топ 10 храмов подмосковья
10 святых мест в Подмосковье, которые стоит посетить
На территории Москвы и Подмосковья сосредоточено множество святых мест. О многих из них сложены легенды, это те самые святые места, которые стоит посетить, и к ним не прекращается поток паломников, стремящихся здесь помолиться, поклониться святым и почерпнуть здесь жизненные силы.
Адрес: Московская область, Чеховский район, село Новый быт.
Этот мужской монастырь, основанный в XVI веке, расположен невдалеке от подмосковного посёлка Новый Быт. В обители хранятся многочисленные ковчеги с частицами мощей многих святых угодников. Паломники посещают этот монастырь, чтобы узреть святыни и помолиться о своём: кому исцеление, кому рождение ребёнка, а кому удержать супруга.
В Вознесенской Давидовой пустыни сконцентрировано множество православных святынь. Например, кусочек железа, который якобы был частью гвоздя от креста, на котором распяли Иисуса. Около двухсот мощей были свезены сюда не только из России, но из-за её пределов. Поэтому Вознесенская Давидова пустынь стала мощным источником упрочения веры для тех, кто особенно доверяет подобного рода артефактам. Паломникам и прихожанам здесь доступны все святыни. Говорят, что мощи еврейского пророка Елисея, появившиеся здесь первыми, могли даже оживлять мёртвых.
Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11.
Собор Успения Пресвятой Богородицы находится в подмосковном городе Дмитров. Существующий в наше время комплекс был построен в начале XVI столетия, во времена правления Дмитровом князя Юрия Шуйского (1509-1523), приходившегося московскому князю Василию Шуйскому братом. Уникальна связь Успенского собора в Дмитрове с такими историческими фигурами, как Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Александр Невский, Юрий Долгорукий.
Белокаменные подвалы в подклете являются фрагментами храма времён правления князя Петра Дмитриевича. Дошедшее до нас здание с правильными пропорциями строилось ростовским зодчим Георгием Борисовым в промежутке 1509-33 годов на деньги князя Юрия Ивановича. Там долгое время находится крест, который легенды называют чудотворным – якобы слепая девочка внезапно прозрела и увидела неподалёку от себя деревянное распятие. После этого крест перенесли в собор, куда стали стекаться паломники с проблемами зрения. В советское время крест забрали в Третьяковскую галерею, где поместили в запасник. Впрочем, в Дмитрове есть его список, который также считают чудотворным.
Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Крупнейший мужской монастырь в подмосковном Сергиевом Посаде знаком всем православным. Сюда приезжают паломники из разных стран, чтобы поклониться мощам святого Сергия Радонежского, который по легендам при жизни совершал много чудес. Они надеются, что он поможет им в разрешении их разнообразных проблем, поскольку ближе стоит к Богу.
История Свято-Троицкой пустыни началась с момента, когда Сергий в 1337 году поселился на холме Маковец, расположенном примерно в 80 км от Москвы. Несколько лет он там обитал в одиночестве, но потом к нему стали присоединяться другие насельники, пока пустынь не превратилась в монастырь.
Адрес: Московская область, Волоколамский городской округ, село Теряево.
Этот мужской монастырь стал одним из заметных религиозных центров севернее Москвы, от него 16 километров до Волоколамска. В 1479 году его основал преподобный Иосиф (носивший в миру фамилию Волоцкий), он оставил немалый след в истории русского православия.
Как было принято в ту пору, монастырь строился из дерева, но поскольку в те времена обители часто выполняли функцию оборонительных сооружений, то монастырь в скором времени был обнесён каменной стеной. XVI век стал периодом больших преобразований в монастыре. Здесь построили каменную церковь, освящённую в честь Успения Божьей Матери, выросли разнообразные хозяйственные и бытовые постройки. Были периоды, когда Иосифо-Волоцкий монастырь был на ведущих ролях в духовной жизни России. Одновременно он служил в качестве острога, например, в одной из келий томился царь Василий Шуйский, сиживали здесь и другие исторические личности.
Адрес: Московская область, Истринский район, село Дарна.
Целью многих экскурсий по святым местам Подмосковья является достопримечательность, расположенная к северо-западу от Москвы в селе Дарна – церковь Воздвиженья Креста Господня, которая появилась здесь по проекту С. Шервуда в 1895 году. Это очень красивое здание, в архитектуре которого гармонично сочетаются черты древнерусского зодчества и гораздо более позднего классицизма. Здание было построено из красного кирпича, с белокаменной декоративной отделкой, которая придаёт ему нарядный, праздничный вид.
Главная святыня находится не в самой церкви, а возле неё – это могила блаженной Александры, останки которой перенесли на церковный погост из села Онуфриева. Именно к её могиле приезжают те, кто задумал посетить важнейшие святые места столицы и Подмосковья. Считается, что если помолиться и обратиться к блаженной Александре со смиренным прошением, то она сможет исцелить от многих недугов. Факты имевших место чудесных исцелений скрупулёзно записываются в специальную книгу, которая каждый год пополняется новыми записями.
Адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово.
В село Спирово также часто прибывают экскурсии по святым местам Подмосковья. В нём находится церковь, посвящённая Введению во храм Пресвятой Богородицы. Само село Спирово является весьма старинным, поскольку известно, что ещё князь Дмитрий Донской пожаловал его в XV веке Иосифу Волоцкому, который сам стал очень почитаемым православным святым.
Преподобный Иосиф Волоцкий основал в селе обитель, где потом и была построена упомянутая церковь. Вначале она была деревянная, поэтому со временем обветшала, и в 1825 году деревянное здание заменили каменным, деньги на строительство которого были взяты из пожертвований паломников. Позднее при церкви стала работать приходская школа, предназначенная для детей из бедных семей, позднее к ней прибавилась земская школа. Благотворительные вклады сюда вносили семьи П. Н. Воронцова, А. С. Пушкина, В. Я. Телегина.
Но есть в селе Спирово и ещё одна важная с точки зрения паломничества по святым местам достопримечательность – расположенный не так далеко чудотворный Богородичный источник, при котором оборудована купальня. По легенде, возле него вначале и поселился преподобный Иосиф со сподвижниками, отсюда каждый день они ходили на строительство новой обители. В Подмосковье не так мало святых источников с купелями, но этот особенно прославился своими целительными свойствами, люди рассказывают о многих, кого он излечил от серьёзных недугов. Поэтому каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников.
Адрес: Московская обл., Павлово-Посадский район д.Часовня.
Удивительное место есть и в Павлово-Посадском районе Подмосковья. Им является церковь Святой троицы, появившаяся в XVIII столетии на месте древнего языческого капища, которое называлось Чижи по названию древних славянских ритуальных игрищ. Имя району дали места поклонения наших предков и название православной церкви – урочище Троица-Чижи. Церковь и само место, где она стоит, связаны со многими легендами, её почитают как православные верующие, так и сторонники загадочного и мистического.
В. Чернобров в своей «Энциклопедии загадочных мест России» называет Чижи участком аномальной активности в геоактивной зоне и приводит разнообразные свидетельства наблюдения над ней неопознанных летающих объектов.
Адрес: Московская область, Можайский городской округ, деревня Колоцкое.
В подмосковном Можайском районе находится деревня Колоцкое, возле которой расположен основанный в 1413 году знаменитый Успенский женский монастырь. В его летописи отмечены два важных события: появление чудотворной иконы Божьей Матери, а также посещение монастыря в 1812 году фельдмаршалом М. И. Кутузовым, поскольку перед Бородинским сражением штаб-квартира полководца находилась неподалёку отсюда. Благодаря находящейся в храме чудотворной иконе Богородицы, село Колоцкое стало популярнейшим направлением среди паломников и туристов. Широко распространено мнение, что молитва перед этой иконой приносит исцеление, отсюда и нескончаемые толпы страждущих.
В советский период монастырь упразднили и разрушили, но верующие в своих домах сумели сохранить чудотворный образ. Только после распада СССР монастырь возродился, а икона вернулась на предназначенное для неё место.
Адрес: Московская обл., Пушкинский р-н, Мураново дер.
В селе Мураново находится несколько источников с целебной водой, называемых святыми. Например, колодец Казанской иконы Божьей матери. Сюда приезжают люди со своими проблемами с целью просить помощи и заступничества у Бога, Богородицы и всех святых. Люди надеются, что здесь их просьбы будут скорее услышаны, и им будет дарована милость свыше. Чтобы добраться до Мураново, нужно выехать из Москвы по Ярославскому шоссе и в районе 44-го километра свернуть согласно указателю, оттуда до конечной цели всего несколько минут езды.
Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Взгляднево.
В Сергиево-Посадском районе Подмосковья находится ещё одна святыня – водопад Гремячий ключ на речке Вондиге возле деревни Взгляднево. Источник приспособили для посещения паломниками, построили купель и прочие удобства, чтобы любой мог чувствовать себя комфортно на святом месте. Легенда расписывает чудесное появление этого источника по молитве преподобного Сергия Радонежского, и теперь люди на протяжении всего года могут омыться его струями. Вода здесь падает примерно с 50 метров, в ней содержится много радона. Говорят, что три струи источника имеют разное действие:
Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!
Топ-10. Самые старые церкви в Москве и Московской области
Москва – город с тысячелетней историей (основан в 1147 году). Здесь сохранилось очень много старинных зданий и памятников архитектуры, в частности церквей и храмов – несчетное количество. Именно по этой причине Москву называют «златоглавой». В какой бы точке города вы не находились, всегда увидите купола церквей.
Столица России давно уже привлекает внимание паломников со всего мира. Здесь находятся самые известные святыни и небольшие церквушки – разнообразие религиозных объектов поразит даже бывалых туристов. В этой статье мы расскажем вам о самых старых церквях в Москве и Московской области. Их стоит увидеть даже тем людям, которые не относят себя к верующим, ведь прежде всего – это история нашей страны.
10. Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
9. Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
8. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1422 год
Главный соборный храм, самое старое из всех сооружений Троицкого монастыря. Его построили в честь Сергия Радонежского. Там же хранятся его мощи. Здесь всегда много желающих приложиться к святыне.
Троицкий собор – выдающийся памятник архитектуры. Внутренним убранством занимался Андрей Рублев. К сожалению древняя роспись не сохранилась. Все, что вы там увидите – это иконография, проще говоря точная копия.
Собор действующий, здесь регулярно совершаются богослужения и молебны, принимают постриг братия обители.
7. Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
6. Храм Успения в Звенигороде, 1399 год
История этого храма перекликается с историей Собора Рождества Богородицы. Его построили по приказу князя Юрия Дмитриевича в честь удачного похода на волжских булгар. Стиль – ранняя московская школа русского зодчества. Его также расписывали Андрей Рублев и Данила Черных, но до наших времен дошла только малая часть фресок. Белокаменная церковь – кажется, что в России таких сотни, но нет. Его удалось сохранить почти в первозданном виде, а ведь это самый древний храм Звенигорода. Действующий, его не закрывали даже в советское время.
5. Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
4. Благовещенский собор в Кремле (первый этаж), 1390-е годы
Благовещенский собор расположен в историческом центре столицы. Его построили по приказу владимирского князя Андрея Александровича. Сначала это была небольшая одноглавая домовая церковь княжеской семьи. В начале в XV века здание заменили новым, более просторным. На протяжении двух веков собор дополняли постройками. Современный облик он приобрел в 60-годах XVI века.
Отличительной особенностью храма является высокий иконостас, древнейший в России.
Собор доступен для осмотра, богослужения здесь совершаются, но только по особым случаям или в престольные праздники.
3. Храм Рождества Богородицы «на сенях», 1394 год
Храм расположен в Московском Кремле. Построили его по приказу княгини Евдокии (вдова Дмитрия Донского). Есть предположение, что его заложили в честь Куликовской битвы. Храм не сохранился полностью, верхняя половина пострадала при пожаре. Здание много раз перестраивали и увидеть, каким оно было прежде, можно только на старом чертеже. Сейчас оно представляет собой одноглавую белокаменную церковь.
Храм не действует, попасть туда не представляется возможным. Доступ в него закрыт, музейные экспозиции отсутствуют.
2. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
1. Никольская церковь в селе Каменское, 1300-е годы
Небольшой одноглавый храм из белого камня располагается на берегу реки Нара. Предполагается, что инициатором строительства был сам князь Московский Иван Калита.
Первые упоминания о церкви датированы 1612 годом. В дозорной книге писали, что она давно превратилась в руины, и вести службу там некому. В 1649 году ее восстановили.
Никольская церковь была свидетелем многих сражений. Она чудом уцелела. В советское время была отреставрирована. Получила статус музейного экспоната, но посетителей там не было, церковь закрыли.
Еще одна реставрация в 2000-х годах. У церкви появился притвор, ее освятили. Сейчас храм действует, каждый желающий может посетить его и помолиться.
Святыни Подмосковья
Приблизительное время чтения: 18 мин.
Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.
1. Успенский Колоцкий женский монастырь
Деревня Колоцкое, Можайский район
Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.
Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год
В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.
2. Спасо-Бородинский женский монастырь
Село Семеновское, Можайский район
Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.
Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина
После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.
3. Черниговский мужской скит Сергиева Посада
Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1
Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.
Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL
Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.
4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.
Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.
Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.
В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).
5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
Город Ступино, улица Белопесоцкая
Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.
В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.
6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь
Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.
Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.
Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.
Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911
Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.
7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века
Город Коломна, Кремль.
Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.
Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева
Неподалеку от площади, на улице Лажечникова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.
8. Серпуховской Владычный женский монастырь
Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.
Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.
Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша
Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.
9. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах
Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.
10. Николо-Угрешский мужской монастырь
Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.
Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).
Николо-Угрешский мужской монастырь
Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.
11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь
Город Звенигород, Городок, дом 5
Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.
Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta
Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.
12. Покровский Хотьков женский монастырь
Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предположительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.
Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL
Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.
13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Поселок Дубровицы, Подольский район
Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.
14. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.
Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.
Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.
15. Соборный комплекс города Бронницы
Город Бронницы, улица Советская, дом 61.
Создавался на протяжении долгого времени — с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней — самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко».
Соборный комплекс города Бронницы
Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, — одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.
16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве
Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.
Храм строился в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве
Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.
17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь
Село Теряево, Волоколамский район.
Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.
Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина
Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.
18. Церковь Преображения Господня в селе Остров
Село Остров, Ленинский район
Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веках. Преображенский храм — загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.
Церковь Преображения Господня в селе Остров
Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.
19. Церковь Михаила Архангела в Микулине
Село Микулино, Лотошинский район
Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.
Церковь Михаила Архангела в Микулине. Фото Ильи Шафранова
Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.
20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Город Истра, улица Советская, дом 2
Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе
Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.
21. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Город Звенигород, Городок.
Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Фото Ludvig14
Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», — образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.
22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому
Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.
Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.
Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого
Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.