традиционное обучение строится по принципу

Статья «Традиционная педагогическая технология»

традиционное обучение строится по принципу. Смотреть фото традиционное обучение строится по принципу. Смотреть картинку традиционное обучение строится по принципу. Картинка про традиционное обучение строится по принципу. Фото традиционное обучение строится по принципу

Традиционная педагогическая технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

формирование системы знаний, овладение основами наук;

формирование основ научного мировоззрения;

всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;

воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);

последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);

связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Методы усвоения знаний основываются на:

сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

индуктивной логике от частного к общему;

В составе учебной деятельности ребенка:

самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.

Источник

Характеристика традиционной и развивающей систем обучения

Выделяют разные подходы классификации типов обучения. Самые распространёнными и часто используемыми считаются развивающее и традиционное обучение.

Традиционная система обучения

Изучение имеет множество недостатков, в сравнении с другими системами обучения. На сегодняшний день традиционный тип обучения заменяется другими, так как процесс становления детей, как личностей, в школах определяется новыми требованиями. Это обосновывается такими причинами:

Многим школам стоит перейти от информационной ориентации к личностной. Необходимо начать использовать такие типы обучения: развивающее и дистанционное.

Понятие традиционного обучения сложилось ещё в 17 столетии на принципах дидактики. Включает в себя классно-урочную организацию обучения. Ввёл данное понятие в словесное использование Я. А. Коменский. Выделяют такие характеристики классно-урочной технологии:

Развивающая система

Такое обучение относят к инновационным, так как имеет значительный прогресс и повышает качество образования. Несмотря на это, развивающее обучение не идеально по своей технологии и теории. Не рекомендуется использовать его в средних и старших классах. Специалисты по-разному дают определение такому обучению, поэтому считается недоработанным и расплывчатым понятием.

Впервые, упоминание, связанное с определением развивающей системы, было использовано в работах В. В. Давыдова. В ней говорится, что развитие человека зависит от его вида деятельности и способностей, которыми он обладает, а также их реализация. Присвоением он считает процесс воспитания и обучения, и относит к психическому развитию.

Давыдов выделяет такие основные формы мышления: теоретическое и рассудочно-эмпирическое.

От развивающего обучения зависит теоретическое мышления человека, которое значительно отличается от эмпирического. Имеет собственное содержание, но эти понятия взаимосвязаны и составляют общую систему.

Объяснить данное понятие возможно намного проще и понятней.

Эмпирическое мышление – это ориентация на свойства, которые воспринимаются с помощью чувств и зависит от многих внешних воздействий.

Теоретическое мышление – это ориентация на общие задачи для одного класса.

Рефлексивный уровень – это возможность выделения уникальной формы всеобщего отношения, благодаря которой строятся особые содержательные группы задач.

Человек, который может выделить уникальное отношение из всеобщего, находится на синтетическом уровне обобщения. При улучшении развивающей системы, появляется понятие учебной деятельности. Является одной из основных задач для развивающей системы. Особенно важно для начального звена.

Термин «развивающее обучение» является процессом обучения, в ходе которого передаются знания и происходит интеллектуальное развитие. Он формирует знания интеллекта в форме организованной системы и отработку когнитивных действий в пределах одной целой системы.

Источник

Традиционное обучение

Суть традиционного обучения, его преимущества и недостатки. Особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. Основные противоречия традиционного обучения. Двойственность учебной информации и методов ее преподавания учителем.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.12.2015
Размер файла22,8 K

традиционное обучение строится по принципу. Смотреть фото традиционное обучение строится по принципу. Смотреть картинку традиционное обучение строится по принципу. Картинка про традиционное обучение строится по принципу. Фото традиционное обучение строится по принципу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Сущность традиционного обучения

Глава 2. Основные противоречия традиционного обучения

Основные понятия и термины

Список использованной литературы

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика») (Коменский Я.А., 2005).

Глава 1. Сущность традиционного обучения

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.

Глава 2. Основные противоречия традиционного обучения

А.А. Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения:

4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.

Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.

Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.

Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);

природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);

последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);

доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);

сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

принцип связи теории с практикой;

учет возрастных и индивидуальных особенностей [2, C.136].

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

систематический характер обучения;

упорядоченную, логически правильную подачу материала;

оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии [5, C.154].

традиционный обучение мотивация информация

Основные понятия и термины

Итак, в педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности традиционного и развивающего способов обучения, использование современных технологий на уроках, уровни педагогического мастерства. Особенности традиционного и развивающего способов обучения, основные методы обучения, используемые на уроке.

реферат [10,3 K], добавлен 03.10.2009

Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

реферат [223,5 K], добавлен 20.05.2014

История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.

реферат [167,6 K], добавлен 13.01.2011

Обучение как система и как процесс. Преподавание и учение. Общая и частная дидактики. Традиционное и развивающее обучение. Особенности, характерные для процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Организация учителем самостоятельной работы.

презентация [819,3 K], добавлен 07.08.2015

Понятие «метод обучения» как одно из коренных в педагогике. Необходимость взаимосвязи процессов учения и преподавания. Классификация методов обучения. Применение и совершенствование методов трудового обучения. Методы работы преподавателя и мастера.

реферат [302,6 K], добавлен 16.10.2010

Источник

Современное традиционное обучение (ТО)

традиционное обучение строится по принципу. Смотреть фото традиционное обучение строится по принципу. Смотреть картинку традиционное обучение строится по принципу. Картинка про традиционное обучение строится по принципу. Фото традиционное обучение строится по принципу

Классическая традиционная классно-урочная технология обучения

() — великий польский пе­дагог. Создатель групповой системы обучения, автор книги «Великая дидактика».

Организационными признаками традиционной класс­но-урочной технологии являются:

одновозрастная группа — учащиеся приблизительно одного возраста (±1 год) составляют класс, который сохра­няет в основном постоянный состав на весь период школь­ного обучения;

временной алгоритм деятельности — класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками (перемены);

урок: основной единицей процесса обучения (деятель­ности) детей является урок — логически завершённая прост­ранственно-временная структура;

единое содержание урока: урок, как правило, посвя­щен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащи­еся класса работают над одним и тем же материалом;

учитель — взрослый, образованный специалист, кото­рый руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты учёбы каждого ученика по своему предмету и в кон­це учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебник, программа документы, определяющие до­зы и общий объём информации, подлежащей изучению.

Классификационные параметры ТО

Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология всемирного масштаба, распространённая в самых разных отраслях образования, территориях, сообщест­вах.

Философская основа традиционного обучения как сис­темы — прагматическая, обусловленная требованиями и со­стоянием общества; в конкретном учреждении философскую основу определяет содержание обучения. По методам ТО представляет принуждение, которое антигуманно.

Методологические подходы: культурно-исторический, знаниевый, групповой, ситуативный.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-ре­флекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

Ориентация на личностные сферы и структуры информационная, ЗУН.

Характер содержания: светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический.

Вид социально-педагогической деятельности: обучаю­щая, дидактическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: традиционное классическое + ТСО.

Организационные формы: классно-урочная, академиче­ская.

Преобладающие средства: вербальные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаи­модействий: авторитарный.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстратив­ные, репродуктивные, принуждение.

Категория объектов: массовая.

Цели обучения в технологии ТО — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные со­ставляющие.

В советской педагогике цели обучения формулирова­лись так:

• формирование системы знаний, овладение основами наук;

• формирование основ научного мировоззрения;

• всестороннее и гармоническое развитие каждого уче­ника;

воспитание идейно убеждённых борцов (за комму­низм), за светлое будущее всего человечества;

• воспитание сознательных и высокообразованных лю­дей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представ­ляют трансляцию ученику определённых образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущест­венно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всесто­роннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе задачи не­сколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в нравственном воспитании, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланирован­ных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остаётся «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над её культурой, преобладание рационально-логи­ческой стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Трансляционная парадигма. Обучение — это целена­правленный процесс передачи (трансляции) знаний, умений и навыков, социального опыта старшего поколения — подрастающему. В состав этого целостного процесса включа­ются цели, содержание, методы и средства.

Форма обучения — групповая (когда один учитель пере­дает информацию группе учеников). Три «кита» организаци­онной формы ТО: класс, урок, предмет.

Принципы обучения. Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал ещё в XVII веке:

принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

принцип природосообразности (обучение определя­ется развитием, не форсируется);

♦ принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

принцип доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

принцип прочности (повторение — мать учения);

принцип сознательности и активности (знай по­ставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

принцип наглядности (привлечение различных орга­нов чувств к восприятию);

♦ принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний);

принцип учёта возрастных и индивидуальных осо­бенностей.

Особенности содержания и организации

Положительные стороны ТО:

Технократизм. Содержание образования в традицион­ной массовой школе сложилось ещё в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, по­гоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному, а не эмоциональному содержа­нию личности, не к её духовности, нравственности. 75% учебного плана школы направлено на развитие левого полу­шария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а ду­ховно-нравственному воспитанию уделяется совсем мало внимания.

Монофилия. Традиционная технология остаётся едино­образной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обуче­ния — централизовано. Базисные учебные планы основыва­ются на единых для страны стандартах. Учебные дисципли­ны (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребёнку («тун­нельное образование»).

Приоритет обучения над воспитанием. Обучение об­ладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учеб­ная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования школы 3% от академических.

В воспитательной работе процветает педагогика меро­приятий. Цели воспитания неопределённы, противоречивы, расплывчаты.

Технология традиционного обучения представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с много­образными запросами и потребностями его личности, отсут­ствуют условия для проявления её индивидуальных интере­сов и творческих способностей.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

регламентации деятельности, принудительности обучаю­щих процедур (школа «насилует» личность — Т. Акбашев);

централизации контроля в руках учителя;

ориентации на среднего ученика (школа «убивает», уро­дует таланты — ).

Учитель субъект учебного процесса, командир, един­ственное инициативное лицо, судья, «всегда прав», стиль «разящие стрелы».

Ученики — только объекты, неполноценные ещё личнос­ти (школа воспитывает послушных, «винтиков»).

Позиции учителя и ученика в традиционном обуче­нии:

• учитель учит, и ученики учатся;

• учитель знает всё, и учащиеся не знают ничего (или только кое-что);

• учитель думает и показывает учащимся, как думать;

• учитель говорит, и учащиеся слушают и не сомневают­ся в его словах;

• учитель поддерживает дисциплину, и учащиеся дисцип­линируются;

• учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и уча­щиеся соглашаются;

• учитель действует, и учащиеся имеют иллюзию дейст­вия через действия учителя;

• учитель выбирает содержание учебной программы, и учащиеся принимают его;

• учитель смешивает авторитет знания со своим собст­венным профессиональным авторитетом, который он проти­вопоставляет свободе учащихся.

Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятель­ности);

• обучении по образцу;

• индуктивной логике: от частного к общему;

• вербальном изложении информации (вербализм, абст­рактность);

• репродуктивном воспроизведении (репродуктивность);

• внешней оценке результатов (бихевиоризм). Основной формой учебного процесса является урок.

Он мыслится как систематический, алгоритмически последова­тельно организованный процесс, в котором нет возможности

Классическая традиционная классно-урочная технология обучения

следовать интересу или вопросу, разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно. Рождение но­вого знания предопределено программой. Событийность, экзистенция, выбор, творчество — все эти феномены оказыва­ются вне урока.

Цикл учебной деятельности обучаемого. Процесс обу­чения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В цикле учебной деятельности ребёнка:

отсутствует самостоятельное целеполагание, цели обучения ставит учитель;

планирование деятельности ведется извне, навязывает­ся ученику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребёнка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

На большей части урока допускается «тихое» (неактив­ное) бездействие ученика, или «безделье за партой» ().

В этих условиях этап реализации учебных целей (работы над учебным материалом) превращается в труд «из-под пал­ки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребёнка от учёбы, воспитание лени, обмана, конформизма (школа «уродует» личность — Т. Акбашев).

Оценивание деятельности учащихся. В педагогике традиционного обучения разработаны критерии количест­венной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков уча­щихся по учебным предметам, требования к процессу оцени­вания: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторон­ность, разнообразие форм, единство требований, объектив­ность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны традиционной си­стемы оценивания.

Негативизм. Оценка страдает негативизмом: нормы оценивания основываются на подсчёте недостатков.

Средство принуждения. Количественная оценка — от­метка — часто становится средством принуждения, орудием власти, психологического и социального давления учите­ля на ученика.

Ярлык. Отметка как результат познавательной деятель­ности нередко отождествляется с личностью в целом, делит учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учёбе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и сво­ей личности (отрицательная Я-концепция).

Трагедия. Особо существует проблема двойки. Она яв­ляется отрицательной, незачётной, непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т. е. во многом решает судьбу личности, и в целом представляет большую социаль­ную проблему.

Конфликт. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с са­мим собой, с учителем, предметом, школой.

Итак, в современной оценке технология ТО имеет следу­ющие позитивные и негативные стороны:

Систематический характер обуче­ния

Шаблонное построение, однообра­зие. Технократизм содержания

логически пра­вильная подача учебного материа­ла

Нерациональное распределение времени урока

Лишение учащихся функций целеполагания, планирования, оценива­ния

На уроке обеспечивается лишь пер­воначальная ориентировка в мате­риале, а достижение высоких уров­ней перекладывается на домашние задания

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности, вы­бора

Постоянное эмоциональное воз­действие личности учителя

Пассивность или видимость актив­ности учащихся

Слабая речевая деятельность (среднее время составляет 2 мину­ты в день) Слабая обратная связь

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Усреднённый подход (который не годится для всех)

Отсутствие индивидуального обу­чения

Возрастная сегрегация В ТО почти нет места воспитанию Негативизм методов оценивания

Технология классического и современного урока

Урок — основная форма обучения в традиционной техно­логии.

Урок — это динамичная и вариативная форма организа­ции процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определённого состава учителей (препо­давателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применявмая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обуче­ния.

Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, имеющий свою технологию, которая по мас­штабу и характеру применения является общепедагогичес­кой, а для данных условий (учебный предмет, раздел, тема) — локально-модульной. Остальные классификационные пара­метры технологии урока совпадают с параметрами традици­онной технологии.

С формальной точки зрения урок — это некая фиксиро­ванная область пространства и времени, в рамках которой ре­шаются учебные задачи, а учитель и ученики исполняют до­статочно жёсткие роли, определяемые сценарием техноло­гии.

Цели и задачи урока

Современный подход к постановке цели урока состоит в том, что общая педагогическая задача «дифференцируется» на три более конкретные: обучающую (дидактическую), вос­питательную и развивающую. Они, в свою очередь, подраз­деляются на целый ряд задач.

Решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цельусво­ить новое понятие, отработать умения и навыки его приме­нения. Это сложная цель, она достигается путем решения трёх основных дидактических задач: а) актуализации преж­них знаний, умений и навыков; б) формирования нового по­нятия и способов действия с ним; в) применения понятия к частным случаям (формирования умений).

Каждая из этих дидактических задач в свою очередь со­стоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих ещё более конкретный характер.

Задача может быть одна и та же, а способы её решения (средства) — разные. Поэтому возможен разброс результа­тов, большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.

(современные требования к уроку)

Принципы традиционного обучения распространяются и на урок. В нем отражаются и все недостатки ТО: принужде­ние, заформализованность, рутинность, отсутствие самосто­ятельности, безделье учащихся на уроке и т. д. Но именно урок является той активной зоной традиционного обучения, где эти принципы подвергаются модернизации, где зарожда­ются многие инновационные подходы. Концепция современ­ного урока включает следующие требования:

Целостность урока: он представляет собой автоном­ный, логически законченный блок освоения учебного мате­риала.

Постановка задач обучения, воспитания к развития, их взаимосвязь и единство.

Личностный подход — высокий положительный уро­вень межличностных отношений учителя и учащихся.

Внутриурочная дифференциация и индивидуализа­ция обучения.

Создание и поддержание высокого уровня познава­тельного интереса (мотивация, проблематизация), само­стоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.

♦ Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, со­ревновательности).

Формирование способов умственных действий (СУД) учащихся.

♦ Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих меха­низмов личности (СУМ), способствующих сознательной мотивации обучения.

Гибкая неформальная система контроля.

♦ Целесообразное и оптимально экономное расходова­ние времени урока.

Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в ЗБР

Связь теории с практикой.

.♦ Системность уроков. Каждый урок представляет со­бой своеобразную ступеньку продвижения ученика к полно­му усвоению более крупной дидактической единицы.

Изучение сущности и структуры урока приводит к выво­ду, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по признакам.

Этим объясняется существование многочисленных уро­ков. В теории и практике обучения традиционными являют­ся следующие классификации уроков:

— по основной дидактической цели;

— по основному методу (форме) их проведения.

При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

— урок изучения нового материала (первичного ознаком­ления с материалом, образования понятий, установления за­конов на практике);

— урок закрепления изученного (повторения и обобще­ния);

— урок применения знаний и умений;

— урок проверки и коррекции знаний и умений;

— смешанный, или комбинированный, урок.

Классификация по основному методу (форме) прове­дения подразделяет их на уроки:

— самостоятельной работы учащихся;

— сочетания различных форм занятий;

Обычный урок (он же комбинированный) это один из столпов традиционной авторитарной педагогики, подвергну­тый жестокой критике и тем не менее продолжающий оста­ваться основной формой обучения в школе.

Горизонтальная структура комбинированного урока оп­ределяется несколькими крупными функциональными ас­пектами (см. рис. 6):

— дидактический аспект: содержание учебного материала;

— воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоции, действенно-практическую сферу);

— развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;

— методический аспект: реализация того или иного мето­да, той или иной технологии;

— психологический аспект: психологическое самочувст­вие детей, дисциплина в классе и т. д.

В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют времен­ную последовательность (вертикальную структуру) урока.

Временная (вертикальная) структура урока

Дидактическая подструктура комбинированного уро­ка состоит из 4 этапов-ступеней: 1) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития; 2) формирование новых ЗУН, СУД; 3) закрепление; 4) домашнее задание.

Методическая подструктура подстраивается под ди­дактическую и включает: организацию начала урока, провер­ку домашнего задания, проблематизацию (постановку цели, задач); введение новой информации; демонстрацию визуаль­ного ряда; упражнения, решение задач; контроль, коррекцию.

Психологическая подструктура представлена психи­ческими процессами: установление коммуникативного кон­такта; воспроизведение (известного); восприятие (нового); осознание, осмысление; присвоение, коррекция; применение (см. рис. 7).

Поэтапные цели урока

Действия учителя и учащихся

Организационное начало урока

Предварительная организация класса Цели:

— психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

— обеспечение нормальной обстановки на уроке

— взаимное приветствие учителя и учащихся;

— проверка внешнего состояния помещения;

— проверка рабочих мест;

Повторение (контроль) знаний учащихся

Актуализация опорных знаний

выработка позитивной мотивации к новой теме;

— воспитание объективной самооценки

Изучение нового материала на уроке

усвоение фактов и основных идей;

— усвоение метода исследования изучаемого материала;

— овладение методикой воспроизведения изучаемого материала

— педагогические задачи отработки нового материала;

— объяснение материала учителем;

— самостоятельное изучение материала на уроке

— прочное усвоение знаний;

— текущий контроль усвоения

— обобщение и систематизация

— развитие самостоятельности и творческого мышления;

— совершенствование методов самостоятельной работы

— разъяснение домашнего задания;

— индивидуализация домашнего задания;

— проверка и опенка домашнего задания

Рис. Поэтапная четырёхступенчатая вертикальная структура урока

Сегодня в школьном обучении объём научной информа­ции огромен, а время преподавания ограничено, поэтому од­ним из самых актуальных требований становится нахожде­ние оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Урок — это процесс, идущий во времени и в пространстве.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

• комплексное планирование задач обучения, воспита­ния и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, суще­ственного;

• определение целесообразной последовательности и до­зировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

традиционное обучение строится по принципу. Смотреть фото традиционное обучение строится по принципу. Смотреть картинку традиционное обучение строится по принципу. Картинка про традиционное обучение строится по принципу. Фото традиционное обучение строится по принципувыбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Рационализация времени урока состоит в том, что льви­ная доля времени (20-30 мин) должна посвящаться изуче­нию нового материала («учить на уроке»). Чтобы ранее неиз­вестный материал хорошо усвоился, он определяется в зону ближайшего развития, дополняя старый, знакомый, который вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсю­да название первой части — «актуализация» опорных зна­ний, умений и навыков, а не узкое «опрос».

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в са­мых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновацион­ным типам урока.

Контрольная функция в уроке вообще не является само­целью: она превращается в постоянную обратную связь «уче­ник — учитель». Наконец, закрепление идёт в формах твор­ческого применения знаний.

Базовая структура современного комбинированного уро­ка представлена на рисунке 8.

Методы обучения на уроке

Урок — это такое многообразное явление, в рамках кото­рого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов, приёмов. И «наоборот» — почти во всех современных технологиях применяется урок как форма орга­низации учебного процесса.

Психологические аспекты урока

— Проектирование развития учащихся в пределах изу­чения конкретного учебного предмета и конкретного урока.

традиционное обучение строится по принципу. Смотреть фото традиционное обучение строится по принципу. Смотреть картинку традиционное обучение строится по принципу. Картинка про традиционное обучение строится по принципу. Фото традиционное обучение строится по принципу

Рис. 8. Базовая дидактическая структура комбинированного урока

— Соотношение нагрузки на память учащихся и их мыш­ление.

—Соотношение положительного стимулирования, по­буждения учащихся к деятельности (комментарии, вызы­вающие положительные чувства в связи с проделанной рабо­той, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к пре­одолению трудностей и т. д.) и отрицательного стимулирова­ния, принуждения (напоминание об отметке, резкие замеча­ния, нотации и т. п.).

—Рабочее самочувствие учителя в начале урока и в хо­де его.

—Педагогический такт (случаи проявления).

—Психологический климат на уроке (поддержание ат­мосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

—Управление познавательной деятельностью учащихся (внимание — дверь, через которую проходит всё, что форми­рует личность из внешнего мира).

—Организованность (дисциплина) учащихся.

—Учёт возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся.

— Гигиенический режим на уроке.

— Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).

— Оптимальные темп и ритм урока.

— Смена видов деятельности учащихся, наилучшее соче­тание различных методов и приёмов обучения, включение физической и психологической разрядки.

Виды анализа урока

а) по поставленной цели:

• анализ целей урока;

• анализ структуры и организации урока;

• анализ содержания урока;

• анализ методики проведения урока;

• краткий (оценочный) анализ;

• структурный (поэтапный) анализ;

б) по применяемой методике:

в) по субъекту анализа:

Урок в малочисленной сельской школе

Малочисленная сельская школа — единственный путь сохранения, возрождения российского села, сельского хозяй­ства.

Главной организационной особенностью сельской шко­лы является малое количество учащихся в школе и соответ­ственно в классе.

•& Учить, воспитывать, повышать культуру учащихся, их общее развитие, сколько бы детей ни приходилось на учителя.

Особенности положения учащихся в сельской школе

Для малочисленной школы характерны:

отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учёбе учащихся одного класса, ограниченное число ориенти­ров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учеб­ной деятельности;

ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

психологическая незащищённость ребёнка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

ограниченные возможности для выбора предметов, заня­тий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т. д.;

однообразие обстановки, контактов, форм взаимодейст­вия.

Особенности учебно-воспитательного процесса

Особенности индивидуального подхода. Немногочис­ленность класса позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся. Учитель имеет возможность установить, к какой психофизиологической группе по степени уравнове­шенности нервных процессов возбуждения и торможения от­носится ученик; изучить особенности развития, уровень зна­ний, умений и навыков, черты характера, склонности, интере­сы ученика. На этой основе учитель может наметить главные направления работы с ним: выбрать приёмы развития и обу­чения, отвечающие индивидуальным особенностям восприя­тия, памяти, психики; приёмы воспитания, углубляющие по­ложительные качества личности и устраняющие недостатки.

Однако, несмотря на условия почти индивидуального обучения, меньшую заорганизованность урока, ученики быс­тро устают, отключаются от учебной работы. Причины — по­вышенная интенсивность общения, увеличение числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а уче­ник часто отвечает. Учитель контролирует практически каж­дое действие ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внима­ние, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовности к ответу; не прерывается зрительный контакт с учителем.

Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счёт включения разнообразных методов и средств обучения, использующих преимущества малой на­полняемости классов. Например, преобладание групповой учебной деятельности или индивидуальной, в том числе са­мостоятельной; частичного или полного отказа учителя от плана, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале.

Предтечи, разновидности, последователи

Нетрадиционные типы урока:

— уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турни­ры, эстафеты (лингвистический бой), дуэли, деловые или ро­левые игры, кроссворды, викторины, аукционы;

— уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, коммента­рий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия, КТД;

— уроки на основе нетрадиционной организации учебно­го материала: мудрости, любви, откровение (исповедь), презентация, «дублёр начинает действовать»;

— уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентирован­ная дискуссия, диспут, сражение, панорама, телепередача, те­лемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

— уроки с использованием фантазии: сказка, сюрприз, подарок от волшебника, тема инопланетян, открытые мысли;

— уроки, основанные на имитации деятельности уч­реждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламен­те, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;

— уроки, имитирующие общественно-культурные ме­роприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, ли­тературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж, спек­такль, кино;

— перенесение в рамки урока традиционных форм вне­классной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

Пути совершенствования традиционной технологии

Эти технологии будем называть модернизационным. Их число постоянно растёт, они являются результатом инно­вационной деятельности учителей и учёных.

Сегодня наиболее применимы в российской школе мо­дернизации традиционного обучения, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи нового, гуманно-демократического педагогического мышле­ния распространяются и на содержание образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновацион­ное общественно-педагогическое движение педагогов-нова­торов, образовались авторские школы.

Отдельная линия модернизации представлена техноло­гиями, изменяющими и улучшающими управление педаго­гическим процессом, и познавательной деятельностью уча­щихся. Это высокая квалификация программированного обучения, групповой и коллективный способы обучения, ор­ганизация нелинейной структуры занятий и др.

Часть нововведений направлена на дидактическое ре­конструирование и изменение существующего содержания образования:

1Л. Пути совершенствования традиционной технологии

изменение его качественного состава — учебных планов, программ, содержания учебников, учебно-методического со­провождения;

реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний;

идеи комплектования информации в укрупнённые ди­дактические единицы, в различные блоки и модули и т. д.

Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традицион­ной технологии — класса и урока.

В ряде технологий модернизация состоит в усилении со­циально-воспитательных функций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях.

Наивысшей степенью модернизации отличаются аль­тернативные технологии, которые предполагают измене­ние каких-либо глубинных, кардинальных основ, принци­пов, парадигм образования.

В современной педагогике альтернативными технология­ми называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие.

Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребёнка по отношению к школе и педагогу. Альтернатива это­му свойству — свободное образование (Л. Толстой, М. Мон-тессори, А. Нил и др.). Они провозглашают в качестве основ­ной концепции освоения культурного опыта обеспечение ре­бёнку самостоятельного, свободного выбора деятельности в процессе образования.

Еще одной дилеммой традиционной педагогики выступа­ют развивающие технологии, основанные на субъектности позиции ребёнка в учебно-воспитательном процессе и при­оритетности целей формирования способов мышления (СУД).

Важнейшей стороной традиционной технологии образо­вания является групповая, фронтальная — классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой органи­зации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, кото­рые вообще отказываются от классно-урочной системы.

Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются од­ним из источников новой, рождающейся парадигмы образо­вания XXI века, целью которого будет свободный саморазви­вающийся и самосовершенствующийся творческий человек.

В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлени­ям модернизации традиционной системы обучения.

Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице.

Аспекты и атрибуты традиционной классно-урочной технологии

Модернизации и альтернативы

1. Цели образования

Технологии развивающего обучения: приори­тет развития, СУД, СУМ, СЭН, СДП

Воспитание — ориентир на господствующую идеологию (сегодня в России — приоритет чело­века рынка)

Утопия: воспитание все­сторонне и гармонично развитого человека

Приоритет общечеловеческих ценностей (Ис­тина, Добро, Красота)

Воспитание человека самосовершенствующе­гося (), авторизованного ()

Гуманитарные профили, интегрирование с культурологическими учреждениями

единое образовательное пространство (програм­мы, учебники)

Беспрограммное и безучебниковое образова­ние () Профилизация, факультативы Технологии продвинутого и компенсирующе­го обучения

Туннельное (канальное, ограниченное рамками программы)

Проектное обучение (X. Паркхерст) Вальдорфская школа (Р. Штейнер)

Укрупнение дидактических единиц ()

«Экология и диалектика» () «Диалог культур» (, СЮ. Курга­нов)

Класс (помещение, двух­местная посадка)

Одноместная посадка (), кон­торки (, ), не­принуждённые позы ( — )

Логика науки и её препо­давания — индуктивная

Дедуктивная логика (развивающее обучение — )

Объединение возрастных классов в блоки

Принуждения Авторитарные Субъект-объектные

Технологии свободного образования (А. Нил, М. Монтессори, Р. Штейнер, С. Френе, ) Школа-парк (М. Балабан) Субъект-субъектные

Технологии на основе личностной ориента­ции педагогического процесса: Педагогика сотрудничества (­чик)

Природосообразные технологии (-нир)

Методы готовых знаний

Педагогические технологии на основе акти­визации и интенсификации деятельности учащихся:

Технология проектного обучения (Д. Дьюи, X. Паркхерст)

Технология коммуникативного обучения ()

Технология интенсификации обучения на ос­нове схемных и знаковых моделей учебного материала ()

Технология саморазвития личности (А. А. Ух­томский — ) Технология продуктивного образования (И. Бём, И. Шнайдер)

4. Организация учебного процесса

Рефлексия, самоуправление, самосовершен­ствование (технология саморазвития А. А. Ух­томского — )

Класс— гомогенная воз­растная группа Совместное обучение Ориентация на «средне­го» ученика

Строго определённое со­держание обучения в каж­дом классе

Технологии дифференцированного обучения: по уровню способностей (, ), по интересам () Система сводных групп Разновозрастные группы (РВГ) Тендерное обучение ГСО, КСО () Технологии индивидуализированного обуче­ния (И. Унт, ) Индивидуальные образовательные програм­мы () Интегральная технология ()

Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подробное их освещение содержит­ся в рекомендованной педагогической литературе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *