теорию развивающего обучения разработал выготский

Основы развивающего обучения

теорию развивающего обучения разработал выготский. Смотреть фото теорию развивающего обучения разработал выготский. Смотреть картинку теорию развивающего обучения разработал выготский. Картинка про теорию развивающего обучения разработал выготский. Фото теорию развивающего обучения разработал выготский Олеся Рыбина
Основы развивающего обучения

Основы развивающего обучения

1. Разработка теории развивающего обучения

2. Соотношение в теории обучения и развития

3. Уровни развития ребёнка

1. Разработка теории развивающего обучения

Теории развивающего обучения были разработаны отечественными учеными Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым.

Еще в начале 30-х годов выдающийся психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым и его соратниками в 50-60-х гг.

Другая группа ученых, основываясь на результатах исследований, осуществленных в 60 – 80-х гг. под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, разработала другой вариант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход. Технология Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий.

2. Соотношение обучения и развития

Не был снят с повестки дня вопрос о соотношении развития и обучения и в более позднее время. К его рассмотрению обращался один из наиболее известных отечественных психологов Л. С. Выготский. Он подверг резкой критике теорию швейцарского психолога Ж. Пиаже, отстаивающего идею о том, что развитие идет безотносительно к обучению, а также другие позиции, которые в целом приводили к отрицанию роли обучения в развитии ребенка.

Л. С. Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

Т. о. в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий.Общеупотребляемыми стали следующие трактовки этих понятий:

3. Уровни развития ребенка

Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи.

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т. е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.

Л. С.Выготский сделал следующие выводы:

1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

И потому Л. С.Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т. е. на зону ближайшего развития ребенка).

Проект «Основы безопасности жизни» Обоснование выбора темы В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных.

Психологические основы дошкольной игры Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.

теорию развивающего обучения разработал выготский. Смотреть фото теорию развивающего обучения разработал выготский. Смотреть картинку теорию развивающего обучения разработал выготский. Картинка про теорию развивающего обучения разработал выготский. Фото теорию развивающего обучения разработал выготскийЛэпбук «Основы безопасной жизни» Лепбук для детей дошкольного возраста. Играя дети запоминают основы безопасности жизни,которые могут подстерегать их в любом месте:дома,на.

Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения» Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Мастер-класс «Технология развивающего.

Основы профилактики насилия в семье В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия «насилие». При описании этой проблемы часто используют такие.

Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ воспитатель. Володина Ирина Анатольевна. Аннотация: в данной статье.

Презентация «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» В презентации описаны технологии развивающего обучения, основной целью которых является развитие элементарных математических представлений.

Источник

Что понимается под развивающим обучением

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развивающее обучение — это одно из популярных направлений в теории и практике образования, которое ориентировано на развитие у учащихся познавательных, нравственных и физических способностей, посредством использования их потенциальных возможностей.

Понятие и сущность развивающего обучения

В настоящее время, из всех существующих технологий обучения, наиболее признанной и востребованной является технология развивающего обучения. У истоков формирования данной технологии стояли такие известные педагогики и психологи как Л. В. Занкова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.

Развивающее обучение – это обучение, основанное на управлении педагогом психическим развитием учащихся.

В процессе развивающего обучения педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие у учащихся данных, заложенных в нем природой от рождения.

В настоящее время под развивающим обучением понимается способ, который отличается от традиционного тем, что он:

Уровни развития ребенка по Л. С. Выготскому

На становление и последующее развитие идей развивающего обучения значительное влияние оказали труды Л. С. Выготского. До того времени, когда Л. С. Выготский занялся разработкой данного вопроса считалось, что развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное, осуществляется вслед за воспитанием и обучением. Именно Л. С. Выготский первый высказал мысль о том, что педагогика, направленная на развитие ребенка должна ориентироваться не на вчерашний день, а на сегодняшний. Только в том случае, если обучение «идет» впереди развития, оно будет действенным и эффективным. Это связано с тем, что таким образом обучение пробуждает и вызывает к деятельности целый комплекс функций, которые находятся на стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Л. С. Выготским были выделены два уровня в развитии ребенка:

Одним из важнейших качеств развивающего обучения является создание зоны ближайшего развития, которая способна вызывать, побуждать и приводить в движение внутренние процессы психических новообразований.

Таким образом, очень важно, чтобы обучение осуществлялось в зоне ближайшего развития учащихся.

На основании теории развивающего обучения Л. С. Выготского, в настоящее время разработаны ряд технологий развивающего обучения, например, технология развивающего обучения, разработанная и апробированная Л. В. Занковой, которая направлена на целостное и всестороннее развитие личности ребенка. Данная технология активно используется в начальной школе.

Принцип развивающего обучения Л. Н. Занковой

Основные принципы развивающего обучения были выделены и описаны Л.Н. Занковой:

Технология обучающего развития в России получила широкое распространение среди педагогов общеобразовательных школ. Это связано с ее эффективностью и простотой в применении. Однако имеются и те, кто негативно относится к данной технологии, так как считают, что обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимо одновременно для всех учеников.

Источник

«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья «Система развивающего обучения

Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского»

СОШ № 13. г. Нерюнгри

директор школы Прушенова Е.И.

Одной из задач современного школьного образования является подготовка учащихся к встрече с неопределенностями общества, с его культурами, нормами, которые формируются в процессе деятельности людей. Научить детей успешно осваивать эти нормы, выстраивать собственный маршрут деятельности – одна из задач, стоящая перед учителями школы. Но школа не только должна готовить детей к будущей жизни, а еще и организовывать продуктивное проживание детьми всех этапов школьного возраста. Для этого нужны компетентные учителя, которые умеют создавать ситуации неопределенности, ситуации, ставящие учащихся перед проблемой, заставляющие их делать самостоятельный выбор, что и должно привести к развитию. С этой целью в 1991 году педагогический коллектив СОШ № 13 вновь обратился к теоретическому наследию В.С. Выготского, его концепции о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций, концепции о ведущей роли обучения в развитии и системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. На заседаниях педагогических советов были рассмотрены теоретические вопросы и организована дальнейшая работа по подготовке педагогических кадров.

Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций. Уровни развития психики: уровень натурального развития – биологический: чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь центральная нервная система, уровень культурного развития – социальный: развитие речи, деятельность ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности.

Характер обучаемости ребенка раскрывает его потенциальные возможности, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее его развитие, выстраивает программу предстоящих действий

Последователями идей Л.С. Выготского стали: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков.

В основу системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

Концептуальные положения системы Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова:

Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий.

Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления.

Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.

Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским. Идея этой теории состоит в том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Концептуальные положения системы Л.В. Занкова:

Обучение должно идти впереди развития.

Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.

Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью.

На первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения цели.

Системы развивающего обучения в СОШ № 13. Концепция СОШ № 13

в 6-7 кл. – география, в 8-9 кл. – химия.

Апробация системы развивающего обучения Л.В. Занкова началась в 1996г.

Начальная школа в 1 – 4 классах, основная школа в 5-6 кл. (русский язык и математика).

Естественный (спонтанно идущий) процесс. Развитие может осуществляться как созревание и рост – прохождение человеком определенных ступеней, периодов, стадий.

Искусственный (результат педагогических или иных целенаправленных воздействий) процесс. Развитие рассматривается как искусственная, специально конструируемая деятельность, связанная с использованием определенных способов и средств, в том числе и педагогических.

В педагогической практике учет этих трех сторон происходит следующим образом.

1) В рамках роста и созревания учитываются психологические особенности возраста (особенности восприятия, ведущих деятельностей и т.д.). Образовательный процесс здесь строится, с одной стороны, как создание условий, наиболее благоприятных условий для роста и развития, с другой – как установление определенных ограничений, связанных с усвоением социальных норм поведения.

3) В ситуации саморазвития часто оказывается недостаточным создание условий и осуществление целенаправленных педагогических воздействий.

В ходе реализации системы развивающего обучения особое внимание уделялось содержанию образования, формам деятельности и совместности на ступенях образования, соответствующих этапам развития субъекта.

в основной школе – Степанова Н.В.. Прушенова Е.И., Крашевская Г.Л., Сафонова В.К., Клейнова О.П., Осипова Е.Б., Кобытева Г.П., Шмидт Е.В., Заречнева Л.Л., Сакал О.Б.,

Осадчая А.Г. Все учителя прошли курсовую подготовку в г. Москве и г. Томске.

Классы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова были открыты в 1992г., первые выпускники окончили 11 классов в 2003г. Всего было 9 выпусков, обучающихся в них 171 чел., из них было 6 медалистов. Классы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова открылись в 1996 г. и первые выпускники окончили 11 классов в 2007г. Всего было 5 выпусков, обучающихся в них 117 чел., среди них 6 медалистов. Результаты обучения детей в развивающих классах показали высокий уровень в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. Уровень развития интеллекта у них выше, они способны к анализу, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения, а также нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения. Методики развивающего обучения способствуют снижению фактора закомплексованности учащихся, развитию их самооценки, успешной социализации в обществе и умению ориентироваться в его неопределенностях.

Введение ФГОС НОО и ООО не стало для учителей СОШ № 13 неожиданностью, так как они овладели компетенциями учителей развивающего обучения и идеей системно-деятельностного подхода как основы ФГОС.

Основными методическими принципами современного урока являются:

• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Эти принципы лежат как в основе развивающего обучения, так и в основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Свой опыт работы по реализации программы развития СОШ № 13, развивающего обучения, федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО и сотрудничества с вузами и другими общественными организациями в классах экономического профиля представили учителя в форме Мастер-класс на республиканской конференции, посвященной 120-летию Выготского Л.С.» Субъективация образовательной деятельности обучающихся в условиях современного образования»:

2. Социальная ситуация развития ребенка, учитель начальных классов Дашимолонова С.Б.;

3. Взаимодействие учителя и ученика на этапе проектирования учебной задачи на уроках литературы, учитель русского языка и литературы Степанова Н.В.;

4. Организация сотрудничества с ВУЗами и другими общественными организациями в классе экономического профиля, учитель русского языка и литературы, классный руководитель в классе экономического профиля Попова Л.Л.;

5. Преподавания математики в классах экономического профиля, учитель математики Яковлева Н. С.

Источник

Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения

2.Концеция, идея, основные положения теории развивающего обучения

Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения

1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности

2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека

3.Определили понятие ведущего типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка,развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся)
3.Принципы развивающего обучения

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

4.Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования личности в интересах общества, человека, государства, результатом которого являются усвоение человеком систематизированных з.у.н, основной путь получения образования – обучение ( В.М.Полонский)

Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский)

Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский)

Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским. (В.М. Полонский) [ 5]

5.Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину),

закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание.

Закономерности развития психических функций:

Дети от 1 года до 3-х лет : быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстеиками и взрослым, формирование сенсорной культуры.Кризис 3-х лет – «Я сам».

Дети от 3-х до 7 лет : развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность.

6.Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании

«Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект. Основные понятия деятельностного подхода. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях можно рассмотреть условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер подхода.

Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций образования, а именно, как организация образовательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся образовательная среда, мотивация педагога и ребенка, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «образовательное пространство», «метод», «организация образовательного процесса», «пространство деятельности», «ситуация деятельности», «содержание образования», «социокультурное образовательное пространство», «средства образования», «субъектное пространство», «управление развитием личности», и др.

Особенность приведенного перечня заключается в его насыщенности идеями ситуативности образования. Базовой категорией в этом отношении выступает «ситуация деятельности», которая является модификацией понятия «педагогическая ситуация». Реализация деятельностного подхода в практике дошкольного образования. Общая ориентация при использовании данного подхода обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим образовательным эффектом обладает ведущий тип деятельности. Исследования показывают (Н. И. Гуткина), что современные дошкольники не умеют играть, т.е. у них слабо развита ведущая деятельность дошкольного возраста. Это приводит к тому, что не появляются к концу дошкольного возраста те психологические новообразования, которые появляются в случае хорошо развитой игровой деятельности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *