торопец корсунско богородицкий собор

Корсунско-Богородицкая икона

Корсунско-Богородицкая (Торопецкая) икона

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий соборДревний город Торопец входит в список сорока малых исторических городов России. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1074 годом как пограничный город Смоленского княжества. Образование Торопецкого княжества следует отнести к началу 1167 года. Первым князем Торопца был Мстислав Храбрый — сын Смоленского князя Ростислава. После его смерти город перешел к его сыну Мстиславу, прозванному Удатным. Отец благоверного князя Александра Невского князь Ярослав Всеволодович был женат на его дочери Ярославе-Феодосии.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий соборВ 1239 году восемнадцатилетний Александр Ярославич, князь новгородский, вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Васильковича Александре (по мнению историка В.И. Татищева её имя — Параскевия). Ряд авторов придерживаются версии о втором браке Александра Невского около 1252 года с княжною Дарьей (в монашестве Васса), дочери рязанского князя Изяслава Владимировича. По причине отсутствия в летописях сведений о второй супруге князя, предположение не было принято историками как научно доказанный факт.

Первый свадебный пир, называемый тогда «кашей», состоялся сначала в Торопце, городе его деда Мстислава Удатного, находящегося на полпути от Полоцка к Новгороду, а затем — в Новгороде.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий соборПочему венчание и первая «каша» происходили в Торопце? Исследователи считают, что главные торжества могли свидетельствовать о претензиях Александра Невского на город, как материнское наследство торопецкой княгини Ростиславы-Феодосии. Венчание, вероятно, проходила в соборном храме Торопца на Малом городище — детинце Торопца этого времени. торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий соборНастоятель Корсунско-Богородицкого собора в городе протоиерей Владимир Щукин (1856-1911) в своём труде «Историко-статистический очерк Торопца» писал: «Ещё в 13 столетии в Торопце упоминается собор из «дуба», в котором в 1239 г. венчался святой Александр Невский». В древнем Торопце до половины 14 века было 4 церкви: Егорьевская, Борисоглебская, Пятницкая и Рождества Иоанна Предтечи». По всей вероятности, главной и древнейшей их этих церквей была церковь во имя «страстотерпца Христова Георгия (Георгиевская), которая была в 16 веке главнейшей. Но с уверенностью назвать её местом венчания бездоказательно.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Согласно преданию, полоцкая княжна Александра привезла с собой и подарила жителям города икону Корсунской Богоматери. Первое упоминание о ней содержится в Житии святой Евфросинии Полоцкой и в Степенной книге, где она названа Ефесской.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Среди красивых легенд, бытующих в древнем городе Торопце, — история происхождения чудотворной иконы Корсунской Божией Матери «Одигитрия», названной Торопецкой. «Одигитрия» имела и другие имена: «Эфесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая». Её происхождение породило многочисленные научные споры. Искусствоведы «приписывают памятник, то византийскому мастеру, то русскому — полоцкому, смоленскому или псковскому». При каких обстоятельствах икона появилась в Торопце?

По одной версии, икону привёз князь Владимир из крымского Корсуня (Херсонеса) перед крещением Руси. По второй, из трёх икон, написанных по преданию евангелистом Лукою по просьбе преподобной Ефросинии Полоцкой (около 1101/02 — после1167), прислал византийский император Мануил (его сын был женат на её сестре) для украшения храма в основанном княжной Богородичном мужском монастыре в Полоцке. В Торопец из Полоцка образ привезла невеста благоверного князя Александра Ярославича в 1239 году. В память о венчании икона была оставлена в соборной церкви Торопца, где совершался обряд.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Сложно сказать, когда икона оказалась в Торопце из-за отсутствия «. городских описей и переписных книг вплоть до XVII века» (мнение научного сотрудника Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Ирины Шалиной). По преданию, икона находилась в соборе уже в XVI веке. Торопчане ожидали приезда в Торопец царя Ивана Грозного. Страх за реликвию, которую он мог бы забрать с собой в Москву, заставил горожан просить иконописца изготовить копию. Оригинал иконы долгое время находился за престолом в соборе, а двойник — временно занимал почётное место чудотворного образа, то есть — по левую сторону царских ворот».

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

В книге протоиерея Корсунско-Богородицкого собора, Владимира Щукина «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии» (СПб.,1894), сообщается о перенесении чудотворного образа в Торопец. При этом, автор ссылался на древний рукописный соборный сборник. И.И. Побойнин ознакомился с текстом Степенной книги и не обнаружил вышеприведённый факт. В издании сообщалось только о венчании князя Александра Ярославича с княжной Александрой. По мнению историка — составитель сборника добавил от себя сведения о перенесении святыни в Торопец. С этой информацией можно ознакомиться в его монографии «Торопецкая старина. ».

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Происхождение Торопецкой (Корсунской) иконы стало объектом многочисленных научных споров. Реставраторам удалось с помощью современных методов атрибутировать период написания иконы и принадлежность мастера к иконописной школе. По заключению специалистов, «. древний образ XII (?) века не сохранился. В XIV в. при неизвестных нам обстоятельствах он был заменен новым памятником, причём написанным псковским мастером. Живопись оборотной стороны вообще не сохранилась до нашего времени, и лишь по поздним описаниям известно, что там в XVII в. был образ св. Николая Чудотворца», пишет в справке об истории иконы Ирина Шалина.* «… со списком древней иконы, сделанным псковским мастером в 1-й пол. XIV в., отождествляют одноименный образ, почитавшийся в Торопце и оказавшийся там, видимо, после захвата Полоцка в 1579 г. войсками Стефана Батория»**. Согласно гипотезе историка И.И. Тюлина, икона является одним из списков чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.

Научные споры о происхождении Корсунской Божией Матери (Торопецкой) нисколько не умоляют ценность чудотворного образа, почитаемого в Торопце на протяжении нескольких веков. В первое воскресенье после 21 июля ежегодно по городу проходит крестный ход, в знак памяти и поклонения чудотворной святыни.

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Иродионов Петр (священник). О Достопамятных произшествиях в городе Торопце, в древния и новыя времена бывших // Иродионов Петр (священник). Историческия, географическия и политическия известия до города Торопца и его округа касающияся : собраны Петром Иродионовым / подгот. текста и предисл. В.М. Воробьёва. – Тверь, 2012. – С. 13-25.

Родословие

Александр Невский — выдающийся политик, государственный деятель и великий полководец переломной эпохи российской истории.

Государственный деятель, великий полководец

Великий князь владимирский и новгородский князь Александр Ярославович продолжил и закрепил успехи своего отца по воссозданию государственности российской.

Увековечение имени князя Александра Невского

Александр Невский был канонизирован на Московском соборе в 1547 году.

Источник

Корсунско-Богородицкий собор в Торопце

Описание

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Корсунский собор в Торопце — православный собор на берегу озера Соломено в г. Торопец Тверской области. Ныне существующее здание построено на месте более раннего в 1795—1804 годах в стиле провинциального барокко по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина.

Архитектура

Пятиглавый кирпичный оштукатуренный собор. Центральная глава световая, четыре главы декоративные, глухие. Объёмная композиция включает высокий четверик с двумя одинаковыми выступами с востока и запада. С запада к собору примыкает трапезная с двумя приделами. В 1979—1980 годах собор был отреставрирован. Возвращен церкви в 2005 году. Отдельно стоящая колокольня и часть ограды утрачены в советское время.

Реликвии

До 1917 года в Корсунско-Богородицком соборе находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери, которая с 3 декабря 2009 года находится в Церкви Александра Невского в Княжьем Озере. После реставрации предполагается вернуть икону в торопецкий собор.

Фото (7)

Панорама

Отзывы

Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого предания. Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя. Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы.

Источник

Торопец. Кафедральный собор Корсунской иконы Божией Матери.

Корсунско-Богородицкий собор

Карта и ближайшие объекты

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Статьи

Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого предания. Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя. Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно. Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля».

Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru

Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других. В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было. И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.

Попечительский совет Корсунско-Богородицкого собора. www.toropets.net

Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».

Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.

В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.

В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.

По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.

Источник

Корсунско-Богородицкий собор в г. Торопец

торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть фото торопец корсунско богородицкий собор. Смотреть картинку торопец корсунско богородицкий собор. Картинка про торопец корсунско богородицкий собор. Фото торопец корсунско богородицкий собор

Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя.

Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены.

Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен.

Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *