тихвинский монастырь кирсанов сайт

Тихвинский монастырь кирсанов сайт

Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь

Большую роль в жизни города Кирсанова играл Тихвино-Богородицкий монастырь, основание которого связано с именем преподобной Марфы Петровны Апариной. Еще в раннем возрасте Марфа обнаружила склонность к духовному подвижничеству. В доме, где она жила со своей сестрой Пелагеей, собралось несколько девиц, желаюших жить монашеской жизнью. Они составили небольшую общину. Существование ее стало возможным благодаря Марфе, ибо «общество это не имело собственного значения, держалось всюду авторитетом своей основательницы». Марфа духовно руководила общиной, дала ей устав (по образцу Саровской пустыни) и наказывала добывать пропитание себе собственными трудами, предсказав, что в Кирсанове будет свой монастырь. Хозяйственное руководство общиной осуществляла ее сестра Пелагея. Управление общиной после своей смерти Марфа завещала своей духовной дочери Татьяне Пахомовой. Однако, после кончины блаженной подвижницы в 1800 году, реально управляла всеми делами Пелагея (ум. 1819 г.). Именно она в 1814 году попросила у горожан место рядом с Собором и построила там дом для общины. Тамбовский епископ Иона (Васильевский) разрешил именовать общинку богадельней при церкви. По смерти Пелагеи здесь насчитывалось 30 сестер. Обеспечивали они себя преимущественно собственным трудом: пряли, ткали, красили полотна, шили ризы. Товар сбывали не только в городе, но и далеко за пределами округи (Арзамас, Н. Новгород).

В 1823 году Татьяна Пахомова исходатайствовала у граждан Кирсанова участок земли за городом, где община вскоре построила отдельный храм для богадельни. Его начальная история связана с именем преподобного Серафима Саровского, предсказавшего бывшим у него сестрам кирсановской общины, что будет у них своя церковь. Преподобный указал также, кто явится главным жертвователем, и подробно объяснил, как нужно строить церковь.

Храм возвели в 1825–1826 гг. на деньги майорши Марии Петровны Колычевой (впоследствии – монахиня Магдалина в Кирсановском монастыре), а престол освятили в честь иконы Божией Матери «Тихвинская», которую особо почитала преп. Марфа Апарина. При Татьяне же выстроили и колокольню, 13 корпусов для сестер, каменную ограду с трех сторон, а с четвертой – деревянную.

тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть фото тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть картинку тихвинский монастырь кирсанов сайт. Картинка про тихвинский монастырь кирсанов сайт. Фото тихвинский монастырь кирсанов сайт

Тихвинская церковь Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря

В 1846 году богадельню преобразовали в самостоятельную общину, в которой нашли пристанище до 180 девиц и вдов разных сословий. 28 января 1848 года Татьяна Пахомова умерла, а через год община получила статус общежительного монастыря.

Первой игуменьей монастыря стала помощница Татьяны Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина). Под ее руководством в 1858 году соорудили каменную трапезную. В 1866–1867 гг. к трапезной пристроили два престола в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Еще во времена Татьяны, в подвале Тихвинской церкви был устроен храм преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Деньги на строительство поступали от собственных трудов и от жертвователей (известна, к примеру, фамилия Воропаевой). Иногда приходилось искать средства и далеко за пределами города. Так известно, что в 1853 г. три рясофорные послушницы ходили по городам и селам России, собирая деньги на достройку Тихвинской церкви.

Игумения Серафима прежде всего обратила особое внимание на хозяйственную жизнь обители и дела благотворительности. Возросло количество рукоделий: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную, шерстяную мастерские. Для работы в них число насельниц увеличили до 450 (при Антонине было 300 человек). Игуменья Серафима открыла церковно-приходскую школу (1885 г.), отстроила больничный корпус (в 1888–1889 гг.) и богадельню для престарелых сестер. С этого же времени нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный обед. В 1873 году монастырь основал сиротский приют. Так, в 1904 г. в нем на воспитании находилось девять девочек от 9 до 13 лет. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе. В 1914 году в этой школе обучалось уже 100 человек.

Усердие настоятельницы Кирсановского монастыря было отмечено многими наградами епархиального начальства. Игумению Серафиму отличало ласковое отношение к сестрам обители. Предчувствуя свою кончину, матушка просила всех помолиться об упокоении ее души. Умерла она 5 февраля (ст. ст.) 1904 года.

Новая игуменья Антония происходила из купеческой семьи г. Козельска. В Кирсановском монастыре жила с 15 лет. Она завершила дела, начатые ее предшественницей. Особое внимание Антония уделяла наведению порядка в подсобном хозяйстве монастыря в с. Кипец.

Земельные владения монастыря (всего к 1917 году – 1049 десятин) собирались постепенно. Первое пожертвование было поднесено от М.П. Колычевой – 100 десятин. От казны при с. Перевоз – 150 дес. в 1853 г. В 1872 г. при д. Беклемищевке – 100 дес. от М.Н. Дубровской-Сипягиной, при с. Рамза – 48,5 дес. Вся эта земля сдавалась в аренду крестьянам. А главный участок в 650 дес. при с. Кипец сестры обрабатывали сами и только в страдную пору нанимали работников. В летнее время здесь работали практически все способные к труду сестры.

Кроме пахотной земли монастырю принадлежали 21 дес. мелкого дровяного леса и 109 дес. сенокосов по р. Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех, поэтому особой нужды монастырь не испытывал. Трудности появились только в неурожайном 1891 году, когда пришлось покупать семь вагонов зерна. Но в 1892 году положение улучшилось. В 1904–1905 гг., в связи с волнениями крестьян, возникло новое осложнение: «Крестьяне непрестанно грозили уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки». Со временем и эти страсти утихли.

Помимо земельных владений к 1907 году у монастыря имелись пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, делали ризы из фольги, вышивали гладью по полотну, шили белье, простыни, производили ремонтные работы в домах горожан. В конце XIX в. монастырь приобрел ткацкие станки. Некоторых сестер даже посылали обучаться высокому мастерству и художеству в Петербург.

Обитель жила на полном самообеспечении, вступала в торговые отношения. В монастыре производили вещи на заказ. Специально для этого освоили шитье по канве (салфетки), открыли башмачную мастерскую. Мастерская кройки и шитья принимала даже заказы на светские платья по журналам мод того времени. О качестве производимых работ говорит тот факт, что в 1900 году на Парижской всемирной выставке кустарных изделий несколько шитых золотом шелковых вещей, изготовленных в Кирсановском монастыре, получили главный приз.

После смерти игумении Антонии, последовавшей в 1910 году, ее преемницей стала бывшая казначея монастыря Евгения (А.И. Волосатова). Ей предстояло стать последней настоятельницей Кирсановской обители.

Более чем за сто лет монастырь трудами всех своих насельниц вырос настолько, что к началу XX века занимал в городе целый квартал. Доступ в монастырь днем для всех был свободным. Родственники и знакомые могли приходить и навещать монахинь даже в кельях. Общая трапеза была установлена только для послушниц. Кормили неплохо, 3–4 раза в день.

К 1914 году монастырский комплекс объединял: Тихвинскую церковь с трапезной и нижним храмом, домовую церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, школу, приют, 16 корпусов, в которых размещались мастерские и келии сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный двор, сад, гостиницу на 45 мест. По материальной обеспеченности к 1917 году Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских обителей Тамбовской епархии.

С монастырем был связан и главный торговый день города. 26 июня (9 июля по новому стилю) праздновалась «Тихвинская» икона в монастыре, и в городе устраивалась ярмарка. «На мосту скромно стояли две монашки около большой иконы, вероятно, копии с главной, и люди, крестясь, бросали им грошики на тарелку», – вспоминает митрополит Вениамин (Федченков).

Монастырь был также известен как центр высокой духовной жизни. Оптинский старец Макарий знал Тихвинскую обитель «как отличающуюся строгой монастырской жизнью» и именно сюда благословил поступить свою духовную дочь А.И. Новикову (в монашестве – Антония), ставшую впоследствии игуменьей.

Были в обители и свои духовные старицы: Евдокия, Варсонофия, Арсения, Тавифа, Апполинария. О Евдокии говорили, что она юродствовала по благословению самого преп. Серафима Саровского. Большую часть времени она проводила в храме и была прозорлива. Апполинария отличалась строгостью жизни, питалась весьма скромно и один раз в день. Присутствие таких подвижниц в монастыре привлекало людей: «Многие приходили сюда, ища утешения в скорбях и напастях». Однако современник начала XX века сетует: «Печально только то, что в последнее время стало мало таких стариц. хотя религиозно-нравственная жизнь обители и сейчас стоит высоко».

Источник

Тихвинский монастырь кирсанов сайт

Основательницей этого монастыря преподобная Марфа Тамбовская (Апарина). После смерти матери в 1780 году блаженная Марфа со своей сестрой Пелагеей образовала в Кирсанове небольшую девичью общину, в 1819 году получившую статус богадельни. Всего за два года в 1825 — 1826 годах на окраине Кирсанова была выстроена небольшая церковь Тихвинской иконы Божией Матери, особо почитаемой преподобной Марфой. В 1846 году богадельня была преобразована в общину, а в 1849 году получила статус монастыря. В 1851 году на месте старой церкви был возведен новый каменный храм. В 1866–1867 годах к трапезной пристроили два престола в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В подвале Тихвинской церкви был устроен храм преподобных Онуфрия и Петра Афонских, а на втором этаже колокольни — Благовещенская церковь. В 1888 году были отстроены больничный корпус и богадельня для престарелых. С этого времени нищие получали в монастыре бесплатный обед. Монастырь располагал обширными земельными угодьями, которые сдавал в аренду. Всего в обители проживало 562 монахини и послушницы.

Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, вышивали гладью, шили белье, производили ремонтные работы в домах горожан. В конце XIX века монастырь приобрел ткацкие станки. Некоторых сестер посылали обучаться высокому мастерству и художеству в Петербург. Монастырский товар сбывали не только в городе, но и далеко за пределами округи. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже шитые золотом шелковые изделия монастыря получили главный приз. В Первую мировую войну в больничном корпусе монастыря размещался госпиталь.

Более чем за сто лет монастырь трудами всех своих насельниц вырос настолько, что к началу XX века занимал в городе целый квартал. К 1914 году монастырский комплекс объединял: Тихвинскую церковь с трапезной и нижним храмом, домовую церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, школу на 100 детей, приют, 16 корпусов, в которых размещались мастерские и кельи сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный двор, сад, гостиницу на 45 мест. По материальной обеспеченности к 1917 году Кирсановский Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских обителей Тамбовской епархии.

В 1918 году обитель была преобразована в «коммуну», вскоре монахинь изгнали из монастыря. До 1932 года Тихвинская церковь являлась приходской. После закрытия храма его использовали сначала под торфяной склад, а затем устроили там гаражи, чуть позже мастерские и цеха сельскохозяйственного техникума.

До своего закрытия и частичного разрушения Тихвинская церковь являлась великолепным строением. В плане храм представлял собой вытянутый прямоугольник с не сохранившимися до наших дней пятью главами и четырехъярусной каменной колокольней. Декор фасадов был богат и разнообразен.

24 апреля 2009 года состоялось торжественная передача Тихвинской церкви Тамбовской митрополии. В настоящее время ведутся работы по ее восстановлению.

Источник

Град Кирсанов

Татьяна Пахомова происходила из государственных крестьян одной из пригородных слобод Кирсанова. Около 17 лет от роду поступила в Кирсановскую женскую общину и провела в ней всю свою подвижническую жизнь. Настоятельница обители, была беспримерной труженицей, из личных капиталов после своей смерти оставила 1 руб. серебром. Похоронена в Кирсанове 28 января 1862 года.

После кончины блаженной подвижницы Марфы в 1800 году всеми делами общины продолжала управлять Пелагея († 1819). Именно она в 1814 году попросила у горожан место рядом с Собором и построила там дом для общины. Тамбовский епископ Иона (Васильевский) разрешил именовать общинку богадельней при церкви.

По смерти Пелагеи в богадельне насчитывалось 30 сестер. Обеспечивали они себя преимущественно собственным трудом: пряли, ткали, красили полотна, шили ризы. Товар продавали не только в городе, но и далеко за пределами Кирсановского уезда.

В 1823 году Татьяна Пахомова исходатайствовала у граждан Кирсанова участок земли за городом, где вскоре был построен для богадельни отдельный храм. Его начальная история связана с именем преподобного Серафима Саровского, предсказавшего бывшим у него сестрам кирсановской общины, что будет у них своя церковь. Преподобный указал также на то, кто явится главным жертвователем, и подробно объяснил, как нужно строить новый храм. Его возвели в 1825-1826 годах на деньги майорши Марии Петровны Колычевой, а престол освятили в честь иконы Божией Матери «Тихвинская», которую особо почитала преподобная Марфа.

Не обученная грамоте, Татьяна Пахомова не могла сама читать молитвенное правило. Однако знала наизусть много кафизм из Псалтыри и эти кафизмы считала непременным долгом прочитать утром и вечером каждого дня. В делах общинного управления, в ведении документов, в разных хлопотах и переписках Татьяна имела помощницу в лице Анисии Васильевны Страховой.

23 января 1848 года со словами: «Жив Господь Бог и жива душа моя»! Татьяна Пахомова умерла. Через год община получила статус общежительного монастыря.

Первой игуменьей кирсановской обители стала помощница Татьяны Пахомовой Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина).

Анисия Васильевна Страхова с пятилетнего возраста жила в общине и заслужила всеобщую любовь терпеливым исполнением многоразличных монастырских послушаний. Пострижена и наречена игуменьей была 8 июля (по ст.ст.) 1949 года. В этот же день в монастыре приняла постриг майорша Мария Петровна Колычева с именем Магдалины.

Новоустроенная обитель находилась в крайней бедности. Сестры вынуждены были вновь вспомнить предсказание преподобной Марфы, которая часто говорила: «Я желаю и буду молить Бога, чтобы обитель моя никогда не была богата, а жила в скудости». Так и было. Однако вскоре обитель неожиданно посещает усердная ее благодетельница Татьяна Борисова Потемкина. Она приветствовала новоучрежденную обитель щедрым подарком, чем и спасла ее от крайней нужды [30].

К этому времени храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в 1825-1837 годах, стал ветхим и тесным. В 1851 году игуменья решила его разобрать и заложила новый. Неожиданное обрушение северо­западной стороны колокольни, произошедшее в 1852 году, приостановило работы по возведению церкви. В 1854 году храм был наконец отстроен и оштукатурен, а 22 сентября 1857 года освящен епископом Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым)[31], будущим митрополитом Московским и автором фундаментального труда по истории Русской Православной Церкви.

Под руководством игуменьи Антонины (Страховой) в 1858 году соорудили в монастыре каменную трапезную.

Вера Ивановна Межакова, впоследствии монахиня Варвара, пришла в Кирсановскую общину будучи 25 лет и приняла на себя должность сборщицы подаяний. Помимо богатых сборов, в разное время внесенных в обитель благодаря Межаковой, значительные акты дарований для обители в правительственных местах были, отчасти, ее заслугой.

Игуменья Серафима (в миру Параскева Насонова) родилась в Кадоме в 1827 году. Отец ее занимался торговлей мануфактурным товаром. Семья была состоятельной, но вследствие пожаров 40­х годов, уничтоживших большую часть имущества, обеднела. В Кадоме имелась община, которой много благотворили Насоновы. Туда они и отдали свою 17­летнюю дочь, по собственному ее желанию. Кроткая, смиренная, усердная к молитве и послушанию, она в 1856 году была избрана помощницей начальницы богадельни, приписанной к Кадомскому монастырю. В монашество Параскеву постригли в 1878 году, а уже в 1879 году она утверждена казначеей Кадомского Милостиво­Богородицкого монастыря. В 1880 году стала игуменьей этого монастыря.

Игуменья Серафима прежде всего обратила особое внимание на хозяйственную жизнь обители и дела благотворительности. Возросло количество рукоделий: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную и шерстяную мастерские. Для работы в этих мастерских число насельниц увеличили до 450 (при Антонине было 300 человек). Игуменья Серафима открыла церковно­приходскую школу (1885), отстроила больничный корпус (1888-1889) и богадельню для престарелых сестер [34]. С этого же времени нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный обед. В 1873 году при обители был основан сиротский приют. В 1904­м в приюте на воспитании находилось девять девочек от 9 до 13 лет [35]. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе. В 1914 году в этой школе обучалось уже 100 человек.

Усердие настоятельницы Кирсановского монастыря было отмечено многочисленными наградами епархиального начальства. Игуменью Серафиму отличало ласковое отношение к сестрам обители. Предчувствуя свою кончину, матушка просила всех помолиться об упокоении ее души. Умерла она 5 февраля (по ст.ст.) 1904 года.

Следующая игуменья, Антония, происходила из купеческой семьи города Козельска. Духовными нитями она связала кирсановскую обитель с Оптиной пустынью, так как была духовной дочерью оптинского старца преподобного Макария (Иванова). В Кирсановском монастыре жила с 15 лет и впоследствии завершила дела, начатые ее предшественницей. Известно, что особое внимание Антония уделяла наведению порядка в подсобном хозяйстве монастыря в селе Кипец.

Игуменья Антония (в миру Анна Ивановна Новикова) родилась в 1845 году в Козельске в купеческой семье. По благословению оптинского старца Макария в 1860 году поступила в Кирсановский женский монастырь. 39 лет несла послушание в живописной мастерской. В 1899 году приняла постриг и назначена старшей в этой мастерской. После смерти настоятельницы Серафимы, в 1904 году, стала игуменьей. По отношению к сестрам она была взыскательна и строга, в личной жизни отличалась простотой: не допускала никакой роскоши, носила скромную одежду и довольствовалась общей монастырской трапезой. Умерла игуменья Антония 22 января (по ст.ст.) 1910 года.

Кроме пахотной земли, монастырю принадлежали 21 десятина мелкого дровяного леса и 109 десятин сенокосов по реке Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех, поэтому особой нужды в продуктах монастырь не испытывал. Трудности появились только в неурожайном, 1891 году, когда пришлось покупать семь вагонов зерна. Но на следующий год положение улучшилось [36]. В 1904-1905 годах, в связи с волнениями крестьян, возникло новое осложнение: «Крестьяне непрестанно грозили уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки» [37].

К 1907 году помимо земельных владений у Кирсановского женского монастыря имелись пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, делали ризы из фольги, вышивали гладью по полотну, шили белье, простыни, производили ремонтные работы в домах горожан [38]. Иными словами, трудились, исполняя завет своей первоначальницы преподобной Марфы. В конце XIX века монастырь приобрел ткацкие станки, а некоторых сестер даже посылали учиться высокому мастерству и художеству в Санкт­Петербург.

После смерти игуменьи Антонии, последовавшей в 1910 году, ее преемницей стала бывшая казначея монастыря Евгения. Ей предстояло стать последней настоятельницей Кирсановской обители перед закрытием.

Игуменья Евгения (А.И. Волосатова) родилась в 1859 году в мещанской семье. Получив домашнее образование, в 1879 году поступила в Тихвино-Богородицкий Кирсановский монастырь. 14 марта 1901 года определена указом и пострижена в монашество, а 15 ноября 1905 года утверждена в должности казначеи монастыря. В 1909 году награждена наперсным крестом от Св. Синода.

Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь оказывал большое влияние на духовную, культурно­просветительскую и торгово­производственную жизнь города и уезда. Более чем за сто лет обитель трудами всех своих насельниц выросла настолько, что к началу XX века занимала в городе участок, втрое превышающий размеры городского квартала [39]. Доступ в монастырь днем был для всех свободным. Родственники и знакомые могли приходить и навещать монахинь даже в кельях. Общая трапеза была установлена только для послушниц. Кормили неплохо, 3-4 раза в день. На ночь монастырь закрывался.

Благодаря существованию Тихвинского монастыря, на окраине Кирсанова сложился второй городской центр помимо основного, предусмотренного планом. К 1914 году монастырский комплекс объединял: Тихвинскую церковь с трапезной и нижним храмом, домовую церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, школу, приют, 16 корпусов, в которых размещались мастерские и келии сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы, сад. Вне ограды монастыря находился приют с церковно­приходской школой, гостиница на 45 мест, конный двор. По материальной обеспеченности к 1917 году Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских обителей Тамбовской епархии [40].

Также монастырь был известен как центр высокой духовной жизни. Оптинский старец Макарий знал Тихвинскую обитель «как отличающуюся строгой монастырской жизнью» [43]. Именно сюда он благословил поступить свою духовную дочь А.И. Новикову, будущую игуменью Антонию.

Известно также, что в первой половине XIX века некоторые сестры обители поддерживали духовную связь с известным задонским подвижником Георгием Затворником, а со второй половины века часть сестер духовно окормлялась у архимандрита Варлаама, настоятеля Пермского Белогорского монастыря, который еще называли Уральским Афоном. Были в обители и свои духовные старицы: Евдокия, Варсонофия, Арсения, Тавифа, схиманохини Аполлинария, Серфима, Митрофания. Относительно старицы Евдокии передают, что она почти всю жизнь не имела своей келии, проводя большую часть времени во дворе и в храме; при этом она юродствовала, на что, по преданию, получила благословение от преподобного Серафима Саровского. Евдокия была прозорлива, и ее предсказания исполнялись с буквальной точностью. Схимонахиня Аполлинария отличалась строгостью жизни, питалась весьма скромно и один раз в день. Как отмечал современник начала XX века, присутствие таких подвижниц в монастыре привлекало людей: «Многие приходили сюда, ища утешения в скорбях и напастях. Печально только то, что в последнее время стало мало таких стариц. хотя религиозно­нравственная жизнь обители и сейчас стоит высоко» [44].

28. Жизнеописание преподобной Марфы приведено в третьей части книги. См. также: Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской. Тамбов, 2007.
29. Василий Архангельский, священник. Тихвино-Богородицкий общежительный женский монастырь в городе Кирсанове. Исторический очерк. Тамбов, 1907. С. 22-23.
30. Василий Архангельский, священник. Указ. соч. С. 28.
31. Позднякова И. Обитель преподобной Марфы Тамбовской. Кирсановский Тихвино­Богородицкий монастырь // Тамбовские епархиальные ведомости, 2011. № 3. С. 30.
32. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1302. Л. 538.
33. Позднякова И. Указ. соч. С. 30.
34. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1967. Л. 36.
35. Там же. Л. 32.
36. ТЕВ, 1907. № 51. С. 2374-2380.
37. Там же. 1910. № 31. С. 1094-1098.
38. Там же. 1907. № 1. С. 25-28.
39. Позднякова И. Указ. соч. С. 28.
40. Более подробные сведения о монастыре см. в кн.: Василий Архангельский, священник. Тихвино-Богородицкий общежительный женский монастырь в городе Кирсанове. Исторический очерк. Тамбов, 1907.
41. Митр. Вениамин (Федченков). Указ соч. С. 85.
42. Хитров Г.В. Указ. соч. С. 335.
43. ТЕВ, 1910. № 31. С. 1094-1098.
44. Там же. 1907. № 4. С. 147.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Источник

КИРСАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

находился в г. Кирсанов Тамбовской губ.

1780-1917 гг.

тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть фото тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть картинку тихвинский монастырь кирсанов сайт. Картинка про тихвинский монастырь кирсанов сайт. Фото тихвинский монастырь кирсанов сайт

В 1800 г., после кончины прп. Марфы, по ее благословению общину возглавила Татьяна Пахомова († 1848), происходившая из гос. крестьян пригородной слободы Кирсанова. Но фактически делами по-прежнему заведовала П. Апарина, «строгая до чрезмерности». Под ее началом сестры «не только не могли переступить за порог своей келии, но даже не смели и выглянуть лишний раз в окно своего затвора» (Т. Пахомова. 1999. С. 157). Ок. 1814 г. рядом с городским Успенским собором был построен отдельный дом для общины, к-рая к 1819 г. насчитывала 30 чел.

11 февр. 1816 г. по благословению еп. Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского) община получила официальный статус богадельни, ее настоятельницей оставалась Пахомова. Сестры обеспечивали свое существование в общине тем, что пряли, ткали, красили полотна, шили ризы; изделия продавали в Кирсанове, Арзамасе, Н. Новгороде.

тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть фото тихвинский монастырь кирсанов сайт. Смотреть картинку тихвинский монастырь кирсанов сайт. Картинка про тихвинский монастырь кирсанов сайт. Фото тихвинский монастырь кирсанов сайт

Одной из помощниц Пахомовой стала Пелагея Сергеевна Апарина (в монашестве Палладия?), родная племянница первоначальниц Апариных, образованная, известная в светских городских кругах. Другой помощницей была послушница Анисия Васильевна Страхова. Весной 1823 г. она вместе с неск. сестрами приезжала в Арзамас с большой партией льняного полотна для Арзамасской женской общины. По пути сестры заехали в Саровскую пуст. По преданию, прп. Серафим благословил их и предсказал: «У вас будет храм; вот приедет к вам барынька, вы примите ее, угостите и она построит вам храм». Он посоветовал устроить небольшую церковь, «ибо не в обширных только храмах Бог живет». Преподобный подарил насельницам сборник молитв, к нач. XX в. хранившийся в особом ковчежце Тихвинского храма. «Книжка эта в малиновом бархатном переплете, величиною в молитвенник и имеет печатную надпись: «Книжица сия зборник именуемая, то есть, некоторых молений на всяк день потребных собрание, напечатася во святой Киево-Печерской Лавре 1819 г.»» На форзаце чернилами сделана надпись: «Благословение Саровской пустыни еромонаха Серафима». И далее: «. сия книжица принадлежит Кирсановския общины послушницы Анисии Васильевной» ( Архангельский. 1907. С. 22-23).

Предсказание прп. Серафима вскоре сбылось. 21 сент. 1823 г. в обители остановилась майорша Мария Петровна Колычева (в монашестве Магдалина; † 1857), помещица из соседнего Балашовского у. Саратовской губ. Узнав о нуждах сестер, она решила оказать им материальную помощь, в т. ч. и в постройке для богадельни церкви. 10 июля 1825 г. еп. Тамбовский Афанасий (Телятев) выдал храмозданную грамоту и на участке земли за городом, исходатайствованном Пахомовой у граждан Кирсанова, началось строительство. Сестры принимали участие в закладке фундамента: копали землю, разводили известь, помогали кладчикам. 27 нояб. 1826 г. состоялось освящение храма в честь Тихвинского образа Божией Матери, который особо почитала прп. Марфа. Впосл. по благословению еп. Тамбовского Арсения (Москвина) в перестроенной церкви 14 июля 1837 г. было устроено 2 придела (в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), позднее возвели колокольню с ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы.

Первоначально богадельня числилась при городском соборе Успения Пресв. Богородицы (1820), поэтому указом от 30 сент. 1826 г. Тихвинская ц. была наименована кладбищенской; при ней хоронили сестер богадельни. По епархиальному распоряжению богослужение в новом храме совершалось священнослужителями собора. Ок. 1836 г. по просьбе сестер и по ходатайству еп. Тамбовского Арсения Синод переименовал кладбищенскую Тихвинскую ц. в приходскую и к ней причислил жен. богадельню с 2 штатными священно-церковнослужителями. К нач. 1830 г. в богадельне проживали 70 девиц; на ее территории были построены 3 деревянных дома, 2-этажный каменный дом, 3 деревянных флигеля, деревянная ограда, дубовый сарай, 2 амбара и конюшни.

6 февр. 1846 г. во многом благодаря деятельности П. С. Апариной богадельня была преобразована в самостоятельную общежительную жен. общину. В это время под началом Пахомовой здесь жили ок. 180 девиц и вдов. 22 дек. в 1847 г. был определен штат сестер общины, в который в т. ч. входили староста церкви Мария Попова, казначея Александра Аболаматова. Пахомова была погребена у алтаря Тихвинского храма, новой настоятельницей сестры избрали А. В. Страхову.

Храмы и другие постройки

В 1851 г. по благословению еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) и по инициативе игум. Антонины начался разбор обветшавшего Тихвинского храма (1826). Но из-за обрушения (22 мая 1852) сев.зап. стороны колокольни работы по возведению новой церкви были приостановлены.

Храм впоследствии ремонтировался. На пожертвования кадомского купца М. Ф. Рожнова был построен и 29 июля 1897 г. лебедянским игум. Митрофаном освящен 3-ярусный резной позолоченный иконостас.

К 1867 г. на территории мон-ря находились каменный корпус, деревянный игуменский корпус, 7 сестринских флигелей (Справочная книжка. 1876. С. 30-31); каменная ограда, на вост. стороне граничившая с домами местных жителей и р. Пурсовкой, ок. 17 корпусов, где размещались мастерские и кельи. В 1900 г. на монастырском дворе, напротив юж. дверей Тихвинского храма, был установлен колодец-водокачка. Вода подавалась для совершения водосвятий с крестными ходами. Над источником поставлена часовня с крестом. За оградой были здания приюта для девиц духовного звания, церковноприходской школы, 2-этажная каменная гостиница (1910), различные хозяйственные постройки, в т. ч. каменный конный двор (1908), скотный двор с сараями, 2 деревянные житницы, деревянная рига с 2 воротами, 5 погребов с деревянными срубами; в саду росли деревья и кустарники. В монастырских слободах были устроены 2 земские 2-классные школы; законоучитель получал 95 р. в год. В К. м. имелись различные мастерские. К 1907 г. в «золотной» (золотошвейной) мастерской, размещавшейся в игуменском корпусе, трудились 16 чел. За драгоценный омофор, изготовленный в К. м., мастерицы получили высшую награду на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. В пуховой мастерской работали 10 сестер, в живописной, находившейся в 2-этажном деревянном корпусе, писали иконы 16 насельниц; в обзорной мастерской 12 сестер «убирали» цветами иконы и изготавливали ризы из фольги. Имелись также гладильная, шелкошвейная, ризная, бельевая, ткальная, башмачная, ковровая, канвовая (10 сестер шерстью вышивали по канве салфетки, ковры, подушки), пошивочная, просфорная мастерские.

В 1914 г., во время первой мировой войны, в К. м. был открыт лазарет на 10 коек; также обитель отдала представителям Красного Креста верхний этаж больничного корпуса для обустройства госпиталя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *