томский женский монастырь официальный сайт
Контакты
эл. адрес: MogochinoNicol89@yandex.ru тел.: 8(38256) 33 438
проезд до монастыря с автовокзала : Томск — Нарга ежедневно автобус 08-45; 15-30; с п. Нарги добираться до п. Могочино несколько км. через р.Обь (паром или ледовая переправа). Томск — Могочино ежедневно Газель, ориентировочное время отправления 12-00. конт. телефоны: водитель Анатолий 8-913-805-21-38; водитель Евгений 8-913-803-35-44; необходимо зараннее позвонить, забронировать место и узнать точное время отправления.
По другим вопросам обращаться по телефону: 8(38256) 33 438
Поделиться:
Патриархия
Епархия
Мы вконтакте
ЛОГОС
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении Лысовой (1935); сщмч. Александра Петропавловского пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Кол., 259 зач., III, 17 – IV, 1.Лк., 61 зач., XI, 42–46.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Требы и Реквизиты
Вы можете заказать требы, которые будут отслужены в храме Никольского женского монастыря п. Могочино:
Оплата треб производится через яндекс-деньги. Перечислите нужную сумму на Счёт 4100110171438055. Название нужной вам требы, имена и информацию о платеже отправляйте на нашу электронную почту: MogochinoNicol89@yandex.ru.
Так же, по поводу треб, и про альтернативный способ оплаты спрашивайте в сообщении на электронную почту или на указанный ниже номер телефона в Telegram или WhatsApp. (+79234235189) c 8:00-17:00 (по московскому времени) или звоните по номеру телефона 83825633438.
Треба будет отслужена в этот, или в следующий день (по поступлении оплаты). Можно заказывать требы заблаговременно, на конкретную дату (годовщину). Одновременно обращаем внимание, что старый яндекс-кошелек 410012051308222 и 410015980561480 больше не существует. Просим не производить туда перечисление за требы. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (см. выше) ТОЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.
Способы оплаты треб яндекс-денегами: Переводом через банк, необходимую информацию можно уточнить по ссылке: перевод через Сбербанк РФ. Там нужно заполнить форму и распечатать квитанцию. Оплатить можно в ближайшем отделении Сбербанка России, или другого, выбранного вами при заполнении банка.
Наличным платежом через терминал. Терминалы самообслуживания позволяют моментально пополнить наличными счет в системе «Яндекс.Деньги» на любую сумму с невысокой комиссией. Терминалы самообслуживания расположены в общедоступных местах, магазинах, торговых центрах. Большинство терминалов работает круглосуточно. Это самый простой способ. но не всегда нужные терминалы находятся поблизости.
БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ МОНАСТЫРЯ:
(ДЛЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)
НИКОЛЬСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Томское ОСБ 8616 СБ РФ
р/с 40703810864070102634
БИК 046902606
к/с 30101810800000000606
ИНН 7010001599
КПП 701001001
Получатель: Русская Православная Церковь
Колпашевская Епархия. Никольский монастырь
Яндекс-деньги: 4100110171438055
Никольский женский монастырь (Могочино)
Содержание
История [ править ]
Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного центра в «неперспективной» глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.
В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).
Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.
К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).
За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.
В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.
В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.
Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.
2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.
В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.
В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.
В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.
В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.
В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.
Современное состояние [ править ]
Обитель имеет подсобное хозяйство, гостиницу для паломников, трапезную, ризную, принимает паломников и трудников.
Игумен Матфей (Черевикин) [ править ]
В Никольской обители осуществляет служение игумен Матфей (Черевикин), который также служит и в Спасо-Преображенском монастыре села Большой Волок.
Игумен Матфей (в миру – Аркадий Юрьевич Черевикин) родился 6 сентября 1947 года. Его отец Юрий Яковлевич (1919-1992) – выпускник МИИЖТ, долгое время работал в Хабаровском отделении железной дороги. Мать Сима Ароновна, урожденная Китина (1920-1979), – педагог, всю жизнь посвятила образованию и воспитанию детей. Сестра Мария (1949 г.р.) – кандидат экономических наук, работает в президиуме СО РАН в Новосибирске.
Детство Аркадия пришлось на суровые послевоенные годы, полные трудностей и лишений. Рос он в очень дружной семье, в атмосфере любви и доброты. Родные вместе переживали все невзгоды и радости. Родители работали, не покладая рук, но каждую свободную минуту старались уделить детям. Аркадий стремился во всем брать с них пример, был ответственным и прилежным мальчиком, помощником в доме и опорой для младшенькой сестренки. Рос активным и жизнелюбивым, хорошо учился, играл с мальчишками в теннис и волейбол, часами просиживал у шахматной доски. Были у него и более серьезные увлечения: мальчику легко давались точные науки, особенно математика. Родителей очень радовало стремление сына к учебе, которое они всячески поддерживали. Аркадий легко побеждал в олимпиадах и спортивных соревнованиях.
Окончив девять классов общеобразовательной школы, он поступил в физико- математическую школу при Новосибирском государственном университете, где учился до 1965 года. Потом был механико- математический факультет НГУ, который он окончил в 1970 году, после чего поступил на работу в НИИ.
Крутой вираж судьбы У Господа все премудро: хотя Аркадий рос во времена безбожия, окружение, семья, литература сеяли в его душе семена доброты и любви к ближнему. Интуитивное соблюдение пятой Заповеди Божией о почитании отца и матери создало крепкий фундамент для формирования главных качеств будущего игумена – смирения, послушания и ответственности. Эта заповедь имеет величайший смысл: она подразумевает не только почитание кровных родителей, но и призывает к почитанию родителей супруга, уважению старших, начальников и духовных пастырей, усердному и безропотному исполнению обязанностей. Сейчас игумен Матфей вспоминает строки стихотворения, прочитанного много лет назад: «Бить человека по лицу я с детства не могу». Именно так воспитывали его родители. «Сегодня в контексте обыденных взаимоотношений эта фраза вызывает недоумение. К сожалению, ценности меняются не в сторону Божиих Заповедей», – вздыхает отец Матфей. Однако осознанное понимание Заповедей пришло к нему гораздо позже.
Детство в атеистической стране не могло не сказаться на его отношении к Церкви – оно было более чем прохладным. Жизнь его складывалась, как у тысяч примерных комсомольцев: успешная учеба, хорошая работа в НИИ. Казалось, так будет всегда, но в одночасье судьба сделала крутой вираж. О том, что произошло, знают лишь немногие близкие люди отца Матфея, а на вопрос о том, что привело его в храм, батюшка смиренно отвечает: «Господь привел». Жизненные обстоятельства буквально силой втолкнули Аркадия в православный храм. В 1990 году он принял Святое Крещение. Красота богослужения, глубина православного вероучения захватили его ум и сердце. На работе он попросил изменить график, чтобы ежедневно ездить на Литургию в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска. Постепенно Аркадий почувствовал, что только бывать на богослужениях ему мало: душа просила большего.
Эти пять лет пролетели в молитве и послушании, словно один день, и 10 декабря 1997 года, когда церковь сугубо чтит память иконы Божией Матери «Знамение», в Кафедральном Петропавловском Соборе г.Томска, где находится этот почитаемый Томичами образ, епископ Томский и Асиновский Аркадий (Афонин) рукоположил иеродиакона Матфея в иеромонахи. В тот момент отцу Матфею хотелось лишь одного: служить Богу всей своей жизнью! Понимая важность систематического духовного образования, в 1998 году батюшка поступил на заочное обучение пастырского отделения Томской духовной семинарии. Проучившись пять лет, он защитил дипломную работу по теме «Православная антропология как основа православной педагогики». Не только учеба и богослужения занимали его время. Появилось много духовных чад, нуждавшихся в его утешении и советах. Окормлял батюшка и студентов-семинаристов. В те годы отец Матфей продолжал исполнять послушание ключаря обители, проводил экскурсии по монастырю.
За усердное служение Церкви Божией 4 апреля 2000 года его наградили на- персным крестом. А в 2004 году ко дню Святой Пасхи Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II он был возведен в сан игумена.
В апреле 2006 года отец Матфей сподобился побывать в паломнической поездке в Иерусалим и предстоять у Живоносного Гроба Господня при схождении Благодатного Огня, который каждый год в Великую Субботу сходит сюда по молитве Патриарха Иерусалимского. Игумен вспоминает, что Храм Воскресения Христова в этот день заполняется людьми разных национальностей и вероисповедания, которые с ликованием ждут милости Божией. Отец Матфей стал свидетелем того, как Господь вновь явил ее верующим. Его поразило, что в первые минуты после сошествия Священного огня никто не чувствовал его жжения, прикасаясь факелом к лицу… Пребывание на Святой Земле в великие дни воспоминания Страданий и Воскресения Христова, как убедился батюшка, совершенно меняет человека. Ему эта поездка показалась очень насыщенной, а одним из самых памятных событий для него стало погружение в воды Иордана, где Иоанн Предтеча крестил Христа. Если во дни земной жизни Спасителя эта река была многоводной, то сейчас она стала больше похожа на ручей. «Измельчала, как и вера наша», – сетует отец Матфей. «Трепетно было и предстояние на Голгофе, – рассказывает батюшка. – Там приходит ясное осознание величия Крестной жертвы Сына Божия, а душа взывает с молитвой ко Господу о прощении грехов. Именно там явственно ощущаешь, что каждый человек, согрешая пред Богом неисполнением Заповедей, становится сораспинателем Христа». На Пасху, перед отъездом в родной монастырь, игумен причастился из рук Патриарха Иерусалимского Феофила III в алтаре храма Воскресения Господня. С огромной радостью на обратном пути он вез в лампадке живой Благодатный Огонь. Ненадолго вернувшись в Могочино, в июне 2006 года игумен отправился в итальянский город Бари помолиться у мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В памятный день 22 июня отец Матфей служил Божественную литургию у святых мощей великого угодника Божия. Проскомидию игумен совершил на просфорах, выпеченных в Свято-Никольском монастыре.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Томская область, Молчановский район, Могочин, ул. Советская 19
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия»
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Продолжаем знакомить вас с коллективом разработчиков проекта
Научный руководитель проекта доктор философских наук Наталия Ивановна Сазонова – заведующая кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознания Томского педагогического университета. Интересы учёного непосредственно касаются и темы восстановления исторической памяти об Иоанно-Предтеченском монастыре.
Показать полностью.
— Научная актуальность проекта состоит в том, что это – абсолютно неизвестная страница истории Томска. По сути, учёные серьёзно не занимались монастырём, и архивные источники, которые нам удалось найти, большей частью не введены в научный оборот, – отмечает Наталия Ивановна. – Важен и вопрос подготовки будущих учителей истории и обществознания, взаимодействие со школами, ведь через этот проект можно не просто создать научную историю монастыря, но и наладить трансляцию наших результатов непосредственно школьникам и студентам. Личный интерес историка – всегда в том, чтобы результаты его исследований не только публиковались в научных изданиях, но и каким-то образом доходили до людей – что называется, шли в народ.
— В чём заключалась Ваша работа на первом этапе разработки проекта?
— Первый этап был базовый. Он состоял в том, чтобы собрать имеющуюся в Томске историческую информацию о монастыре и ввести в научный оборот документы, которые есть в архиве. Я, отец Евгений Маслич, историк и экскурсовод Елена Фендель работали в госархиве Томской области с фондом монастыря. Затем были подготовлены исторические справки и статья в томский журнал «Πраксема. Проблемы визуальной семиотики». Он входит в международную базу «Scopus». Думаю, будут и другие статьи, потому что тема имеет педагогическую, общественную, научную актуальность.
— Что Вас особенно удивило при знакомстве с документами?
— Можно сказать, что это, видимо, отношения монастыря с городскими властями, которые не были простыми. Это тема, которая требует отдельного подробного разговора.
На фото: научный руководитель проекта Наталия Ивановна Сазонова.
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
— Чем интересен Вам этот проект?
— Он интересен с точки зрения искусствоведческой, градостроительной, архитектурной. И, конечно, в духовном плане: хотелось бы виртуально восстановить территорию обители в годы её расцвета. Нам важно объединить разрозненную информацию, которую в разное время собирали коллеги из института «Сибспецпроектреставрация», кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия ТГАСУ, другие специалисты. Надеемся воссоздать историческую ретроспективу комплекса с двумя отдельно стоявшими и двумя домовыми храмами, с теми семью сохранившимися зданиями, которые так растворились в современной застройке, что люди и не знают об их первоначальном назначении. А ведь это был монастырь, который поддерживал город, общество. Его развивали, строили многие томичи.
— Вам знакомо проектирование в формате 3D?
— Сам процесс, конечно, известен, у нас даже студенты первых курсов делают 3D-визуализацию и анимацию своих объектов. Но создание 3D-макетов – узкая специализация, этим занимается графический дизайнер Борис Шкляр. Сейчас проведена вся предварительная работа по сбору и систематизации информации. Дополнительно мы сделали обмеры сохранившихся объектов. Заходили внутрь зданий, составляли план-схемы. С геодезистом снимали входные точки, указывающие, где раньше стояли здания. Ведь со временем поднимается грунт, растёт культурный слой, и в некоторых местах он вырос на высоту больше метра. А мы брали именно те точки сохранившихся строений, которые помогут при создании анимации точно «посадить» объекты. Весь собранный материал оформлен в виде альбомов.
— Появятся ли в макете фигуры людей – монахинь или священников?
— Да, они его оживят.
………
на фото Максим Викторович Артамонов рассказывает о проекте на конференции в ТГПУ (3 ноября 2021 г.).
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Свято-Феодосиевский храм Томска Томской епархии
ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ СЕЛЯН ИЗ КОРНИЛОВА.
На экскурсии по территории Иоанно-Предтеченского монастыря побывали в осенние каникулы воспитанники воскресной школы и прихожане храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба села Корнилово. Сопровождал паломников настоятель Борисоглебского храма протоиерей Николая Абрамов.
Показать полностью.
Ребята и взрослые с интересом познакомились с историей женской обители, побывали в Церковно-певческой школе – бывшей трапезной монастыря, увидели здания, сохранившиеся до наших дней.
Организовали экскурсию настоятель храма свт. Феодосия Черниговского иерей Евгений Маслич и руководитель воскресной школы Борисоглебского храма Ярослава Юрьевна Шкляр – архитектор проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Гидом стала прихожанка Феодосиевского храма Анна Викторовна Матвеенко.
…………..
По материалам сайта http://borisogleb-tomsk.cerkov.ru/
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ПСАЛМЫ ЗВУЧАЛИ ДНЁМ И НОЧЬЮ
Одной из основ духовной жизни сестер Иоанно-Предтеченского монастыря было чтение Неусыпаемой Псалтири.
Как известно, Псалтирь (древние библейские тексты, приписываемые ветхозаветному царю и пророку Давиду) имела чрезвычайное значение в жизни ветхозаветной Церкви и является основой богослужения в Церкви новозаветной. Многие стихи псалмов и целые псалмы входят в состав прокимнов перед чтением Священного Писания, богослужебных песнопений и келейных молитв.
Показать полностью.
Неусыпаемую Псалтирь издревле читали в крупных монастырях. Насельники делились на «молитвенные стражи» и по очереди, круглые сутки, славословили Бога. Отцы Церкви считают, что чтением Псалтири можно «отмолить и себя, и родных».
Существует традиция подавать поминовения на чтение Неусыпаемой Псалтири. Заказать чтение Псалтири о живых и усопших можно и сегодня в крупных монастырях.
Судя по «Ведомостям» о состоянии Иоанно-Предтеченского монастыря, богобоязненные томичи, как правило, из купеческого и мещанского сословий, регулярно подавали поминовения на чтение Неусыпаемой Псалтири. Документы сохранили даже имена этих жертвователей!
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Вечная память сёстрам обители.
О упокоении насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря помолились на панихиде в Димитриевскую родительскую субботу духовенство и прихожане Свято-Феодосиевского храма.
Поминание сестёр обители стало традицией прихода. Синодик с именами игумений, монахинь и послушниц составлен на основе архивных документов.
Показать полностью.
Под умилительное пение клироса на богослужении звучали привычные для нас имена Марии, Елисаветы, Веры, Наталии, Ксении, Анны и другие. Но имена монахинь Каллисфении, Макрины, Синклитикии, Ермионии, Руфи, Есфири возвращали всех в далёкое прошлое, когда жили женщины, с чьим уходом в мир иной, видимо, исчезали и имена. В Феодосиевском храме чтят память о сёстрах во все Родительские субботы – дни особого поминовения усопших и поют им «Вечную память».
.
В синодике использованы данные исследования священника Евгения Морозова «Монастыря Томской епархии: история, архитектура, святыни».
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Презентация проекта в ТГПУ.
Презентация проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность» состоялась 3 ноября в научной библиотеке ТГПУ. Там прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского «Культурно-историческая память и современные образовательные практики».
Показать полностью. Проект был представлен на секции «Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы». Её провела доктор философских наук Наталия Ивановна Сазонова – научный руководитель проекта по сохранению памяти об Иоанно-Предтеченском монастыре.
Презентовал его иерей Евгений Маслич. Он обозначил основные цели и задачи проекта, подчеркнул его актуальность и значимость для воспитания молодёжи. Также кратко обрисовал исторические этапы деятельности обители, состояние сохранившихся на её территории зданий, познакомил слушателей с командой разработчиков.
Вопрос вызвал дискуссию. Отчасти ответ на него прозвучал в выступлении руководителя группы архитекторов, старшего преподавателя кафедры архитектурного проектирования ТГАСУ Максима Викторовича Артамонова.
Он представил на экране компьютерную модель графической реконструкции монастыря, рассказал о храмах и постройках, облик которых планируется воссоздать на основе данных полевых и камеральных работ, исторических фотографий и документов, найденных в архивах.
— В интерактивной экскурсии, надев шлем виртуальной реальности, вы сможете сами выбрать себе путь, подойти к тому или иному зданию и кликнуть на него. Раскроется информация о функциональном назначении объекта, артефактам, связанным с этим зданием. Будут фотолетопись и аудиогид, – пояснил архитектор. – 3D-реконструкция станет итогом большой работы, которая сейчас продолжается.
фоторепортаж: Фотограф Серафима Кузина
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Разрабатывается концепция музейной экспозиции.
Об этом рассказал руководитель проекта иерей Евгений Маслич:
— Основу экспозиции составляют на сегодня дореволюционные издания конца XIX-начала XX веков: богослужебные книги, нотные сборники из библиотеки Церковно-певческой школы. Есть несколько томов «Четьих-миней» свт. Димитрия Ростовского на церковно-славянском языке.
Показать полностью. Это синодальное издание житий святых начала XX века, достаточно хорошо сохранившееся. Ценными для нас являются несколько экземпляров учебных пособий для церковно-приходских школ. Одно из них называется «Обучение церковно-славянской грамоте в церковно-приходских школах и начальных училищах». Его автор Николай Иванович Ильминский – известный миссионер, педагог, востоковед и переводчик. Он сотрудничал с Алтайской миссией, святителем Макарием (Невским).
Некоторые издания мы приобретаем, что-то нам приносят, как и старинные иконы, подаренные прихожанками храма свт. Феодосия Черниговского.
Напомним, что наш проект поддержал Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Недавно познакомились с известным музееведом Мариной Геннадьевной Лоскутовой, старшим научным сотрудником музея. Обсудили вопрос о помещении для выставки и продолжаем работать над её содержанием.
3 ФОТО: музеевед Марина Геннадьевна Лоскутова,
5 ФОТО: научный руководитель проекта Наталья Ивановна Сазонова
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ДОМНУШКА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВАЯ.
149 лет назад, 29 октября (16 ст.ст.) 1872 года, отошла ко Господу и была похоронена в ограде Иннокентьевской церкви Иоанно-Предтеченского монастыря блаженная Домна Карповна.
Показать полностью.
В народе её ласково называли Домнушкой, хотя характер у старицы был непростой, как и её прошлое, которое она тщательно скрывала. Говорила, что родилась на Полтавщине, воспитывалась у тёти, да сбежала в юности от ухажёров и замужества, вступив на путь юродства. Жила с Богом в сердце, ничего не имея и раздавая подарки нищим. В церкви, бывало, молилась со слезами, стоя в укромном месте и перебирая вместо чёток узелки на ветоши, в которых завязывала камешки, огарки свечей, сухари. Говорили, что Домна Карповна обладала даром прозорливости и однажды предсказала имя нового епископа, назначенного вскоре на Томскую кафедру.
Её почитал и очень любил преосвященный Порфирий (Соколовский), епископ Томский и Семипалатинский. Однажды владыка подарил Домнушке новую шубу. С благодарностью приняв подарок, часа через два она отдала её нищему.
Об этом почти через десять лет после кончины старицы написал в журнале «Томские епархиальные ведомости» алтайский миссионер протоиерей М. Путинцев.
Есть в его записках и занимательная история, вошедшая в церковное описание жизни подвижницы, прославленной впоследствии в Соборе Сибирских святых: «Любила Домнушка ходить по улицам города и громко распевать духовные песни. Полиция зачастую ловила Домнушку и садила ее за это в полицейскую тюрьму. Для заключенных этой тюрьмы пребывание среди них Домнушки было великим праздником: томские купцы, а паче купчихи, узнавши об аресте Домнушки, целыми коробами посылали ей пироги, булки, блины, оладьи, чай и сахар, и Домнушка все это раздавала арестантам. Когда же Домна Карповна выходила из-под ареста, то ея соузники иногда со слезами провожали ее и, в простоте сердца, желали ей поскорее опять попасть в полицию.
Когда умерла Домна Карповна, то на погребение ея собралось множество народа. Было много и духовенства, собравшегося не по приглашению чьему-либо, а по собственному желанию».
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ПЕРВЫЕ СЁСТРЫ ОБИТЕЛИ.
Разные причины побуждали женщин – будущих послушниц и монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря уходить от мирской жизни. По дошедшим до нас немногочисленным источникам, можно лишь приблизительно представить мотивы, приводившие их в новообразованную женскую общину.
Показать полностью.
Судя по самому раннему из сохранившихся письменных документов – ведомости о монашествующих Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в 1869 году общину официально составляли 27 сестёр. При этом образована она была, как известно, в августе 1864 года.
Тогда томский архиерей преосвященный Порфирий (Соколовский), наблюдая за жизнью инокинь, которых в обиходе называли черничками из-за чёрных одеяний и монашеского образа жизни, благословил их поселиться в церковном доме. Прежде чернички находили пристанище при разных церквах, и в 1863 году около десяти женщин собрались при Воскресенской церкви. Они составили хор и пели за богослужениями, зарабатывая на пропитание чтением псалтири и иными послушаниями.
Впоследствии к инокиням присоединились женщины из Томска и других мест – Тобольска, Самары, Енисейской губернии. Это были крестьянки, мещанки, дочери офицеров и купцов. В 1865 (1866) году в общину вступила 24-летняя Ефросиния Дмитриевна Некрасова, «из крестьян Томской губернии». Овдовев, она выбрала иноческий путь вместе с 4-летней дочерью Анисьей – будущей игуменией Анастасией.
В декабре 1869 года к общине присоединилась вместе с дочерью Марфой крестьянка из Томской губернии Варвара Павловна Ускова – вероятно, тоже вдова.
Овдовев, и Екатерина Ивановна Михеева вступила на иноческий путь, получив архиерейское благословение на попечительство общины, а позже – настоятельство в монастыре в качестве его первой игумении Евпраксии.
Эти женщины посвятили жизнь Богу и людям, продолжая духовные традиции женского монашества на Томской земле.
Использована информация диссертации иерея Е.Морозова «Монастыри Томской епархии», статья М. Филиппович «Женская община в Томске».
На фото: Монахини Свято-Николаевского женского монастыря возле церкви Николая Чудотворца в селе Подлесово, 1904 г.
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ТАИНСТВЕННЫЙ ХОЛМ КАК КУПОЛ ХРАМА.
Мальчишки, жившие когда-то в бывшей монастырской трапезной, в послевоенные годы разгороженной на квартиры, поднимались, бывало, на чердак. А там, под самой крышей, находили большой холм, закрытый досками и засыпанный песком и шлаком. Зная о том, что живут на территории бывшего монастыря, думали: «Купол церкви!».
Показать полностью.
Сегодня точных сведений о назначении купола мы не находим. Известно, что на втором этаже здания была парадная приёмная игумении, где, возможно, проводились концерты воспитанниц Дома трудолюбия или училища для сирот.
В 2000-х годах, когда трапезную передали Регентской школе, учащиеся утроили на втором этаже молитвенную комнату.
— Школу перевели в 2006 году из общежития при Александро-Невском храме, – поясняет Зинаида Андреевна Зайцева, работавшая старшим помощником проректора по воспитательной работе. – Девочек тогда было двадцать-двадцать пять. Мы вместе всё здесь мыли, чистили после строителей. И тоже думали сначала, что на втором этаже был храм. Девочки там молились, даже самодельный иконостас сделали. Поставили стол на площадку, где сейчас солея, а на него – иконки. Столько икон было! Потом к солее амвон пристроили. Мы всегда хотели, чтобы там был храм. Архиепископ Ростислав тогда читал в школе лекции по Библейской истории и каждую пятницу приезжал к нам, постоянно заходил в это помещение.
Советовался Его Преосвященство и с З. А. Зайцевой, всей душой болевшей за восстановление облика монастыря. Профессиональный архитектор, член Союза архитекторов России, на пенсии Зинаида Андреевна много лет работала в Регентской школе в тот период, когда идея обустройства церкви в реставрированном здании трапезной только зарождалась и обретала реальные черты.
В 2018 году храм был открыт и освящён в честь свт. Феодосия Черниговского, чьё имя носила домовая церковь в Доме трудолюбия.