торжок храм илии пророка

ТОРЖОКСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка
Ильинский храм в Торжке

Храм во имя святого пророка Илии в городе Торжке Тверской епархии

В 1818 году началось строительство нового Ильинского храма, так как прежний пришёл в ветхость. Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник Симеон Торочков. Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822 году.

В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны».

В 1865 году стены верхнего храма были расписаны священными изображениями художником Александром Беренсоном, а затем в 1886 году живопись возобновлена Московским художником И. Морозовым. Церковь была обнесена оградой, внутри которой находились два склепа семьи храмоздателя Торочкова и сестёр Суворовых.

В 1929 году храм закрыли [1], а в 1930 году здание передали новоторжскому педагогическому техникуму под общежитие.

Во время Великой отечественной войны в 1941 году при бомбёжке шпиль колокольни и барабан храма были разрушены.

В 1971 году здание храма передано ДСО «Спартак» и там разместился спортивный зал школы бокса.

В 1975-1979 годах здание было реставрировано и в нём располагался спортивный зал.

В 1990-е годы века храм возвращён верующим.

С 2005 года храм является подворьем Нило-Столобенской пустыни.

Архитектура

Настоятели

Источник

Ильинский храм (Торжок)

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Содержание

История [ править ]

Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна в честь святого пророка Илии, другая — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, «строение мирское того приходу посацких людей». При этих церквях был священник Тихон Сергеев и дьяк Василий Максимов. В 1738г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы.

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Ильинский храм известен тем, что 13 февраля 1826г. в его нижней церкви было поставлено на ночь тело императора Александра I, перевозимое из Таганрога, где государь скончался от горячки. А 31 мая того же года в храме было поставлено и тело супруги императора – Елизаветы Алексеевны, скончавшейся в Белёве Тульской губернии и перевозимой в Петербург через Торжок. Об этих событиях в хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в Бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны».

«Июня 1844 года скончался протоиерей Симеон Иоаннович Торочков, от чахотки (как записано в документах), 80 лет и погребен, по указанному разрешению, при Ильинской церкви в семейном склепе 24 июня. Между многими священнослужителями погребение его совершал Новоторжского Борисоглебскаго монастыря архимандрит Сергий»… Этот протоиерей отличался радушием, гостеприимством; в своем, близ храма, двухэтажном доме он имел удовольствие принимать многих высокопоставленных лиц, в числе коих были: Филарет, митрополит Киевский, Филарет, митрополит Московский, и другие архипастыри, большей частию вызываемые из своих епархий на чреду служения в Священный Синод. Преемником его был протоиерей Димитрий Иванович Соколов, скончавшийся 6 августа 1899 года.

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

В 1900г. священником служил Никольский Михаил Феодорович (48 лет, священником с 1878г., в 1895г. награжден скуфьей, († 5 декабря 1900 года). В 1901г. служили: диакон Виноградов Михаил (68 лет, диаконом с 1863г.), псаломщик Черниговский Павел (63 года, в должности с 1854г). С 1901 по 1929гг. в Ильинской церкви протоиереем служил Александр Андреевич Вершинский. 8 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский был причислен к лику святых.

Церковь закрыли в 1929г. и в 1930г. здание передали новоторжскому педтехникуму под общежитие.

Во время Великой отечественной войны в 1941 году при бомбёжке шпиль колокольни и барабан храма были разрушены.

В 1971г. здание храма передано спортивному обществу «Спартак». Около 1978г. началась реконструкция утраченных частей, строился барабан церкви. Были пробиты окна второго света во втором этаже храма. Полуциркульное окно на восточном фасаде было заложено. Ведущий архитектор — Ю.Шмаков.

В наши дни (до 2005г.) здесь размещался спортивный зал школы бокса. В 2005 году Ильинский храм стал подворьем монастыря Нилова пустынь.

С 2013 года Ильинская церковь вошла в состав Торжокского благочиния.

Описание [ править ]

Святыни [ править ]

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 9.00 до 18.00

В храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы, икон, а также ювелирных изделий.

Крещение в храме совершается в субботу и воскресение в 11.30. Крещение и различные требы могут совершаться и в другие дни по договоренности со священником.

Исповедь совершается до начала Литургии в 8.15.

Источник

Храм Пророка Илии г.Торжок

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Местная религиозная организация православный приход «Церковь Ильи Пророка г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Реквизиты для пожертвований за записки или на нужды храма:

1. ИНН 6915012186
КПП 691501001
ОГРН 10969 000 00 647 от 24.04.2009 г
р/с 40703810600000000099
ПАО «Банк «Торжок»
к/с 30101810928090000953
БИК 042809953

2. Карта Сбербанка
4276 1609 2408 5807 на имя Николай Тимофеевич Симчук (настоятель храма)

3. По номеру телефона через Сбербанк Онлайн +7 915 733-11-25 на имя Николай Тимофеевич Симчук (настоятель храма)

4. Электронный кошелек Яндекс.Деньги 410013853755297

Также можно совершить платеж удобным для Вас способом через приложение ВКонтакте

В храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы, икон, а также ювелирных изделий.

Крещение в храме совершается в субботу и воскресение в 11.30.

Крещение и различные требы могут совершаться и в другие дни по договоренности со священником.

Исповедь совершается до начала Литургии в 8.15.

Подробнее расписание служб смотри здесь.

При храме действует Воскресная школа для детей от 5 до 12 лет.

Занятия Воскресной школы проводятся каждое воскресенье, сразу после Божественной Литургии в нижнем приделе храма, примерно в 10.30 (11.00), в зависимости от продолжительности службы. Подробнее в группе Воскресная школа Храма Илии Пророка

Внимание!
На праздничных службах ведется фото и видеосъемка, лучшие фотографии выкладываются на сайте храма и здесь в группе.

Если Вы НЕ хотите, чтобы Ваша фотография была выложена на сайте, обратитесь по адресу
ilya-hram@yandex.ru

Мы с вниманием и благодарностью рассмотрим Ваши предложения по улучшению содержания сайта. Предложения можно направлять по адресу ilya-hram@yandex.ru, а также написав сообщение в сообщество или администратору в ЛС https://vk.com/write109264225

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ПОЖЕРТВОВАНИЙ за записки или на нужды храма

1. Местная религиозная организация православный приход «Церковь Ильи Пророка г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Назначение платежа — «Пожертвование»
ИНН 6915012186 КПП 691501001 ОГРН 10969 000 00 647 от 24.04.2009 г
р/с 40703810600000000099
ПАО «Банк «Торжок»
к/с 30101810928090000953
БИК 042809953

2. Карта Сбербанка
4276 1609 2408 5807 на имя Николай Тимофеевич Симчук (настоятель храма)

3. По номеру телефона через Сбербанк Онлайн +7 915 733-11-25 на имя Николай Тимофеевич Симчук (настоятель храма)

4. »Электронный кошелек Яндекс.Деньги 410013853755297»’

Также можно совершить платеж удобным для Вас способом через приложение ВКонтакте https://vk.com/app5727453_-153763796

C 2019 г здание Крестознаменской церкви приписано к православному приходу Храма Илии Пророка г. Торжок и начаты подготовительные работы к восстановлению храма.
Адрес: г. Торжок, ул. Гражданская, д.6
https://vk.com/krestoznamtorzhok

С 2020 г к православному приходу Храма Илии Пророка г. Торжок приписано здание Крестовоздвиженской церкви. Адрес: г. Торжок, ул. Карла Маркса (Воздвиженская).

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена

свт. Григорий Палама

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена

С воскресным днем, дорогие прихожане!

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена
ღ ХРАМ МОЕГО СЕРДЦА

14 НОЯБРЯ. МУЧЕНИКИ-БЕССРЕБРЕННИКИ КОСМА И ДАМИАН

Святые мученики-бессребреники братья Косма и Дамиан жили в III веке по Рождестве Христовом в Риме, в период гонений на христиан, воздвигнутых императорами-язычниками. Подвигом своей жизни святые явили подлинно христианское употребление человеческого таланта: талант есть дар Божий, который надлежит использовать не в целях корысти, но для служения Богу и людям.
Показать полностью.

Святые Косма и Дамиан рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели. Святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей по их вере. Они не брали за свой труд никакой платы. Врачевание бессребренники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняли больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению – спасению души.

Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.

Тропарь праздника
Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

СВЯТИИ БЕССРЕБРЕННИЦЫ И ЧУДОТВОРЦЫ КОСМО И ДАМИАНЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена
ღ ХРАМ МОЕГО СЕРДЦА

Молитва нужна не для Бога, а для тебя, ленивый молитвенник или не молящийся вовсе; она – сила, свет, пища и питие для души твоей, охрана твоя, страж твой, безопасность твоя. В тебе сидит, глубоко закутавшись во всякий вид греха, глупый, капризный, своенравный и злой больной твой ребенок и вместе старый, ветхий человек, унаследованный от первого родоначальника, поддавшегося лести диавола – отца лжи, всякого зла. Вот для него-то крайне нужна молитва постоянная, как врачевство, как свет и пища, как руководство; как согрешающему, ему нужно и непрестанное покаяние.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена

Поздравляем с престольным праздником!

В Храме Пророка Илии 10 ноября совершалась праздничная Божественная Литургия, по окончании которой был отслужен молебен в нижнем приделе нашего храма, освященном в честь святой великомученицы Параскевы.

Фотогалерею с праздника можно посмотреть здесь https://vk.com/album-153763796_283256989

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена
ღ ХРАМ МОЕГО СЕРДЦА

10 НОЯБРЯ. СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши.
Показать полностью. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.

9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.

Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни.

По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Тропарь праздника
Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

ВСЕБЛАЖЕННЫЙ СВЯТИТЕЛЮ ДИМИТРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

торжок храм илии пророка. Смотреть фото торжок храм илии пророка. Смотреть картинку торжок храм илии пророка. Картинка про торжок храм илии пророка. Фото торжок храм илии пророка

Храм Пророка Илии г.Торжок запись закреплена
СТРАШНЫЙ СУД И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО

Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик.
Один из наиболее чтимых святых в православном мире. Греки именуют вмч. Димитрия Мироточивым, т.к. его мощи источали миро, а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес вмч.
Показать полностью. Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти вмч. Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой.

Согласно Passio prima, вмч. Димитрий был ревностным учителем христианской веры в Фессалониках. С прибытием в город рим. имп. Максимиана начались преследования христиан. Перед началом гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать вмч. Димитрия, проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор. Разгневанный император вернулся во дворец и, когда ему сказали, что вмч. Димитрий напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело вмч. Димитрия и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса и эпарх Иллирии Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя вмч. Димитрия. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение вмч. Димитрия, ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью вмч. Димитрия вообще отсутствует).

В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитрий носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286–305 и 307–310).

Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу.

После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что вмч. Димитрий помог победить Нестору, имп. Максимианприказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга святого Димитрия по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело вмч. Димитрия было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит. Много чудес и знамений совершилось у могилы мученика, и слава о святом распространилась по всей Македонии и Фессалии.

Позднее эпарх Иллирика Леонтий, страдавший тяжелым недугом, прибыл в Фессалонику, где был положен поверх могилы вмч. Димитрия и получил исцеление. Леонтий приказал снести старые печи, очистить место от проч. строений и воздвиг храм во имя вмч. Димитрия между общественными банями и стадионом. Он хотел взять часть мощей великомученика в Иллирик, но святой мученик явился ему ночью и запретил трогать мощи. Тогда эпарх увез с собой пропитанные кровью плащ и часть ораря великомученика. По дороге в Сирмий Леонтий несколько дней не мог из-за суровой зимы переправиться через Дунай. Вмч. Димитри явился ему и сказал, чтобы, взяв серебряный ковчег с реликвиями, он без страха переходил реку. Леонтий благополучно переправился на другой берег. Впоследствии на том месте, где колесница Леонтия задержалась в пути, происходило много чудес. В Сирмии (совр. Сремска Митровица, Сербия) он построил храм во имя вмч. Димитрия, недалеко от церкви св. Анастасии, в котором поместил ковчег со святынями.

Полагают, что описываемые в «Мученичестве» события произошли ок. 306 г., т. е. вскоре после издания 4-го эдикта Диоклетиана о преследовании христиан. Леонтия, построившего храм в Фессалонике, отождествляют с Леонтием, эпархом Иллирика, адресатом двух распоряжений императора Феодосия II, получивших впоследствии силу законов (412 и 413 гг.).

Мощи и мироточение

В средневизантийский период меняется представление о местонахождении мощей вмч. Димитрия: считалось, что тело святого покоилось в гробнице, помещенной внутри кивория (Idem. S. 105–115, 148–149). В это время серебряный киворий был заменен на мраморный, в котором находился двойной саркофаг святого: внутри гробницы содержался меньших размеров ковчег (Idem. S. 128). C XIII в. упоминаются кенотаф и находящийся непосредственно под ним в земле саркофаг с мощами вмч. Димитрия. (Иоанн Ставракий, Константин Акрополит) (Idem. S. 133).

В X–XI вв. в соч. Иоанна Камениаты (904), Иоанна Скилицы (1040), Анны Комниной (1081) и др. появились сведения о мироточении в базилике вмч. Димитрия. (Macrides. 1990. Р. 194). Поскольку свидетельство Иоанна Камениаты (PG. 109. Col. 528), подвергается сомнению (предполагают, что эпитет «мироточец» добавлен переписчиком), то древнейшим бесспорным известием о мире вмч. Димитрия является Житие прп. Фантина, написанное в кон. Х – нач. ХI в.. Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах — ампулах, напоминающих по форме раннехрист. евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI–XII вв., они имеют изображение вмч. Димитрия с одной стороны, Богородицы, прп. Феодоры Солунской, мч. Нестора или вмч. Георгия — с другой. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Получили распространение и иконы с небольшим сосудом для мира (Walter. 1973. Р. 163).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *