тотьма спасо суморин монастырь официальный сайт
Возвращение преподобного Феодосия Тотемского
Мощи преподобного Феодосия перенесены в Спасо-Суморин монастырь
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Эта новость вряд ли окажется на федеральных каналах или на первых полосах популярных газет. Между тем, для церковной истории это событие по значению сопоставимо с 25-летием со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского или прошлогодним юбилеем преподобного Сергия Радонежского.
Копия литографии «Спасо-Суморин монастырь»
Храмы, освященные в честь преподобного Феодосия Тотемского. Источник http://sobory.ru
27 престолов православных храмов освящены в честь преподобного Феодосия Тотемского на огромном пространстве от Архангельской области до Тульской, от Татарстана до Ульяновской области; в его имя освящена церковь в Екатеринбургском Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре. 11 престолов в храмах Вологодской митрополии освящены в честь преподобного Феодосия. Церковь во имя преподобного Феодосия Тотемского в Троицко-Ильинском монастыре есть даже на Украине в Чернигове.
Образ преподобного Феодосия Тотемского
Чем же так известен святой подвижник времен правления Иоанна Грозного?
Образ преподобного Димитрия Прилуцкого. В основанном им монастыре принял постриг Феодосий Тотемский (из экспозиции Тотемского музея церковной старины)
В 1539 году на Вологодские земли напали казанские татары. После их набега крупнейший вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, был, как говорится в житии Феодосия, «в великом расхищении». Нужно было восстанавливать монастырские села и соляные промыслы, налаживать заново жизнь целого региона, которая была полностью парализована.
Текст службы преподобному Феодосию
Игумен монастыря Арсений, старец опытный, заметил у Феодосия особые таланты. Без ослушания, но и без особого желания пришлось Феодосию отправиться за 200 километров от обители на принадлежавшие Спасо-Прилуцкому монастырю соляные варницы, расположенные рядом с древним городом Тотьмой. Кстати, один из районов города до сих пор носит название “Варницы”.
Город Тотьма с колокольни Входоиерусалимского собора
Храм Рождества Христова в Тотьме. Здесь мощи преподобного Феодосия пробыли до 15 сентября 2016 года, когда их вернули в Спасо-Суморин монастырь
Феодосий в глазах людей приобрел огромный авторитет причем он добился этого не только своим управленческим талантом и трудолюбием, но и тем, что он всегда заботился о людях, проявлял добрый нрав. За это его по-настоящему любили.
Иеромонах Феодосий (Писарев), восстанавливающий Спасо-Суморин монастырь
Казалось бы, он мог для себя устроить, говоря современным языком, карьеру. Мог бы укреплять местную власть и распространять свое влияние на месте или вернуться в Вологду таким восстановителем-триумфатором, опытным управителем.
В Спасо-Суморином монастыре
В 1554 году неподалеку от Тотьмы он устраивает монастырь у слияния рек Ковды и Песьей Деньги на землях, которые ему пожертвовала местная вдова Мария Киселева. Ставит там церковь в честь Преображения Господня. Игумен Спасо-Прилуцкой обители Арсений, из которой Феодосий был послан в Тотьму, разрешил ему оставить работу начальника соляного промысла. В свою очередь царь Иоанн Васильевич Грозный по прошению тотьмичей и с благословения митрополита Макария выдал несудимую грамоту на устройство обители, по которой монастырь освобождался от суда тотемского наместника и налогов.
В XIX веке Воскресенский собор расписывал известный русский художник, академик живописи Платон Тюрин. Частично росписи сохранились
Спасо-Суморин монастырь. Фото Алексея Колосова
В середине XVII века уже были известны случаи исцелений по молитвам преподобного Феодосия у его гроба. Иконописцы начинают писать первые его иконы, появляется специальная служба преподобному, но его окончательную канонизацию усложняют особенности синодального периода (1700-1917 годы), за время которого было прославлено всего несколько святых. Преподобный Феодосий был как раз одним из них.
Так выглядит сейчас часть монастырской стены. Фото Алексея Колосова
Канонизация оказалась под вопросом, при этом и сам монастырь стал заштатным. К концу восемнадцатого века он очень обеднел, его постройки обветшали. И тут произошло то, что многие посчитали чудом: обнаружились нетленные святые мощи преподобного Феодосия, причем совсем не там, где, как считали насельники, они должны были находиться.
Воскресенский собор. Фото Алексея Колосова
15.09.2016. Вынос мощей из храма Рождества Христова. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
15.09.2016 (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
Но на этом странствия преподобного Феодосия не окончились: в Тотьме к моменту передачи мощей не осталось ни одного действующего храма. Сначала святыню поместили в Лазаревском храме города Вологды. Спустя шесть лет мощи преподобного перевезли в Тотьму. И вот, наконец, после двадцати восьми лет пребывания в городских храмах преподобный Феодосий возвращается в родную обитель.
(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
Событие это происходит по благословению митрополита Вологодского и Кирилловский, главы Вологодской митрополии Игнатия в день празднования 220-летия обретения мощей преподобного.
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
Немыслимо было бы возвращение святыни без трудов, которые понес нынешний настоятель Спасо-Суморина монастыря иеромонах Феодосий (Писарев).
(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
Читайте также:
Тотьма. Митрополия русской Америки
При поддержке «Фомы» в Тотьме открыт памятник художнику Вахрушову
На заставке фрагмент фото: (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии
Спасо-Суморин мужской монастырь
Спасо-Суморин монастырь — мужской монастырь Великоустюжской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тотьма Вологодской области на берегу реки Песья Деньга. Монастырь был основан преподобным Феодосием Тотемским.
Содержание
История [ править ]
Основан в 1554 году преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.
В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году.
В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука.
В монастыре был похоронен И. А. Кусков, основатель Форта Росс.
После революции закрыт. В настоящее время монастырь восстанавливается.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300
Паломнику [ править ]
Спасо-Суморин монастырь имеет возможность принимать организованные паломнические группы и отдельных паломников.
Богослужения [ править ]
Поминовения [ править ]
Принимаются поминовения о здравии и упокоении на литургию и молебны преподобному Феодосию Тотемскому. Поминовение и свечи за пожертвование в церковную кружку.
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ
Архиерейское подворье «Спасо-Суморин монастырь» г. Тотьмы Вологодской области Великоустюжской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
|
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С воскресным днём, дорогие друзья!
Послание к Галатам святого апостола Павла
( Гал.,II:16-20 )
Показать полностью.
2.16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2.17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
2.18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
2.19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
2.20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
—‐——————————————————————
От Луки святое благовествование
( Лк.,VIII:26-39 )
8.26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
8.27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
8.28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
8.29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
8.30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
8.31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
8.32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
8.33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
8.34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
8.35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
8.36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
8.37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
8.38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
8.39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Фотограф Нестеренко Андрей
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С воскресным днём, дорогие друзья!
Послание к Галатам святого апостола Павла
( Гал.,I:11-19 )
Показать полностью.
1.11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
1.12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
1.13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
1.14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
1.15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
1.16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
1.17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
1.18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
1.19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
——‐—————————‐——‐————————-
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVI:19-31 )
16.19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
16.20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
16.21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
16.22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
16.23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
16.24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
16.25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
16.26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
16.27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
16.28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
16.29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
16.30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
16.31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
ИЗМЕНЕНИЕ В РАСПИСАНИИ
6 ноября в субботу литургии не будет, в 8-00 ПАНИХИДА
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.
Показать полностью.
Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.
Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.
Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.
Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.
А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.
Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.
Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.
К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.
Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.
Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.
Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.
Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!