традиционные и инновационные формы обучения
Эссе: «Традиционные и инновационные методы обучения: замещение, дополнение или интеграция?»
Эссе на тему: «Традиционные и инновационные методы обучения: замещение, дополнение или интеграция?»
Буханова Елена Германовна
Преподаватель ГАПОУ ПСК
Образовательные процессы очень воспринимают инновации. Традиционные методики обучения не выжили себя вовсе. Каждый может выбрать модель образования в современном обществе: очно, заочно, дистанционно, онлайн, онлайн и оффлайн.
Да, конечно, современные студенты являются «сетевым поколением», они ближе к электронному способу получения информации, а ИКТ являются их инструментом работы. С каждым годом востребованы интерактивные методы, которые позволяют обучающимся выбрать саму траекторию образования и темпы изучения и уровень обучения.
Во все времена важна индивидуализация образования, инновация позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся. Каждый обучающийся обладает определенными способностями, которые нужно совершенствовать. Для того чтобы отдельный обучающийся лучше воспринимал информацию, осознал и запоминал ее, нужно учитывать, к примеру, вид ведущей образовательной системы кинестетического, аудиовизуального, визуального, логического.
Если обучающийся имеет ведущую репрезентативную систему кинестетического происхождения, ему будет легче воспринять информацию, используя в процессе подготовки модели, макеты, бумажные материалы и так далее, которые ему можно будет подробно изучать. Для кисти важно использовать жесты.
Если у обучающегося есть ведущая аудиальная репрезентативная система, наиболее эффективны будут методики обучения, предусматривающие аудио, видео и мультимедийные материалы, которые будет больше восприниматься на слухе.
Соответственно, для зрителей предпочтительнее будут все методы, представляющие зрительные изображения, которые наглядно показывают те или другие явления, явления. Такие методы относятся к методам, предполагающим применение презентаций и бумаги, видео и мультимедийных материалов, электронной почты и библиотеки, Интернета, CDROM.
Для студентов с логической, мыслительной формой ведущей системы репрезентации желательно представить информацию таким образом, чтобы они могли самостоятельно перерабатывать информацию, анализировать, информацию можно не так ярко выразить в визуальной форме, но ее должно быть логичным. Поэтому вообще в данном случае можно использовать все методы, главное содержание информации.
В настоящее время во всей стране происходит важнейшее событие – нашествие коронавируса, требующее коррекции в преподавании, внедрения инноваций и теперь востребованы нетрадиционные методы, не сочетающие или дополняющие уже разработанные методики организации учебных процессов, а замещающие.
Основные понятия e-Lenging включают:
· использование персональных компьютеров обучающихся для самостоятельной работы с электронным материалом;
· получение консультаций, советов и оценок от удаленного эксперта в области территориальной экспертизы преподавателя, возможность дистанционного сотрудничества; создание распределенного пользовательского сообщества, ведущего общую образовательную деятельность;
· овладение инновационными педагогическими технологиями, передачу их учителям;
· также термин e-learning называется самим контентом: электронными учебниками, образовательными услугами, технологиями.
Традиционные и инновационные методы обучения
«Традиционные и инновационные методы обучения»
Буханова Елена Германовна
Образовательные процессы очень воспринимают инновации. Традиционные методики обучения не выжили себя вовсе. Каждый может выбрать модель образования в современном обществе: очно, заочно, дистанционно, онлайн, онлайн и оффлайн.
Да, конечно, современные студенты являются «сетевым поколением», они ближе к электронному способу получения информации, а ИКТ являются их инструментом работы. С каждым годом востребованы интерактивные методы, которые позволяют обучающимся выбрать саму траекторию образования и темпы изучения и уровень обучения.
Во все времена важна индивидуализация образования, инновация позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся. Каждый обучающийся обладает определенными способностями, которые нужно совершенствовать. Для того чтобы отдельный обучающийся лучше воспринимал информацию, осознал и запоминал ее, нужно учитывать, к примеру, вид ведущей образовательной системы кинестетического, аудиовизуального, визуального, логического.
Если обучающийся имеет ведущую репрезентативную систему кинестетического происхождения, ему будет легче воспринять информацию, используя в процессе подготовки модели, макеты, бумажные материалы и так далее, которые ему можно будет подробно изучать. Для кисти важно использовать жесты.
Если у обучающегося есть ведущая аудиальная репрезентативная система, наиболее эффективны будут методики обучения, предусматривающие аудио, видео и мультимедийные материалы, которые будет больше восприниматься на слухе.
Соответственно, для зрителей предпочтительнее будут все методы, представляющие зрительные изображения, которые наглядно показывают те или другие явления, явления. Такие методы относятся к методам, предполагающим применение презентаций и бумаги, видео и мультимедийных материалов, электронной почты и библиотеки, Интернета, CDROM.
Для студентов с логической, мыслительной формой ведущей системы репрезентации желательно представить информацию таким образом, чтобы они могли самостоятельно перерабатывать информацию, анализировать, информацию можно не так ярко выразить в визуальной форме, но ее должно быть логичным. Поэтому вообще в данном случае можно использовать все методы, главное содержание информации.
В настоящее время во всей стране происходит важнейшее событие – нашествие коронавируса, требующее коррекции в преподавании, внедрения инноваций и теперь востребованы нетрадиционные методы, не сочетающие или дополняющие уже разработанные методики организации учебных процессов, а замещающие.
Основные понятия e-Lenging включают:
использование персональных компьютеров обучающихся для самостоятельной работы с электронным материалом;
получение консультаций, советов и оценок от удаленного эксперта в области территориальной экспертизы преподавателя, возможность дистанционного сотрудничества; создание распределенного пользовательского сообщества, ведущего общую образовательную деятельность;
овладение инновационными педагогическими технологиями, передачу их учителям;
также термин e-learning называется самим контентом: электронными учебниками, образовательными услугами, технологиями.
«Традиционные и инновационные методы обучения в дополнительном образовании»
«Традиционные и инновационные методы обучения в дополнительном образовании»
В нашем образовательном учреждении инновации внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения коснулись непосредственно педагогической деятельности и оценки качества образования. Отсюда – очередной этап поиска перспективных направлений развития образования. В 2014-2015 учебном году мы апробируем новое актуальное техническое направление «Робототехника». Для этого летом была разработана программа кружка «Робототехника», рассчитанная на два года обучения, подготавливались для внедрения методическая и ресурсная базы, позволившие уже в октябре 2014 года на Республиканских соревнованиях в Актобе достойно представить по этому направлению школу, город, область. Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в дополнительное образование достаточно актуальный, но очень затратный, поэтому не все организации дополнительного образования могут себе это позволить. Однако, мы уверены, что все присутствующие в этом зале ощущают необходимость в продвижении наряду с традиционными, прочно вошедшими в систему дополнительного образования направлениями кружковой деятельности и новых, актуальных, способных привлечь большое количество заинтересованных в этом ребят.
Курсовая работа: Традиционные и инновационные методы обучения
Название: Традиционные и инновационные методы обучения Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа Добавлен 06:51:40 26 декабря 2010 Похожие работы Просмотров: 23012 Комментариев: 20 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.6 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. | Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное). | |
Репродуктивный метод | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания). |
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. | Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). | |
Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка. | |
Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов. |
Глава 4. Теоретические аспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.
— определение потребности в изменениях;
— сбор информации и анализ ситуации;
— предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
— принятие решения о внедрении (освоении);
— собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
— институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
Основная закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.
Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.
Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.
Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.
Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.
Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.
Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.
Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом школы на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий должно включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для питания школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив и руководитель школы обязаны учитывать недельную загруженность учащихся уроками.
Школьные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые школы отходят от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул.
Такого же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений и других новых типов и видов школ.
§ 2. Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
— стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
— стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
— отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
— готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.
Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа).
Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.
Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.
Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.
А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Список литературы:
6. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5
- традиционные и инновационные технологии обучения
- традиционные и нетрадиционные формы обучения