типы и планы греческих храмов
История античной архитектуры | Totalarch
Вы здесь
Типы храмов в архитектуре Древней Греции
Глава «Типы храмов» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 3). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль* (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон»), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере* (Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный») закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов.
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию. По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 8 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль |
Более сложным типом является диптер* (Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это — храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев* (Термин «интерколумний» — латинского происхождения (интер — между, колумна — колонна) — означает промежуток между двумя соседними колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.
Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции построек) называют портиком. Слово портик часто применяют разумея не только пространство за колоннадой, но и сами колоннады.
Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями, они бывали двухярусными.
Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем (см. след. страницу). Такие четырехсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма.
Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос — если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла).
Элементы композиции храмов широко применялись в общественных сооружениях.
Главное внутреннее помещение храма греки называли наос, или секос (по-латински целла, см. ниже). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон* (Слово «адитос» по-древнегречески — «недоступный», «священный», отсюда «адитон», «святилище») (обычно оно сообщалось с наосом) и опистодом* (Слово «описто» по-древнегречески — «позади», «опистодом» — задняя часть дома или храма) (последний имел вход только с задней стороны, а от целлы отделялся глухой стеной). Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис* (Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окт ружающим внутренние дворы) («пери» — вокруг, «стасис» — состояние, стоящий).
Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца.
Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней».
Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.
Основные типы греческих храмов и их элементы
По представлениям эллинов, боги не только прибывали в различных стихиях, но и выбирали места на земле. Знаменитый Олимп, самая высокая вершина Греции была именно таким пристанищем. Боги также выбирали возвышенности, ущелья, гроты, долины, леса, рощи и даже отдельные деревья. В таких местах и возникали святилища для почитания богов.
Святилища
Для совершения жертвоприношений греки строили алтари, святилища и ставили статуи. В некоторых местах возводили только алтарь. Примером этому служит грот Аполлона. Он наполовину природный, наполовину рукотворный. Располагался у склона горы Кинт на острове Дилосе. Это расщелина между скал, которую перекрыли двумя рядами наклоненных каменных плит. Эти плиты образовали что-то похожее на свод.
Основы строительства первых греческих храмов
При проектировании первых храмов, греки опирались на архитектуру и интерьер богатых жилых домов. В эпоху микенской и минойской цивилизации жилые помещения богатых домов назывались мегаронами. Концепция мегарона — это домашний очаг.
Бывало, что и жилище вождя преобразовывалось в храм, и предназначалось для жертвоприношений. В жилых домах в мегаронах над очагом делали отверстия в крыше, то же самое делали и в ранних храмах.
Помещение храма стали называть наосом, туда же устанавливали и статую божества.
Храмы были обращены на восток, к восходу солнца. Первые лучи солнца попадали на статую божества. Храмы, которые посвящали не богам, а героям, строили в обратную сторону и вход смотрел на запад. Отклонялись от этих расположений только, если так не позволяла сделать местность.
Чуть позже алтарь перенесли из храма, и стали устанавливать перед входом в храм. Там же собирались и люди для молитв и жертвоприношений. С тех пор людям было запрещено заходить внутрь храмов.
Развитие греческих храмов
Храм стал рассматриваться как жилище божества. Вокруг святилища появилась ограда. Так возник теменос — священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями — парадными воротами.
Пропилеи Афинского акрополя
В крито-микенскую эпоху самым значимым и величественным сооружением был дворец. Но с VIII в. до н.э. главное место стал занимать храм. Именно в этих архитектурных сооружениях воплощались все достижения общества. При строительстве храмов использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства. Для украшения храмов применяли самые дорогие материалы.
Большое значение имело также и расположение храма. Часто выбирали возвышенное и открытое место. В конце VIII в. до н.э. появляются первые подпорные стены, их складывали из камней неправильной формы. С их помощью выравнивали площади для первых дерево-сырцовых храмов. Благодаря этому придавалась значительность в размерах храма.
Функции храма. Жрецы и пожертвования
Строительство храма заказывалось полисом (городом) и к его постройке привлекалась вся община. Специалистами по «толкованию богов» и «выполнению обрядов» выступали жрецы.
Жрец выбирался из числа граждан. Но, иногда жрецом определенного храма, мог стать только человек из аристократического рода. Также выбирались люди для работы в храме, нужно было всё организовывать, вести хозяйство и прочее.
Община совершала пожертвования храму, и спустя десятки, сотни лет, некоторые храмы становились очень богатыми. Также казну полиса сдавали в храм, иногда от целого сообщества полисов.
Поэтому храм выполнял очень много функций. Был самым значимым сооружением, не только в религиозном смысле, но и в фактическом управлении полиса. Храмы также осуществляли организацию праздников, содержали музыкантов, флейтисток и владели рабами.
Важные греческие святилища
Возникали такие святилища, которые почитались не только полисом или регионом, но и всем греческим населением. Их называли всеэллинскими. Такими святилищами являлись Дельфы, Олимпия, Дилос, и они были очень влиятельными. Эти святилища поддерживали единство греческого народа, их общего происхождения, культуры, обычаев и религии.
Греки приезжали в эти святилища со всех уголков. В Олимпию на Олимпийские игры, а в Дельфы за советом оракула. В Дельфах, Коринфе и Немее также проводились соревнования, но не такие масштабные как в Олимпии.
Всеэллинские святилища даже предотвращали военные столкновения между полисами. А ещё к ним стекались неисчислимые богатства, и благодаря этому их украшали всем самым дорогим и лучшим.
Структура и типы греческих храмов
Итак, из каких элементов складывался древний греческий храм.
Самый простой тип храма — это одно помещение, открытое с торца. Вход оформлялся пилястрами или столбами — антами. Между ними располагались 2 колонны. Назывался такой тип — «Храм в антах». Он очень сильно напоминал древний мегарон.
Следующим по сложности храмом был простиль. У него на фасаде впереди антов находился ряд колонн. Иногда эти колонны были с обеих сторон по торцам фасада, это называется амфипростиль.
Храм, который со всех сторон окружен колоннадой, называется периптером. В периптере главное закрытое помещение храма называется наос (целла). Этот тип храма сложился к началу VII в. до н.э. и оставался основным типом в течении всего архаического и классического периодов.
Следующим по сложности типом является диптер. Это когда наос окружен не одним, а двумя рядами колонн.
Псевдопериптер — это когда у диптера второй (внутренний) ряд колонн отсутствует. Все или большая часть интерколумниев (расстояние между колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращались в полуколонны.
Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер. Они состоят из колоннады с перекрытиями. Если позади колоннады имеется наос, тогда это называется фолос.
Портик
Пространство, которое образуется между колоннами и входом в храм, или вокруг наоса (целлы) — называют портиком. Слово портик часто применяют не только к пространству за колоннадой, но и сами колоннады. Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями. Они могут быть двухъярусными.
Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех сторон, то тогда их называют также перистилем. Такие четырёхсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н.э. и в эпоху эллинизма.
Наос (целла) — главное внутреннее помещение храма. Обычно это продолговатая комната, где устанавливали статую божества. Вход в наос ограждался спереди чаще всего двумя колоннами. Такой вход называется пронаос. По бокам наоса стены оформлялись в виде антов.
В глубине наоса (целлы), или позади, было помещение — адитон, что означает «священный». И позади был опистодом, что означает «задняя часть храма» и он отделялся от целлы глухой стеной,.
Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений.
Колоннада, которая окружает храм называется птерон, или перистасис.
Всеобщая история архитектуры, Том II
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Архитектура Древней Греции. Истоки ее появления
Развитие архитектуры началось с развитием городов- в период архаики.
Главным сооружением в архитектуре греческой античности выступал храм.
В храмах хранилась городская казна и художественные сокровища. Площадь перед храмом служила местом собраний и местом для проведения праздников.
Храм возводился в центре городской площади или на акрополе. Фасад храма был расположен на восток к восходящему солнцу..
Простейшим и древнейшим типом храма был Дистиль Пример такого храма это храм в Антах. Он состоял из небольшого помещения-наоса прямоугольного в плане и открытого на восток с двумя колоннами между антами ( боковыми стенами) на главном фасаде Такой храм воспринимался только с фасадной стороны
Следующим, более совершенным, типом храма был Простиль. Он был схож с дистилем, но в таком храме на фасаде было уже четыре колонны.
Классическим видом греческого храма стал Периптер ( оперенный).
Такой храм был прямоугольным в плане и по периметру окружен колоннадой.На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.
Развитие архитектуры продолжалось и появляются новые типы храмов
Подведем итог, на рисунке представлены планы античных греческих храмов.
1-Дистиль храм-в Антах
2-Простиль 3-Амфипростиль 4-Периптер
5-Диптер 6-Псевдодиптер 7-Толос
Основные элементы в архитектуре храмов Древней Греции
Основой всех греческих храмов служил фундамент из трех и более ступеней, который представляет собой плиты, выложенные из плоских отесанных камней.
Ступени дорического храма носят названия стереобат и стилобат. Верхняя часть храма получила название фронтон, от латинского frontis – лоб, передняя часть стены.
В греческой архитектуре использовался фронтон треугольной формы.
Основные элементы храма просты и органично связаны с конструкцией здания.
В результате эволюции сложилась стройная система элементов конструкции.Она позже у римлян получила название ордер— порядок, строй. Подробнее об ордерной системе античной Греции читайте в материале Ордерная система Древней Греции.
Ландшафт и архитектура в Древней Греции
Важным моментом в античной архитектуре является то, что в строительстве большое внимание уделялось природным условиям и тому, как построенный объект будет гармонировать с окружающим его пейзажем
Во время эпохи высокой классики создается самый замечательный ансамбль эпохи- Афинский акрополь.
Акрополь располагался на холме, возвышаясь над Афинами
Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.Тут возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города.
И конечно главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине.
Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке.
Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином.
Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.
Другие важные архитектурные сооружения Древней Греции
В период поздней классике появляются грандиозные архитектурные сооружения- театры, которые обычно располагались под открытым небом.
По склону холма вырубались посадочные места для зрителей. Например, театр в Эпидавре содержал 52 ряда сидений.
Еще один тип античных сооружений- это сооружения, посвященные возвеличиванию определенной личности.
Примером может служить Галикариасский мавзолей-усыпальница правителя Кария Мавсола (около 353г.до н.э.)
Видеофильм об архитектуре Древней Греции
«Школфильм» 1967г. (Продолжительность 00:04:12 чёрно-белый)
Греция сохранила до наших дней развалы прекрасных зданий, созданных греками в древности. Показаны отдельные памятники
Еще учебные и документальные фильмы об искусстве и культуре Древней Греции находятся в этой статье сайта
Стили древнегреческих храмов
Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в облике античных колонн.
Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.
Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.
Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые незаметные, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.
Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.
Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.
Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.
В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.
Дорический стиль был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.
Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто воспринимают олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.
Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.
Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.
Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.
А вы знаете, как связаны греческое оливковое масло, самый известный храм античной Греции и ЮНЕСКО?
Когда туристы в Греции покупают самое вкусное и полезное оливковое масло, они ищут на упаковке слово παρθένο ελαιόλαδο. Это значит — первый, холодный отжим. Масло первого отжима — «девственное» масло.
Всё просто, как видите.
Парфенон многие тысячи лет остается эталоном в архитектуре. Более того, организация, которая в специальном представлении вряд ли нуждается, именно его очертания использовала на своём флаге. Узнаёте?
Чем больше я узнавала, сколько секретов таится в устройстве Парфенона, тем большее восхищение испытывала. Перед человеческим талантом, перед огромным трудом, с каким был построен этот храм.
Сроки строительства тоже впечатляют: всего 15 лет. Учитывая, что храм Олимпейон, посвященный Зевсу Олимпийскому, греки за 600 лет так и не смогли достроить сами и заканчивали строительство уже на деньги Римской империи, при императоре Адриане. Это один из самых значимых храмов древности, при этом его часто называют античным долгостроем. Строительство его было начато в VI в до н. э., а завершено лишь во II в н. э.
Так вот, несмотря на то, что храм Зевса оставался недостроенным, афиняне напрягли силы и в невероятно короткий срок возвели Парфенон! Это гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения её хрисоэлефантинной статуи. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до н. э. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н. э. и было завершено в 438 г. до н. э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н. э. Заметим в скобках, что реставрация Парфенона, которая финансируется правительством Греции и Европейского Союза, продолжается уже 42 года. Древним афинянам понадобилось гораздо меньше времени, чтобы построить Парфенон, чем современным на реставрацию.
В скульптуре, украшающей восточный фронтон Парфенона, отображена самая популярная версия рождения Афины. Она широко растиражирована и считается основной.
Напомню в двух словах.
У Зевса была законная супруга — Гера. Богиня брака и покровительница женщин.
Но наличие законной жены не мешало Зевсу отдавать дань чарам других богинь, молоденьких нимф и, просто, земных женщин.
Гефест ударил Зевса топором по голове, «не причинив ему вреда» — обожаю этот момент — и прямо из головы Зевса с победным кличем выскочила Афина. В шлеме и с копьём, со щитом в руке и кожаной накладкой на груди, которая называется эгида.
Мы и сегодня говорим: «Находится под эгидой!» Под защитой.
Мы все говорим по-гречески!
Вот так любимая дочка Зевса появилась на свет.
Но есть и другая версия появления Афины.
Мне она даже больше нравится.
Любовная связь с Метидой — это первое любовное приключение Зевса. До Геры и прочих. Первая. Эмоции, захлестнувшие юношу, представили?
И Метиду в этой версии представляют, как Осторожность. «А у тебя много мужчин было до меня?» — спрашивает пылкий Зевс. «Не забывай, я Осторожность!» — слышит в ответ. И в пылу страсти Метида снова и снова повторяет Зевсу: «Думай о дочери! Тебе рано рожать сыновей. Тебе еще предстоит свергнуть отца, захватить и удержать власть. Сын может свергнуть тебя. Думай о дочери! Думай о дочери! Думай о дочери!» Он её придумал! Он думал о ней в момент зачатия, она и родилась. Гораздо тоньше, на мой вкус, чем сюжет с топором и разрубанием головы Зевса.
Сова, змея — символы мудрости Афины — всегда изображаются рядом с ней. Она ведь дочь не только Зевса, но и богини Мудрости. Кстати, греки убеждены, что решения Зевса после рождения Афины стали гораздо более мудрыми, взвешенными.