тифлисский александро невский военный собор
Тифлисский александро невский военный собор
Тифлисский Александро-Невский военный собор — уничтоженный православный собор в Тбилиси, Грузия.
Построен в память покорения Кавказа. Был расположен в центре города, по Головинскому проспекту, на Гунибской площади. Представлял собой восьмикупольное здание с колокольней. Вмещал до 1000 человек.
История строительства
Первоначальный проект храма был составлен в 1866 году архитектором Д. И. Гриммом. Строительство продолжалось долгое время. 6-го апреля 1871 года состоялась торжественная закладка. В 1890 году первоначальный план постройки был изменён, на той же Гунибской площади было избрано другое место для его сооружения.
В 1891 году было завершено сооружение фундамента и началось строительство самого здания. Строительством руководил инженер-полковник В. П. Герасимов. Собор был освящён 21 мая 1897 года.
Внутри собор был освещён электричеством и украшен щитами с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, и их знамёнами. Стены собора были покрыты живописными изображениями и орнаментом. Расписывали храм местные художники Колчин и Лонго.
Разрушен по указанию Берия в 1930 году. На его месте был построен Дом Правительства (в настоящее время — здание Парламента Грузии).
Тифлисский Александро-Невский военный собор 1900 год
Тифлисский Александро-Невский военный собор 1918 год
Тифлисский Александро-Невский военный собор 1920 год
Источник:
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации
Наводнение в Тбилиси и разрушенные тифлисские храмы
«Произошла ужасная трагедия в Грузии. В результате оползня, селей и дождя погибли люди. Уничтожен зоопарк. Животные вышли из своих мест и стали опасными для людей. Многие не помнят об этом, но эта информация была в нашей прессе. Когда коммунисты вошли в Грузию и начали гонения христиан и духовенства, а также разрушать церкви и монастыри, был написан указ, чтобы с монастырей и храмов сбросили колокола, переплавили их и на эти деньги был основан зоопарк. Так что зоопарк основан за счет колоколов храмов и монастырей, поэтому этот зоопарк не приживется. Его необходимо закрыть и основать другой зоопарк в другом месте, так как этот построен на грехе», — сказал патриарх Илия.
«Сожалеем, что грузины настолько пали, что за счет церковных колоколов и их уничтожения основали зоопарк. Вот результат этого. Погибли люди и уничтожены животные», — подчеркнул он в своей проповеди.
Тифлисские храмы
Столица Грузии, древней Иверии, всегда была одним из центров православия на Кавказе. Перед революционными событиями 1917—1918 годов в городе насчитывались десятки православных храмов, а также армянских церквей.
Тифлис начала XX века.
По состоянию на 1914 год в Тифлисе функционировали 47 православных храмов — 4 собора, 28 приходских церквей и 15 домовых храмов при учебных заведениях и воинских частях, а также при дворце наместника на Кавказе и при доме Экзарха Грузии, архиепископа Кахетинского и Карталинского. Насчитывалось также 23 армянских храма, 2 католические и одна лютеранская церковь, а также 2 мечети и 2 синагоги.
До сегодняшнего дня не сохранились несколько храмов. Как правило, все они были закрыты и разрушены при Советской власти в 1920—1930-е годы. В большинстве случаев уничтожение храмов происходило по прямому распоряжению Лаврентия Берия.
Утерянные православные святыни
Александро-Невский военный собор на Гунибской площади. В 1930 году по приказу Л. Берия был разрушен. История этого величественного собора была недолгой: он был освящен 21 мая 1897 года.
Собор был возведен в 1871—1897 годах по проекту Д. Гримма и Р. Гедика. Представлял собой восьмикупольное здание с колокольней и вмешал около 1000 человек. Собор насчитывал три престола: главный придел был освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского, правый — в честь Архистратига Михаила, левый — в честь святителя Николая Чудотворца.
Внутри собора использовалось электрическое освещение. Стены украшали щиты с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, и их знаменами. Тифлисские художники Колчин и Лонго расписали храм живописными изображениями и орнаментом.
Рядом с собором располагалась четырехъярусная колокольня. Вся площадь храма была окружена железной оградой с тремя воротами. Вокруг собора были расставлены пушки, отбитые в разные периоды Кавказской войны у персидских войск, турок и у Шамиля.
На месте собора в настоящее время стоит здание Парламента Грузии. Вероятно, поэтому вопрос о воссоздании храма ни разу за последние десятилетия не поднимался. Учитывая современное состояние российско-грузинских отношений, перспектив решения у этой проблемы никаких: сложно представить себе восстановление в современной Грузии русского храма-памятника, посвященного покорению Кавказа.
Николаевский военный собор в Александровском саду. Собор находился в центре г. Тифлиса, в Александровском саду. Заложен в 1848 г. До постройки Александро-Невского военного собора именовался «Корпусным Николаевским военным собором». Вмещал до 400 человек. Прихожанами собора состояли воинские чины Тифлисского гарнизона.
1-я миссионерская Покровская церковь. Располагалась на улице 19 февраля. В 1900 году настоятелем храма и заведующим школой при храме был священномученик Иоанн Восторгов (1864—1918).
2-я миссионерская Казанская церковь (1894). Располагалась на углу Милютинской и Андреевской улиц. Настоятелем этого храма в 1893 году был назначен священник Сергий Городцов (будущий митрополит Варфоломей; 1866—1956), прослуживший в этой должности более 20 лет. В 1894 году возведен каменный храм, в сборе средств на строительство активное участие принимало Общество восстановления православного христианства на Кавказе, в числе прочих жертвователей был св. Иоанн Кронштадтский. К концу XIX века Казанский приход входил в число самых многочисленных в Тифлисе.
Храм в честь св. Архистратига Михаила при Михайловской больнице.
Колубанская Богородичная церковь. Располагалась на ул. Баронской. Небольшая церковь в стиле русского зодчества XVII в. В 1850-х годах была отстроена заново. Церковь находилась напротив Дворца наместника.
Георгиевская церковь (1727 г.) — снесена в 1937—1938 гг. по личному указанию Л. Берия.
Успенская церковь в Метехи (XIII в.) избежала разрушения, хотя распоряжение Л. Берия на сей счет было отдано.
Армянская память старого Тифлиса
В числе утерянных христианских памятников Тифлиса стоит также упомянуть Ванкский собор (1580 г.) — в прошлом главный армянский собор в городе, крупнейшее храмовое сооружение дореволюционного Тифлиса. Основное название — Сурб Аствацацин (Богородицы). Снесен в 30-е годы XX века. Был построен в историческом районе Гаретубани (груз. «пригородный квартал»), за городской чертой, на холме Ходживанк. Именовался также «Паша-Ванк» и «Аранц-Ванк» — «Собор святых отцов».
Собор имел три придела: средний был посвящен Богородице, южный — Григорию Просветителю, а северный — апостолам.
Путеводитель по Тифлису К. Н. Бегичева, вышедший в 1896 г., так описывал это величественное сооружение:
«Ванкскій соборъ въ Тифлисе, самая древняя армянская церковь возведена около 1720 года, на развалинахъ древней, построенной въ конце XVI века. Ванкъ, красивая армянская церковь съ колокольнею и оградою въ Тифлисе, въ такъ называемомъ старомъ городе. Ванкъ служитъ кафедрою для архіепископа всехъ армянъ, живущихъ въ Грузіи. У собора три купола. Первоначальная Ванкская церковь была построена въ исходе XVI в. Французскій путешественникъ Шарденъ писалъ, будто она основана какимъ то турецкимъ пашею, бежавшимъ изъ Турціи и принявшимъ христіанскую веру; объ этомъ Шардену разсказывали сами армяне, имевшіе въ его время здесь своего епископа и называвшіие церковь Паша-ванкъ. Нынешнiй храмъ воздвигнуть на развалинахъ этой церкви около 1720 в., въ эпоху управленія армянскою церковью патріарха Аствацатура (1715 — 1725 г.). Такъ значится въ надписи на южной стене храма. Изъ другихъ надписей видно, что возстановленіе одного изъ куполовъ совершилось въ годъ армянскаго летосчисленія 1199 г., т. е. въ 1750 г., а возобновленіе всего храма было при царе Иракліи II въ 1237 г. (1788 г.).»
Церковь неоднократно реставрировалась и отстраивалась заново. В 1882 году даже была создана специальная комиссия, которая в числе прочих рассматривала вариант полного разрушения старого храмового здания и постройки на его месте нового; от такой радикальной меры было решено отказаться. Последняя реставрация была проведена уже в начале XX века, в 1901 году. Необходимые средства выделил Александр Манташев, тифлисский армянин, крупнейший российский нефтяной магнат и филантроп, один из богатейших людей своего времени. После его смерти в 1911 году А. Манташев был погребен в гробнице Ванкского собора. Здесь же впоследствии была похоронена и его жена, но после разрушения собора в 1938 году могилы были утрачены. По другим данным, останки А. Манташева, а также других захороненных в соборной ограде — автора первой Российской конституции графа Михаила Лорик-Меликова, генералов Арзаса (Аршака) Тер-Гукасова, Ивана Лазарева, Бебута Шелковникова и многих других — удалось перезахоронить в других тифлисских храмах.
Разрушение Ванкского собора, 1938 г.
Храмовый комплекс состоял из собственно собора, резиденции настоятеля, около двадцати жилых помещений, саркофага героя русско-турецкой войны генерала Тер-Гукасова, трехъярусной колокольни, часовни, церковных ворот и ограды обводной стены.
Когда в 1938 году Л. Берия распорядился уничтожить Ванкский собор, местные власти начали «добровольный» сбор подписей в поддержку этого варварского решения. По преданию, последний настоятель собора отказался ставить свою подпись под письмом с одобрением готовящегося сноса, был арестован и вскоре расстрелян.
По непонятным причинам вандалы оставили здание колокольни, которое сохранилось до сегодняшнего дня.
Христианская святыня, разрушенная христианами?
Судьба этого места до сих пор вызывает напряженность в отношениях между Грузинской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью.
Дело в том, что по странному стечению обстоятельств именно на этом месте — на холме Хождиванк — был возведен новый тбилисский собор Самеба. Но храмовая территория вокруг разрушенного собора Сурб Аствацацин — это фактически одно большое кладбище, где были захоронены сотни и даже тысячи армян, среди которых были выдающиеся деятели науки и культуры, военачальники и государственные деятели; это было главное армянское кладбище Тифлиса. В 1938 году большинство могил были осквернены и разрушены по распоряжению Берия, а могильными плитами были выложены стены различных городских построек — начиная Государственным цирком Грузии и заканчивая стенами уборной в доме Берия по улице Мачабели, 11. На месте бывшего кладбища Ходживанк был разбит парк «Дружба». Лишь в 1962 году в парке открыли символический Пантеон деятелей армянской культуры, который даже в таком виде в течение последующих десятилетий был знаковым местом для всех тбилисских армян.
Наконец, в 1995 году на холме Ходживанк состоялась закладка грандиозного собора, который должен был стать самым большим православным храмом на Кавказе. Протесты армянской диаспоры услышаны не были, огромные объемы вынутой под котлован почвы вместе с человеческими останками и могильными плитами были вывезены на городскую свалку.
В 2004 году кафедральный собор в честь Святой Троицы был торжественно освящен.
Александровский сад. Тифлисъ.
Известно, что Тифлис со всех сторон был окружен садами, служившими источником фруктов, поставляемых в город и излюбленным местом отдыха горожан в жаркое время года.
Сады князя Орбелиани
Закладка благоустроенных городских садов, имеющих планировку, впервые начала осуществляться в 19 веке по мере строительства и благоустройства Тифлиса.
Проект сада принадлежал известному тифлисскому архитектору шведского происхождения Отто Симонсону (он же автор реконструкции Дворца Наместника на Головинском проспекте, ныне Дворца молодежи на пр.Руставели).
Александровский сад был заложен между Барятинской и Георгиевской (Александровской) улицами.
Если пройти по Барятинской вниз, мы попадем на Мадатовскую улицу. Угол Барятинской и Мадатовской
когда то выглядел вот так:
Верхняя терраса выходила на Головинский проспект, а нижняя на Мадатовскую улицу.
В проект Отто Симонсона входила общая планировка сада, фонтан и домик садовода. Позже он спроектировал и новую ограду, примыкавшей к саду, Квашветской церкви.
Продавец воды
Садовником, привлеченным для устройства сада, был известный ботаник Генрих Карл Вернер Шарер. Он лично подбирал все насаждения, которые специально были выписаны и привезены в Тифлис.
Все работы по устройству сада были завершены в 1865 году.
19 марта 1903 года в среднем саду, недалеко от фонтана был торжественно открыт памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю.
«Торжество началось панихидой, отслуженной в Александро-Невском соборе экзархом Грузии архиепископом Алексием. По окончании богослужения в соборе, все присуствующие двинулись с духовенством во главе к памятнику в Александровском саду. Здесь перед памятником. прежде всего отслужена была лития, после чего с памятника было снято покрывало и он был окроплен святой водой..»
Автор памятника, тифлисский скульптор польского происхождения Феликс Ходорович. В начале 90-х годов памятник Н.В.Гоголю уничтожен.
Городской сад, в основном, сохранил свою первичную планировку, сохранились и деревья, высаженные Карлом Шарером. Сад по-прежнему называю Александровским