тихвинский храм в троицке официальный сайт
Тихвинский храм г. Троицка
Часы работы:
в будни:
в дни, когда совершаются богослужения:
утром: с 8:30 до 15:00
вечером: с 17:00 до окончания вечернего богослужения
в остальные дни:
в субботу с 7:30 до окончания вечернего богослужения
в воскресенье с 7:30 до 16:00
Таинство покаяния совершается в дни Богослужений во время Всенощного Бдения или утром перед Литургией.
Молебны в храме служатся по воскресным дням с 8:00 согласно расписанию.
Панихида в храме служится еженедельно по субботним дням после Литургии.
Таинства и требы: крещение, венчание, соборование, отпевание, исповедь и причастие на дому, освящение квартиры и пр. совершаются по предварительному согласованию со священником. Таинствам крещения и венчания должна предшествовать обязательная подготовка.
Подать записку «о здравии» или «об упокоении», заказать молебен или панихиду, приобрести свечи, книги, иконы можно в церковной лавке.
При храме работает детская и взрослая Воскресная школа, для прихожан всегда открыта приходская библиотека.
Пожертвование на уставную деятельность
Священник Антоний Лакирев на Радио Радонеж ко Дню апостолов Петра и Павла (12.07.2016).
Крещение в нашем храме
Расписание
История храма
История Тихвинского храма города Троицка берёт своё начало от основанной в 1674 году домовой церкви князей Репниных в селе Богородском. Изначально это была деревянная церковь, простоявшая в таком виде не более года. В 1675 году начались работы по расширению храма с возведением каменных стен. Строительство продолжалось несколько лет. Бóльшая часть необходимого строительного материала доставлялась из известного Пафнутьева монастыря города Боровска. Уже в 1677 году были завершены основные работы и начато внутреннее обустройство храма. Для росписи из Москвы был приглашён жалованный иконописец Оружейной палаты Никифор Бовыкин, известный работами в дворцовых храмах Кремля, в Успенском соборе, в Страстном и Новодевичьем монастырях. В 1681 году в дозорных книгах Патриаршего казначейского приказа было записано: «С сентября в 4 день, по досмотру, церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския, да пределы: предел Сергия чудотворца, предел Александра Свирского, предел Великомученика Никиты, предел Прокопия Устюжского чудотворца каменна нова»
Вплоть до 1732 года село Богородское было вотчиной Репниных, после чего было продано Василию Борисовичу Толстому, который построил новую церковь рядом с местом прежде существовавшего храма. По неустановленным причинам усадьба Репниных вместе с храмом на тот момент в реестрах уже не значилась.
Как известно, в годы наполеоновского нашествия многие русские города и селения подверглись разорению французскими войсками. Эта участь постигла и село Богородское.
В письменных источниках XIX столетия Тихвинский храм упоминается как приходская церковь сёл Богородское-Ватутинки и Троицкое.
Храм просуществовал до 30-х годов XX века. Нам известны имена некоторых настоятелей, внесших большой вклад в развитие духовно-нравственного просвещения окормляемой паствы, таких как священник Николай Румянцев, бывший законоучителем Богородской школы в конце XIX – начале XX столетия. Сменивший его в 1911 году священник Феодор Грудаков стал последним настоятелем Тихвинской церкви вплоть до её закрытия. В 1922 г. храм подвергся «изъятию» церковных ценностей. В 1930 году о. Феодор был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, а храм – разграблен и закрыт. Тихвинский храм разделил судьбу многих церквей и монастырей по всей России. Церковные здания использовались в качестве хозяйственных и подсобных помещений, складов, сельских и городских клубов.
Так, с 1936 до 2002 года стены Тихвинского храма служили общежитием для рабочих Троицкой камвольной фабрики.
Возрождение церкви и прихода началось в 90-е годы XX века.
Священнослужители храма после возобновления прихода
Настоятели:
с 2007 г. Священник Николай Степанычев
с 1997 по 2007 гг. Священник Михаил Фесенко
с 1995 по 1997 гг. Священник Алексий Волосенко
с 1992 по 1995 гг. Иеромонах Владимир (Маслов)
Клирики:
с 2002 г. Священник Антоний Лакирев
с 1995 по 1997 гг. Священник Михаил Фесенко
Настоятель храма
Протоиерей Николай Степанычев
Дата рождения: 16 июля 1977 г.
День тезоименитства: 22 мая
Архиепископом Можайским Григорием
во диакона 24.09.2006,
во пресвитера 17.05.2007
Награды:
2017 сан протоиерея;
2016 наперсный крест;
2012 Юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»;
2005 грамота Митрополичья благословенная;
2004 грамота Патриаршая благословенная.
Клирик храма
Иерей Антоний Лакирев
Смоленская духовная семинария (2006г.)
высшее, Московский государственный университет (1985г.)
2013 наперсный крест
День тезоименитства 30 января
Расписание
Новости
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Международного дня редких (орфанных) заболеваний.
К 80-летию со дня мученической кончины Священномученика Феодора Грудакова.
Великое освящение храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке.
Отмена службы в среду 15.07.2020.
Мысли великих
Потрудитесь возбудить в себе высокопочитание к молитве и всегда становитесь на молитву, как на первое и главнейшее дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и из ней потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.
Предварительные исторические заметки по истории Тихвинской церкви в с. Богородском (г. Троицк)
Автор: Сергей Санков
С первой половины XVII века земля на Старокалужской дороге, значившаяся в разное время как Загонино, Княгинино, Ватутино, Яковлево, числилась за стряпчим Степаном Мироновичем Чепчуговым. Однако в 1620 году Княгинино (Загонино, Ватутина тож) отошли к князю Петру Александровичу Репнину, а часть сохранилась за сыном Чепчугова – Андреем Степановичем. К 1635 году Репнин построил на своей вотчине типичную для того времени боярскую усадьбу, которую обслуживали две семьи «деловых людей», и пять крестьянских дворов находились на приусадебном хозяйстве. В 1646 году за овдовевшей княгиней Ксенией Ивановной Репниной был тот же «двор боярский с деловыми людьми и 5 дворов крестьянских и бобыльских с 15 человек».
Княгинина пустошь, ныне Заречье, находилась на левом берегу Десны. Здесь в 1675 году боярин Иван Борисович Репнин начал строительство церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Пустошью в старину называли дальний от селения т.н. особняк – участок того же владельца, не входящий по своей дальности в надел. Это могли быть покосы, пашни, пасеки и т.д., что иначе именовалось залеж, а название Ватутинки происходит от уменьшительного ват (ведро, мера, кадь). До 1512 года старокалужские залежи находились в ведении Ростовской епархии и принадлежали Свято-Успенскому Княгинину женскому монастырю во Владимире, а затем, по просьбе монастырских старцев и духовенства, были выкуплены Великим князем Василием Иоанновичем для сдачи в аренду с выдачей ежегодной ватутины на содержание монастыря.
В окладных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1677 год записано: «Прибыла церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския в московском уезде, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина, в селе Богородском, а по сказке тоя церкви, попа Авраама, положено дани с двух дворов поповых, с дьяконовского, боярского, да лучших крестьян с 10 дворов и с 5 дворов бобыльских, по указанной статье 10 алтын с деньгою, заезда гривна. И генваря в 13 день на нынешний на 185 и на прошлые 183 и 184 годы, всего на три годы, дани и заезда рубль 7 алтын с деньгою взято» (Патриаршая приказная книга 88, л. 272)
Сам Иван Борисович Репнин в своей сказке называет церковь как «строение… Ивана Петровича Репнина», т.е. своего двоюродного брата.
В 1678 году в дозорных книгах записано: «вотчина за боярином за князем Иваном Борисовичем Репниным село Богородское, в нем двор вотчинников, двор скотный».
О завершении хлопот по благоустройству Тихвинского храма в тех же дозорных книгах Патриаршего казначейского приказа за 1681 год говорится: «сентября в 4 день, по досмотру, церковь Пречистыя Богородицы Тихвинския, да пределы: предел Сергия чудотворца, предел Александра Свирского, предел Великомученика Никиты, предел Прокопия Устюжского чудотворца камена нова; а по сказке боярина князя Ивана Борисовича Репнина вотчины ево села Богородского прикащика человека ево Тимофея Мижуева, та де церковь в Сосенском стану, Пехрянской десятины, церковное строение каменное боярина князя Ивана Петровича Репнина; а по досмотру старосты поповскаго Пехрянской десятины, вотчины Чудова монастыря села Станиславля, архангельского попа Федора Ильина, на антиминсе подписано: освящена во 183 году; а построена де вновь в том селе Богородском на вотчинной земле, на пустоши Княгининой; а попу и дьякону и дьячку на пропитание земли к церкви ничего не дано, а идет им боярской руги: попу денег 10 рублев, хлеба-ржи и овса 20 чети, дьякону 6 руб., да хлеба-ржи и овса 15 чети, дьячку 3 руб., хлеба-ржи и овса 5 чети; а попа и дьякона в то время дома не было, были на Москве; а пономарю идет месячины по осмине ржи, да полуосмины овса».
В 1688 году умер Иван Петрович Репнин. Имение Богородское досталось по завещанию «поручику потешной роты» Аниките, а через девять лет (1697) скончался и Иван Борисович. В монастырских книгах об этом сохранились соответствующие записи: «По приказу отца своего боярина князя Ивана Борисовича Репнина стольниками князьями Аникитой Ивановичем и Андреем Ивановичем Репниными» в Пафнутьев Боровский монастырь 3 апреля 1698 года был пожертвован ценнейший золотой крест с драгоценными камнями (изумрудами и алмазами) весом 3 фунта 55 золотников – «на помин души новопреставленного боярина Иоанна и сродников его…». 17 октября 1700 года в монастырскую ризницу поступили священные сосуды: потир, дискос, два блюда, лжица и рукоятка для копия – все золотые, с разными каменьями (изумрудами, яхонтами, алмазами, «среди них яхонт величиною с полвершка»). Все эти предметы были переданы «вдовой стольника князя Андрея Ивановича Репнина княгиней Татьяной Алексеевной по мужу своему. А весу в золоте с каменьями и финифтяными штуками семь фунтов семьдесят три золотника». Это последний из известных вкладов Репниных в Пафнутьев Боровский монастырь. Большинство из вышеперечисленных вещей были обнаружены рабочими при ремонте полов в помещении красного уголка (бывшая ризница) в 1956 году и с тех пор хранятся в Калужском областном краеведческом музее и в Государственном историческом музее в Москве (Памятники культуры. – М.: Искусство, 1977. – С. 269-273).
Дальнейшие сведения о Богородском не отличаются разнообразием: «В приходе церкви Тихвинския Богородицы в 1703 году состояло 20 дворов, попу с причетниками выдавалось руги на пропитание денег по 15 руб., хлеба 35 четвертей. При церкви были священники: Григорий Васильев (1703-1704), Иван Федоров (1709), дьячок Христофор Алексеев (1703-1704)».
«В селе Богородском в 1704 году находились дворы: вотчинников, прикащичий, скотный и конюшенный, а в деревне Ватутенки числилось 29 дворов крестьянских».
В 1732 году Богородское было продано Василию Борисовичу Толстому, который и построил ныне существующую церковь. По невыясненной причине усадьба Репниных с храмом в это время уже не числилась как существующая. Место старой княжеской церкви Толстой отметил камнем с высеченным крестом. Он же учредил в храмовый день Тихвинской иконы Богоматери ярмарку. После полного разорения и сожжения усадьбы французами в 1812 году сёстры Толстые, дочери Василия Борисовича, уступили имение своему брату Александру Васильевичу Толстому за 16 тысяч рублей.
Об одном из настоятелей Тихвинской церкви упоминается в метрических книгах соседнего храма Воскресения Словущего: «Села Клокова помре священник Даниил Адрианов по христианской должности (был настоятелем с 1790 по 23 апреля 1829 года – прим. С.С), коему от роду было 70 лет. Погребен на кладбище. Оное погребение исправляли: села Хатминок священник Петр Петров, села Пучково священник Петр Деомидов, села Ватутенок священник Иван Федоров…» (Воскресенская, села Клокова, Подольского уезда, церковь. Описание по историческим источникам. Составил священник А. Ключарев. – М. 1899).
Из материалов школьного музея в Ватутинках известно, как в 1911 году жители расставались с о. Николаем (Румянцевым), бывшим много лет настоятелем Тихвинской церкви, – его перевели вторым священником в великолепную княжескую церковь села Николо-Архангельского Балашихинского уезда. После литургии в родном храме состоялось трогательное прощание настоятеля со своей паствой. В памятном Адресе благодарные прихожане, перечисляя труды батюшки, отмечали: «…у нас не было школы – с Вами явилась и школа. Видя, как народ страдает от пьянства, Вы вступили на бой с этим бичом народным – и открылось у нас общество трезвости. Ваше участие в обществах пчеловодства, животноводства и мелкого кредита говорит о Вашем стремлении к распространению практических знаний. Нет слов, чтобы выразить нашу печаль при расставании с Вами». Барон Черкасов подарил многодетной семье священника корову, затем всё село с искренней грустью вышло провожать так полюбившегося всем отца-настоятеля. На его место заступил выпускник Московской духовной семинарии о. Феодор (Грудаков).
1. Беднажевская Н.И., зав. Троицким горархивом. Сельцо Троицкое и его окрестности. 1620-1928. – Самиздат, 1997.
2. Е.М. Поспелов. Названия подмосковных городов, сёл и рек. – М.: ИД «Муравей», 1999.
3. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 69, л. 740.
4. ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 502, л. 34.
5. ЦГАМО, ф. 5739, оп. 1, д. 165, л. 5, 9, 11.
Священномученик Феодор (Грудаков)
Житие священномученика Феодора (Грудакова)
Свщмч. Феодор (Грудаков) был настоятелем нашего храма вплоть до его закрытия в 1930 году. В 2004 году он был прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских.
Священномученик Феодор родился 13 февраля 1889 г. в деревне Песья Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова. После окончания в 1905 г. Перервинского духовного училища Феодор поступил в Московскую духовную семинарию.
В 1911 г. после окончания семинарии он был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда.
В 1919 г. в Подольском уезде началось восстание против большевистской власти, часть населения организовала вооруженный отряд, которым руководил некто по фамилии Зеленый. Отец Феодор на несколько месяцев был призван в тыловое ополчение Красной армии, но с июня 1919 г. продолжил свое служение в Тихвинском храме.
15 августа 1930 г. отец Феодор был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
– Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю. В практике моей службы как священника Богородской церкви никогда не произносил никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также на темы антисоветского характера. Будучи аполитичным, в личных беседах с крестьянами я никогда никаких недовольств по отношению к советской власти не высказывал, в период коллективизации я никаких разговоров и бесед ни с кем не имел. Из духовенства связи ни с кем не имею, ни к кому не хожу и никто у меня не бывает, а также ни с кем никакой переписки не веду.
– Вы писали когда-либо письма священнику Горскому?
5 сентября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника Феодора Грудакова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Наказание он отбывал на строительстве Беломорского канала и затем на строительстве Сербского порта. В апреле 1934 г. отец Феодор был освобожден. Сначала он служил в Рязанской епархии, а в апреле 1937 г. получил назначение в храм в честь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана в селе Старая Кашира Каширского района Московской области.
В 1937 г. председатель колхоза в селе Старая Кашира послал в районное отделение НКВД с нарочным заявление, в котором просил срочно арестовать отца Феодора. Свою просьбу он мотивировал тем, что священник сорвал важное мероприятие. Вечером 3 декабря планировалось собрать колхозников для беседы о предстоящих выборах в Верховный Совет, а отец Феодор, как писал доносчик, «этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения». Священник Феодор Грудаков был арестован 4 декабря 1937 г. Каширским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Свидетели, вызванные для дачи показаний, рассказали, что отец Феодор призывал людей ходить молиться в храм, и авторитет его, несмотря на непродолжительный срок служения в селе, очень высок.
– Никакой антисоветской агитации среди колхозников я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.
– Вам зачитываются показания свидетеля, уличающие вас в антисоветской агитации. Вы эти показания подтверждаете?
– Нет, не подтверждаю. Никогда антисоветской агитации я не вел.
В тот же день следствие было закончено. Отца Феодора перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феодора к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 г. с этапом заключенных отец Феодор прибыл в Самарлаг НКВД, где и умер от непосильного труда и голода 26 ноября 1940 г. и был погребен в общей безвестной могиле.
Память священномученика Феодора совершается в день его мученической кончины 14 (27) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
О избранник и угодник Христов, священномучениче отче Феодоре, Церкви нашей похвала и утверждение, земли нашей Богу приношение и о пастве твоей горячий молитвенниче!
Ты в годину гонения безбожного из сокровищницы души твоей спасительное исповедание изнесл еси и свидетельство верности пастве твоей явил еси; ты малодушных и колеблющихся укреплял и учил надеятися на милость Господа нашего Иисуса Христа; ты братию и паству твою видеть правду и не боятися учил еси; ты по слову апостола страдание Христово на себе понесл еси и перед лицом страшной смерти безвестной верность Пастыреначальнику Христу сохранил еси, душу твою за Христа и овец Его полагая!
Ныне призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебя призывающих! Моли о нас Господа нашего Иисуса Христа, да простит нам прегрешения наши и дарует нам верность и мужество, дабы помнить и исполнять заповеди Его и во всем искать и творить волю Его!
Буди всем нам образцом веры и вождем духовным, болящим буди предстателем и врачом изрядным, печальным буди утешение, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердный отец и горячий молитвенник, да молитвами твоими устоим в вере и непрестанно славим пречестное и великолепое имя Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.