толшевский монастырь расписание богослужений
Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Мiръ Россия Воронежская область Воронеж Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь известен с первой половины XVII века. В 1646 году в самой толще дремучего леса, на правом берегу реки Усманки, в 40 километрах от Воронежа, поселился отшельник-пчелинец (пасечник) Константин. Жил он в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных.
Царь Алексей Михайлович выделил обители земли.
По имени основателя, обитель долгое время называлась Константиновской пустынью. Это же имя получил находящийся невдалеке колодец.
После строительства деревянного Спасо-Преображенского храма монастырь стал называться Спасо-Преображенским. Название «Толшевский» произошло от невероятной толщины росших здесь деревьев.
В 1752 году начали возводиться каменные строения. Сначала была заложена церковь во имя Милостивого Спаса с двумя приделами—во имя святителя Николая и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, затем колокольня, каменная ограда, братские кельи, трапезная, конюшня. Храм освятили в 1759 году. Настоятелями в обители были игумены и архимандриты. Цари благоволили монастырю и содержали его на личные средства. Доходы приносили мельница и конные ярмарки, устраиваемые ежегодно на престольный праздник.
При Екатерине II в 1764 году Спасо-Преображенский монастырь стал заштатным, то есть был оставлен «на своём пропитании».
В 1768 году удалившийся на покой святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, избрал Толшевский мужской монастырь местом своего пребывания. Со временем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь.
Некоторое время настоятелем монастыря был отец Гавриил — брат брат митрополита Киевского Евгения (Болховитинова)[1].
В Толшевской обители до её разорения оставались деревянный крест и кресло святителя, а также прижизненный его портрет. Над местом, где стояла келья чудотворца, в 1832 году была выстроена часовня.
Перед революцией в обители было два храма: каменный, построенный в 1884 году, с главным престолом в честь Преображения Господня и двумя приделами, и домовая церковь в честь Успения Божией Матери.
После революции 1917 года Толшевский монастырь был разорён, а в 1932 закрыт. Книги из монастырской библиотеки, иконы, церковная утварь—всё было утрачено. В храме сначала разместили библиотеку, затем устроили клуб. Землю монастыря со всеми постройками передали Воронежскому заповеднику.
Возрождение Спасо-Преображенской, теперь женской обители, началось в 1994 году. Была благоустроена территория, частично отреставрирован храм, приведён в порядок жилой корпус. В сестринском корпусе устроена домовая церковь. В память почившей братии установлен крест и надгробная плита.
Современное состояние [ править ]
Каждый день в храме совершаются богослужения. Монастырь имеет подсобное хозяйство.
При обители открылась воскресная школа. Здесь дети учатся, несут клиросное послушание, помогают восстанавливать монастырь.
Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь г. Воронежа Епархиальные монастыри РПЦ
История
История Спасо-Преображенского Толшевского монастыря восходит к I половине XVII века и связана с именем «пчелинца» (пчеловода) Константина, поселившегося уединенно на правом берегу реки Усманки (в переводе с татарского название реки означает «Красавица»), в чаще дремучего леса, где он жил, по преданию, в дупле огромного дуба.
Шло время, и рядом с отшельником стали селиться такие же любители безмолвия, положившие начало будущей обители, за которой закрепилось называние Константиновой пустыни. Толшевской обитель стала называться, вероятно, потому, что находилась в глубине густого леса — в «толще» лесной.
В царствование Государя Алексея Михайловича в 1646 году Константинова пустынь получила царскую грамоту на владение землей. Эту дату можно считать началом официального существования монастыря.
Спасо-Преображенским монастырь стал называться по названию главного храма, посвященного Преображению Господню. Первоначально церковь была деревянной и, простояв до середины XVIII века, была разобрана. На ее месте в 1752-1759 годах выстроили новую каменную церковь, которая впоследствии не раз перестраивалась и свой окончательный вид обрела к концу XIX века.
Местоположение Толшевского монастыря, удаленность его от города и проезжих дорог, редкое посещение богомольцами обители, были особенно удобны для монашеского жития. В 1768-1769 годах здесь пребывал на покое святитель Тихон, оставивший управление Воронежской Епархией по причине расстроенного здоровья, наипаче же — ради уединенного молитвенного подвига. И хотя через полтора года святитель перешел в Задонский Богородицкий монастырь, о месте своего первого уединения он навсегда сохранил добрые воспоминания, говорил: «Здесь на монастырь походит, самая монашеская и уединенная здесь жизнь». И впоследствии еще два раза посещал полюбившуюся ему обитель.
В память о пребывании в Толшевском монастыре святителя Тихона на месте, где стояла его келия, в 1832 году была выстроена часовня (так называемая «киновия»), в которой хранились некоторые вещи, принадлежавшие святителю, и его прижизненный портрет. В годы гонений эти святыни были утрачены, часовня разрушена.
Сам же монастырь был закрыт и разорен в начале 20-х годов. Строения, находившиеся на его территории, передали Воронежскому государственному заповеднику. Келейные корпуса заняли под жилье. В храме в разное время размещались библиотека, мастерские, магазин, кинотеатр, в последние годы — клуб.
По рассказам старожилов, были явные указания свыше на греховность превращения дома молитвы в место увеселения.
Местные жители вспоминают, как в старину шли сюда босиком богомольцы и у колодца утоляли жажду, омывали дорожную пыль, чтобы чистыми вступить во врата святой обители. И ныне приходят сюда, чтобы очистить душу свою от наслоений житейской суеты, утолить духовную жажду, получить утешение и исцеление — к единому истинному Источнику, Утешителю, Врачу, к Богу.
С 1994 года в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре, месте освященном, некогда прославленном и впоследствии поруганном богоборцами, возобновлена монашеская жизнь. Этот год считается годом возрождения обители, ставшей теперь женской.
Монастырь восстанавливался трудами игумении Варвары (Сажневой), совмещавшей управление Алексеево-Акатовым женским монастырем г. Воронежа с устроением монашеской жизни в новообразованной обители.
В 2001 году настоятельницей монастыря была назначена монахиня Филарета (Ермачкова), которая управляла обителью до октября 2002 года.
С 2002 года по 2009 год монастырь был вновь вверен игумении Варваре (Сажневой).
В 2009 году настоятельницей назначена игумения Михаила (Сафонова), управлявшая монастырем до 2015 года.
В настоящее время монастырь находится под управлением игумении Варвары (Сажневой), в котором несут послушание 10 насельниц.
В обители полностью восстановлен Успенский храм (домовый), находящийся в Келейном корпусе, и частично главный храм монастыря – Церковь Преображения Господня (трапезная часть), в котором продолжаются реставрационно-восстановительные работы.
Корпус настоятеля (1842 г.) и Трапезный корпус (1886 г.) монастыря находятся на балансе Воронежского государственного заповедника и монастырю до сих пор не переданы.
Монастырь расположен на территории заповедника и по причине его удаленности от населенных пунктов имеет незначительное число прихожан и паломников.
В настоящее время для проведения всех необходимых реставрационных, ремонтно-восстановительных работ в целях сохранения и использования монастырского комплекса требуется как материальная помощь, так и помощь строительными материалами и рабочей силой. Ваше участие в ее нуждах – это помощь в возрождении духовных традиций нашего народа, помогающих обрести твердую нравственную основу и подлинный смысл жизни.
394080, г. Воронеж, Госзаповедник, Центральная усадьба.
Местная религиозная организация Спасо-Преображенский Толшевский женский Епархиальный монастырь г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Игумения монастыря – игумения Варвара (Сажнева Зоя Федоровна).
Тел./факс (473) 259-79-11; 259-48-79.
ОГРН 1023600011930; ИНН 3661020530/ КПП 366101001, ОКВЭД 94.91; ОКПО 53152141,
Р/С 40703810213190000154, К/С 30101810600000000681, БИК 042007681, Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк г. Воронеж.
Объявления
На территории Воронежского заповедника находится один из старейших монастырей региона
На Центральной усадьбе Воронежского заповедника расположен один из самых древних монастырей на территории современной Воронежской епархии. Спасо-Преображенский Толшевский монастырь возник более 400 лет назад в непролазных дубовых лесах – толщах. Возможно, именно поэтому монастырь и получил название Толшевского.
Как все начиналось
Святитель Тихон Задонский
За время существования обитель пережила много разных событий, но одним из самых светлых периодов в его истории является пребывание здесь любимого воронежского пастыря и одного из иерархов Русской православной церкви святителя Тихона Задонского. Святой Тихон, уходя с епископской кафедры, сам выбрал Толши для дальнейшей жизни. Он провел здесь полтора года, по разным причинам ему пришлось покинуть это тихое место и прославить другой монастырь – Задонский.
На сломе эпох
В XIX веке Толшевский монастырь преобразился и расширился. Был перестроен каменный храм Преображения Господня, который получил современный вид. Построены двухэтажный братский корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы, гостиничный и трапезные корпуса. Начата постройка грандиозной колокольни, но в 1929 году монастырь был закрыт. В советское время его территорию использовали для создания Воронежского государственного биосферного заповедника.
25 лет возобновление служения
В 1994 году Толшевский монастырь снова открыт, но уже как женский. К настоящему времени восстановлен сестринский корпус, сейчас здесь проживают три схимонахини, три монахини и несколько послушниц, частично восстановлен храм, полностью благоустроена территория.
Богослужения в храме Преображения Господня совершаются ежедневно. Начало литургии – в 7.30, начало вечерни – в 17.00 (во время Великого Поста начало вечерни – в 16.00).
Святыни
В храме совершаются таинства венчания, крещения. Можно заказать поминовение близких во время Божественной Литургии, Полунощницы, а также во время чтения Псалтири сестрами монастыря.
Монастырь нуждается в помощи, ждет паломников и трудников. Если вы устали от городского шума и суеты, хотите побыть в молитвенной тишине, наедине с собой и Богом, лучшего места вам не найти.
Как добраться
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Сообщение Sergey » 20 янв 2020, 15:45
Неподалеку от поселка Краснолесный, на территории Воронежского государственного заповедника, в живописнейшем месте на правом берегу реки Усманки расположен Толшевский Спасо-Преображенский монастырь. Основание монастыря относится ко второй половине ХVII века. Наиболее полное описание его ранней истории мы находим в исследовании П.Никольского, опубликованном в 1901-1902 гг.: «В 40 верстах от недавно образованного города Воронежа, в дремучем лесу, покрывавшем берега реки Усмани, появился в начале ХVII века ряд одиноких пчельников. Пчельник по имени Константин обратил место своего пчельника в пустынь. Оградой ее на первых порах служил плетень пчельника, а кельи были если не дуплами, то незатейливыми избушками. Вместо церкви стояла часовня. Естественно, что монах-пчеловод посвятил эту часовню памяти покровителей пчеловодства св. Соловецких подвижников Зосимы и Савватия. Впоследствии и церковь была посвящена их именам.
С годами облик монастыря менялся. В 1706 г. здесь случился сильный пожар, сгорела церковь Зосимы и Савватия. В 1752 г. заложили каменную церковь с двумя приделами, посвященными тем же святым. В 1759 г. главный храм, сохранившийся и по сей день, освятили в честь Преображения Господня. В 1760 г. были выстроены каменная колокольня, четыре каменных одноэтажных корпуса для братии, трапезная, кухня и начато возведение каменной ограды с восемью башнями. В 1767-1769, 1771 и 1776 гг. в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре жил Святитель Тихон (Задонский). В 1832 г. братия решила увековечить память Тихона, тогда еще не канонизированного, и настоятель монастыря Амвросий испросил Святейший Синод разрешить постройку часовни на месте, где находилась келья Тихона. Часовню расположили между Святыми воротами и церковью Преображения Господня. После освящения часовни в ней поместили вещи Тихона: его изображение, крест в футляре, деревянное кресло.
В начале ХХ века монастырь располагал большим хозяйством. При нем были рабочий двор с деревянной избой; скотный двор с навесами, сараями, деревянным домом с сенями, избой, ледником и двумя огородами; сад с избой; пчельник, а также конная рушка с двором. Через р. Усмань монастырем был построен мост и гать.
Сегодня комплекс монастыря занимает участок прямоугольной формы, вытянутый к реке, от которой монастырский двор отделяет кирпичная ограда с большими воротами. Главная композиционная ось, разделяющая территорию комплекса на южную и северную части была обозначена основными доминантами: церковью Преображения Господня, расположенной в геометрическом центре ансамбля монастыря, и надвратной колокольней, стоящей к западу от церкви. К северу от церкви, почти параллельно ей, расположен двухэтажный большой братский корпус с домовой церковью Успения Божией Матери. К югу от главной церкви, также почти параллельно ей, вытянут трапезный корпус. Между трапезным корпусом и Преображенской церковью, замыкая небольшую площадь с запада, размещен двухэтажный корпус настоятеля. Между этими тремя зданиями было монастырское кладбище, где, в частности, похоронен известный воронежский промышленник и благотворитель В.Г. Столль.
В 1984 г. монастырь был возвращен Воронежскому епархиальному управлению, и здесь сейчас расположен женский монастырь.
Истории монастырей
Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь. Подворье Алексиево-Акатовой обители.
Известно, что благочестивый государь Алексей Михайлович выделил монастырю земли, а государем Федором Алексеевичем «пожалована была руга денежная (содержание)».
По имени основателя обитель долгое время называли Константиновской пустынью. Это же имя носил находящийся недалеко от монастыря колодец. Лишь когда появился храм во имя Спаса Преображения, обитель стала называться Спасо-Преображенской. Предполагают, что название «Толшевская» произошло от располагавшегося вокруг невероятно густого леса, с толстыми дубами.
В 1768 году Толшевский монастырь выбрал для своего пребывания удалившийся на покой святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский и Елецкий, Задонский, всея России чудотворец.
Однако ему пришлось покинуть обитель по состоянию здоровья: сырой воздух и болотистая местность ухудшили и без того слабое здоровье подвижника. Святитель Тихон вынужден был переехать в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. В Спасо-Преображенском монастыре остался его деревянный крест и прижизненный портрет. Там, где стояла келья святителя, в 1832 году построили часовню.
После революции 1917 года монастырь был полностью разграблен. Территория монастыря со всеми постройками была передана Графскому заповеднику.
Возрождение Спасо-Преображенской, теперь уже женской, обители началось в 1994 году. За эти годы проведена огромная работа. Отремонтирован и отреставрирован разграбленный и изуродованный храм, у которого не сохранилось даже купола, заново расписаны его своды. В монастыре проведено отопление, в жилой корпус подведен водопровод.
В память почившей и похороненной на монастырской территории братии установлена надгробная плита.
При монастыре открыта воскресная школа для детей от шести до пятнадцати лет. Здесь они не только учатся, но и несут клиросное послушание, по мере сил помогают в восстановлении монастыря.
Вот какую молитву составили воспитанницы воскресной школы монастыря Маша Воробьева (13 лет) и Настя Таболина (14 лет):
Дай нам, Господи, смиренье,
Утешение в скорбях,
И за наши прегрешенья
Не погрязнуть во грехах,
Прояви к нам милосердье,
Заступись за грешных нас,
Отведи от искушений,
Не покинь нас в трудный час.
Ты прости нас, Иисусе,
Что покаяться не можем,
Что грешим мы каждый день.
Наступает злое время,
Ты терпение нам дай,
Не отступим мы от веры,
Может быть, войдем мы в рай.
Испокон веков Толшевская обитель славилась тем, что по молитвам схимников нуждающиеся получали здесь исцеление от женского бесплодия. И сейчас благодать этого места не убавилась.
Сестрам известны супружеские пары, прожившие 5-10 лет и не имевшие детей. После посещения монастыря и молитвы они обрели настоящее семейное счастье.
Однажды в монастыре раздался телефонный звонок: с благодарностью сообщили, что некогда бездетная семья после посещения обители ждет уже второго ребенка.
А вот другая судьба. Прихожанка из Графской Елена рассказывает: «Хожу в этот храм пять лет. Я наблюдала, что прежде чем зайти в церковь, меня всегда тянуло поклониться похороненным на монастырском кладбище». Когда Елена узнала, что места эти не простые, а слывут чудотворными, так и ахнула: «Господь так управил, что у меня, больной по-женски и, по мнению врачей, совершенно не способной родить, уже две дочери! А я и в детстве любила с подружкой ездить сюда на велосипеде за семь километров. И что нас сюда тянуло? Тогда храм был в запустении, не служили, про Бога я не думала, а в церкви размещался то клуб, то магазин. Правда, и тогда были эти надгробные плиты, и я, неразумная, на них сидела. Теперь понимаю: в моем исцелении, о котором я и не подозревала, был Промысл Божий обо мне. Ибо прежде моего прошения знал Отец Небесный, в чем я имела нужду. ».
Как и в минувшие столетия, по-прежнему идут сюда паломники. Их гостеприимно и радушно здесь принимают.
Графские старожилы помнят старинный народный русский обычай, когда шли в монастырь босые, по степи и по лесной дороге. Шли, чувствуя каждым шагом родную землю, до чистейшего озерца. В нем смывали усталость и пыль, обувались, с благодарственной молитвой кланялись Константинову колодцу и достойно вступали в церковь.
В тяжкие годы безверия озеро превратилось в болотце, святой колодец забросали камнями, закидали мусором, забили плитами.
Традиции продолжаются, и люди, радеющие о спасении души, вновь обретают дорогу к храму.