типы храмов в византийской архитектуре

Строительные конструкции и типы храмов в византийской архитектуре

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

Современный вид Софийского собора (Стамбул) после реконструкции

Первая базилика на полуострове, омываемом водами Мраморного моря и бухты Золотой Рог, возникла еще в 324-337 гг. при императоре Константине I. После того, как она была уничтожена пожаром, император Феодосий II повелел соорудить на руинах новую постройку, однако в 532г. в огне погибла и она.

Церковь Святой Софии в Константинополе была возведена при императоре Юстиниане, должна была усилить его позиции после восстания Ника, когда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине. На месте ранее существовавшего храма Св. Софии должно было быть возведено сооружение, которое своими размерами и роскошью превзошло бы все известные в тот период постройки. И это его создателям удалось в полной мере.

Замысел императора Юстиниана и был грандиозным: построить самый большой в мире христианский храм, главный собор Византийской империи. В это время византийские зодчие трудились над разработкой нового типа сооружения, соответствующую особенностям театрализованного богослужения византийской столичной церкви. В Константинополе театрализованный церемониал был присущ не только церковным службам: исключительно пышными были приемы послов, выходы императоров т.п. Старые типы базиликальной сооружений с их характерной композицией не были приспособлены к новым требованиям, по которым главную роль в храме начал играть центральное пространство. Общую архитектурную идею храма Св. Софии можно сформулировать так: купол Пантеона, водруженный на базилику Максенция.

Церковь была построена в 532—537 гг. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах (конструкция треугольно-сферической формы в углах), имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуретипы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре

Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма — из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками.

Древний собор не раз перестраивался и достраивался и много потерял от своего первоначального вида. Несколько раз падал от землетрясений его купол. После землетрясения 986 г. его заново построил армянский зодчий Трдат. Мозаика, сохранилась до наших дней, в основном также относится к более поздним временам. После взятия Константинополя турки превратили собор в мечеть, и с тех пор значительно изменился его облик. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, уничтожены или закрашены драгоценные мозаики. Интерьер приспособили для нужд исламского культа. Однако собор не потерял основных своих особенностей, и в наши дни он производит сильное впечатление как шедевр мировой архитектуры.

Замечательной является гармонично подобранная гамма мраморной облицовки стен: зеленых, розовых и фиолетовых оттенков, хорошо сочетается с белой резьбой капителей и вкрапленными фрагментами мозаичных изображений, недавно открытых из позднейших наслоений. Внутреннюю поверхность купола византийские мастера покрыли золотой мозаикой, и потому все пространство храма освещено золотистым сиянием, созданным отраженным светом, попадающим через кольцо окон в основании купола.

Купол Софии, напоминает Римский Пантеон. В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными среди архитектурных шедевров мира. В своем архитектурно-художественном образе храм Святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.

Софийский собор неоднократно страдал от землетрясений. В 553 г. была повреждена крыша, в 557 г. не выдержала одна из арок, вслед за ней рухнул купол. Новый был возведен в 563 г. Землетрясения обрушивались на храм в 869,989,1344,1766 и 1894 гг и каждый раз постройку восстанавливали. С 1935 г. собор стал музеем, а с 2006 г. в храме используется как действующая мечеть.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.

Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Источник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Византии

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреИзначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреКупол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреМонастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреОбразец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреХрам Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреХрам Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреМонастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреСофийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреСофийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреЦерковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Архитектура Византии : 1 комментарий

При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.

Источник

Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

Особенности византийского стиля в архитектуре

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреБазилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуре Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреБазилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть фото типы храмов в византийской архитектуре. Смотреть картинку типы храмов в византийской архитектуре. Картинка про типы храмов в византийской архитектуре. Фото типы храмов в византийской архитектуреСобор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *