тип романского храма это
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Романский стиль
Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).
Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.
Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.
Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.
Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.
В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.
Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.
Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.
Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.
Характерные черты архитектуры романского стиля
Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.
Романская арка и крестовый свод
Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.
В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).
Строительные особенности
В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Развитие городских поселений
Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, но теперь они превращаются в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог. Часто значительная часть города обносится крепостной стеной.
Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия) см. Латинизирующий стиль.
Романский стиль в архитектуре примеры
Приветствую! Сегодня продолжим знакомство с архитектурой, пришло время романского стиля. Первый интересный факт: романской архитектуру назвали современные археологи, потому что решили, будто это постройки римлян.
И второй интересный факт: это первая общеевропейская культура. До этого у каждой страны были свои здания, картины и вообще жизнь, а тут пошло объединение. Как узнать романские постройки? Для вас сегодня романский стиль в архитектуре примеры.
История
Официальной датой рождения романского стиля является 800 год, плюс-минус 10 лет. Тогда распалась последняя версия Римской империи, люди наконец осели на своих территориях, а правители получили какую-то свободу.
Но дата «рождения» — это лишь момент, когда построек стало достаточно, чтобы назвать это стилем, эпохой, а не странной выдумкой архитектора. На самом деле постройки появлялись еще в 300 годах нашей эры, а верхней границей можно назвать 16 век, когда даже Возрождение уже отгуляло. На смену романики пришла готика, примерно в 13 веке.
Романским стиль назвали аж в 19 веке. Этот стиль был продолжением архитектурной идеи поздней Римской империи, как бы наследием римлян. Ренессанс же стал продолжением идей ранней Римской империи, если не сказать Античности.
Считается, что стиль стал настолько популярным благодаря монашеским орденам. Монахи строили монастыри, храмы, а потом отправляли паломников и миссионеров в соседние города. Нужно сказать, что тогда каждый город был, по сути, отдельным государством, так что связи между ними были или в виде войны или такими вот монахами.
Частично романский стиль повторяет византийское искусство, но больше завязан на технологических ограничениях того времени. Например, строили из камня, а отделка была минимальной. Было еще много ограничений, но о них ниже.
Что строили
Начнем с того, какие здания дошли до наших дней. Нужно понимать, что почти две тысячи лет истории уничтожили почти все маленькие постройки, оставив лишь монументальные. Как выглядели дома крестьян и горожан, мы можем реконструировать, но не можем узнать наверняка.
Первое, о чем вы точно подумали, это замки. Безусловно, без замков романского стиля просто не существовало бы. Европа воевала, нужны были защитные укрепления. Замки часто строились на возвышенностях, у водоемов. В идеале – на острове посреди озера, это же такой обзор.
Не будем забывать, какую роль играла религия. Да и монастырь был не только домом монахов, но и крепостью. Так что вторая по значимости категория – монастыри. И добавим сюда храмы, которые строились в городах.
Как узнать
Давайте рассмотрим основные отличительные черты и с чем они были связаны.
Почти все церковные постройки того периода построены в одинаковом плане, вот его схема.
Церковные службы требовали присутствия прихожан, которых становилось все больше и больше. Инженерия и архитектура того времени не могла сотни тонн потолка поместить только на стены, так что строились колонны, узкие проходы и другие хитрости, которые бы вес потолка перемещали на стены.
Замки были ассиметричными и их внешний вид сильно зависел от места постройки, назначения, доступных материалов и желания феодала. В основе любой постройки лежали простые формы: квадрат или прямоугольник, нечасто призма и полукруг.
Башня
В Средние века одним из критериев богатства была башня, лучше высокая. Называлась донжон и служила наблюдательным пунктом. В замках, где башен было много, донжоном называлась главная, самая большая и высокая башня. Донжон был последней надеждой осаждаемых — замок внутри замка.
Кстати, в церквях тоже строили башни, а не купола, как это принято сейчас и в византийской архитектуре.
Стены
На стены возлагалась непосильная задача: удерживать потолок. Потолок весил много, а арки грамотно еще не рассчитали. Это привело к тому, что толщина стен легко могла быть больше, чем коридор, который они обрамляли.
Плюс толстые стены хранили тепло зимой и прохладу летом, особенно если сэкономить на окнах. Да и от врагов метр камня защищает лучше, чем доски и глина. Напомню, что до возникновения государств в Европе еще почти 500 лет нескончаемых войн между маленькими армиями маленьких же городов.
Стены украшались рельефами, вырезанными прямо из основы камня. Использовались природные орнаменты, восхваляющие сюжеты, но чаще – религиозные сцены. В монастырях украшали стены сценами из Нового и Ветхого Завета, сценами кары грешников и благодати для праведных.
Рельефы часто раскрашивали. Скульптуры использовались, но редко. Главной задачей декораторов было показать устройство мира с точки зрения церкви, второй – угодить феодалу.
Своды
Одна из основных декоративных деталей этого стиля – арка. Не обязательно она ведет из одной комнаты в другую, чаще арка ведет в стену.
Арки использовали практически повсеместно, они были полукруглыми сверху, в отличие от готики. Потолок впервые сделали сводчатым, целиком опирающимся на стены. И этот потолок был очень тяжелым.
Колонны
Везде стены не поставишь, а поддержка была очень нужна. Здания в плане имели главный «коридор» и нефы, все это соединялось колоннами. Колонны были не только конструктивными элементами, но и богато украшались.
Украшением колон была резьба по камню. Всегда в верхней части и часто на протяжении всей колонны. Использовались узоры, в том числе природные, а также сцены религиозной тематики.
Окна витражи
Окна давали свет, украшали здание, а в замках служили бойницами. В чем тут особенность?
Что учитывали при проектировании окон:
Все эти особенности привели к тому, что большая часть окон была бойницами, узкими и высокими. Но люди научились делать окна разной формы, что использовалось в декоре.
Я хочу показать еще одну крутую штуку. Люди научились делать витражи! И в главных залах замков и монастырей стали появляться круглые окна с невероятными витражами. Представьте, в одном строении узкие бойницы со ставнями и величественный витраж.
Особенности
Все постройки несли в себе несколько обязательных целей: защитить от недругов, вместить большое количество людей и не развалиться.
Интересный факт, первая крупная церковь, называлась Клюни I, обрушила свой потолок практически сразу после строительства. Так что сделать надежно тогда был как нельзя актуально и злободневно. И это вам не кирпичи или доски, из которых сейчас строятся дома, это камни, каждый по сотне килограмм.
Распространителями стиля были монахи. Поэтому все детали зданий имели божественный подтекст, значение. Да и большая часть построек, которая дошла до нас, религиозная. И все постройки монументальны: из-за огромных стен, необходимости вмещать большое количество людей и банально потому, что маленькие дома съело время.
А еще идею распространяли от Италии и до Великобритании, так что общей идеей была простота постройки, практичность всех элементов и адаптивность под климат.
Замки окружались рвами, которые несли много полезных функций, а подъемный мост практически стал визитной карточкой стиля.
Романскую архитектуру можно посмотреть во всех старых городах Западной Европы, а в России правила Византийская архитектура, так что исторических романских зданий у нас нет. Но в Петербурге много церквей, построенный на основе романики, там можно увидеть стиль вживую.
Узнать романский стиль несложно, сложнее не перепутать его с ранней готикой. Но и это возможно, если знать особенности обоих стилей. И на этом мы заканчиваем со Средневековьем и двигаемся дальше по истории.
С вами была Алла, фанат разных культур и любитель архитектуры.
Романский стиль в частной архитектуре, фото
Величественные и неприступные, монастырские крепости Западной Европы XI–XII веков являются яркими примерами романского архитектурного стиля. Отличаясь основательностью и монументальностью, они широко используют элементы древнеримского строительства, модифицируя их под запросы того времени и, вместе с тем закладывают свои основы для следующего, готического направления…
Романский стиль в архитектуре
История стиля
В эпоху раннего Средневековья, к которой, собственно, и относится романский архитектурный стиль, на европейской территории наблюдалась полнейшая феодальная раздробленность. Как следствие – нестабильность политических отношений. Постоянные военные угрозы послужили причиной тому, что преобладающим видом искусства стала архитектура. Точнее – замково-крепостное строительство.
Любые постройки, имеющие хоть какое-то значение: дома феодалов, храмы, монастыри – возводились в виде своеобразных фортификационных сооружений. На них возлагались задачи не только обеспечить определённое эстетическое восприятие, но и гарантировать максимальную безопасность тех, кто находится внутри.
Благодаря своей практичности и монументальности, романский стиль стал первым архитектурным направлением, распространившимся по всей территории католической Европы.
Концептуальные особенности романского стиля
Для исторических построек в романском стиле характерны следующие черты:
При тщательно продуманном расположении, такие сооружения всегда гармонично вписывались в окружающий ландшафт, создавая впечатление основательности и абсолютной защищённости.
Современная интерпретация романского стиля
Несмотря на исторические корни, любой архитектурный стиль в процессе своего развития неизбежно дополняется современными дизайнерскими приёмами, определяющими его соответствие новым стандартам и потребностям.
В наши дни загородный дом в романском стиле, как и прежде, больше напоминает средневековый замок. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами.
Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты.
В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.
Строительные материалы
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. С учётом современных требований, ему на смену закономерно приходит кирпич, зачастую дополненный соответствующей отделкой.
В качестве облицовочного материала обычно используется грубый, рустованный камень или его имитация, вплоть до соответствующей штукатурки. Такой декор может покрывать всю поверхность фасада либо, для придания солидности, выделять наиболее значимые архитектурные фрагменты – цоколь, углы, карнизы, фризы, порталы.
Здания всё так же отличаются массивностью и крупными, объёмными формами. Никаких архитектурных излишеств, декоративные элементы сводятся к минимуму. Они функциональны и уравновешены. Только благородная строгость и лаконичная простота, вселяющая спокойствие и создающая ощущение полной безопасности.
Важные детали
Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного. Стены всегда толстые, массивные. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями.
Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Последние могут играть роль балконов, или выполнять исключительно декоративные функции.
Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.
Крыша
Одним из узнаваемых элементов романского архитектурного стиля является крыша. Она – многоскатная, всегда имеет сложную форму. В её составе, как правило, присутствуют и конические, и двускатные, и щипцовые элементы. Покрытием обычно служит черепица: классическая керамическая или современная битумная.
Окна и двери
Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни.
Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Их значимость и солидность подчёркивается архивольтами с несложным растительным орнаментом. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки.
Центральная входная группа зачастую оформляется колоннами и полуциркульными арочными конструкциями, создающими удобное пространство для организации закрытой террасы.
Цветовое оформление
Цветовая палитра, используемая для отделки домов в романском стиле, максимально приближена к природной. Это ненавязчивые, естественные краски, гармонирующие с окружающим ландшафтом.
Фасад выполняется, как правило, в каменисто-серых или глинисто-бежевых тонах. На крыше чаще можно встретить пепельно-коричневые или серо-зелёные оттенки.
Окружение
Независимо от выбранного архитектурного стиля построек, ни один участок не будет гармонично смотреться без тщательно продуманного ландшафтного окружения. Для современного воспроизведения романского замка идеальным фоном может стать садово-парковая композиция, оформленная в английском стиле.
Главным достоинством домов замкового типа является их индивидуальность. Воссоздавая на участке романтическую атмосферу Средневековья, такие проекты никогда не бывают типовыми. Они всегда выполняются в строгом соответствии с запросами заказчика, учитывая его предпочтения и личный взгляд на историю.