территориальное общественное самоуправление судебная практика

Территориальное общественное самоуправление судебная практика

Поступило в суд 18.05.2018

Именем Российской Федерации

«24» декабря 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,

При секретаре Каймышевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шоркина Олега Викторовича к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, главе администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании действий незаконными,

Шоркин О.В. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным исковым заявлением к А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, главе А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором просит признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе регистрации Устава ТОС « М. », незаконными, признать незаконными действия главы А. М. сельсовета в регистрации Устава ТОС « М. », обязать А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Главу А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения права.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ жители провели учредительное собрание граждан по созданию ТОС « М. ». По итогам учредительного собрания было принято решение о создании ТОС « М. », также собрание определило границы ТОС и утвердило Устав. Председателем ТОС « М. » был избран Шоркин О.В.

Шоркин О.В. обратился с заявлением к председателю Совета депутатов с просьбой установить границы ТОС.

ДД.ММ.ГГГГ на очередной №. сессии Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были установлены границы ТОС « М. ».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ председатель Совета депутатов МО М. сельсовета Сиволобов С.О. подтвердил факт установления границ ТОС « М. ».

Прокуратура Новосибирского района установила, что ДД.ММ.ГГГГ решением №. сессии Совета депутатов М. сельсовета учреждены границы ТОС « М. », и данное решение не направлено Г. М. сельсовета для подписания и опубликования, в связи с чем, председателю Совета депутатов М. сельсовета внесено представление об устранении нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ Шоркин О.В. обратился в А. М. сельсовета с просьбой осуществить регистрацию Устава ТОС.

ДД.ММ.ГГГГ Г. М. сельсовета Кудрявцев В.Ю. отказал в регистрации Устава ТОС « М. ».

Далее данное уведомление об отказе в регистрации Устава ТОС « М. » Новосибирским районным судом Новосибирской области было признано незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ Г. М. сельсовета ФИО 1 вновь отказал в регистрации Устава ТОС М. », с указанием, что решение №. сессии Совета депутатов М. сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении границ ТОС « М. » никто не отменял, оно являлось действующим на момент обращения в А. М. сельсовета о регистрации Устава ТОС « М. » и является действующим до сих пор.

Решение №. от ДД.ММ.ГГГГ очередной №. сессии Совета депутатов М. сельсовета об отказе в установлении границ ТОС « М. » обжаловано в Новосибирском районном суде Новосибирской области.

А. М. сельсовета отказала в регистрации Устава ТОС « М. », в том числе, по тем основаниям, что в границы территории ТОС « М. » входят земли общего пользования, земельные участки с коммуникациями, приусадебные участки и прочие территории, на которых не проживают и не могут проживать граждане, а также, что задачи и основные направления деятельности ТОС « М. » не соответствуют ни направлениям деятельности, ни требованиям действующего законодательства, в части присвоения полномочий в решении вопросов местного значения. В качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации Устава ТОС « М. » указано на не опубликование итогов собрания граждан.

Административный истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем, обратился в суд с указанными административными требованиями.

В судебном заседании административный истец Шоркин О.В. поддержал административные исковые требования по указанным в иске основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ А. М. сельсовета Шоркину О.В. было отказано в регистрации устава ТОС « М. » со ссылкой на непоступление решения Совета депутатов М. сельсовета об утверждении границ ТОС в А. сельсовета.

Между тем, решение №. сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не было не изготовлено, ни подписано, ни опубликовано и не вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов М. сельсовета пятого созыва решением №. очередной №. сессии отказал в установлении границ ТОС « М. ». Указанное решение вступило в законную силу, не оспорено и не признано незаконным.

Шоркину О.В. было отказано в утверждении границ ТОС « М. » ввиду несоответствия предложенных им границ требованиям ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ.

Территория, заявленная Шоркиным О.В. как территория, на которой ТОС « М. » планирует осуществлять свою деятельность, не является территорией проживания граждан и для этого не предназначена.

В соответствие с п.7.6. Положения о ТОС отказ в регистрации устава возможен только в случае непредставления документов, предусмотренных Положением, либо несоответствия положений Устава ТОС требованиям действующего законодательства.

Итоги собрания (конференции) граждан отражаются в протоколе, который представляется в А. М. сельсовета вместе с заявлением о проведении регистрации устава ТОС. Итоги собрания граждан подлежат обнародованию в порядке, установленном муниципальным правовым актом. Таким муниципальным правовым актом является Устав М. сельсовета, положениями которого предусмотрено, что итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию или обнародованию. Неопубликование (необнародование) итогов собрания граждан не соответствует принципам гласности в деятельности общественной организации, общедоступности информации об учредительных и программных документах и осуществления территориального общественного самоуправления непосредственно населением, проживающим на данной территории.

Полагают, что акт о размещении информации от ДД.ММ.ГГГГ не доказывает факта официального опубликования или обнародования итогов собрания, поскольку не содержит итогов собрания, а по своему содержанию является сообщением (уведомлением) о проведении учредительного собрания с указанием на повестку дня.

Кроме того, Шоркину О.В. сообщено, что в А. М. сельсовета поступило несколько обращений граждан, проживающих на территории, определенной как территория, на которой запланировано осуществление деятельности ТОС « М. », в которых жители не согласны с включением их в число членов ТОС, а их земельных участков – в состав территории ТОС « М. ».

На основании изложенного, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Ответчик- глава А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.

Изучив материалы дела, доводы административного иска, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ учредительным собранием граждан по организации территориального общественного самоуправления « М. » (ТОС « М. ») было принято решение об организации территориального общественного самоуправления « М. », границах его действия, избрании органов и ревизора ТОС, об основных направлениях деятельности ТОС, принятии Устава.

Шоркин О.В. был избран в совет ТОС, а также лицом, уполномоченным представлять жителей территории, на которой планируется организовать ТОС, при установлении границ ТОС и регистрации Устава ТОС.

ДД.ММ.ГГГГ Шоркиным О.В. А. МО М. сельсовет Новосибирского района Новосибирской области было подано заявление о регистрации Устава Территориального общественного самоуправления « М. ».

Как следует из положений части 5 статьи 27 вышеуказанного Закона территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (части 5, 11 статьи 27 Закона).

В соответствии с пунктами №. Положения регистрацию уставов территориального общественного самоуправления осуществляет А. М. сельсовета. Для регистрации устава в местную А. предоставляются следующие документы:

а) протокол собрания (конференции) граждан по созданию территориального общественного самоуправления, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального

общественного самоуправления, о наименовании территориального общественного самоуправления, об основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;

б) устав территориального общественного самоуправления, принятый собранием (конференцией) граждан;

в) в случае проведения конференции по организации территориального общественного самоуправления – протоколы собраний или подписные листы по выдвижению делегатов на конференцию.

Согласно пункту №. Положения А. М. сельсовета осуществляет проверку полноты представленных документов на соответствие требованиям пункта №. настоящего Положения, проверку устава территориального общественного самоуправления на соответствие требованиям действующего законодательства, и в течение одного месяца осуществляет регистрацию устава территориального общественного самоуправления.

Пунктом №. Положения предусмотрены случаи, при которых в регистрации устава ТОС может быть отказано: в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом №. настоящего Положения, либо несоответствия положений Устава территориального общественного самоуправления требованиям действующего законодательства.

Об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления письменной форме информируются граждане, подавшие документы на регистрацию.

Анализируя основания, указанные в отказе в регистрации Устава «ТОС», суд исходит из следующего.

Как следует из ч.3 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п.11 ч.3 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ).

Исходя из приведенных норм, форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления ТОС является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Согласно п.2.1. Положения о ТОС границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливается Советом депутатов М. сельсовета по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

Из п.2.4. Положения, с учетом изменений, принятых решением очередной 50-ой сессии Советов депутатов М. сельсовета №. от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение №. сессии Совета депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области», следует, что порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается правовым актом А. М. сельсовета. Границы ТОС должны устанавливаться с учетом следующих условий:

— границы территории ТОС не могут выходить за пределы территориального муниципального образования;

— на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;

ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов М. сельсовета №. созыва решением №. очередной №. сессии отказал в установлении границ ТОС « М. ». Указанное решение в судебном порядке было обжаловано Шоркиным О.В.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований Шоркина О.В. к Совету депутатов М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения №. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в полном объеме.

Указанным решением установлено, что действующее законодательство не содержит императивного запрета на включение в состав ТОС территорий поселения, которые фактически не являются территориями проживания граждан, однако при этом отвечают установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, между тем, установлен прямой запрет в той части, что границы территории ТОС не могут выходить за пределы территориального муниципального образования.

Как следует, из заключения кадастрового инженера №. от ДД.ММ.ГГГГ в границы ТОС были включены, в том числе земельный участок с кадастровым №. который относится к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, участок с кадастровым №.

Из схемы, приложенной к Уставу следует, что вышеуказанные участки не включены в границы в силу действующего законодательства, однако включены в состав границ ТОС « М. », что противоречит положениям ст. 27 Федерального закона № 1131-ФЗ и Положения о ТОС.

Согласно ст. 62 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, решением суда вступившем в законную силу установлено, что границы ТОС « М. » не установлены, что является одним из оснований для отказа в регистрации Устава ТОС « М. ».

В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 127-ФЗ территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Территориальное общественное самоуправление по смыслу положений ГК РФ создается в организационно-правовой форме общественной организации.

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (ст. 123.4 ГК РФ).

Как указано в ст. 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Проанализировав Устав « М. » суд приходит к выводу об отсутствии в нем положений об условиях и порядке приобретения и утраты членства в общественном объединении, о правах и обязанностях членов данного объединения, порядок внесения изменений и дополнений в устав, имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации.

Таким образом, сведения, содержащиеся в Уставе ТОС « М. », который был передан в А. М. сельсовета на регистрацию, являются неполными, что противоречит нормам действующего законодательства.

Кроме того, основанием для отказа в регистрации Устава ТОС « М. » А. М. сельсовета Новосибирского района Новосибирской области указано неопубликование (необнародование) итогов собрания граждан.

Согласно ч. 6 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решения собрания граждан, как правило, в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и всех заинтересованных лиц. На основании решения собрания граждан органы и должностные лица местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты, которые также в официальном порядке опубликовываются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ О.

Источник

Территориальное общественное самоуправление судебная практика

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;

7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.

(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *