тибет как попасть в монастырь
Личная история и как я нашел Буддийский монастырь
Я немного был удивлён интересом к моему криво написанному посту. Спасибо за вопросы я буду отвечать постепенно если будет интерес у читателей.
Я могу рассказать две истории, ту что обычно рассказываешь малознакомым людям, и ту что я рассказываю себе.
Начнём с той что обычно рассказывается широкой публике.
История что рассказывается другим часто полна мистики и неопределённости языка.
Пример:
Я вот чувствовал что что-то не так, словно глюк в матрице, все не настоящее. Какой смысл? Работай, трахайся и сдохни в лучшем пиджаке.Эти люди живут жизнями что они не выбрали, работают на работах что они ненавидят. Их максимальная духовная реализация это улучшение стиля жизни и условий жизни.
И однажды я нашел/увидел/почувствовал/ спустился Будда с небес и указал мне путь.
Я ему не поверил, но сел в позу лотоса и увидел слабость и глупость моего ума.
И вот он я, очищаю свой ум от вредных привычек, и токсичных отношений к миру. Я верю в то что люди должны быть добрее и более открыты к другим людям. Добавьте духовности и розовости по вкусу.
Это стандарт, это то что я слышу здесь постоянно.
Но, заметьте. Внимание сфокусированно на внешнем, нету никакой личной ответственности или даже участия в театре событий. Словно человек возомнил себя достаточно квалифицированным чтобы судить структуру реальности.
Вторая история, это то что я говорю себе.
Я эмигрант из Латвии,родился в семье алкоголиков.С рождения обладаю слабым зрением и плохо слышу. Переехал в Англию когда мне был 21 год. Работал на кухнях ибо порог входа в индустрию очень низкий. Вместо того чтобы улучшать английский язык и получить достойную квалификацию, я выбрал пассивность. Что значит я просто работал и затем просто ждал чудес. Женился, человек был достоен большего.
Кажется что переломный момент случился сразу. Словно кто-то выбил почву из-под ног. Однако это была цепочка моих решений и выборов. Как результат мы с женой решили разойтись.
Я отреагировал очень не зрело. Были две попытки самоубийства. Как я это себе объясняю? Я просто начал топить себя в реках жалости к себе, и обвинять реальность и объекты в ней в том что они не сделали меня счастливым(словно мир обязан сделать меня счастливым)
Поэтому единственный способ показать себе что у меня есть выбор, было собственно сделать выбор и попытаться «выключить свет». Однако я надеялся что кто-то придёт и спасёт меня, что я буду кому-то нужен.
Когда меня откачали я просто не мог функционировать, что значит- ходить на работу, есть, спать, думать.
Средств на существование не было, ехать домой не собирался, ибо некуда.
В сл. посте расскажу первые впечатления от монастыря.
Проходил как–то Будда со своими многочисленными учениками одной деревней. Собралось несколько человек – его противников – и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из–за этого спокойствия им стало как–то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что–то не так. Один из них обратился к Будде: — В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим? — Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, – ответил Будда — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из–за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело – решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет– в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. А сейчас мои ученики вас отпиздят.
Интересно будет почитать больше деталей о монастыре. Для себя давно уяснил, что в жизни просто нужно заниматься тем, что нравится, не стараясь найти в этом особый смысл. 🙂
О, наконец-то. Сейчас, спустя 2 года тебе уже лучше? Ты морально окреп и «обрел себя»?Пили дальше, очень интересно.
Подписался на вас, буду с интересом следить за новыми историями про монастырь.
С английским хорошо, попробуй поговорить с проводником на liberationunleashed. Может попроще будет тогда разобраться во всем.
Большинство комментаторов до сих пор ждут ответов под тем постом.
ХедХантер и кладмены
Мотивации пост
. а в пустыне она вообще бесценна.
Рамзан Кадыров замечен в сепаратизме?
Как все уже знают, Кадыров пригрозил силой отнять у ингушей их земли.
Как это: часть страны решила отобрать территорию у другой части этой же страны?
Интересно, почему на него не заводят дело за призывы к силовому захвату или отчуждение территории?
А ведь это сепаратизм. Развал СССР тоже начался с взаимных претензий его республик. Если какой-то регион России, собирается силой захватить другой регион, то это уже не субьект Российской Федерации. Это самостоятельная государственная единица.
Как вы считаете, можно ли расценивать действия Рамзана Кадырова как прямой отказ подчиняться действущему законодательству России и проявлением сепаратизма?
Прошу юридической помощи, напали чеченцы в метро
Что нужно знать при подготовке к путешествию в Тибет
Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.
За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Что такое Тибет?
Прежде всего, отмечу, что сегодня такой страны как Тибет не существует, ибо с 1950 года он входит в состав Китая в качестве Тибетского Автономного округа, именуемого ТАР с прилагающихся к нему историческими области Кхам и Амдо; расположенными в соседних с ТАР провинциях Юннань, Сычуань, Гянсу и Цинхай.
