тихвинский монастырь в тихвине фото

Тихвинский монастырь – история и настоящее

Тихвинский Успенский монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь находится на востоке Ленинградской области, в городе Тихвин. Имеет несколько подворий, в том числе в Санкт-Петербурге. Тихвинский монастырь основан новгородским архиепископом Пименом по указу царя Иоанна IV Грозного в начале 1560 года. Однако предыстория обители началась двумя столетиями ранее. Она напрямую связана с главной святыней монастыря – Тихвинской иконой Богоматери.

История Тихвинского монастыря

Согласно старинному преданию, в 1383 году в небе над Ладожским озером чудесным образом явилась сияющая икона Божьей Матери. Незримо поддерживаемый ангелами, святой образ долго носился над окрестностями, пока не остановился возле города Тихвин. Там икона спустилась к молящимся людям. Тем самым она указала место, где вскоре был возведён деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Церковь несколько раз уничтожалась пожарами, но икона всегда оставалась невредимой. В начале 16 века храм был перестроен в каменный по примеру одноименного кремлёвского собора Москвы. Святой образ Богоматери прославился чудотворениями и привлекал множество паломников.

Впоследствии вокруг Успенской церкви выросла монашеская обитель. Её, как и икону, стали именовать Тихвинской. В монастырь щедро жертвовали как знать, так и простые люди. Он стал православным сердцем северо-западной Руси, а также служил важным приграничным рубежом. Обитель была хорошо укреплена и служила крепостью. Монастырь обнесли мощными стенами и частоколом. Были обустроены дозорные башни, а звонница использовалась в качестве порохового склада.

С Тихвинским монастырём и его иконой Богоматери связано множество славных страниц русской истории. Чудесное явление святого образа посчитали знаком Божьего благоволения к России в период её борьбы против татаро-монгольского ига. Вскоре началось объединение княжеств вокруг Москвы и зарождение русской государственности. Многие русские правители совершали паломничества к чудотворному образу, видя в нём символ покровительства Богородицы русской земле. Иоанн Грозный поклонялся святыне накануне своего похода на Казань и венчания на царство.

В начале 17 века Тихвин и его обитель были чудесным образом спасены от шведских захватчиков. Вражеское войско своим числом значительно превосходило количество защитников монастыря. Однако, когда осаждённые вынесли из храма чудотворный образ Богородицы, шведам причудилось, что к русским идёт многочисленная подмога. Видение обратило захватчиков в бегство, а Тихвинская икона стала знаменитой на всю Россию. Также один из списков (копий) иконы сопровождал русские войска в Отечественной войне 1812 года.

Тихвинская икона Богоматери: описание и почитание

С середины 16 века чудотворный Тихвинский образ Девы Марии многими стал отождествляться с Влахернской богородичной иконой из Константинополя. По преданию, она была написана апостолом Лукой ещё во времена земной жизни Богоматери. В столицу Византии икона попала в 5 веке. Необъяснимым образом она исчезла из Константинополя в конце 14 века – в то же время, когда над водами Ладоги появился Тихвинский образ. В чудесном переходе иконы видят знак наследования Россией неповреждённого христианства из угасающей Византийской империи.

Покрытую серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями ризу иконы изготовили в начале 18 века. В 1910 году Тихвинский образ Богородицы реставрировали.

День церковного празднования иконе – 9 июля. Эта святыня Тихвинской земли является одним из наиболее известных российских богородичных образов. Известно множество списков иконы, среди которых есть и чудотворные.

Тихвинский монастырь: упадок и возрождение

С приходом власти Советов храмы обители передали раскольникам (обновленцам). Спустя десятилетие Тихвинский мужской монастырь разорили и закрыли, а чудотворную икону поместили в краеведческий музей.

В период немецкой оккупации знаменитый образ Богоматери вывезли в Ригу. Святыня попала в руки местного епископа Иоанна. Вскоре он эмигрировал в США, взяв икону с собой. Иоанн стал архиепископом города Чикаго и бережно хранил святой образ Богородицы до самой смерти. Он завещал вернуть икону в Россию лишь после её освобождения от безбожной власти и возрождения Тихвинского монастыря.

В середине 40-х годов в одной из небольших церквей обители возобновились богослужения. Однако окончательное возвращение монастыря Церкви и его восстановление произошло лишь в 1995 году. В 2004 году при участии протоиерея Сергия Гарклавса (приёмного сына архиепископа Иоанна) Тихвинскую икону торжественно доставили в родную обитель. Перед этим святыню выставляли на поклонение в разных городах, где ей поклонились сотни тысяч христиан.

Тихвинский монастырь в наше время

Сегодня Тихвинский Богородичный Успенский монастырь включает Успенский собор, 6 церквей (Покровская, Крестовоздвиженская, Вознесенская, Николая Чудотворца, Двенадцати Апостолов и церковь «Крылечко» в честь Тихвинской иконы Богоматери), а также различные прочие старинные сооружения (келейные корпуса, ограду с башнями и т.д.).

Чудотворная Тихвинская икона Богоматери хранится в Успенском соборе. Зимой же её переносят в Покровский храм. Также в Успенском соборе хранится другая старинная святыня монастыря – чудотворный список Старорусской иконы Божьей Матери.

Адрес монастыря: Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская, 1.

Желающим совершить паломничество стоит посетить Интернет-сайт обители — http://tihvinskii-monastyr.ru/.

Там можно ознакомиться с зимним и летним временем посещения монастыря, а также с контактной информацией. Паломническая служба обители принимает по телефону заявки на экскурсии, трапезу и ночлег.

Молитвы Богородице перед Её иконой «Тихвинская»

Тропарь, глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое, возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице, луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи, ю́же вели́кая Росси́я, я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши, пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу, и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно. Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице, да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу, Де́во Неискусобpа́чная.

Перевод: В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це, благодаря́ще Христа́ Бо́га, и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей: о Влады́чице Мари́е, присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно, спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны, насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни, Тебе́ бо ве́рно зове́м: ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Перевод: Прибегнем, люди, к Деве Богородице Царице, благодаря Христа Бога, и, к Ее чудотворной иконе с умилением взирая, припадем и возгласим Ей: «О Владычица Мария, посетив страну сию Твоего священного образа явлением чудесным, сохраняй в мире и благополучии Отечество наше и всех христиан, являя их наследниками Небесной жизни, ибо мы к Тебе с верою взываем: Радуйся, Дева, мира спасение!».

Молитва

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́.

Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

1. Вид из старого города на Богородичный Успенский монастырь, который расположился на полуострове, образованном прудами и рекой Тихвинка.
Монастырь находится севернее старого центра города, который в Тихвине представлен площадью Свободы.

2. Обустроенная набережная и смотровая площадка на озере Таборы, которое находится южнее монастырского комплекса.
Недавно тут поставили новые скамейки и светильники. Город Тихвин сейчас бедным не назовешь, но об этом в посту про сам город.

3. Вид на монастырь со смотровой площадки.
«Тихвинский Богородичный Успенский монастырь снован по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.
В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея.»

4. На всей территории, которая считается туристической, стоят вот такие стенды.

5. Новый мостик через протоку, соединяющую две части озера.
Со мной был человек, который тут был в 2005 году. По его словам тогда тут ничего этого не было.

6. Мы заходили на территоию монастыря через Захаровский парк, а не через центральные ворота.

7. Башня Введенские ворота с надвратной Тихвинской церковью. 1669 год.
В 1863 г. архитектор Н. Л. Бенуа пристроил к башне часовню и каменное крыльцо.

8. Монастырская чайная, обед в которой стоил примерно столько же, сколько и в обычной столовой где-нибудь в центре Петербурга.

9. Довольно вкусно готовят. Были не только постные блюда.
Все расчитано на большое количество посетителей, в том числе и на людей не воцерковленных. Тихвин постепенно становится большим туристическим центром Ленинградской области.
Подробнее чайную в своём посте описывает periskop

10. Западная стена монастыря.
Монастырь выглядит хорошо. Видимо реставрационные работы тут долго не прекращались. Во времена СССР монастырь не подвергся разорению, хоть и не принадлежал церкви. РПЦ его передали в 1995 году.

11. Вид на Введенские ворота с надвратной церковью со стороны территории монастыря.
Видна дорожка ведущая в трапезную.

12. Святые врата с церковью Вознесения.

13. Южная стена монастыря.

14. Камень в честь освобождения территории обители от немцев, 9 декабря 1941 года, при которой удалось избежать разрушений.

16. Северные братские кельи. При СССР тут жили обычные люди.

19. Фрагменты собора со старинными росписями.

21. Внутри старинного храма фотосъёмку разрешили. Без вспышки разумеется.

24. Главная святыня. Фото не моего авторства.

26. Но не всегда эта чудотворная икона находилась в Тихвине.
Были и в православной церковной среде свои власовцы. В 1941 году всего неполного месяца оккупации хватило, чтобы гитлеровцы похитили икону из Тихвина и передали ее Псковской духовной миссии, которая сотрудничала с оккупантами, сохраняя при этом номинальное пребывание в юрисдикции Московского патриархата. Она с самого начала немецкой оккупации заняла антикоммунистическую позицию и принял курс на сотрудничество с оккупационными властями.

Хотя на самом деле это очень сложная история, которая связана с отголосками русской гражданской войны, от которой тогда прошло всего 20 лет. Но в любом случае сотрудничеству с нацистами оправдания нет и быть не может. Позже икона попала в американскую зону оккупации и перевезена в США.
И только в 2004 году ее удалось вернуть в Россию.
Думаю, что в наши дни ее не отдали бы России. Хорошо хоть успели.

27. Патриаршие кельи и больничный корпус.

28. Вид на Успенский собор с южной стороны.

29. За Успенским собором стоит Крестовоздвиженская церковь построенная в совсем другом стиле уже в Петровскую эпоху в 1702 году. Перестрена в 1876 году по проекту известного русского архитектора Н. Л. Бенуа.
Этот храм по стилю больше похож на петербургский.

32. Восточный выход из монастыря.

33. Рядом с которым расположилась тюрьма.

34. Справа видна южная стена монастыря.

35. Бывшее духовное училище, которое кажется готовят к масштабной реставрации.
Пишут, что во времена СССР тут был роддом.

37. Деревянный Тихвинский шлюз на реке Тихвинка. Недавно шлюз отреставрировали.

38. Плотина Тихвинского шлюза. К 2012 году тут завершилась полная его реконструкция.

39. Вид с плотины на монастырь. Цвет воды кстати почти такой же как и на реках Карельского перешейка.

41. На берегу реки Тихвинка, которая омывает монастырь с севера, проходит улица Римского-Корсакова, с которой открываются очень красивые виды.

42. Плотина, полностью восстановленная совсем недавно.
Еще лет 5 назад она была почти разрушена и перейти реку в этом месте не было возможности.

44. Ещё один шикарный вид на монастырь и его каменную стену.

45. Церковь Всех Святых сооружена на месте, где согласно легенде произошло первое в Тихвине явление Чудотворной иконы. Построена в 1776 году.
Ныне в ней размещается концертный зал музея Н.А. Римского-Корсакова.

46. Н.А.Римский-Корсаков, который родился в этом городе в 1844 году.

48. Хороший дом. Прямо с видом на реку и монастырь.

49. Мост через Тихвинку советской постройки.

50. Вид с моста на Введенские ворота с надвратной Тихвинской церковью.

51. Река Тихвинка, через которую некогда проходила Тихвинская водная система, которая ещё в начале 19 века соединяла Волгу с Балтийским морем. Задолго до постройки советских судоходных каналов. Правда большие суда по ней ходить не могли.

52. С моста видна старая монастырская плотина, через которую вытекает вода из озера Таборы.

53. Главные ворота в монастырь, которые стоят с западной стороны. Построены судя по их виду в 19 веке.
Таким образом мы обошли монастырь и полуостров на котором он расположен по кругу.

54. Тихвин меня впечатлил. И сам город тоже, пост о котором ещё будет.
Хочется ещё раз туда поехать, летом и уже по железной дороге.
Я бы на месте РЖД пустил на Тихвин «Ласточку», хотя бы по выходным. Правда надо Привокзальную площадь перед этим привести в порядок.

Источник

Венедикт Шустов

тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть фото тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть картинку тихвинский монастырь в тихвине фото. Картинка про тихвинский монастырь в тихвине фото. Фото тихвинский монастырь в тихвине фото

Венедикт Шустов запись закреплена
Тихвин Онлайн

В Тихвине откроют духовный центр

В последние несколько лет спрос на туристические поездки по святым местам в Ленинградской области заметно вырос. И связано это, во-первых, с тем, что в нашем регионе расположено множество храмов и монастырей, а, во-вторых, с тем, что россияне стали больше интересоваться культурно-исторической и духовной жизнью нашей страны.
Показать полностью.

Так, например, особой популярностью у паломников и туристов пользуется Богородичный Успенский монастырь в Тихвине, который считается одной из самых значительных и древних обителей Русской православной церкви.

Первые упоминания о Тихвинском посаде относятся к XIV веку, когда на берегах Тихвинки появилась Чудотворная икона Божией Матери.
Как и многие храмы во время революции, монастырь был закрыт. Икона чудом осталась цела, но позже, во время Великой Отечественной войны, была захвачена немцами, после чего оказалась на Западе.

Несколько лет назад батюшка ушёл из жизни, оставив после себя тёплые воспоминания, возвращенную им чудотворную икону и вечную благодарность православных жителей России. В Тихвинской епархии приняли решение сохранить дом, в котором жил отец Сергий и организовать в нем выставку в память его деяний. Сейчас в коллекции 92 предмета из личного архива семьи.

В паломнической службе монастыря рассчитывают сделать здесь духовный центр, в том числе проводить музыкальные вечера и встречи с молодёжью, как делал сам батюшка при жизни.

тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть фото тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть картинку тихвинский монастырь в тихвине фото. Картинка про тихвинский монастырь в тихвине фото. Фото тихвинский монастырь в тихвине фото: «Сорок седьмой»

Источник

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – один из символов России

тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть фото тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть картинку тихвинский монастырь в тихвине фото. Картинка про тихвинский монастырь в тихвине фото. Фото тихвинский монастырь в тихвине фото

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть фото тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть картинку тихвинский монастырь в тихвине фото. Картинка про тихвинский монастырь в тихвине фото. Фото тихвинский монастырь в тихвине фото

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть фото тихвинский монастырь в тихвине фото. Смотреть картинку тихвинский монастырь в тихвине фото. Картинка про тихвинский монастырь в тихвине фото. Фото тихвинский монастырь в тихвине фото

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению
Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *