торжокский район деревня спас
Спасо-Преображенский храм с. Спас Торжокского района
Добро пожаловать, на наш приходской сайт.
Икона дня
Православный календарь
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении Лысовой (1935); сщмч. Александра Петропавловского пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Кол., 259 зач., III, 17 – IV, 1.Лк., 61 зач., XI, 42–46.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Свежие записи
Архивы
О ХРАМЕ
Храм села Спас посвящен одному из главных христианских праздников — Преображению Господа нашего Иисуса Христа.” Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою…”-поет церковный хор в этот день. ”Преображение-это мечта, это надежда и это задание. Вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные и семейные отношения, преображать и приукрашать лицо нашей земли и возносить, как и в этот праздник, горячую молитву о том, чтобы Господь дал нам силы обретать это преображение по его заповеди, по Его Закону. по Его Божественному указанию.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
Приделы В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца. Ранее было еще четыре придела, некоторые переносились и переосвящались, они описаны разделе «История».
История Возникновение погоста Спасского можно уверенно относить к XI–XIII вв. Именно этим временем датируются древнейшие находки на территории села, среди которых следует отметить бронзовую коньковую подвеску-амулет смоленского типа, лицевую сторону энколпиона, нательный крест и шиферное пряслице. Кроме того, вблизи села находятся несколько археологических памятников. К северо-западу от него зафиксирован курганный могильник XI–XII вв., насчитывающий семь насыпей. Еще дальше на северо-запад на высоком площадке между двух оврагов расположено городище, существование которого относится к XI–XV вв. К юго-востоку от села, на правом берегу ручья Перословец выявлено селище, датированное XI–XIV вв. Всё это позволяет говорить, что уже во время своего возникновения погост Спасский выполнял функцию некого военного, экономического и сакрального центра. Говоря о причинах появления погоста, стоит обратить внимание на то, что он расположен между двумя другими древними погостами – Петропавловским и Семеновским. Все три населенных пункта расположены на Тверце приблизительно на одинаковом расстоянии: Семёновское – Спасский – 9 км; Спасский – Петропавловское – 10 км. Все они находятся на возвышенных местах в излучине реки, что позволяет хорошо просматривать реку вверх и вниз по течению от населенного пункта и быстро передавать сообщения о приближении неприятеля. Это дает возможность предположить, что изначально названные погосты помимо прочего выполняли функцию военных форпостов Торжка, контролировавших движение по Тверце на ближайших подступах к городу. Спасский погост был центром одной из губ — административно-территориальных единиц, из которых состояла Новоторжская земля. Впервые новоторжские губы упоминаются в летописях под 1373 г. Спасская губа называется в Отводном списке Новоторжских земель, отданных в 1476 г. великим князем Иваном Васильевичем архиепископу и боярам новгородским. Появление храма в погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья. В Писцовых книгах 1626/1627 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви –– в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна княжна Волкнская, проживавшая в деревне Измайлово. Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресв. Богородицы (южный) и 2 в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный). В приход церкви в 1901 г. входили: погост Спасский, деревни Бубеньево, Миронежье, Марьино, Можайцево, Владычня, Клоково, Коноплище, Бережок, Андрианово, Савинское, Бродниково, Измайлово, Терешкино, Домославль, Старо-Беркаево, Ново-Беркаево, Карамыслово, Андреянцево, Тетерлево, Жданово, Колесные Горки, Паника, Гальково, Кляково, Сафониха, Внуково, Погорелово, Свининкино, Любини. Всего: 629 дворов, 2731 муж. 3039 жен. В восьми деревнях были часовни: Марьино – Преображения Господня, 1854 г., каменная; Тетерлево – свт. Николая, 1833, деревянная; Бубеньево – свт. Николая, деревянная; Терешково – прп. Ефрема Новоторжского, деревянная; Миронежье – св. мчц. Параскевы, деревянная; Измайлово – иконы Божьей Матери «Знамение», деревянная; Можайцево – свт. Николая, деревянная; Владычня – свт. Николая, деревянная. Причт: Протоиерей Василий Александрович Невский, 62 года, служит с 1862 г., законоучитель в 2-х классном сельском училище, сан протоиерея с __________________________________ Позднышева Н. И. Церковная летопись погоста Спасского // Новоторжский сборник. Вып. 1. Торжок, 2004. С. 137–138; Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. Тверь, 2010. С. 70–71. 1899 г. Священник Александр Александрович Косухин, 37 лет, священник с 1891 г., законоучитель в церковно-приходской школе, в 1900 г. награжден скуфьей. Диакон Федор Васильевич Сперанский, 41 год, служит с 1879 г., учитель в церковно-приходской школе. Псаломщик Александр Иванович Богородский, 47 лет, в должности с 1885 г. После того, как часовня в Марьино была в 1902 г. была обращена в церковь, в ее приход из Спасского прихода были переданы дд. Андрианово, Карамыслово, Тетерлево, Жданово, Колесные Горки. В 1915 г. в приходе Спасо-Преображенской церкви проживали 2475 человек мужского и 2635 женского пола. В храме служили: священники Александр Косухин (52 года) и Александр Метлин (26 лет), диакон Федор Сперанский (55 лет), псаломщики Александр Богородский (59 лет) и Николай Любимов (28 лет). Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство –– своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 562––563. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. Тверь, 1914. С. 424––425
Банковские реквизиты: АКБ Сбербанк РФ ИНН 7707083893 БИК 042809679 Рас.сч. 47422810563079921000 кор.сч.30101810700000000679 Тверское ОСБ8607 Пласт.карта 4276863010138873 л.сч 40817810663076022896 Юрий Иванович Беляков 8607/0007 Почт.адрес: 172025 Тверская обл. Торжокский район, п/о Мирный с.Спас настоятелю Белякову Георгию Ивановичу. Тел.: 8 910 640 2242
Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс)
Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс) — каменная четырёхпрестольная церковь с ярусной колокольней. Приделы: Успенский, Никольский и придел Варвары, Параскева и Пантелеймона. Расширялась в 1872 году. В советское время закрыта, разорена. В настоящее время возвращена верующим.
Содержание
История [ править ]
Появление храма в Спасском погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире — Верхневолжья.
В Писцовых книгах 1626-1627 годов в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 года называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 году из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь Николая Чудотворца, а в мае 1793 года по инициативе прихожан и священников началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 году нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и святого Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь святого Николая Чудотворца.
Церковь постройки 1804 года является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 году был значительно расширен притвор, при этом престол святого Николая был перемещен в центр, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 годах церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 году вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь святой Параскевы Пятницы.
В 1859 году был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 году в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 годах в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 году.
В 1887 году в холодной церкви были устроены новые полы, престол святой Параскевы из-за тесноты был упразднен.
В 1888 году в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь святого великомученика Пантелеимона и святых великомучениц Варвары и Параскевы.
В 1889 году в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке.
Все работы по благоустройству храма с 1848 года проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 году – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви.
Таким образом, к 1901 году в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресвятой Богородицы (южный) и 2 в теплой – святителя Николая (средний) и в честь святых великомученика Пантелеимона, великомучениц Варвары и Параскевы (южный).
Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие святых Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.
Спасо-Преображенский храм с. Спас Торжокского района
Добро пожаловать, на наш приходской сайт.
Икона дня
Православный календарь
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении Лысовой (1935); сщмч. Александра Петропавловского пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Кол., 259 зач., III, 17 – IV, 1.Лк., 61 зач., XI, 42–46.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Свежие записи
Архивы
История одного храма Берново храм Успения Пресвятой Богородицы
В четверг 28 октября с 16 часов на Топос ТВ представлена новая экскурсия Светланы Кузнецовой из цикла «История одного храма» Берново храм Успения Пресвятой Богородицы. До 16 часов 29 октября просмотр бесплатный.
Другие экскурсии на страничке нашего храма.
Поделиться:
История одного храма: Городня. Храм Рождества Пресвятой Богородицы
В четверг 14 октября 2021 в 16-00 на Топос ТВ будет «История одного храма: Городня. Храм Рождества Пресвятой Богородицы», гид Светлана Кузнецова (Верхневолжье).
ПЕРЕХОД на ТОПОС ТВ возможен только после указанного в программе времени.
По окончании эфира, лекции и экскурсии доступны в записи в течении 24 часов с момента выхода в эфир.
Другие экскурсии смотрите на нашей странице «Экскурсии по Тверской земле» (Видео Светланы Кузнецовой)
Поделиться:
Новый видеофильм о нашем храме
Дорогие друзья, братья и сестры, Светлана Кузнецова представила новый видеофильм о нашем храме. Сегодня 19 сентября в 14:00 мск. была его премьера на канале ТОПОС ТВ, как все премьеры в течении суток он показывается бесплатно. На нашем сайте Светлана предоставила возможность смотреть фильм в любое удобное нам время по ссылке.
Возможно, кто то пожелает поучаствовать в восстановлении храма. Обращайтесь к настоятелю храма протоиерею Георгию по тел.+7 910 640 2242. Через мобильный банк Сбербанка РФ, по этому номеру можно совершить пожертвования на карту отца Георгия (Юрия Ивановича Белякова).
Божией всем помощи!
Поделиться:
Память св. благ. вел. кн. Александра Невского и прп. Александра Свирского
Сегодня в день памяти св. благ. вел. кн. Александра Невского и прп. Александра Свирского (престольный праздник нашего храма) после завершения трансляции Литургии из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга на ТК «Спас» были показаны три серии замечательного фильма ЩИТ И НИМБ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Кто не смог посмотреть трансляцию, посмотрите на youtu.be ( в начале совсем короткая реклама).
1 серия ВОИН, 2 серия ПРАВИТЕЛЬ, 3 серия ПОЛИТИК.
Фильм АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ. Защитник и покровитель (2011)
Поделиться:
Группа ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Дорогие друзья, по просьбам и благословению настоятеля нашего храма протоиерея Георгия создана группа Храм Преображения с целью получать своевременно объявления по расписанию служб, информацию о праздниках, церковные новости, Евангельские чтения. Выйти из группы можно в любой момент. Личные вопросы и сообщения-в личной почте.
Поделиться:
Великое освящение храма в честь Преображения Господня
29 августа 2021 года в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (в народе — Спас Нерукотворный) митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил наше село Спасс (Спас-на-низу) Торжокского района. Архиерей совершил великое освящение храма в честь Преображения Господня и Божественную литургию. Владыке сослужили благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма протоиерей Георгий Беляков, и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонах Агапит (Евдокимов), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов.
Праздник 29 августа посвящен событию перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 г. По преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Услышав о чудесах Христа он послал с письмом ко Господу в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Но в Иерусалиме Анания не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей. Спаситель сам подозвал его, передал для Авгаря письмо, в котором, отметив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь умыл лицо, отер его убрусом (полотенцем), и на нем запечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Авгарь исцелился, но часть следов болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика, который крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако при осаде Едессы (545) епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спас город от неприятеля. В 944 г. император Константин Багрянородный с великими почестями перенес Нерукотворный Образ Спасителя и письмо Авгарю в Константинополь.
Появление православного храма в погосте Спас-на-низу связано с возникновением села в XI–XII вв. Само название погоста происходит от посвящения церкви. Один из приделов Спасской церкви посвящен Успению Божией Матери.
Во время освящения церкви митрополит Амвросий с духовенством обнесли крестным ходом вокруг храма часть мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, которая после окропления храма святой водой и помазания стен миром была вложена в основание престола новоосвященного храма, а также в освященный антиминс.
После завершения чина освящения храма было провозглашено уставное многолетие.
На Литургии, после чтения Евангелия, митрополит Амвросий обратился к собравшимся в храме с проповедью:
Ученикам Господь говорит, что чудо не произошло из-за их неверия. О каком неверии Он сказал? Вряд ли они не верили в чудеса. Скорее, совсем наоборот — они удивились, когда ничего не произошло. Возможно, однако, что они слишком увлеклись чудесами, слишком поверили в свои собственные силы, в возможность повелевать стихиями. И как будто позабыли о том, что всё находится в руках Божиих. Что чудо есть нечто необычное, выходящее за рамки естественного хода событий. Что чудо не всегда обнаруживается нашими чувствами, но открывается лишь чистому сердцу. Так и мы порой увлекаемся чудесами, ищем скорее их, а не Самого Господа Бога. А не находя чудесного — теряем и веру в Творца и Спасителя.
Молитва и пост, которые предлагает Господь Иисус Христос Своим ученикам, — это прежде всего делание, посвященное Богу, средство для общения с Ним, обращения к Нему, проявление нашей веры в Него. Хотя дорогие нашему сердцу тексты и наполнены рассказами о чудесах, не стоит обманываться и искать прежде всего их. Не чудеса в Евангелии главное. Мы, люди, склонны рассказывать прежде всего о необычном, о поражающем, а не о повседневном и обыденном. И последнее встречается гораздо чаще в нашей жизни, но не попадает в наши книги.
Однако именно обычное время есть время подвига, время молитвы, время поста, время общения с Богом. Время, которое мы можем провести или в общении с возлюбившим нас Богом, или же в поисках необычных событий и происшествий, за которыми мы можем так и не обнаружить Того, Кто Сам ищет нас и желает принять в Свои объятия».
Архипастырь подписал антиминсы для центрального освященного престола в честь Преображения Господня и для северного придела в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
Во время Херувимской песни митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении на год, полгода, 40 дней и на Литургию сегодняшнего дня.
После Литургии настоятель храма протоиерей Георгий Беляков поблагодарил главу митрополии за молитвенное посещение прихода. Архипастырь поздравил прихожан и гостей с торжеством освящения храма:
Я посещаю храмы нашей епархии, некоторые из них освящаю и не перестаю удивляться талантам наших предков, которые создавали такие шедевры. И одновременно не перестаю возмущаться безумием тех людей, которые всё это потом разрушали, пытаясь самоутвердиться на том, что им не принадлежит, и пытаясь победить Того, Кто является Источником их жизни и Источником их сил. И конечно же, эта безумная война человека с Богом закончилась фиаско и для людей, борющихся с Богом на протяжении XX столетия, и для нашего общества, потому что даже то оставшееся, что мы видим сейчас в храмах, — является свидетельством удивительного духовного и материального богатства нашего народа. Этот храм, как и многие другие храмы России, предстает перед нами пока еще в далеко не завершенном виде и требует много сил и средств для восстановления. При этом его, как и многие другие, можно назвать самой настоящей визитной карточкой России. Ни Москва, ни Петербург, которые в каком-то смысле являются отдельными государствами в нашей стране, а именно регионы, которые зияют многочисленными ранами, являют собой лицо нашей истории и нашего подлинного, а не декоративного состояния.
У каждого поколения есть свои задачи и призвания, и это призвание определяет Бог, не всегда это зависит от самого человека. Когда в начале ХХ в. произошло безумие государственного разрушения и устоев России, народ пошел в большинстве своем, к сожалению, по пути разрушения и шел этим путем десятилетия. Тот остаток, который во множестве своем явила Церковь в нашем Отечестве, пытался всё сохранять, что было сделано и материального и духовного, но стал одновременно и добровольной жертвой Богу за свою веру и свои убеждения. Поколение наших дедушек и бабушек пережило Великую Отечественную войну, они защищали наше Отечество от врагов, которые пытались установить новый мировой порядок на всей земле. Главной целью была выбрана наша необъятная, огромная и богатая своими ресурсами страна. Эти люди воевали, десятки миллионов положили жизни свои за нашу землю, а затем наступило восстановление. Но оно проходило без Бога. И в результате и это восстановление завершилось бесславно, несмотря на всё то положительное, что было в Советском Союзе, несмотря на остатки христианского воспитания, которое имели потомки верующих людей. При этом для многих это время было действительно счастливым, кто-то испытывает ностальгию. Но поскольку это время вновь было временем богоборчества, оно так же бесславно и закончилось.
И вот нашему поколению Господь определил собирать камни. Мы не ставим перед собой тех задач, которые ставили в свое время руководители СССР, имея на то и возможности и средства, хотя и сегодня этих возможностей и средств в нашей стране достаточно много. Мы молим Бога о том, чтобы Он помог нам, и просим Его о том, чтобы люди пришли в познание истины, чтобы они, наконец, очнулись от сна греховного, в котором пребывали на протяжении многих десятилетий, и поняли, что без Бога не только спастись невозможно, но и обычного, земного человеческого счастья не построить. И даже там, где изобилие всего, миллионы и миллиарды, огромные возможности, — там люди в большинстве своем несчастны, подчас ведут разрушительный образ жизни для самих себя и нередко прерывают свое земное бытие по своему собственному произволению, не находя смысла, радости, изюминки в этом земном бытии, несмотря на все колоссальные материальные возможности. Это происходит тогда, когда человек живет без Бога. А когда с Богом человек, то и в скромности, а иногда и в бедности, в которой, к сожалению, живет часть нашего российского общества, человек чувствует себя счастливым. Бедность — не добродетель, так же как и богатство — не порок. Но порочными мы становимся тогда, когда уходим от Бога, и добродетельными тогда, когда к Богу приближаемся, независимо от достатка, независимо от положения в обществе. Не нужно считать, что богатство порицаемо, а бедность освящается. Человек может и способен пользоваться этим даром, который у него есть, но употреблять должен его во благо другим людям, для прославления Творца и освящать всё верой в Бога, Который всё это ему дает, и отдавать Ему хотя бы часть из того, что он получил сам в этой жизни, благодаря или воле, или, возможно, попущению Божию. Я очень надеюсь, что найдутся и те люди, которые когда-то поймут, что личное богатство, которым они обладают, они получили именно от Того, Кто является источником всего в мире, и отдадут хотя бы часть Тому, Кто дал им это богатство. Всё, что мы имеем, — это не наше, это всё Божие.
Я очень надеюсь, что через какое-то время этот храм вновь предстанет в благолепии. Но это не первая и не самая важная цель, а самая важная цель — чтобы в этом храме были люди, чтобы они молились здесь, чтобы они друг друга знали, чтобы они друг другу помогали, друг друга поддерживали, своими иными возможностями помогали решать и подчас кажущиеся нам простыми и малыми, но для отдельных людей очень сложные ситуации, в которых человек оказывается, — помогали словом, делом, молитвой, участием, улыбкой, а если возможно, то и материально. И конечно же, в первую очередь были общиной во Христе, жили подлинной евхаристической жизнью.
После богослужения архиерей преподал в благословение каждому прихожанину иконку Преображения Господня с молитвой о завершении восстановления Спасо-Преображенского собора, а также каждому раздал антидор. Участники молодежного хора под руководством Феодоры Фаерман поздравили митрополита Амвросия с годовщиной служения на Тверской кафедре и подарили букет белых роз.
После Божественной литургии митрополит Амвросий в сопровождении протоиереев Николая Алексеева и Георгия Белякова посетил могилу сына настоятеля Преображенской церкви протоиерея Георгия — Вячеслава, ушедшего в мир иной в 19-летнем возрасте от тяжелой болезни. Вместе с отцом и братьями почившего владыка пропел «вечную память». Затем архипастырь посетил место упокоения А.А. Воскресенского — учителя и наставника выдающегося русского химика Д.И. Менделеева. У его могилы также была пропета «Вечная память».
Митрополиту Амвросию за Божественной литургией сослужили: протоиерей Николай Алексеев, протоиерей Георгий Беляков, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, иеродиакон Геласий (Чистяков), диакон Олег Волошин.
На богослужении пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман.
В Писцовых книгах 1626 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви еще престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви — в честь преподобного Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь святителя Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова, с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям — в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и святого Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части (в притворе) — в честь святителя Николая Чудотворца. Эта церковь является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками.
В 1848 г. был значительно расширен притвор, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны.
В 1851–1853 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками.
В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь святой Параскевы Пятницы.
В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль.
В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик.
В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь святого великомученика Пантелеимона и святых великомучениц Варвары и Параскевы.
С 1848 г. и до конца XIX в. все значительные перестройки храма и ремонтные работы в нем проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева и его жены Елизаветы Васильевны.
Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем всё здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов.
Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день — 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища. Лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день — 22 декабря — восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа — Солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира.
Другие многочисленные фотоматериалы можно посмотреть на Яндекс Диске и фотогалерее сайта Тверской Митрополии.
Также можно посмотреть 1-ю и 2-ю части видеофильма Обновление храма и Освящение Престола митрополитом Амвросием, также и 3-я часть Литургия с комментариями Светланы Кузнецовой.