Кроме того, есть области в Непале и Индии, на которые с древних времен оказывала влияние тибетская культура и где она, в отличии от Китая, даже сегодня цветет буйным цветом и продолжает развиваться как самодостаточное явление.
Обратите внимание на карту! Неплохой ореол, да?
Однако ж, говоря о Тибете, как регионе для путешествий, чаще всего имеют в виду историческую его часть с обязательными корами вокруг Кайласа и посещениями Поталы в Лхасе. Именно они активней всего продвигаются маркетологами от туризма и именно вокруг них чаще всего возникает большое количество мифов и дальнейших несуразностей.
Касаемо самой тибетской культуры отмечу: она проникла далеко за пределы ТАР еще во времена правления монголов, которые, собственно говоря, и стали главным ее разносчиком. Фактически, монастыри Монголии и Бурятии — это островки тибетской культуры в виде главной ее составляющей — буддизма.
Только, пожалуйста, не питайте иллюзий насчет того, чтобы уехать в Тибет к монахам жить и за пару недель стать просветленным. Маловероятно. Хотя бы потому что в тибетском автономном округе Вы будете вне закона, а с законом в Китае шутки плохо. +без знания языка, причем тибетского, это — не более чем фантазия.
Тибет — это огромное горное пространство. Высшей точкой называют гору Гунгашань, высотой 7590 м.
Подготовка к путешествию
Скажу сразу: самостоятельно (читать «законно») в Исторический Тибет (совпадаемый с границами ТАР) проехать нельзя. Для путешествия Вам необходимо оформление пермита с гидом в рамках организованного тура. Обязательно иметь действующую визу Китая.
Однако, в сети Вы можете найти записки отчаянных путешественников, которым удавалось пробиться в Лхасу без всей этой тягомотины. Но на их отчеты полагаться не стоит, ибо
В случае Вашего обнаружения, вероятность которой в строго регламентированном Китае стремится к 100%, Вас в лучшем случае депортируют с дальнейшим занесением в черный список. Приключение, конечно, интересное. Можете попробовать и отписать в комментариях, вдруг я неправ?
Кайлас с западной стороны
Поэтому, для поездки в Тибет народ несколько цивилизуется и покупает пакетный all-inclusive тур:)
Для оформления такого тура, наиболее распространены два пути.
Оформление через Непал
Раньше это был самый бюджетный и самый простой способ организации въезда в Тибет. Ибо от Катманду в Китай идет невероятная по красоте «дорога Дружбы», где Вас на границе поприветствуют суровые китайские пограничники и улыбчивый гид-чекист проводит к транспорту и водителям.
Однако сейчас этот вариант вдруг возымел ряд трудностей, ибо в выдаче групповых китайских виз отказывают следующим категориям путешественников:
Для них вариант 1 — въезжать в ТАР (Тибетский Автономный округ) через сам Китай.
Стоимость путешествия в Тибет через Непал
Трип в пару недель в среднем стартует от 2400 долларов США на человека (мы ездили в 2011 году за 2200, но это был порог, ниже которого уже спускаться некуда). Оформляется все через тур-агенства в старом-добром Катманду.
Чем больше людей, тем дешевле.
Что входит в тур?
Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.
Оформление через Китай
В этом случае Вам для начала необходимо въехать в сам Китай, и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.
Каньоны близ королевства Гугэ
Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)
Стоимость путешествия через Китай
Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.
Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.
Содержание программы примерно такое же, как и в случае с Катманду.
Северное лицо Кайласа (вид с коры)
Куда едут группы по Тибету?
Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?
Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.
Эверест со стороны Китая
Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!
Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).
Немного о пермитах
Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?
Гурла Мандхата над озером Ракшас
Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?
Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские Ладакх или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.
Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.
кора вокруг Кайласа
В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.
Немного о групповых визах
С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.
Однако есть несколько НО:
О процессе самого путешествия и энергиях Тибета
Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:
Яки, горы и пустыня
Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.
И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.
Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.
Все, как известно, содержиться в нас самих. И Тибет не сможет никак пробудить или подарить то, чего изначально в нашей природе не содержится. Однако ж, если абстрагироваться от любых китайских препонов, которые медленно превращают Лхасу и окружающие ее монастыри в музеи; если направить взор глубоко в себя и во время коры вокруг Кайласа отдаться всецело глубоким внутренним процессам, открытий будет масса.
Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».
Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К жизни в путешествиях и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.
А уж что сможете получить Вы от Тибета — вопрос крайне индивидуальный. И совершенно не факт, что трепет молитвенных флажков отразится таким же трепетом вашей глубинной сущности. Тибет — не рай, не чистая страна и даже не особая духовная зона, которая якобы заряжает Вас на какие-то сверхспособности. Это край космоса, ветров и снега; где солнце иссушает кости яков и высоченные горы упираются в фактурные небеса. И лучшей наградой после путешествия, станет возможность найти свой собственный внутренний Тибет.
Наверное, ради этого сюда и стоит ехать!
На этом все, друзья! Если остались вопросы — пишите их в комментариях. И если статья показалась Вам интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях.
Тема: Как стать монахиней в тибетском монастыре?
Опции темы
Отображение
Как стать монахиней в тибетском монастыре?
Здравствуйте,
Кто может рассказать, возможно ли европейскому человеку остаться в тибетском монастыре, стать монахом (монахиней). Если возможно, то какие требования? Куда лучше ехать? Тибет, Непал или Ладак? Может кто-нибудь из вас знает об этом побольше? Буду ооочень благодарна за информацию.
Спасибо от:
Отлично. Тогда советы Ezh’а очень подходящие. Вперед и с богом! (Вот уж этот бог — половина шаблонов в русском с ним случаются).
P.S. Для мужчины есть возможность попасть в монастыри, где есть российские общины (Гоман & Намгьел). Или осесть для начала в шедре Бира, Ташиджонга, Мидролинга, Лоселинге и проч.
К тому же (если карма хороша) неплохо попасть «в учение» к Богдо Гегену.
Спасибо от:
Спасибо за информацию. По-англиийски почти как и по-русски говорю, разницы нету. Надо-бы начать изучать и тибетскии или непали, но здесь ето бессмысленно пока. B августе еду в Непал на 3 недели, там попробую разузнать побольше про монастыри. Если получится, то хочу пожить при или в монастыре.
Прямо уж сразу монахиней.
Стоит сначала протестировать свою способность проведением, например, одномесячной садханы любой практики на которую есть передача.
А то может и расхочется
А некоторые наставники живущие на Западе не рекомендуют идти в монахи. Жизнь говорят тяжёлая.
Практикуйте уж лучше так, говорят.
Ну не то, чтобы сразу в монахини, так как информации и опыта у меня мало как раз, а где его набиратся-то, сидя в центре Европы. Вот поетому я и спрашиваю.
А кто сказал, что в нашем западном мире легко живётся?Может только другого рода трудности. Каждему своё.
«А кто сказал, что в нашем западном мире легко живётся?»
——————————
Это вы мне, сидящему в 3 кварталах от Вол стреет и в 10 от руин ВТЦ, на 34 этаже, говорите? :-))))
———————————
Я, кстати, полностью поддерживают совет Сэма.
Поделать ежеднево часовую садхану, после работы и хотябы недельный ретрит с 4-6 «посидками» в день. Сразу как то трезвеешь насчёт своих способностей и мотиваций.
[QUOTE]Первоначальное сообщение от Suraj
[B]»А кто сказал, что в нашем западном мире легко живётся?»
——————————
Это вы мне, сидящему в 3 кварталах от Вол стреет и в 10 от руин ВТЦ, на 34 этаже, говорите? :-))))
Не столько видно сколько чуствуется «насколько легко».
А за вид из окна тоже платишь по своему.
А зачем бороться с китайским произволом?
Основной вопрос всегда был открыт:
как человеку (западному/восточному), который хочет вести «holy life», интегрироваться в эту систему? И процесс одинаков для тибетцев/непальцев/американцев/других. Просто для невосточных граждан есть ещё языковой и культурный момент.
И второй момент: а что мы актуально знаем о монастырской жизни кроме того, что они держат обеты?
Ну хоть Мытя меня понимает
О какой практике может быть речь, если у меня времени не то чтоб на работу и учёбу, а на сон иногда не хватает, я пытаюсь представить когда я смоглабы практиковать недельныий ретрит с 4-6 посидками. Во время 2-ух неделного отпуска, а потом снова обычный круговорот? Как-то не привлекает. А к томуже как я говорила, каждому своё, если ета навязчивая мысль о монашестве очень долгое время не выходит из головы, так может всётаки ето на самом деле моё?
Наропа получал наставления от Тилопы один раз в год.
Тензин Палмо выбиралась из своей пещеры пешком через перевал Ротанг к своему Гуру Кхамтрулу Ринпоче раз в год.
Для чего монастырь то? Держать совместно обеты, получить передачу практик Линии Приемственности, получить ответы на вопросы (утолить свой голод Ума). Приятственно: электричество, компьютеры, монастырские автомобильчики.
Я полагаю, что у многих людей есть устоявшиеся иллюзии в отношении счастливой монашеской жизни и необходимости следовать таким путем для сохранения Дхармы и выполнения практик. Все это далеко от истины. Уход в монашество современных западных людей очень часто приводит с годами к полному разочарованию, и это довольно тяжелый путь. У нас ведь другие условия. Я, конечно, не хочу отговаривать Беату от монашества, но полагаю, что она очень много просто не знает. Навязчивая мысль о монашестве – это не повод. У нас бывает много разных навязчивых мыслей, но это не значит, что им нужно следовать. Какой смысл говорить о монашестве, если еще даже не выбрана традиция, не говоря уже о наставлениях учителя. Это бессмысленно, и это просто эмоции. Отказ от социума на пути отречения совершенно не предполагает быстрого продвижения по духовному пути, очень часто бывает и наоборот: монашеская жизнь превращается в набор жестких ограничений и препятствий, которые точно также не позволяют полностью посвятить себя практикам. Чтобы привыкнуть к монашеской жизни нужны годы, а их, вообще говоря, можно провести и более эффективно: получая учения от учителей и выстраивая свой образ жизни в соответствии с выполняемыми практиками и ретритами. Не стоит забывать, что даже в тибетском сообществе сотни монахов ежегодно снимают с себя обеты и выбирают иной путь. Такова особенность нашего времени, о чем, кстати, говорилось в ряде буддийских пророчеств.
Информация о теме
Участники, просматривающие эту тему
Как попасть на учения Далай Ламы в Дхарамсале (Маклеодгандж). Далай Лама и тибетцы в Индии
Север Индии: Дхарамсала, Маклеодганж. Как добраться в Дхарамсалу из Дели, увидеть Далай Ламу и попасть на его учения в монастыре, жизнь тибетцев в Индии, о чем говорил Далай Лама в моем рассказе о самостоятельной поездке в Индию.
Дели, Маджнукатила
Из Катманду в Дели летели самолетом. Сбор за вылет не берут. В аэропорту Катманду нет Дьюти Фри, так что сувениры напоследок купить не удастся. В аэропорту Дели в Индии и отказываются менять всякие непальские рупии на индийские – меняют только купюры не ниже 1000 рупий.
Взяли аэропортовское такси из аэропорта Дели в район Маджнукатила
(Majnu ka Tilla), откуда отправляются автобусы в Дхарамсалу. 1 км на такси стоит 20 Рп + 80 Рп за аэропортовую стоянку. Ехали 1 час. Всего получилось 800 Рп.
Снова за окном была Индия. За окном все те же индусы и трущобы.
Люди спят на разделительной полосе, тротуарах. Черные люди с желтыми белками глаз. В окна такси тыкались бездомные, прося милостыню. Стало грустно. Напала депрессия по поводу потраченного времени и денег в Индии. Было жалко и то, и другое, и не случившихся хороших впечатлений, и следующего отпуска ждать аж целый год. Всего бездарно потраченного было очень жаль.
Это было начало второй части путешествия по Индии. К этому времени сложилось отношение к этой стране. И оно было не лестным. На тот момент мои впечатления были такие. Индия — это озабоченность, наглость, грязь, брезгливость, улыбчивость, тупизна, красивые женщины, неморгающие безотрывные взгляды,
Варанаси, Индия
Под светом луны приехали в странный и страшный район Индии. Вокруг была или стройка, или свалки. В LP отмечен единственный отель в этом районе. В него мы и пошли под покровом ночи по узкой улочке.
Оказалось что в Маджнукатиле отелей достаточно. Из этого района путешественники отправляются на Север Индии в Маклеод Ганж и Дхарамсалу, где с середины 20 века в изгнании живет Далай Лама и тибетское правительство. В Маджнукатиле есть специальные дома для монахов и паломников. Это маленькая тибетская колония на окраине Дели. В этом месте индусы позволили жить тибетцам. Здесь грязно и разруха, но не пахнет туалетом, как во всей Индии. Здесь продается тибетская еда и предметы для буддистских ритуалов.
В итоге в отеле мы выбрали комнату. Оказалось, что в нем полно европейцев – все едут на учения к Далай Ламе.
В 23 часа поесть в Маджнукатиле было негде – все закрыто. Зато утром мы ели тибетский хлеб – толстые теплые лепешки, купленный у лоточников, фрукты и разные непонятные вкусные штуки. Все дешево. И здесь можно поменять непальские деньги на индийские.
В каждом доме, кафе, магазине есть портреты Далай Ламы.
Мы остались в отеле ждать вечернего автобуса в Дхарамсалу. На улице жара. Автобусные билеты мы купили по интернету заранее. Двое сотрудников отеля позвонили в компанию-перевозчик и заверили, что наша остановка находится через дорогу.
Индия, Пури
Непонятки с автобусом начались еще с билета. В нем написано: время отправления – 18.00, а время сбора на автобус – 18.30. В 17.00 мы отправились на остановку, на которой никто ничего не знал про автобус. Читать люди не умеют, поэтому наша распечатка билета никому ничего не сказала. Индусы как болванчики улыбались и согласно качали головой. «Этот автобус здесь останавливается?» — дааа. «Этот автобус не здесь останавливается?» — дааа. «Этот автобус где останавливается?» — дааа. Помог грамотный чувак на мотоцикле – он позвонил в компанию и объяснил, что наша остановка гораздо дальше. Мы схватили ноги в руки и побежали на трассу тормозить рикшу. Он привез нас на грязный пустырь. Вокруг были нищие, дети-попрошайки и несколько автобусов. Мы, как и все европейцы, стояли в растерянности. Мы обежали все автобусы – ни один не отправлялся в Дхарамсалу. Пробили 18.00 – автобуса нет. 18.30 – автобуса нет. Думаю: вот это карма у меня… 19.00 – автобус прибыл! Отправились почти в 19.40. К удивлению, автобус оказался удобным – Вольво – можно вытянуться и поспать. Но, как и положено, грязный. Сзади нас сидели две пожилые индуски, крутые на общем индусском фоне. Они громко хихикали и задирали ноги на передние кресла. Пришлось даже их урезонить.
Дели, Индия
По пути было несколько остановок. На одной пассажиры ели. Мы тоже намеревались, но не стали, потому что увидели, как повар, раскатывавший чапати, несколько раз поковырялся в жопе, а потом продолжил мять тесто. Для всех туалет был бесплатно, а для меня одной – 10 Рупий. А что вы хотели? – непросто быть европейской туристкой в Индии!
Этот путь вообще удался и был богат на впечатления. На другой остановке продавец соседнего ларька скромно вышел из-за своего рабочего места со спущенными штанами, чтобы продемонстрировать мне все, что было им нажито и вытянуто непосильным трудом. Прямо как у общаги педагогического ВУЗа. Мне вообще всегда везло на эксгибиционистов.
В общем, путь к мечте был не простым!
Дорога была плохой. Много резких поворотов по горному серпантину. Многих пассажиров растошнило. В 06.30 утра мы были в Маклеодганже (McLeod Ganj), в гималайском штате Индии Химчал Прадеш. Ура!
Дхарамсала
От вокзала в Маклеодганже до Дхарамсалы добрались на такси. Оказалось, что индийские баки из автобуса тоже ехали в тот же отель, что и мы. Приехали. Стаф спит, отель – жопа. А в Интернете, между тем, выложена очень приличная фотка и номер наш называется «Махараджа»! Дождались времени вселения – 12.00, но оказалось, что у них нет моего заказа. Да, тернистый путь к мечте сложился! Нам предложили подождать еще – вдруг номера освободятся, но были посланы. Так мы нашли другой отель, новый, симпатичный. Только расположились, как воду Г и Х отключили!
Пока решался вопрос с отелем, я успела сделать пропуски в монастырь — ID-кары на учения Далай Ламы.
Дхарамсала находится на горе. И кругом горы и хвойные леса. Это очень красивое и атмосферное место. Начало июня: стояли солнечные дни, на такой высоте была комфортная погода, свежий ветер. Но все эти горы и окрестности завалены мусором. Тибетом, тем, как я его представляла, здесь и не пахнет.
Но неужели уже завтра я увижу Далай Ламу?
Дарамсала, Индия
7 июня 2012 – день, когда Далай Лама взял меня за руку и потрепал по голове
Много лет я мечтала. Точнее, 14 лет — чтобы просто оказаться на его учениях, побывать в местах, где он живет, мысленно выразить благодарность. Я и не думала, что увижу его по-настоящему. Я понимала, что реальность и мечта – это разные вещи. И надеялась, что хоть частичка моей мечты сбудется когда-нибудь. Возможно, за эти годы я сделала что-то такое, что моя мечта не только исполнилась, — сама реальность была такова, какой я ее даже и в мечтах представить не могла.
Все-таки мечты имеют свойство сбываться. Нужно им просто помогать. Например, мечтаешь увидеть Далай Ламу — купи билет в Индию.
1,5 года моей заставкой на компьютере был портрет Далай Ламы. Однажды я зашла на его сайт и увидела, что он проводит учения в Индии в то время, когда я буду в тех краях. Я перекроила маршрут, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте. Так я попала в Дхарамсалу.
Я сразу узнала знакомый силуэт среди множества монахов и паломников. Его Святейшество зашел в храм. Сидит в 20 метрах от меня. А я смотрю, и не могу поверить в то, что жизнь такая волшебная штука. И что бы там не говорили, в жизни каждого из нас было чудо и не одно.
Чувство, что напротив меня сидит старый друг, с которым мы встретились после очень долгой разлуки.
Настало время перерыва. Всем присутствующим сказали сесть и наклонить головы, не делать резких движений в то время, когда Его Святейшество будет идти к выходу. Все люди сели, а в протянутых руках держали вещи, которые хотели освятить – шарфы или четки. За порядком следят телохранители – индусы с автоматами.
Я сидела в группе корейских монашек около прохода, и процессия проходила мимо меня. Я, конечно, немного косилась низко голову наклоня, чтобы увидеть Далай Ламу, но с индийской охраной сильно не забалуешь. Вот он от меня в 3-х метрах, в 2-х, в метре… Далай Лама поравнялся со мной, я увидела края его одежды и сандалии в нескольких сантиметрах от меня. Вдруг он остановился, сделал шаг назад, подошел ко мне, засмеялся, взял за руку и потрепал по волосам, сказал: «Какие у тебя смешные волосы!».
Он молодец, не то что я. А вдруг он не остановился бы? Тогда бы я не увидела такие светлые и лучистые его глаза, его улыбку. Не было бы такого чудесного мгновения.
О таком я даже и мечтать не смела. Слезы и полуобморочное состояние посетили меня сразу. В прострации я находилась долго. Я даже не сразу поняла, что ко мне тянутся десятки рук паломников, чтобы дотронуться и получить от меня немного Его благословения.
Я была среди 30 000 человек. Просто я умела мечтать.
Я еще несколько раз оказывалась рядом с Далай Ламой на учениях. Потом я видела его у ворот резиденции, и он освятил мой хадак – ритуальный шарф. Потом, проезжая мимо на автомобиле, помахал рукой из окна. Казалось, что мы старые добрые друзья и все обязательно будет хорошо! У всех.
Это одна из тех историй, которые я буду рассказывать внукам. Хорошо, когда есть, что рассказать.
На учениях Его Святейшество говорил
Парадокс нашего времени: мы имеем большие дома, но маленькие семьи; большие планы – но мало времени. Мы летаем на луну, но боимся перейти дорогу, если ее перебежала черная кошка. У нас есть компьютеры, но мы мало общаемся.
Если вы верите, изучаете и практикуете религию – это хорошо. Но если вы не верите, а являетесь просто хорошим человеком – это отлично. Ведь все религии имеют одну цель – помочь человеку стать хорошим. А у вас и без религии все получается.
Он очень переживает за экологию Земли и ее перенаселенность: «Эту проблему решить очень просто — если бы все пошли в монахи, то нас стало бы намного меньше!», — смеется он.
У буддистов есть важный догмат, касающийся анатмана – бессамостности, отсутствия «Я». Те, у кого низкий интеллект, не могут даже представить о существовании бессамостности.
Один христианин спросил меня: «Что такое пустота?». Я ответил: «Это не ваше христианское дело. Даже и не думай о пустоте». Философия пустоты сильно противоречит христианским идеям. У этого человека была сильная вера в Бога-творца, он был хорошим христианином и человеком. Мои слова могли бы поколебать ее и остаться непонятыми. Поэтому я не стал ничего ему объяснять и ответил так.
Все остальные религии, кроме буддизма, признают наличие «Я». Я – как совокупность психо-физических свойств. Никакого «Я» нет. Мы одержимы своими привязанностями к одним людям и отвращением к другим. Негативные эмоции не заложены в природу ума.
Далай Ламам говорит, что не знает, где родится в следующей жизни – может быть в Тибете, Корее, России, Японии. Он помнит, что в прошлых жизнях уже рождался в Индии. Так хитро он об этом сказал, что я думаю – следующий раз будет Индия. Ведь только Индия в состоянии дать отпор Китаю и защитить буддизм. И тогда Китай может назначать своего партийного Далай Ламу. Пока между этими странами нет взаимовыгодных отношений, за относительное сохранение буддизма можно не беспокоиться.
Конечно, Китай назначит своего духовного лидера, а остальных признает вне закона. Китай – сильная и мудрая страна, которую не интересует ни чье мнение. И пока это невозможно изменить.
Далай-лама, Рига 2017, Латвия
Трясу браслетами и думаю
Далай Лама говорит: «Я бездомный». Бездомный человек – человек мира. Бездомный Бог.
Его любят. Тибетцы не останавливаются перед страхом смерти, пересекая китайско-индийскую границу, чтобы попасть к нему на учения. К нему рвутся, падают на колени, плачут, смеются в религиозном экстазе, просят. И никто не может помочь ему. В нем ищут поддержку и помощь свыше миллиарда человек. А ему одному никто помочь не может.
Каково жить, зная, что целая огромная страна Китай ждет твоей смерти? Что чувствует он в изгнании – ответственность, вину, отчаяние? Понимает ли, что возможно он – последний настоящий? Или он ничего не чувствует, а просто делает свое великое дело, потому что это единственное, что он может сделать в такой ситуации? А может он выше чувств, он же Будда? Все ответы в его улыбке.
Монахи начали предавать по рядам хлеб и ходить с большими алюминиевым чайниками, разливать чай по кружкам паломников. Молитва подношения чая и лепешек. Когда на учениях мы едим лепешки и пьем чай с молоком – это мы делаем подношение божеству, которым являемся сами.
Есть разница между паломниками из разных стран, хотя все они буддисты. Когда смотришь на буддистских монахов, сразу вспоминаешь служителей церкви, сановников из центральных городов России и богатых регионов: расшитые златошвейками рясы, брллиантово-сапфировые кресты, халява от власть имущих и братков, алкоголь с добротной закуской и танцы в ресторанах. Такая разница с тем, к чему призывают, что проповедуют для паствы и как в открытую живут сами.
Здесь же наоборот: никогда по одежде или обуви не узнаешь, кто перед тобой – простой монах или Лама. У всех все одинаковое. Абсолютно.
У Далай Ламы одежда того же цвета и из той же ткани, что и у любого буддийского монаха. «Я простой монах», — говорит он о себе. Так и есть, только разве что он единственный монах, которого 24/7 охраняют люди с автоматами.
Он пьет тот же чай и ест те же лепешки, что и остальные паломники. Он беспрестанно улыбается, смеется и шутит. У него добрые, пытливые и любознательные глаза.
Он точно знает ответы на все вопросы и самый главный секрет тоже знает. Смотрит на нас и смеется – такие смешные мы, людишки, со страхами и желаниями, прическами и огромными домами, бегущие по жизни без любви и улыбки.
Переродится Далай Дама, перерожусь я. Значит, мы еще встретимся с ним. Возможно, в следующей жизни я буду поумнее и найду его раньше. Как же я его узнаю? – по его смеху, конечно!
Тибетцы в Индии
Тибетцы — ни разу не побежденный народ ушел со своей земли в средине 20-го века. Далай Лама и все, сочувствующие буддизму, конечно, благодарны Индии за предоставленное прибежище. Но даже маленькие дети здесь говорят, что их дом — Тибет. Горная страна, снежные вершины Гималаев, синее небо, буддийские флаги на ветру, запах ячьего молока и шерсти, Родина. Неторопливая жизнь. У многих из тибетцев был шок после того, как они оказались в Дели – плачут, когда рассказывают об этом дне. Но Тибет они уже никогда не увидят, не смогут вернуться. Беженцы.
Сейчас в Индии есть несколько поселений тибетцев. Они пытаются воссоздать свой тибетский мир: говорят на родном языке, ходят в традиционных костюмах, занимаются ремеслом, танцами. Готовят мо-мо и пекут тибетский хлеб. В любом случае, Индия большая и сильная — что ей кучка тибетцев? – проглотят и не заметят вместе с культурой и самобытностью. Молодежь ассимилирует. С образованием проблемы – тибетские дети все больше поют и играют в мяч, чем учатся. И через пару поколений это будут уже не тибетцы, а индийцы. Так растворится народ.
Индусы приезжают в Дхарамсалу в основном как туристы, посмотреть на пришлых. Тычут объективами в лица. «Вы на нашей земле», — транслируют они своим поведением и отношением. Индусы знают, что дали тибетцам убежище, кусок земли, приютили, спасли, и ведут себя как господа и повелители. Многие индусы считают себя выше тибетцев, относятся к ним, как к рабам – раздают пощечины, приказывают, заставляют прислуживать. Те смиренно склоняются – они беженцы. Дома – китайцы, здесь – индусы – деваться некуда.
Хозяева этой земли приезжают в тибетское поселение с фотоаппаратами. В храме подходят к молящимся и медитирующим и фотографируют их в лоб со вспышкой. Они открыто демонстрируют свое превосходство. Эти коричневые друзья человека.
От увиденного индусы стали восприниматься еще хуже. Я начинаю их дразнить, ели вижу, что они пялятся на меня.
Как попасть на учения Далай Ламы в Дхарамсале (Маклеодгандж). Учения проходят так.
В офисе учений нужно оформить пропуск. Дхарамсала – это маленькая деревня, верхняя ее часть – Маклеодгандж. Здесь расположены храм Цуглахан, Храм Калачакры, монастырь Намгьял Гомпа, резиденция Далай Ламы. Где находится офис для оформления пропуска, скажет любой встречный.
Офис открывается в 9 утра. Нужно меть с собой фото. Я заняла очередь с 07.30. Даже в этот ранний час здесь до меня уже были десятки людей. После 09.00 народу в офис было человек 500. Большинство – европейцы.
Для учений нужно иметь маленький радиоприемник с наушниками, подушку для сидения и кружку. Купить все это можно в поселке.
Паломники приходят в храм, чтобы занять места на учения, заранее, иногда за несколько дней. Кладешь свою подушку на пол на любое свободное место – это место и будет твоим на время учений. Подушка лежит на этом месте все дни, ее никто не возьмет и не передвинет. Некоторые места занимают целыми приезжими делегациями, например, монастыри Японии, Кореи – такие участки подписывают. Оказалось, что я положила свою подушку рядом с территорией, которую занял корейский женский монастырь. Так и сидела все дни рядом с этими милыми монахинями. Можно пересесть на любое свободное место, но чем позже придешь, тем дальше от центрального зала место тебе достанется. В храме два этажа, и вторая половина паломников слушала учения на другом этаже, наблюдая трансляцию на экранах.
Техническое обеспечение учений хорошее, здесь все отлажено. Мониторы транслируют учения, а на радиоволнах трансляцию ведут переводчики. Перевод учений осуществляют на много языков: английский, корейский, японский, немецкий, русский, французский и т.д. Список радиоволн с соответствующими языками размещен на стенах и колоннах храма. Приходите, настраиваетесь на нужную волну и слушаете.
В день учений в храм нужно приходить заранее, чтобы пройти контроль. Будет большая очередь. Нужно пройти через металлоискатель. С собой можно пронести только приемник, кружку и подушку. Никаких телефонов. Пропуск должен быть с собой всегда. Ничего другого брать с собой не разрешается. Поэтому у меня нет ни одного фото или видео с учений.
Пока стоишь в очереди, можно позавтракать печеньем, лепешками, мо-мо со шпинатом, выпить кофе, купить книги – все это продается здесь.
Дарамсала, Индия
Во время учений не обязательно сидеть на одном месте, как в других храмах. Можно ходить вокруг зала, где находится Далай Лама и по всему монастырю, крутить молельные барабаны, есть, пить. В течение всего дня монахи разносят лепешки и чай с молоком – поэтому с собой нужно иметь кружку – это подношение вашему Будде.
Далай Лама заходит в храм, когда все разместились. Его сопровождают вооруженные охранники. Он идет не спеша, всем машет руками, улыбается, к некоторым подходит. Садится на трон, и учения начинаются.
На перерыв Его Святейшество уходит первым. В это время паломникам подают знак, чтобы они сели на места и склонились. Учитель в это время выходит из зала. Затем выходят все остальные. Также происходит и по окончанию учений.
Учения длятся с утра до вечера и разделены перерывом на обед.
Когда Далай Лама покидает свой трон, паломники подходят к нему и касаются его края головой, руками или молельными шарфами.
Во время учений Далай Лама живет в резиденции и его можно часто встретить, когда он перемещается по территории или едет на автомобиле по поселку. Подойти к нему близко в этот момент невозможно, потому что охрана защищает его плотным кольцом.
На учениях я заметила, что азиаты волнуются немного, но ведут себя спокойно при виде Учителя. А вот некоторые европейцы впадают в психические состояния. Кто-то плачет, кто-то безудержно рвется к Далай Ламе, что бы получить благословение или коснуться края его одежды. В те учения в зале была статная взрослая женщина, блондинка в белом платье. Она улыбалась, плакала и протягивала к Далай Ламе руки – всем своим видом показывала, что просит благословения. Игнорировать ее было невозможно, поэтому через некоторое время он сказал что-то на ухо своему помощнику, тот вышел в зал, пригласил женщину, подвел ее к Далай Ламе. Она упала перед ним на колени, Его Святейшество положил ей руку на голову и ее в полуобморочном состоянии увели. Успокоившаяся, с блуждающей улыбкой она сидела на своем месте спокойно, смотря внутрь себя. Я надеюсь, что она получила ответы на все свои вопросы.
Когда цикл учений заканчивается и Далай Лама покидает Маклеодгандж, в деревне становиться меньше людей и суеты, улицы и храм пустеют. В храме с этого момента можно фотографировать. Наступает время знакомиться с этим местом и его окрестностями.
Дарамсала, Индия
Время здесь летит очень быстро. Местность хоть и маленькая, но заняться есть чем. Мы ходили на мастер класс по изготовлению тибетского хлеба и мо-мо. Были в секретариате тибетского правительства в изгнании, музее, храме, библиотеке. Видели, как художники рисуют мандалу. Посетили даже врача тибетской медицины, который ставит диагнозы по пульсу и языку, а потом выписывает какие-то подозрительные на вид травки и шарики. В центре тибетской медицины есть и астролог. Ездили в центр тибетской культуры Норбулинг, где рисуют, вышивают, режут по дереву, шьют, отливают фигурки из металла.
Рядом с монастырем в Дхарамсале есть дома, выкупленные европейцами и американцами. Люди переезжают сюда, чтобы посвятить себя буддизму.
На учениях больше всего корейцев, японцев, но много и европейцев, есть и россияне, буряты. Приезжают целыми семьями с маленькими детьми. Мне запомнилась одна семья европейцев – трое детей с больным отцом на инвалидной коляске. Мужчине на вид было больше 80 лет. Все дети заботились о нем, улыбались, разговаривали, всегда были рядом. Интересно, каким он был отцом, что теперь получает от детей столько любви и заботы?
Все об Индии — почитать перед поездкой в Индию