традиционные методы обучения персонала

Традиционные методы обучения персонала

К традиционным методам относятся лекции, семинары и самостоятельное обучение,

например просмотр учебных видеофильмов. Эти методы являются преобладающими при

передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают

и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний,

не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

Лекция

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального

обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема

учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение

одного занятия, сделать необходимые акценты. Ограниченность лекций как средства

профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными

участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь,

инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести

коррективы в ход обучения.

При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно

передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек

до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять

и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и

Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем

информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции отличаются от

тех, которые раньше читали в институтах. Сейчас чаще обращаются к интерактивному

общению ‐ проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают

решить практические задачи. Используют много наглядных пособий, таких как слайды,

раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи

Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор

самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекционных занятий в основном

является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает

на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют

своей памяти, конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной

связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

Усвоение лекционного материала в значительной степени зависит от характеристик

изучаемого материала (трех «С» ‐ содержания, сложности, структурированности)

и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно

ориентированно на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний,

профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала

определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции

остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это:

‐ самый «привычный» метод подачи материала;

‐ далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в

частности, методами активного обучения).

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом

факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать

интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др. Большое

значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими

материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные

Преимущества лекционной подачи материала:

‐ Лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи

материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить

последовательность полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения

материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;

‐ Возможность охвата большой аудитории;

‐ Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при

условии большого числа слушателей).

Недостатки лекционной подачи материала:

‐ Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают

эффективность усвоения учебного материала.

‐ Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном

‐ Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда

эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания

и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.

Проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию.

В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный

материал в полном объеме.

Семинар

Семинары предполагают большую активность участников и используются для

совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной

культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными

экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях ‐

проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически

завершенной порции материала, темы.

Цель семинара ‐ проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше

разобраться в содержании изучаемой темы.

Главное в семинаре ‐ диалог между обучающимися и преподавателем, который

позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями,

уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают большую активность

слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.

Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя создать в ходе

занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат, который побуждает

слушателей к активному участию в работе.

Преимущества семинарских занятий:

‐ Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями

пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические

задания по пройденному ранее материалу;

‐ Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении

дополнительно рекомендованной литературы;

‐ Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в

процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который

слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают

в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

‐ Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах

‐ Ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 340 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Традиционные методы обучения персонала

традиционные методы обучения персонала. Смотреть фото традиционные методы обучения персонала. Смотреть картинку традиционные методы обучения персонала. Картинка про традиционные методы обучения персонала. Фото традиционные методы обучения персонала

К традиционным методам относятся: лекции, семинары и самостоятельное обучение, например, просмотр учебных видеофильмов.

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний.

Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

Лекция

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты.

Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов. Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы.

Современные лекции отличаются от тех, которые раньше читали в институтах. Сейчас чаще обращаются к интерактивному общению ‐ проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают решить практические задачи. Используют много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.

Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют своей памяти, конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

Усвоение лекционного материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (трех «С» ‐ содержания, сложности, структурированности) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно ориентированно на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом.

Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это: ‐ самый «привычный» метод подачи материала, далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного обучения).

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др.

Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные материалы им т.п.)

Преимущества лекционной подачи материала:

Недостатки лекционной подачи материала:

Проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.

Семинар

Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм.

Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета. Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.

Цель семинара ‐ проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы.

Главное в семинаре ‐ диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей.

Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий. Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат, который побуждает слушателей к активному участию в работе.

Преимущества семинарских занятий:

Недостатки семинаров:

Источник

Современные виды и методы обучения персонала: обзор основных технологий и принципов

Чтобы быть успешнее конкурентов, нужно быть умнее. Потому в бизнесе обучение персонала — не роскошь, а средство для развития. Профессиональные сотрудники быстро и качественно решают поставленные задачи и ведут компанию к новым победам. В этой статье мы расскажем об основных методах обучения персонала, разберем их преимущества и недостатки. В статье мы собрали методы и способы обучения перснала как на рабочем месте, так и вне рабочего места.

Методы обучения персонала на рабочем месте

Лекции

Лекция в особом представлении не нуждается. Сотрудникам предлагают вспомнить студенческие годы: взять ручку с блокнотом и послушно конспектировать за преподавателем. Отличается лишь тема урока: вместо имен великих греческих мыслителей придется заносить в тетрадку, к примеру, приемы убеждения покупателей.

Среди преподавателей это самый популярный вид обучения и один из самых сложных. Чтобы доходчиво объяснить предмет, нужно тщательно работать с аудиторией и управлять вниманием. Основатель Apple Стив Джобс следовал трем правилам, которые помогали ему увлечь слушателей.

3 правила успешного выступления от Стива Джобса

ПреимуществаНедостатки
Контроль. Лектор полностью контролирует содержание и подачу материала.Нет обратной связи. Лекция — сольное выступление преподавателя. Как правило в это время нельзя что-то обсуждать и задавать вопросы.
Широкий охват. Объяснить предмет можно сразу сотне человек.Низкая активность слушателей. Чтобы увлечь аудиторию, лектор должен быть хорошим оратором. Если он неуверенно работает на публике, то потеряет слушателей, как бы хорошо ни разбирался в предмете.
Лекция приучает к пассивному восприятию чужого мнения. В большинстве случаев слушатели механически конспектируют слова лектора, не перепроверяя факты.
Лекции отбивают тягу к самостоятельным занятиям.

Семинары

Семинар — это дискуссия. Тема, как правило, известна заранее. Ученики обмениваются мнениями, задают вопросы, оспаривают друг друга. Преподаватель модерирует встречу. Семинар обычно проводят после лекции, чтобы закрепить пройденный материал.

Здесь групповые обсуждения чередуются кейсами, бизнес-играми и коллективными заданиями, чтобы еще крепче освоить новую тему. Семинар может стать мозговым штурмом по решению конкретных задач компании. Но, чтобы семинар прошел гладко, нужно соблюдать несколько правил.

Правила проведения семинара

ПреимуществаНедостатки
Контроль за успеваемостью. Во время дискуссии преподаватель может определить насколько хорошо каждый из учеников знает материал.Маленький охват. В отличие от лекции максимальное число участников на семинаре — 25 человек.
Свобода действий. На семинаре можно задавать вопросы, вступать в споры, доказывать свою точку зрения, что только разжигает интерес к обучению и помогает крепче запомнить материал.Преподаватель должен быть опытным модератором, иначе дискуссия может выйти из под контроля.

Тренинги

Во многом похожи на семинары, но вместо теории здесь упор на практику — участники тренинга используют полученные знания в бою. То есть если на семинаре предлагается порассуждать о технике холодных звонков, то на тренинге придется позвонить реальному клиенту. За рубежом тренинги в основном используют для подготовки новичков. В России обучают и старожилов компании.

Пошаговый алгоритм создания тренинга — ключевые вещи

ПреимуществаНедостатки
Фокус на практику. Сотрудники оттачивают навыки, которые уже завтра могут использовать в работе.Большой процент пройденного материала со временем забывается, если не использовать его на практике. Потому тренинги для сотрудников нужно проводить регулярно.
Эмоциональный заряд. После удачного тренинга у сотрудника появляется вера в себя и энергия на новые карьерные подвиги.
Обмен опытом. Сотрудники могут поделиться личными лайфхаками и получить ответы на вопросы.

Наставничество

Наставничество (менторинг) — один из методов обучения персонала, когда опытный сотрудник делится знаниями с новичком. Основное преимущество — развиваться можно прямо на рабочем месте. При этом наставник дает лишь те знания, которые сразу можно использовать на практике.

Как выстроить систему наставничества в компании — метод бизнес-тренера и основателя «Школы траблшутеров» Олега Брагинского

ПреимуществаНедостатки
Систематизация знаний. Обучая новичка, наставник раскладывает опыт «по полочкам» и формирует учебную программу, которую после можно использовать при подготовке других стажеров.Опытный сотрудник уделяет меньше времени основным задачам.
Сокращение адаптации. С наставником срок адаптации новичка в компании сокращается вдвое. Наставник помогает закрепить знания, исправляет ошибки. Молодой сотрудник чувствует себя намного увереннее.
Укрепление HR-бренда. Высокую зарплату предлагают многие компании, обучение и профессиональный рост — единицы. В организации, где развито наставничество, минимальная текучка.
Практичность. Сотрудник получает лишь те знания, которые помогут ему работать лучше.
Растет уровень корпоративной культуры.
В компании развивается система внутренней оценки и экспертизы.

Дистанционное обучение — метод обучения вне рабочего места

Компании открывают в онлайне учебный портал и загружают туда материалы: книги, видеоуроки, регламенты, презентации по продуктам, электронный курсы. У каждого сотрудника есть логин и пароль. Они могут в любой момент зайти на портал с компьютера, планшета, смартфона и изучить нужный материал, а после пройти тест. Руководитель обучения по отчетам видит, сколько времени «ученики» тратят на уроки, какие курсы изучают больше всего и какие ошибки допускают в тестах.

ПреимуществаНедостатки
Расширенный охват. Одновременно можно обучать сотрудников из нескольких филиалов.Расширение штата. Чтобы управлять учебным порталом и создавать электронные курсы понадобятся дополнительные специалисты.
Общая база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте. Доступ к ним есть у каждого сотрудника компании.
Единый стандарт обучения. У сотрудников из Челябинска и Краснодара одинаковая «закалка», т.к. они учатся по одной программе.
Аттестация на автомате. Собрав электронный тест, можно провести срез знаний сразу во всех филиалах. Тратить время на обработку результатов не придется. Система учебного портала сделает это автоматически.
Сокращение издержек. Бизнес-тренерам больше не нужно объезжать филиалы и читать лекции. Всю необходимую информацию сотрудники получат на портале. А значит не придется тратить деньги на перелет, гостиницу и командировочные для тренеров.
Мобильное обучение. Все материалы можно открыть с планшета или телефона в любое время. Знания всегда под рукой.
Вариативность. Лекции, вебинары, игры, тесты, программы — дистанционное обучение позволяет подобрать наиболее удобный для сотрудников формат.

Подробнее о преимуществах eLearning и его особенностях вы можете прочитать в статье «Дистанционное обучение в организации: стратегия запуска».

Деловая игра

Деловая игра — тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. В ее основе конкретный бизнес-кейс из реальной практики. В режиме реального времени сотрудникам нужно решить задачу. К примеру, правильно презентовать продукт или успокоить недовольного покупателя.

Пример деловой игры от бизнес-школы «Синергия»

ПреимуществаНедостатки
Возможность эксперимента. Во время игры можно попробовать решить задачу разными способами и выбрать наиболее подходящий.Высокие трудозатраты. Нужно продумать логику игры, взаимодействие участников, прописать сценарий. Все это требует времени и сил. А результат не всегда оправдывает, вложенные в деловую игру ресурсы.
Фокус на практику. Опыт, полученный в деловой игре, можно считать если не полноценным, то достаточным для того, чтобы в реальной ситуации работники не растерялись.Соперничество во время игры может перерасти в конфликт.
Сплочение сотрудников. Во время игры сотрудники раскрываются сами и лучше узнают других.

Баскет-метод

Как и деловая игра, баскет-метод — это тренировка. Сразу несколько тренеров обучают одного сотрудника, как правило, будущего руководителя.

Обучаемому предстоит на себе почувствовать, как нелегко быть боссом. Ему нужно ответить на огромное количество писем, разобрать стопку документов, отдать несколько важных распоряжений, разрешить конфликт между сотрудниками и встретиться с партнерами. Все это – за ограниченный период времени.

ПреимуществаНедостатки
Обучение помогает в сжатые сроки перейти талантливому сотруднику в разряд руководителей.Цена. Метод требует много денег, времени и сил, а также детальной организации. Позволить себе его могут далеко не все компании.
Высокий уровень мотивации сотрудника.

Смешанное обучение

Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.

На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.

ПреимуществаНедостатки
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению.Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления.
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции.
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале.
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет.
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф.

Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.

Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

Подробнее о iSpring Online → традиционные методы обучения персонала. Смотреть фото традиционные методы обучения персонала. Смотреть картинку традиционные методы обучения персонала. Картинка про традиционные методы обучения персонала. Фото традиционные методы обучения персонала14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

традиционные методы обучения персонала. Смотреть фото традиционные методы обучения персонала. Смотреть картинку традиционные методы обучения персонала. Картинка про традиционные методы обучения персонала. Фото традиционные методы обучения персонала

традиционные методы обучения персонала. Смотреть фото традиционные методы обучения персонала. Смотреть картинку традиционные методы обучения персонала. Картинка про традиционные методы обучения персонала. Фото традиционные методы обучения персонала

Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *