толга монастырь на карте

Толгский монастырь

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Ансамбль Толгского монастыря

Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.

В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.

В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.

Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.

Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.

Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.

Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps

Введенский собор

Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.

Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.

Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя

Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.

Храм в честь святой великомученицы Варвары

Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.

Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.

Колокольня

Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.

Кедровник

Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.

Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме

Как добраться до Толгского монастыря

Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.

Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.

Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.

Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.

Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.

Источник

Толгский монастырь в Ярославле

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Толгский монастырь является одним из самых больших женских монастырей в России, к тому же он стал первой обителью, открытой в советское время. Его история насчитывает более 700 лет и самое удивительное то, что здесь сохранились не только строения XVII–XVIII веков, но и главная святыня обители — икона Толгской Божией Матери, покровительница Ярославской земли, прославившаяся своими многочисленными чудотворениями.

Имя монастыря «Толгский» происходит от названия речки Толга, ранее впадавшей в Волгу в 10 км выше Ярославля. Само слово «Толга» в переводе с финно-угорского языка означает «птичье перо».

Рядом с Толгским монастырем расположен уникальный парк из сибирского кедра, посетить который можно только с экскурсией. Воздух в обители пропитан божественностью и покоем. Приехать в Толгский монастырь, несомненно, стоит, это необыкновенно красивое место, где нас охватывает особое состояние души.

Как доехать

История

Согласно легенде, 7 августа 1314 года епископ Трифон со своими спутниками, возвращаясь из Белого озера в Ярославль, заночевал на правом берегу Волги. В полночь на противоположном берегу Трифону явился образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Наутро переправившись на другой берег, епископ обрел икону, стоящую уже не на воздухе, но на земле, в лесу между деревьями.

На месте явления чудотворной иконы Божией Матери, названной Толгской, была построена деревянная церковь Введения Богоматери, куда и была помещена обретенная икона. Епископ Трифон благословил при этой церкви мужской монастырь и несколько веков обитель жила мирной молитвенной монашеской жизнью.

В конце XV века многие монастырские постройки погибли в пожаре. Однако, икона Богоматери уцелела. Она необъяснимым образом оказалась в лесу, причем была целой и невредимой. На месте, где она была найдена, сооружена часовня в память о втором обретении иконы.

Известно, что Иван Грозный приезжал в обитель и просил икону Толгской Богоматери помочь исцелить его ноги и молитва помогла царю выздороветь.

Через два столетия, в начале XVII века, обитель была разграблена польскими интервентами, а скрывавшиеся в ее стенах 46 иноков были зверски убиты.

Восстановление обители началось в 1625 году с постройки церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Это самое раннее строение, сохранившееся до наших дней. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XVII века, в это время было возведено большинство каменных монастырских зданий. Немалые средства на развитие обители пожертвовали братья купцы Семен и Иван Матвеевичи Сверчковы. Так, для примера: 2538 рублей они дали на строительство. По тем временам, это была огромная сумма (для сравнения, царь Михаил Федорович также внес казенные деньги на литье колокола в сумме 100 рублей).

До революции в Толгский монастырь нескончаемым потоком шли паломники, чтобы поделиться своей скорбью, получить помощь и исцеление.

Обитель была упразднена в 1917 году, а полностью закрыта в 1929 году. В годы советской власти монастырские постройки использовались под жилье и клуб, также здесь размещалась детская колония. Полностью обитель была возвращена церкви в 1987 году и вскоре был учрежден женский Толгский монастырь.

В прошедшие с того времени годы проведены работы по воссозданию четырех храмов. В настоящее время службы проходят в зимней Крестовоздвиженской церкви, росписи в которой восстановлены ярославскими художниками. В Спасском и Никольском храмах настенные росписи выполнили сами настоятельницы обители.

Описание

Толгский монастырь очень похож на микропоселок, включающий храмы и монастыри, а также большую хозяйственную часть с огородами, теплицами и всем необходимым для жизни монахинь. Если мы войдем на территорию обители с северного входа (со стороны монастырской гостиницы), то в первую очередь увидим Спасский храм

Официальный сайт

Толгский монастырь называют ярославской жемчужиной. Он является одной из самых благоустроенных обителей России. Для паломников здесь открыта монастырская гостиница, также имеется и трапезная.

Источник

Свято-Введенский Толгский монастырь

Свято-Введенский Толгский монастырь (Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1)

Я ещё застала время, когда фотосъемка в стенах обители была категорически запрещена (это 1990-е гг., мобильники в то время только зарождались…). Данное обстоятельство надолго отбило у меня желание бывать в Толге. И вот я сподобилась, приоделась подобающим образом, взвалила на спину тяжелый фоторюкзак, и вошла в некое подобие проходной. Монахиня продала мне билет на съемку за 200 р., чему я была несказанно рада (к слову сказать, видео стоит 500 р.). Пустынь открыта для посещения в будни – с 7-20.00, в сб. и вск. С 7-21.00.
Действительно, увидеть ТАКОЕ, и не запечатлеть – крайне обидно — монастырь сказочно красив! Совершенство архитектурного ансамбля дополняет роскошное ландшафтное обрамление: декоративные кустарники, обилие цветов, водные затеи… «Первоклассный Толгский мужской монастырь находился в 9 верстах от Ярославля (ныне в границах города. – Прим. ред.), на реке Толге, которая, огибая монастырь с севера, впадала в Волгу. Основан монастырь при святом благоверном князе Давиде Феодоровиче в 1314 году епископом Ростовским Трифоном на месте явления ему чудотворной Толгской иконы Божией Матери.

Описание Толгской обители

А. П. Крылов в своем описании Толгского монастыря в 1860 году писал: «С южной стороны монастыря за архиерейским домом возвышается кедровая роща – это сад монастырский. Аллеи дерев во всей роскошной красоте своей, расстилающие густую тень по дорожкам, группы кедров, высящихся в своей дикой прелести, цветники, благоухающие ароматами, обширный пруд, в волнах своих, как в зеркале, отражающий перспективно предметы, – все это делает сад мирным и приветливым приютом… В предании сохранилось, что кедровая роща насаждена в XVI веке, в царствование Иоанна Васильевича Грозного… настоятелем Толгской обители игуменом Феодосием… Церкви, здания и сад Толгского монастыря окружаются каменной стеной с девятью башнями и двумя воротами».
Монастырь за свою историю претерпевал пожары и разорения, в 1609 году он был захвачен литовцами. (Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681— 1683 гг. Здесь находилась главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. – прим. Н. Бондарева) Издавна здесь существовала традиция высоких паломнических посещений. В 1553 году в Толге побывал царь Иван Грозный (получивший здесь чудесное исцеление), в 1681 году – патриарх Никон. В 1683 году Толгскую обитель посетил царь Федор Алексеевич с сестрами, а в 1763 году – императрица Екатерина II. «Государыня слушала здесь в соборном храме пред иконою Богоматери молебен, прикладывалась к ней и затем обозревала замечательный монастырский кедровый сад. 21 мая 1913 года «благополучно царствующий Государь Император, следуя благочестивым предкам, совершил из Ярославля со своим августейшим семейством паломничество в Толгский монастырь, где после молитвы перед святой иконою изволил гулять в кедровом саду».

Источник

Введенский Толгский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

История

Монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче. Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку. Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…».

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.
В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.

Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.
Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.

Монастырь обнесен каменной оградой, в которой устроено девять башен. Точное время ее построения неизвестно, предположительно — конец XVII века. К тому же времени или к началу XVIII века относят и сооружение еще одной церкви на территории монастыря — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Церковь эта отличается своеобразным куполом. К ней был пристроен двухэтажный корпус, в котором по распоряжению светских властей с 1757 года жили на пропитании военные обер-, унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе. С 1793 года корпус обращен в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в этом корпусе были размещены классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище.

В XVIII — нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.

В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928 г.).

В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.

7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря — замечательные памятники русской архитектуры — пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта.

26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день. 29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).

Главная святыня обители, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г.

В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин. 19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения.

26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В время они находятся в Крестовоздвиженском храме, в летнее время переносятся в Введенский собор.

Также в Толгской обители хранятся частицы:

Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос;
Ризы Пресвятой Богородицы;
Туринской плащаницы;
Хитона Крестителя Господня Иоанна;

Апостолов
Свт. Николая Чудотворца;
Свт. Спиридона Тримифунтского (и его башмачок);
Свт. Григория Богослова;
Вмч. Варвары;
Мучеников младенцев Вифлеемских;
Прп. Сергия Радонежского;
Св. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана;
Благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев;

и иконы с частицами мощей:

Свт. Феодосия Черниговского;
Свт. Питирима Тамбовского;
Свт. Луки ;
Мч. Иоанна Воина и вмч. Никиты;
Мч. Наталии;
Свщм. Илариона (Троицкого);
Прп. Лаврентия Черниговского;
Прп. Варнавы Гефсиманского;
Блаж. Матроны Московской;
Блгв. царевича Димитрия Угличского.

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Построен в 1672 году.

Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца.

Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.

На втором этаже над сводчатым проездом ворот располагалась квадратная в плане одноглавая Никольская церковь, состоявшая из основного помещения, трапезной и алтаря.

В XVIII веке переделали окна храма, изменили облик фасадов. В 1815 году первоначальное шатровое завершение заменили на шестигранное со шпилем. В церкви был позолоченный пятиярусный иконостас. Во время пребывания в монастыре архиереев храм была домашним при архиерейских кельях.

В 1990-х годах Никольский храм восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него были переданы Ярославским музеем-заповедником.

Арку Святых ворот расписала бригада мастеров А. Сурикова, реставрацию сохранившихся фрагментов стенописи выполнили специалисты ООО ЯХМ «Реставратор».

Никольский храм освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 16 мая 1997 года.

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена).

Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.

В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».

В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.

Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.

По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его «подняли» на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.

В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.

К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.

Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это «новаторство» с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что «. власть духовная преболе светской есть».

Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из «Сказания. «.

В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются «по тем же чертам». Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.

Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.

В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.

В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: «Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости. «

Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.

Специалисты «Ярреставрации» в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.

В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.

7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.

В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.

Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.

В 1996 году между трестом «Ярреставрация» и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.

В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.

25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.

толга монастырь на карте. Смотреть фото толга монастырь на карте. Смотреть картинку толга монастырь на карте. Картинка про толга монастырь на карте. Фото толга монастырь на карте

Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. Самый древний из монастырских храмов.

Престолы: главный: Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, северный — Толгской иконы Божией Матери.

Святыни: В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.

Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *