тип учебной практики это
Тип учебной практики это
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2003 г., регистрационный № 4617).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 27 ноября 2015 г. № 1383
Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383)
2. Программа практики разрабатывается с учетом требований, установленных пунктом 3 настоящего Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.
3. Программа практики включает в себя:
указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
указание места практики в структуре образовательной программы;
указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
указание форм отчетности по практике;
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.
4. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6. Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.
7. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией в соответствии с ФГОС ВО.
9. Способы проведения практики:
Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
10. Практика проводится в следующих формах:
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
12. Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
13. Руководитель практики от профильной организации:
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
18. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.
20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
21. Особенности организации практики лиц, обучающихся по ОПОП ВО в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются в соответствии с частью 8 статьи 82, частями 19 и 20 статьи 83 и частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»**.
22. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
* Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
Обзор документа
Утверждено новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО).
Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.
Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.
Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», формы отчетности по практике.
Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.
Прописаны полномочия руководителя практики.
Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.
Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
Прежнее положение 2003 г. признано утратившим силу.
ВИДЫ, ТИПЫ ПРАКТИКИ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация всех видов практик должна быть направлена на приобретение студентами опыта профессионально-ориентированной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
2.2 Основными видами практик у обучающихся в институте по образовательным программам высшего образования являются: учебная и производственная.
2.3 Учебные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.
2.3.1 Учебная практика может быть ориентирована на освоение рабочей профессии, если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с образовательным стандартом по направлению (специальности). В этом случае обучающийся может получить квалификацию по рабочей профессии.
2.3.2 Точный перечень наименований учебных практик образовательной программы указывается в рабочем учебном плане по направлению подготовки (специальности).
2.3.3 Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах, в полевых условиях и в других вспомогательных объектах института, может также проводиться в профильных сторонних организациях на основе договоров между организацией и институтом.
2.4 Производственная практика проводится с целью закрепления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также изучения опыта работы организаций, являющихся базами практик, овладения производственными навыками и передовыми методами управления. В процессе производственной практики обучающиеся приобретают профессиональные навыки и компетенции, умение адаптации к работе в коллективе и опыт организаторской деятельности.
Производственные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, технологическая практика, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.
2.5 Производственная практика может включать в себя следующие типы практик:
– практика по профилю подготовки;
– научно-педагогическая практика или педагогическая;
– преддипломная практика и другие.
Перечень и содержание конкретных типов практик определяется образовательными программами направлений подготовки (специальностей) соответствующего профиля.
2.5.1 Практика по профилю подготовки направлена на формирование у обучающихся соответствующих компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей образовательной программы по каждому из видов профессиональной деятельности. Производственная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между институтом и этими организациями, а также в тех организациях, где, предполагается, будут работать выпускники.
2.5.2 Научно-исследовательская практика проводится в соответствии с индивидуальным заданием, подготовленным кафедрой для обучающихся и предполагает сбор различных научных материалов, а также работу по научной тематике кафедр.
2.5.3 Научно-педагогическая практика (педагогическая) проводится в институте под руководством профессоров и доцентов, а также высококвалифицированных специалистов-практиков с целью формирования педагогических навыков у выпускников.
2.5.4 Преддипломная практика – вид производственной практики, завершающий профессиональную подготовку обучающихся. Проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор, систематизацию и обобщение материала, необходимого для написания выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика направлена на углубление обучающимися профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности. Место проведения преддипломной практики – учреждение, предприятие, а также те организации, где, предполагается, будут работать выпускники.
2.6 В зависимости от способа организации практики делятся на выездные и стационарные. Выездные практики связаны с необходимостью направления обучающихся и преподавателей к местам проведения практик, расположенным вне территории населенного пункта, в котором расположен институт. Стационарные практики проводятся в структурных подразделениях института или на предприятиях (в учреждениях, организациях), расположенных на территории населенного пункта, в котором расположен институт.
Виды практики у студентов
Практика – обязательный элемент учебной программы каждого из направлений обучения в отечественных ВУЗах. Существует четыре типа основных практик и несколько дополнительных. На 1 курсе студенты проходят учебную практику, на 2 – ознакомительную. В оставшиеся 2 года бакалавриата осуществляются производственная и преддипломная практики. В магистратуре добавляются НИР и педагогическая практика. У естественнонаучных специальностей реализуется полевая практика, а будущие инженеры дополнительно проходят технологическую.
[10 примеров] Образцы отчетов по практике 2021 года
Учебная практика
Учебная практика обычно проводится на кафедре. Ее цель – познакомить студентов с теоретическими аспектами будущей профессиональной деятельности. Возможны экскурсии на предприятия и в организации того профиля, по которому обучается практикант. Стандартное время прохождения – лето после окончания первого курса. После завершения практики студенты получают соответствующую отметку в зачетной книжке.
Ознакомительная практика
Ознакомительная практика является продолжением учебной и целиком направлена на знакомство с работой организаций по профилю обучения студентов. Она проводится после четвертого семестра. Практиканты посещают производство, наблюдают за работой сотрудников, знакомятся с отчетной документацией и техникой безопасности. После завершения практики студенты готовят отчет о ее прохождении и по его результатам получают отметку в зачетной книжке.
Производственная практика
Производственная практика нацелена на приобретение студентами практических навыков работы в выбранной области. Она осуществляется исключительно в условиях реального производства. На протяжении нескольких недель студенты работают наравне с сотрудниками предприятия, нарабатывая опыт. В дальнейшем все освоенные методы применяются в собственном исследовании для дипломной работы.
Преддипломная практика
Последней практикой у бакалавров со всех направлений является преддипломная. Ее проходят на 8 семестре. Выпускники проводят собственные исследования для написания ВКР. Отчет после завершения практики служит базовой работой, из которой впоследствии формируется диплом. Это самая важная практика, она напрямую влияет на диплом и его защиту. Длительность обычно составляет от четырех недель до двух месяцев.
Практику НИР студенты проходят в магистратуре. Она ориентирована на научную работу и готовит практикантов к аспирантуре. В ходе ее похождения магистры учатся проводить исследования и по их результатам писать статьи, выступать на конференциях и семинарах. После завершения НИР готовится стандартный отчет, который защищается перед комиссией кафедры. Оценка проставляется в зачетки и влияет на общую успеваемость.
Педагогическая практика
Педагогическая практика так же относится к одним из обязательных в магистратуре. Она готовит студентов, которые пойдут в аспирантуру, к будущей преподавательской деятельности. Практика может осуществляться на базе школ, колледжей и университетов. Магистры исполняют обязанности ассистентов преподавателей или полностью берут на себя всю их деятельность на период практики.
Полевая практика
Полевая практика относится к дополнительным и проводится только для студентов естественнонаучных специальностей. Ее проходят будущие биологи, археологи, экологи, почвоведы и представители всех других специальностей, связанных с работой в естественных природных условиях. Как правило, такая практика осуществляется после 1 и 2 курсов обучения в бакалавриате.
Технологическая практика
Как и полевая, технологическая практика относится к дополнительным и в основном проводится для студентов инженерных специальностей. Будущие строители проходят ее на стройках, инженеры – на станциях, механики в мастерских. Стандарты проведения технологической практики не отличаются от всех остальных. По ее завершению студенты так же готовят и защищают отчеты.
Купить отчет по практике
У нас Вы можете заказать готовый отчет по практике. Мы гарантируем низкую цену и высокое качество. Все работы выполняются действующими преподавателями лучших ВУЗов страны, кандидатами и докторами наук. Дополнительно Вы можете купить речь и презентацию к защите, рецензию и отзыв от руководителя. Благодаря сотрудничеству с предприятиями из всех профессиональных сфер мы заверяем отчеты подлинными подписями и печатями.
Практическая подготовка в учебном процессе
О практической подготовке
В первом случае практическая подготовка описывается в программах учебных дисциплин (ПУД) и обычно выражается в форме различных лабораторных работ, практикумов и прочих занятий, предполагающих развитие практических навыков студента.
Во втором случае элементы практической подготовки (далее – ЭПП) сгруппированы в модуле учебного плана «Практика». В зависимости от специфики образовательной программы данный модуль может содержать до трех видов практики: научно-исследовательскую, проектную и профессиональную. Наличие видов практики в модуле и набор ЭПП в каждом из них определяет академическое руководство образовательной программы на основании паспорта направления подготовки.
Единственным обязательным ЭПП в учебных планах всех образовательных программ является подготовка ВКР.
Виды практики в НИУ ВШЭ
Немного подробнее о каждом из трех видов практики:
Научно-исследовательская практика организуется в целях развития у студента исследовательских компетенций, приобретения нового знания о явлениях, объектах и процессах путем выдвижения и проверки научных и исследовательских гипотез.
К виду научно-исследовательской практике относятся выпускная квалификационная работа исследовательского характера, курсовая работа исследовательского характера, исследовательский проект, научно-исследовательская практика и т.п.
Профессиональная практика нацелена на получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Основной образовательный результат – непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических компетенций выбранной профессиональной деятельности.
ЭПП вида «профессиональная практика» могут быть: производственная практика, учебно-ознакомительная практика, преддипломная практика, педагогическая практика и т.п.
Проектная практика заключается в решении прикладных задач. Результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт и т.п.
К виду проектной практики могут относиться такие типы ЭПП, как: прикладной проект, курсовая работа проектного характера, выпускная квалификационная работа проектного характера и т.п.
Документы, регулирующие практическую подготовку на образовательной программе
Расчет нагрузки за руководство элементом практической подготовки
Расчет индивидуальной нагрузки за руководство ЭПП происходит в соответствии с нормативными локальными актами НИУ ВШЭ, регламентирующими объем учебной нагрузки научно-преподавательских работников на ставку по определенной должности и об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/indnagruzka
Расчет нагрузки преподавателя на следующий учебный год рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента и вносится в индивидуальный план учебно-методической работы менеджером кафедры/департамента в конце каждого учебного года, обычно до конца мая.
В планируемую нагрузку помимо аудиторной работы может быть внесено и руководство элементами практической подготовки, в которое входят:
Подробнее о расчете нагрузки по отдельнам типам ЭПП можно прочитать в блоке ниже.
Запланированная и фактическая нагрузка
Поскольку ЭПП, как правило, направлены на развитие профессиональных компетенций студента (как прикладных, так и исследовательских), они носят более уникальный и целевой характер, чем дисциплины, и больше подвержены риску изменений, переносов и даже отмены. Например, проект может перенестись по срокам или потребовать привлечения больших ресурсов, чем было запланировано изначально, в том числе и человеческих. Практика может отмениться, либо студент может попросить академического руководителя о ее переносе в связи с личными обстоятельствами. Наконец, студент имеет право изменить руководителя своей курсовой работы или ВКР вплоть в срок за 2 месяцев до защиты ВКР.
В связи с этим фактическая нагрузка за ЭПП может меняться и обычно уточняется в индивидуальном плане преподавателя после окончания ЭПП совместно с менеджером кафедры/департамента.
Формулы расчета нагрузки отдельно по типам элементов практической подготовки
Нагрузка за руководство проектом студентов (2021-2022 уч.год).
Расчет такой нагрузки осуществляется по 2 формулам в зависимости от типа проекта.
За сервисный проект преподаватель получит 10 часов*количество кредитов за проект (указанных в рабочем учебном плане (далее – РУП) или заявке на Ярмарке проектов на 1 студента, если проект инициативный). Таким образом, если в учетно-информационной системе НИУ ВШЭ (АСАВ или позже – в СмартРег) будет указан сервисный проект в 2 кредита, то реализовавший его руководитель получит 20 часов в нагрузку.
За исследовательский или прикладной проект нагрузка рассчитывается по формуле: количество суммарных кредитов за проект * 3.
Как рассчитать суммарное количество кредитов за проект?
Есть два универсальных способа.
1. Если руководитель проекта отталкивается от объема работы по проекту, то ему необходимо оценить, сколько всего часов потребуется на реализацию проекта.
К примеру, чтобы реализовать прикладной проект в течение учебного года, в среднем понадобится 1000 часов.
Часы очень легко преобразуются в кредиты. 1 кредит = 25 астрономическим часам (или 38 академическим, но в данном случае используется астрономический подсчет).
Таким образом, 1000 / 25 = 40 кредитов в сумме будет весить запланированный проект.
Соответственно, за такой проект преподаватель получит: 40*3 = 120 часов нагрузки.
Распределение 40 кредитов между студентами преподаватель осуществляет на свое усмотрение в зависимости от потребностей и стоящих задач. Например, в случае выполнения типовых задач всеми участниками, он может привлечь к выполнению проекта 8 студентов, каждому распределив максимум 5 кредитов за проект при 100% выполнении задач, указанных в задании студента на выполнение работ по проекту (шаблон задания: прил. 6 к Положению о практической подготовке).
2. Еще один способ посчитать кредитную нагрузку по проекту подходит, если заранее известно количество участников и срок их участия в проекте.
Например, руководитель знает, что его проект будут выполнять 5 студентов примерно в одинаковом объеме.
Он рассчитывает проектную нагрузку на 1 студента по известной формуле:
количество недель * интенсивность / 25.
Т.е. если проект длится 35 недель, и студент в среднем будет работать 5 часов в неделю, то 35*5/25 = 7 кредитов получит 1 студент за проект, если выполнит 100% отведенных ему работ.
Таким образом, 5 студентов * 7 кредитов = 35 кредитов за такой проект в сумме, что по формуле 35*3 = 105 часов нагрузки преподавателю.
Подробнее о расчете кредитов за ЭПП можно узнать в прил. 4 к Положению о практической подготовке.
Нагрузка за руководство практикой студентов (2021-2022 уч. год).
К практике студента относится любой ЭПП, имеющий в своем названии слово «практика», т.е. это может быть производственная практика, преддипломная практика, научно-исследовательская практика, педагогическая, учебная, музейная, археологическая и т.д.
Руководство практикой 1 студента рассчитывается по формуле:
1 час (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 0,67
0,67*кол-во кредитов по РУП*кол-во студентов
То есть если Вы руководите практикой 5 студентов, которые согласно РУП получат за нее каждый по 6 кредитов, то Вы, соответственно, получите 0,67*6*5 = 20 часов в свою преподавательскую нагрузку.
Ценность руководства практикой возрастает при руководстве практикой у группы студентов:
3 часа (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 2 часа
2 часа*кол-во кредитов по РУП*кол-во групп
То есть если Вам предстоит руководить практикой у 2 групп студентов, и по РУПу практика оценивается в 6 кредитов, то 2*6*2 = 24 часа Вы получите в преподавательскую нагрузку.
Отдельно рассчитывается нагрузка за практику, если она является выездной и при этом преподаватель руководит группой до 20 студентов:
12 часов (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 8 часов
8 часов*кол-во кредитов по РУП
Допустим, руководитель выездной практики отвечает за группу студентов до 20 человек, каждый из которых по РУП получит за практику 5 кредитов. Таким образом, 8*5 = 40 часов нагрузки получит преподаватель.
Руководство курсовой работой студента (2021-2022 уч.год).
За руководство курсовой работой по дисциплине преподаватель получает 3 часа нагрузки.
Таким образом, если он является руководителем курсовых у 10 студентов, он получит 30 часов в нагрузку.
В случае руководства междисциплинарной курсовой работой количество часов вырастает до 5 за каждую курсовую работу.
Руководство ВКР студента (2021-2022 уч.год).
Руководство элементом практической подготовки
При реализации элементов практической подготовки за каждым студентом или группой студентов закрепляется руководитель ЭПП. Руководителем ЭПП по согласованию с руководством подразделения может стать любой преподаватель НИУ ВШЭ, обладающий соответствующими профессиональными и педагогическими навыками.
В обязанности руководителя ЭПП входит:
Отдельно про руководство ЭПП типа «курсовая работа» и «ВКР»
Руководство курсовой работой и ВКР студентов в рамках учебного процесса также относится к практической подготовке. Обычно курсовая или ВКР пишется в течение учебного года, поэтому этапы предложения тем курсовых и ВКР преподавателями (департаментами), выбора темы студентами, а также написание отзывов по работам строго регламентированы по времени.
В случае с ВКР студент защищает итоговый текст перед государственной экзаменационной комиссией в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА), предварительно получив отзыв руководителя ВКР с рекомендованной оценкой, а также рецензию (обязательна для магистратуры, в бакалавриате необходимость рецензирования ВКР определяется академическим руководством программы).
Подробная информация о руководстве курсовыми работами и ВКР указана по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/krvkrruk, а также в Порядке оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (приложение 8 к Положению о практической подготовке студентов).
Оценивание работы студентов по результатам ЭПП
Результат работы по ЭПП оценивается, как правило, по двум шкалам:
То есть в случае плохого качества, но полностью выполненного объема по работе руководитель может поставить студенту низкую оценку, но максимальное количество кредитов, запланированное на одного студента по ЭПП.
И, наоборот, если работа была выполнена на высоком уровне, но студент сделал только часть от указанных в задании задач, руководитель может поставить высокий балл, но снизить количество кредитов.
Снижение кредитов за недостаточный объем работы обычно практикуется при выполнении проектов.
Расчет кредитов по ЭПП
Расчет кредитов по ЭПП также строго регламентирован. Чтобы рассчитать свою плановую нагрузку за ЭПП, преподавателю необходимо оценить суммарное количество кредитов за данный элемент практической подготовки, а затем распределить кредиты между студентами-участниками в зависимости от типа и требований конкретного ЭПП.
Руководитель планирует реализовать прикладной проект, на выполнение которого потребуется порядка 500 часов.
Количество часов необходимо разделить на 25.
25 – это астрономические часы, равные 1 кредиту (или 38 академическим часам).
Таким образом, 500 / 25 = 20 кредитов.
Если такой проект будут реализовывать 4 студента с одинаковым объемом задач, в задании на выполнение ЭПП каждому студенту можно указать, что за проект он сможет получить максимум 5 кредитов. Однако если в процессе какой-то студент, например, заболеет, и его работу возьмет другой участник, то в итоге один студент может получить больше кредитов, а другой, соответственно, меньше.
Рассчитать фактическое количество кредитов на одного студента также очень легко.
Берем период времени, в течение которого шла работа над ЭПП, в неделях, к примеру, 35 недель. Известно, что студент работал над ЭПП в среднем 6 часов в неделю.
Итого: 35*6 / 25 = 8 кредитов в итоге заработал студент за ЭПП.
Таким образом у руководителя ЭПП есть возможность гибко регулировать объем работы участников относительно изначальной суммы кредитов по ЭПП.
Единственным случаем, когда руководитель ЭПП не может уменьшать количество кредитов, является подготовка ВКР, поскольку данный элемент строго закреплен в учебном плане и завершается обязательной защитой перед государственной комиссией.
Примеры расчета кредитов по ЭПП как суммарно, так и индивидуально на студента приведены в приложении 4 к Положению о практической подготовке студентов.
Условия возникновения академической задолженности по ЭПП
Что касается неудовлетворительных оценок и порядка пересдач по ЭПП, то согласно нормативным актам НИУ ВШЭ студент может получить академическую задолженность за элемент практической подготовки в одном из трех случаев:
Таким образом, если студент плохо справился с поставленной задачей или нарушил условия, указанные в задании, руководитель ЭПП выставляет ему неудовлетворительную оценку в оценочный лист или ведомость.
Цифровой сервис сопровождения ЭПП типа «проект»
На данный момент в НИУ ВШЭ работает сервис «Ярмарка проектов», в котором любой сотрудник Университета может разместить заявку-предложение на свой проект.
Ярмарка проектов функционирует с 2014 года специально для возможности преподавателям и научным сотрудникам Вышки реализовывать свои проекты, привлекая нужных им студентов с разных образовательных программ в обмен на кредиты. В то же время студенты, как те, которым требуется выполнить вариативный проект по своему учебному плану, так и просто заинтересованные в Вашем проектном предложении, могут подать заявку на Ваш проект и получить важные для них профессиональные умения и навыки.
О том, как разместить заявку-предложение на Ярмарке проектов, подробнее можно узнать по ссылке.