традиционное обучение строится по принципу
Статья «Традиционная педагогическая технология»
Традиционная педагогическая технология
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
формирование системы знаний, овладение основами наук;
формирование основ научного мировоззрения;
всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Методы усвоения знаний основываются на:
сообщении готовых знаний;
обучении по образцу;
индуктивной логике от частного к общему;
В составе учебной деятельности ребенка:
самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.
Характеристика традиционной и развивающей систем обучения
Выделяют разные подходы классификации типов обучения. Самые распространёнными и часто используемыми считаются развивающее и традиционное обучение.
Традиционная система обучения
Изучение имеет множество недостатков, в сравнении с другими системами обучения. На сегодняшний день традиционный тип обучения заменяется другими, так как процесс становления детей, как личностей, в школах определяется новыми требованиями. Это обосновывается такими причинами:
Многим школам стоит перейти от информационной ориентации к личностной. Необходимо начать использовать такие типы обучения: развивающее и дистанционное.
Понятие традиционного обучения сложилось ещё в 17 столетии на принципах дидактики. Включает в себя классно-урочную организацию обучения. Ввёл данное понятие в словесное использование Я. А. Коменский. Выделяют такие характеристики классно-урочной технологии:
Развивающая система
Такое обучение относят к инновационным, так как имеет значительный прогресс и повышает качество образования. Несмотря на это, развивающее обучение не идеально по своей технологии и теории. Не рекомендуется использовать его в средних и старших классах. Специалисты по-разному дают определение такому обучению, поэтому считается недоработанным и расплывчатым понятием.
Впервые, упоминание, связанное с определением развивающей системы, было использовано в работах В. В. Давыдова. В ней говорится, что развитие человека зависит от его вида деятельности и способностей, которыми он обладает, а также их реализация. Присвоением он считает процесс воспитания и обучения, и относит к психическому развитию.
Давыдов выделяет такие основные формы мышления: теоретическое и рассудочно-эмпирическое.
От развивающего обучения зависит теоретическое мышления человека, которое значительно отличается от эмпирического. Имеет собственное содержание, но эти понятия взаимосвязаны и составляют общую систему.
Объяснить данное понятие возможно намного проще и понятней.
Эмпирическое мышление – это ориентация на свойства, которые воспринимаются с помощью чувств и зависит от многих внешних воздействий.
Теоретическое мышление – это ориентация на общие задачи для одного класса.
Рефлексивный уровень – это возможность выделения уникальной формы всеобщего отношения, благодаря которой строятся особые содержательные группы задач.
Человек, который может выделить уникальное отношение из всеобщего, находится на синтетическом уровне обобщения. При улучшении развивающей системы, появляется понятие учебной деятельности. Является одной из основных задач для развивающей системы. Особенно важно для начального звена.
Термин «развивающее обучение» является процессом обучения, в ходе которого передаются знания и происходит интеллектуальное развитие. Он формирует знания интеллекта в форме организованной системы и отработку когнитивных действий в пределах одной целой системы.
Традиционное обучение
Суть традиционного обучения, его преимущества и недостатки. Особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. Основные противоречия традиционного обучения. Двойственность учебной информации и методов ее преподавания учителем.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.12.2015 |
Размер файла | 22,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Сущность традиционного обучения
Глава 2. Основные противоречия традиционного обучения
Основные понятия и термины
Список использованной литературы
В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.
Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика») (Коменский Я.А., 2005).
Глава 1. Сущность традиционного обучения
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
— основной единицей занятий является урок;
— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
Глава 2. Основные противоречия традиционного обучения
А.А. Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения:
4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.
Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.
Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.
Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
принцип связи теории с практикой;
учет возрастных и индивидуальных особенностей [2, C.136].
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии [5, C.154].
традиционный обучение мотивация информация
Основные понятия и термины
Итак, в педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.
Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности традиционного и развивающего способов обучения, использование современных технологий на уроках, уровни педагогического мастерства. Особенности традиционного и развивающего способов обучения, основные методы обучения, используемые на уроке.
реферат [10,3 K], добавлен 03.10.2009
Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.
реферат [223,5 K], добавлен 20.05.2014
История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.
реферат [167,6 K], добавлен 13.01.2011
Обучение как система и как процесс. Преподавание и учение. Общая и частная дидактики. Традиционное и развивающее обучение. Особенности, характерные для процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Организация учителем самостоятельной работы.
презентация [819,3 K], добавлен 07.08.2015
Понятие «метод обучения» как одно из коренных в педагогике. Необходимость взаимосвязи процессов учения и преподавания. Классификация методов обучения. Применение и совершенствование методов трудового обучения. Методы работы преподавателя и мастера.
реферат [302,6 K], добавлен 16.10.2010
Современное традиционное обучение (ТО)
Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
() — великий польский педагог. Создатель групповой системы обучения, автор книги «Великая дидактика».
Организационными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
—одновозрастная группа — учащиеся приблизительно одного возраста (±1 год) составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
—временной алгоритм деятельности — класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками (перемены);
—урок: основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок — логически завершённая пространственно-временная структура;
—единое содержание урока: урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
учитель — взрослый, образованный специалист, который руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты учёбы каждого ученика по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
— учебник, программа — документы, определяющие дозы и общий объём информации, подлежащей изучению.
Классификационные параметры ТО
Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология всемирного масштаба, распространённая в самых разных отраслях образования, территориях, сообществах.
Философская основа традиционного обучения как системы — прагматическая, обусловленная требованиями и состоянием общества; в конкретном учреждении философскую основу определяет содержание обучения. По методам ТО представляет принуждение, которое антигуманно.
Методологические подходы: культурно-исторический, знаниевый, групповой, ситуативный.
Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).
Ориентация на личностные сферы и структуры — информационная, ЗУН.
Характер содержания: светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, дидактическая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: традиционное классическое + ТСО.
Организационные формы: классно-урочная, академическая.
Преобладающие средства: вербальные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: авторитарный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, принуждение.
Категория объектов: массовая.
Цели обучения в технологии ТО — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
• формирование системы знаний, овладение основами наук;
• формирование основ научного мировоззрения;
• всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
• воспитание идейно убеждённых борцов (за коммунизм), за светлое будущее всего человечества;
• воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цели ТО представляют трансляцию ученику определённых образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
В современной массовой российской школе задачи несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в нравственном воспитании, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остаётся «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над её культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Трансляционная парадигма. Обучение — это целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний, умений и навыков, социального опыта старшего поколения — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
Форма обучения — групповая (когда один учитель передает информацию группе учеников). Три «кита» организационной формы ТО: класс, урок, предмет.
Принципы обучения. Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал ещё в XVII веке:
♦ принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
♦ принцип природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);
♦ принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
♦ принцип доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
♦ принцип прочности (повторение — мать учения);
♦ принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
♦ принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
♦ принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний);
♦ принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности содержания и организации
Положительные стороны ТО:
Технократизм. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось ещё в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному, а не эмоциональному содержанию личности, не к её духовности, нравственности. 75% учебного плана школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовно-нравственному воспитанию уделяется совсем мало внимания.
Монофилия. Традиционная технология остаётся единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребёнку («туннельное образование»).
Приоритет обучения над воспитанием. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования школы 3% от академических.
В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопределённы, противоречивы, расплывчаты.
Технология традиционного обучения представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления её индивидуальных интересов и творческих способностей.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (школа «насилует» личность — Т. Акбашев);
централизации контроля в руках учителя;
ориентации на среднего ученика (школа «убивает», уродует таланты — ).
Учитель — субъект учебного процесса, командир, единственное инициативное лицо, судья, «всегда прав», стиль «разящие стрелы».
Ученики — только объекты, неполноценные ещё личности (школа воспитывает послушных, «винтиков»).
Позиции учителя и ученика в традиционном обучении:
• учитель учит, и ученики учатся;
• учитель знает всё, и учащиеся не знают ничего (или только кое-что);
• учитель думает и показывает учащимся, как думать;
• учитель говорит, и учащиеся слушают и не сомневаются в его словах;
• учитель поддерживает дисциплину, и учащиеся дисциплинируются;
• учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и учащиеся соглашаются;
• учитель действует, и учащиеся имеют иллюзию действия через действия учителя;
• учитель выбирает содержание учебной программы, и учащиеся принимают его;
• учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным авторитетом, который он противопоставляет свободе учащихся.
Методы усвоения знаний основываются на:
• сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности);
• обучении по образцу;
• индуктивной логике: от частного к общему;
• вербальном изложении информации (вербализм, абстрактность);
• репродуктивном воспроизведении (репродуктивность);
• внешней оценке результатов (бихевиоризм). Основной формой учебного процесса является урок.
Он мыслится как систематический, алгоритмически последовательно организованный процесс, в котором нет возможности
Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
следовать интересу или вопросу, разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно. Рождение нового знания предопределено программой. Событийность, экзистенция, выбор, творчество — все эти феномены оказываются вне урока.
Цикл учебной деятельности обучаемого. Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В цикле учебной деятельности ребёнка:
• отсутствует самостоятельное целеполагание, цели обучения ставит учитель;
• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
• итоговый анализ и оценивание деятельности ребёнка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
На большей части урока допускается «тихое» (неактивное) бездействие ученика, или «безделье за партой» ().
В этих условиях этап реализации учебных целей (работы над учебным материалом) превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребёнка от учёбы, воспитание лени, обмана, конформизма (школа «уродует» личность — Т. Акбашев).
Оценивание деятельности учащихся. В педагогике традиционного обучения разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к процессу оценивания: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценивания.
Негативизм. Оценка страдает негативизмом: нормы оценивания основываются на подсчёте недостатков.
Средство принуждения. Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти, психологического и социального давления учителя на ученика.
Ярлык. Отметка как результат познавательной деятельности нередко отождествляется с личностью в целом, делит учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учёбе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (отрицательная Я-концепция).
Трагедия. Особо существует проблема двойки. Она является отрицательной, незачётной, непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т. е. во многом решает судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему.
Конфликт. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
Итак, в современной оценке технология ТО имеет следующие позитивные и негативные стороны:
Систематический характер обучения
Шаблонное построение, однообразие. Технократизм содержания
логически правильная подача учебного материала
Нерациональное распределение времени урока
Лишение учащихся функций целеполагания, планирования, оценивания
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания
Учащиеся изолируются от общения друг с другом
Отсутствие самостоятельности, выбора
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
Пассивность или видимость активности учащихся
Слабая речевая деятельность (среднее время составляет 2 минуты в день) Слабая обратная связь
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
Усреднённый подход (который не годится для всех)
Отсутствие индивидуального обучения
Возрастная сегрегация В ТО почти нет места воспитанию Негативизм методов оценивания
Технология классического и современного урока
Урок — основная форма обучения в традиционной технологии.
Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определённого состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применявмая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, имеющий свою технологию, которая по масштабу и характеру применения является общепедагогической, а для данных условий (учебный предмет, раздел, тема) — локально-модульной. Остальные классификационные параметры технологии урока совпадают с параметрами традиционной технологии.
С формальной точки зрения урок — это некая фиксированная область пространства и времени, в рамках которой решаются учебные задачи, а учитель и ученики исполняют достаточно жёсткие роли, определяемые сценарием технологии.
Цели и задачи урока
Современный подход к постановке цели урока состоит в том, что общая педагогическая задача «дифференцируется» на три более конкретные: обучающую (дидактическую), воспитательную и развивающую. Они, в свою очередь, подразделяются на целый ряд задач.
Решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цель — усвоить новое понятие, отработать умения и навыки его применения. Это сложная цель, она достигается путем решения трёх основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования нового понятия и способов действия с ним; в) применения понятия к частным случаям (формирования умений).
Каждая из этих дидактических задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих ещё более конкретный характер.
Задача может быть одна и та же, а способы её решения (средства) — разные. Поэтому возможен разброс результатов, большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.
(современные требования к уроку)
Принципы традиционного обучения распространяются и на урок. В нем отражаются и все недостатки ТО: принуждение, заформализованность, рутинность, отсутствие самостоятельности, безделье учащихся на уроке и т. д. Но именно урок является той активной зоной традиционного обучения, где эти принципы подвергаются модернизации, где зарождаются многие инновационные подходы. Концепция современного урока включает следующие требования:
♦ Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала.
♦ Постановка задач обучения, воспитания к развития, их взаимосвязь и единство.
♦ Личностный подход — высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
♦ Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения.
♦ Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.
♦ Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, соревновательности).
♦ Формирование способов умственных действий (СУД) учащихся.
♦ Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности (СУМ), способствующих сознательной мотивации обучения.
♦ Гибкая неформальная система контроля.
♦ Целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока.
♦ Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в ЗБР
♦ Связь теории с практикой.
.♦ Системность уроков. Каждый урок представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактической единицы.
Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по признакам.
Этим объясняется существование многочисленных уроков. В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:
— по основной дидактической цели;
— по основному методу (форме) их проведения.
При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
— урок изучения нового материала (первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов на практике);
— урок закрепления изученного (повторения и обобщения);
— урок применения знаний и умений;
— урок проверки и коррекции знаний и умений;
— смешанный, или комбинированный, урок.
Классификация по основному методу (форме) проведения подразделяет их на уроки:
— самостоятельной работы учащихся;
— сочетания различных форм занятий;
Обычный урок (он же комбинированный) — это один из столпов традиционной авторитарной педагогики, подвергнутый жестокой критике и тем не менее продолжающий оставаться основной формой обучения в школе.
Горизонтальная структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами (см. рис. 6):
— дидактический аспект: содержание учебного материала;
— воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоции, действенно-практическую сферу);
— развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;
— методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;
— психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплина в классе и т. д.
В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.
Временная (вертикальная) структура урока
Дидактическая подструктура комбинированного урока состоит из 4 этапов-ступеней: 1) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития; 2) формирование новых ЗУН, СУД; 3) закрепление; 4) домашнее задание.
Методическая подструктура подстраивается под дидактическую и включает: организацию начала урока, проверку домашнего задания, проблематизацию (постановку цели, задач); введение новой информации; демонстрацию визуального ряда; упражнения, решение задач; контроль, коррекцию.
Психологическая подструктура представлена психическими процессами: установление коммуникативного контакта; воспроизведение (известного); восприятие (нового); осознание, осмысление; присвоение, коррекция; применение (см. рис. 7).
Поэтапные цели урока
Действия учителя и учащихся
Организационное начало урока
Предварительная организация класса Цели:
— психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;
— обеспечение нормальной обстановки на уроке
— взаимное приветствие учителя и учащихся;
— проверка внешнего состояния помещения;
— проверка рабочих мест;
Повторение (контроль) знаний учащихся
Актуализация опорных знаний
— выработка позитивной мотивации к новой теме;
— воспитание объективной самооценки
Изучение нового материала на уроке
— усвоение фактов и основных идей;
— усвоение метода исследования изучаемого материала;
— овладение методикой воспроизведения изучаемого материала
— педагогические задачи отработки нового материала;
— объяснение материала учителем;
— самостоятельное изучение материала на уроке
— прочное усвоение знаний;
— текущий контроль усвоения
— обобщение и систематизация
— развитие самостоятельности и творческого мышления;
— совершенствование методов самостоятельной работы
— разъяснение домашнего задания;
— индивидуализация домашнего задания;
— проверка и опенка домашнего задания
Рис. Поэтапная четырёхступенчатая вертикальная структура урока
Сегодня в школьном обучении объём научной информации огромен, а время преподавания ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Урок — это процесс, идущий во времени и в пространстве.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
• выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения;
• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Рационализация времени урока состоит в том, что львиная доля времени (20-30 мин) должна посвящаться изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы ранее неизвестный материал хорошо усвоился, он определяется в зону ближайшего развития, дополняя старый, знакомый, который вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — «актуализация» опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос».
В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам урока.
Контрольная функция в уроке вообще не является самоцелью: она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Наконец, закрепление идёт в формах творческого применения знаний.
Базовая структура современного комбинированного урока представлена на рисунке 8.
Методы обучения на уроке
Урок — это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов, приёмов. И «наоборот» — почти во всех современных технологиях применяется урок как форма организации учебного процесса.
Психологические аспекты урока
— Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока.
Рис. 8. Базовая дидактическая структура комбинированного урока
— Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление.
—Соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).
—Рабочее самочувствие учителя в начале урока и в ходе его.
—Педагогический такт (случаи проявления).
—Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
—Управление познавательной деятельностью учащихся (внимание — дверь, через которую проходит всё, что формирует личность из внешнего мира).
—Организованность (дисциплина) учащихся.
—Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
— Гигиенический режим на уроке.
— Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).
— Оптимальные темп и ритм урока.
— Смена видов деятельности учащихся, наилучшее сочетание различных методов и приёмов обучения, включение физической и психологической разрядки.
Виды анализа урока
а) по поставленной цели:
• анализ целей урока;
• анализ структуры и организации урока;
• анализ содержания урока;
• анализ методики проведения урока;
• краткий (оценочный) анализ;
• структурный (поэтапный) анализ;
б) по применяемой методике:
в) по субъекту анализа:
Урок в малочисленной сельской школе
♦ Малочисленная сельская школа — единственный путь сохранения, возрождения российского села, сельского хозяйства.
Главной организационной особенностью сельской школы является малое количество учащихся в школе и соответственно в классе.
•& Учить, воспитывать, повышать культуру учащихся, их общее развитие, сколько бы детей ни приходилось на учителя.
Особенности положения учащихся в сельской школе
Для малочисленной школы характерны:
отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учёбе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
психологическая незащищённость ребёнка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т. д.;
однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Особенности учебно-воспитательного процесса
Особенности индивидуального подхода. Немногочисленность класса позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся. Учитель имеет возможность установить, к какой психофизиологической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится ученик; изучить особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы ученика. На этой основе учитель может наметить главные направления работы с ним: выбрать приёмы развития и обучения, отвечающие индивидуальным особенностям восприятия, памяти, психики; приёмы воспитания, углубляющие положительные качества личности и устраняющие недостатки.
Однако, несмотря на условия почти индивидуального обучения, меньшую заорганизованность урока, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причины — повышенная интенсивность общения, увеличение числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовности к ответу; не прерывается зрительный контакт с учителем.
Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счёт включения разнообразных методов и средств обучения, использующих преимущества малой наполняемости классов. Например, преобладание групповой учебной деятельности или индивидуальной, в том числе самостоятельной; частичного или полного отказа учителя от плана, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале.
Предтечи, разновидности, последователи
Нетрадиционные типы урока:
— уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты (лингвистический бой), дуэли, деловые или ролевые игры, кроссворды, викторины, аукционы;
— уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия, КТД;
— уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: мудрости, любви, откровение (исповедь), презентация, «дублёр начинает действовать»;
— уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, диспут, сражение, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
— уроки с использованием фантазии: сказка, сюрприз, подарок от волшебника, тема инопланетян, открытые мысли;
— уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;
— уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж, спектакль, кино;
— перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.
Пути совершенствования традиционной технологии
Эти технологии будем называть модернизационным. Их число постоянно растёт, они являются результатом инновационной деятельности учителей и учёных.
Сегодня наиболее применимы в российской школе модернизации традиционного обучения, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи нового, гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержание образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновационное общественно-педагогическое движение педагогов-новаторов, образовались авторские школы.
Отдельная линия модернизации представлена технологиями, изменяющими и улучшающими управление педагогическим процессом, и познавательной деятельностью учащихся. Это высокая квалификация программированного обучения, групповой и коллективный способы обучения, организация нелинейной структуры занятий и др.
Часть нововведений направлена на дидактическое реконструирование и изменение существующего содержания образования:
1Л. Пути совершенствования традиционной технологии
изменение его качественного состава — учебных планов, программ, содержания учебников, учебно-методического сопровождения;
реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний;
идеи комплектования информации в укрупнённые дидактические единицы, в различные блоки и модули и т. д.
Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традиционной технологии — класса и урока.
В ряде технологий модернизация состоит в усилении социально-воспитательных функций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях.
Наивысшей степенью модернизации отличаются альтернативные технологии, которые предполагают изменение каких-либо глубинных, кардинальных основ, принципов, парадигм образования.
В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие.
Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребёнка по отношению к школе и педагогу. Альтернатива этому свойству — свободное образование (Л. Толстой, М. Мон-тессори, А. Нил и др.). Они провозглашают в качестве основной концепции освоения культурного опыта обеспечение ребёнку самостоятельного, свободного выбора деятельности в процессе образования.
Еще одной дилеммой традиционной педагогики выступают развивающие технологии, основанные на субъектности позиции ребёнка в учебно-воспитательном процессе и приоритетности целей формирования способов мышления (СУД).
Важнейшей стороной традиционной технологии образования является групповая, фронтальная — классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, которые вообще отказываются от классно-урочной системы.
Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвивающийся и самосовершенствующийся творческий человек.
В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлениям модернизации традиционной системы обучения.
Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице.
Аспекты и атрибуты традиционной классно-урочной технологии
Модернизации и альтернативы
1. Цели образования
Технологии развивающего обучения: приоритет развития, СУД, СУМ, СЭН, СДП
Воспитание — ориентир на господствующую идеологию (сегодня в России — приоритет человека рынка)
Утопия: воспитание всесторонне и гармонично развитого человека
Приоритет общечеловеческих ценностей (Истина, Добро, Красота)
Воспитание человека самосовершенствующегося (), авторизованного ()
Гуманитарные профили, интегрирование с культурологическими учреждениями
единое образовательное пространство (программы, учебники)
Беспрограммное и безучебниковое образование () Профилизация, факультативы Технологии продвинутого и компенсирующего обучения
Туннельное (канальное, ограниченное рамками программы)
Проектное обучение (X. Паркхерст) Вальдорфская школа (Р. Штейнер)
Укрупнение дидактических единиц ()
«Экология и диалектика» () «Диалог культур» (, СЮ. Курганов)
Класс (помещение, двухместная посадка)
Одноместная посадка (), конторки (, ), непринуждённые позы ( — )
Логика науки и её преподавания — индуктивная
Дедуктивная логика (развивающее обучение — )
Объединение возрастных классов в блоки
Принуждения Авторитарные Субъект-объектные
Технологии свободного образования (А. Нил, М. Монтессори, Р. Штейнер, С. Френе, ) Школа-парк (М. Балабан) Субъект-субъектные
Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества (чик)
Природосообразные технологии (-нир)
Методы готовых знаний
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Технология проектного обучения (Д. Дьюи, X. Паркхерст)
Технология коммуникативного обучения ()
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ()
Технология саморазвития личности (А. А. Ухтомский — ) Технология продуктивного образования (И. Бём, И. Шнайдер)
4. Организация учебного процесса
Рефлексия, самоуправление, самосовершенствование (технология саморазвития А. А. Ухтомского — )
Класс— гомогенная возрастная группа Совместное обучение Ориентация на «среднего» ученика
Строго определённое содержание обучения в каждом классе
Технологии дифференцированного обучения: по уровню способностей (, ), по интересам () Система сводных групп Разновозрастные группы (РВГ) Тендерное обучение ГСО, КСО () Технологии индивидуализированного обучения (И. Унт, ) Индивидуальные образовательные программы () Интегральная технология ()
Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подробное их освещение содержится в рекомендованной педагогической литературе.