тестирование в обучении и воспитании

Статья «Тестирование в обучении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИИ.

учитель начальных классов

МОУ СШ №125 Красноармейского района

Мишина Анна Анатольевна

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений./1/.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит:

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный учащийся, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо учащегося, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов/2,3,4,1/.

Достоинства и недостатки тестирования.

Возможно возникновение и других трудностей/6/. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

-как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

-исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

-ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

-универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий /4/:

«автоматический», когда обучаемый выполняет задание в непосредственном

диалоге с ЭВМ, результаты сразу переносятся в блок обработки;

“ полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы со

специальных бланков вводятся в ЭВМ (решения не проверяются);

“ автоматизированный”, когда задания выполняются письменно, решения

проверяются преподавателем, а в ЭВМ вводятся результаты проверки.

В итоге следует заметить, что использование тестирования поможет объективно провести аттестацию, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет формировать высококлассных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных

оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42.

2. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О

компьютерной технологии оценки качества знаний//Высшее образование в

России. №3, 1993. С. 146-153.

3. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начина-

4. Кирилкин А. Можно ли бороться со “шпаргализацией”//Высшее образование

в России. №2, 1995. С. 126-128.

5. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Информационные

технологии для будущих экономистов//Высшее образование в России. №1,

6. Тыркова Н.П. Методика преподавания теории вероятностей и математи-

ческой статистики с использованием персональных компьютеров

//Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса: Новые идеи,

формы, методы: Материалы научно-методической конференции. Омск, 23-27

Источник

Тестирование как обучающая технология

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образовательные стандарты нового поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют приоритетные направления образования:

система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность;

внедрение современных образовательных технологий;

воспитание социально – адаптированной личности.

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Считаю, что педагог играет важную роль в формировании результатов обученности учащихся, так как от него зависит, как организован учебный процесс, и во время учебного процесса перед учителем встает проблема: как раскрыть и реализовать индивидуальные способности школьника. Педагогу важно научить ребенка находить информацию и применить ее на практике. Но личностные и метапредметные результаты будут достигнуты только в том случае, если дети и учитель будут постоянно двигаться к ним.

Образовательная программа позволяет учителю строить свою работу с учетом развития детей. Важным принципом этой системы, с точки зрения здоровьесберегающего обучения, является принцип «минимакса», предотвращающий опасность перегрузки ребенка учебными знаниями. Этот принцип предполагает, что авторы учебников и учитель дают ученику возможность взять материал по максимуму – в учебниках есть дополнительный материал и специальные задания. А минимум впоследствии выносится на контроль. Максимум же позволяет ребенку удовлетворить свои личностные запросы и интересы. Так принцип позволяет обучать как более подготовленных детей, так и ребят, имеющих невысокий уровень учебных возможностей.

Очень важно уже в начальной школе формировать у учащихся самостоятельность, готовность к умственной творческой деятельности, способность к независимости мысли, готовность отстаивать собственное мнение. Поэтому я использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик

педагогического опыта являются учащиеся моего класса.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Работая по теме самообразования, заметила, что тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Тестирование может применяться на разных этапах урока:

 проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся;

 текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний;

 итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников, необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Это:

 учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

 обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

 воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

 аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

Следовательно, тестирование, являясь одним из современных методов контроля усвоения обучающимися УУД, имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля.

Результаты теста во многом зависят от внешних условий — физических, психологических и технологических. Существует три формы работы с тестами: коллективная, групповая, индивидуальная.

При организации тестирования немаловажное значение имеет разработка сценария его проведения. Используя личный опыт работы с тестами, приведу порядок процедуры тестирования.

1 Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.

2 Объяснить, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.

4 Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции.

5 Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок.

6 Вместе с учащимися заполнить в бланке таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.

7 Ответить на имеющиеся вопросы.

8 Сообщить о временном ресурсе.

9 Дать команду начать решение задач теста.

10 В процессе решения тестовых задач следить:

— за тем, чтобы учащиеся не мешали друг другу;

— за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание учеников.

11 После сигнала к окончанию выполнения теста собрать работы.

Заключительный этап в организации тестирования – вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение результатов может существенно варьироваться от краткого сообщения учащимся результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений:

 проводить анализ результатов тестирования оперативно;

 анализ результатов должен носить диагностические характер, раскрывая

главное — причины возникновения ошибок;

 быть эффективным средством корректирования;

 оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их

Таким образом, учащиеся начальной школы осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе. Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Однако, его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.

3.2. Актуальность педагогического опыта. Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».

для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится

Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений учащихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего

образования, обозначенных в ФГОС ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование адекватных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижающая уровень психологической тревожности, стрессовое состояние, позволяющая детям самим влиять на то, что и как они изучают.

В целях совершенствования структуры и содержания общего образования, обучающиеся начальной школы выполняют задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру в тестовой форме в формате ЕГЭ. Поэтому использование различных тестов приобретает особую актуальность в связи с необходимостью научить учащихся работать с тестами и подготовить их к мониторинговым исследованиям. Применение тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует решению учебных задач по овладению программными универсальными учебными действиями, позволяет ученику адаптироваться и умело использовать свои знания и в старших классах.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. С введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить учащихся начальной школы к новой форме контроля. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ. Следовательно, формирование у обучающихся умения работать с тестами необходимо начинать с начальной школы.

Диапазон применения данного опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему «урок – внеклассная работа». Опыт работы может быть использован учителями начальной школы, отдельные приёмы и методы приемлемы для использования в работе учителей различной предметной направленности.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения УУД учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико- языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по математике, чтению, русскому языку и окружающему миру, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания. Данный подход выражается в использовании обучающего потенциала тестовых заданий для организации контроля, самоконтроля, поэтапном овладении учащимися умениями и навыками в работе.

Результативность педагогического опыта.

Анализируя свою работу по теме, могу сказать, что тестовые задания, направленные на развитие интеллекта учащихся, положительно влияют на отношение к процессу обучения в целом. У детей с применением тестовых заданий повысился интерес к учебным предметам. Используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Цель моей работы — выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.

Для её достижения решались следующие задачи:

1. Освещение теоретических аспектов характеристики тестирования как эффективной формы контроля.

2. Исследование обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.

3. Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию действий контроля по достижению цели.

4. Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля как в средней, так и в начальной школе. Изучая новую технологию, я убедилась, что назначение тестов не только и даже не столько в контроле и оценке знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько в диагностике состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять и т. д..

Тесты предоставляют учащимся возможность +++самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Дают возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответств енно коррекционную работу.В ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что позволяет ребёнку воспринять его как целостную структуру.

Таким образом, имеет место образовательная функция, которая состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, в повышении их качества (точность, полнота, осознанность, проблемы, ошибки). Воспитательная функция повторения заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, в выработке умений постановки и достижения целей; умении самоконтроля и самооценки, следствием которых является становление адекватной самооценки.

Развивающая функция направлена на развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной

сферы и качеств личности. Контролирующая функция позволяет получить обратную связь о

достижениях учащихся, установить динамику этих достижений, уровень

развития личностных качеств детей, а, следовательно, соотнести достижения

учащихся с установленным стандартом образования.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиям.

Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. В результате выполнения ребёнком теста учитель может определить не только «проблемную зону» учащегося, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу.

-Возможность проверки теоретического материала

-Проверка большого объёма материала малыми порциями

-Объективность оценки результатов

-Даёт возможность определить «проблемную зону» и даже «болевую точку»

-Развивает мыслительные операции

-Формирует навыки самоконтроля

-Могут служить объектом познания

-Часто невозможно проследить логику ученика

-Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся

-Сложность проверки глубины ЗУН.

Сейчас выпущено множество тестовых сборников, как по классам, так и по предметам.

Содержание всех видов тестовых заданий позволяют выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям, и как учащиеся умеют пользоваться знаниями, полученными в период обучения, умениями и навыками при выполнении тестовых работ.

Приступая непосредственно к работе по теме, я проанализировала педагогическую и методическую литературу и сделала вывод: на уроках в начальной школе используют разные виды тестов.

— тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

— тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

По способу предъявления:

— с предъявлением готового ответа;

— с предъявлением ответа в краткой форме;

— с предъявление развернутого ответа.

По цели назначения:

— разминка в начале урока;

По видам тестовой деятельности:

— фронтальный устный опрос;

— индивидуальный опрос по карточкам;

— сопоставление явления (события) и его характеристики;

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

По месту использования (этапы урока):

— первичное закрепление УУД;

По объему содержания и времени проведения ( контроль УУД):

В заданиях закрытого типа с выбором ответа ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а наиб ольшее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяются несколько видов заданий данного типа:

*Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Реши задачу. В мастерской работает 646 человек, из них 287 мужчин.

Сколько женщин работает в мастерской?

Как называется наука о животных?

а) ботаника б) зоология в) астрономия г) геология

* Задания утвердительной формы с выбором ответа

Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других

а) крылья б) чешуя в) три пары ног г) нос

*Задания на определение понятия.

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает…

а) признак б) действие в) предмет г) явление природы

Чётное число—это число, которое делится без остатка на…

*Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует

обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более

сложный уровень умственной деятельности.

Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

а) какие растения есть в пустыне?

б) кто автор первого Букваря?

в) какие события произойдут в 2081 году?

На какое число нельзя разделить число 81:

* Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается

выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак,

основную причину того или иного явления.

Отметь признак, являющийся главным для плода растения:

а) круглый б) полезный в) имеет семена г) съедобный

*Задания для установления соответствия.

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного

ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно

должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие

*Задания на установление логической последовательности.

Допиши цепь питания:

*Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

-предложения, в которых одна грамматическая основа……..

-предложения, в которых две грамматические основы, называются……

-чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо… большего….меньшее.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из

перечня, завершение фразы и т.д.

В предоставленном перечне слов зачеркни лишнее:

Суффикс, прилагательное, приставка, корень, окончание.

*Комбинированные тестовые задания.

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных;

*Тестовые задания – «Ловушки»

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Проанализировав «готовые» тесты, я пришла к выводу, что многие из них не всегда устраивают учителей из-за их содержания, уровня сложности, несоответствия программному материалу. Каждый педагог имеет возможность создать для учащихся удобные и простые виды тестовых заданий. Учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут.

1.Составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам.

2.Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.).

3.Структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена).

4. Формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности).

5. Должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста.

6. Процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов).

7. Тестовые задания должны легко читаться.

8. Если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике.

9. Тестовые задания должны быть независимыми.

10. Формулировка заданий не должна содержать двусмысленности.

11. Тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений.

12. Постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.

13. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены. При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок, правильности выполнения заданий учащихся. Изучив различные подходы к формированию оценочной шкалы, я сделала вывод, что не существует четких рекомендаций по составлению шкалы оценок.

В связи с этим разумнее к каждому тесту формировать свою оценочную шкалу.

Формирование у учащихся умения работать с тестами я начинаю с первого класса. В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее.

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса. Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

Успешность выполнения работы повышается, если ребенок умеет справляться с волнением, тревогой, т. е. он уверен в себе, своих способностях.

После такого первоначального обсуждения детям предлагается потренироваться, выполнить в парах одно или более заданий-образцов и проверить себя. Это своеобразные «репетиции» будущего тестирования. Ими, как показывает практика, нельзя пренебрегать, потому что именно они помогают всё, что дети первоначально обсудили, обдумали, реализовать на практике.

На последующих уроках сразу после раздачи детям текстов с тестовыми заданиями учитель специально заостряет их внимание на объёме предстоящей работы, поясняет, что справиться с ней смогут только те из них, кто будет действовать организованно, и не будет отвлекаться на консультации с соседом.

Также подробно проводится работа над заданиями на восстановление соответствия. Причём, на первых порах выполнение заданий на восстановление соответствия целесообразно совмещать с заданиями множественного выбора. По алгоритму выполнения первые близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик выбирает из числа ответов, предложенных учителем, правильный ответ. В этом случае довольно абстрактная для учащихся форма задания приобретает реальные, конкретные черты. Постепенно можно переходить к близким им заданиям на установление правильной последовательности, в которых, как мы уже отмечали, «. только один ряд, а другим предполагаемым является время» Отсюда очевидно, что новые разновидности тестов следует вводить в процессе обучения постепенно, по мере нарастания сложности их выполнения.

Следующим этапом процесса разработки и применения теста будет проведение теста. Важным условием успешного проведения теста является ориентированность теста на максимум самостоятельной работы учащихся. Концепция интериоризации, впервые сформулированная Л. С. Выготским, предполагает поэтапный переход от совместной деятельности на уроке к самостоятельной деятельности каждого учащегося. Это требует соответствующей методической организации тестирования: сначала совместная постановка целей, подсказка относительно средств и способов и контроль учителем результата. Затем передача всех этих функций самому ученику, вплоть до контроля (самоконтроля). Большое значение имеет ориентация на индивидуальные и групповые формы работы с учащимися, оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Так, индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых сформированность навыка чтения находится на достаточно низком уровне, а также застенчивым, робким или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным. Следующим этапом процесса разработки и применения теста будет оценка результатов теста. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? Кто должен осуществлять оценивание? По каким критериям? Ответы на перечисленные вопросы и составят основные условия успешной оценки результатов теста.

Это, во-первых, использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки. При анализе тестовых проверочных работ учитель оценивает знания по теме, уровень развития учебно-языковых умений (связанных с изучением фонетики, лексики, состава слова, морфологии, синтаксиса) и правописных умений (орфография и пунктуация). Во-вторых, учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самопроверки, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этой связи мы настоятельно рекомендуем разрешать ученикам в ходе написания теста проводить самопроверку, само- и взаимоооценку. Важно учить детей анализировать, оценивать собственные работы, а также работы товарищей.

Как показывает наш опыт, обучение следует начинать с беседы по следующим вопросам:

— Скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?

— С чего начнём оценивать свою работу?

— Что сделаем после этого? и т. д.

По итогам беседы в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется памятка самооценки:

1. Какое было задание? «задание?»

2. Удалось выполнить задание? «выполнил?»

3. Задание выполнено правильно «правильно?» или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Выполнил самостоятельно «сам?» или с чьей-то помощью (кто помогал,

Вопрос о том, как обучить детей порядку самооценки, долгое время является одним из спорных. Как показывает практика, на первых порах в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по памятке самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «выполнил?», «правильно?», «сам?». В этом случае ученик даёт ответы, учитель поправляет его.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Памятке самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненный тест. Например: «5» (тест выполнен отлично, без ошибок), «4» (тест выполнен хорошо, иногда с ошибками) и т. д. В первом классе учитель может предложить ученику нарисовать кружок и закрасить его любым цветом. В случае признания ошибки кружок закрашивается не полностью. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя памятку самооценивания), что она завышена или занижена.

Постепенно учитель перестаёт проговаривать все вопросы памятки самооценки и предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Как показывает наш опыт, результативность теста с самопроверкой значительно выше, кроме того, тест учит ещё одному необходимому действию: осознанно проверять написанное.

Оценку индивидуальных образовательных достижений мы предлагаем вести по принципу «прибавления», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся.

Завершается процесс разработки и применения теста этапом интерпретации результатов теста. На этом этапе учитель возвращается к первоначальному замыслу теста, соотносит его с полученным результатом, оценивает тест в целом, отмечает наиболее удавшиеся моменты, указывает на недочёты, анализирует уровень образовательных достижений. Главными условиями для интерпретации результатов теста являются анализ, оценка динамики образовательных достижений учащихся; выявление возникших отклоне-

ний; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок.

Подведём некоторые итоги. Использование тестов по русскому языку для учащихся начальной школы будет наиболее эффективным и обеспечит надёжные выводы лишь при соблюдении ряда рассмотренных нами условий. Это позволит сделать тесты действительно оптимальным средством диагностики достижения планируемых результатов в начальной школе.

. Вовлекаю родителей в процесс подготовки детей к итоговому контролю

На родительских собраниях я знакомлю и учу родителей как правильно работать с карточками, перфокартами, тренажерами, тестовыми заданиями, даю адреса сайтов где размещены развивающие игры, обучающие программы для школьников младших классов, идет изучение при помощи интерактивных флеш игр которые помогут облегчить обучение, вызвать у ребенка интерес к урокам в школе.
Если у младшего школьника есть проблемы с вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы.

Например прием «Найди мои ошибки»

К этой работе я подключаю родителей.

Ребенок выполняет роль учителя: красным карандашом исправляет ошибки.

После того как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, ученику предлагается взять на себя роль взрослого: (Давай – ка теперь ты сам будешь делать ошибки. Сегодня спиши вот эти три предложения, но сделай в них побольше ошибок, чтобы завтра или послезавтра тебе было, что исправить. Только смотри, чтобы ты смог догадаться, что должно было быть написано. А то если ты вместо слова «береза» напишешь «осина», то потом сам не догадаешься, что там было.

Теперь ребенок сам пишет тексты с нарочитыми ошибками и на несколько дней откладывает эти задания самому себе, а потом проверяет собственную работу. Родители интересуются, как их сын или дочь пользуются этим приемом. При каждом положительном сдвиге хвалят, поощряют. Эмоционально поддерживают.

Вовлекаю родителей в процесс образования ребенка, для повышения их интереса к достижениям школьника.

Тесное сотрудничество между учениками и их родителями способствует личностному развитию младшего школьника, воспитанию в нем уважения к себе как носителю информации и в целом как обучающейся личности.

Помогает совершенствованию коммуникативных умений ребенка, накоплению у него опыта общения в семье на доступные научные темы.

Используя все это в своей работе, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Я думаю, многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо методически грамотно и разумно.

4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа-2009. № 7.

5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *