1993 год
С тибетским учителем Дзогчена Чогьялом Намкаем Норбу, Конвей, Массачусетс, 1990 год
Настоящее
«Практики, которые прекрасно работали во времена Христа, Будды, Мохаммеда, в наше время так не работают»
Я, как своего рода безуспешный духовный практик, много времени и сил отдал медитации и духовным упражнениям, но получил в сравнении с ожиданиями очень мало. Из‑за этого я долго и мучительно задумывался: почему у современных безусловно просветленных мастеров я ни разу не встречал западных просветленных учеников? Почему я до сих пор не просветлен? Почему мои друзья не просветленные? Почему духовные практики, которые прекрасно работали во времена Христа, Будды, Мохаммеда, в наше время так не работают? Постепенно я стал понимать, что причина в том, что мир изменился, человек изменился. Духовные практики, безусловно, помогают нам трансформироваться, но прежние карты реальности уже устарели.
Во всех традиционных системах описание реальности трехмерное: земля, человек, небо, или в христианстве — ад, земля, рай, в шаманизме — нижний мир, средний мир, верхний мир, в психологии — подсознание, сознание, сверхсознание. 50 000 лет эта традиционная классификационная схема работала хорошо, но сегодня этого уже недостаточно. Нужны новые измерения человека и новые инструменты, потому что мир становится все более многополярным.
К примеру, когда я снимал свой третий фильм «Инструменты эволюции», мои собеседники — крупнейшие эксперты из мира современной психологии, философии, искусства, духовности, коучинга — сошлись во мнении, что для современного западного искателя чрезвычайно важна психотерапия, без нее невозможны успехи на духовном пути. Почему? Потому что 90% проблем, которые волнуют людей, — это отношения. Вот фундаментальное измерение, на которое не было указано в мировых духовных традициях! В них говорится о персональном измерении: я сам и мои ограничения, мое подсознание, мой диалог с Высшим, безграничное пространство духа, но об отношениях с другими почти ничего.
Современному духовному искателю просто необходимо работать с отношениями.
Сейчас я занимаюсь тем, что работаю над собственной навигационной системой по реальности, которая содержит в себе инструменты эволюции, необходимые современному человеку. О какой эволюции я говорю? Есть фильмы, рассказывающие о том, как воспринимают мир разные животные. К примеру, у львов очень хорошее горизонтальное видение мира, но они плохо видят небо. Почему? Потому что именно в горизонтальной плоскости они охотятся. Человек воспринимает мир также по-своему: мы не так давно вырвались из животного плена и должны двигаться дальше через осознание того, как работает наше восприятие реальности. Это позволит постепенно освободиться от тех клеток, в которых мы живем. Это станет следующим эволюционным скачком в нашей человеческой истории. В своей навигационной системе я как раз собрал основные техники работы с сознанием, доступные сейчас людям, — от академических и философских до религиозных.
Наконец, я понял, в чем смысл моего рисунка судьбы, чем я занимался всю свою жизнь в точных и гуманитарных науках, психологии и психотерапии, духовных традициях и искусстве. Это своего рода поводырство по фабрикам иллюзий и бездорожью знаний, потому что скопилась чудовищная свалка «менталолома» (от слова mental — по-английски «умственный»), произведенного разными поколениями мыслителей, философов, религиозных деятелей. Количество концепций колоссально, и в одиночку очень сложно разобраться, что работает, а что просто слова.
Я убежден: недостаточно самому стать реальным, просветленным. Следующий шаг каждого из нас — это обменяться своим опытом, своей жизнью с другими людьми. Открываясь друг другу максимально, мы помогаем друг другу развиваться. Достаточно изменить фокус: отношения как инструмент эволюции, родительство как инструмент эволюции, сотрудничество как инструмент эволюции, любовь как инструмент эволюции. Потенциальных версий просветленных людей здесь, на планете Земля, 7 миллиардов человек. У каждого свой опыт, но если он не будет выражен, то и не будет постигнут другими, поэтому так важно с самого детства развивать своего внутреннего художника во всех сферах жизни.