Древнее селение Тервеничи расположено на Вепсской возвышенности — родной земле преподобного Александра Свирского.
Упоминание о Тервеническом погосте содержится в русских летописях начала XII века. Предки посвятили эту красивую холмистую землю покровительству Архангела Михаила. В его честь они назвали и первый храм, построенный в 1574 г., с приделом Покрова Богородицы, и погост назвали Михайловским. Вскоре этот погост стал духовным центром, куда в церковные праздники съезжались жители многих окрестных деревень. Сама же земля Михайловского погоста принадлежала по документам новгородскому монастырю святого Антония Римлянина. В лучшие времена Михайловскому погосту принадлежало 2000 деревень, после двадцатилетней войны со Швецией в начале XVIII века осталось около 20 деревень и пустошей.В самом селении Тервеничи монастыря никогда не было, но молитва здесь была всегда. Она возносилась во всех храмах и часовнях этого селения, а их было немало. Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы существовал как придел в храме в честь Архангела Михаила. В 1864 г. на месте деревянного Успенского храма был построен каменный с тем же названием. В 1905 г. была построена и третья церковь в селении Тервеничи — Покрова Богородицы, которая сгорела в 1917 г. Храм свв. апп.Петра и Павла, построенный в XIX веке в Тервеничах, во второй половине ХХ века был перенесен в вепсскую деревню Хмельозеро. После прославления преподобного Александра Свирского в середине XVI века был построен еще один храм — в деревне Ребовичи, в 21 км от Тервеничей,посвященный ему. Практически в каждой деревне Михайловского погоста была либо небольшая церковь, либо часовня.
Вид на тервенический погост. Фото начала ХХв.
Крестный ход в Тервеничах. Фото начала ХХв.
К 1990 г. из всех церковных сооружений сохранился только один полуразрушенный каменный храм. Но и разрушенный храм навсегда остается храмом, в нем замирает до времени только видимая жизнь. Храм ожидал своего пробуждения. И, видно, не просто так тервеническая земля покрывалась молитвой более восьми веков — место это предуготовлялось для возникновения здесь на исходе XX столетия святой обители, которая получила название Покрово-Тервенический женский монастырь.
Началось все по неписаному правилу, то есть так, как обычно возникали на Руси монастыри. Сюда, к месту, давно выбранному Богом, к разрушенному храму направил свой путь молодой иеромонах Лукиан(Куценко). Это было в 1991 г. 1
Так выглядел тервенический храм в 1991г.
О.Лукиан с прихожанами на работах по расчистке храма. Фото 1991г.
Что о. Лукиан чувствовал, стоя перед развалинами в селении Тервеничи, какие мысли взволновали его душу — известно ему и Богу. Опыта по строительству монастырей у батюшки (по молодости лет) еще не было. Однако все дальнейшие события показали, что монашеская молитва, вознесенная им на этом месте, не осталась неуслышанной, ее здесь,на месте несуществующих храмов, как будто ожидали. И весь мир: и Небо, и люди — откликнулись. Когда начались первые работы по благоустройству территории и расчистке храма, над порушенными стенами часто слышалось красивое пение, и не кто-то один избранный слышал его, а сразу многие. Из храма, стоящего без крыши и окон, временами источалось и чудное благоухание. Никто такого ликования невидимого мира не ожидал.Это вселяло радость и надежду на помощь Божию в созидании монастыря.И помощь подавалась в изобилии, и, хотя трудностей было много: и материальных,и физических, порой сил не хватало, но душа ликовала, практически не оставляя места для уныния и тоски. Тогда не понимали, теперь — ясно: все мы были под благодатью Божией и покровом Пресвятой Богородицы. Они охраняли нас и наши души, придавая нам силы и душевные, и физические: «Радуйтесь, радуйтесь», — как будто слышалось вокруг. И, конечно, молитвы духовника — отца Лукиана — поддерживали, от его бдительного ока ничего нельзя было скрыть: и утешит, и вразумит, кому что требуется на тот момент, тот со всей его строгостью и любовью это и получит.
1) В настоящее время преосвященный Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский.
В монастыре идет строительство административного корпуса
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Покрово-Тервенический монастырь. Отчёт о поездке
Покрово-Тервенический монастырь. Красивые места Приоятья
Покрово-Тервенический монастырь (Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы) находится в старинном селе Тервеничи Ленинградской области, в Лодейнопольском районе.
Покрово-Тервенический монастырь. Церковь Покрова Божией материи и Успенская трапезная церковь с пещерным храмом пресвятых отцов Киево-Печерских
Приоятская вепсария
Места здесь красивые. И исторически связаны с одним из древних народов населяющим север Европы – вепсами. Потому район этот, не случайно, принято называть «вепсарией». В этих краях издревле проживают так называемые «приоятские» (название от реки Оять) или «средние» вепсы. Самобытный народ финно-угорской языковой группы. Со своей древней историей и традициями.
Природные ландшафты в этих краях холмисты. Дороги петляют вдоль полей и густого мшистого леса. Места глухие. Нетронутые. Встретить дикого зверя в пути можно запросто. Не так много районов осталось в Ленинградской области, где чувствуешь себя в таёжной глуши. Здесь — так. Это — удивительный край «вепсарии».
Ленинградская область. Природа Приоятья
Покрово-Тервенический монастырь. История монастыря и села Тервеничи
Если следовать письменным свидетельствам древнего Новгорода, то село Тервеничи ведёт свою историю ещё с 12-го века. Название поселения происходит от вепского «тервен». Что значит «здравствуйте». Место, где находятся Тервеничи, всегда было «глухим» углом на территории современной Ленинградской области. Отсюда далеко до оживлённых путей и дорог. Не случайно, здесь, с давних времён существовала женская обитель. Правда, до наших дней от неё ничего не сохранилось.
Покрово-Тервенический монастырь. Монастырская ферма. Часовня Георгия Победоносца.
Село Тервеничи исконно русское. Хоть и находится в краю вепсов. Село – крепкое. Жизнь здесь идёт своим чередом и сейчас. Покинутых домов — мало. Первая церковь Архистратига Михаила появилась здесь еще очень давно. При правлении сыновей Владимира Мономаха. Храмы тогда строились деревянные. Часто сгорали, но заново отстраивались. До октября 17-го года в Тервеничах было несколько церквей. Был и каменный храм — Успенский. История храма закончилась в 20 в.
В 30-ых годах при Советской власти, храм был отдан под сельский клуб. А после, использовался для хозяйственных нужд местным колхозом.
Тервеничи. Ленинградская область
Основание Покрово-Тервенического монастыря
Покрово-Тервенический монастырь основан совсем недавно. Сестры монахини церкви Веры, Надежды, Любови и Софии, что находится в Санкт-Петербурге, искали место для будущей обители. И в 1991 году они посетили деревню Тервеничи. Сестрам понравились эти места. Духовник общины, иеромонах Лукиан, ходатайствовал перед митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном об учреждении новой обители. Так, после получения благословения от метрополита и был основан Покрово-Тервенический монастырь.
Покрово-Тервенический монастырь
Но не сразу отстроились храмы, часовни и помещения обители. Только 1997 г. Священный Синод Русской православной Церкви вынес решение о предоставлении сестричеству статуса монастырской обители. Сейчас, обитель живёт своей полноценной жизнью. При монастыре, стараниями насельниц построена молочная ферма. Работает иконописная и швейная мастерская.
Покрово-Тервенический монастырь. Поля монастырской фермы
О храмах и часовнях монастыря
Покрово-Тервенический монастырь расположен в живописном месте. Величественно возвышаясь с холма над Покровским озером.
Монастырь окружён белокаменными стенами. Стены символично отделяют духовное от мирского.
Покрово-Тервенический монастырь. У входа в монастырь
Главный храм обители освящён в честь Покрова Божьей Матери. При храме — звонница. Звон колоколов с колокольни далеко разносится с высокого холма по округе.
Церковь Покрова Божьей Матери
Покрово-Терввенический монастырь самобытен. При обители освящен собор Успения Богородицы, а при нём — «пещерный» храм в честь святых Киево-Печерской Лавры.
Собор Успения Богородицы и «пещерный» храм в честь святых Киево-Печерской Лавры
При постройке монастыря сестрами был «обретен» источник. Почитаемый святым. Над источником воздвигнута часовня Живоначальной Троицы, а рядом – монастырская купальня. Живописный вид на часовню и купальню открывается со стен обители.
Часовня Живоначальной Троицы и монастырская купальня
Часовня Живоначальной Троицы и монастырская купальня
При обители есть дом для странноприимцев. Где можно переночевать. Есть монастырская лавка и кафе. По пятницам организуются выезды из подворья в Санкт-Петербурге для трудников. (Адрес: проспект Стачек, 57А) В обители обеспечат проживание в странноприимном доме и питание.
Тервенический погост упоминается уже в 1137 году в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, где описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, с давних времен населялись славянами и вепсами, что отразилось в названии поселения: «Ten» – по-вепсски означает «здравствуй», окончание же «. ичи» – славянского происхождения.
Тервенический погост был крупным административно-территориальным и торговым центром, объединявшим в разное время десятки, иногда и сотни окружающих деревень. С распространением христианства на север Тервени-чи становятся и духовным центром. В переписи 1582-1583 года упоминается, что в центре погоста было два храма, а сам погост назван Михайловским в честь Архангела Михаила. Во многих окружающих деревнях были часовни.
Во время войн и других бедствий деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, затем снова заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15 верстах от Тихвина, часть деревень – Новгородскому архиепископу.
Храмы Тервеничей, так же как и сама деревня за долгую историю своего существования, приходили в ветхое состояние, сгорали, затем вновь отстраивались. Кроме старой церкви Архангела Михаила с конца XVIII века упоминается деревянная церковь Покрова Божией Матери, которая сгорела в 1904 году, ее опять отстроили, но в феврале 1917 года она снова была уничтожена пожаром.
Над озером на горе в 1861 году на собранные «всем миром» деньги жители деревни построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, богатый росписями и красивыми иконами. По воспоминаниям старожилов на праздники в церковь собиралось множество народа – жителей окружающих деревень.
Последним священником, служившим в этом храме был отец Василий Стручков. Приходской священник преподавал в училище Закон Божий. Отец Василий, по словам прихожан, был добрый и отзывчивый человек. В 1935 году, когда храм закрыли, его арестовали, и о дальнейшей его судьбе нет никаких сведений.
После прекращения богослужений в церкви разместился клуб, здесь проводились танцы, показывали кино, потом храм использовали под склад зерна, а затем и удобрений. Удобрения разъели штукатурку, исчезли настенные росписи. Когда разобрали крышу, сожгли окна, храм начал быстро разрушаться.
С разрушением храма началось, сначала незаметно, а потом и явно, разрушение деревни. Тервеничи много раз подвергались разорению, переживали трудные времена, но всякий раз восставали и снова обретали жизнь. Залогом этой жизни была духовная сила людей – вера в Бога, и Господь не посрамлял их надежды. Когда же люди отвернулись от Бога – «жизни Подателя», эта самая жизнь стала уходить. В тех местах, где нет храма, где не слышна молитва, ощущается какая-то беспросветная тоска, веет дыхание смерти, происходит разрушение экономическое и нравственное. Так было и в Тервеничах.
Первыми сестрами новой обители Покрова Божией Матери были монахини София и Вера, а тогда, в 1991 году – Мария Прокопьевна Артеменко и Анастасия Сергеевна Новикова. Они приехали сюда вместе с духовником обители, в то время настоятелем Санкт-Петербургского храма св. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии иеромонахом Лукианом (Куценко) и прихожанами церкви. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) монастырь возник как се-стричество этого храма.
Многие считают монашество уходом от жизни, но посвящая себя Богу, монах не уходит от жизни и от мира как такового, от людей, он уходит от греха мира. Чтобы идти этим путем, необходимо Божие призвание (по словам Евангелия, «кто может вместить, да вместит»). Этот Божий зов может быть невыявленным, неосознанным, но, осознав, нельзя на него не ответить. Выполняя послушание, монах не убивает в себе жизнь, свои способности, таланты; но, служа Богу «всем сердцем, всей душой, всем помышлением», раскрывается в полноте; творя Божию волю, обретает счастье.
Первый постриг состоялся 13 октября 1991 года накануне праздника Покрова Божией Матери. В сам праздник Покрова в разрушенном храме служили первую Литургию. После многих лет раздался возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». На первый престольный праздник приехало 29 паломников, как тогда казалось – огромное множество людей. Так было положено начало. Сейчас в обители 26 сестер, в том числе 6 монахинь и 11 инокинь, управляет ею настоятельница монахиня Лукиана (Рысева).
За 8 лет существования проделана большая работа: полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – основателей монашества на Руси, а также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой – для представительских целей. В 1997 году в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит.
В каждом монастыре есть свои святыни – особо почитаемые чудотворные иконы, мощи святых. Эти святыни охраняют, оберегают обитель, служат для ее насельников видимым знаком милости Божией. Тем более, молодой монастырь нуждается в такой святыне, не имея установившейся традиции духовной жизни, не имея молитвенного предстательства перед Богом живших здесь раньше монахов-подвижников. После образования сестричества много было приложено усилий и вознесено молитв о даровании особо почитаемой святыни обители, посвященной Богородице. В феврале 1992 г. одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери – Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода.
Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены. От иконы Божией Матери и воды св. источника происходят многочисленные исцеления, Царица Небесная подает помощь страждущим, укрепляя сестер в вере, в выбранном ими нелегком служении Богу и людям. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) почитаемая икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери.
Не случайно Богородица явила новый Свой образ северной земле, освященной многими трудами и подвигами, именно тогда, когда люди особенно нуждаются в помощи Божией. Обретение почитаемой иконы стало краеугольным камнем, на котором стоит и укрепляется Покрово-Терве-нический женский монастырь.
Сегодня Тервеническая икона Божией Матери находится в южном приделе Покровского храма – главного храма обители. В красивом позолоченном киоте икона украшена дорогими крестиками, цепочками, другими приношениями людей в благодарность Божией Матери за помощь от Ее чудотворного образа. В монастыре также благоговейно хранятся частицы мощей святых Сергия Радонежского, Макария Киевского, Даниила Переяславльского, Нила Столобенского, Ионы Одесского.
Монастырь всегда нуждается в любой материальной помощи. Однако хорошо бы жертвователь понимал, что, помогая монастырю, он не становится благотворителем, спонсором, благодетелем монастыря, а всегда остается именно жертвователем – человеком, приносящим жертву в современных христианских и социальных реалиях.
Жертва – это момент личных отношений человека с Богом. Если человек будет воспринимать свой дар иначе, то благое дело не принесет его душе, его личности никакой духовной пользы, а напротив, может нанести большой вред.
Самым простым способом жертвы всегда был хлеб. Поминать усопших куском хлеба – это прекрасная древняя традиция, о которой хочется просить не забывать и в настоящее время. Хочется сказать о старой традиции посещения монастырей, о которой многие сегодня забывают. В монастырь было не принято приезжать с пустыми руками. Как великое благо для себя понималась возможность чем-то поддержать обитель. Дар мог быть небольшим, но от чистого сердца. Это могли быть продукты или что-то необходимое для совершения богослужения, и просто, для повседневной жизни насельников. Люди знали, что по законам духовной жизни, давая, они приобретают для себя намного больше.
Покрово-Тервенический монастырь открыт для людей, желающих его посетить. Приехать в монастырь можно с разными целями и, соответственно, в разных качествах: туриста, паломника или трудника. Прежде чем предпринять путешествие, необходимо задуматься о его цели, так как оно потребует от Вас внутренней готовности, путь в обитель не близкий.
Покрово-Тервенический женский монастырь основан с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна как Свято-Покровское сестричество храма свв.мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Мы все — будущие сестры обители — как будто вышли из темного царства и потянулись к свету. И этот путь надо было пройти, без ропота и без устали работая. Вот на этом пути, по молитвам устроителя обители, поднимающейся из небытия, и подавалась помощь Божия, Пресвятой Богородицы и наших русских святых. Нам же молитве еще нужно было научиться, и это, пожалуй, было самым трудным.
Помощь подавалась и через красоту мира Божиего, окружающего нас. Сама местность, где теперь обосновалась обитель — удивительной красоты. Храм Покрова Богородицы расположен на самой высокой горе тервенической земли. Стоишь рядом с храмом,и под твоими ногами, кажется, весь мир: вид на большое озеро, из-за которого рано утром поднимается солнце, подсвечивая воду озера, росу на траве, белые стены храма, луга и холмы, которые здесь в изобилии. И тишина. Тишина является неотъемлемой частью обители. Она поражает и оглушает, отсекая всякие порой кипящие в тебе ненужные мысли и помыслы. Господи, как хорошо в этом, Тобой подаренном обители месте! В этом удивительном месте невозможно не почувствовать присутствие Бога и не умилиться Его любви к нам, недостойным.
Первые крестные ходы вокруг будущего монастыря. Фото 1991г
Разрушенный Покровский храм. Фото 1993г.
Первые сестры новой обители с основателем и духовником о.Лукианом. Фото 1993г.
Труднее всего было первым: и целину поднимать, и дрова заготавливать, буржуйки топить; в холодном храме, где стены изнутри инеем покрывались, молитву творить. Могло ли не быть этих трудностей? Нет, их не могло не быть — в то время, а именно в 1991г.,наша обитель стала подниматься из небытия и была тогда единственным новым из многих поднимавшихся в то время в России монастырей. Все остальные монастыри поднимались со старых оснований под звон древних колоколов. Как оказалось, этот звон никуда не девается, хотя сами колокола давно уничтожены безбожной властью — его услышали и записали физики с помощью сверхчувствительных акустических приборов в местах разрушенных обителей, от которых оставался только один фундамент.
13 октября 1991 г., накануне праздника Покрова Богородицы, состоялся первый постриг первой насельницы поднимающегося монастыря. Первой стала монахиня, получившая в постриге имя София (в миру Мария Прокофьевна Артеменко). Верится, что это был не просто постриг, каких потом было много, потому что только в этот раз все приехавшие на праздник испытали настоящее потрясение. Всем дано было понять, что они являются свидетелями нового, пока еще мало понятного, но грандиозного и величественного события, которое нельзя было выразить словами, а только глубоким волнением и слезами. Наверное, именно в этот момент рождался монастырь, наверное, в этот момент он был внесен в небесный список монастырей. Что иное могло дать такое острое ощущение величественности и новизны, как не чудо рождения монастыря на древней земле, давно отмеченной Божией благодатью? Позже были другие постриги, но такое волнение, охватившее всех,больше не повторялось.
Первая Литургия и первый монашеский постриг в Покрово-Тервеническом монастыре. 14 октября 1991г.
Утром в день Покрова Богородицы — 14 октября 1991 г. — в разрушенном храме иеромонах Лукиан отслужил первую литургию. Последняя литургия была отслужена здесь, в благолепном тогда еще храме, в 1937 г. И снова вознеслись ее первые слова, обращенные к Богу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». В этот день в храм приехали и пришли пешком люди из окрестных сел и деревень,только не мог теперь храм, как прежде, прикрыть их и защитить от пронизывающего осеннего ветра — стены были разрушены, железо на крыше тоже не уцелело. Но тогда это не было главным. Главным было то, что отныне здесь вновь продолжилась некогда прерванная молитва, служащая самым надежным покровом человеку от всяких невзгод. Когда во время Евхаристии оставшиеся на крыше листы железа стали стучать по крыше с лязгом и грохотом, перекрывая хор и возгласы священника, было понятно, кому в этот день досаждала молитва благодарения Богу. Разве мог враг рода человеческого смириться с рождением монастыря, с рождением новой молитвенной жизни?!
Первое благословение и первое пожертвование было принесено с Небес. Было это так. Иеромонах Лукиан, вместе с тремя молодыми людьми — прихожанами храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, выполнял земляные работы по благоустройству территории монастыря. Недалеко от них остановилась машина, из которой вышли два человека, они тут же поинтересовались, могут ли поговорить со священником. Батюшке они поведали о том, что специально приехали из Петербурга, чтобы выполнить настойчивую просьбу своей умершей бабушки, которая три дня подряд является им во сне и просит их съездить в Тервеничи, найти батюшку и дать ему 10 рублей. Бабушка жила в деревне Ребовичи в 21 км от Тервеничей. «Там строится монастырь», — сказала явившаяся во сне. И это неважно, что сумма денег, пожертвованная с Небес, была небольшой. Пожертвование обрадовало всех, так как было воспринято прежде всего как известие о благословении Божием на жизнь нового монастыря, и кроме того, именно эта сумма, подобно двум лептам вдовы, оказалась больше всех — она предварила последующие щедрые пожертвования, отпущенные благословением Господним, в которых так нуждался поднимающийся из небытия монастырь.
В монастыре идет строительство административного корпуса